Главная страница

Книга История государства и права славянских на... Предмет, методы изучения и периодизация курса истории государства


НазваниеПредмет, методы изучения и периодизация курса истории государства
АнкорКнига История государства и права славянских на.
Дата31.10.2017
Размер381 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКнига История государства и права славянских на...doc
ТипДокументы
#45298
страница1 из 6
Каталогid51460278

С этим файлом связано 8 файл(ов). Среди них: Niderle_Lyubor_quot_Chelovechestvo_v_doistoricheskie_vr.pdf, Книга История государства и права славянских на...doc, Istoria_gosudarstva_i_prava_slavyanskikh_narodv_B.pdf, Grigoryev_-_Arkhangelskie_byliny_i_istoricheskie_pesni_1899-1901.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

И ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУРСА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА

И ПРАВА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ 7

§ 1. Предмет истории государства и права славянских народов 7

§ 2. Методы изучения истории государства и права славянских народов 8

§ 3. Периодизация курса 9

ГЛАВА II

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИЕВСКОЙ РУСИ 11

§ 1. Образование Киевского государства 11

§ 2. Общественный строй 14

§ 3. Государственный строй 17

§ 4. Раннефеодальное право 19

ГЛАВА III

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН 26

§ 1. Болгария 26

§2. Сербия 31

§ З.Польша 34

§4. Чехия 43

§ 5. Развитие права 50

ГЛАВА IV

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РУСИ В ПЕРИОД

ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII—XIV вв.) 58

§ 1. Причины феодальной раздробленности 58

§ 2. Правовое положение населения 59

§ 3. Государственный строй 61

§ 4. Основные черты права 64

ГЛАВА V

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ

(вторая половина XIV — середина XVII в.) 69

§ 1. Образование централизованного государства 69

§ 2. Общественный строй 70

§3. Государственный строй 73

§ 4. Развитие права 77


§ 1. Предмет истории государства и права славянских народов
История государства и права славянских народов является од­ной из фундаментальных дисциплин, изучаемых в высших юриди­ческих учебных заведениях.

Предметом курса является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также государствен­ных органов и правовых институтов у славянских народов в опре­деленный исторический период. Славянские народы принято де­лить на восточных (русские, белорусы, украинцы), западных (поля­ки, чехи, словаки), южных (болгары, сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы, македонцы, словенцы).

История государства и права славянских народов использует категории и понятия, сформированные в теории государства и пра­ва. Обе учебные дисциплины изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что тео­рия государства и права, выявляя закономерности различных типов государства и права, абстрагируется от конкретных государств.

А история государства и права славянских народов изучает не только закономерности развития, но и особенности конкретных го­сударств славянского мира и соответствующих им правовых сис­тем в хронологической последовательности.

В отличие от отраслевых юридических наук, история госу­дарства и права славянских народов изучает развитие государ­ственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимо-связи и взаимозависимости. Размежевание между науками — историей государства и права славянских народов и историей государства и права зарубежных стран — основано на их предмете.

Если история государства и права славянских народов изучает возникновение и развитие государства и права только славянс­ких стран, то история государства и права зарубежных стран исследует становление и эволюцию государства и права всех стран мира.

Задача курса — сформировать у студентов научное представ­ление об основных путях становления и развития государственнос­ти и правовой системы славянских народов, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило.

Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время госу­дарственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права.

Всестороннее изучение в рамках данного курса истории госу­дарства и права славянских народов позволит получить представ­ление также об их современном состоянии и прогнозировать даль­нейшее развитие.

§ 2. Методы изучения истории государства и права славянских народов
Методы — это особенности, способы изучения истории госу­дарства и права славянских народов. Государственно-правовые яв­ления изучаются в их связи и взаимозависимости, в непрерывном диалектическом движении и развитии. Государство и право славян возникли, развивались и развиваются на основе общих закономер­ностей развития человеческого общества.

На развитие государства и права оказывают воздействие внеш­неполитические и географические факторы, а также религия, исто­рические, культурные, нравственные традиции.

Основным научным методом изучения истории государства и права славянских народов, естественно, является метод историз­ма, требующий подходить к предмету исследования как к изменя­ющемуся и развивающемуся во времени явлению. Метод историз­ма конкретизируется в единстве исторического и логического спо­собов исследования истории государства и права.

При изучении данного курса широко применяется и сравнитель­ный метод, который позволяет сопоставлять государственно-пра­вовые явления славянских стран с аналогичными явлениями других стран. Так, например, сопоставляются абсолютная монархия в Рос­сии с абсолютными монархиями Англии, Франции, Испании, Герма­нии. Выделяются как их общие черты, так и различия, обусловлен­ные особенностями развития. Используется и сравнение отдельных институтов права одной страны в их развитии. Так, сравнивая поня­тия «преступление», «наказание», «цели и виды наказания» в Русской Правде, Судебниках 1497 и 1550 гг., в Соборном уложении 1649 г., Воинском артикуле 1715 г., можно выявить логику изменения этих понятий и причины, можно сравнивать последующий период в разви­тии государства и права с предшествующим.

§ 3. Периодизация курса
Изучение истории государства и права славянских народов осу­ществляется в хронологической последовательности, поэтому воз­никает необходимость в ее научно-обоснованной периодизации.

Основу периодизации данного курса составляет тип государства и права, соответствующий определенной общественно-экономичес­кой формации, способу производства, типу производственных отно­шений и собственности. В соответствии с этим выделяются сле­дующие типы государства и права: рабовладельческий, феодаль­ный, капиталистический и социалистический. Первобытнообщин­ная общественно-экономическая формация, как известно, не знала государства и права. Каждый исторический тип государства и пра­ва имеет свои законы возникновения, развития и исчезновения. Смена общественно-экономической формации ведет к смене типа государства и права.

Внутри типа государства и права выделяются периоды разви­тия. Если в вопросе о выделении исторических типов государства и права нет серьезных проблем, то критерии периодизации внутри типа государства и права еще не достаточно разработаны в историко-юридической науке. Выработка критериев для выявления перио­дов внутри отдельных типов государства и права представляет значительные трудности в связи с многообразием особенностей раз­вития государственно-правовых явлений внутри того или иного типа государства и права.

При выделении периодов развития внутри типа государства и права нужно учитывать различные факторы: изменение формы го­сударства, изменения в праве, развитие экономики, классовую борь­бу, внешнеполитическую обстановку и т. д.

Первым историческим типом государства и права был рабовла­дельческий, однако у славян он не получил широкого распространения.

Второй исторический тип государства и права — феодальный. Его можно разделить на следующие периоды: раннефеодальный, феодальной раздробленности, образование централизованного го­сударства, формирование сословно-представительной монархии, абсолютная монархия.

Третий исторический тип государства и права — капиталисти­ческий.

После Октябрьской революции в России, Второй мировой вой­ны в других славянских странах устанавливается социалистичес­кий тип государства и права.

В ходе демократических революций в странах Восточной и Юго-Восточной Европы (1989—1990 гг.), а также в связи с распадом СССР, государство и право славянских народов вступило в новый этап своего развития — период реставрации капитализма, форми­рования государства и права демократического типа.
ГЛАВА II ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИЕВСКОЙ РУСИ

§ 1. Образование Киевского государства
Восточные славяне в VI—VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Среди славянских племен были, как представляется ученым, и русы (росы). Историки упоминают это название, начиная с IV в.1. А с X в. название «русь», «русский» применительно к восточным славянам начинает преобладать. Как считают историки, территорией русов была лесостепная область среднего Поднестровья, в частности, бассейн рек Рось.

Крупными восточнославянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, поло-чане, северяне, радимичи, вятичи и др. Это были крупные племен­ные союзы, возглавляемые вождями.

Славяне жили родовыми общинами, основным их занятием было земледелие.

Начиная с VI в. процесс разложения первобытнообщинного строя охватывает все основные восточнославянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы воз­растала производительность труда. Необходимость в коллектив­ном труде отпала, родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.

Появляется частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукты труда, частное пользование и владение участ­ками пахотной земли. Развиваются ремесла, все большее значение приобретает торговля. Разделение труда, рост его производительно­сти создали возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделяется богатая верхушка из родоплеменной знати. Из богатых общинников постепенно складывается господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и бедных крестьян-общинников.

Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленные войны, став­шие средством обогащения путем захвата добычи и пленных, ко­торых превращали в рабов. Князья облагали данью покоренные племена, что также способствовало княжескому обогащению.

Возникновение государственности у восточных славян было подготовлено, прежде всего, внутренними социально-экономичес­кими процессами. Но большое значение имели и другие факторы: необходимость разрешения конфликтов с соседними племенами, ведение войн, организация торговых отношений, решение проблем, связанных с усложнением хозяйственной жизни и др.

Власть вождей племенных союзов (князей) и других органов, оставшихся от родоплеменного строя, значительно увеличивалась, усиливалась, видоизменялась, получала новые формы для своего осуществления. Постепенно создавался специальный аппарат по­литической власти.

Важным фактором, стимулировавшим объединение племен, была определенная этническая общность славян, сходство язычес­ких верований, культуры, обычаев, традиций.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое, крупное древнерусское государство с центром в городе Киеве. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным особенностям населением. К концу X в. его территория простиралась от устья Дуная до устья Волги и от предго­рий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, культурные, тор­говые и иные отношения со многими государствами континента.

Существует норманская теория возникновения Древнерусского государства. Она основывается на легенде о призвании варягов. Так, в «Повести временных лет» говорится, что северные славяне платили дань варягам, затем их прогнали, но потом передумали и призвали варяжских князей править. Такое решение было вызвано тем, что славяне «передрались» между собой и решили для установ­ления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания споров. Тут то летописец и произнес зна­менитую фразу: «Земля наша велика, обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами»1. После этого три варяжских князя пришли на Русь. В 862 г. Рюрик в — Новгород, Трувор — в Из-борск, Синеус — в Белоозеро. Это событие и принято считать от­правным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Рос­сийской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы до­казать законность господства немецкого дворянства при тогдаш­нем российском императорском дворе, более того — обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его «хроническую» поли­тическую и культурную отсталость.

Первым критиком этой теории был М.В. Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые (В.О. Клю­чевский), но и историки других стран2. Решающим опровержением нор-манской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать их опыт государственного строительства они не мог­ли. Государство не может организовать один человек (в данном слу­чае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государ­ство есть продукт сложного и долгого развития социальной и экономи­ческой структуры общества. Кроме того, известно, что русские княже­ства по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей — печенегов, каракалпа­ков, торков. К тому же первые русские княжества существовали до «призвания варягов». Это означает, что не варяжские военные предво­дители организовали древнерусское государство, а уже существовав­шее государство дало им соответствующие государственные посты.

Таким образом, объединение восточных славян в единое госу­дарство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуры, усилило военную мощь.

Древняя Русь в дальнейшем стала основой развития трех брат­ских народов: русского, украинского, белорусского, ибо была пер­вой ступенью в истории их общей государственности. В Древне­русское государство, кроме славян, вошли и некоторые неславянс­кие племена: финно-угорские, балтийские, что дает основание счи­тать его полиэтническим.

§ 2. Общественный строй
КIX в. у восточных славян установилась феодальная собствен­ность на землю и сложились классы — феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

В господствующий класс феодалов входили: великий киевский князь, удельные и местные князья, общинная знать (бояре), вер­хушка служилых людей, дружины князей.

Киевские князья объявили себя верховными собственниками всех земель, ранее принадлежавших крестьянам-общинникам. На основе этого они начали собирать дань с крестьян.

Крупными феодалами были удельные князья (представители ве­ликокняжеской династии) и местные князья, которые передавали свой престол по наследству. Крупными землевладельцами были бо­яре. Их земельное владение называлось вотчиной, которая переда­валась по наследству. Появляется и другая категория феодалов — дворцовые слуги, служилые люди (княжи мужи), получавшие зем­лю за службу и на время службы.

Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета— вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его васса­лами — местные и удельные князья — сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несли военную службу, за это они полу­чали земельные владения, а также так называемые иммунитеты (приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них насе­ление, собирать различные подати).

Крупнейший кодекс русского феодального права XI—XII вв. — Русская правда — определял ряд привилегий господствующего класса: повышенные наказания за убийство феодала или причине­ние ему имущественного ущерба, более широкие права (по сравне­нию с крестьянами) по передаче имущества по наследству (в том числе дочерям) и многие другие3.

К классу феодалов примыкало духовенство. Его правовое поло­жение как привилегированной социальной группы оформилось с при­нятием христианства в 988 г., которое стало важным фактором ук­репления государственности. Христианское вероисповедание, сме­нившее язычество, принесло с собой учение о божественном про­исхождении верховной государственной власти и о необходимости смиренного к ней отношения. Князья стали широко практиковать раздачу земли церкви. Церковь получила право взимать десятину с крестьян на свое содержание. Со временем она была исключена из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавший­ся Константинопольским патриархом. При митрополите действо­вал собор епископов.

Территория страны была разбита на епархии во главе с еписко­пами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников — клиросом.

Процесс феодализации привел к тому, что свободных крестьян-общинников почти не осталось, основное крестьянское население попало под ту или иную форму феодальной зависимости. Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями.

Основной группой крестьян были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зави­симость смердов выражалась в том, что они были обязаны пла­тить феодалам дань, нести различные повинности. Их жизнь и иму­щество охранялись в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Их имущество после смерти в случае отсутствия сы­новей становилось собственностью господина4. Правда, незамуж­ние дочери получали часть отцовского имущества. Смерды подле­жали суду князя, его вассалов, церкви (если жили на ее землях).

Положение смердов нельзя определить как крепостное состо­яние. Они не были прикреплены к земле и не подчинены личности феодала, но их феодальная зависимость не вызывает сомнения.

Другую категорию зависимого населения составляли закупы. Они брали в долг у феодала какое-то имущество и гарантировали возвращение долга самозакладом. Закуп работал в хозяйстве фео­дала и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе он пре­вращался в холопа). Но закуп имел некоторые права и защищался законом. Он мог выступать свидетелем в суде, его жизнь охраня­лась вирой (штрафом) в 40 гривен (как и жизнь свободного челове­ка), он имел право уходить от хозяина на заработки, его нельзя было бить без «вины». Закон охранял его имущество, однако за побег от господина закуп превращался в холопа6.

Были и другие категории феодально-зависимого населения: изгои — люди, вышедшие из общины; прощенники — попавшие под «покровительство» церкви или светских феодалов и обязанные за это работать в их хозяйствах.

Наряду с феодально-зависимым населением, господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов, челядь). Основными источниками рабства являлись: плен, рождение от рабыни, само­продажа, брак с рабыней, поступление в услужение «без ряду» (без договора), банкротство, наказание за преступление.

Однако в Киевском государстве рабы не стали основной рабо­чей силой. На то были свои причины: содержание раба обходилось слишком дорого, долгой русской зимой занять его было нечем, в сопредельных странах рабство не было развито (т. е. не было на­глядного примера). Его распространению препятствовали также развитые общинные связи, возможность получения урожая трудом свободных общинников.

О положении рабов свидетельствуют статьи Русской правды. За убийство холопа его господину платили возмещение всего в 5 гривен, за рабыню — 6 гривен. Холоп чаще всего рассматривал­ся как объект права. Он не отвечал за свои действия перед зако ном, за него нес ответственность хозяин7. По мере развития фео­дального землевладения рабы переводились на свободные земли и они превращались в феодально-зависимых людей.

С развитием ремесел и торговли в древнерусском государстве росли города, увеличивалась численность городского населения. В XII в. на Руси было около 200—300 городов8. Жизнь и имущество горожан защищались нормами права, относившими их к слою сво­бодных людей. Русская правда с уважением перечисляет права и льготы «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков. Купцам устанавливались льготы для предотвращения их несостоятельнос­ти или банкротства9.

Интересны договоры Киевского государства с Византией, оп­ределявшие привилегии русских купцов, торговавших с греками.

§ 3. Государственный строй
По форме правления Древнерусское государство было ранне­феодальной монархией. Киевская Русь не была централизован­ным государством. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров, определявших права и обязанности великого князя, а также права и обязанности князей-вассалов.

ность, руководство внешними отношениями. Доходы князя скла­дывались из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов.

Великокняжеский престол передавался по наследству.

Хотя великие князья были неограниченными монархами, тем не менее им надо было знать мнения приближенных. Так сложился Совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В Совет входили приближенные ве­ликого князя, его родственники, верхушка дружины. Совет решал важнейшие вопросы управления, внешней политики, принимал зако­ны, осуществлял судебные функции.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодаль­ные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы, вер­хушка духовенства. Съезды решали междукняжеские споры, воп­росы войны и мира и т. д.

Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно высока его роль была в Новгороде. В работе вече могли принимать участие свободные мужчины, имеющие собственное хозяйство.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная сис­тема управления, выросшая из военной организации, в которой на­чальниками воинских подразделений были десятские, сотские, ты­сяцкие. Со временем эта система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает на основе соединения управления вели­кокняжеским дворцом с государственным управлением. При двор­це великого князя существовали различные должности: дворецкий, воевода, конюший, постельничий и т. д. Со временем князья стали поручать им вести отдельные дела в масштабе всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Местные органы управления возглавляли посадники (намест­ники) — в городах, и волостели — в сельской местности. Они явля­лись представителями князя в городе и волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет ме­стного населения, с которого собирали дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления.

Крупные земельные собственники самостоятельно осуществ­ляли управление, суд, подавление недовольства эксплуатируемых в своих вотчинах.

Судебных органов как особых учреждений не существовало. Су­дебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Суд не был отделен от администрации. Судили князья, посад­ники, волостели, представители княжеской власти, крупные феодалы в своих вотчинах. Существовали и общинные суды для крестьян.

Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь имела право су­дить зависимое население своих владений: духовенство — по всем делам, а население государства — по определенным категориям дел (преступления против религии, нравственности, семьи и др.).

Вооруженные силы состояли из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приво­димых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн созда­валось народное ополчение. Киевские князья нередко прибегали к услугам наемников — сначала варягов, потом степных кочевников.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом