Главная страница
qrcode

Практикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания


НазваниеПрактикум по дисциплине Основы сестринского дела предназначен для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания
Дата20.03.2020
Размер3.49 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[Obuhovec_T.P.]_Osnovue_sestrinskogo_dela__praktik(z-lib.org).pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрактикум
#158750
страница5 из 32
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

повышенная чувствительность, эмоциональная неустойчивость (чувства пациента легко сменяют друг друга) колебания настроения, патология эмоций (эмоциональная лабильность, заболевания головного мозга, психопатии

гневливость, злоба, пациент гневно, с возмущением реагирует на какие-либо ситуации патология эмоций, психзаболевания и др.

состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождаемое страхом, плачем патология сознания (делирий, невротические состояния (психостения, невроз навязчивых состояний, истерия, психзаболевания, патология эмоций беспокойство, страх)

угрюмость, подавленность, отсутствие интереса к окружающему патология эмоций и др.
Основы сестринского дела Практикум деятельность зависит от общего самочувствия, психических и эмоциональных состояний (эйфория, апатия),
психзаболеваний, соматических заболеваний, патологии сознания (делирий, галлюцинации).
Если вовремя разговора пациент пытается дотронуться до медсестры, то это может являться индивидуальной особенностью личности или национальными особенностями темперамента (холерик, патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику.
Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание,
патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия. Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, оглушенность), патологии воли (ступор, патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние) мышечного стопора, соматических и психических заболеваний.
Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного,
являются нормой поведения.
К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить.
Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента. Социально-психологическая сфера отражает гражданскую позицию пациента, его личностные и деятельные особенности, то есть способности, интеллект, самооценку,
ориентацию, работоспособность, отношение к обучению и другое.
Развитие личности происходит в семье. Она влияет на формирование психического состояния пациента. Семья в современной социальной ситуации — это ценность, потеря которой дорого обходится людям, деформируя их жизнь и
Раздел I. Введение в дисциплину
Наблюдение
Трактовка
Манера говорить речь быстрая индивидуальные особенности,
темперамент (холерик, патология эмоций (эйфория)
медленная индивидуальные особенности темперамента (флегматик),
патология эмоций, патология сознания (оглушенность, сопор, соматические и психические заболевания запинающаяся патология сознания (оглушенность), патология мышления,
речи (афазия)
эмоциональная индивидуальные особенности,
темперамент, патология эмоций (эйфория, невротические и психзаболевания монотонная патология речи и мышления,
психзаболевания громкая индивидуальные особенности,
темперамент, нарушение слуха, патология эмоций (эйфория, невротические и психзаболевания шепотная психзаболевания, афания невнятная патология мышления, речи,
сознания (бред, психзаболевания обеднение словарного запаса недостаток или патология интеллекта и мышления (дебильность, имбецильность, старческая деменция, патология речи,
индивидуальные особенности говорит обрывками,
тяжело патология сознания, мышления, речи, соматические заболевания (одышка, неврологические и психзаболевания
Основы сестринского дела Практикум
Наблюдение
Трактовка
Манера говорить не отвечает на поставленные вопросы:
(
неадекватная реакция пациента)
психические нарушения и заболевания, патология восприятия и сознания (галлюцинации, ступор, кома, соматические заболевания судьбу, и может привести к тяжелым болезненным состояниям.
Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку. Различают адекватную и неадекватную самооценку.
Сестринская педагогика как основа обучения пациента
Учение складывается из определенных действий, зависящих оттого, какую функцию выполняет обучаемый (пациент или члены его семьи) в педагогической ситуации пассивного восприятия и освоения полученной извне информации активного самостоятельного поиска и использования информации организуемого извне, направленного поиска и использования информации.
В первом случаев основе научения лежит преподавание пациенту или членам его семьи готовой информации,
готовых заданий и умений на основе методов сообщение,
разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента.
Учение складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение,
воспроизведение, тренировка, упражнение по стандартами правилам.
Во втором случае пациент (или члены его семьи) рассматриваются как субъект, формирующийся под воздей-
Раздел I. Введение в дисциплину
Наблюдение
Трактовка
Самооценка (адекватная, неадекватная)

полное отрицание своего заболевания следствие психических заболеваний, при новообразованиях, туберкулезе

неполное осознание своей болезни, обращается к медработнику с просьбой помочь, но отрицает наличие болезни может быть при психических заболеваниях, интоксикациях, соматических заболеваниях, при гипоксии головного мозга

наличие способности к правильной оценке ситуации, умение понять свои возможности и выбрать правильное решение сильные, уравновешенные, психически зрелые люди обычно правильно реагируют и адекватно оценивают заболевание, стремятся найти выход из ситуации, созданной болезнью

признание факта своей болезни, но пациент обвиняет в ней кого-либо соматические заболевания, невротические и ипохондрические состояния ствием собственных интересов и целей. Это вид естественного самонаучения, направленного на удовлетворение своих потребностей и интересов.
В третьем случае медсестра организует внешние источники поведения (требования, ожидания, возможности)
так, что они формируют необходимые интересы пациента
(или членов его семьи, а уже на основе этих интересов пациент и (или) члены его семьи осуществляют активный отбор и использование необходимой информации.
В основе научения в третьем случае лежит руководство процессом с помощью следующих методов постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок.
Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение
Основы сестринского дела Практикум целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала.
Метод (по гречески — путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знания. В сестринской педагогике используются в основном методы традиционного обучения объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения.
Выбор методов зависит от следующих условий содержания обучения, задач обучения, времени, которым располагает медсестра и пациент, особенностей пациента, наличия средств обучения. Медсестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения.
Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход развития утраченных в связи с болезнью способностей пациента обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний.
На формирование умений и навыков, необходимых для восстановления здоровья пациента, и должны быть направлены практические действия медсестры.
Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении
Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. Существует несколько теорий о потребностях, которые будут рассмотрены в следующей главе.
При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей у пациента развивается болезненное состояние.
Медсестра знает, что нарушить удовлетворение потребностей человека могут факторы риска. Некоторые из них могут возникать при определенных условиях жизни человека. Если невозможно их устранить, то необходимо найти способ адаптации человека к жизни в новых условиях,
научить его жить с факторами риска
Раздел I. Введение в дисциплину
На потребность пациента и (или) его семьи в обучении,
которую он испытывает в определенный момент своей жизни, можно активно влиять с целью улучшения здоровья,
и значительная роль в этом принадлежит медсестре.
Для этого медсестре необходимо. Оценить образ жизни пациента как способ удовлетворения основных его потребностей. Определить потребность в обучении самоуходу как пациента, таки членов его семьи. Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, то есть решить вопрос, кто и как будет обучать пациента. Оценить особенности обучаемых (как пациента, таки социально значимых для него людей) — психологическое развитие (умственное, социальное, волевое, отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности пациента внимание, интерес к обучению, осмысливание, понимание, запоминание и др.
Оценка исходного уровня знаний и умений обучаемых
(в том числе и пациента)
Результатом процесса обучения являются умения.
Умение — это способность осуществлять ту или иную деятельность на основе имеющихся знаний в изменяющихся условиях. Знания служат инструментом при освоении умений. Без знаний умений не бывает.
Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельными особенностями, отношением к обучению, обучаемостью.
Каждый возраст (или период) характеризуется определенными показателями, по которым можно определить исходный уровень знаний, умений обучаемого. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство людей не умеют слушать утех, кто стремится учиться, учеба не всегда идет хорошо
Основы сестринского дела Практикум
Мотивация — первый компонент процесса обучения
Мотивация — закон готовности Э. Торндайка — первый обязательный этап формирования умственных действий. Мотив — это то, что определяет, стимулирует,
побуждает человека к совершению какого-либо действия.
Мотивы к обучению пациента могут быть внутренними и внешними. К внешним мотивам относятся ожидание выздоровления, материальная выгода, наказание, награда и т.д. К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают пациента к учению, к непосредственной цели учения, к потребности в активности, к стремлению повысить достигнутый ранее уровень знаний, умений и навыков. Потребность пациента в чем-либо выражается поступками и повседневным поведением.
Наиболее полным является определение мотива согласно ЛИ. Боглович, где в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, всё тов чем нашла воплощение потребность.
Существуют четыре структурных компонента мотивации. Удовольствие от самой деятельности. Значимость для личности непосредственного ее результата. Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность. Принуждающее давление на личность.
Оценка способностей пациента и (или) членов его семьи к обучению
Способности человека тесно связаны сего индивидуально-психическими особенностями. Способности человека могут быть различны и отражают степень познавательной
Раздел I. Введение в дисциплину активности, которая зависит от возраста, состояния здоровья, личности в целом, ее характера, других свойств.
Медсестра оценивает состояние отдельных психических функций (память, мышление, внимание, речь и др) и целостные характеристики видов деятельности (трудовой,
учебной), обученности и воспитанности пациентов и (или)
членов их семей, изучает их реальные возможности, личностные качества, взаимоотношения, выявляет не только начальный уровень способностей, но и предполагает ступени роста, развития умений пациента. Медсестра предвидит возможные и учитывает типичные затруднения обучаемых, исходит из мотивации самих обучаемых при планировании и организации обучения по индивидуальным планам, обеспечивает условия для саморегуляции личности обучаемых.
Определение содержания обучения
Содержание обучения отражается в индивидуальном плане обучения. Основными направлениями в содержании обучения пациентов являются сохранение здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента.
Медицинская сестра, определяя содержание обучения,
то есть чему учить, должна разбираться в новых технологиях обучения, уметь выделять ключевые идеи процесса обучения, использовать понятия, термины, доступные пациенту и (или) членам его семьи.
Последовательность, систематичность, глубина сообщаемых обучаемым знаний определяются возрастными возможностями, состоянием здоровья, степенью познавательной активности личности.
Содержание сестринской педагогики формирует умения и навыки обращения с некоторыми предметами ухода, оказания неотложной помощи, помогает овладеть навыками самоухода и т.д. Пациенты активно вовлекаются в разнообразную практическую деятельность, что формирует у них интересы, склонности, потребности
Основы сестринского дела Практикум
Планирование обучения, оценка его качества и эффективность обучения
Медицинская сестра организует процесс обучения, состоящий из формулировки мотива, построения плана (замысла, программы, исполнения (реализации, контроля и оценки процесса обучения, его качества и эффективности. Планирование обучения обсуждается совместно с пациентом, с учетом его индивидуальности, выбора времени обучения.
Медсестра создает учебные ситуации, ставит ясные и однозначные задачи, которые характеризуются тем, что пациент или обучаемый получает задание на усвоение с учетом темпа обучения. Решение учебной задачи обеспечивается медсестрой посредством учебных действий, которые принимаются обучаемым. Медсестра осуществляет постоянный контроль деятельности обучаемых, переходящий в самоконтроль и оценку (самооценку. Активное участие пациента в процессе обучения поощряется медсестрой с целью заинтересованности пациента в обучении.
Всякое действие становится регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.
Обучение считается эффективным, если медсестра и пациент или обучаемый достигают поставленных целей по усвоению определенных заданий. Медицинская сестра при этом должна иметь необходимые коммуникативные навыки, обладать педагогическим тактом, знать теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин
Раздел II. Сестринский процесс
РАЗДЕЛ СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС Практика, не опирающаяся на возвышенную теорию, оказывается в проигрыше ив убытке как и теория, непроверенная опытом, при всей красоте концепции теряет все, не признается!
Д.И. Менделеев
Целью данного раздела является изучение теории сестринского процесса, имеющего ключевое значение и занимающего главное место в понимании современного систематического подхода к сестринскому уходу. Сестринский процесс определяет научный подход к сестринскому делу,
которое как профессия меняется на протяжении веков,
а следовательно, изменяются и функции медицинской сестры. К сожалению, на сегодня не существует универсального определения сестринского дела.
Впервые научное определение сестринского дела (ухода за больными) было дано Флоренс Найтингейл в 1860 году в книге Записки об уходе. Характеризуя уход за больными как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению»,
Ф. Найтингейл придает особое значение как физическим
(чистоте, тишине, правильному питанию и т. п, таки психологическим факторам окружающей среды.
На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (1993 г) впервые в нашей стране было дано определение сестринского дела. Сестринское дело — часть медицинского ухода за пациентом,
его здоровьем, наука и искусство, направленные на
Основы сестринского дела Практикум решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
В настоящее время определение сестринского дела углубляет понимание сестринского дела, которое является составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного населения вменяющихся условиях окружающей среды.
Таким образом, сестринское дело является самостоятельной наукой. Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса. Необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику в России возникла в связи с пониманием недостатков общего ухода за пациентами медицинской сестрой, развитием сестринского дела в мире. К ним относится, прежде всего, бюрократический подход к сестринскому уходу, основанный на поставленном в установленном порядке медицинском диагнозе, когда медицинская сестра знает, что назначил врач пациенту, и строго выполняет эти назначения без особого учета психологических, социальных и духовных потребностей пациента в уходе. Чтобы учитывать эти факторы, медицинской сестре как специалисту потребуются не интуитивные, а дополнительные знания в области современной философии,
методологии сестринского дела, психологии человека, способности к педагогической и исследовательской деятельности. Эти знания обеспечат повышение профессионального роста медсестер, повысят качество помощи, обеспечат систематический подход к сестринскому уходу,
восстановят утраченные профессиональные ценности медицинских сестер.
Для внедрения сестринского процесса потребуются конкретные изменения не только профессионального, но и организационного характера. Чтобы такие перемены произошли, очень важно признание необходимости этих изменений в законодательном порядке
Раздел II. Сестринский процесс
С
ЕСТРИНСКИЙ
ПРОЦЕСС
П
ОНЯТИЕ
О
СТАНДАРТАХ
СЕСТРИНСКОГО
УХОДА
Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине х годов ив настоящее время получило широкое развитие в современной американской, ас х годов ив западноевропейских моделях сестринского дела. Модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только сестринского делано и других дисциплин (этики, медицины, психологии, философии, социологии и т. д.).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов


связь с админом