Главная страница
qrcode

Практикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания


НазваниеПрактикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания
Дата20.03.2020
Размер3.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Obuhovec_T.P.]_Osnovue_sestrinskogo_dela__praktik(z-lib.org).pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрактикум
#158750
страница4 из 32
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
замкнут или общителен, снижена ли познавательная способность или нет, отстает ли в развитии и т. п.
Психологическая диагностика тесно связана с социальным статусом пациента. От социальных факторов зависит и психологическое, и духовное состояние пациента,
которое может явиться причиной нарушения потребности общаться
Основы сестринского дела Практикум этап. Сестринское диагностирование.
Обсуждая вместе с пациентом и членами его семьи результаты оценки, медсестра выяснит, каким образом проблемы с общением влияют на остальные потребности.
Медсестре необходимо помнить, что эффективность общения пациента с персоналом больницы зависит от трех факторов изменения состояния зависимости пациента от окружающих изменения окружающей среды и привычного ритма жизни уровня боли.
Далее сформулируйте сестринские диагнозы.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов. Нарушена способность общаться из-за утраты невербального общения (парез мышц лица при гемиплегии).
2. Нарушена способность общаться из-за утраты зрения (слуха. Нарушена способность общаться из-за нежелания подчиняться медицинским работниками т. д.
После формулирования всех сестринских диагнозов медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания помощи пациенту этап. Планирование сестринского ухода. Сформулируйте цели (краткосрочные и долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с нарушением способности общаться.
Примеры некоторых целей краткосрочных пациент будет эффективно общаться долгосрочных у пациента будет нормальный сон к моменту выписки. Составьте план сестринских вмешательств.
Пример планирования. Медсестра сообщит врачу о нарушении способности общаться с пациентом. Медсестра предоставит пациенту фактическую информацию для уменьшения состояния беспокойства
Раздел I. Введение в дисциплину. Медсестра установит наблюдение за соблюдением режима активности пациента. Она создаст оптимальные условия для духовного общения тишину и покой в палате, проветрит помещение после посещения пациента родственниками. Медсестра обучит и даст советы (рекомендации) пациенту и его родственникам для изменения их поведения вовремя стрессовых ситуаций, научит эффективному общению, определит потенциальные возможности в общении этап. Реализация плана.
Медицинская сестра в силу своей компетенции осуществляет сестринские вмешательства и фиксирует сестринский процесс в карте сестринского наблюдения, где указывается время выполнения каждого действия, реакцию пациента на данное действие этап. Оценка эффективности ухода.
Проводится оценка реакций пациента на каждое действие, коррекция плана — в том случае, если целине достигаются.
Проводится итоговая оценка ухода, например цель достигнута, план выполнен полностью, пациент научился эффективному общению, персонал понимает способы общения с пациентом, правильно реагирует на его потребности и предугадывает их.
Общие принципы умения эффективно слушать. Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его. Устраните отвлекающие факторы отвлекать могут телефонные звонки, другие люди, шум. Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Будьте максимально внимательны и проявляйте участие. Старайтесь уловить основную идею. Уловите тему беседы, а не ее детали. Вслушивайтесь, как подается суть. Обратите внимание и на то, как говорится. Оцените эмоциональные реакции
Основы сестринского дела Практикум и чувства. Спросите себя, как этот человек воспринимает ситуацию. Отделяйте человека от идеи. Мы более положительно реагируем на мысли людей, которых любим, чем тех,
к кому равнодушны. Старайтесь правильно воспринимать то, что говорится. Уловите то, о чем пациент избегает говорить. Спросите себя, не опустил ли этот пациент в своем рассказе какую-нибудь существенную часть, скрывает ли пациент свои чувства или человека, который играет важную роль в его жизни. Отделите эмоции от реакции. Избегайте гнева и печали, сильных эмоций, которые могут мешать внимательно слушать и понимать. Будьте осторожны с интерпретациями. Не судите и не предполагайте поспешно. Старайтесь уловить факты. Уважайте пациента как человека. Проявляйте искреннее уважение, интерес и заботу. Сопереживайте. Поставьте себя на место другого человека, чтобы понять его поступки. Это поможет вам увидеть мир таким, каким его видит он.
Факторы, способствующие общению
Оказывая помощь пациентам, медсестре необходимо использовать целый арсенал личных качеств и навыков,
приемов и методов общения для установления доверия с пациентом и членами его семьи с целью поиска эффективного решения проблем пациента.
Эти личные качества значительно облегчают общение и решение проблем пациента.
К личным качествам медсестры, оказывающей помощь,
относятся: сопереживание, искренность, проявление заботы, уважения.
Обладая этими качествами, медсестра должна установить доверительные взаимоотношения. К ним относятся
Раздел I. Введение в дисциплину целенаправленная беседа, доверие и контакт, создание условий для самовыражения.
Целенаправленная беседа ориентирована на определенную цель. Она считается критерием умелого общения, помогает пациенту освободиться от напряжения и волнения.
Условия, создаваемые медсестрой, обеспечивают конфиденциальность и создают ощущение поддержки.
Доверие и контакт — это очень важные элементы. Они возникают, если пациент убежден в искренности намерений медсестры, ее тёплом и непредвзятом отношении к нему. С доверием связана конфиденциальность.
Создание условий для самовыражения медсестра с помощью целенаправленной беседы предоставляет пациенту возможность самовыражения. Необходимо создать такие условия, которые позволят пациенту мыслить, чувствовать или решать свои проблемы самостоятельно, помочь пациенту выразить себя и сохранить инициативу.
К факторам, способствующим общению, относятся и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них.
Рассмотрим наиболее существенные из них навыки общения навыки реагирования и постановки вопросов навыки планирования целей навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками.
К другим полезным навыкам, которые помогут пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них,
относятся:
? конфронтация (например, когда пациент думает, что он никому ненужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте, убеждает пациента в обратном поддержка (например, серьезные проблемы, осложнившие состояние пациента, но когда он убеждается, что
Основы сестринского дела Практикум вины врача в этом нет, его чувства могут прийти в полное смятение, и здесь очень важную роль играет медсестра,
проявляющая сопереживание, понимание и поддержку молчание (например, смерть близкого человека вызывает у пациента сильные эмоции, слезы. В этом случае лучше помолчать и просто быть рядом с пациентом прикосновение (например, задержать руку на плече пациента, когда ему трудно, показывая, что медсестра понимает всю трудность ситуации и оказывает ему поддержку).
Таким образом, эффективное общение зависит от профессионализма и личных качеств и умений, приемов и методов общения медсестры, которые в сестринском деле тесно взаимосвязаны.
Факторы, препятствующие общению. Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой могут отрицательно повлиять на принятие решения пациентом. Часто пациент знает, что делать в той ситуации, по поводу которой медсестра беседует с ним.
Если совет медсестры отличается оттого, который хочет слышать пациент, то это может вызвать чувство противоречия у него.
Поэтому, если пациенту хочется услышать совет медсестры, спросите у него Чтобы Вы хотели услышать?
Давайте поговорим об этом побольше. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. Рекомендуется делать частые паузы вовремя разговора с использованием переходных фраз.
На фоне ответов и реплик возникнет возможность для обдумывания. Защита людей, которых критикует пациент.
У пациента возникнет предположение, что медсестра осуждает его, и это будет препятствовать дальнейшему выражению чувств вовремя беседы
Раздел I. Введение в дисциплину. Преуменьшение чувств пациента. Пациент, выражая озабоченность, ждет от медсестры понимания и сочувствия. Не настаивайте на том, что ничего страшного не случилось, не стоит беспокоиться. Такие реплики демонстрируют отсутствие понимания или сочувствия. Обещания пациенту. Говоря Все будет хорошо»,
медсестра отрицает реальность ситуации, в которой находится вместе с пациентом, заставляет его прятать страхи беспокойство, которые являются обычными человеческими реакциями и требуют сестринского вмешательства. Поспешные заключения могут вызвать противодействие со стороны пациента. Будьте мудрыми, проверьте факты. Например, не предполагайте, что человек, страдающий злокачественной опухолью, автоматически согласится на ее оперативное удаление. Культурные отличия язык, нормы общения. Различия культур влияет на то, как могут быть поняты вербальные и невербальные средства общения. Например,
японцы выражают радость, широко раскрыв глаза. В славянской культуре это выражает чувство страха. Культура влияет и на поверья, поведение, связанные со здоровьем:
магия, ритуалы, употребление определенной пищи. Поэтому важно определить этническую ориентацию человека и расспросить его об убеждениях, образе жизни. Стили общения. На словесное и бессловесное общение влияют культура и воспитание, традиции и нормы.
Чтобы адаптироваться к стилю беседы, необходимо принимать во внимание культурные особенности нации. Например, прикосновение в некоторых культурах является проявлением внимания, другие считают прикосновения сексуальными проявлениями. Различия в возрасте. Возраст человека может влиять на способ ведения беседы, особенно если между собеседниками имеются большие различия в возрасте. Для ребенка до 6 лет обычно необходима беседа с родителями или опекуном, хотя учитывается и поведение самого
Основы сестринского дела Практикум ребенка. Часто родители считают себя виноватыми в нарушениях состояния здоровья детей. В таких случаях нужно применять неосуждающие вопросы, чтобы получить нужные сведения. Например, вопросы типа Когда Вы заметили первые признаки повышения температуры более подходят, чем такой вопрос Почему Вы не доставили его в больницу раньше Проявляйте сочувствие родителями оказывайте им поддержку и утешение.
С детьми старше 6 лет беседуют непосредственно. Игра и рисунки являются альтернативными средствами получения информации. Не обращайтесь сними, как с малышами, не говорите свысока. Беседуйте с дктьми так же,
как и со взрослыми. Если присутствуют родители, наблюдайте за внутрисемейными отношениями. Если родители доминируют в разговоре и инструктируют ребенка, как ему надо отвечать, медсестра может обращаться прямо к ребенку с комментариями типа Теперь я бы хотела услышать, как ты чувствуешь себя в этой ситуации. Используйте этот прием и при беседе с пожилым человеком.
Необходимо выяснить, нет ли у него проблем со слухом.
Избегайте повышать голос, даже если у пациента проблемы со слухом.
Громкие слова могут быть раздражающими и даже обидными.
У пожилых людей с потерей слуха обычно не воспринимаются звуки высокой тональности, а повышение вашего голоса обычно повышает высоту звука. Убедитесь перед началом беседы, что у пациента нет проблем со слухом.
Если пациент плохо слышит, то сядьте напротив него,
говорите медленно. Это поможет облегчить общение с ним,
возможно, он может читать по губам.
Лучшие взаимоотношения обеспечат вам хорошее освещение, отсутствие посторонних звуков (радио, телевизор).
Для беседы с пожилыми людьми одной беседы недостаточно — уделяйте им больше времени. Часто пожилые люди недоговаривают, считают, что некоторые симптомы яв-
Раздел I. Введение в дисциплину ляются возрастными особенностями, не имеющими большого значения. Установление доверия, взаимопонимания — единственный путь к преодолению препятствий в общении. Один из эффективных способов установить взаимопонимание с пожилым человеком — дать возможность вспомнить прошлые дни и его бывшие заслуги.
С
ЕСТРИНСКАЯ
ПЕДАГОГИКА
После изучения темы студент должен знать сферы и способы обучения основные понятия и термины.
Студент должен уметь оценить потребности пациента и (или) его семьи в обучении оценить исходный уровень знаний, умений пациента и (или) членов его семьи мотивировать обучение оценить способности к обучению определить содержание обучения организовать обучение составить индивидуальный план обучения и реализовать его оценить качество и эффективность обучения.
Контрольные вопросы для самоподготовки. Что оценивает медсестра, организуя процесс обучения пациента. Какие способы обучения использует медсестра. Как оценить потребность пациента и его семьи в обучении. Как Вы понимаете термин мотивация обучения. В чем состоит содержание сестринского обучения
Основы сестринского дела Практикум. Перечислите педагогические приемы, которыми может пользоваться медицинская сестра в процессе обучения. Кто проводит оценку эффективности обучения пациента или его семьи. На каком этапе проводится оценка эффективности обучения?
Педагогика — это человековедение, постоянное, никогда непрекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.
В. Сухомлинский
В период реформ сестринского образования расширяются функции медицинской сестры. Изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, определяют стратегию сестринской деятельности. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в лечебно-профилактическом учреждении.
Сестринский процесс формирует непосредственное общение, картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности (вмешательства) является обучение пациентов и их родственников.
Если профессиональную квалификацию медсестры не всегда могут распознать пациент и его близкие, то нравственный облик обнажается без труда. Морально-нравственная неустойчивость, отсутствие этических и деонтологических норм поведения у медсестры несовместимы с избранной профессией. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинской сестры. Выполняя роль педагога-воспитателя, медицинская сестра всегда должна помнить о неотъемлемых элементах сестринского дела — медицинской этике, деонтологии и
Раздел I. Введение в дисциплину сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.
Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского ухода является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни,
обеспечивающих достойную жизнь в новых для пациента условиях.
Сферы обучения пациента
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать. Познавательная сфера — направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления. Эмоциональная — характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д.
Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие испуганный — указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др, темперамент (меланхолик),
мнительность, лабильность апатичный — чаще по темпераменту «флегматик»,
могут быть патологические изменения сферы (апатия),
патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера
Основы сестринского дела Практикум растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. дне может найти себе места — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др, боль,
эмоциональный шок состояние аффекта — вспышка эмоциональной сферы, кратковременное повремени уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность, указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д. Психомоторная сфера — характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента,
зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает, как пациент сидит, ходит, стоит вовремя беседы, часто ли меняет положение тела. Такая
Наблюдение
Трактовка
Настроение
– состояние мрачного недовольства, гневливости, злобы,
негодования негативное, неблагоприятное отношение к своей ситуации,
патология эмоциональной сферы (дисфория)
– повышенное радостное,
«
солнечное» настроение прилив сил, выражение радости по поводу своей ситуации,
но и патология эмоциональной сферы (эйфория тревожно-депрессивное неуверенность в своем положении, особый тип темперамента (меланхолик, тревога
Раздел I. Введение в дисциплину
Наблюдение
Трактовка
Настроение патология эмоций, психзаболевания (фобии)

состояние полного безразличия к происходящему, равнодушие патология эмоциональной сферы (апатия)

энергичное настроение норма поведения Чувства

безысходность патология эмоций (депрессия, состояние обреченных и умирающих больных, неврологические и психзаболевания

раздражительность, непереносимость длительного ожидания, физическое или психическое напряжение невротические состояния, патология эмоциональной сферы, отношение к своему состоянию здоровья

тревога невротические состояния, патология эмоциональной сферы, отношение к своему состоянию здоровья
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов


связь с админом