Главная страница
qrcode

Правовые аспекты в системе здравоохранения


Скачать 33,76 Kb.
НазваниеПравовые аспекты в системе здравоохранения
Дата29.11.2019
Размер33,76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаReferat_Pravo.docx
ТипРеферат
#158207
страница1 из 2
Каталог
  1   2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Смоленский государственный медицинский университет министерство здравоохранения Российской Федерации.

Кафедра судебной медицины и права.

Реферат по дисциплине правоведение на тему:

Правовые аспекты в системе здравоохранения

Выполнила:

Студентка стоматологического факультета 203 группы

Климова А.В.

Проверил: Стародубцев Н.Н.

Смоленск

2019

Содержание:

Введение ……………………....………………… ................................................3

Глава 1.

Глава 2. Правовые основания для оказания медицинской помощи..................15

2.1.Обязательное медицинское страхование.......................................................15


Заключение ……………………......……………. ................................................22

Список литературы……………………......................,.........................................24

Введение:

Основной ценностью любого государства является его народ. Именно население делает всевозможное,чтобы обеспечить процветание и развитие государства.
    

Традиционно понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения посредством комплекса проводимыхгосударственных,социальных, экономических и медицинских мероприятий .Однако в связи с прогрессивно растущей сферой экономики и общества ситуация значительно меняется,здравоохранение теперь представляет собой сложную систему социально-экономических взаимоотношений и, более того, является специфичной отраслью народного хозяйства.Таким образом,более 30 отраслей общественного хозяйства прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения.Это,к примеру,медицинская промышленность,капитальное строительство,медицинская промышленность,фармацевтичсекая промышленность,приборостроение,специальные отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и др.







Актуальность данной работы заключается в том,что прогрессивное и стремительное развитие

Глава 1.


Здравоохранительные правоотношения - в узком смысле слова, понимаются  урегулированные   нормами права отношения, возникающие в процессе оказания медико-социальной помощи населению, а также тесно связанные с ними отношения по государственному (муниципальному) регулированию здравоохранения, медицинской деятельности;

- в широком же понимании это любые фактические складывающиеся  правоотношения   по охране здоровья граждан








Согласно Закону РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (редакция от Как подчеркивается в п.2 ст.3 Основ, они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Наряду с Основами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены многие другие законодательные акты (специальные федеральные законы). Это несколько десятков актов. В частности можно выделить:

- Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ(с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г.,
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ (
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ( редакция
- Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ -Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ(редакция от - Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ(редакция от - Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ (редакция от - Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (редакция от от 23.05.2016 
- Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (редакция


- Федеральный закон РФ  от 29.11.2010 N 326-ФЗ (редакция от Принятый в 1998 г. Федеральный закон "О лекарственных средствах" стал первым нормативным документом в данной области, до его введения Россия не имела законодательных актов в сфере обращения лекарственных средств.

Закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (17.09.98) создал правовую основу для снижения количества инфекционных заболеваний (управляемые инфекции), которые в настоящее время представляют серьезную угрозу безопасности страны, а экономический ущерб от них только за один 1997 г. превысил 13 трлн руб.

Критическая ситуация с распространением наркомании в стране вызвала необходимость принятия Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Закон закрепил на уровне правовых норм обязательства государства по исполнению международных актов (Конвенций) по борьбе с наркотиками и создал предпосылки для получения финансовой помощи ООН на противодействие незаконному обороту наркотических средств.

В период с 1995 по 2000 гг. развивалось законодательство, регулирующее правоотношения в сферах, формирующих или оказывающих влияние на здоровье нынешнего и будущих поколений. В числе этих нормативно-правовых актов законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г. - вторая редакция Закона), "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "Об атмосферном воздухе", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "О радиационной безопасности населения" и др.



Среди актов, направленных на регулирование здравоохранения можно выделить:



- Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.)

- Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.)

- Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.)
Наряду с законодательными актами на правовое регулирование здравоохранения в РФ направлены и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты.

Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №113 "Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации";

- Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы"

- Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 "О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации" (с изменениями от 13 декабря 2001 г.)

- Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим е чрезвычайных ситуациях, утвержденное приказом Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. №325 ;

- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 "С реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 23 мая, 31 июля 1998 г., 21 июля 2000 г., 8 мая 23 сентября 2002 г.);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. №108 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03";

- Решение Коллегии Минздрава РФ от 20-21 марта 2001 г. "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года".

Важно заметить, что в советский период правовое регулирование здравоохранения во многом строилось именно на ведомственных нормативных актах. К 1988 году здравоохранения в СССР регулировалось более 5.000 различных ведомственных актов. Безусловно, что это не является плюсом в регулировании здравоохранения, т.к. нормативная «раздробленность» осложняет работу с материалом, повышает вероятность ошибок нормотворчества. К слову сказать, в начале 90-х гг. шла дискуссия о необходимости консолидации норм о здравоохранении под единым актом – «медицинским кодексом», однако законодатель пошел по другому пути

Итак, среди подзаконных нормативных актов можно выделить:


- Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 ноября 1997 г.)

- Положение о военно-врачебной экспертизе (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123

В настоящее время ведомственные акты, направленные на регулирование здравоохранения – лишь малая часть законодательного массива в сфере охраны здоровья граждан.


- Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №113 "Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации";

-
-
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. №108 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03"
1.2. Система здравоохранения в Российской Федерации

1.2.1. Государственная система здравоохранения


К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации..

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей

1.2.2.Муниципальная система здравоохранения

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

1.2.3. Частная система здравоохранения

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основными принципами организации деятельности системы здравоохранения Российской Федерации являются:

1.Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

2.Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан

3.Доступность медико-социальной помощи

4.Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

5.Ответственность органов государсвтенной власти и управления,предприятий,учреждений и организаций, независимо от форм собственности,должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Глава 2.Правовые основания возникновения обязательства

по оказанию медицинской помощи

Объективным основанием возникновения обязательства по оказанию медицинской помощи гражданам РФ является система медицинского страхования. Право на медицинское страхование выступает конституционно гарантированным, обеспеченным защитой и охраной со стороны государства.Являясь формой социальной защиты интересов в области охраны здоровья,медицинское страхование гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий. После принятия закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». Появилось обязательное(ОМС) и дополнительное(ДМС) страхование граждан. 

2.1. Обязательное медицинское страхование


1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой, нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.








Важными принципами осуществления обязательного медицинского страхования выступают:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при возникновении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая исходя из эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Каждому застрахованному или страхователю в порядке, установленном договором ОМС, страховой медицинской организацией выдается страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования. На территории РФ действует страховой полис обязательного медицинского страхования единого образца.

При утере полиса бесплатно выдается дубликат.
При получении полиса граждан обязаны ознакомить с программой ОМС, ее условиями, обязанностями страховых компаний, медицинских учреждений, их ответственностью, а также с правами и обязанностями граждан по сохранению и укреплению здоровья.
Таким образом,обязательное медицинское страхование определяется как вид обязательного социального страхования, отражающий в себе систему основанных государством правовых, экономических и организационных мер, нацеленных на снабжение при возникновении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи из денежных резервов обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования{9}.
  1   2

перейти в каталог файлов


связь с админом