Главная страница

Площадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник


Скачать 9,53 Mb.
НазваниеПлощадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник
АнкорIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
Дата02.04.2018
Размер9,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#32633
страница8 из 21
Каталогid22081571

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Istoria_sovremennoi_774_arkhitektury_Sintez_formy_funktsii_i_kon, 04_U_D_I_Dug_Dyubosk_-_Kak_risovat_perspektivu.pdf, F_Kotler_K_Keller_Marketing_menedzhment.djvu, U_D_I_Maklakova_T_G_Nanasova_S_M_Arkhitektu.pdf, E_Lisitskiy_Suprematisch_worden_van_2_kwadrate.pdf, 1_Exploring_our_World_Oxford_Read_and_Discover.pdf, Best_of_Loft_T.zip, Irving_Stoun_Zhazhda_zhizni.fb2 и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

63 расположены апсиды. Массивы стен собора проработаны узкими окнами, аркатурами на колоннах. И центральный и боковые нефы перекрыты сводами. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует мотив арки. Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы аркады, колоннады, античные детали и т. п. Получили многообразную разработку легкие арочные галереи. Наряду с базиликальными зданиями широкое распространение получили центрические здания баптистериев. В XI–XII вв. возник прославленный пизанскийархитектур-
ный ансамбль состоящий из собора, строительство которого началось в 1063 г, кампаниллы (так называемой падающей башни) и баптистерия. Собор – пятинефный; центральный неф перекрыт плоским потолком, боковые – крестовыми сводами. Нефы разграничены аркадами на колоннах с капителями. Над средокрестьем – эллиптической формы купол. Во внутренней облицовке использовано сочетание белого и черного мрамора. Тот же прием применен ив облицовке фасадов, причем основной материал составляет белый мрамора черный использован в качестве дополнительного средства. Превосходен главный фасад с поярусно размещенными аркадами на колонках. Многоярусные аркады опоясывают и падающую башню, придавая ей неповторимый характер. Круглый баптистерий в своей верхней части был завершен позже, во времена готики. Особенности и достижения романской архитектуры
1. Особенностью этого периода является то, что залет своего существования романская архитектура прошла путь развития более длинный, чем путь, который архитектура Древнего Востока проходила за тысячелетия. Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоратив- ных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

64 деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.
2. Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этапом развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений – монастырские комплексы, феодальные замки, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимала базилика.
3. Романская архитектура представляет сложную картину архитектурных школ, применявших различные строительные приемы и декоративные средства, что объясняется феодальной раздробленностью тогдашней Европы. Нов этой множественности форм романского стиля были общие характерные особенности тяжеловесность, массивность конструкций, полукруглые арки, толстые стены, небольшие проемы дверей и окон.
2.3. Готика Готикой теоретики эпохи Возрождения называли средневековую архитектуру Северной Европы, которую они оценивали как варварскую, готскую (от названия готских племен в Германии. Готическая архитектура возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер. Различают два этапа готической архитектуры

ранняяготика (XIII в

поздняя (пламенеющая) готика (XIV–XV вв.). В эпоху готики задача строительства гигантских храмов для сильно выросших городов потребовала радикального усовершенствования конструкции. Следовало разработать оптимальный вариант такой конструктивной системы, которая давала бы возможность осуществлять строительство обширных и величественных храмов с наименьшей затратой строительных материа-
Строительные приемы и конструкции
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

65 лови рабочей силы. Система эта должна была быть прочна и устойчива. Многого уже добились, совершенствуя каменную конструкцию, романские строители. Готические строители отказываются от массивных конструкций романской эпохи и переходят к принципу каркасности.
Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Это значительно уменьшило их распор в стороны, устремив почти всю тяжесть вниз. Во-вторых, была придумана система нервюр. Строители увидели, что в стрельчатых сводах, особенно пересекающихся друг с другом, напряжения распределяются весьма неравномерно, и основная нагрузка попадает на ребра конструкции. Поэтому именно эти ребра решили делать из твердого камня, заполняя промежутки более легким песчаником. Так появилась прихотливая система нервюр собора. Нервюры, беря на себя тяжесть, сводили ее к опорным столбам, которые часто оформлялись в виде собранного пучка колонн (рис. 36
). Такая конструкция делала излишней массивную стену и позволяла значительно увеличить пространство собора. Для того чтобы поддержать опорные столбы, ведь на них теперь приходилась вся тяжесть свода, по сторонам от центрального нефа ставился еще один ряд столбов (контрфорсов) и с них перекидывались арки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы. Мы и сегодня делаем практически тоже самое, подпирая падающую стену бревном. Стена теперь не являлась несущей конструкцией, и вместо глухих стен появляются огромные проемы, заполненные витражами красочными мозаичными окнами, во многом заменившими готике и иконопись и скульптуру. Единственной массивной частью храмового готического здания (собора) являлся главный фасад. В большинстве случаев, прежде всего во французской архитектуре, явившей поистине классические образцы готического стиля, на главном фасаде располагались две огромные массивные башни. Башня на сре- докрестье превращается в тонкий шпиль. Ведущее место в искусстве готики занимал собор, который вмещал все население средневекового города. Характерными чертами готических соборов являются стрельчатые (тонкие) арки окна в виде розы витражи, составленные из тысяч кусочков цветного стекла, изображающие библейские сюжеты башни с тонкими шпилями. Неотъемлемая часть хра-
Храмы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

66 мовой архитектуры – скульптура, которую католическая церковь использовала как проповедь в камне. Скульптура готических соборов – это удивительный мир, населенный христианскими святыми, персонажами Библии и странными чудовищами, рожденными народной фантазией. Скульптура в храме служила не только для украшения. Она наглядно рассказывала неграмотным об основных христианских истинах, подвигах святых, напоминала о том, что ожидает людей после смерти. Согласно христианскому вероучению, храм символизирует весь мира каждая его часть – какую-нибудь сторону земли или неба. Поэтому можно сказать, что скульптура представляла собой население этого огромного, сложного, символического мира. Ведущая роль в развитии готической архитектуры Европы принадлежала Франции. Крупнейшим памятником ранней французской готики является соборНотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери вторая половина XII – первая половина
XIII в. Собор был задуман как крупнейший в стране, отвечавший своими размерами и величием значению Парижа как столицы Франции. Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинеф- ную базилику. Его длина составляет 130 м, высота башен – 69 м. Собор одновременно может вместить 9 тыс. человек. Главный, западный, фасад собора с подчеркнутой четкостью делится натри яруса нижнюю часть, состоящую из трех порталов, среднюю часть – галерею королей с окном-розой, и верхнюю часть – башни. Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы. Скульптуры всех трех порталов стоят в ряду лучших произведений Средневековья. Они объединены одним общим замыслом изобразить всю религиозную историю христианства – от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур собора Парижской Богоматери, включая все 28 статуй Галереи королей, является копиями
XIX в оригиналы разбиты в годы французской революции. Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам де Пари чрезвычайно интересны знаменитые статуи химер. Они установлены на верхней площадке собора у подножия башен. Химеры, разрушенные от времени, были восстановлены в х годах скульптором Виоле ле Дюком. Этих страшных, фантастических существ средневековые авторы наделили внутренней психоло-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

67 гией: они живут – и это производит на зрителей чрезвычайно сильное, и, пожалуй, жутковатое впечатление.
XIII в. – время расцвета и наиболее ярких проявлений готического зодчества. К нему относятся прославленные соборы Реймса, Амьена и других городов.
Реймский собор строился 100 лет (с 1212 по 1311 г. Превосходен его главный фасад. Здесь наблюдаются общие черты, определившиеся к этому времени в архитектуре больших соборов Франции трехчастное деление по горизонтали и поверти- кали, перспективные порталы, окно-роза в центре фасада, две призматические башни и т. д. Подчеркнутая геометричность и линейность членений парижского собора здесь, в Реймсе, уступила место большей пластичности, ажурности и динамизму форм, устремляющихся ввысь. Количество статуй, рельефов увеличилось кажется, что буквально все свободные участки заполнены ими.
Поздняяготика относится к XIV–XV вв., ее называют иногда пламенеющей так как приобретающие усложненный характер декоративные формы, переплеты окон и другие элементы стиля включают тяги, стержни, нередко причудливо изгибающиеся, наподобие языков пламени. Строительство замков с конца XIII в. сократилось. В результате усиления в стране королевской власти новые замки могли строиться лишь по разрешению короля. В XIV в. замки возводят, как правило, лишь король и его приближенные. Кроме того, меняется и сам тип сооружения. Начинают строиться парад- но-увеселительные, охотничьи замки. Внутренние помещения в них отделываются с учетом как художественно-эстетических требований, таки удобства. В противоположность замкам городское строительство приобретает стечением времени все большие масштабы и значение. В городах сооружаются различные общественные здания, ратуши, а также жилые дома богатых горожан. В застройке городов на протяжении многих веков преобладают деревянные и фахверковые здания. В фахверковых домах деревянным делался каркас, заполнение же производилось из обожженного кирпича или же из мелких каменных блоков. Из камня сооружались дома лишь богатых горожан. Жилая застройка была чрезвычайно стеснена территориально, так как в пределах города земельный участок ценился очень высоко – отсюда узкие по фронту дома Здания и архитектурные комплексы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

68 и рост их по вертикали. Завершались дома, вследствие наличия двускатной крыши, чаще всего высокими фронтонами. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух, реже трехэтажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. В центре города строились главный собор издание городского самоуправления – ратуша, являвшиеся в системе застройки основными акцентами планировки. Городской собор был не только самой крупной церковью города, но и его общественным центром. Своим силуэтом он как бы символизировал значение города, его могущество и силу. В соборе происходили торжественные богослужения, произносились проповеди, перед храмом разыгрывались театрализованные действа – представления, здесь происходили диспуты, оглашались указы и постановления городских и церковных властей. Соборы строились в расчете на то, что здание сможет вместить практически все взрослое население города прихожан и всех желающих в нем молиться, в том числе и пришлых людей. Они воздвигались обычно там, где сходились основные улицы. Соборы должны были служить ориентиром как для горожан, таки для подходящих к нему путников. Башнеобразные постройки, высокие крыши, стрельчатые арки въездных вороти большого окна в центральной части фасада, скульптура, орнаментация – все это является характерными элементами готического зодчества. Готическая архитектура Германии также создала значительные соборы. Но вследствие политической раздробленности страны процесс складывания готического стиля здесь запаздывает, ив целом готика в Германии не дает столь четкой картины, как во Франции. Основные готические соборы Германии начинают строиться в XIII столетии (рис. 37
). Значительный вклад в готическую культовую архитектуру внесла Австрия Центральный средневековый памятник Вены – собор Святого Стефана принадлежит к числу крупнейших готических храмов Западной Европы XIII–XV вв. Собор построен по
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

69 зальной системе, все его нефы равны по высоте, главный фасад включает одну башню огромных размеров. Кв. относится подъем строительной деятельности в Чехии. Именно в это время в Праге был сооружен огромный собор Святого Вита – центральный храм всей Чехии (начало строительства г. Готическая архитектура в Англии охватывает период XII–
XV вв. Построенных целиком в готических формах соборов здесь относительно немного, так как до этого в стране были сооружены очень крупные романские храмы, достаточные для сравнительно немногочисленного населения городов. Особый характер стиля носит итальянскаяготика. В этой стране всегда были сильны традиции кирпичной архитектуры и сравнительно редко применялись каменные конструкции. Одним из значительных гражданских сооружений периода готики является знаменитый Дворец дожей в Венеции (1309–1340 гг.). Особенности и достижения готической архитектуры
1. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой в идеологии и культуре эпохи готики сохранялись феодально-церковные основы. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для готики характерны симво- лико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.
2. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий.
3. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Несоизмеримое с человеком пространство собора, устремленность ввысь его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей – все это оказывало сильное эмоциональное воздействие на верующих Смелая и сложная каркасная конструкция соборов эпохи готики позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, намного увеличить внутреннее пространство. Готическая архитектура была архитектурой общества, которое, обладая ограниченными средствами, стремилось к созда-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

70 нию грандиозных сооружений. Мастерам готического периода удалось изобрести остроумные методы строительства. Развивая достижения романского периода, строители готических сооружений искали более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал. Вопросы для самопроверки
1. Какимтребованиямдолженбылотвечатьраннехристи-
анскийхрам?
2. Какиеантичныепостройкибыливзятызаосновуархи-
текторамираннегоСредневековья?
3. Вчемотличиепродольно-базиликальногохрамаотцен-
трического?
4. Какбылиориентированывходиалтарьвхристианской базилике

5. КогдаикембылпостроенсоборСвятойСофиивКон-
стантинополе?
6. Какойтипхрамавпоследствииполучилширокоераспро-
странениевРоссии? Охарактеризуйтеего.
7. Назовитесамыйраспространенныйжанрмонументаль-
нойживописи.
8. Почемумонументальнуюцерковнуюживописьискульп-
туруназывали «библиейдлянеграмотных»?
9. Объяснитесимволикухристианскогохрама.
10. Какимвекамсоответствуетпервыйобщеевропейский стиль

11. КакимобразомсвязывалсяроманскийстильсРимом?
12. Назовитеосновнойстроительныйматериалроманской архитектуры.
13. Какиеконструктивныеэлементыиспользовалироман-
скиестроители?
14. Чемотличаютсяцилиндрическийикрестовыйсводы?
15. Назовитеособенностироманскогоархитектурногостиля.
16. Какиеглавныетипыроманскихсооруженийвыможете назвать
17. Какиеизвестныероманскиемонастыривызнаете?
18. Какаяпостройкаслужилаосновойроманскиххрамов?
19. Вчемотличиероманскиххрамовираннехристианских церквей
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

71
20. Чтобылоглавнымвыразительнымсредствомроманской архитектуры
21. Какназывалосьбашнеобразноеукрепленноежилище феодала
22. Какиспользовалистроителизамковрельефместности?
23. Какуюстрануможносчитатьродоначальницейроман-
скогостилявархитектуре?
24. Какаястранаявляетсяродинойготики?
25. Назовитеособенностиготическогостилявархитек- туре.
26. Чемготическийстильотличаетсяотроманского?
27. Какв XIII–XV вв. называлиархитекторовистроителей?
28. Чтосоставлялоконструктивнуюосновуготики?
29. Чемготическийнервюрныйсводотличаетсяотцилинд-
рическогоикрестового?
30. Какиетипыпостроекбылиопределяющимивготической архитектуре
31. Какуюрольвжизнигородаигралсобор?
32. Какиеизмененияпроизошливготическомсоборе: впла-
нировочнойструктуре, винтерьере, вовнешнемвиде?
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом