Главная страница
qrcode

Популярная история астрономии и космонавтики (2... Популярная история астрономии bbи космических исследований


НазваниеПопулярная история астрономии bbи космических исследований
АнкорПопулярная история астрономии и космонавтики (2.
Дата01.01.2018
Размер5.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPopulyarnaya_istoria_astronomii_i_kosmonavtiki_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#54213
страница4 из 33
Каталогopenastronomy

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: the_saturn_system_090817.pdf, Karty_putey_komet_i_asteroidov_i_pokrytiy_na_iyul_2017.pdf и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Египетский календарь
Египтяне оказались самым практичным народом по отношению к системам летосчислений. Только у них год всегда имел определенную продолжительность. В других странах эта величина менялась в зависимости от результатов вычислений, чаще всего ошибочных. У египтян имелась определенная величина года, потому что году них состоял из дней. Продолжительность года равнялась 365 дням, которые были объединены вчетыре времени года и имели 12 месяцев по 30 дней. Кроме этого, существовали еще 5 дополнительных дней
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И счета обозначили дни месяца. Способ подсчета был включительным, т. е.
включался и обозначаемый день, и день, от которого велся отсчет. Поэтому января считалось четвертым днем до январских нона марта шестым днем до мартовских нон. Порой бывало итак, что даже
14
февраля было неизвестно, будут ли вводить дополнительный месяц.
Втаком случае 14 февраля обозначали как десятый день до терминалий.
Последовательный счет дней хотя и был возможен, но практически никогда не проводился.
При использовании такого способа летосчисления римляне не принимали во внимание лунные фазы. Более того, введение дополнительных (23) дней каждые два года нарушало баланс лунных месяцев. Но все равно дни в течение месяца считались в обратном порядке от очередной лунной фазы. Понтифик (верховный жрец) публично объявляло появлении молодой Луны. Затем по форме и местоположению лунного серпа определял, сколько дней должно быть до нон (до первой четверти. При наступлении нон объявлялось, когда будут иды (полная Луна).
Если учесть продолжительность месяца и систему интеркаляций римского календаря, то вырисовываются попытки уравнять гражданский и солнечный годы. У римлян четырехгодичный цикл содержал в себе (355 + 378 + 355 + 377) дней. Высказывалась гипотеза, что создатель этого цикла хотел синхронизировать лунный год сдвижением Солнца, те. подогнать его к земледельческому году. Тем не менее этот цикл был на 4 дня длиннее, чем четыре солнечных года. В итоге римский календарь отставал от смены времен года на четыре дня за каждые четыре года. Выяснение истинной продолжительности солнечного года ставило перед древними астрономами множество проблем.
Многие ошибались относительно этого. Например, великий инженер
Гарпал считал, что период обращения Земли вокруг Солнца составляет дней и 13 часов. В 190 году дон. э. Энний говорило днях солнечного года. В Риме все-таки был принят псевдосолнечный цикл, который, скорее всего, был модификацией так называемого года Ромула чисто земледельческого года, состоящего из 10 месяцев, начинавшегося в марте и кончавшегося в декабре. В древние времена практически все народы исчисляли только период земледельческих работ, совершенно не принимая во внимание остальное время естественного года. Весь год, от одной весны до другой, они делили на несколько неравных частей. Такие,
с позволения сказать, месяцы имели продолжительность 39 дней каж-
На самом же деле египтяне, как и все другие народы, в древности исчисляли время не по годам, а по земледельческим периодам. Слова
«
день» и месяц, как видно из иероглифов, их обозначающих, были связаны с Солнцем и Луной. Египетское слово год не имеет дополнительного астрономического значения, а означает возрождение. Переменный, или подвижный, год скорее всего нужен был для административных целей. У них уже был довольно схематичный финансовый год,
состоявший из 360 дней. Определенная продолжительность года появилась в то время, когда финансовый год при добавлении к нему дополнительных дней сравнялся с сельскохозяйственным, имеющим туже продолжительность, что и солнечный год.
Расхождение египетского года с солнечным в течение жизни одного человека было почти незаметным, т. к. залет разница составляла всего 10 дней. По словам Геродота, египетский год совпадал со сменой времен года. Египетский календарь был настолько прости точен, что астрономы использовали его со времен эллинов и до Коперника.
Вероятнее всего, именно из-за этого схематичный год из 12 месяцев по 30 дней с добавлением дополнительных пяти дней, основой которому послужил вавилонский год из 12 месяцев по 30 дней, был официально принят в Персии, Армении и Каппадокии. Согласно арабским астрономам, в Персии год подгонялся к смене времен года при помощи введения дополнительного месяца каждые 120 лет.
Римский календарь
Во времена правления Юлия Цезаря уже существовал календарь. Он состоял из 12 месяцев. В четырех из них было по 31 дню (март, май,
квинтилий (июль, октябрь, всеми по 29 (январь, апрель, июнь,
секстилий (август, сентябрь, ноябрь, декабрь, и только водном было дней (февраль. В итоге в году получалось 355 дней.
По четным годам до нашей эры, те. через каждый год, римляне прибавляли 22 или 23 дня для подгонки календаря к солнечному году.
Введение дополнительных дней производилось в феврале, после проведения праздника терминалий (23 февраля. Этот процесс называется ин- теркаляцией.
Первому дню месяца присвоили название календы, пятому (или седьмому в месяце из 31 дня) — ноны, тринадцатому (или пятнадцатому) —
иды. После того как были установлены эти даты, по принципу обратного
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И 6
ляции. В эпоху Гракхов календарь почти подогнали к смене времен года. Но при Цезаре дополнений опять не делали, ив году дон. э.
отставание составило 90 дней.
Множество документов, дошедших до нашего времени из эпохи Цезаря, содержат даты, которые нельзя перевести с большой точностью в даты юлианского календаря.
Юлианский календарь
Юлий Цезарь не стал переделывать римский календарь, он отказался от него, а взамен принял постоянный солнечный календарь, состоящий из 365 дня. Этот календарь соответствовал смене времен года.
По поводу же греческих календарных схем Цезарь сказал следующее:
«
Юлианский год не будет превзойден календарем Эвдокса».
В 46 году дон. э. он ввел дополнительно 90 дней для того, чтобы месяцы совпадали с временами года. С 1 января 45 года дон. э. в силу вошел год, состоявший из 365 дней, с месяцами такой же продолжительности, как ив наше время. Предшествовавший ему год имел 355 дней, нов конце некоторых месяцев были добавлены дни, в сумме составившие 10. Они были введены таким образом, что привычные даты празднеств не передвинулись.
Например, праздник, который отмечался 21 декабря, не был передвинут повремени, хотя обозначение даты вместо й день до январских календ»
изменилось на й день до январских календ», потому что в месяце теперь было не 29, а 31 день.
В каждом последующем четвертом году после 24 февраля дополнительно вводили день, который назывался дважды шестой день до мартовских календ». Много позднее дополненный год стали называть annus bissextus, что в переводе означает «високосный».
Уже после смерти Цезаря понтифики ошибочно вводили каждые три года один дополнительный день. Август в 9 году дон. э. приказал не вводить дополнительных дней. Это продолжалось в течение 16 лет.
Начиная с 8 года дон. э. юлианский календарь стал функционировать нормально.
В западной части Римской империи юлианский календарь приняли без изменений. А в восточных провинциях, в которых греческий язык был государственными на нем разговаривала вся римская администрация, новое исчисление времени в отношении начала года, названий и продолжительности месяцев обычно адаптировалось к местным услови- дый. Характерны они былине только для года Ромула, но и для всей
Древней Италии. Вероятнее всего, названия месяцев, от марта до июня,
относились к фазам роста посевов и скота.
Считалось, что автором такого календаря был Нума Помпилий, а все издержки, присущие его творению, связывались сего последующими изменениями. Современные исследователи высказывают предположение,
что календарь был создан в середине V века дон. э. децемвирами. Но,
скорее всего, они разработали лишь систему добавлений к календарю для интеркаляций. Расхождение данного календаря с солнечным годом было таким большим, что уже в 450 году дон. э. децемвиры попытались переработать и исправить всю систему. И только в 191 году дон. э. был принят закон М. Ацилия Глабриона об интеркаляциях. Но, несмотря на все это, реформы не помогали. Высказывалось множество предложений о том, как подогнать календарь к солнечному году. Но, видимо, римляне их не приняли.
Еще они отказались от схематических дополнений календаря и вводили дополнительные месяцы только тогда, когда в этом возникала необходимость. Со времени Второй пунической войны и до реформы
Юлия Цезаря понтифики регулировали календарь по своему усмотрению. Они также, как и греки, строго следили затем, чтобы жертвоприношения совершались примерно водно и тоже время года. На самом же деле интеркаляции стали орудием политической борьбы иочень часто производились по чьей-то прихоти, без учета времени года. Например, в 50 году дон. э. 13 февраля Цицерон еще не знал, будет ли февраля дополняться год, и поэтому сказал своим слушателям, что подгонка календаря к движению Солнца — это всего лишь блажь.
Действительно, римский календарь не совпадал ни сдвижением Солнца, ни с фазами Луны. Он был полностью блуждающим.
Видимо, невозможно для этого календаря установить четкие циклы интеркаляций. Имеющиеся документы дают возможность сделать вывод о том, что в период между двумя Пуническими войнами римский календарь был аналогичен юлианскому, возможно, отставая от него на несколько недель. Во времена правления Ганнибала, в период Второй пунической войны, не было сделано ни одного добавления к году.
Всвязи с этим к 190 году дон. э. римский календарь опережал юлианский на 117 дней. Это расхождение уменьшилось к 168 году дон. э.
до 72 дней, те. в прошедшие годы 12 раз были выполнены интерка-
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И Видимый путь Солнца иначе еще называется эклиптикой, представляющей собой эллипс, имеющий плоскость, наклоненную к земному экватору примерно под углом 23° 27'. Этот наклон характеризует смену времен года на Земле. Вся жизнь на нашей планете зависит от Солнца.
Количество света и тепла обусловлено углом падения солнечных лучей на поверхность нашей планеты.
Всем известно, что существуют четыре поворотные точки Солнца:
два солнцестояния (зимнее и летнее, в это время Солнце расположено в самой дальней от Земли точке по эклиптике два равноденствия (точки пересечения эклиптики с земным экватором. Движение Солнца по небу дает возможность одними тем же временам года повторяться в одинаковое время и обусловливает ритм жизни человека, животных и растений.
Это и есть естественный, или солнечный, год риса, б).
ям. К примеру, 6 января в Риме приравнивалось к 11 тиби, 6 авдиная,
14 юлоса и т. д. в зависимости от местности.
Римская империя вводила солнечный год постепенно, согласовывая этот процесс с местными властями. В 46 году дон. э. в городе Саламине на
Кипре ввели юлианский календарь, а в 26 году Август реформировал подвижной египетский год, добавив дополнительно 6 дней на каждый четвертый год. Дополненный год получил название Александрийский и всегда начинался 29 августа. В Римской империи была провинция Азия, в которой юлианский год был принят в 9 году дон. э, Новый год совпадал с днем рождения Августа и начинался 23 сентября. Но, несмотря на все нововведения,
неюлианские календари частично имели хождение не только в западных, но ив восточных провинциях. Римское правительство не навязывало официальный юлианский календарь тем народам, которые не хотели отказываться от лунно-солнечного года. Например, города Эфес и Милет пользовались старым методом летосчисления еще в период правления императора Антонина, а в Сардах в 459 году н. э. лунно-солнечный календарь применялся наравне с юлианским.
Но в Боспорском царстве юлианский год принят не была в большинстве городов его исказили. Например, в Тире, на северном побережье Черного моря, 30 артемисия в 182 году соответствовало 27 апреля, а 8 ленеона в 201 году — 17 февраля. В Палестине юлианский год был запутан и искажен до неузнаваемости. Иногда несоответствие становилось таким глобальным, что приводило людей в замешательство. В документе, найденном в Палестине, 19 декабря 124 года эквивалентно 15 дистра. Но месяц дистр приравнивался к марту юлианского календаря!
Благодаря солнечному году стал популярным культ Солнца. Его значение в поздней Римской империи было столь велико, что церковники перенесли дату рождения Христа надень рождения непобежденного солнца, те. на 25 декабря (день зимнего солнцестояния).
Солнечный календарь
Практически все древние календари, вплоть до юлианского, были довольно приблизительными. У них имелись большие расхождения с Солнцем и фазами Луны, и они все отличались друг от друга. Однако существовал ориентир, на который удобнее всего было опираться при составлении календаря. Речь идет о таком явлении, как полный оборот
Земли вокруг Солнца.
Рис. 18. Эклиптика Солнца в разные сезоны года а — орбита
Земли; б — видимое движение
Солнца
а
б
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И Египетские жрецы уже вначале тысячелетия дон. э. учитывали суточное отставание звезд. В эпоху эллинов греческие моряки применяли для этих целей различные вычислительные устройства. Искусство чтения знаков, написанных на небе, в древности являлось самым основным при получении образования. Поэтому дидактическая книга в стихах о звездах,
которую написал Арат (более подробно о нем будет рассказано ниже),
пользовалась огромной популярностью. Точно также, как мы ежедневно говорим о погоде, в Древнем Риме было принято говорить об утреннем восходе созвездия Лиры, а изменения положений звезд составляли основу метеорологических прогнозов.
Конечно, ни земледельческие работы, ни заход Плеяд не происходили везде и всюду водно и тоже время согласно юлианскому календарю.
Во время похода Агафокла Плеяды зашли 6 апреля, а вовремя Диодо- ра — 8 апреля.
И все-таки ссылка на звезды или на земледельческие работы позволяла хоть и довольно приблизительно, но зато доступно и понятно обозначить время в течение года. Все изменилось после того, как был вве-
В каждой местности сезоны соответствуют определенным частям солнечного года. К примеру, период наводнения, период сева и уборки урожая после наводнения, период низкой воды — это были три сезона в долине Нила. У древних шумерийцев существовало деление на жаркий и холодный периоды при помощи ветров. Точно также греческий (ирим- ский) солнечный год изначально был поделен на две части. Первое упоминание о четырех сезонах года было встречено у Алкмана, только вдо- кументе не было указания на то, какова была продолжительность этих сезонов. То, что считали сезоном земледельцы или воины, было не абстракцией, а явлением солнечного года. Отлет журавлей указывал на начало сева, прилет ласточки означал начало весны и пр. Когда на смоковнице распускались листья, люди знали, что наступает лето.
Тем не менее ход года проще и надежнее рассчитывать по звездам,
ане по смоковнице. Еще с древности наблюдателями было замечено, что неподвижные звезды (остающиеся таковыми только по отношению друг кдругу) в течение ночи перемещаются по небосклону. Их свет подавляется мощным излучением Солнца, поэтому звезды видны только тогда,
когда они расположены довольно далеко от него.
Солнце движется среди звезд к востоку по эклиптике, согласно своему годовому курсу. Небесный свод совершает суточное движение в обратном направлении, те. и Солнце, и звезды всходят на востоке, азаходят на западе. Значит, Солнце, возвращающееся в туже точку эклиптики каждые дней, должно пройти часть своего пути, чтобы вернуться к той жене- подвижной звезде. Солнце в суточном движении отстает от звезд на 4 минуты. Это можно пояснить на примере 24 х 60 = 1440 минут. Делим эту цифру на количество дней в году и получаем цифру 4. Истинный и постоянный период вращения Земли по отношению к звездам равен 23 часам 56 минутам. Солнечный день состоит из 24 часов.
В период, когда Солнце довольно далеко находится от определенной звезды, она появляется над восточным горизонтом как раз перед восходом. Теперь, начиная с этого момента, звезда будет опережать Солнце каждый день на 4 минуты и каждую ночь будет подниматься все раньше и раньше до тех пор, пока не встретится с заходящим Солнцем и вновь не потеряется в его сиянии. Картина захода звезды на западе аналогична. Эти четыре поворотных момента случаются только разв течение солнечного года и для данной широты по одними тем же числам, которые исторически можно считать постоянными рис. Рис. 19. Солнечный и звездный день
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И Солнца (или огня) соответствовали декабрю, месяцу зимнего солнцестояния, и марту — месяцу весеннего равноденствия.
Но пока эти предположения былине более чем гипотезами. Если только гипотезы правильные, то, значит, и на других чертах и резах можно найти что-либо похожее. Тогда исследователи решили просмотреть ранее найденные предметы. Сначала взяли кувшин, найденный вМолдавии, а затем глиняный сосуд из-под Киева. Черты и резы на этих двух предметах были довольно сложные. Знаки, которые обозначали плуг, ростки, сети, повторяющиеся изображения Солнца были и здесь, причем располагались в той же последовательности. Но, кроме них, на боках кувшинов были рисунки множества мелких квадратиков
(
рис. Некоторые группы квадратиков были изображены немного в стороне от основных. Когда стали проверять их чередование, то выяснилось, что они соответствуют тем дням, в которые древние славяне проводили свои празднества. Причем эти отдельно стоящие квадратики находились точно под символическими изображениями.
ден юлианский календарь с датами земледельческого календаря. Когда в году дон. э. Варрон писал свой сельскохозяйственный труд, он уже имел возможность сопоставлять даты юлианского календаря с датами земледельческого.
Древние календари в России
В России существовало несколько типов календарей. До изобретения письменности на них отмечали время при помощи рисунков. Несколько позже появились так называемые рунические календари.
Черты и резы древних славян
В летописях Х века можно найти упоминание о примитивных календарях. Летописец так писало славянах, не знавших письменности Черты и резы чтаху и гадаху». Буквально до последнего времени ученым не удавалось разгадать эти черты и резы.
В 1958 году на Волыни были произведены раскопки языческого святилища веков. Было найдено множество предметов так называемой черняховской культуры. Среди них были находившиеся в алтаре святилища два больших глиняных сосуда для хранения воды, покрытые большим количеством значков и рисунков, которые не повторялись в ка- ком-то определенном ритме. Следовательно, это был не орнамент. Трижды повторялись кружки, потом кресты. Этими символами в древности славяне обозначали огонь и Солнце. Историки предположили может быть, данные изображения как-то связаны сдвижением Солнца Если так, то глиняные сосуды — нечто иное, как своеобразный календарь.
Ученые решили сопоставить последовательность рисунков и постараться уяснить их значение. На одной из рез был изображен плуг. Разумно было бы предположить, что это должно означать месяц пахоты.
Итак, месяц апрель определен. Следующий рисунок — ростки каких-то растений. Вероятнее всего, этот фрагмент символизирует месяц май.
Далее знак Солнца — июнь (месяц летнего солнцеворота, колосья август. В украинском языке до наших дней сохранилось древнее название серпень, те. месяц колосьев, месяц жатвы. Наследующей резе изображена сеть для ловли птиц. Из истории известно, что славяне в древности ловили перелетных птиц силками и сетями в сентябре. Октябрь нарезе был обозначен пучком пряжи. По-белорусски октябрь называется кострычником — это месяц обработки льна и конопли. Еще два знака
Рис. 20. Черты и резы древних славян
НАУКА ИЛИ РЕЛИГИЯ ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ ИК ОС М ОНА ВТ ИК И найдены на севере России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Они имеют, 4 или 3 боковые грани, представляют собой дощечки или круги, как у якутов-скотоводов рис. На некоторых календарях, обнаруженных на берегах Лены, год начинался с 1 сентября. Этот факт говорит о том, что календари относительно древние. Переход на новый отсчет времени, с 1 января, был произведен в 1700 году по указу Петра I, нов отдельных местах России долго еще использовались календари, в которых год начинался с 1 марта. Вечные, годичные, месячные и недельные древние календари, относящиеся к XII–XIV векам, были найдены в бывшем Туруханском краев местах,
где проживали народности финско-угорской группы.
В 1927 году на Камчатке, в районе реки Пенжины, был найден эвенкийский (ламутский) календарь под названием «Цивассы». Он имеет форму дощечки размером 18 х 14 см с ручкой. На дощечке выполнено рядов отверстий — по числу месяцев. Всего таких отверстий 366. Год начинался с 1 сентября, каждые три месяца были отделены перегородками. Дни отмечались двумя колышками — дневными недельным, которые вставляли в соответствующие отверстия.
Очень необычный костяной эвенкийский календарь хранится в музее поселка Тура в Эвенкийском автономном округе. Он представляет собой палочку с шестью боковыми гранями, изготовленную из кости мамонта. Каждая грань соответствует двум месяцам, а зарубки — неделями дням. На календаре в виде рисунков даются даже фенологические подробности. У эвенков год делился на 2 части зимний и летний период. Начало января обозначено крестиком с закругленными концами (символ сильных морозов. На грани марта имеется рисунок снегиря. Далее изображен крест с раздвоенным концом. Он обозначает траву, которая появляется в тех местах в мае. На грани июня нарисован комар. Этот значок совсем не требует пояснений, т. кв Заполярье июнь всегда называли месяцем комара. Ноябрь (начало зимней охоты) обозначен рисунком охотничьего лука.
В 1928 году около села Мальты, расположенного на реке Ангаре, на палеолитической стоянке среди других древних предметов была найдена крупная бляха, изготовленная из бивня мамонта. Кольцевой орнамент, нанесенный на ее поверхность показывает продолжительность солнечного года и его разделение лунными полумесяцами. По лунным календарям женщины тех времен подсчитывали срок беременности (10 лунных месяцев).
Праздник весны древних славян в более позднее время стал Троицы- ным днем (на Украине этот праздник называется Зелен свята. Этот день на сосуде был обозначен рисунком молодого деревца. Далее были нанесены два крестика — знак огня. Ими обозначали праздник Ивана
Купалы. На одном из квадратиков была изображена молния. Это знак бога Перуна. После того как Россия приняла христианство, языческий праздник Перуна, отмечаемый 20 июля, стал Ильиным днем.
В результате у исследователей исчезли всякие сомнения. На древних глиняных сосудах был изображен календарь, показывающий всю жизнь наших далеких предков. Кстати, древние славяне-язычники вели свой календарь по новому счету — с 1 января.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

перейти в каталог файлов


связь с админом