Главная страница
qrcode

Популярная история астрономии и космонавтики (2... Популярная история астрономии bbи космических исследований


НазваниеПопулярная история астрономии bbи космических исследований
АнкорПопулярная история астрономии и космонавтики (2.
Дата01.01.2018
Размер5.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPopulyarnaya_istoria_astronomii_i_kosmonavtiki_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54213
страница2 из 33
Каталогopenastronomy

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: the_saturn_system_090817.pdf, Karty_putey_komet_i_asteroidov_i_pokrytiy_na_iyul_2017.pdf и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Календари
Во все времена историю было принято измерять временем. Любой исторический факт помещается во временное измерение путем отсчета его давности от настоящего, реального, момента. В связи с этими возникла такая наука, как хронология которая является практически вспомогательной дисциплиной истории. С помощью хронологии ученые могут определить тот временной промежуток, что находится между историческим фактом и нашим временем. Это можно сделать, используя и преобразуя хронологические указания источников в единицы настоящего летосчисления
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И 6 часа сумерек и 12 ночных часов. Данная система просуществовала почти тысячу лети в 1300 году дон. э. была заменена на более простую, в которой деление на часы производилось поровну, те часов дня и 12 часов ночи. Эта схема попала сначала в Вавилона потомив Грецию.
Термин час впервые появился в греческом языке во второй половине века дон. э. Примерно в это же время возникло слово полчаса. Но тогда час не был частью полных астрономических суток,
атолько частью фактического времени от восхода до захода или от захода до восхода Солнца. В связи с этим продолжительность часа враз- ных местах была различной, потому что она зависела от времени года ишироты. Днем отсчет часов вели от восхода Солнца, ночью — от наступления темноты.
Днем время можно было узнать по положению Солнца, а ночью звезд. В солнечное время суток по длине человеческой тени определялась часть дня. Тогда существовали так называемые ручные таблицы,
при помощи которых вычислялось примерное соотношение между человеческим ростом и часом дня. В 1800 году дон. э. египетские жрецы для своих ночных церемоний в храмах использовали звездные часы,
т.е. по появлению определенной звезды в соответствующей декаде месяца узнавали нужный час.
После того как появились водяные и солнечные часы, измерение времени стало более точным. В Египте были найдены древние солнечные и водяные часы, первые из которых датированы примерного- дом дон. э, а вторые — 1600 годом дон. э. По свидетельству древних источников, солнечные часы попали в Грецию из Вавилона. Более поздние сообщения, найденные учеными, говорят о том, что первые солнечные часы в Греции построил Анаксимандр Милетский примерно в550году дон. э. или его ученик Анаксимен. В Древнем Риме первые солнечные часы были созданы в 293 году дон. э.
Много позже астрономы и космографы ввели в обиход современные часы одинаковой и постоянной продолжительности. Египетские жрецы делили день на 24 части, а вавилонские — на 12. Греки переняли у египтян деление дня на 24 части, но по примеру вавилонян разделили час на 60 частей. В Греции использовались водяные часы, в которых определенное количество воды протекало в одинаковый промежуток времени. В Средние века применялась этаже схема. В зависимости от нее
День
В различные периоды времени каждый народ вел счет времени по- своему. Например, германцы и кельты вели счет на ночи, Гомер считал время по рассветам. Ново все времена чередование дня и ночи было первоначальной мерой времени. Поскольку в старину не имелось в достатке искусственных источников освещения, светлое время совпадало срабочим днем, а темные промежутки в расчет не брались. В переводе с греческого слово hemera (день) имеет два значения промежуток времени от восхода до заката Солнца временной период от одного восхода
Солнца до другого.
То же самое значение имеет латинское слово dies, которое встречается во многих языках.
Практически у всех народов считалось, что день начинается утром.
Так было принято в Египте, Вавилоне, Риме и Греции. Но для того чтобы составить правильный календарь, нужно было применять соответствующие календарные системы. Многие народы, в том числе иудеи,
германцы и афиняне, приняли за полный часовой день временной промежуток от одного вечера до другого. Они в качестве основной меры времени использовали лунные месяцы. В тех странах, где календарь не зависел от Луны, рассвет считался началом дня. Зороастрийцы всегда говорили, что вести отсчет времени по Луне — неправильно и следует считать днем период времени между двумя восходами Солнца. В Вавилоне астрономы производили исчисление лун в полночь римский гражданский день, в отличие от дня естественного, также начинался в полночь.
Временные промежутки естественного дня отмечались по движению
Солнца или в соответствии с использованием дневного времени.
После того как народы стали вести войны, потребовалось разделить дни и ночи на стражи. В Вавилоне применялись деления натри стражи днем и три стражи ночью, а греки и римляне использовали египетскую систему, состоящую из четырех страж. Немного позднее эту же систему стали применять для обозначения частей ночи ив гражданской жизни.
ВИерусалиме вовремя римского господства части ночи различались по петушиному крику. Но самое первое упоминание о делении на часы было найдено в Египте. Примерно в 2100 году дон. э. египетские жрецы стали применять систему, состоящую из 24 часов 10 часов дня
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И 8 23 мая 205 года н. э, день Юпитера. Данный тип недели распространился на Западе при императоре Августе. В 321 году н. э. Константин освятил астрологическую неделю, приказав, чтобы все судьи и ремесленники вдень Солнца (воскресенье) отдыхали.
Месяц
Точно также, как сменяются дни и ночи, каждые 29,53 дня прибывает и убывает Луна. В связи стем что период вращения Луны вокруг своей оси приблизительно равен периоду обращения ее вокруг Земли,
человечество видит всегда только одну и туже сторону земного спутника. В то время, когда Земля, Луна и Солнце находятся на одной линии и при этом Луна расположена между Солнцем и наблюдателем, стоящим на Земле, Солнце освещает только обратную сторону Луны. Из-за этого она становится как бы невидимой. Через некоторое время Луна начинает сдвигаться в восточном направлении от Солнца и через 2–3 дня вновь появляется в западной части небосклона. В этот момент она представляет собой молодой месяц. Нос каждой ночью освещаемая часть Луны увеличивается, и примерно через 14 дней вся ее видимая поверхность будет освещена, а сама она будет находиться в противоположной отбыли размечены механические хронометры. И посей день в часах используется деление часа на 60 минут. Но час переменной продолжительности употреблялся в обиходе еще долгое время, а в некоторых странах
Средиземноморья он был сохранен вплоть до XIX века.
Неделя
Знаменитый средневековый летописец Бeда Достопочтенный писал:
«
В делении времени природа избегает обычаев и распоряжений властей. Он имел ввиду то, что длина года определяется природой (смена времен года, неравная продолжительность месяцев — обычаями, а неделя указаниями правителей.
Существовали искусственные единицы измерения времени, состоящие из трех, пяти, семи и более дней. У шумерийцев и вавилонян использовался семидневный период, римляне, как и многие другие древние народы, применяли торговую неделю из восьми дней. Дни ее обозначались буквами от А
до Н, те. семь дней рабочих, а восьмой — базарный.
Селяне приходили в город по базарным дням, торги и другие общественные действия совершались также в эти дни. Иногда рыночные дни становились днями празднеств. Современная неделя уходит своими корнями к предписаниям Библии и обычаям иудеев. В конце I века н. э.
Иосиф Флавий написал Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день».
Происхождение такой семеричной единицы измерения времени до сих пор неизвестно. Вероятнее всего, это пошло от иудеев. Дни недели у них именовались порядковыми числительными (в наше время такой обычай существует на греческом Востоке ив православной церкви).
В Западной Европе дни недели называются по планетам Луна, Марс,
Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Еще одним источником происхождения недели считается планетарная, или астрономическая, неделя Римской империи. Каждый день такой недели имел своего правителя планету, стоявшую у власти в первый час каждого дня.
В планетарной неделе последовательность дней совпадала с представлениями людей о взаиморасположении и удаленности известных в то время небесных тел от Земли Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Именно поэтому на Западе существует обычай, который пришел с Востока, – обозначать наиболее важные даты по дням недели (например,
Рис. 17. Один лунный цикл
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И также не пользовались ими. В связи с этим греческие и вавилонские календари, которыми пользовался весь Левант, следует рассматривать отдельно от египетских и римских. Много позже римляне создали свою собственную календарную систему.
Лунно-солнечный год
На основании многих исторических записей было установлено, что в среднем продолжительность лунного месяца равнялась 30 дням. Это было сделано для того, чтобы можно было регулировать длительность месяца и при этом не отказываться от лунных фаз. Многие народы (шу- мерийцы, вавилоняне, ассирийцы) установили постоянную продолжительность месяца, равнявшуюся 30 дням. У них первое появление молодой луны означало начало нового месяца. Если по каким-то причинам луну не было видно, месяц все равно начинался накануне 31 дня. Порой месяцы из 29 и 30 дней чередовались, но очень нерегулярно. Самым сложным было согласование месяцев с солнечным годом.
В древние времена эта проблема не доставляла людям хлопот их не интересовало, сколько лунных месяцев прошло между двумя урожаями. Но со временем финансовые нужды многих государств потребовали стабильного и устойчивого календаря. Правители требовали, чтобы налоги платились в строго определенном месяце. Лунно-солнечный, или сельскохозяйственный, год, состоящий из 12 месяцев, вероятнее всего,
изобрели счетоводы, как пошутил один из историков. Согласно шумерским записям, начиная с 2400 года дон. э. было введено правило:
время от времени вставлять добавочные месяцы. Это нужно было для того, чтобы подогнать месяц жатвы ячменя (нисану) ко времени уборки урожая.
Как правило, добавочные месяцы вставлялись по указам правителей.
Например, царь Вавилона Хаммурапи около 1760 года дон. э. издал указ, который гласил Поскольку год неполон, пусть начинающийся новый месяц считается за второй месяц улулу, а полагающаяся в Вавилоне на й день месяца ташриту подать пусть будет доставлена го дня месяца улулу второго. Таким образом, Хаммурапи своим указом перенес месяц ташриту на 30 дней, а вместо него ввел еще один, добавочный, месяц и назвал его «улулу второй».
Не только вавилоняне, но и другие народы Западной Азии вплоть до VI века дон. э. регулировали продолжительность года при помощи
Солнца стороне. После этого Луна начинает сближаться с Солнцем, освещается только левая часть ее полушария. Затем на рассвете Луна исчезает в восточной части неба, и лунный цикл идет по новому кругу
(
рис. Почти у всех народов планеты при счислении времени применяются лунные фазы. Например, иудеи, вавилоняне, кельты, германцы отсчитывали начало месяца с момента появления молодой Луны. Мусульмане ив наше время в своем религиозном календаре ведут счисление времени сначала появления нового месяца. У них, кроме этого, молодая Луна оповещает оконце поста (рамадана). В давнее время иногда начало месяца объявлялось публично, на городских площадях. В Риме за этим событием следил помощник верховного жреца, те. он наблюдал за небом и объявлял царю о появлении молодой Луны и начале нового месяца.
Практически у всех древних народов лунные месяцы совпадали. Например, афинский пианепсион, македонский диос, вавилонский ташриту — по сути своей различные названия одного итого же лунного месяца. Но лунные месяцы — это все же неудобный метод счисления времени, потому что смену времен года, а также ритм человеческой жизни определяет не Луна,
а Солнце. Лунный месяц не может разделить годна равные части. Наша планета делает один виток вокруг Солнца за 365 с четвертью дней. В результате солнечный год оказывается длиннее лунного приблизительно на
11
дней и почти на 18 дней короче 13 лунных месяцев. За один год при счете на лунные месяцы отставание составит 11 дней, а через 32,5 года оно будет равно одному году. Это и происходит в мусульманском календаре.
Древние мусульмане вынуждены были считать месяцы по Луне, а годы по Солнцу.
В связи с этим календари логически и исторически эволюционировали в три этапа:
отделение начала месяца от появления новой Луны;
постепенное приближение счисления месяцев по Луне к солнечному году;
циклический счет лунных месяцев.
Первый этап был зафиксирован практически у всех народов, населяющих планету. Греки остановились на втором этапе и не продвинулись дальше, а в Вавилоне преодолели и третий этап. В Египте официальный календарь не имел в своей основе отсчета по лунным месяцам, римляне
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И время по годам правления вавилонских царей. Это произошло потому,
что в этом году Навуходоносор покорил Иерусалим. Согласно записям древних раввинов, иудеи приняли вавилонский календарь и взяли их названия месяцев («нисан» от вавилонского «насану»).
В 539 году дон. э. Персия завоевала Вавилон и после этого приняла его систему летосчисления. Вовремя правления Артаксеркса II придворные астрономы стали использовать летний цикл. Данная схема стабилизировалась примерно к 367 году дон. э, те. начиная с этого года месяц аддару II дополнительно вставлялся на й, й, й, й- й и й год каждого летнего цикла, а месяц улулу II — на й год. Из-за этой системы сроки наступления первого месяца нисан сократились до 27 дней, а разность между 19 солнечными годами и 235 лунными месяцами составила всего 2 часа. Именно поэтому соответствующие годы каждого цикла практически совпадали, те. в 367, 348, 329
идругих годах дон. э. И всегда первое число месяца нисан выпадало на марта.
Когда на вавилонском престоле воцарились Ахемениды, в качестве официального календаря всей Персидской империи был принят вавилонский. Подтверждением этому служат документы из Элефантины, которая находилась в Египте. В связи стем что они поступили из иудейской военной колонии, некоторые из современных ученых высказали ошибочные по своей сути версии о том, что календари из Элефантины — иудейские.
Не так давно были найдены папирусы, в которых имеются записи об использовании этого же календаря и другими народами, населяющими
Персидскую империю. Вавилонский календарь был официальным в Персии вплоть до падения династии Ахеменидов.
После них на престоле воцарился Селевк I, который продолжил реформаторскую деятельность. Он отдал приказ заменить вавилонские названия месяцев на македонские. После этого месяц нисан получил название артемисий. Впоследствии систему Селевка приняли цари Пар- фенона. Нет подтверждений тому, что Селевкиды дополнительно вводимые месяца официально упорядочивали, поэтому, когда греческие города получили независимость, они приобрели право произвольно выбирать систему летосчисления. В итоге ко времени введения юлианского календаря в разных городах существовали собственные схемы измерения времени. Это вносило путаницу и сумятицу вдела ив общение между городами.
таких дополнительных месяцев. Вводились они время от времени, иногда раза в течение одного сельскохозяйственного года и через неравные промежутки. Торговля сельскохозяйственными продуктами (начиная с года дон. э. и до 525 года дон. э) напрямую зависела от календаря. Например, финики должны были доставляться ко двору правителя в месяце тишри, хотя их сбор мог проводиться в другом месяце. Но земледельцы и купцы предпочитали сверять свои действия со звездным календарем, не зависевшим от официально принятого счета времени.
Согласно записям древних наблюдателей за небесными явлениями,
лунные затмения систематически регистрировались начиная примерно с годадон.э. Уже в VII веке дон. э. было найдено численное соотношение между продолжительностью лунных месяцев и длиной солнечного года. Но, несмотря на это, почти до конца следующего столетия правители оглашали указы о введении дополнительных месяцев в текущий год. В наше время были найдены клинописные таблички, из которых явствует, что начиная с года дон. э. введение дополнительных месяцев производилось по определенной схеме. Из этих же документов стало известно, что на протяжении 224 лет (с 611 по 387 год дон. э.)
как минимум 78 лет были с дополнительными месяцами. В связи стем что длительность некоторых годов еще неизвестна, можно допустить,
что придворные астрономы просто добавляли три месяца каждые 8 лет.
Существует еще одна версия, согласно которой древние астрономы вставляли 7 дополнительных месяцев на каждые 19 лет. При этом выбор года со вставным месяцем мог меняться из года в год.
Вавилонские ученые пользовались уважением во всем мире. Об этом говорит тот факт, что, несмотря на все несовершенство вавилонского календаря, примерно в 1100 году дон. э. он был принят ассирийцами.
В более позднее время вавилонские правители в подражание египетским царям распространяли свою систему летосчисления среди завоеванных народов (например, иудеев).
Истории неизвестно, какой системой измерения времени пользовались иудеи до того, как попали под власть Вавилона. Одно несомненно у них был принят лунно-солнечный календарь. Многие из названий месяцев связаны с сельскохозяйственными периодами (например,
абиб — месяц поспевания ячменя. Кроме этого, у иудеев все месяцы имели порядковые номера. С 586 года дон. э. иудеи стали исчислять
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И 4
гического года, применяя для этой цели вавилонскую циклическую схему,
с помощью которой можно было упорядочить и гражданский календарь.
Значит, используемый в наше время иудейский религиозный календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочива- ния дополнительных месяцев есть нечто иное, как та же самая вавилонская- летняя циклическая система с небольшими изменениями и дополнениями. Достоинства данного способа счисления времени описывал Й. Скали- гер, являющийся основоположником науки хронологии. По ряду религиозных причин лунно-солнечный календарь продолжал использоваться на
Востоке, несмотря на то что уже давно был введен юлианский календарь.
Конец употребления на Ближнем Востоке вавилонского летосчисления положил не солнечный год Цезаря, а лунный мусульманский календарь.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

перейти в каталог файлов


связь с админом