Главная страница

Площадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник


Скачать 9,53 Mb.
НазваниеПлощадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник
АнкорIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
Дата02.04.2018
Размер9,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#32633
страница5 из 21
Каталогid22081571

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Istoria_sovremennoi_774_arkhitektury_Sintez_formy_funktsii_i_kon, 04_U_D_I_Dug_Dyubosk_-_Kak_risovat_perspektivu.pdf, F_Kotler_K_Keller_Marketing_menedzhment.djvu, U_D_I_Maklakova_T_G_Nanasova_S_M_Arkhitektu.pdf, E_Lisitskiy_Suprematisch_worden_van_2_kwadrate.pdf, 1_Exploring_our_World_Oxford_Read_and_Discover.pdf, Best_of_Loft_T.zip, Irving_Stoun_Zhazhda_zhizni.fb2 и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

37 ский храм был только чудесной оправой с темным, немым, мертвым ядром. В зависимости от расположения колонн (обычно на фасаде античного храма было четное количество колонн) храмы подразделялись наследующие типы (рис. 24
):
1. Храмвантах – представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами (анты – выступающие стены, между которыми ставились одна–две колонны.
2. Если колонны располагались перед одним из фасадов (восточным, такой храм назывался простиль.
3. Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, то такой храм назывался амфипро-
стиль
(амфи – с двух сторон.
4. Если же колоннада окружала прямоугольное здание храма по всему периметру, то такой храм назывался периптер, что означает оперенный. Это самый распространенный классический тип греческого храма. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном (восточном) фасаде плюс одна колонна.
5. Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.
6. Были круглый в плане храм – моноптер, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей. Греческие храмы небыли одноцветными, а расписывались по вполне определенной схеме. Видимо, колонны и архитрав оставались светлыми, триглифы покрывались синей краской, метопы и поле фронтонов – красной, на которой хорошо выделялись скульптурные украшения. Черным, желтым, темно-коричневым и позолотой подчеркивались более мелкие архитектурные украшения. Краски были растительного (косточки плодов) ими- нерального происхождения (охра, лазурит. Замешивались они на горячем воске (техника энкаустики) ив таком виде наносились на камень. Наивысшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем афинского Акрополя.
Афинский
Акрополь – природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 м по длине, 130 м по ширине, уровень верхней площадки над морем – 156 м. Подъем на верхнюю площадку – с узкой западной стороны, обращенной к морю (рис. 25
). Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в свое время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

38 лестница. Справа от нее на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта – выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, так называемые кариатиды Главное сооружение Акрополя – посвященный Афине храм
Парфенон
(рис. 26). Этот храм – наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле – был завершен почти две с половиной тысячи лет назад, нонам известны имена его создателей их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа, на котором были изображены около трехсот человеческих фигур и двухсот лошадей, принимал участие Фидий. Парфенон уже 300 лет стоит в развалинах с тех самых пор как в XVII в, вовремя осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Как формировались города в Древней Греции Святыней каждого греческого города был акрополь – верхний город, который служил крепостью, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра. Центром города, кроме акрополя, была агора – городская площадь. Она объединяла группу общественных зданий здание управления полисом (пританей) издание собраний (булевте- рий). Памятники и портики служили украшением площадей. Строились стадионы и гимнасии для спортивных состязаний, музеи, выставочные залы. Жилые дома были самыми дешевыми сооружениями в греческих городах. Впрочем, были и роскошные дома, но они не относились к массовому строительству. Жилые дома в 1–2 этажа составляли застройку всех греческих городов. Удовлетворительным считался простой приют, годный для ночлега. Жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из маленьких клетушек, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика. Градостроительство ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

39 Жизнь греков протекала на площадях, в суде, под портиком. Улочки были тесными. В классический период начинает внедряться регулярная, основанная на прямоугольной сетке система планировки. Она стала господствующей в эллинистический период при строительстве огромных городов с населением до полумиллиона человек (Александрия. Более широкими делались одна или две главные улицы, на пересечении которых располагался общественный центр. Города обносились крепостными стенами из кирпича-сырца и камня, с боевыми башнями и воротами. Благоустройство, особенно в эллинистический период, достигало высокого уровня. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическими свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась канализация со сточными каналами, выложенными камнями и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть, каменные мостовые были тщательно выложены. В эпоху эллинизма преобразования в архитектуре и строительстве связаны с завоеваниями Александра Македонского. В общественных комплексах преобладают светские здания, обновляются театры, залы собраний, рынки, строящиеся теперь, как и храмы, из дорогостоящих материалов итак же богато украшенные. Появляются новые типы зданий – библиотеки, гробницы. Ордер теряет черты строгости, усиливается тенденция декоративности. Архитектура периода эллинизма, основанная на греческой архитектуре периода классики, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры. Особенности и достижения архитектуры Древней Греции
1. В архитектуре Древней Греции были созданы прекрасные сооружения непреходящего художественного значения.
2. Греческая архитектура оставила нам целый ряд типов зданий, дошедших почти без изменений до наших дней открытые театры, залы советов, стадионы и др.
3. Греческая архитектура ценна для нас тем, что воплотила в своих сооружениях реалистический характер, демократичность и гуманизм, органически свойственные греческому мировоззрению ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

40
4. Великим достижением античной Греции явилось создание закономерной стройной системы архитектурных ордеров, дающих законченное выражение тектоники стоечно-балочной конструкции в пластических формах.
5. На греческой культуре и архитектуре основано все дальнейшее развитие европейской цивилизации, искусства и архитектуры, причем русская культура связана с наследием античной Греции непосредственнее, чем западноевропейская, которая воспринимала достижения древних греков через культуру завоевавших Грецию римлян.
1.4. Древний Рим Под Древним Римом подразумевается не только город Рим эпохи Античности, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы – от Британских островов до Египта. Римское искусство – высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римляне, но и древние египтяне, греки, сирийцы, жители Галлии, Древней Германии и другие народы. В художественном мастерстве господствовала древнегреческая школа, нона формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду, прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов, вилл и просто хороших домов сдоб- ротной красивой мебелью – все то, что характерно для цивилизованного общества. Этапы развития древнеримской культуры

царский (VIII–VI вв. дон. э

республиканский (конец VI – I в. дон. э, наступивший, когда из Рима были изгнаны этрусские цари. В течение нескольких веков Римское государство было республикой. Империей оно становится в 31 г. дон. э. с правления Октавиана Августа, перешедшего к единовластию

императорский (I в. дон. э. – V в. н. эВ г, когда был свергнут последний император, Римская империя пала. Этот год считается концом Античного периода Древнего мира и началом эпохи Средневековья.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

41 Из завоеванных провинций в Рим в поисках работы стекались талантливые мастера, а также свозились замечательные произведения искусства. Особую роль в этом сыграла Эллада. В Древнем Риме существовало изречение Плененная Греция пленила своих врагов. Римская знать преклоняется перед греческим искусством и обычаями. Римляне знакомятся с сокровищами греческой цивилизации литературой, мифологией, поэзией, театром и философией. В Рим приезжают греческие философы, ораторы, скульпторы, историки. На римских площадях появляются мраморные копии знаменитых скульптур Фидия, Мирона, Поликле- та. Все это, конечно, влияет на художественные вкусы римлян. В отличие от греков – народа поэтов, философов, художников римляне были народом завоевателей, инженеров, юристов. В основе римской нравственности лежали простота, дисциплина и доблесть. Практичные, суровые римляне ценили те виды искусства, которые имели утилитарное (практическое) значение. Неслучайно они особо преуспели в тех видах деятельности, из которых можно извлечь пользу, выгоду в технике, прикладных науках, законодательстве. Но особенно римляне преуспели и были менее зависимы от греческих образцов в архитектуре и инженерном искусстве, которые стали ведущими искусствами Рима. В архитектуре Древнего Рима гражданские здания преобладали над культовыми. Если для греков главной постройкой был храм, то римляне создали много новых типов архитектурных зданий и сооружений, призванных подчеркивать идею могущества Римской империи форумы и амфитеатры, триумфальные арки и колонны, термы и базилики, дворцы и виллы, дороги и мосты. Египтяне, ассирийцы, греки тщательно отесывали прямоугольники камней, чтобы плотно подогнать их друг к другу. Этот метод, требующий много времени и труда, не устраивал воинственных и практичных римлян, так как главным строительным материалом в Древнем Риме были камень и кирпич. Возводить прочные и надежные крепости и оборонительные сооружения в покоренных землях следовало быстро. И римляне во II в. дон. э. придумали бетон – новый, прочный, водоупорный и огнеупорный строительный ма-
Особенности римской архитектуры Строительная техника
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

42 териал, который вначале применялся при строительстве дорога позже способствовал возникновению новых конструкций и архитектурных сооружений. Этот новый раствор состоял из воды, щебня, известии пуццоланы – красновато-пурпурного мелкозернистого песка вулканического происхождения. При возведении здания первоначально выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня (оболочки. Пространство между ними заполняли щебнем и заливали бетоном. Стены затем облицовывали плитами мрамора и гранита. Создавалось впечатление монолитной мраморной постройки. Отсюда и название нового метода – монолитно-оболочечный. Открытие бетона стало революцией в строительной технике. Основными конструктивными элементами у римлян были арка,
сводикупол, которые позволяли перекрывать огромные пространства без внутренних опор. Используя греческую ордерную систему, которая носила у римлян больше декоративный характер, и этрусский опыт возведения арок и сводов, они создали новую, типично римскую архитектуру, характеризующуюся особым размахом и колоссальными масштабами. Таким образом, римская архитектура строилась на сочетании этрусской арки и греческого ордера, который носил чисто декоративный характер. Арка, оформленная ордером, – римская архитектурная ячейка. Римляне были прекрасными строителями и инженерами. Вершиной строительной деятельности римлян являются безупречные инженерные сооружения дороги имосты, водопроводыиакведуки, которые отличались практичностью и долговечностью. Завоевав огромные пространства, римляне построили необычайно удобные и поистине вечные дороги. Самая древняя ведущая на юг Аппиева дорога была свидетелем всей истории Древнего Рима и, несмотря на солидный возраст, никогда не ремонтировалась. Секрет долговечности и прочности этой дороги заключается в удивительной подушке – подкладке из двух слоев бетона метровой толщины, – на которой лежат каменные плиты вулканического туфа. Там, где дорога упиралась в реку или ущелье, римляне строили мосты (виадуки, многие из которых прекрасно сохранились. Римские города имели систему водопровода и канализации. Изрек и источников вода подавалась в город покрытым Инженерные сооружения
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

43 каналам, проходившим через овраги, реки и над дорогами с помощью акведуков. Водопроводы, или по-латыни акведуки, известны с глубокой древности. Для снабжения городов и крепостей питьевой водой под землей прокладывали глиняные трубы от ближайших источников. Или строили длинные стены с желобом наверху, по которому текла свежая прохладная вода с гор. Порой водопроводные стены вытягивались на многие километры, перешагивая овраги и канавы. Поначалу возводили такие стены и древние римляне. Но потом сообразили, что если делать в стене проемы, то строить ее можно быстрее и дешевле. Меньше потребуется камня, меньше времени накладку. Строительная практика показывает, что полукруглый свод выдерживает бóльшую тяжесть, чем прямоугольный. Так римляне при строительстве акведуков стали использовать мостовые арочные конструкции. Рационализм римлян, их стремление к четкой организации государственного и военного уклада отразились в градостроительстве. Народ-завоева- тель придавал большое значение планировке и застройке городов, большинство из которых имело прямоугольную планировочную структуру военного лагеря с двумя главными взаимно перпендикулярными улицами – кардо (север – юг) и декуманус восток – запад. На пересечении этих улиц располагался форум административный и религиозный центр города. Главные улицы обрамлялись колоннадой и завершались триумфальными воротами у форума или проездными воротами у городской стены. Город-лагерь пересекался также и более узкими улицами, параллельными главным. Устройство такого лагеря было описано античным историком Полибием (II в. дон. э. Таким образом, в Древнем Риме был разработан типовой план города, который применялся римскими легионерами на всей территории огромной империи и позднее лег в основу многих городов Европы. Примером города, построенного по типу римского лагеря, могут быть Остия; Помпеи и Геркуланум, погибшие в 79 г. дон. э. при извержении Везувия Августа
Претория; Тимгад в Северной Африке. Центром деловой и общественной жизни римского города (здесь проходили народные собрания, устраивались ярмарки, вершился суди местом пересечения его основных магистралей был форум – главная го-
Градо- строительство Общественные сооружения
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

44 родская площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями базиликой – для суда и биржи, куриями – для заседания сената, тавернами – для торговли, табулариями – для городского архива. Форумы украшались статуями знаменитых людей и окаймлялись колоннами. Форумы столицы могущественной империи были грандиозными и величественными. Они формировались на протяжении почти всей истории Рима, перестраиваясь и достраиваясь в каждую эпоху, и имели поэтому сложную нерегулярную планировку. Первый форум в Риме – форумРоманyм – возник у подножия Капитолийского холма как место торговли и народных собраний в VII в. дон. э. Название форума, родившегося как место для торговых рядов, когда еще на различных холмах существовали отдельные поселения, произошло от слова
«форас», те. место за пределами жилого центра. После объединения города в единое целое, форум стал идеальным центром (и почти географическим стержнем) Рима. С этого момента торговая деятельность стала постепенно перемещаться в другие места. А форум стал местом празднования римских побед. Кг. дон. э. Рим превратился в столицу державы, размерами и мощью превосходившей все страны, какие только видел свет в ту пору. Римские владения простирались от земель на севере Европы до побережья Африки и берегов Евфрата. Затем республика сменилась диктатурой. Новые правители продолжали расширять границы империи, а на форуме разворачивалась нескончаемая череда триумфов, вовремя которых выставлялись напоказ победные трофеи. Это были возы, полные награбленных сокровищ, или живая добыча – плененные цари сих вельможами, закованные вцепи. Даже ничтожнейший из зрителей, наблюдавший такую картину, тщеславился сознанием своей причастности к этому успеху и упивался отраженным светом славы. Расположение римского форума как нельзя лучше отвечало таким общенародным ритуалам, как празднование цезаревых побед. Само пространство форума представляло собой продолговатую площадь (91,4 м в длину им в ширину, застроенную величественными зданиями, где совершались самые важные общественные дела, имевшие отношение к суду, торговле и религии. Как только Рим осознал себя великой мировой державой, его общественные здания начали приобретать облик небывалой
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

45 имперской мощи они вздымались все выше, простирались все шире, их убранство становилось все пышнее. Хотя украшавшие их обширные колоннады и декоративные капители отражали греческое влияние, римские общественные здания имели и собственные стилевые черты. Римляне воздвигали свои храмы на высоких платформах, так что вся постройка оказывалась как бы на пьедестале. И если высокий греческий храм смотрелся практически одинаково со всех сторон, то у римских храмов с фасада обязательно находился глубокий портик с колоннадой. Эта архитектурная деталь выполняла не только религиозное назначение ведь, поднявшись на такое возвышение, оратор мог легко взывать к народу, столпившемуся внизу, на площади. По мере того как Рим разрастался, а империя расширялась, старый форум становился теснее. Юлий Цезарь первым нашел выход из положения, начав строительство нового форума, который, по словам современников, оказался гораздо краше прежнего. Затем на протяжении последующих лет римские императоры следовали примеру Цезаря и сооружали собственные форумы вокруг старого. Появились форумы Цезаря, Августа, Вес- пасиана, Траяна. ФорумВеспасиана был настоящим островком культуры – со строгими садами, библиотекой, музеем. Самым красивыми величественным был форумимператораТраяна, правившего в I в. н. э. Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, образующими красивые узоры, на нем стояли статуи побежденных противников, храм и две библиотеки – греческая и латинская. Между ними стояла колонна Траяна, единственная сохранившаяся до наших дней. Она увековечила покорение Дакии (страна на территории современной Румынии. Раскрашенные рельефы колонны изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра. В честь памятных событий возводили триумфальныеарки и колонны, демонстрировавшие величие и могущество императорской власти. Одна из них была воздвигнута в 203 г. н. э. в честь императора Септимия Севера. Эта массивная трехпро- летная арка шириной 23 м является одной из самых крупных существующих мемориальных арок. Надпись на обеих сторонах аттика напоминает о победах Септимия Севера в войнах, в том
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом