Главная страница

Площадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник


Скачать 9,53 Mb.
НазваниеПлощадь Святого Петра в Ватикане к курилоЛ. В. История архитектурных стилей Текст учебник
АнкорIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
Дата02.04.2018
Размер9,53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIstoria_arkhitekturnykh_stiley.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#32633
страница9 из 21
Каталогid22081571

С этим файлом связано 43 файл(ов). Среди них: Istoria_sovremennoi_774_arkhitektury_Sintez_formy_funktsii_i_kon, 04_U_D_I_Dug_Dyubosk_-_Kak_risovat_perspektivu.pdf, F_Kotler_K_Keller_Marketing_menedzhment.djvu, U_D_I_Maklakova_T_G_Nanasova_S_M_Arkhitektu.pdf, E_Lisitskiy_Suprematisch_worden_van_2_kwadrate.pdf, 1_Exploring_our_World_Oxford_Read_and_Discover.pdf, Best_of_Loft_T.zip, Irving_Stoun_Zhazhda_zhizni.fb2 и ещё 33 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

72 Глава 3 АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В конце XIII – XIV в. в Италии формируется новая светская культура, проникнутая гуманизмом античности. Его идеи звучат в литературе, философии, искусстве. Обращение к культурному наследию Античности получило название Ренессанс, или эпоха Возрождения. Ренессанс зарождается в экономически развитых небольших городах, в которых, как некогда в Древней Греции, складываются наиболее благоприятные условия для становления нового миропонимания, формирования независимой и энергичной личности, прогресса. Быстро растут города Флоренция, Генуя, Венеция. Успехи науки и техники, Великие географические открытия (например, Америки) дают человеку более глубокие представления о мире. В сферу производства включаются новые источники сырья и рынки, формируются зачатки капиталистических отношений. Развитие мануфактуры способствовало зарождению нового класса – буржуазии. Эта эпоха дала миру целый ряд выдающихся ученых, изобретателей, путешественников, мыслителей, художников, которые борются за торжество новых идей. Возрождение – уникальная эпоха в развитии мировой культуры и архитектуры. Увеличиваются масштабы гражданского, светского строительства, отличный от эпохи феодализма характер приобретают культовые сооружения. На основе архитектурных форм античности создаются новые типы зданий учебные заведения, больницы, воспитательные дома и т. д. В архитектуре эпохи Возрождения огромную роль играет личность художника. В мировую историю архитектуры входят имена великих зодчих – Брунеллески, Альберти, Браманте, Ми- келанджело, Делорма, Джонса, Эрреры, Леонардо да Винчи.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

73 Культура Ренессанса в Италии делится натри основных периода

ранний (с середины XIV – XV в

высокий (первые три десятилетия XVI в

поздний (с х гг. XVI – первая половина XVII в.
3.1. Итальянское Возрождение Наиболее характерные памятники Раннего Ренессанса сохранились во Флоренции. Флорентиец ФилиппоБрунел-
лески (1377–1446) – ведущий архитектор этого периода. Первыми произведениями Брунеллески стали Воспитательный дом для детей-подкидышей – госпиталь и приют невинных на площади Аннунциаты (1421–1444 гг.), а также возведенный в 1420 г. куполцерквиСантаМариядель
Фьоре во Флоренции (Святой Марии в цветах) (рис. 38
). Зодчий изобрел необычайно сложную для своего времени конструкцию легкий пустотелый купол имел двойную оболочку из песчаника) и каркас из восьми ребер, который опоясывали кольца. Грандиозный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным беломраморным световым фонарем, торжественно парит над городом как величественный символ Флоренции. Купол на долгие годы стал доминантой города. Значительное место в архитектуре Ренессанса в Италии занимали гражданские здания, палаццо (от лат. palatium; отсюда и русское слово палата) (рис. 39
). Палаццо – городской дворец знати. Он играл роль фамильной крепости. Строительство палаццо велось св. до конца Возрождения. По периметру центрального двора строились четыре блока жилых и хозяйственных помещений, образуя полый внутри куб. Таким образом достигался компромисс между нежеланием выставлять напоказ свою частную жизнь и стремлением похвастаться перед соседями роскошью фасада, выходящего на улицу. Стены палаццо, как правило, выполнялись в кирпичной кладке, иногда с бетонным заполнением и облицовывались камнем для междуэтажных перекрытий, кроме сводов, применялись балочные деревянные конструкции. Особенностью фасадов были огромные арочные оконные проемы, разделенные колонками. Одним из ярких произведений Ф. Брунеллески является палаццо Питти. Ранний Ренессанс
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

74 Характерные черты палаццо

четкое горизонтальное членение фасадов по количеству трех этажей

широкий вынос карниза

формирование композиции плана вокруг внутреннего двора, обрамленного арочными галереями

обработка фасадов рустом. Руст – камень с грубо колотой или выпуклой лицевой поверхностью (от лат. rusticus – грубый, неотесанный. Рельеф руста понижался с повышением числа этажей.
Палаццо
Медичи – самая капитальная постройка ученика
Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццоди
Бартоломео (1396–1472), сооруженное в 1444–1460 гг. Здание расположено на углу двух улиц, что дает возможность с наибольшей полнотой оценить в тесно застроенной Флоренции его мощный объем, основные членения, выразительность деталей. Палаццо Медичи отчетливо разделяется натри этажа. Первый этаж отделан грубым рустом, а верхние этажи – более гладкими, хорошо подогнанными друг к другу плитами. Мощные по пластике стены второго и третьего этажей имеют узкие высокие парные окна, объединенные арочной дугой и украшенные медальонами. Верх здания обрамляет сильно выступающий карниз с консолями, явно указывающий на подражание античной классике. Схема этого дворца получает одобрение современников ив течение всего XV в. воспроизводится в разнообразных модификациях.
Культурно-политическим центром Италии становится Рим – столица католической церкви. Папский двор стремился поднять свое значение показной пышностью. Ведущим вновь становится строительство культовых сооружений, при этом развивается архитектура парков, садов и загородных вилл. К строительству привлекаются архитекторы из разных городов Италии. Из Милана в 1499 г. был приглашен ДонатоБраманте (1444–1514), который становится главным папским архитектором. Воздвигнутый Браманте в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро ин
Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Петр, темпьетто (те. маленький храм) положил начало новому классическому стилю. Храм стоит на возвышении в несколько ступеней, окружен колоннами и увенчан куполом. Он естественно и горделиво впи-
Высокий Ренессанс
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

75 сывается в окружающее пространство. В плане – это ротонда с 16 колоннами римско-дорического ордера на расположенных по кругу ступенях. Над круговым антаблементом, за тонко прорисованной балюстрадой поднимается барабан, увенчанный куполом. Круговая стена и барабан расчленены пилястрами и расположенными между ними нишами и окнами. Постройка этого храма явилась подготовительным этапом работы Браманте над планом собора Святого Петра в Риме.
Собор
СвятогоПетра – самый большой католический храм в Европе. Он занимает площадь в 22 067 м, достигает в высоту
137 м, вместимость его 60 тыс. человек. Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 ми диаметр 42 м (рис. 40). Строительство собора Святого Петра велось в течение двух веков. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в его проектировании и строительстве. В 1506 г. был утвержден проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами. После смерти Бра- манте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлиненной продольной стороной. Наконец, в 1546 г. руководство работами во имя Бога, Пресвятой Девы и святого Петра было поручено
МикеланджелоБуонарроти (1475–1564), которому было тогда уже 72 года. Он возглавлял работы до самой своей смерти в 1564 г, те лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста, нона этом колебания в выборе основного плана собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор Святого Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. 18 ноября 1626 г. папа
Урбан VIII освятил собор. Фасад собора Святого Петра поражает своими мощными формами. Высота стен 51 м. Его украшают коринфские полуко- лонны высотой 28 м. Венчающим элементом является традиционный аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных (6 м) статуй апостолов, Христа и Иоанна Крестителя. И, наконец, над всем этим доминирует величественный купол грандиозных размеров. Он немного уступает по диаметру куполу древнеримского Пантеона, но гораздо выше его. Его размеры поражают. Так, длина пера в руке св. Луки, изображенного на сводах, – 2,5 м Все восемнадцать лет работы Мике- ланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собо-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

76 ра, сооруженного Брунеллески. Жесткость купола обеспечивают
16 ребер и двойная оболочка. На куполе фонарь высотой 27 м. Собор Святого Петра хранит множество исторических памятников Ватикана, в том числе скульптурную композицию
«Пьета» (оплакивание) работы Микеланджело. Образ Богоматери с телом мертвого Христа на коленях исполнен возвышенной скорби. На ее прекрасном лице нет страданий, лишь светлая печаль. В храме также установлена знаменитая бронзовая статуя сидящего апостола Петра, правая нога которого истерта прикосновениями припадающих к ней верующих. Храм украшен мраморной инкрустацией, мозаиками, обильной позолотой и многочисленными мраморными статуями. Под многоцветным мраморным полом главного нефа расположены крипты, известные как Ватиканские гроты. Здесь находятся гробницы многих пап. В 1667 г. архитектор Лоренцо Бернини создает перед собором площадь с колоннадой. Этот период отмечен наступлением католической реакции. Продолжаются традиции Высокого Возрождения, нов иной исторической обстановке, что отразилось на искусстве и архитектуре. Наиболее крупными зодчими этого времени были Джакомо
Виньола и Андреа Палладио.
ДжакомоВиньола написал пользующийся мировой известностью и практически используемый вплоть до XX в. трактат Правила пяти ордеров, в котором изложена простейшая система построения ордеров, основанная на кратных числовых соотношениях. Одним из лучших его произведений является вилла папы Юлия III к северу от Рима.
АндреаПалладио – современник Виньолы, его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии. Работы Палладио характеризуются совершенством в построении ордера, прекрасной отработкой деталей и особой пластичностью, мягкостью всех элементов архитектуры. Наиболее известная работа Палладио – вилла
«Ротонда» возле Виченцы (1552 г. Здесь классические формы античной храмовой архитектуры перенесены в загородную усадьбу геометрические объемы, высокий подиум, четыре ионических портика оформляют фасады, ротонда с куполом венчает постройку. Как всегда у Палладио, в этом сооружении пленяет изумительная гармоничность пропорций. Поздний Ренессанс
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

77 Творчество Палладио оказало огромное воздействие нами- ровую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма второй половины XVIII и первой половины XIX в. Архитектура итальянского Возрождения в значительной мере повлияла на архитектуру Франции и других европейских стран.
3.2. Архитектура Возрождения во Франции и Англии Архитектура Возрождения воФранции запаздывает по сравнению с Италией на целое столетие – признаки этого стиля отмечаются здесь лишь вначале в, что объясняется устойчивостью в стране феодализма, а также исключительно широким развитием в строительстве готической системы. Формирование основ архитектуры Раннего Возрождения связано с местечком на юге страны – Фонтенбло, где обосновалась колония итальянских художников и мастеров прикладного искусства. В архитектуре этого периода проявляется национальное своеобразие высокие крыши с круглыми окнами – люкарнами, очень большие дымовые трубы и др. Строятся замки короля и высшей знати, например замок Шамбор; к готическим сооружениям пристраиваются корпуса нового стиля, например замок Блуа возводятся ратуши. Во французских замках стены прорезаны высокими, от потолка до пола, сравнительно узкими окнами они имеют каменные крестообразные переплеты, что отвечает традициям готического стиля. Типичный признак Ренессанса членение здания на этажи тягами, приближающимися по своей структуре к антаблементу. На фасадах каждого этажа – пилястры, обрамляющие оконные проемы. Церковное строительство велось в небольших масштабах. В середине XVI в. в центре Парижа, на правом берегу Сены, архитекторами П. Леско и Ж. Гужоном возводится дворец, который унаследовал название стоявшего на этом месте средневекового замка – Лувр. От старой постройки сохранился лишь замкнутый план с квадратным двором. Перестроенный парадный дворец становится центром придворной жизни. Фасады
Лувра являются замечательным синтезом искусств. Архитектурный стиль ВозрождениявАнглии отмечается лишь с середины XVI в, что по сравнению с Италией позднее на целых 150 лет. Возникнув поздно, Ренессанс в Англии задер-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

78 жался до середины XVII в. – периода английской промышленной революции. Тематически монументальное строительство этого времени в Англии близко к французскому. В основном это замки аристократии, королевские дворцовые сооружения, отчасти городские жилые дома и общественные здания. Примеры, характеризующие становление Ренессанса в Англии Уоллатон- холл, Лондонский королевский дворец Уайт-холл, вилла королевы в Гринвиче и др. Особенности и достижения архитектуры эпохи Возрождения
1. Эпоха Возрождения ознаменовала новую стадию в развитии мировой архитектуры. Изменилась тематика в сторону увеличения масштабов гражданского, светского строительства. Иной характер приобретают культовые сооружения.
2. Характер архитектуры становится реалистическим, жизнеутверждающим. Ей присущи монументальность и величие, простота и спокойствие объемов и форм. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные формы квадрат, прямоугольник, куба также шар.
3. Главным в строительстве светской архитектуры становится постройка сооружений гражданского назначения палаццо – городских особняков знати, загородных вилл, приютов, библиотеки других сооружений культуры.
4. На основе изучения античных образцов начинается расцвет теории архитектуры, переработка античных традиций, использование ордерных средств и связанных сними декоративных элементов.
5. Стилевые особенности архитектуры Возрождения во многом связаны с национальными особенностями (каждая из европейских стран, подобно Италии, имела национальные черты архитектуры, но среди них могут быть выделены главные, сохраняющие свое значение в архитектуре всех стран симметрия композиции, деление здания посредством горизонтальных тяг на этажи, четкий метрический порядок в размещении оконных проемов и архитектурных деталей – распределение их на равных расстояниях друг от друга.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

79 Вопросы для самопроверки
1. Когдавпервыепоявилсятермин возрождение икемон былвведен?
2. Какпроявилсявискусствеархитектурыновыйстиль жизниимышления?
3. ПочемуархитектураВозрожденияобращаласькрим-
ским, анегреческимобразцамантичногозодчества?
4. НазовитеитальянскогоживописцаэпохиВозрождения, архитектора, писателя, историкаискусства, основоположника современногоискусствознания.
5. КтобылродоначальникомитальянскогоВозрождения взодчестве?
6. КакойработойпрославилсяФилиппоБрунеллески?
7. Какизменилсяобликсветскогозданияихрамавэпоху
Возрождения?
8. Какаяконструктивнаясистемаиспользоваласьпри строительствесооружений?
9. Чтотакое палаццо Характерныечертысооружения.
10. КакойгородсталцентромВысокогоВозрождения?
11. КтоявляетсяяркимпредставителемпериодаВысокого
Возрождениявархитектуре?
12. Перечислите архитекторов, принимавшихучастие встроительствесобораСвятогоПетравРиме.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

80 Глава 4 АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
4.1. Барокко Если Ренессанс определяется как эпоха, поворотная от Средневековья к Новому времени, тов это начало культуры Нового времени, это новое понимание мира и человека, новые эстетические вкусы.
XVII столетие в архитектуре отмечено стилем барокко. Стиль барокко (итал. barocco – причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Его основатель – МикеланджелоБуонарроти, первые работы которого в этом стиле – капелла Медичи во Флоренции гг.) и вестибюль библиотеки Лауренцианы
(1555–1568 гг.). Основные черты барокко – парадность, торжественность, динамичность, слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства. Человек перестает быть мерилом всех вещей, но воспринимается как часть мироздания, находится в сложных взаимоотношениях с ним. Главная тема искусства – драматическое столкновение личности и окружающего мира. На смену спокойной уравновешенности и совершенству образов Возрождения приходит сложная многогранность характеров, острота драматических столкновений личности и окружающего мира. Особенно это выражено в скульптуре, живописи. Если искусство Возрождения – это равновесие, умеренность, здравый смысл, разум, логика, то искусство барокко драматично, театрально, эмоционально. Все необычное, загадочное ка ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62

81 жется красивым, привлекательным, а ясное и правильное – скучными унылым. Если искусство Возрождения не было искусством официальным, то искусство барокко связано со вкусами королевского двора и католической церкви. Основные постройки храмы, монастыри, дворцовые ансамбли в окружении регулярных парков и садов. Стремясь создать впечатление монументальности, живописности, динамики форм, вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры, зодчие исходили прежде всего из внешнего пластического облика сооружений имея ввиду и экстерьер и интерьер. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, они зачастую пренебрегали логикой построения планов, допускали несоответствие между внешними объемами и внутренней структурой сооружения. Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призванным обеспечивать, поддерживать ту или иную пластическую форму. Сложные архитектурные формы барокко потребовали разработки новых инженерных решений. Здания сооружались зодчими, пришедшими в архитектуру из науки. В XVII–XVIII вв. наблюдается заметный прогресс в развитии конструктивных форм. Монументальная скульптура и монументальная живопись в барокко носили иной, чем в эпоху Ренессанса, характер. Вар- хитектуре Возрождения для произведений живописи и скульптуры отводились определенные места – часть стены, плафон и т. д. Произведения искусства, ограничиваясь отведенным им участком, гармонировали с архитектурой, дополняя и обогащая ее. В сооружениях барокко живопись и скульптура не укладываются в определенные рамки, они выходят за их пределы, не подчиняются архитектуре, а подавляют ее. Для архитектуры барокко характерны монументальность, грандиозность, пышность, динамичность, живописность, криволинейность планов (рис. 41). Обычно в основе барочных планов лежали эллипс, овал или иные геометрические фигуры сложной формы. Это стремление Строительные приемы и конструкции Характерные черты стиля
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом