Главная страница

Площадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник


Скачать 9,53 Mb.
НазваниеПлощадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник
АнкорIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
Дата02.04.2018
Размер9,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#32633
страница7 из 21
Каталогid22081571

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Istoria_sovremennoi_774_arkhitektury_Sintez_formy_funktsii_i_kon, 04_U_D_I_Dug_Dyubosk_-_Kak_risovat_perspektivu.pdf, F_Kotler_K_Keller_Marketing_menedzhment.djvu, U_D_I_Maklakova_T_G_Nanasova_S_M_Arkhitektu.pdf, E_Lisitskiy_Suprematisch_worden_van_2_kwadrate.pdf, 1_Exploring_our_World_Oxford_Read_and_Discover.pdf, Best_of_Loft_T.zip, Irving_Stoun_Zhazhda_zhizni.fb2 и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

55 купольнойсистемы. Развитие первых двух типов падает на ран- невизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в архитектуре средневизан- тийского периода. Основным местом культовых собраний жителей являлись храмы. В VI в. в Византии в основном строили храмы трех типов продольно-базиликальные, центрально-купольные, купольные базилики.
Продольно
-базиликальные храмы создавались на основе старых римских базилик. Представляли собой прямоугольные в плане здания. Внутри делились натри (или пять) продольных прохода – нефа (от греч. неус – корабль, отделявшихся друг от друга аркадой. Аркада – колонны, соединенные между собой арками. Центральная часть делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей. К ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Вход в здание располагался с западной стороны, а главная алтарная часть храма – апсида – с восточной. Именно там проходило богослужение (рис. 30
).
Центрально
-купольная(или центрическая) постройка. Такие здания восходят еще к античным мавзолеям – погребальным сооружениям. Такие храмы служили крещальнями (баптистериями) или поминальными храмами над могилами мучеников
(мартириями). В основе подобных сооружений лежит 8-гранник, внутри которого вкруг стоят колонны. На них ставился гран- ный купол, завершающийся шатром. Примером может служить церковь Сан-Витале в Равенне. Главный собор столицы Византийской империи – храмСвя-
той
СофииКонстантинопольской – был построен в 532–537 гг. по приказу императора Юстиниана I архитекторами Исидором и Анфимием. Храм относится к третьему типу – купольнойба-
зилики
(рис. 31). Это самое грандиозное и выдающееся произведение византийского зодчества. Храм – прямоугольный в плане мс четырьмя столбами в центре высотой 23 м (в плане каждая опора размером 5,3×7,5 м. На мощных опорах покоится центральный купол диаметром 31 ми толщиной 0,6 м. Высота от пола до верха куполам.
ИсидориАнфимий былине только прекрасными зодчими, но и выдающимися учеными и инженерами своего времени. Основная сложность, которую им пришлось преодолеть при строительстве храма Святой Софии, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором Юстинианом. Воз-
Храмы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

56 вести сооружение почти стометровой длины да еще перекрыть его куполом было почти неразрешимой задачей ведь чем больше тяжелый кирпичный купол, тем больше сила его распора, стремящаяся как бы раздвинуть, развалить несущие купол стены. В отличие от римских зодчих византийцы не имели под рукой сырья для производства бетона – вулканического песка-пуц- цоланы, который позволял создавать монолитные купола, практически не дающие распора. Чтобы погасить нежелательный эффект, можно было увеличить толщину стен, нов слишком толстой стене невозможно было бы проделать окна. Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола Софии Константинопольской. Она поддерживается пространственным скелетом хитросплетенных многочисленных арок и сводов, несущих основную нагрузку. В основу храма положен план трехнефной базилики. Средний неф, более широкий и высокий, перекрыт посередине куполом. Для того чтобы решить сложнейшую задачу сооружения круглого купола над базиликой, имеющей прямолинейные очертания, архитекторы придумали новую систему перекрытий. Купол был возведен на четырех столбах. Между столбами перебросили арки. Получили четыре взаимоперпенди- кулярные арки, пространства между ребрами которых заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус. На арках и парусах и покоится световой купол. Такая конструкция дала возможность зодчим сделать в стенах храма ажурные аркады (с южной и северной сторон залог- раничен двумя этажами великолепных колоннад – 107 колонн поддерживают арки, галереи и поместить множество окон. В основании купола находится сорок окон. Когда яркие лучи света светят в эти окна, снизу тонкие переборки между ними почти невидны. Купол словно парит над храмом, не касаясь стен. Пространство собора буквально пронизано светом. Главный купол сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, итак легки, что вес 12 горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами. Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Архитектурные детали – колонны, капители, полы – изготовлены из разных видов мрамора, гранита и порфира. Стены были расписаны фресками и отделаны сверкающей мозаикой.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

57 Позднее базилики уступили место крестово-купольному храму, конструкция которого отражает основную христианскую символику – крести купол (рис. 32
). Основу этого типа, получившего распространение в средневизантийский период, составляет укороченная базилика. Столбы делят храм на нефы (три, пять или более) – галереи, идущие от входа к алтарю. Центральный неф шире боковых, его пересекает широкий поперечный неф – трансепт, так что в плане четко выделяется крест, вписанный в общий прямоугольный план постройки. В центре креста – купол. Впоследствии этот тип разошелся по всему миру. В России он стал основой для строительства православных храмов. В странах Западной Европы в романской и готической архитектуре получил широкое распространение базиликальный тип храма. Западноевропейские христианские базилики имеют план в виде удлиненного латинского креста. Трансепт (поперечный неф) образует перекладину креста в планировке храма. Пересечение нефа и трансепта создает средокрестие, над которым возводился шпиль, возносящийся к небу. Восточная часть заканчивается апсидой, но апсиды могут также завершать рукава трансепта. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. Особенности и характерные черты византийской архитектуры
1. Если античный храм был домом статуи божества, а не местом для моления, и богослужение происходило перед входом в храм, то у христиан само слово церковь обозначает собрание верующих. Храм должен был служить помещением для такого собрания.
2. Внешние проявления византийского стиля выступают в необычайной торжественности, пышности, великолепии массивных архитектурных форм. Храм, вмещающий вовремя богослужения огромное количество народа, воплощает идею могущества христианства и незыблемости богоданной императорской власти.
3. Ведущие конструктивные элементы храма – арки, своды, полукупола и купола, их сочетание – конструктивный признак арочного стиля. Купол играет главную роль в византийских строениях, возвышаясь над массивным объемом самой церкви.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

58
4. Классические ордера упразднены, в интерьерах сохранялись лишь ордерные мотивы. Исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада, но нашла распространение аркада на колоннах.
5. Архитектура храма имеет символическое истолкование храм – дом Божий купола – небосвод крест в структуре храма – главный символ христианства полукруглая форма апсиды – символ Вифлеемской пещеры, где родился Христос и т. д. Важнейшими принадлежностями храма являются алтарный престол символ Гроба Господня, иконостас (алтарная преграда, амвон (кафедра) и крестильная купель.
6. Цель искусства Византии – поразить чувства человека. Все убранство храма продумано до мелочей, функционально обусловлено и трепетно-эмоционально. Ритуал богослужения проходил в центральной части храма под куполом (символом неба. Интерьеры храма украшала монументальная живопись – мозаика и фрески. Изображения сцен из Евангелия заменяли неграмотным книги, напоминали освященных событиях, вызывали желание подражать. Многоголосые хоры (музыка, декоратив- но-прикладное искусство, живопись, архитектура, объединенные и задействованные вовремя богослужения, интенсивно воздействовали на эмоции и духовное состояние верующих.
2.2. Романский стиль В то время как Восточная Римская империя, продолжая традиции греко-римского мира, просуществовала еще до XV в, Западная Римская империя жила под постоянным натиском варварских племен. В 476 г. был свергнут последний император, и этот год считается не только годом падения Западной Римской империи, но и концом античного периода Древнего мира и началом эпохи Средневековья. После падения Западной Римской империи на ее территорию продолжают вторгаться многочисленные варварские племена. Этот период, когда над Европой проносится вихрь нашествий, называют темными веками, временем Великого переселения и смешения народов. Это время образования на развалинах Римской империи недолговечных варварских королевств, ведущих между собой постоянные войны. Именно тогда начинает вырисовываться облик Западной Европы, возникший в результате слияния римского и варварского миров. Парадокс заключался
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

59 в том, что более развитая в культурном плане цивилизация сменилась цивилизацией, стоящей на более низкой ступени развития. И хотя было разрушено много античных памятников, Ост- готское и Вестготское королевства, особенно при правлении остготского короля Теодориха (493–529), старались перенимать римские культурные традиции. В конце V в. на территории сегодняшней Франции, Германии, Северной Италии и Испании образуется империя франков. Кв. Франкское государство, достигшее своего расцвета при Карле Великом (годы правления 768–814), объединяет различные племена в огромную империю. После его смерти империя распалась натри части, которые стали началом истории трех современных европейских государств – Франции, Германии и Италии. Вначале столетия, примерно в е годы, специалисты стали называть средневековое искусство романским те. родившимся под влиянием римского (от лат. romanus – римский. Таким образом, романский стиль в архитектуре сложился в период раннего Средневековья благодаря соединению двух культур – римской (античной) и местной (варварской. Стиль основывался на использовании опыта и элементов римской каменной архитектуры. Зодчество становится ведущим видом искусства. Огромное влияние на культуру, политическое устройство в этот период оказывает христианское учение. Могущество католической церкви огромно. Основным строительным материалом в Средние века был местный камень, главным образом известняк. В некоторых областях Франции применялись также разноцветные камни вулканического происхождения, в Нормандии – гранит, в Средней Италии для облицовки – мрамор. В северных областях Франции, в Германии и Нидерландах использовали кирпич. Кладка стен велась из небольших отесанных камней (квад- ров, уложенных на растворе. Обычно не оштукатуривавшаяся, она была важнейшим средством художественной выразительности, способствовала выявлению особенностей тектоники зданий. В Италии в качестве основного строительного материала наряду с камнем широко использовался кирпича в облицовке применялся мрамор, которым была богата эта страна. Особое значение приобретал укладываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, Строительные приемы и конструкции
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

60 но прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения давления вкладке стены или свода. Конструкции приобретали структуру и свойства, близкие современным каменным зданиям. Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции пришли цилиндрические своды. Светским постройкам, как и храмовым сооружениям, присущи тяжелые, массивные формы, толстые стены, прорезанные маленькими окнами-бойница- ми, внушительные башни, завершающиеся высокими шатровыми крышами пирамидальной или конусообразной формы преобладание горизонтальных членений над вертикальными. Главный мотив – полукруглая арка, используемая в конструктивных и декоративных целях. Арка была заимствована от римлян. Для романских мастеров древняя арка – любимый элемент, любимое украшение и даже игра. Нередко в романской архитектуре одна арка охватывает другую или даже несколько маленьких. Так обычно устроены окна две маленькие арочки под общей небольшой колонкой посредине в раме большой арки. В порталах дверей арки, постепенно уменьшаясь, углубляются в толщу стены. Аркада – основной и наиболее часто применяемый декоративный прием. Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны, которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами – пилонами. Романские капители имели простые геометрические формы, часто их украшали, вопреки конструктивной логике, резными рельефными изображениями (рис. 33). С развитием торговли и ремесла в XI–XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Св. города приобретают регулярную планировку. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей находился центр города – рыночная площадь, собор и ратуша. Характерные черты стиля Здания и архитектурные комплексы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

61 Центром феодального города служила большая рыночная площадь. Неподалеку от нее располагался городской собора в городах, где было самоуправление горожан, – городская ратуша. Ремесленники одной профессии жили обычно на одной улице. Центральная часть города была заселена и производила благоприятное впечатление, в других же кварталах стояли пустые развалившиеся дома. В эпоху Средневековья в Западной Европе строилось большое количество замковфеодалов, которые возводились на холмах или скалистых уступах. Окруженные глубокими рвами могучие каменные стены с зубцами, высокие башни, огромные ворота, поднимаемые на цепях мосты превращали эти жилища в хорошо укрепленные крепости, как бы символизировавшие власть феодала над окрестными землями. Центром крепости была массивная башня (донжон). Донжон (франц. donjon, от лат. dominium – владение) в западноевропейской средневековой архитектуре высокая, отдельно стоящая башня. Ее строили внутри крепостных стен, на открытом пространстве. Если враг врывался в крепость, ее защитники укрывались в донжоне – последнем владении. Вход в башню находился на втором ярусе, а приставную лестницу убирали внутрь. Донжон – символ независимости и свободы средневекового города. Обычно первый этаж предназначался для хозяйственных служб и кладовых, второй служил жилищем феодала, верхний отводился для челяди и охраны. Возникновение донжона связано не только с необходимостью защитить сеньора. Это, как отмечают французские исследователи, экономично и с военной и с финансовой точек зрения строительство укрепления в высоту приводит к сокращению площади, подвергающейся нападению, и отпадает необходимость в возведении очень дорогих массивных стен. С конца XI в. форма донжона усложняется. Для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен. Самое значительное создание романской архитектуры – храм Зодчие развивали унаследованные от раннего христианства типы центрической, чаще всего круглой в плане, и базили- кальной церкви. Храмы строились из тщательно отесанного камня и производили впечатление массивных и суровых сооружений. Базилика, как правило, трехнефная имела четко выявленные объемы и внушительные башни по сторонам западного
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

62 фасада и хора. В плане романский базиликальный храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол или конусообразный шатер. Ощущение большой высоты внутреннего помещения создавалось за счет перепадов высот значительных в сре- докрестии (включая высоту башни) и незначительных в главном нефе. На восточной стороне храм имел три апсиды, в западной части располагались хор (балкон) с обходом и крипта (подземелье для захоронений. Монастыри и монастырские соборы этого времени часто имели вид крепости. Монастыри вели собственное натуральное хозяйство и как крупные феодалы владели землей, лугами, лесами. Кроме соборов с мощными гладкими стенами, высоко расположенными узкими окнами – бойницами и оборонительными башнями по углам, на монастырской территории находились кельи послушников и странников, дома настоятелей, хозяйственные постройки, мастерские, скотные дворы, больница, школа послушников, иногда кладбище. Построенные в романском стиле здания обычно представляли собой систему простых объемов (кубов, цилиндров и т. п. Поверхности массивных стен расчленялись лопатками, аркатур- ными фризами и галереями. Высокие башни – один из основных элементов романской архитектуры (рис. 34). Феодальная раздробленность, замкнутость культурной жизни, устойчивость строительных традиций определили большое разнообразие архитектурных школ. Первоначальные формы романского стиля в архитектуре Италии появились уже в IX–X вв. (так называемый первый романский стиль, в архитектуре Франции – в конце X в. Монументальностью композиции отличалась бургундская школа, богатым скульптурным декором – школа Пуату, строгим декором нормандская школа. Романский стиль в Англии господствовал в конце XI–XII в. Романские храмы рейнской и особенно саксонской школ отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них выделяются церковь Михаила (XI в, соборы в Шпейере
(XI–XII вв.), Вормсе (XI–XIII вв.) и др. Собор вВормсе – величественное и суровое трехнефное, сильно вытянутое сооружение (рис. 35). Собор увенчан башней на средокрестье и четырьмя круглыми, с коническими кровлями, по углам две из них расположены в алтарной и две в западной входной части храма. С восточной и западной сторон
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом