Главная страница
qrcode

ответы .коммерческое. 34. Понятие и предмет коммерческого права. Соотношение коммерческого права с гражданским правом, предпринимательским правом


НазваниеПонятие и предмет коммерческого права. Соотношение коммерческого права с гражданским правом, предпринимательским правом
Анкорответы .коммерческое. 34.doc
Дата23.11.2016
Размер398 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаotvety_kommercheskoe_34.doc
ТипДокументы
#7768
страница1 из 6
Каталогid11686940

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Milovidova_Vi_-_Palitra_snov_2009.pdf, otvety_kommercheskoe_34.doc, Arbitrazh_otvety.doc, KPRF.rar, Istoria_soobscheniy.docx.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

  1. Понятие и предмет коммерческого права. Соотношение коммерческого права с гражданским правом, предпринимательским правом.


Коммерческое право – комплексная подотрасль гражданского права, представляющая собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих как частно-правовые, так и публично-правовые отношения, складывающиеся между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, либо с участием таких лиц, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предметом регулирования коммерческого права как подотрасли гражданского права, являются:

– имущественные отношения;

– связанные с имущественными личные неимущественные отношения;

– отношения, складывающиеся по поводу неотчуждаемых прав и свобод человека.
Коммерческое право как подотрасль гражданского права.

Как известно, основанием деления системы права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предметом коммерческого права является торговый оборот, то есть часть имущественного оборота.

Метод правового регулирования является диспозитивным, поэтому оснований для выделения коммерческого права в отдельную отрасль нет.

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее коммерческое право и предпринимательское право – разные отрасли права.

Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др. Так как понятие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право.

Как уже было сказано выше, коммерческое право является подотраслью гражданского права, так как регулирует сходные отношения – товарный оборот, являющийся составной частью имущественного оборота. Для коммерческого права, так же как и для гражданского права, характерно наличие диспозитивного метода правового регулирования.

Между коммерческим и торговым правом существует значительное различие.

Торговое право – это элемент подготовки специалистов в советское время. В постсоветское время активно развивается коммерческое право. В настоящее время в современной литературе термины «коммерческое право» и «торговое право» довольно часто употребляются как синонимы. Термин «торговое право», как правило, часто употребляется в США и некоторых странах Западной Европы (во Франции, Германии и др.). В этих странах торговое право понимается как право, регулирующее профессиональную торговую деятельность.

2. Понятие и содержание коммерческой (торговой деятельности).
Термин «коммерция» происходит от латинского «коммерциум», что означает «торговля».

Поэтому дисциплина «коммерческое право» изучает правовое регулирование торговли, торговой деятельности.

Не следует отождествлять понятия «коммерция» и «предпринимательство», поскольку последнее – это значительно более широкое понятие. Предпринимательская деятельность может быть и не связана с торговлей товарами. Предпринимательской можно назвать любую деятельность, направленную на извлечение прибыли.

В первую очередь следует отметить, что коммерческая деятельность -это особый, специфический вид деятельности, осуществляемый в рамках имущественных правоотношений между гражданами и юридическими лицами. Имущественные отношения - те, которые могут иметь денежную оценку (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Прежде всего это рыночные, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услугами, созданием и использованием интеллектуальной собственности. Однако необходимо учитывать, что сфера имущественных правоотношений значительно шире сферы коммерческих связей, в данном случае первая и вторая соотносятся как общее и частное, т. е. все коммерческие отношения имеют имущественный характер, и далеко не все имущественные являются коммерческими. Таким образом, коммерческие связи, с одной стороны, воспринимая основные признаки отношений имущественных (как один из их видов), с другой стороны, обладают специфическими чертами. Во-первых, они всегда сопряжены с извлечением имущественной выгоды (прибыли), во-вторых, характеризуются тем, что данная выгода (прибыль) приобретается исключительно посредством осуществления организованных и целенаправленных действий.

Таким образом, коммерческая деятельность - организованная деятельность, осуществляемая в рамках имущественных отношений и непосредственно направленная на извлечение имущественной выгоды (прибыли). Соответственно коммерческие отношения, составляющие предмет коммерческого права, - это взаимоотношения между субъектами коммерческой деятельности в процессе ее реализации.

Коммерческие отношения подразделяются на два вида: предпринимательские и непредпринимательские.

Предпринимательские отношения - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из данного определения видно, что такая деятельность характеризуется системностью, постоянством, целенаправленностью и специфическим субъектным составом (может воплощаться только специальными субъектами, имеющими государственную регистрацию: юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (граждане-предприниматели)).

Коммерческие отношения, не обладающие всей совокупностью указанных выше признаков, определяются как непредпринимательские. Например, эпизодические действия физических лиц, направленные на совершение единовременной сделки не могут расцениваться как предпринимательские, так как не обладают системностью, постоянством и производятся лицом, не относящимся к категории субъектов предпринимательства. Так, гражданин, продавая бывший в его употреблении автомобиль по цене большей, чем он был ранее приобретен, несомненно, является субъектом коммерческой деятельности, поскольку его действия организованы и направлены на извлечение имущественной выгоды, однако они не будут относиться к предпринимательским, так как носят эпизодический и несистемный характер. Данный вид коммерческой деятельности, как правило, реализуется посредством оборота товаров, оказания услуг и выполнения работ. Производственные отношения предполагают особую организацию и статус ее субъектов, т. е. данный вид коммерческих отношений почти всегда сопряжен с системностью, постоянством и особой субъектной организацией.

Таким образом, говоря о предпринимательской коммерческой деятельности, следует помнить, что сфера ее реализации значительно шире и предполагает производство товаров и услуг, их оборот, выполнение работ, предоставления прав и т.д..


  1. Виды торговли.

Традиционно классификация видов торговли выглядит следующим образом:

Первая классификация: по месту проведения торговых операций.

Здесь выделяют: 1) внутреннюю торговлю (то есть торговлю между местными или отечественными производителями и потребителями), 2) внешнюю торговлю (между производителями и потребителями, находящимися в разных странах).

Внешняя торговля подразделяется на: а) экспортную торговлю (между отечественным производителем и иностранным потребителем), б) импортную торговлю (между иностранным производителем и отечественным потребителем); кроме того, выделяют: в) транзитную торговлю (между иностранными потребителями и производителями при содействии отечественных посредников).

Вторая классификация: по степени приближения товара к потребителю.

Здесь выделяют: 1) оптовую торговлю (между торговцами) и 2) розничную торговлю.

Третья классификация: по способу передвижения товаров.

Выделяют: 1) сухопутную торговлю и 2) морскую торговлю.

Торговое мореплавание во многих странах имеет особое законодательное регулирование (в России это Кодекс торгового мореплавания – КТМ, в Италии это Навигационный Кодекс и так далее). Это объясняется тем, что морская торговля характеризуется значительными рисками, возможным отсутствием связи с кораблём, большими полномочиями капитанов и так далее.
4.История торгового права зарубежных государств. Дуализм частного права.
В развитии торгового права принято выделять три периода: это итальянский, французский и германский.

Первый период. Итальянский период – это XI-XV века. Это зарождение торгового права. Он характеризуется господством сословных начал. Купеческое торговое право выражается в обычаях.

Италия занимала выгодное географическое положение в торговле между Западной Европой и Азией. Поэтому в Италии приморские города превратились в торговые республики.

Купцы были господствующим классом, разделённым на гильдии.

Итальянское купеческое право осталось правом отдельных городов.

В этот период сформировались морские обычаи, применявшиеся в Средиземноморье.

Второй период. Французский период – вторая половина XV-XIX века.

Франция оказалась в центре наиболее экономически развитых стран. Экономические интересы купцов совпадали с интересами королевской власти.

При Людовике XIV была проведена первая кодификация торгового права и принят Торговый Кодекс 1673 года.

В 1808 году был принят Торговый Кодекс, более известный как Кодекс Наполеона. Этот Кодекс оказал большое влияние на торговые кодификации европейских государств. Он действует до сих пор.

Во Франции Торговый Кодекс действует не параллельно с Гражданским Кодексом, а дополнительно к нему. Он получил распространение во всех странах, входивших в Французскую империю.

Это был второй случай в мировой практике, после рецепции римского права, когда иностранный закон имел прямое применение.

После свержения Наполеона многие страны отказались от этого Кодекса, но их законодательство всё равно базировалось на нём.

Третий период. Германский период. XIX век.

Германия не была государством с силой централизованной властью, она представляла собой множество королевств и княжеств с независимой законодательной властью.

Принять единый Гражданский Кодекс долгое время не удавалось.

В 1847 году был издан Общенемецкий Вексельный Устав, после чего в 1861 году появился Общенемецкий Торговый Кодекс.

В отличие от Французского, имел параллельное действие с Гражданским Кодексом.

В 1896 году в Германии появилось Германское Гражданское Уложение, а в 1897 году было принято Германское Торговое Уложение, представляющее собой некий придаток гражданского права.

Публичное право определяет организацию государства, регулирует его отношения с

частными лицами. Оно включает в себя конституционное, административное, финансовое,

уголовное, таможенное право и др.

Частное право регулирует и защищает интересы отдельных (частных) лиц. Оно

включает в себя гражданское и торговое право.

В англо-американской системе права (в отличие от романо-германской) отсутствует

деление права на публичное и частное, что обусловлено прецедентным характером

разрешения всех споров и формированием единой системы общего права (Common Law).

Однако в юридической литературе, деловой практике и учебном процессе выделяют

торговое право как особый предмет (Commercial Law, Business Law).

"Дуализмом" частного права принято называть феномен "раздвоения" частного права

на гражданское и торговое, что выражается в одновременном наличии двух кодексов:

гражданского и торгового.
5. История коммерческого (торгового) права России.
Становление и развитие коммерческого права в России проходило по основным этапам, связанным с историческим развитием Российского государства:

  • дореволюционный этап;

  • советский этап;

  • постсоветский (современный) этап.

До 1917 г. в России торговые отношения регулировались различными законодательными актами гражданского права, и никогда не было самостоятельного торгового кодекса.

В дореволюционном этапе развития коммерческого права выделяются два основных периода.

1. Зарождение российского торгового права пришлось на середину XVII в. В это время были приняты:

Соборное Уложение 1649 г.;

Торговый Устав 1653 г.;

Новоторговый Устав 1667 г.

Особая глава Уложения 1649 г. была посвящена городам. Частновладельческие «белые» слободы в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторговый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках, чего для обеспечения экономической независимости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье.

2. Зарождение российского капиталистического торгового права пришлось на конец XIX – начало ХХ вв. В 1887 г. был принят Торговый устав, а в 1903 г., когда появилась необходимость упорядочить торговую деятельность различных обществ, он был переработан. В 1903 г. был принят Устав торгового судопроизводства, который определил порядок создания и деятельности коммерческих судов, которые решали все споры, связанные с торговым оборотом.

Особенностью советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом понимании. В советский период, когда экономика являлась полностью государственной, появилась идея создания такого коммерческого права, которое бы сочетало в себе административно-правовые и имущественно-стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, коммерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось.

В современной России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало заново развиваться. Становление коммерческого права в России происходит по мере становления и развития товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недостаточно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческого права. В результате всего этого развитие коммерческого права в России идет очень медленным темпом.
6. Торговое законодательство России.
Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2173 (в ред. 1997 г.) был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем, наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле. Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (в ред. от 05.10.2002) одобрен Классификатор правовых актов, сменивший Общеотраслевой классификатор 1997 г. В нем, в рубрике «Хозяйственная деятельность», имеется специальный раздел «Торговля». Этим признается специфика торгового законодательства, оно выделено из общего массива нормативных актов. Раздел «Торговля» разбит на несколько подразделов, которые — весьма неполно и нечетко — определяют круг отношений, принадлежащих к сфере торговли.

Правовой основой торгового законодательства служит Конституция. В качестве конституционной основы экономического строя она закрепляет положения о единстве экономического пространства в Российской Федерации, свободном перемещении товаров, услуг и капиталов, о свободе осуществления предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции и ограничении монополистической деятельности, равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и др.

Согласно ст. 71 Конституции установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся основ формирования рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами.

Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК. Наряду с ним издан ряд законов торгового права. Таковы Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Закон РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», КТМ, Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др.

Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и др. Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей.

В связи с намечаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) предусмотрено принятие пакета законов для приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации; принимает меры по защите отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции признаются составной частью правовой системы России. Это важное положение относится и к коммерческому праву.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций.

Следует указать на метод правового регулирования, свойственный коммерческому праву. В силу непосредственной взаимосвязи с гражданским правом коммерческое право использует единый с ним общедозволительный метод регулирования.

Названный метод состоит в предоставлении участникам торгового оборота возможности самостоятельно создавать

для себя субъективные права и юридические обязанности, совершать иные юридические действия. Субъекты торгового оборота приобретают права и осуществляют их своей волей и в своем интересе.

Общедозволительный метод обеспечивается в результате придания первостепенного значения в торговом и гражданском праве управомочивающим (дозволительным) нормам. Частным случаем дозволительности служит широкое применение диспозитивных установлений. Императивные обязывающие и запрещающие нормы наличествуют в торговом и гражданском законодательстве, однако они имеют вспомогательное значение. Так, правила о конкретных видах договоров предписывают сторонам согласовывать существенные условия, хотя непосредственное содержание таких условий определяется самими договорными контрагентами.


  1. Общая характеристика субъектов коммерческой (торговой) деятельности: понятие, виды.


Традиционно участниками (субъектами) торговой деятельности считают торговые

общества и отдельных торговцев (коммерсантов). Разделение участников торговли на

отдельные виды возможно по двум основаниям: юридическому и функциональному.

Последнее, к сожалению, четких, законодательно установленных критериев не имеет.

Рассмотрим юридические виды участников торговли.

1. Индивидуальный предприниматель (купец, торговец) - самый древний из

всех субъектов торгового оборота. Предприниматель обладает особым правовым статусом,

который расположен на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций. В отношении предпринимателя, как и любого гражданина, возможно ограничение и лишение дееспособности, признание безвестно отсутствующим или умершим. Предприниматель может умереть, и тогда его имущество переходит другим лицам по наследству, в том числе имущество, вовлеченное ранее в его предпринимательскую деятельность.

2. Юридические лица традиционно разделяются на коммерческие и некоммерческие

организации. Но это разграничение является весьма условным (ст. 50 ГК РФ), так как

некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью при

соблюдении следующих условий:

1. Извлечение прибыли не является основной целью деятельности.

2. Полученная прибыль не распределяется среди участников, а направляется на

достижение уставных целей организации.

3. Предпринимательская деятельность по своему характеру должна соответствовать

целям деятельности некоммерческой организации согласно уставу.

По действующему законодательству есть лишь одна разновидность некоммерческой

организации, которая не может вести коммерческую деятельность ни при каких условиях, -

это объединение юридических лиц (ассоциация или союз). В соответствии со ст. 121 ГК РФ для ведения самостоятельной предпринимательской деятельности ассоциация (союз):

создает хозяйственное общество;

участвует в хозяйственном обществе;

преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

Таким образом, коммерцией может заниматься любое юридическое лицо, за

исключением ассоциаций (союзов) юридических лиц.

3. Публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты,

муниципальные образования) в силу п. 2 ст. 124 ГК РФ приравнены по статусу к

юридическим лицам, а следовательно, также могут быть участниками торговой деятельности.

Следует отметить, что государство и муниципальные образования чаще всего участвуют в

коммерции опосредованно, т.е. либо через создание унитарных предприятий, либо через

приобретение в государственную или муниципальную собственность пакетов акций (долей) в других коммерческих организациях.

По функциональным видам участников торговой деятельности можно разделить на

изготовителей, посредников и потребителей. Нужно подчеркнуть, что в коммерции значение

посреднической деятельности огромно. Не случайно современная логистика в хозяйственной практике при выборе так называемого "канала распределения", т.е. пути продвижения товара от производителя к конечному потребителю, выбирает именно посреднические связи.

Это объясняется тем, что издержки производителя по организации сбыта товаров могут быть больше, чем вознаграждение специализированного посредника при большей эффективности продвижения товара.
8. Порядок создания юридических лиц – субъектов коммерческой (торговой) деятельности.
Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново)

или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке.

1. Нормативно-явочный порядок регистрации. Действующее законодательство не

допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его

создания (п. 1 ст. 51 ГК). Такой порядок применяется в большинстве случаев регистрации.

Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в

том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы

юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего

законодательства РФ. Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного

основного правила.

2. Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания

унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или

муниципальным имуществом.

3. Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных

организаций, что возможно после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи

лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих

организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой

выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы*(11).

4. Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных

регистрационных процедур:

внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и

представительств*(12);

уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной

комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса*(13).

Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических

лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором

подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям,

установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания

юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые

согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по

унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня

2002 г. N 439;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного

документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны

происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса

иностранного юридического лица - учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового

кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере

2000 рублей.

Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть

только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-

учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет

ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на

регистрацию.
9. Правовое положение представителей как участников коммерческой (торговой) деятельности

В торговом обороте конкретного товара могут быть применены разные схемы движения товара. В обороте могут участвовать все виды субъектов, а могут использоваться и прямые связи между производителем и потребителем.

Со времен административно-плановой экономики осталось стремление к сделкам долгосрочного характера, не требующим немедленного исполнения, что отражается в сохранении количества договоров по прямым связям производителей с потребителями.

Общемировая тенденция связана со стремлением сокращения времени разрыва между заключением договоров и их исполнением. Отсюда и возрастание роли представителей и посредников, формирующих различные каналы продаж товара, а также расширение функций вспомогательных участников оптовой торговли и видов правовых средств к осуществлению этих функций.

K основным видам представительства в коммерческой деятельности относятся:

- представительство, осуществляемое служащими коммерческой организаций;

- коммерческое представительство, осуществляемое различного рода самостоятельными агентами, которые заключают сделки от имени представляемого и находятся с ним в постоянных отношениях.

Представителями первого рода - служащими коммерческой организации - выступают физические лица, Действующие на основании трудового договора, в служебную функцию которых входит осуществление представительства коммерческой организации - руководитель, заместители руководителя, юрисконсульт, а также лица, которые непосредственно заключают сделку: розничные продавцы, кассиры и т.д.

Названные не являются предпринимателями, так как они:

- действуют не от своего имени, а от имени коммерческой организации, исполняя трудовые обязанности в соответствии с занимаемой должностью;

- осуществляют деятельность не на свой риск и несут за виновные противоправные действия дисциплинарную, а не имущественную ответственность;

- основной целью их деятельности не является получение прибыли, они получают вознаграждение за труд;

- они не подлежат государственной регистрации в качестве предпринимателей.

Тем не менее эти представители являются субъектами коммерческого права, участвуя в торговом обороте, обладая способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений.

Кроме того, участвуя в торговой сделке с превышением своих должностных полномочий, они могут быть признаны самостоятельной стороной в сделке в случае последующего неодобрения ее представляемым лицом.

Представителями второго числа являются лица (физические или юридические), не находящиеся в служебных отношениях; предпринимателем. Они сами могут быть и, как правило, являются предпринимателями, например, поверенный в договоре поручения (п. 3 ст. 972 ГК РФ).

В соответствии со ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими торговых сделок. Особенность коммерческого предпринимательства состоит в том, что коммерческий представитель может представлять разные стороны в сделке одновременно, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

- стороны выразили согласие на одновременное коммерческое представительство;

- это согласие выражено в доверенностях или договорах представителя со сторонами и содержит конкретные полномочия.

К коммерческим представителям относятся, как правило, торговые агенты - представители производителя в опредёленном регионе осуществляющие продажи продукции производителя, ведущие поиск потенциальных покупателей, переговоры, оформление передачи продукции.

Особенность правового положения представителя по Российскому законодательству состоит в том, что не признаются представителями те лица, которые выступают хотя и в чужом интересе, но от своего имени. В качестве таковых в п. 2 ст. 182 ГК РФ, в частности, названы коммерческие посредники.
10. Правовое положение посредников как участников (торговой) деятельности

Посредники и посреднические организации осуществляют сделки по покупке и последующей продаже товаров от своего имени и за свой счет. В настоящее время в России удельный вес посредников в торговой сфере незначителен, в те время как в развитых странах он достигает 75%[2]

К коммерческим посредникам относятся:

- дистрибьюторы посредники, которым предоставляются исключительные или преимущественные права на покупку и перепродажу определенных товаров или услуг в пределах оговоренной территории или рынка;

- брокеры или брокерские фирмы - члены или участники товарной биржи, подготавливающие и осуществляющие по поручению клиентов сделки на бирже. Их преимущество - знание конъюнктуры рынка, возможностей закупок и сбыта;

- дилеры - посредники, выступающие в торговом обороте от своего имени и за свой счет, являющиеся агентами крупных фирм и входящие в их дилерскую сеть;

- оптовые торговцы - торговые посредники, владеющие инфраструктурой рынка (хранилища, транспорт, цехи предпродажной подготовки, информационные сети и т.д.), осуществляющие закупки больших партий товаров для последующей их продажи розничным торговцам, а также лицам, закупающим товар для предпринимательских целей или для хозяйственного использования, за исключением домашнего, семейного и иного подобного потребления;

- розничные торговцы — торговые посредники, осуществляющие продажу товаров поштучно или в небольших количествах для личного потребления (домашнего, семейного и иного).
11. Правовое положение индивидуального предпринимателя (понятие, признаки, особенности правового положения, порядок государственной регистрации).
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом