Главная страница
qrcode

Практикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания


НазваниеПрактикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания
Дата20.03.2020
Размер3.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Obuhovec_T.P.]_Osnovue_sestrinskogo_dela__praktik(z-lib.org).pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрактикум
#158750
страница14 из 32
Каталог
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   32
б в
г де ж
в дез.
камеру в дез.
камеру
Рис. 11. Санитарная обработка пациента при выявлении педикулеза:
а — надевание спецодежды медсестрой б, в, г — обработка волосистой части головы д — промывание волос после обработки;
е — смачивание волос раствором уксуса;
ж — отправка одежды пациента в дезкамеру
20 мин. Повторить осмотр волосистой части головы пациента через семь дней. При необходимости — провести санитарную обработку.
Примечание: если необходимо подстричь волосы, делают это над тазом и волосы сжигают.
Ф ИО пациента
Основы сестринского дела Практикум
Обработка волосистой части головы при педикулезе механическим способом
Цель: уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы (профилактика сыпного тифа) у пациентов при заболеваниях кожи головы, беременных, рожениц, родильниц и кормящих матерей, детей до пяти лет.
Оснащение:
1. Укладка защитной одежды и белья в биксе — медицинский халат, косынка, маска, клеенчатый фартук, перчатки. Полиэтиленовые косынки — 2 шт, клеенчатая пелерина, полотенца — 2 шт, ватные тампоны, стержень,
шампунь, 6% р-р уксуса, подогретый до 30 о
С; клеенчатый мешок, ножницы, частый гребень, ватные жгутики или нитка. Таз для сжигания волос, спички. Один из дезинсектицидных (педикулоцидных) р-ров:
а) 20% р-р эмульсии бензилбензоата или ниттифор;
б) 0,5% р-р метилацетофоса в равных количествах с 6% уксусной кислотой;
в) 0,25% р-р дикрезила.
4. Чистое нательное белье. История болезни пациента или амбулаторная карта и журнал осмотра на педикулез. Экстренное извещение об инфекционном заболевании.
Обязательные условия обработку проводить в специальном, хорошо вентилируемом помещении соблюдать права пациента, конфиденциальность, инфекционную безопасность.
Подготовка к процедуре. Сообщить пациенту о наличии педикулеза и получить согласие на обработку или стрижку волос.
При отказе от стрижки. Надеть дополнительный халат, косынку, тапочки,
перчатки, маску, фартук
Раздел III. Манипуляционная техника. Усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой. Укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной.
Выполнение процедуры. Обработать волосы, а не кожу головы, теплым столовым уксусом, выбирая механическим способом живые формы вшей и уничтожая их.
Примечание: следить, чтобы уксус не попал в глаза пациента, а волосы были равномерно смочены. Накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем (20 мин. Пропустить ватный жгутик или нитку сквозь зубцы частого гребня, обильно смоченный уксусом, и также смочить обильно уксусом. Промыть волосы теплой водой, затем с моющим средством, осушить полотенцем. Вычесать волосы частым гребнем, наклонив голову над белой бумагой, последовательно, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь. Обработать гребень методом протирания 70% спиртом или обдать кипятком. Промыть волосы теплой проточной водой, высушить полотенцем.
Окончание процедуры. Сжечь бумагу. Осмотреть волосы пациента повторно. Убедиться, что вшей и гнид нет. Снять и сложить белье и одежду пациента, спецодежду медсестры — в клеенчатый мешок. Отправить мешок в дезкамеру, обработать помещение инсектицидным средством. Сделать отметку на титульном листе истории болезни пациента (медицинской карты стационарного больного, сделать отметку о выявленном педикулезе (Р) или в амбулаторной карте ив журнале осмотра на педикулез. Отправить экстренное извещение об инфекционном заболевании в ЦГСЭН, зарегистрировать факт выявления педикулеза по месту жительства пациента
Основы сестринского дела Практикум. Повторить осмотр волосистой части головы пациента через семь дней. При необходимости — провести санитарную обработку.
Примечание: если необходимо подстричь волосы, делают это над тазом и волосы сжигают.
Гигиеническая ванна
Цель: предупреждение внутрибольничной инфекции.
Оснащение: водяной термометр, ножницы, полотенце,
мыло и мочалка индивидуальные, чистое нательное и постельное белье, клеенчатый фартук.
Обязательные условия исключить сквозняки, обязательное наблюдение медсестры, температура воздуха в ванной комнате не менее 25 Сна полу — резиновый коврик,
температура воды – 35–37 °С.
Подготовка к процедуре. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие. Наполнить ванну водой на
1
/
2
ее объема, температура равна 35–37 о
С.
3. Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т. пи о необходимости сообщить об этом медсестре. Усадить пациента в ванну, поддерживая его сзади под локти так, чтобы ноги упирались в подставку, а уровень воды доходил до мечевидного отростка грудины пациента. Предложить пациенту мыться самостоятельно, если он это может сделать сам.
Выполнение процедуры. Надеть фартук. Вымыть пациента (если он не может самостоятельно этого сделать) в следующей последовательности голова,
туловище, верхние конечности, нижние конечности, паховая область, промежность, используя индивидуальную мочалку и душ. Помочь пациенту выйти из ванны
Раздел III. Манипуляционная техника
Окончание процедуры. Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости — оказывайте помощь вдвоем. Вытереть пациента в той же последовательности. Убедиться, что кожа в естественных складках и между пальцами сухая. Подстричь ногти пациенту на руках и ногах. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь. Одеть пациента в чистое белье. Продезинфицировать использованные предметы ухода, ванну.
Примечание: продолжительность ванны — не более 25 мин.
Гигиенический душ
Цель: предупреждение внутрибольничной инфекции.
Оснащение: водяной термометр, ножницы, полотенце,
мыло и мочалка индивидуальные, чистое нательное и постельное белье, клеенчатый фартук, пеленка.
Обязательные условия исключить сквозняки, обязательное наблюдение медсестры, температура воздуха в ванной комнате не менее 25 Сна полу — резиновый коврик,
температура воды – 35–37 °С.
Подготовка к процедуре. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие. Поставить в ванну скамеечку и усадить на нее пациента. Помочь пациенту стать в ванну, поддерживая его сзади под локти, и затем сесть на сиденье. Побуждать пациента к самостоятельному мытью.
Предлагать помощь в том случае, если она необходима.
Выполнение процедуры. Надеть фартук, вымыть голову пациенту сложить пеленку в несколько рази попросить пациента прикрыть глаза
Основы сестринского дела Практикум смочить волосы, поливая их водой из душа нанести немного шампуня на волосы пациента вымыть голову обеими руками, бережно массировать голову, пока все волосы не будут полностью намылены смыть мыльную пену водой вытереть волосы пациенту. Помочь пациенту, при необходимости, вымыть тело в той же последовательности, как при проведении гигиенической ванны.
Рис. 12. Санитарная обработка пациента:
а — в ванне б — под душем а
б
Раздел III. Манипуляционная техника. Помочь пациенту встать с сиденья (при необходимости — оказывайте помощь вдвоем, используя правильную биомеханику тела).
Окончание процедуры. Помочь пациенту выйти из ванны. Вытереть тело в той же последовательности. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь. Подстричь ногти пациенту на руках и ногах. Помочь пациенту надеть чистое нательное белье и одежду. Снять фартуки сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и высушить руки. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента
Основы сестринского дела Практикум
Б
ЕЗОПАСНАЯ
БОЛЬНИЧНАЯ
СРЕДА
Студент должен знать понятие, виды, режимы двигательной активности пациента биомеханику тела пациента и медицинской сестры при различных положениях правила перемещения и изменения положения тела в постели факторы риска у пациентов различного возраста методы снижения риска падения и других травму пациентов элементы сестринского процесса при проблемах, связанных с нарушением двигательной активности (функции)
пациента.
Студент должен уметь убедить пациента в необходимости соблюдения назначенного режима физической активности провести сестринское обследование до транспортирования и перекладывания пациента применять правила биомеханики тела медицинской сестры с целью профилактики травм позвоночника.
Студент должен иметь навыки безопасной транспортировки пациента на каталке,
на носилках, на руках оказания помощи пациенту (манекену) при перемещении в постели.
В лечебном учреждении сестринский персонал и все, кто участвует в процессе ухода за тяжелобольными, подвергаются воздействию отрицательных факторов на организм.
К ним относятся чрезмерная физическая нагрузка, связанная с перемещением пациента воздействие токсических веществ на организм, как дезинфицирующих, таки лекарственных средств инфекция радиация стрессы и нервное истощение
Раздел III. Манипуляционная техника
Данная тема широко изложена в пакете учебных материалов ВОЗ по сестринскому делу — проекте «LEMON» и учебнике С. А. Мухиной и И. И. Тарновской Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела».
Рассмотрим некоторые методики безопасности обслуживающего персонала при уходе за пациентами.
Неправильное обращение с пациентами является преобладающей причиной травм спины, возникновения болей у медицинской сестры в процессе предоставления ухода.
Поэтому важно пользоваться методами обращения, которые разработаны для того, чтобы уменьшить давление на позвоночники туловище при транспортировке, перемещении и перекладывании пациента.
Прежде чем начать перемещение пациента, необходимо определить цель перемещения состояние здоровья пациента, возможности для сотрудничества наличие вспомогательных механических средств для перемещения (трость, костыли, ходунки определить роль руководителя, который сможет давать ясные, четкие команды и объяснения пациенту При выполнении различных передвижений, поднятий,
перемещений обслуживающему персоналу необходимо помнить перед тем как поднимать пациента, нужно привести его в безопасное, удобное положение обслуживающему персоналу занять безопасное, удобное положение с соблюдением равновесия в отношении веса пациента и направления движения использовать вес собственного тела для снятия напряжения, вызываемого движениями рук, особенно если необходимо делать несколько раскачивающих движений,
чтобы создать необходимую движущую силу для поднятия пациента (раскачивающие движения делайте очень осторожно
Основы сестринского дела Практикум начиная поднятия, убедитесь, что ваши ноги занимают устойчивое положение убедитесь, что вы выбрали самое лучшее положение для удержания пациента, держите спину прямо, подходите к пациенту так близко, насколько это возможно, и выполняйте движения в том же ритме, что и остальные помощники.
Помните, что передвижение пациента может быть успешным только при согласованности действий в бригаде выберите лидера, который будет руководителем бригады и будет давать команды выберите самую лучшую методику обращения с пациентом определите, кто приметна себя самую тяжелую работу, а именно — удержание бедер и туловища пациента
(это должна быть самая сильная и здоровая медицинская сестра, независимо от должности).
Удерживание пациента методом захват через руку»
(выполняется одной медсестрой, пациент может помочь)
Показания: поддержка и перемещение кзади пациента
(спинке стула, способного оказать содействие.
ЭТАПЫ
1. Установить доверительные отношения с пациентом. Оценить состояние пациента и возможность помощи сего стороны. Объяснить пациенту цель удерживания, получить его согласие, объяснить последовательность действий.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обеспечить активное участие пациента в перемещении.
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
Раздел III. Манипуляционная техника
ЭТАПЫ
4. Оценить окружающую обстановку (влажность пола,
посторонние предметы на полу,
тапочки без задника. Попросить пациента прижать свои руки к телу и фиксировать их на необходимом уровне. Зайти со стороны спины пациенту (позади кресла или стула, на котором он сидит),
просунуть свои руки в подмышечные впадины пациенту сзади,
ухватить руки пациента у запястья, учитывая болезненные места на руках. Сообщить пациенту о завершении процедуры. Убедиться в безопасном положении пациента, расцепить и вывести руки медсестры,
поблагодарить пациента за помощь в удержании, ободрить. Вымыть руки, высушить.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обеспечить безопасность пациента.
Это поможет обеспечить биомеханику тела пациента.
Если у пациента функция одной руки ослаблена, пациент захватывает более сильной рукой слабую руку.
Такой захват обеспечит правильную биомеханику тела медсестры, надежность удержания,
фиксацию тела на предплечьях медсестры при возможном падении. Нельзя допускать возникновения болей у пациента.
Пациент должен убедиться в своей безопасности, ощутить значимость своей помощи.
Обеспечивается инфекционная безопасность.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Рис. 13. Удерживание пациента методом захват через руку
Основы сестринского дела Практикум
Поддерживание пациента при ходьбе
(выполняется одной сестрой)
Показания: помощь при ходьбе после инсульта, травмы и т. п.
ЭТАПЫ
1. Установить доверительные отношения с пациентом. Оценить состояние пациента и возможность помощи сего стороны, нужны ли ему вспомогательные средства. Оценить окружающую обстановку. Встать рядом с пациентом,
применить захват большими пальцами ладоней, держать правую руку пациента своей правой или левую в левой. Поддерживать другой рукой пациента под локоть или подмышечную область, или обхватить пациента за талию. Встать к пациенту как можно ближе, поддерживать его колени ногой, убедиться, что пациент чувствует себя уверенно. Передвигаться рядом с пациентом. Вымыть и высушить руки.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обеспечить активное участие пациента в поддержании.
Обеспечить безопасность пациента.
Обеспечить безопасность пациента.
Рука пациента прямая, опирается ладонью на ладонь сестры при сомкнутых в «замок»
больших пальцах.
Обеспечить безопасность пациента.
Это обеспечит удержание пациента отпадения, при минимальных усилиях.
Обеспечить безопасность пациента.
Обеспечить инфекционную безопасность.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
Раздел III. Манипуляционная техника
Рис. 14. Захват большими пальцами ладоней
Рис. 15. Поддерживание пациента при ходьбе
Перемещение пациента из положения
«лежа на боку в положение
«сидя с опущенными ногами»
(выполняется одной медсестрой)
Показания: вынужденное, пассивное положение, смена положения тела пациента при риске возникновения пролежней.
ЭТАПЫ
1. Установить доверительные отношения с пациентом. Оценить состояние пациента и возможность помощи сего стороны. Оценить окружающую обстановку. Опустить боковые поручни
(если они есть) стой стороны, где находится медицинская сестра.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обеспечить активное участие пациента в поддержании.
Обеспечить безопасность пациента.
Обеспечить доступ к пациенту и его безопасность.
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Основы сестринского дела Практикум
ЭТАПЫ
2. Встать напротив пациента,
левую руку подвести под его плечи, правую руку – под колени, охватывая их сверху. Поднять пациента, опуская его ноги вниз и одновременно поворачивая его на постелив горизонтальной плоскости под углом 90 0
4. Усадить пациента, продолжая стоять к нему лицом и удерживая его левой рукой за плечо, а правой — за корпус тела. Убедиться, что пациент сидит устойчиво и уверенно. Подложить упор под спину пациента. Надеть пациенту тапочки и поставить под ноги скамейку. Вымыть и высушить руки.
ПРИМЕЧАНИЯ
Не наклоняться Согнуть ноги в коленях для соблюдения правильной биомеханики тела.
Помните о соблюдении правильной биомеханики тела сестры и пациента!
Исключите риск падения пациента, связанного с возможностью головокружения.
Используйте подушки и другие средства для упора.
Исключить опасность переохлаждения и отвисания стоп.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Перемещение пациента из положения
«сидя на стуле в положение лежа на кровати»
(выполняется одной медсестрой)
Показания: перемещение пациента в том случае, если пациент может помочь.
ЭТАПЫ
1. Установить доверительные отношения с пациентом. Оценить состояние пациента и возможность помощи сего стороны. Оценить окружающую обстановку.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обеспечить активное участие пациента в перемещении.
Обеспечить безопасность пациента.
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
Раздел III. Манипуляционная техника
ЭТАПЫ
1. Предупредить пациента, что насчет три вы поможете ему встать. Поставить пациента насчет три на ноги (поворачивайтесь одновременно с ним, нога к ноге,
пока он не почувствует край кровати. Посадить пациента на кровать.
Встать лицом к пациенту сбоку от него, ближе к изголовью. Расставить ноги на ширину 30 см. Развернуть свою ногу,
расположенную ближе к изголовью, кнаружи. Держать спину прямо. Провести одну руку под колени пациента, охватить их сверху, другой рукой охватить плечи пациента. Поднять ноги пациента на кровать, поворачивая его туловище при этом вокруг осина и опуская его голову на подушку. Укрыть пациента, убедиться, что он лежит удобно и комфортно. Вымыть и высушить руки.
ПРИМЕЧАНИЯ
На каждый счет слегка раскачивайтесь вперед-назад, создавая инерцию тела для безопасности пациента и сестры при перемещении. Делайте это медленно!
Исключите риск падения пациента, связанного с возможностью потери равновесия.
Для обеспечения правильной биомеханики тела сестры и безопасности пациента
Уложить пациента на кровать.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Перемещение пациента с кровати на стул методом поднятие плечом»
(выполняется двумя или более людьми, пациент может сидеть, ноне может передвигаться самостоятельно с помощью ног)
ЭТАПЫ
1. Установить доверительные отношения с пациентом.
ПРИМЕЧАНИЯ
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
Основы сестринского дела Практикум
ЭТАПЫ
2. Оценить состояние пациента и возможность помощи сего стороны. Оценить окружающую обстановку. Поставить стул рядом с кроватью. Переместить пациента и усадить в положение со свободно свисающими ногами. Встать с обеих сторон от пациента лицом к нему. Подвести ближайшую к пациенту руку под его бедра. Поддерживать пациента за бедра как можно ближе к ягодицам. Подставить плечи в подмышечные впадины пациента, а пациент укладывает свои руки на спины медицинских сестер. Использовать свободную руку,
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   32

перейти в каталог файлов


связь с админом