Главная страница
qrcode

Понятие первичной сцены в психоанализе по направлению подготовки


НазваниеПонятие первичной сцены в психоанализе по направлению подготовки
Дата14.02.2020
Размер359 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПонятие первичной сцены в психоанализе.doc
ТипРеферат
#158594
страница1 из 10
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Образовательное частное учреждение

высшего образования
«МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»


КОСТЫЛЁВА Елена Геннадьевна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


на тему: «Понятие первичной сцены в психоанализе»

по направлению подготовки

37.03.01 «Психология»

Научный руководитель: к.п.н. Спиркина Елена Александровна

Допущена к защите

Проректор по учебной работе _______________________ Глазунов Н.Г.

Москва, 2018

Содержание

Введение
Глава 1. Первичные фантазии и бессознательная фантазия
1.1. Первичные фантазии у З. Фрейда и бессознательная фантазия у М. Кляйн
1.2. Понятие «комбинированной родительской фигуры» у М. Кляйн
1.3. Опосредованный характер знания о бессознательной фантазии
Глава 2. Понятие первичной сцены
2.1. Первосцена: от биографии – к концепту
2.2. Статус первичной сцены как понятия
2.3. Фантазия о первичной сцене как «ядерная» бессознательная фантазия
2.4. Модификация бессознательных представлений о первосцене (Р.Бриттон, Д.Мельтцер, Р.Мани-Кёрл) как «цель психоанализа»
2.5. Клинические подходы к первичной сцене у З. Фрейда и М. Кляйн
2.6. М. Кляйн во взглядах на сексуальность и первосцену
2.7. Понятие "преконцепции" У. Биона в отношении к первосцене и мышлению. Структурообразующая роль фантазии о первосцене в образовании мышления
Глава 3. Об Объектные отношения индивида и его бессознательные представления о первосцене. Первосцена в клинической практике
3.1. Место фантазии о первичной сцене в технике психоаналитической работы
3.2. О роли первичной сцены в «бесконечных анализах»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

З. Фрейд называл их «аборигенами психики» [35, стр. 12-58], «первичными процессами». Бессознательные фантазии, вероятно, представляют собой самые ранние психические образования.

Представление об одной из таких бессознательных фантазий, а именно, о первичной сцене З. Фрейд впервые вводит в своей работе «Из истории одного инфантильного невроза» [38]. В ней З. Фрейд постулирует наличие в человеческой психике первичной сцены, которая при ближайшем рассмотрении оказывается не то воспоминанием о соитии родителей, за которым пациент действительно наблюдал, не то бессознательным представлением о таком соитии, которого пациент в действительности никогда не видел. Сейчас бы мы назвали это инсайтом; визионерская природа появления на свет понятия «первосцена» вполне соответствует ее коннотату в бессознательном. Именно в этом допущении о первичной сцене З. Фрейд окончательно отходит от принципа «фактичности» в психоанализе и устанавливает как главенствующий для психоанализа и субъекта в целом примат психической реальности.

В данной работе подчеркивается всеобъемлющий, тотальный характер взаимодействий, основанных на первичной сцене. И, поскольку субъект живет в психической реальности, и она может быть так же патогенна, как и воспоминание о реально произошедшем событии, то и причину тех или иных последствий для субъекта мы также должны искать в Бессознательном – на этом основан психоанализ. Работа посвящена вопросу о том, в каких, собственно, формах воплощено Бессознательное? Как писал З. Фрейд в «Исследованиях истерии»: «Задача была поставлена такая: узнать от больного то, о чем не знает врач и не знает сам больной. Как же можно было все же надеяться все же узнать это?» [41, с. 236].

Гипотеза данного исследования состоит в том, что бессознательное представление о первичной сцене (выявленная в анализе материала сессий бессознательная фантазия, бессознательное представление о первичной сцене) влияет на все объектные отношения субъекта.

Присутствующая в Бессознательном фантазия о первичной сцене содержит в себе отражение связей между любыми внутренними объектами и способов их взаимодействия. Общая гипотеза работы состоит в том, что первичная сцена имеет тотальный характер.

Цель исследования – определить влияние бессознательного представления о первичной сцене на объектные отношения индивида и рассмотреть клинические аспекты работы с этим представлением.

Объектом исследования является понятие первичной сцены, бессознательное представление о первичной сцене, первичные фантазии и первичные психические процессы в понимании З. Фрейда, комбинированная родительская фигура М.Кляйн и их связь с актуальными объектными отношениями индивида, а также более поздние концепции, связанные с этими родовыми для психоанализа понятиями.

Предмет исследования – историческое развитие, эволюция понятий, связанных с бессознательным представлением о первичной сцене, на основе работ З. Фрейда, М. Кляйн, У. Биона, Р. Бриттона, Д.Мельтцера и др.

З. Фрейд, склоняясь к тому, чтобы объявить бессознательные фантазии филогенетическим наследием человека, с одной стороны, говорит об их универсальности, и с другой стороны – об их индивидуальной переработке. Отталкиваясь от этого парадокса, мы видим основной задачей данной работы доказательства связи первичных фантазий с остальным представленным в терапии материалом: в первую очередь, с эдипальностью, мышлением и поведением анализанта, как они явлены аналитику в переносе, в каждом конкретном из рассматриваемых клинических случаев. В работе используются случаи из психоаналитической литературы посткляйнианского направления.

Новизна и практическая значимость исследования – в уточнении связей между понятиями и концептами, связанными с представлением о первичной сцене, с мышлением, памятью, поведением. Понятие первичной сцены рассматривается с точки зрения психоаналитической теории и с точки зрения клинического процесса: оно «оживает» в переносе-контрпереносе, в процессах проекции-интроекции.

Наиболее значимый практический результат исследования – теоретическое обоснование психотерапевтической работы на основе понимания значения бессознательной фантазии о первичной сцене.

Основным критерием актуальности намеченного исследования являются уточненные возможности использования углубленной концепции первичной сцены в практической психоаналитической и психотерапевтической работе.

В заключении речь идет о роли «первосценных» представлений в психоаналитическом процессе. Наконец, первичная сцена помещается в философский и широкий культурный контекст.

Структура ВКР: работа состоит из Введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении приведен транскрипт лекции, прочитанной автором в «Музее сновидений Фрейда» в Санкт-Петербурге 26.03.2017, где рассматриваются «Пиковая дама» А.С.Пушкина и либретто к «Пиковой даме» П.И.Чайковского с точки зрения того, как представление Германа о первичной сцене (таковой в произведении служит связь старой графини с графом Сен-Жермен) обуславливает его влечения и, в конечном итоге, его судьбу в двух итерациях этого сюжета.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    перейти в каталог файлов


связь с админом