Главная страница

Площадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник


Скачать 9,53 Mb.
НазваниеПлощадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник
АнкорIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
Дата02.04.2018
Размер9,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#32633
страница6 из 21
Каталогid22081571

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Istoria_sovremennoi_774_arkhitektury_Sintez_formy_funktsii_i_kon, 04_U_D_I_Dug_Dyubosk_-_Kak_risovat_perspektivu.pdf, F_Kotler_K_Keller_Marketing_menedzhment.djvu, U_D_I_Maklakova_T_G_Nanasova_S_M_Arkhitektu.pdf, E_Lisitskiy_Suprematisch_worden_van_2_kwadrate.pdf, 1_Exploring_our_World_Oxford_Read_and_Discover.pdf, Best_of_Loft_T.zip, Irving_Stoun_Zhazhda_zhizni.fb2 и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

46 числе над арабами. Эпизоды из этих войн высечены барельефом над арочными сводами. Неподалеку от выхода из форума Романум высится арка императора Тита, воздвигнутая после его смерти (81 г. н. э) в память подавления им иудейского восстания 66–70 гг. В надписи на арке Тит зовется «Дивус» – так римляне называли особо отличившихся при жизни королей и императоров, которых после смерти возводили в ранг полубогов. Изящная однопролетная арка была сооружена в I в. н. э. Высота арки 15,40 м, ширина
13,50 ми глубинам. Центральная часть, возведенная на высоком цоколе, декорирована коринфскими полуколоннами, поддерживающими фриз с изображением триумфа императора. В углах около пролета высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролета – два изумительных барельефа первый изображает триумфальное шествие с военными трофеями, захваченными при разрушении Иерусалимского храма, второй – императора Тита, управляющего квадригой. Колизей (лат. Colosseum – грандиозный) – самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире (рис. 27
). Постройка этого здания начата императором Веспасианом после его побед в Иудее и окончена в 80 г. императором Титом, который ознаменовал его открытие устройством в нем игр, продолжавшихся сто дней и стоивших жизни многим сотням гладиаторов и 5 тыс. диких зверей. Первоначально Колизей назывался по фамилии упомянутых государей – амфитеатром Флавиев, нынешнее название (итал.
Coliseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная св, и произошло либо от колоссальности его размера, либо оттого, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая
Нероном в честь самого себя. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих любимым местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, звериные травли, примерные морские сражения (нау- махии). Подобно другим римским амфитеатрам, он представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной, также эллиптической формы, и окружающими ее концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений одного с ним рода Колизей отличается громадностью своей величины. Длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось – 187,77 м, малая ось – 155,64 м, длина арены – 85,75 м, ее ширина 53,62 м
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

47 высота его стен простирается от 48 дом. При таких размерах он мог вместить до 87 тыс. зрителей. С внешней стороны здание представляло три яруса арок, покоящихся на пилястрах. К каждой пилястре в середине примк- нута полуколонна: в нижнем ярусе – дорического, в среднем – ионического ив верхнем – коринфского стиля. В пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе, как о том свидетельствуют изображения Колизея на дошедших до нас древних монетах. Над верхним аркадным ярусом шел четвертый, более высокий этаж, представлявший сплошную стену, расчлененную коринфскими колоннами. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трех- арочных ворот. Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I дои поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой. Нижний рядили по- дий, был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причем император имел особое, возвышенное седалище. Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на нее животных. Далее следовали места для публики, образующие три яруса, соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных, сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Скамьи же третьего яруса, зрители которого принадлежали к низшим сословиям, были расположены на более крутой наклонной поверхности, чтобы посетители третьего яруса могли лучше видеть арену и все, что на ней происходит. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше вовремя представлений помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента, защищавшего зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза еще до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

48 своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где еще сохранился четвертый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры, камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы. Под ареной, у фундамента внутренней стены, находились клетки для зверей, а ближе к середине арены обнаружено множество стен, столбов и сводов, поддерживавших арену или служивших для мгновенного появления из-под нее людей, животных, машин и декораций. Хотя новейшие раскопки распространились больше чем наполовину всего пространства арены, однако назначение многих из этих стен и столбов еще не разъяснено в точности. Колизей издревле считался символом величия Рима. Пока Колизей стоит, – говорили пилигримы в VIII столетии – будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнет Рим и вместе с ним весь мир. Жилые сооружения римлян делились на городские дома и сельские жилища виллы. Кв. дон. э. сложился городской тип римского жилища – патрицианскийдомус (патриции – класс римских граждан, состоявший из потомков наиболее старинных аристократических семей плебеи – класс римских граждан, состоявший из обедневших потомков первых земледельцев и ремесленников Рима, который представлял собой замкнутое прямоугольное здание с двором в центре (атриумом, жилыми помещениями вокруг него и табернами по бокам от вестибюля торговые лавки или ремесленное помещение. Атриум служил для приема гостей и имел перекрытие с отверстием (комплю-
виумом), через который вода попадала в бассейн (имтювиум). За атриумом, на противоположной от входа стороне, находился приподнятый на две ступени главный зал – таблинум. В глубине дома располагался сад (внутренний дворик с колоннадой) – пе-
ристиль (рис. 28
). Такие типы атриумно-перистильных домов хорошо сохранились в Помпеях. Для неимущего городского населения (плебеев) в период империи впервые в истории строятся инсулы – многоэтажные (высотой не болеем) городские жилые дома, сдаваемые внаем. Первый этаж строгих и простых инсул был большей высоты. Там располагались таберны и жил хозяин инсулы. Жилые сооружения римлян
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

49 Императорские городские жилища – дворцы отличались особой роскошью и наглядно воплощали могущество императорской власти, добившейся мирового господства. Величественный ансамбль императорского дворца, выстроенного на одном из 7 римских холмов, Палатине, называли Палациум. Именно отсюда появилось слово палаццо, означающее дворец. Уже в эпоху республики сложился сельский тип жилища – загородная вилла(вилла рустика) с господским домом, хозяйственным двором, садом, парком, термами, фонтаном и бассейном. Для виллы была характерна связь с природой. О планировочном решении загородных вилл можно судить по раскопкам в Помпеях и Геркулануме. Римский храм походил на греческий, но имел высокое основание дом подий, глубокий передний портик. Длинная лестница подчеркивала осевую композицию храма и устраивалась часто только со стороны главного фасада. Храмы решались как простиль или периптер, но встречались и круглые храмы. Из храмов, построенных в период республики, хорошо сохранились храм Фортуны Вирилис (богини судьбы) на Бычьем рынке (псевдопериптер) и храм Весты (круглый периптер). Храм Весты – одна из наиболее чтимых святынь. Веста – богиня домашнего очага, круглая форма которого отображала форму самого мира, с пылающим в центре нетленным огнем. С древнейших времен это святилище охраняли шесть девственниц весталок. Весталки принимали жреческий сан в возрасте от 6 до 10 лет, давали обет целомудрия и служили в течение
30 лет. Жизнь весталок нельзя было назвать безрадостной они имели ряд привилегий, немалый денежный достаток, высокий общественный статус. Весталки пользовались правом, мало кому доступным, разъезжать по городу на колесницах, занимали лучшие зрительские места на гладиаторских боях и были почетными гостями на всех общественных торжествах и пиршествах. Маленький округлый храм Весты окружен колоннадой колонны коринфского ордера, фриз украшен рельефами сизо- бражением традиционного римского мотива, символа жертвоприношений бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Выдающимся храмовым сооружением, имевшим круглый план, был Пантеон – храм всех богов, построенный Аполло- дором Дамасским в эпоху Адриана в 118–128 гг. Здесь впервые Храмы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

50 в Античности внутреннее пространство станет играть главенствующую роль. Диаметр купола и высота внутреннего пространства Пантеона равным, что превосходит по размеру все подобного рода конструкции вплоть до XIX в.
Когда-то перед храмом расстилалась длинная прямоугольная площадь. Замыкал ее мощный широкий портик, где 16 колонн в три ряда (первый – 8 колонн, второй и третий – по 4 колонны) несли тяжесть огромного треугольного фронтона. Площадь и портик как бы скрадывали впечатление, что храм круглый. И только пройдя сквозь распахнутые бронзовые двери, человек оказывался в удивительном пространстве – огромном шаре из воздуха и света, шаре, способном свободно вместить десятиэтажный дом. Сам купол внутри равен половине шара. На его вершине огромное круглое отверстие диаметром почтим. Врывающийся в него луч света освещал пространство храма рис. 29). Подобного нет нив одном здании мира. Император Адриан посвятил этот чудесный храм всем главнейшим богам Рима. Поэтому и стали называть его Пантеон, что по-древнегречески означало храм всех богов. В огромных нишах величаво восседали Юпитер, Марс, Венера, Рома. Всего ниш – семь. Самая большая, самая главная находится прямо против дверного проема. Чтобы не нарушать ощущения круга, ниши отделены от зала мраморными коринфскими колоннами. Если внимательно приглядеться, то неожиданно понимаешь, что это вовсе не ниши, а традиционные римские арки. Только заложенные с наружной стороны. И входная дверь тоже арка. В IV в. христианство стало государственной религией в Древнем Риме. Вначале виз Пантеона вынесли все статуи языческих богов и превратили его в христианскую церковь. Здание очень прочное, простояло, несмотря на пожары, войны и землетрясения, уже почти девятнадцать веков. Тысячи людей приходят сюда, чтобы осознать чудо Пантеона. Переступив порог, они вначале как бы растворяются в этом дивном пространстве, испытывая внутреннюю радость приобщения к некоему покою, величию, гармонии. А потом спешат в левый дальний край Пантеона, где находится скромная могильная плита. В 1520 г. здесь похоронили великого художника и архитектора эпохи Возрождения РафаэляСанти, автора знаменитых росписей дворца Ватикана и прославленной навесь мир картины «Сикстинская мадонна. На плите всегда лежат свежие цветы. Это дань уважения и признательности тем, кто дарит нам
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

51 красоту и пробуждает в нас самые лучшие, самые благородные чувства. Пространственный размах при цельности архитектурных комплексов, строгая лаконичность форм, суровая простота и законченность композиции, грандиозность планировки, выразительность образа – вот те важные черты, которые характеризуют одну из величайших архитектурных эпох. Римская архитектура оказала значительное влияние на развитие мирового зодчества. Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйтеосновнойтипзимнегожильяэпохипа-
леолита.
2. Назовитетипыконструкцийдеревянныхсооружений доисторическогопериода.
3. Изкакогостроительногоматериаласооружалипуэбло? Иглу
4. Чтотакоемегалитическиесооружения? Какиемегали-
тическиесооружениявызнаете?
5. НазовитеосновныеисторическиеэтапыразвитияДрев-
негоЕгипта.
6. Какойизперечисленныхпериодовназываютэпохойпи-
рамид?
7. Какоеархитектурноесооружениепредшествовалопи-
рамидамичтовпереводенарусскийязыкозначаетэтослово?
8. ПочемувсезаупокойныесооруженияДревнегоЕгипта строилиназападномберегуНила?
9. Какзвалиархеолога, которыйв 1922 г. нашелгробницу фараонаТутанхамона?
10. КкакомутипухрамовотноситсяхрамАмонавФивах?
храмфараонаРамсеса II вАбу-Симбеле? Заупокойныйхрам царицыХатшепсут?
11. Назовитеважнейшиеэлементыпсихологическоговоз-
действияархитектурыЕгипта.
12. Назовитеособенностигреческойкультурыиосновные этапыееразвития.
13. Чтотакоеархитектурныйордер? Назовитегреческие ордера.

14. Вкакихизвестныхвамзданияхвстречаетсяордерная система

15. Греческийхрамиегоособенности.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

52
16. КакиетипыхрамовсложилисьвДревнейГреции?
17. Назовитевысшеедостижениегреческойархитектуры эпохиклассики.
18. Чтоможносказатьокомпозиционномрешенииансамб-
ляафинскогоАкрополя?
19. ПеречислитесемьчудессветаДревнегомира.
20. Какиеновыетипысооруженийсоздалидревниеримляне?
21. Какойновыйстроительныйматериализобрелиримляне?
22. НазовитеосновныеконструктивныеэлементыДревнего
Рима.
23. Какиеинженерныесооруженияримлянвызнаете?
24. Какназываласьглавнаягородскаяплощадьримских городов
25. КакназывалсясамыйбольшойкупольныйхрамДревне-
гоРима?
26. ДлякакихцелейиспользоваласьбазиликавДревнем
Риме?
27. КакиезрелищныесооруженияДревнегоРимавызнаете?
28. КакиетипыжилыхсооруженийДревнегоРимавызнаете?
29. Какназывалсякрытыйдворвримскомдоме, гдеприни-
малигостей?
30. Вчемвывидитеособенностиримскойархитектуры?
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

53 Глава 2 АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековая эпоха охватывает более чем тысячелетний период господства феодализма, сменившего греко-римскую рабовладельческую цивилизацию. Термин средние века ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения (XV в. Средневековьем они назвали эпоху, отделяющую их от классической древности. С тех пор в историческую науку прочно вошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую. Тысячелетний период мировой истории с V по XV в. принято называть Средними веками. Главную роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство. Великая империя, ослабленная распрями, классовой борьбой и продолжающимися набегами варваров, в 395 г. распалась на западную и восточную части. Восточная часть получила название Византия.
2.1. Византийский стиль Византия – Восточная Римская империя в эпоху Средневековья. Название Византия происходит от древнего наименования ее столицы – Визáнтий, на месте которого в 330 г. императором Константином I Великим был основан Константинополь. В 1453 г. Константинополь был взят штурмом турецкой армией. Византия вошла в состав Османской империи и прекратила свое существование. В истории Византийской империи можно вычленить периоды

ранневизантийский (IV–VIII вв.) – эпоха наивысшего экономического, культурного расцвета и активного строительства ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

54

средневизантийский (IX–XII вв.), когда в архитектуре широкое распространение получает крестово-купольный тип культового здания

поздневизантийский (XIII–XV вв.) – время упадка могущества Византийской империи. Византия имела выгодное географическое положение, находилась на перекрестке торговых и культурно-полити- ческих путей Востока и Запада. Таким образом культура ее объединила в себе художественные и духовные ценности восточной и западной культур. Формирование византийской культуры происходит под влиянием новой религии – христианства. Центральный образ христианской религии – Иисус Христос и святые. И если античное мировоззрение идеализировало и обоготворяло самого человека, то средневековое возносит все чувства и переживания человека к Богу. Расцвет византийская культура переживает в VI в. при императоре Юстиниане I, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Центром политической, культурной, художественной жизни становится Константинополь, по праву получивший название Второй Рим. Особого размаха в Константинополе достигло монументальное строительство. Город, превращенный в мощную крепость, имел лучевую планировку улиц, сходившихся к площади. Его украшали храмы, дворцы, ипподромы, акведуки, термы, цирки, театры, библиотеки, арки, триумфальные колонны изысканной архитектуры. В Византийской империи излюбленным строительным материалом была плинфа, крупный и плоский обожженный кирпич размером ок. 35,5×35,5×5,1 см. При кладке использовался очень густой цемяночный (с добавлением измельченной обожженной глины и толченого кирпича) раствор. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда – рядами камня) получила название византийской Бетонная техника была забыта природный цемент (пуццолана) добывался только в Италии. Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур – купольнойбазилики,
центрическойцерквискуполомнавосьмиопорах и крестово-
Особенности византийской культуры Строительные материалы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом