Главная страница
qrcode

Понятие культура. Теория. Понятие культура. Функции и разновидности культуры


Скачать 325,09 Kb.
НазваниеПонятие культура. Функции и разновидности культуры
АнкорПонятие культура. Теория.pdf
Дата01.10.2017
Размер325,09 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPonyatie_kultura_Teoria.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39915
Каталогid149466963

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: 04_ORFOGRAFIYa_kurs_teorii__praktika.pdf, 23_Zadanie_23_EGE_2017_po_RUSSKOMU.pdf, Ch_2_Sakharov_A_N_Istoria_Rossii_10kl_XVII_-_XIXv.pdf, Algoritm_vypolnenia_zadania_S9.pdf, 03_SLOVOOBRAZOVANIE_kurs_teorii__praktika.pdf, 22_Zadanie_22_EGE_2017_po_RUSSKOMU.pdf, Ch_1_Sakharov_A_N_Istoria_Rossii_10kl_s_drevneyshikh_vremen_do_k, Anisimov_E_-_Istoria_Rossii_ot_Ryurika_do_Putina_Lyudi_Sobytia_D, Algoritm_vypolnenia_zadania_S8.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы

Понятие культура. Функции и разновидности культуры.
Культура - исключительно многообразное понятие. Его границы слишком размыты, чтобы дать одно чѐткое определение. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры.
С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части - культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая - в движении. К культурной статике относятся базисные элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.
Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология, этнология, археология, история культуры и др. В чѐм же специфика социологического анализа культуры?
Социологический анализ культуры даѐт возможность изучать социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направления еѐ движения.
В социологии нет единого подхода к исследованию явлений культуры. Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии подходы к исследованию культуры.
Подходы к исследованию
Конкретизация
Предметный
Культура понимается как искусственно созданное и противостоящее
природному, естественному. Культурой является всё то, что создано
человеком. Она разделяется на материальную (предметы, с помощью
которых реализуется деятельность человека) и духовную (ценности, с
помощью которых организуется прежде всего коммуникация
субъектов). Культура, таким образом, представляется организованной и
лигитимизированной системой образцов, которые усваиваются в ходе
социализации, и на основе которых строится любая социальная
активность. Такой подход в социологии хорошо разработан, но имеет и
ряд существенных недостатков. Так, нет чётких критериев, позволяющих
оценить тот или иной предмет в культуре, единство культуры
нарушается разделением её на две противостоящие друг другу
подсистемы - материальную и духовную, культура предстаёт как некое
статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению.
Деятельностный
Культура определяется как качественная характеристика любых форм и
результатов человеческой активности, задающая её границы,
определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в
глазах социализированных в ней субъектов. Механизмы культуры
отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания
деятельности и коммуникации, социальных связей и отношений, в
которые включены социальные агенты. Конечная цель
цоциологического анализа культуры, с позиций деятельностного
подхода, - оценка культурного потенциала индивидов и групп как через
количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные
творческие "вставки", которые они делают, самореализуя себя в
социокультурной жизни. Наряду с достоинствами этот подход имеет и
свои недостатки. В частности, акцент делается не на собственно

культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К
тому же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания
и сравнения культурного уровня различных субъектов.
Ценностный
Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или
иным социумом. Основанием объединения людей для реализации
совместных целей и их дифференциации при несовпадении и конфликте
целей служит общность и различие ценностей. Отсюда, основа
существования социума - усвоение тех или иных ценностей в ходе
социализации и их воспроизведение в реальной деятельности.
Ценностный подход позволил ввести в сферу анализа собственно
культурное содержание, акцентируя творческое начало культуры. Но и
он имеет свои ограничения. Так, даже в рамках одной культурной
целостности возможны различные ценностные ориентации и разное
понимание того, что является ценностью, а что нет. Это порождает
проблему обоснованности принятых ценностных критериев для
конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Кроме того, при
сравнении различных культур нельзя сказать, что одна из них "лучше",
чем другая, не встав на определённые ценностные позиции.
Технологический
Развивая деятельностный подход, данная теория подчѐркивает
функциональность культуры. Культура как особая
совокупность средств и механизмов для решения проблем, с
которыми сталкиваются еѐ носители, технологична по своей
природе. С точки зрения технологического подхода, важно не
столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается.
Культура предоставляет различным видам активности
социальных агентов апробированные, типологизированные и
институциализированные (нормированные,
легитимизированные и санкционированные) программы
деятельности. Быть в культуре означает уметь оперировать еѐ
механизмами и продуцировать новые нормы поведения. Однако
и этот подход не может претендовать на универсальность.
Недостаточно проработанной остаѐтся проблема столкновения
различных программ организации социальной активности. За
рамками рассмотрения оказываются способы создания новых
механизмов деятельности и методы их внедрения в культуру.
Символический
Суть культуры понимается как организованность определѐнных
символических форм. В основе культурного взаимодействия
лежит понимание символов и умение с ними работать. Знаково-
текстовое оформление культуры позволяет людям
"схватывать" ценностные основания культуры, транслировать
их через символические системы и структуры коммуникации и
деятельности, формируя эти структуры через обмен символами
между реальными социальными агентами. Данный подход
обычно комбинируется с ценностным подходом, усиливая его
исследовательский потенциал.
Игровой
Культура рассматривается как самоценная игра, организующая
уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и
возможные схемы коммуникации и действия. Быть в культуре -
это значит играть по принятым правилам. Правила можно
менять, но если они приняты, их нарушение ведѐт к
"выпадению" за рамки данного социокультурного
пространства. Благодаря игровому подходу произошло
окончательное акцентирование креативных (творческих)
функций культуры.

Текстовый
Он исходит из того, что культура формируется и развивается в
особом знаковом пространстве, отдельном от собственно
социального пространства. Носителями автономной знаково-
оформленной значимой информации являются сообщения на
том или ином языке. Ряд сообщений приобретают статус текстов
при их дополнительной смысловой нагруженности в культуре.
Быть в культуре означает знать коды, в которых зашифрованы
еѐ тексты, и уметь работать с ними. Положение субъекта в поле
культурных смыслов, а через них, в значительной мере, и его
социальные возможности, определяются уровнем доступных ему
языков, кодов и текстов. Данный подход имеет высокий
исследовательский потенциал, хотя собственно в социологии
используется не столь активно по сравнению с другими
гуманитарными дисциплинами.
Коммуникативный
Этот подход близок к текстовому, но обращает внимание,
прежде всего, на взаимосвязь знаковой и социальной реальности
через системы коммуникаций. Сообщения могут передаваться
по различным каналам как пространственно между
культурами, их подсистемами и субъектами, так и во времени.
Акцент смещается с проблемы содержания на проблему
передачи информации, описывается и анализируется "цикл
жизни" различных сообщений в тех или иных каналах,
оценивается эффективность социокультурных взаимосвязей. По
сравнению с технологическим подходом коммуникативный
имеет существенное преимущество: при определѐнной
модификации позволяет работать и с содержаниями сообщений.
Диалоговый
Культура является сложным, иерархически
структурированным и многоуровневым, полифункциональным,
самоорганизующимся образованием, в котором постоянно
организуется диалог (полилог) различных традиций и
содержаний как в пространстве еѐ существования, так и в
исторической ретроспективе. Агенты культуры постоянно
находятся в ролях разных, пересекающихся между собой
смыслов. Через механизмы коммуникации происходит
постоянная работа по соотнесению этих смыслов как условие
нормального функционирования и развития социума. Этот
подход позволяет максимально расширить рамки обсуждения
проблем культуры.
Субъектный
Данный подход специально фиксирует своѐ внимание на
носителях культуры. Культура рассматривается, с одной
стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к
индивидуальному поведению, с другой стороны, как
"развивающее" индивида начало. В любом случае она является
социализационно-формирующей системой, вне которой человек
не может стать человеком. Взгляд на культуру через призму еѐ
субъектов позволяет находить именно социологический срез
описания и анализа взаимосвязи знаковой и социальной
реальности.
Таким образом, культура является очень сложной системой и требует такого же системного изучения. Синтез различных подходов к исследованию культуры позволяет составить наиболее полное представление о предмете социологии культуры как зоне взаимодействия знаковой и социальной реальности.

В зависимости от того, кто создаѐт культуру и каков еѐ уровень, различают три формы культуры и две разновидности.
Виды культуры
Состав
субкультура
- часть общей культуры данного
общества, система норм и ценностей,
присущих большой социальной группе.
Можно выделять национальные,
конфессиональные, профессиональные
субкультуры, субкультуры организаций,
социальных групп и т.д. Отличие
субкультуры от доминирующей
культуры может быть достаточно
сильным, но субкультура не
противостоит доминирующей культуре.
контркультура
- это такая субкультура, которая не
просто отличается от доминирующей, но
противостоит ей, находится в конфликте
с господствующей системой ценностей.
Например, такое актуальное в наше
время явление как терроризм имеет свою
субкультуру, которая противостоит
человеческой культуре, и поэтому с
полным основанием может быть названа
контркультурой.
Формы культуры
Состав
Элитарная
Она создаѐтся привилегированной частью общества, или по еѐ
заказу профессиональными творцами. Она включает в себя
изящное искусство, классическую музыку и литературу, а
также особые манеры, этикет, церемонии и ритуалы. Как
правило, элитарная культура на десятилетия опережает
уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг еѐ
потребителей составляет высокообразованная часть общества.
Народная
Она создаѐтся анонимными творцами, не имеющими
профессиональной подготовки. Народная культура включает в
себя мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы,
народные обряды и традиции. Именно в народной культуре
отражаются национальные особенности данного народа,
специфические отличия конкретного общества от других.
Массовая
Это общедоступная культура, которая не выражает
изысканных вкусов и понятна всем группам и слоям общества.
Массовая культура появилась в середине ХХ в. Это было
связано с бурным развитием средств массовой информации и
коммуникации. Массовая культура может быть
интернациональной и национальной. Как правило, массовая
культура (например, эстрадная музыка) обладает меньшей
художественной ценностью, чем элитарная или народная. Она
удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на
любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы
массовой культуры быстро устаревают и выходят из моды. В
массовой культуре чѐтко проявляется современная тенденция
к унификации норм жизнедеятельности и стандартов
поведения людей в разных обществах.

С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части - культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая - в движении. К культурной статике относятся базисные элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.
Культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Поэтому культура, прежде всего, явление нормативное. Она указывает на стандарты правильного или приличествующего поведения.
Социальные нормы - это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определѐнном направлении.
Какими же бывают социальные нормы? В качестве структурных элементов культуры можно выделить следующие социальные нормы:
Привычки - это устоявшаяся схема (стереотип) поведения в определѐнных ситуациях. Они усваиваются в процессе социализации, и соблюдаются людьми автоматически, без осознания. Привычки бывают коллективные и индивидуальные Большинство из них не одобряются и не осуждаются окружающими.
Однако есть так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры - внешние формы поведения человека, которые получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных.
Хорошие манеры надо воспитывать, в то время как привычки приобретаются стихийно. Манеры очень разнообразны. Принято различать манеры светские и повседневные.
Этикет - принятая в особых социальных группах система правил поведения, составляющих единое целое. Он присущ высшим слоям общества и включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы (например, придворный этикет, дипломатический этикет).
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на коллективных привычках и присущ широким массам людей. Обычаи являются одобренными обществом массовыми образцами действий, которые рекомендуется выполнять. К их соблюдению людей часто принуждают, а к нарушителям применяют неформальные санкции - неодобрение, порицание, изоляция.
Традиция - всѐ то, что унаследовано от предшественников. Традициями становятся привычки и обычаи, переходя от одного поколения к другому. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, вкусы, взгляды. Разновидностью традиции является обряд.
Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Он характеризует массовые действия. В обряде могут выражаться как религиозные представления, так и бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям общества.
Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящѐнных празднованию каких-либо событий или дат. Задача церемонии - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.
Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых особо избранными и подготовленными лицами. Ритуал наделѐн символическим значением гораздо в большей степени, чем церемония. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей сильные эмоции
(благоговейный трепет, восторг, страх).
Нравы - особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, и нарушение их наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Особой формой нравов является табу - полный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Разновидностью нравов выступают также законы.
Законы - нормы или правила поведения, оформленные документально, т.е. подкреплѐнные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Нарушение законов приводит в действие формальные санкции, которые в отличие от неформальных более жѐстки и чѐтко регламентированы.
Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо. Чаще всего вкусом называют чувство или понимание изящного. Вкус в большей степени индивидуален и показывает то, насколько человек отклоняется от общепринятых норм, усреднѐнных стандартов.
Увлечение - эмоциональное кратковременное пристрастие. Увлечение может отражать как индивидуальные особенности человека, так и свойства группы (например, целого поколения).
Мода - смена увлечений, овладевающих большими группами людей. Это может быть быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо. Мода выражает социальные символы.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. Ценности служат идеалом для всех людей. Однако индивиды могут выбирать те или другие ценности. Для характеристики того, на какие ценности ориентируются люди, в социологии существует термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Верование - убеждѐнность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
Вера не требует никаких доказательств. Вера бывает не только религиозной, на ней основаны не только мифы, но и научные знания. Верованием является то, что считается истинным или фактически достоверным.
Знания - достоверные сведения о чѐм-либо, т.е. научные сведения. Знания являются результатом познания - специализированной деятельности, которая осуществляется подготовленными людьми. Истинность знания требует обязательной проверки и доказательства.
Миф - фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нѐм общества и человека. Мифы существовали не только в древних обществах. Современные мифы выражают освящѐнные идеологией или традицией верования членов общества.
Кодекс чести - свод правил, обладающих этическим содержанием, которые определяют то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной (например, честь офицера, честь организации, честное имя).
Таким образом, в обществе существует достаточно много общепринятых шаблонов поведения. Они нужны для того, чтобы люди могли успешно взаимодействовать друг с другом. Отсюда культура представляется как тщательно разработанная система норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно.
Совокупность норм (ценностей, верований, традиций, обычаев), которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общество не однородно и распадается на множество групп - национальных, демографических профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. своя система ценностей и правил поведения. Они и составляют отдельные субкультуры.
Очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется через ряд функций.
Функции
Значение функции
Образовательно-воспитательная
Индивид становится членом общества, личностью по мере
социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей,
норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы
и всего человечества. Уровень культуры личности определяется еѐ
приобщѐнностью к культурному наследию, а также степенью
развития индивидуальных способностей. Культура личности
обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями,
эрудицией, пониманием произведений искусства, аккуратностью,
вежливостью, высокой нравственностью и т.д. Всѐ это достигается
в процессе воспитания и образования.
Интегративная
Освоение культуры создаѐт у членов того или иного сообщества
чувство общности, принадлежности к одной нации, народу,
религии, профессиональной группе и т.д. Культура, таким образом,
сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность
сообщества.
Дезинтегративная
Сплачивая одних людей на основе какой-либо субкультуры,
культура противопоставляет их другим людям, разъединяет более
широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких
сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты,
разделение на "своих" и "чужих". Таким образом, культура
выполняет дезинтегрирующую функцию.
Регулирующая
В ходе социализации нормы, ценности, идеалы и образцы
поведения становятся частью самосознания личности. Они
формируют и регулируют еѐ поведение. Культура в целом
определяет те рамки, в которых может и должен действовать
человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в
школе, на работе, в быту ещѐ и потому, что она содержит систему
предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов
приводит в действие определѐнные санкции, которые установлены
сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и

различных форм институционального принуждения, т.е. системой
социального контроля.
Основная
Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя
познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования,
воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется
преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование
окружающей действительности являются фундаментальной
потребностью человвеку.
Информационная
Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные
формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении
результатов социокультурной деятельности, накоплении,
хранении и систематизации информации. Особо оценивается
представителями семиотического подхода к культуре. Знания о
мире и о себе. Передача знаний, коммуникация.
Познавательная
Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры
создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и
практические формы познания, в результате которых человек
получает новое знание о мире и самом себе.
Коммуникативная
Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с
помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует
конкретные правила и способы коммуникации.
Нормативная
является следствием необходимости поддержания определенного
сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как
природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью
поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в
соответствие с общественными потребностями и интересами
действия различных социальных групп и индивидов. Культура
создает нормы - юридические, технические, этические,
экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать
формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов
- это часть исторической культуры.
Знаковая
Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур
народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
Ценностная
Культура показывает значимость или ценность того, что в одной
культуре ценно, в другой таковым не является.
Духовно-нравственная
Воспитательные роли культуры.
Потребительская
Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция
недооценивалась. Форма трансляции познавательного
социального опыта.
Таким образом, социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой деятельности. А деятельность эта связана с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения и других нормативных систем, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества.
Ресурсы:
www.google.ru
www.mail.ru
Обществознание:10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/В.В.Барабанов, И.П.Насонова.- М.:ООО
«Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004.-510,[2]

перейти в каталог файлов


связь с админом