Главная страница
qrcode

Практикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания


НазваниеПрактикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания
Дата20.03.2020
Размер3,49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Obuhovec_T.P.]_Osnovue_sestrinskogo_dela__praktik(z-lib.org).pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрактикум
#158750
страница1 из 32
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
СНОВЫ
СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:
О
ПРАКТИКУМ
Под редакцией к.м.н. Б. В. Кабарухина
Ростов-на-Дону
«Феникс»
2016
Т. П. ОБУХОВЕЦ
Издание е, стереотипное
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования ??????????? ???????????»
Обуховец Т. П.
Основы сестринского дела практикум / Т. П. Обуховец. — Изд. е, стер. — Ростов н/Д : Феникс. — 603 сил Обуховец Т. П, 2009
© Оформление ООО Феникс,
2016
УДК 614(075.32)
ББК 51я723
КТК О 978-5-222-26372-3
УДК 614(075.32)
ББК 51я723
О-26 Практикум по дисциплине Основы сестринского дела»
предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания,
максимальной нагрузке и уровню подготовки студентов по специальностям Фельдшерское дело (повышенный уровень, Акушерское дело, Сестринское дело».
Учебный материал поможет освоить технику и последовательность действий сестринских процедур, понять значение новых знаний в области современного метода сестринской практики — сестринского процесса с целью успешного удовлетворения потребностей пациентов в уходе.
Для средних медицинских учреждений, а также практикующих медсестер.
Рецензент:
к. мн, заслуженный врач Российской Федерации
Г. В. Масляева;
к. мн. СМ. Бортникова

(??????? ??????????? ???????????).
ВВЕДЕНИЕ
Практикум состоит из трех разделов.
В I разделе практикума Введение в дисциплину Основы сестринского дела изучаются понятие о системе здравоохранения в России, руководство и управление сестринским делом, философия и теория сестринского дела, сестринская деонтология, общение в сестринском деле, сестринская педагогика Занятия поданному разделу проводятся в кабинете доклинической практики. Отделения стационаров посещаются студентами с целью знакомства с устройством и основными функциями больниц, содержанием деятельности медицинской сестры, знакомством с различными видами медицинской документации.
Во II разделе Сестринский процесс учитываются коренные изменения в содержании сестринской деятельности, предусмотренные реформой сестринского образования Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса. Дополнительные знания в области философии, психологии человека, сестринской педагогики обеспечат повышение профессионального роста, повысят качество помощи, восстановят утраченные ценности фельдшеров, медицинских сестер, акушерок.
Понятие о сестринском процессе базируется на концептуальных моделях сестринского дела. Модель содержит ценности, взгляды на здоровье, роли, функции, задачи сестринского дела, способы определения потребностей человека в уходе, что определяет сферы сестринской деятельности. В данной теме рассматриваются этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа,
значение стандартных планов ухода. Рассматриваются проблемы пациента, например, при нарушении потребности
Основы сестринского дела Практикум спать. Предлагается вариант решения этой проблемы. Занятия поданному разделу проводятся в кабинете доклинической практики.
Раздел III «Манипуляционная техника предполагает приобретение умений и навыков при выполнении различных сестринских процедур и манипуляций.
Особое внимание рекомендуется уделить овладению сестринскими процедурами знать цели, показания, противопоказания каждой из них уметь оценивать состояния пациентов, видеть проблемы пациента и уметь их удовлетворить. Это способствует формированию профессионального мышления, закреплению знаний, умений, навыков,
выстраивая их в стройную систему ухода.
Каждый раздел содержит краткий перечень необходимых знаний и умений, контрольные вопросы, освоение которых необходимо для отработки практических навыков и умений
Раздел I. Введение в дисциплину
П
ОНЯТИЕ
О
СИСТЕМЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В
Р
ОССИИ
. Р
УКОВОДСТВО
И
УПРАВЛЕНИЕ
СЕСТРИНСКИМ
ДЕЛОМ
После изучения темы студент обязан знать систему и политику здравоохранения в Российской Федерации государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела типы лечебно-профилактических учреждений устройство и основные функции больниц содержание деятельности медицинских сестер виды медицинской документации.
Контрольные вопросы для самоподготовки. Назовите структурные уровни системы здравоохранения в Российской Федерации. Перечислите приоритетные направления социальной политики в Российской Федерации. Назовите государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела. Перечислите лечебно-профилактические учреждения амбулаторного типа. Перечислите лечебно-профилактические учреждения стационарного типа.
РАЗДЕЛ ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
«ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Основы сестринского дела Практикум. Объясните устройства больниц, типы их строительства. Перечислите все объекты, входящие в состав больницы. В чем состоит сущность деятельности медицинской сестры. Перечислите основные виды медицинской документации стационара.
Государственные организационные структуры,
занимающиеся вопросами сестринского дела
В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности государственная, муниципальная и частная. Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:
?
организации медицинской помощи;
?
охраны здоровья материи ребенка;
?
научных и образовательных медицинских учреждений;
?
кадров и др. Министерство здравоохранения области (края. Управление здравоохранением при администрации города.
Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.
Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения. Разработка законов для осуществления реформ. Охрана материнства и детства. Реформа финансирования (медицинское страхование,
использование средств различных фондов для поддержки
Раздел I. Введение в дисциплину и лечения соответствующих категорий населения — пенсионеров, безработных и т.д.).
4. Обязательное медицинское страхование. Реорганизация первичной медико-санитарной помощи. Лекарственное обеспечение. Подготовка кадров. Информатизация здравоохранения.
Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации О Государственной системе здравоохранения, Оправах пациента»
и др.
Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг,
создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня,
хосписы — учреждения паллиативной медицины, то есть такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больными умирающим.
В 1995 году в России было 26 хосписов, а в 2000 году их уже больше ста.
Основные типы лечебно-профилактических учреждений
Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений амбулаторный и стационарный. К учреждениям амбулаторного типа относятся амбулатории,
поликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, консультации, станции скорой помощи».
К учреждениям стационарного типа относятся больницы, клиники, госпитали, родильные дома, санатории, хосписы.
В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 года в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации
Основы сестринского дела Практикум
Схема
1. Основные типы лечебно-профилактических учреждений
Раздел I. Введение в дисциплину врачей, а тем самыми улучшению качества обслуживания населения.
Устройство и основные функции больниц
Различают общие, республиканские, областные, краевые,
городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т.д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе.
Существуют три основных типа строительства больниц:
павильонный, централизованный и смешанный.
При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились больницы смешанного типа, где основные неинфекционные отделения размещаются водном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и т.д. располагаются в отдельных небольших зданиях.
Участок больницы делится натри зоны здания, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.
Больница состоит из следующих объектов. Стационар со специализированными отделениями и палатами. Вспомогательные отделения (рентгеновский кабинет,
патологоанатомическое) и лаборатории. Аптеки. Поликлиники. Пищеблок. Прачечная. Административные и другие помещения.
Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями
Основы сестринского дела Практикум например, хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т.д.
Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики и лечения, и где оказывают лечение, уходи другие культурно-бытовые услуги.
Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты
(процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением.
Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются кровати
(обычные или функциональные, прикроватные тумбочки и столики или стол, стулья, шкаф для одежды пациента,
холодильник, умывальник. Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии одного метра между кроватями — для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.
Освещение палат соответствует санитарным нормам (см.
СанПиН 5.179-90). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно — В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленным в нише около двери на высоте 0,3 мот пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются наддверными проемами
Раздел I. Введение в дисциплину
Вентиляция палат осуществляется с помощью приточновытяжной системы каналов, а также фрамуги форточек из расчетам воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0,1%, относительная влажность Температура воздуха в палатах взрослых не превышает о
С, для детей — 22 о
С.
В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50% пациентов.
Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.
Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания, сортировки грязного белья, хранения чистого белья, дезинфекции и хранения суден и мочеприемников, хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.
Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина водной из них.
Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима сони отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход,
выполнение лечебных процедур и т.д.
Примерный внутренний распорядок терапевтического отделения
6.00–7.00
Подъем, измерение температуры тела
7.00–8.00
Туалет
8.00–10.00
Завтрак
Основы сестринского дела Практикум
10.00–12.00
Обход врачей
12.00–14.00
Выполнение врачебных назначений
14.00–15.00
Обед
15.00–17.00
Тихий час (отдых)
17.00–18.00
Прогулки, посещения родственниками
18.00–19.00
Измерение температуры тела
19.00–20.00
Ужин
20.00–22.00
Свободное время
22.00
Отход ко сну
Содержание деятельности среднего медицинского работника
Содержание деятельности медицинских сестер составляется администрацией лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) на основании тарифно-квалификационной характеристики среднего медицинского работника с учетом конкретных особенностей работы того или иного лечебного учреждения.
К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся следующие соблюдение лечебно-охранительного режима отделения, своевременное выполнение врачебных назначений, уход за пациентами, помощь пациенту вовремя осмотра врачом, наблюдение за общим состоянием пациентов, оказание первой доврачебной помощи, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, своевременная передача экстренного извещения в
ЦГСЭН (Центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном, получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета, а также руководство младшим медицинским персоналом отделения. Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.
Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники, работающая на приеме с врачом, помогает ему оформ-
Раздел I. Введение в дисциплину лять различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторными инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно-важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.
Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, особенно — в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно оказывает стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, выполняет санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т.д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) он работает под руководством врача.
Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психопрофилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременными, обеспечивает им прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.
Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту
Основы сестринского дела Практикум оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.
Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений. Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку, могут работать в рентгенологических,
физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.
За присвоение функций, на которые они не имеют права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность.
И
СТОРИЯ
СЕСТРИНСКОГО
ДЕЛА
После изучения темы студент обязан знать историю создания и задачи Всемирной организации здравоохранения, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца историю и задачи международного сотрудничества в области сестринского дела заслуги Флоренс Найтингейл в сестринском деле историю создания и задачи сестринских общин в России примеры самоотверженности и героизма русских сестер милосердия предпосылки, сущность и основные направления реформ сестринского дела в России (Голицыно, 1993 г знать историю и задачи Ассоциации российских медицинских сестер.
Студент должен уметь объяснить решения I международной конференции по реформе сестринского дела в России (Голицыно, 1993 г пользоваться периодическими печатными изданиями для сестринского персонала в России
Раздел I. Введение в дисциплину
Контрольные вопросы для самоподготовки. Кто впервые дал научное определение сестринского дела. Когда возникло сестринское дело в России. В чем заключаются основные задачи Всемирной организации здравоохранения. Назовите дату создания Союза обществ Красного
Креста и Красного Полумесяца. Перечислите основные направления реформирования сестринского дела в России. Расскажите о задачах Ассоциации медицинских сестер России.
Данная тема в достаточном объеме изложена в учебном пособии для студентов медицинских колледжей и училищ
«Теоретические основы сестринского дела С.А. Мухиной и И.И. Тарновской (часть 1), однако некоторые аспекты данной темы необходимо кратко изложить в данном Практикуме.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов


связь с админом