Главная страница
qrcode

Практикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания


НазваниеПрактикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания
Дата20.03.2020
Размер3.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Obuhovec_T.P.]_Osnovue_sestrinskogo_dela__praktik(z-lib.org).pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрактикум
#158750
страница3 из 32
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести и радости, в случае нужды с готовностью, позову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.
Что же такое внешняя культура медицинского работника?
Прежде всего. Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту.
«Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных (Гиппократ).
Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно,
спокойно, сдержанно. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту бабулька, голубушка и т.д.
Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят:
«диабетик», язвенник, астматики т. д.
Иногда речь медицинских работников насыщена модными, жаргонными словами, примитивна, и пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, ау пациента вызывают негативную реакцию
Раздел I. Введение в дисциплину
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и
Этическом кодексе медицинской сестры России являются. Гуманность и милосердие, любовь и забота. Сострадание. Доброжелательность. Бескорыстие. Трудолюбие. Учтивость и др.
Сестринское дело, его цели и задачи
Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного населения вменяющихся условиях окружающей среды.
Сегодня сестринское дело — это наука и искусство ухода за пациентом, направленное на решение проблем пациента. Сестринское дело как наука имеет свои теории и методы, которые являются концептуальными и используются с целью удовлетворения потребностей пациента.
Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике. Раньше сестринское дело заимствовало знания у медицины, психологии, социологии, культурологии. Сейчас к ним прибавляются новые разделы
(теория и философия сестринского дела, менеджмент, лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг,
сестринская педагогика, общение в сестринском деле, создается уникальная, особенная структура знаний в сестринской области.
Искусство и научный подход проявляются в общении с пациентом и персоналом, в умении эффективно строить сестринский процесс. Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи разъяснять населению назначение и важность сестринского дела
Основы сестринского дела Практикум привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах вырабатывать у медсестер определенный стиль мышления по отношению к людям, здоровью и окружающей среде обучать медсестер культуре общения с пациентами,
членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения разрабатывать и внедрять новые технологии сестринской помощи обеспечивать высокий уровень медицинской информации создавать эффективные стандарты качества сестринской помощи проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.
Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами,
а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества.
Для выполнения поставленных задач, утверждения сестринского дела как профессии необходимо иметь. Научно обоснованную стратегию развития сестринской практики. Единую терминологию как инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер.
О
БЩЕНИЕ
В
СЕСТРИНСКОМ
ДЕЛЕ
После изучения темы студент должен знать общение как эффективное средство помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением состояния здоровья уровни общения
Раздел I. Введение в дисциплину терапевтические и нетерапевтические средства общения факторы, способствующие и препятствующие общению два типа общения словесный (вербальный) и бессловесный (невербальный ясность, краткость речи, ее темп, громкость словарный состав расчет времени способы поддержания связи с пациентом, неспособным к вербальному общению принципы самоконтроля медицинской сестры при бессловесном (невербальном) общении мастерство общения медицинской сестры.
уметь:
? владеть техникой профессионального общения.
Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
В последние годы в науке используется вместо слова
«общение» термин «коммуникация».
Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию без использования речи или написания (письма).
Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, облегчающие взаимное общение. Целью процесса понимания для медсестер гуманистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не разгадки, можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, и о самом себе
Основы сестринского дела Практикум
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия наличность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.
Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы,
сопереживать, проявлять внимание и заботу.
Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе,
требует понимания, уважения и веры в выздоровление.
Уникальность сестринского общения состоит в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.
Уровни общения
Психология чаще всего выделяет три уровня общения.
На первом уровне общения (коммуникации) происходят передача и принятие информации. Непосредственной связи с совместной деятельностью на этом уровне нет. Общение на первом уровне требует определенных правил,
традиций, принятых норм.
На втором уровне коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования,
спрашивания, обучения, инструктажа, приказания и т. д, обеспечивая слаженность совместной работы.
Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе
Раздел I. Введение в дисциплину обследования пациента, усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.
На третьем уровне выступает то, что для общения
(коммуникации) наиболее существенно, а именно стремление понять друг друга, прислушаться к мнению других,
даже когда с ним не соглашаются.
Средства общения
К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, покаты слова не сказал».
Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками фраз, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома, некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают речь быструю, медленную, запинающуюся,
эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с обеднением словарного запаса.
В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.
Речь человека раскрывает направленность личности ее интересы, потребности, убеждения и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим
Основы сестринского дела Практикум средством общения, средством воздействия на человека:
«Слово лечит — слово ранит. С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внутренних органов.
Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.
Используя речь как терапевтическое средство общения,
медсестра применяет элементы психотерапии разъяснение, убеждение и т.д.
Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой его болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себе, веру в выздоровление.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие — К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся,
произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам,
которые мы слышим.
Таким образом, передаются настроение, характер и отношение Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».
Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.
Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило что-то всегда происходит. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами
Раздел I. Введение в дисциплину
Мимика — движения мышц лица. Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз,
походки, осанки, своеобразных движений рука также других невербальных средств общения, таких как прикосновения рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек.
Жесты позволяют лучше разбираться в людях.
Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме выражение лица спокойное, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах,
отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, неспособными к вербальному общению.
Мастерство общения медсестры
Компоненты, способствующие умению слушать и понимать.
Участие. Истинное значение участия — это внимание к чувствам другого человека, приятие, интерес. Участия нельзя добиться сразу, для его развития требуется время.
Умение слушать означает открытость миру, мыслями чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым. Это активные, сознательные усилия по формированию участия, а непростое пассивное восприятие.
Для понимания смысла произносимых слов требуются сосредоточенность, отсутствие предубежденности, заинтересованность. Понимание другого человека включает понимание его точки зрения
Основы сестринского дела Практикум
Сосредоточить внимание — значит подавить собственные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные внутренние или внешние факторы.
Медсестра, умеющая слушать, легче распознает потребности пациента она не только слышит то, что говорит пациент, но и обращает внимание на повторяющиеся
«темы» в высказываниях пациента.
Проявление беспокойства о другом человеке означает оказание помощи и содействие в самореализации. Общение между медсестрой и пациентом, а также всех, кто участвует в сестринском процессе, должно включать понимание, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество.
Открытость — это раскрытие своего внутреннего «Я»
другому человеку оно предполагает взаимность. Открытость, самораскрытие являются обязательным условием для общения и осуществления различных терапевтических процедур в процессе лечения.
Открытые взаимоотношения предполагают приятие,
сопереживание, участие в процессе общения. Приятие сродни прощению медсестра взвешивает поведение другого человека, принимает во внимание положительные и отрицательные факторы этого поведения, сознательно не придает значения отрицательным факторам, а на положительные факторы поведения, способствующие развитию стремления к здоровью, заостряет внимание, ноне навязывает ему направления, в котором они должны развиваться вместо этого она позволяет собеседнику определять характер общения, реакцию и всё, что имеет значение для такой реакции. Принимая пациента, сестра как бы позволяет ему принять самого себя.
Открытые взаимоотношения предполагают и сопереживание, то есть способность точно воспринимать внутреннее состояние другого человека, его ценностную ориентацию.
Сопереживающая сестра является отражением пациента, демонстрируя чувство присутствия
Раздел I. Введение в дисциплину
В атмосфере взаимопонимания пациенту легче найти себя, найти новые ценности в процессе адаптации, более правильные и положительные.
Искренность является необходимым условием для установления доверительных отношений. Искренность означает, что общение гармонично. Искренний или гармоничный человек — это тот, кто понимает свои внутренние чувства и мысли и правильно их выражает, как словесно,
так ив иной форме.
Искренность способствует возникновению и поддержанию доверия к самому себе, а также между собой и другими, перерастающему в свободное и открытое общение.
Уважение подразумевает теплоту, расположение и приятие другого человека как достойную личность, невзирая на ее недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, необходимо для развития и поддержания здоровья.
Все компоненты эффективной коммуникации создают благоприятную атмосферу для понимания. Они служат основой для умения слушать и понимать.
Зная эти компоненты, медсестра сможет понять ряд важных аспектов сестринского общения, которые необходимо учитывать для создания соответствующих условий проведения сестринского процесса. Они помогут пациенту доверить сестре частную информацию.
Десять да терапевтического общения. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на
«Вы».
2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности. Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом
Основы сестринского дела Практикум. Поощряйте вопросы вашего пациента. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата приобщении с пациентом. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия Примеры проблем пациента, связанные с нарушением удовлетворения потребности общаться
Проблема пациента нежелание общаться с окружающими этап. Оценка ситуации.
Чтобы оценить ситуацию, медсестре необходимы знания о потребности Нарушение потребности общаться может быть вызвано нежеланием общаться с медицинским персоналом, родственниками, соседями по палате, нежеланием слушать радио, читать книги Удовлетворяя потребность общаться, человек преодолевает это, так как он является существом общественными ему необходимо общение для нормальной жизнедеятельности. Это общение как духовное,
так и физическое К духовному общению относятся вербальное и невербальное общение, чтение, музыка, телевидение и радио, а также религия. К физическому — сексуальные отношения.
Обследуя пациента, медсестре необходимо знать факторы риска, влияющие на потребность общаться
Раздел I. Введение в дисциплину возраст недостаточное зрение, слух, качество речи отсутствие отдыха в течение дня одиночество плохие семейные отношения душный воздух несвоевременность медицинской помощи, ее низкое качество громкая музыка стрессовые ситуации профессия, доход использование компьютера и т. п Пациент будет высказывать пожелания встретиться или нежелание общаться с окружающими его людьми или родственниками. Возможно, он будет настаивать на создании тишины, одиночества и т. п.
При объективном обследовании медсестра обратит внимание на внешний вид пациента (утомленность, усталость выражение лица (жалкая мимика, потухший взгляд нарушение слуха нарушение зрения нарушение речи нарушение двигательной активности интеллекта и т. п оценит психическое состояние пациента, его поведение, сделает вывод об эмоциональном статусе пациента:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов


связь с админом