Главная страница
qrcode

Популярная история астрономии и космонавтики (2... Популярная история астрономии bbи космических исследований


НазваниеПопулярная история астрономии bbи космических исследований
АнкорПопулярная история астрономии и космонавтики (2.
Дата01.01.2018
Размер5.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPopulyarnaya_istoria_astronomii_i_kosmonavtiki_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54213
страница3 из 33
Каталогopenastronomy

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: the_saturn_system_090817.pdf, Karty_putey_komet_i_asteroidov_i_pokrytiy_na_iyul_2017.pdf и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Греческий календарь
Греки ни у кого не заимствовали систем измерения времени. В этом они шли собственным путем. История возникновения греческого календаря неизвестна. Существуют микенские и кносские тексты, датированные годом дон. э, но из них мало что можно узнать о летосчислении. Только по слову meno можно сделать вывод, что месяцы были лунными. Из произведений Гомера становится ясно, что появление новой
Луны отмечалось как праздник, но он ничего не говорит о каком-либо календаре и не упоминает названий месяцев и их количество в году. Он пишет только о том, сколько лунных месяцев длилась беременность женщины. Скорее всего, Гомер считал, что год заключается в периодической смене сезонов по мере течения года возвращаются те же сезоны.
Имеются также свидетельства Гесиода, который перечисляет дни между прибыванием и убыванием Луны, а еще все дни в течение месяца, не забывая назвать срединные дни.
Нигде в старинных документах нет упоминаний о том, как и когда греки ввели позднюю календарную систему, основанную на лунно-сол- нечном годе с месяцами, названными в честь празднеств и разделенными на декады. Поначалу было высказано предположение, что календарь был реформирован в Дельфах в VIII веке дон. э. Но поскольку документального подтверждения этому не нашлось, то данный факт невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить. Сомнения в достоверности этого факта возникают еще и потому, что в старинных рукописях не упоминается подобный вид деятельности Дельфийского оракула.
Позднее в Дура-Эвропосе были найдены два гороскопа, монеты,
отчеканенные на Тигре, а также другие свидетельства, говорящие о том, что месяц нисан соответствовал ксантику, диос — мархешвану
(
вавилонскому арахсамну), а в юлианском календаре Антиохии первым месяцем года был аналогичный октябрю гиперберетай. Это также свидетельствует о том, что уже в I веке н. э. македонские месяцы имели отставание от вавилонского календаря на месяц (диос соответствовал нему, а 8-му месяцу. Неизвестно, почему и когда такое случилось.
В Парфии подмена могла произойти между 17 и 31 годами дон. э.
Всего лишь один дополнительно вставленный месяц нарушил последовательность македонских месяцев.
Все странности местных календарей происходили из-за введения дополнительных месяцев. Но тем не менее календарь вовсе времена являлся важной частью религиозной системы. Для примера можно сказать, что законы Моисея напрямую связывали начало нового месяца с возникновением молодой Луны, а последовательность церковных обрядов вИерусалиме зависела от сроков созревания ячменя. Но предварительный расчет лун рано или поздно должен был не совпасть с появлением молодой Луны в Иерусалиме и созреванием хлебов в Иудее.
В связи с этим религиозный календарь иудеев довольно широко разошелся с официальным летосчислением. Месяцы и дни вставлялись,
когда и как это было удобно. Но, к слову сказать, наукой вычисления календарей старались все жене пренебрегать. До II века н. э. иудейские правители вводили дополнительные месяцы, если в этом появлялась необходимость. Доходило просто до смешного. Приводим выдержку из старинного документа Поскольку голуби еще малы, ягнята еще слабы, а ячменный хлеб не созрел я решил прибавить к году еще
30
дней».
В наше время нет достоверных сведений о том, кем и когда была установлена новая система измерения времени. Но религиозная секта, которая оставила после себя рукописи Мертвого моря, отказалась следовать ей,
а пользовалась своим схематическим календарем для правильного счисления времени религиозных праздников. Поэтому в I веке н. э. в Иерусалимском храме официальный календарь имел множество исправлений. В связи с этим невозможно определить ни дату последней Пасхи, ни время распятия
Христа. Впоследствии, примерно в IV веке н. э, иудейская администрация стала пользоваться принципом предварительного расчета календаря литур-
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И у себя различные нецивилизованные государства, настолько расходились между собой, что не соответствовали уже естественному году. Согласно исследованиям другого астролога, тождество между одними и теми же месяцами в разных городах постоянно нарушалось из-за случайных дополнений и слишком частых изменений названия (в Аргосе, Спарте,
Македонии). Кроме этого, календари довольно часто отставали от солнечного года, те лунных месяцев были длиннее 12 греческих месяцев на 0,36707 дня. Для того чтобы лунные месяцы совпадали с фазами
Луны, нужно было каждые 8 лет добавлять 3 дня. Эта процедура нарушала соответствие календаря Солнцу.
Реальная последовательность календаря в разных городах Греции неизвестна. Глава города имел право по своему усмотрению добавить несколько дней в месяц или сократить их. Но бывало итак, что продолжительность месяца некоторое время была постоянной. Например,
в116году дон. этакие месяцы былина Кноссе, Латоне и Олусе.
В100 году дон. э. параллельно протекали месяцы в Эфесе и Смирне.
В 196 году дон. э. разница между календарями Милета и Магнесии составляла только 1 день. Такая путаница в греческих календарях на первый взгляд может показаться странной, но календарь — такая же условная единица, как и меры веса или длины.
Моисей и Платон в своих трудах высказывали согласие стем, что
Бог поместил светила на небесный свод в качестве мерил времени.
В связи с этим заповедь, согласно которой жертвоприношение должно совершаться по обычаям предков, греки связывали со своими обязанностями соблюдать согласие с Солнцем в годах, ас Луной — в месяцах.
Иудеи поэтому поводу были такого же мнения.
Афинский календарь
Афинский календарь изучен более подробно, чем другие календари классической эпохи. Это произошло потому, что, во-первых, сохранилось гораздо больше документов, во-вторых, имеется список архонтов, который позволяет определить год составления документов уже по юлианскому календарю, в-третьих, в Афинах применялись одновременно две официальные системы измерения времени гражданский лунно-солнечный календарь и система счисления, изобретенная пританами.
Пританы входили в рабочий комитет Совета, который управлял городом определенный период года. В 408 году дон. э. Аристотель так писал
Обычно месяц в греческих календарях делился натри декады и отсчет велся по ним. Месяцы назывались соответственно празднествам,
проводимым в каждый из них (например, праздник ленеи — месяц лене- он. Число месяцев в году и дней в месяце указывалось только в некоторых календарях.
Поскольку видимые периоды обращения Луны имели разную продолжительность, то данную проблему следовало каким-то образом учитывать и решать. Греки поступили следующим образом. Для деловой и общественной жизни была принята продолжительность месяца, равная дня, следовательно, два месяца составляли 59 дней. Гражданские месяцы были или полными, состоящими из 30 дней, или пустыми из 29 дней. В связи с этим синхронизация с Луной была утрачена, апотому грекам пришлось вводить понятия гражданская новая луна, те. первый день месяца, и настоящее новолуние».
Все празднества в честь богов в Греции отмечались по гражданскому календарю. У греков отсутствовали жреческие касты, которые могли бы воспрепятствовать упорядочению календаря. Магистраты греческих городов, аналогично соответственным органам в Риме и Вавилоне, отдавали приказ вводить дополнительные месяцы в календарный год по мере необходимости. Иногда это происходило по совету астрономов. Например,
на Самосев веке дон. э. в году имелось 4 вставных месяца.
В 238 году практически повсеместно было принято юлианское летосчисление. Цензорин в свое время писал, что бессистемность доюлиан- ских лунно-солнечных календарей можно объяснить тем, что реальная продолжительность солнечного года точно не была известна. Еще Гип- парх в 125 году дон. э. спорил с астрономами, считающими, что промежуток времени, за который Солнце проходит путь между одними тем же солнцестоянием, составляет 365 дня. Сам же Гиппарх знал точную продолжительность года. Она составляла 365 1
/
4
— полного дня.
Эта цифра менее чем на 7 минут превышает среднюю продолжительность тропического года. Но он понимал, что в его вычислениях может быть ошибка, достигающая дня вовремя солнцестояния и 6 часов вовремя равноденствия.
Древний астролог Веттий Валент в 155 году н. э. приводил данные о продолжительности года. Она равнялась 365 дня. По его словам,
«…
когда и среди ученейших мужей был такой разнобой во мнениях, то что удивительного в том, что гражданские годы, которые устанавливали
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И необходимости. Приблизительно в 420 году дон. э. народ решил, что действующий архонт должен вставить месяц гекатомбеон, те. введение дополнительных месяцев происходило совершенно беспорядочно. Доходило до абсурда, например, в двух годах, следующих один за другим, могли быть дополнительные месяцы. Если бы афиняне использовали принцип чередования полных и пустых месяцев, то это помогло бы им упорядочить и гражданский, и официальный календари.
Самой главной причиной подгонки календаря была та, что все религиозные праздники были зафиксированы в официальном календаре, а кроме того,
храмовые праздники могли происходить только в определенное время. Например, храм Дионисия в Лимнах бывал открыт один разв году, а именного числа месяца антестериона. Законы в Афинах были записаны на камнях, и каждый желающий мог прочитать, что жертвоприношения Куротрофу должны совершаться демом Эрхия на третий день месяца скирофориона.
Перенести дату обряда — значит оскорбить богов. Для того чтобы этого не произошло, можно было поменять указанное число согласно движению небесных тел. Театральные представления вовремя Великих дионисий должны были проводиться именно на й день элафеболиона.
Но в 270 году дон. э. их почему-то отложили. Тогда правительство приняло решение четыре дня, которые идут зам элафеболиона, считать вторым, третьими четвертым вставленным м элафеболиона. Более того, афиняне переименовали месяц мухинион сначала в антестерион,
потом вбоэдромион. Это было сделано для того, чтобы Деметрий Поли- окрет, находящийся с визитом в Афинах, смог увидеть малые (праздную- щиеся в антестерионе) и большие (празднующиеся в боэдромионе) элев- синские таинства. Кроме этого, поскольку народные собрания не созывались по праздниками несчастливым дням, то искажения календаря были выгодны афинским политикам.
Таким образом, продолжительность определенного гражданского года или месяца могла устанавливаться только опытным путем, а все имеющиеся схемы афинского гражданского года должны быть приблизительными. Видимо, поэтому практически во всех афинских документах часто ставились две даты по календарю пританов и по гражданскому. Все сроки правления пританов зафиксированы начиная с 394 года дон. э, адни их смены — с 396 года дон. э. Допустим, в документе указана дата —
23- й день IX смены пританов, который соответствовал 11-му числу месяца таргелиона. Таким образом, можно определить, был ли этот граж- о пританах и Совете Совет Пятисот избирается по жребию, по пятьдесят человек от каждой филы. Члены каждой филы выполняют обязанности пританов по очереди, порядок очередности определяется жребием.
Первые четыре служат по тридцать шесть дней каждый, последние шесть по тридцать пять. Это составляет 354 дня для десяти пританов.
Потому что они счисляют годичный период Совета по Луне. До этого года продолжительность работы Совета неизвестна. Согласно некоторым источникам, в 426–423 годах дон. э. четыре года пританов состояли из дней. Но эта запись весьма сомнительна, т. кона выполнена на камне, некоторые цифры в ней стерлись и восстановлению не подлежат.
Вероятнее всего, Совет приступал к работе вместе с архонтом 1 ге- катомбеона (название месяца, нов году дон. э. срок его полномочий истек 13 скирофориона (название месяца, те. примерно на дней раньше конца года архонта в 411 году дон. э.
С 306 по 223 год дон. э. произошло 12 смен фил. В течение этих лет периоды деятельности пританов, скорее всего, совпадали с месяцами гражданского календаря. С 223 по 202 год дон. э. было 13 смен фил,
в201 году дон. э. — 11 и с 200 года дон. э. до времени Адриана снова Афинское правительство имело свой официальный календарь, в котором время исчислялось по пританам. Например, в 423 году дон. э.
было заключено перемирие, на котором настояло народное собрание.
В то время у власти были пританы из филы Акмантия. Обычно народное собрание утверждало существующие законы на й день периода службы первых пританов. На этом же принципе было основано составление финансовых документов, в том числе об аренде горных разработок. Государственные должники, которые не вносили плату к девятой смене при- танов, теряли свои гражданские права. В качестве гражданского календаря использовался тот, в котором год состоял из 12 месяцев архонта.
В государственных документах, например, можно найти записи, в которых говорится, что тот или иной брак заключен в месяце скирофорионе,
когда архонтом был Полизел (примерно 367 год дон. э, или что документ о разводе был написан в месяце посидеоне, когда архонтом был
Тимократ (364 год дон. э.).
Согласно сохранившимся документам, афиняне не применяли ни одной из систем для упорядочивания официального календаря. В Афинах также, как ив Сицилии, дополнительные месяцы вводились по мере
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И 0
Аристофан настоятельно посоветовал афинским политикам соотносить свои дела и жизнь с фазами Луны. Сначала века дон. э. в официальное датирование наконец-то было включено указание на реальное изменение фаз Луны. Теперь ставилась дата согласно архонту» и согласно божеству, те. Селене (Луне).
Македонский календарь
Это был лунно-солнечный календарь, который использовался в Македонии на протяжении долгих лета затем был завезен Александром
Македонским в Египет. Месяцы в нем имели пои дней, все дни были пронумерованы, а в пустом месяце е число опускалось. В результате этого последним днем месяца всегда былое число. Через некоторые промежутки времени вводились дополнительные месяцы.
Сведений о том, каким образом люди пользовались календарем вне
Египта, не имеется. По летосчислению Селевкидов, Александр Македонский умер на й день вавилонского месяца айару, который соответствовал вечеру 10 июня 323 года дон. э. Согласно письменному источнику, названному Дневник Александра, он умер в последний день месяца десия. Значит, в это время македонский календарь совпадал с Луной.
Поскольку греческие документы птолемеевского Египта содержат множество сопоставлений македонских и египетских дат, то последние довольно легко можно перевести в юлианские.
Опять же из письменных источников известно, что вплоть до
240
года дон. э. македонские месяцы постоянно совпадали с лунными фазами. Скорее всего, в соответствии с летним египетским циклом вкалендарь вводились дополнительные дни и месяцы. Как ив македонском календаре, дополнительный месяц вставлялся каждые два года, хотя завесь цикл следовало сделать всего лишь девять вставок. Нов связи стем, что календарь сверялся по солнечному году, египтяне старались не вносить в него путаницу, делая дополнительные вставки.
Македонский календарь в Египте использовался, как правило, для культовых целей. Приближенные Александра Македонского даже праздники египетских богов отмечали по македонскому календарю. Но сопоставление и подгонка данного календаря к солнечному году, а также дополнительно вставляемые месяцы сильно влияли на связь между временами года и календарными месяцами. Например, 1 диоса могло данский год со вставным месяцем, потому что во вставном году продолжительность смены пританов увеличивалась.
Поясним это на примере. В 333 году дон. эй день I смены при- танов пришелся на й день второго месяца (метагитниона) гражданского года. Значит, можно сделать такой вывод продолжительность I смены пританов составила 39 дней, следовательно, 333 год был с дополнительным месяцем. В 332 году дон. э. 19 элафеболиона, те. й день обычного гражданского года, падало на й день VIII смены пританов.
Получается, что I–VII смены пританов содержали 248 дней, а весь год состоял из 354 или 355 дней. Или, по-другому, 332 год дон. э. не имел дополнительного месяца, а был обыкновенным.
Конечно, поскольку документы писались на камне, одна из двойных дат могла быть не зафиксирована или утрачена. В IV веке дон. э. год пританов и год архонта совпали, но была неизвестна дата для 1 гекатом- беона по юлианскому календарю. В древности было высказано предположение, которое повторяется даже современными исследователями, что начало официального года всегда совпадало с летней кульминацией
Луны. Но этот факт невозможно подкрепить доказательствами. Основано данное предположение на том, что афиняне старались на протяжении каждого официального года сбалансировать добавленные и исключенные дни. Но маловероятно, что афиняне были столь точны при измерении времени. Существовавшие в то время астрономические таблицы давали возможность не принимать во внимание причуды официального лето- счисления.
Только в исключительных случаях можно сопоставить две даты:
афинскую и юлианскую. Астрономы использовали афинские календарные названия для идеального календаря средних лунных месяцев. А что касается смен пританов, то их продолжительность варьировалась, но упоминаний об этом в старинных рукописях пока не найдено. То, что календарь пританов стабильно использовался, может быть связано сего применением привнесении записей в финансовые документы. Кроме этого, использование в деловой сфере схематичного года, состоящего из месяцев по 30 дней, выравнивало разногласия и сглаживало неудобства гражданского года.
Наблюдая за Луной, астрономы вносили важные поправки в календарь. Не обращая внимания на официальное летосчисление, граждане обычно начинали считать дни нового месяца, увидев на небе серп Луны
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И Дни были пронумерованы по порядку, один за другим. Месяцы считались, начиная с первого по четвертый, в течение каждого из трех земледельческих сезонов наводнение (когда Нил заливал поля, выход
(
освобождение земли из-под воды) и отсутствие (период низкой воды).
Немного позднее народ стал обозначать египетские месяцы по названию праздников. В итоге получался год, который был на дня короче реального солнечного года. Это можно было исправить только при помощи интеркаляций, но этого понятия египтяне еще не знали. Значит,
у них каждые четыре года начало года запаздывало на один день, те- е число месяца тота отставало на один день от солнечного года. Но тем не менее жрецы все равно противостояли Птолемею III, когда в году дон. э. он предложил реформу продолжительности года.
В Египте, наряду с официальным, пользовались еще и народным лунным календарем, месяцы в котором имели переменную длину видней. Этот календарь существовал с 1900 года дон. э. Египтяне использовали его для культовых и бытовых целей. Примерно до
235
года дон. э. в Египте был принят летний цикл, состоявший из месяцев. По нему определяли даты начала лунных месяцев вграж- данском календаре.
Египетский год считался подвижными не зависел ни от Солнца, ни от Луны, но был связан с определенной звездой. Например, появление
Сириуса на востоке вовремя восхода Солнца (19 июля) после того, как звезду не было видно 70 дней, практически всегда совпадало с наводнением на Ниле, которое символизировало египетский Новый год. Поэтому египтяне воздавали хвалу звезде Сириус как приводящей Нил и обновляющей год. Счисление года по Сириусу соответствует солнечному году, значит, восход звезды го числа месяца тота происходил один раз через каждые 1460 юлианских лет.
Несколько лет современные ученые спорили о том, какой год считать начальным для египетского календаря. Одни предлагали 1322 год дон. э.,
другие — 2782 год дон. э. Но спорна данную тему совершенно бесполезен, потому что календарь — это такое понятие, которое не могут объяснить ни логика, ни астрономия. Египетский календарь имел ввиду не звезду
Сириус, а реку Нил. Кроме того, нет никакой необходимости начинать календарь с первого дня. В Англии, например, переход с юлианского календаря и Нового года, начинавшегося 25 марта, на григорианский стиль, при котором год начинается 1 января, произошел 2 сентября 1752 года.
выпасть на 25 августа вначале царствования Птолемея II и на 15 января в конце. Нов повседневной жизни египетский календарь был более простыми удобным.
Примерно с середины III века дон. э. все греки, проживающие в Египте, стали пользоваться египетским календарем, а македонский применялся только в государственной сфере. В Марокко даже в наши дни в деловой жизни пользуются солнечным календарем, а официально даты приводятся по мусульманскому лунному году. Египетский календарь был довольно подвижным, поэтому грекам приходилось сверяться со звездным календарем, который составляли в соответствии с египетским годом.
В то время, когда у власти находился Птолемей III, о коррекции македонского календаря никто не заботился. К примеру, е число месяца горпиэя в 232 году дон. э. приходилось на пятый день после полнолуния. В конце III века дон. э. придворным астрономам было дано задание подогнать македонский календарь к египетскому так, чтобы месяцы вка- лендарях отличались друг от друга только названиями. Поначалу македонский месяц дистр соответствовал египетскому тоту, но потом,
в163году дон. эк власти пришел Птолемей VII Филометор, который восстановил македонский календарь. В 145 году дон. э, уже после его смерти, календарная реформа была отменена. В 119 году дон. э. в силу вошло новое соотношение македонских и египетских месяцев. Теперь египетскому тоту соответствовал македонский диос.
Не только во владениях Селевкидов, но ив Египте греческий календарь вскоре был заменен местным. Но если Селевкиды только немного подкорректировали лунно-солнечный календарь, то Птолемеи полностью отказались от такого летосчисления.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

перейти в каталог файлов


связь с админом