Главная страница
qrcode

Прежде чем начать свой бизнес-Шэрон Лектер


НазваниеПрежде чем начать свой бизнес-Шэрон Лектер
АнкорPrezhde chem nachat svoy biznes 2006.doc
Дата02.02.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаPrezhde_chem_nachat_svoy_biznes_2006.doc
ТипДокументы
#31979
страница20 из 22
Каталогid96382430

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Vazhnost_tvoroga_i_syra_11_04_2012_Piter_Torsu.mp3, Saga_ob_Egile_syne_Skallagrima_russky_perevod.rtf, Prezhde_chem_nachat_svoy_biznes_2006.fb2, Populyarnaya_ritorika_-_Smekhov.pdf, 5_essential_grammar_in_use_grammar_reference.pdf, lang_voenka_chvk.jpg, Oleg_Andreev_Uchimsya_chitat_bystro.doc и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
Как находить хороших клиентов

      В бизнесе есть очень важное понятие — прибыль. Оно не менее важно, чем денежный поток. На самом деле между этими двумя терминами существует сложная косвенная связь. Проще говоря, прибыль означает величину, которая получится, если вычесть из той цены, за которую вы прода­ли свой товар, ту, в которую он вам обошелся. Например, предположим, что вы можете что-то произвести по цене 2 доллара за штуку, а продать за 10 долларов. В этом случае ваша валовая прибыль составит 8 долларов.

      Есть три причины, по которым валовая прибыль так важна.

      1. Валовая прибыль является финансовой основой всего остального Треугольника Б-И. Если вы по­смотрите на схему Треугольника Б-И, то увидите, что валовая прибыль от продукции должна обес­печить достаточный денежный поток, чтобы «на­сытить» весь остальной Треугольник. За этот счет выплачивается зарплата членам команды, гонора­ры адвокатам, расходы на функционирование всех систем компании, проведение маркетинга и бух­галтерские услуги, то есть все, что называется экс­плуатационными расходами.

      2. Прибыль определяет стоимость вашей продукции. Понятно, что чем выше прибыль, тем больше цена вашей продукции.

      3. Продукция и цена определяют, кто будет вашим клиентом. Чтобы лучше понять этот момент, давайте рассмотрим пример из сферы производства автомобилей. «Rolls-Royce» — известная марка очень дорогих автомобилей. Этот факт привлекает клиентов определенного типа. Если бы фирма «Rolls-Royce» внезапно объявила, что собирается производить дешевые автомобили, большинство ее богатых клиентов, по всей видимости, стали бы покупать автомобили другой марки.

      Не тот автомобиль не та цена — не тот клиент

      Недавно компания, которая производит автомобили «Jaguar», объявила, что прекращает выпуск более деше­вой модели, потому что выяснилось, что эта акция нега­тивно сказалась на объеме продаж. Потеряв в 2004 году 700 тысяч долларов, они, наконец, поняли, что должны держаться в первую очередь за ту часть рынка автомоби­лей, где продаются самые дорогие модели, и не пытаться захватить себе место в той его части, где продаются авто­мобили для среднего класса.

      В наши дни на одной и той же фабрике может произ­водиться продукция самых разных марок. Например, фабрика, которая шьет синие джинсы, может произво­дить как джинсы какой-то особо шикарной марки, так и дешевую продукцию на каждый день. В сущности, раз­личия между одной продукцией и другой не так уж вели­ки — дело в основном в цене. Шикарные джинсы прода­ются по высокой цене и через другую систему торговых точек, например через магазины «Saks», расположенные на Пятой авеню. Если фирма, которая производит высококачественную дорогую продукцию, хочет также про­изводить дешевую продукцию, то ей лучше всего создать для этой продукции какую-то другую марку и использо­вать другой канал розничной торговли, например сеть магазинов «Kmart». Именно так и поступают многие крупные компании. Они производят мало отличающую­ся продукцию, но продают ее под разными марками по разным ценам в разных магазинах и для разных по сво­ему финансовому положению групп клиентов.

      Поэтому, чтобы найти хороших клиентов, вы должны подобрать как соответствующий тип продукции, так и соответствующую цену, которая удовлетворяла бы запро­сы этих клиентов, — причем главную роль здесь играет вопрос о том, что данная продукция должна тешить их самолюбие. Во многих случаях этот момент намного важ­нее, чем удовлетворение любых реальных потребностей.

      Какова цена вашей продукции?

      В 1996 году, после того как игра «Денежный поток» была запущена в производство и мы готовились к началу ее широкой продажи, перед нами возник следующий во­прос: сколько будет стоить эта продукция? Сколько мы можем за нее запросить? Те из вас, кто уже видели нашу игру, наверное, поймут наши колебания. Когда мы с Ким впервые увидели окончательную, коммерческую версию игры, мы оба испытали чувство гордости, подобное тому, какое испытывают молодые родители. Но было над чем задуматься. Игра в упаковке выглядела просто превос­ходно, но нас беспокоило, что она слишком уж походила на множество других игр, предназначенных исключительно для развлекательных целей, в то время как наша игра была предназначена для обучения. Мы изначально задумали, чтобы наша игра выглядела ярко и забавно, потому что хотели, чтобы люди учились играя. Но когда мы увидели образец готовой продукции, у нас невольно возник вопрос: сколько нам за это запросить?

      Нам очень хотелось дать покупателям понять, что наша игра имеет образовательную цель, но опять-таки встал вопрос: сколько люди готовы заплатить за получе­ние такого рода образования? Рассматривая образцы, мы с Ким поняли, что нам предстоит принять серьезней­шее, с точки зрения маркетинга, решение.

      Чтобы еще раз попытаться выяснить, что могут поду­мать покупатели о нашей продукции, мы собрали группу людей, которые не были с нами знакомы, чтобы провести еще одно испытание и спросить, какие мысли у них вызы­вает эта упаковка. Мы получили противоречивый резуль­тат. Одни говорили: «Это выглядит великолепно»; другие говорили: «Это выглядит глупо». Так как люди в группе не знали, что мы сами были создателями этой игры, они были совершенно откровенны, пожалуй, даже слишком. Неко­торые высказывания задели нас за живое.

      Потом мы спросили, сколько, по их мнению, должна стоить эта игра. И опять-таки, не будучи знакомы с нами и с процессом создания игры, тем более, что они никогда в нее не играли, эти люди стали предлагать самые разные цены — от 19,95 до 39,95 долларов. Это еще больше ис­портило нам настроение. В то время из-за малых объемов производства игры стоимость ее, даже не учитывая пере­возку, составляла 46 долларов за штуку, а ведь нам нужны были деньги на дальнейшее развитие компании!

      Получалось, что мы должны были запустить в продажу продук­цию, которая приносила бы отрицательную валовую при­быль, — нам пришлось бы доплачивать из своего кармана за каждый экземпляр, не говоря о затратах на остальных уровнях Треугольника Б-И. Когда я производил нейлоно­вые кошельки на липучках, среди дельцов, занимавшихся производством, ходила шутка: «А что, если я теряю по 2 доллара на каждой штуке? Ничего, покроем потери за счет выпуска большей партии продукции».

      Консультация специалиста

      Шэрон уже работала в индустрии производства игр и из­дания детских книжек, и у нее был опыт в этом деле. Один ее друг работал консультантом в сфере производства игру­шек. Мы обратились к нему за советом. После того как он лично поиграл в эту игру, мы приступили к обсуждению вопроса. Он сразу же огорошил нас словами:

      — Игра слишком сложная. — И продолжил: — Знае­те, за последнее время народ сильно поглупел. Если бы кто-нибудь сейчас выдумал известную всем игру «Моно­полия», то она не пошла бы в продажу, потому что ее тоже сочли бы слишком сложной. Сейчас любая игра должна быть настолько простой, чтобы правила игры можно было прочесть и понять за 2—3 минуты.

      Мы спросили его также, какую цену мы могли бы назначить за свою игру. Он ответил:

      — Ну, максимум 39 долларов в розничной продаже. Это значит, что оптовая цена для магазинов должна дер­жаться где-то на уровне 20 долларов — или даже меньше, если вы думаете реализовывать ее через какую-нибудь солидную сеть универмагов типа «Wal-Mart». Вы могли бы даже назначить за нее 10 долларов, чтобы такие со­лидные магазины согласились взять ее в продажу.

      — А кроме того, — добавила Шэрон, — если мы бу­дем привлекать большие магазины, у нас могут возник­нуть очень серьезные проблемы с клиентами, которые захотят вернуть нашу продукцию. Дело в том, что у игры очень забавная упаковка, и люди начнут покупать ее ис­ключительно для развлечения, не отличая от других игр такого же типа, выставленных в витринах. А потом, ко­гда откроют коробку и увидят, что игра достаточно слож­ная и что она носит образовательный характер, многие захотят вернуть ее и получить обратно свои деньги. Это может привести к огромным расходам, плюс разорван­ные упаковки и т. п.

      В поисках подходящего решения

      Нам стало ясно, что наша игра не для широкого рынка. Мы и раньше знали, что эта игра не для каждого, ведь она была создана для людей, которые пришли к выводу, что им стоит повысить свое образование в области фи­нансов. Проблема состояла в том, как найти в океане людей нужных нам клиентов. Кроме того, нелегко было разобраться, для людей какого возраста предназначена данная игра. Это создавало дополнительные затруднения при организации продажи. Например, если мы пишем на какой-то книге, что она предназначена для детей, то очень легко определить, в каком отделе магазина или в какой части витрины ее разместить. Она выставляется там, куда обычно направляются родители, когда хотят купить что-нибудь своему ребенку. Но другое дело, если в нашу игру можно играть в любом возрасте, если она придумана для всех: для детей и взрослых, для мужчин и женщин, для богатых и бедных — главное, чтобы они хотели повысить уровень своего финансового образова­ния. И, кроме того, мы хотели бы, чтобы наши клиенты стремились не только играть в эту игру, но и предприни­мать реальные действия. Обучаясь на протяжении мно­гих лет предпринимательству и инвестированию, я знал, что большинство людей хотят получать больше денег, но что, с другой стороны, лишь немногие реально готовы выделить время на то, чтобы этому научиться. Так что трудность была в том, чтобы найти клиентов, которые захотели бы играть в такую игру и были бы восприимчи­вы к той информации, которую она в себе несла.

      Еще раньше на семинаре по теме маркетинга я на­учился одному подходу, известному как «пять пунктов». Это пять пунктов, которые должен знать любой торго­вец, если он хочет что-то продать. Насколько мне по­мнится, их определил Е. Джером Маккарти. Итак, про­давец должен хорошо знать:

      1. Свою продукцию.

      2. Людей.

      3. Цену.

      4. Место.

      5. Позицию.

      Продавец должен знать, какую продукцию он прода-ет; людей, которые хотели бы эту продукцию купить; какую цену они могли и хотели бы за это заплатить; ме­сто, где эту продукцию следует разместить для продажи, так, чтобы потребители смогли легко ее найти; и то, какую позицию эта продукция занимает на рынке — силь­ную, слабую, стоит на первом месте, на последнем и т. п.

      Предпринимателям должно нравиться это занятие: решать возникающие перед ними проблемы в сфере биз­неса — со мной обычно так и бывает. Но на сей раз я чувствовал, что эти проблемы загнали меня в тупик. Из пяти пунктов я знал ответы только на первые два. К сча­стью, мне позвонил один друг и сказал, что приехал к нам в Финикс, чтобы посетить какой-то особый семинар по теме маркетинга. Он хотел знать, не собираюсь ли я тоже туда пойти. Я немедленно ухватился за эту возможность.

      Помещение было заполнено примерно тремя сотня­ми людей, которые, на первый взгляд, больше напоми­нали предпринимателей. Но очень немногие выглядели как люди из солидных корпораций. Лектор неистово вещал о том, что рекламные агентства впустую тратят наши деньги, создавая на них очень дорогие и очень красивые рекламы или телевизионные ролики, которые в конечном счете не приносят никакого дохода. Я был с ним совершенно согласен. Затем он сказал: «Вся суть маркетинга сводится к тому, чтобы взять телефон и зво­нить. А эти рекламные агентства используют телефон только для того, чтобы звонить вам и предлагать запла­тить еще больше денег за еще более дорогую рекламу. Конечно, им это выгодно, а вам придется только пла­тить и платить. А попробуйте-ка спросить у них, могут ли они гарантировать, что ваши продажи действительно увеличатся, или есть у них какой-нибудь метод, чтобы узнать, увеличились они или нет. В большинстве случаев они этого не могут гарантировать. Все, что им нужно, — это получить для своего агентства какую-нибудь премию за „самую творчески составленную рекламу”, да еще со­драть с вас за это деньги».

      ПРОДАЖИ = ДОХОД

      Да, этот семинар действительно то, что нужно. Здесь шла речь о маркетинге для предпринимателей, но отнюдь не для тех предпринимателей, которые владеют корпора­циями, способными легко тратить миллионы долларов. Лектор долго распространялся о том, как можно добиться успеха, и рассказывал истории из реальной жизни. Вот некоторые пункты, на которых он делал особый акцент:

      1. Предприниматель должен владеть навыками тор­гового агента лучше, чем кто бы то ни было в его компании.

      2. Предприниматель должен прекрасно разбираться в маркетинге в своей отрасли бизнеса.

      3. Усилия, направляемые на маркетинг, должны не­посредственно приносить отдачу в виде роста уров­ня продаж — все не должно сводиться к тому, чтобы создавать красивые рекламные объявления или профессионально сделанные рекламные ролики[5].

      Хотя все это кажется очевидным, вы были бы пора­жены, если бы узнали, как много предпринимателей доверяют в этих важнейших вопросах рекламным агент­ствам. Вообще-то, по сути, услуги этих агентств нужны только крупным корпорациям или таким компаниям, которые уже прочно встали на ноги. Руководителю ма­ленького, только что созданного бизнеса, в этих вопро­сах приходится полагаться только на себя — он сам дол­жен быть лучшим торговым агентом и лучшим создате­лем рекламы для своей компании. Когда ресурсы ограничены, каждый потраченный доллар должен при­носить определенный результат с точки зрения повыше­ния продаж — и соответствующего увеличения дохода.

      В свое время богатый папа неустанно повторял форму­лу «продажи = доход». Он говорил также, что причина, почему так много людей получают низкий доход, состоит в том, что они не умеют толком продавать. Так что, если бы он пришел на этот семинар, то остался бы доволен. Лектор все время придерживался одной линии: маркетинг должен обязательно вести к росту продаж, причем нужно сделать так, чтобы это можно было проверить.

      К концу выступления я уже знал ответ на тот вопрос, который перед нами возник. Когда речь зашла о цене продукции, лектор сказал: «Относительно любой про­дукции есть три пункта, которые определяют ее цену. Это самая низкая цена на подобную продукцию, самая высокая цена на подобную продукцию и средняя цена на подобную продукцию, которая существует на рынке. Самая плохая цена, которую вы можете назначить, — средняя. Дело в том, что вас и вашу продукцию еще никто не знает. Если вы поставите самую низкую цену, то проблема в том, что всегда может найтись кто-то, кто попробует назначить еще более низкую цену за подоб­ную же продукцию, чтобы таким образом вас «задавить». Обязательно найдется кто-то, кто придумает, как можно продавать то же самое, но дешевле. Чтобы победить в этом состязании за то, кто ниже опустит цену, вы долж­ны быть готовы получать все меньшую и меньшую при­быль. Кроме того, вам придется иметь дело с самыми плохими клиентами, — теми, кто ищет наиболее деше­вый товар, то есть с халявщиками».

      Я сразу же вспомнил, что говорил много лет назад богатый папа, и в моей голове моментально возникло решение вопроса. Одно складывалось с другим. Ведь богатый папа тоже предостерегал от халявщиков — кли­ентов, которые ищут, что бы урвать подешевле.

      Между тем лектор продолжал говорить о том, что самое лучшее при конкурентной борьбе — это ставить наиболее высокие цены. Он говорил: «Когда я занимал­ся консультированием по вопросам маркетинга, у нас была просто жуткая конкуренция. Я пытался назначать самую низкую цену за свои консультации. Но дело в том, что чем более низкие цены я назначал, тем хуже становился контингент моих клиентов. И вскоре ситуа­ция приняла такой оборот, что я тратил большую часть времени не на свою работу, а на попытки получить день­ги за свои услуги с людей, которые упорно отказывались платить. Да, все они были типичные халявщики! Тогда я решил немного повысить цену и таким образом вышел на тот уровень, который был средним в данном бизне­се, — его придерживались большинство консультантов по вопросам маркетинга. Но я по-прежнему тратил боль­шую часть времени на то, что торговался с клиентами о цене, причем вопрос о том, насколько хороши мои сове­ты, почему-то никто не поднимал. Наконец в один пре­красный день я решил: пусть надо мной все смеются, но я назначу за свои услуги самую высокую цену, какая только возможна в нашем деле. Вместо того чтобы брать 50 долларов в час, я поднял цену до 25 тысяч долларов в день. И вот результат: сейчас я работаю гораздо меньше, чем раньше, зарабатываю гораздо больше денег и к тому же имею дело с клиентами самого высокого уровня».

      Когда я услышал цену 25 тысяч долларов в день, у ме­ня в голове как будто что-то щелкнуло. Я сразу же по­нял, что я сам пытался стать плохим клиентом — халяв­щиком, с которым он не хотел иметь никаких дел. Как только первый шок от этой мысли прошел, я сообразил, что все наши проблемы с ценой на игру сводились к тому, что мы все время пытались думать с точки зрения халявщиков. Мы смотрели только на стоимость коробки с игрой, но совершенно не задумывались о реальной ценности этой игры с точки зрения той пользы, которую она могла принести покупателям.

      «Не вступайте в борьбу за то, чтобы продать поде­шевле, — говорил лектор, — этим вы только привлечете к себе халявщиков».

      И опять перед моим мысленным взором предстал образ богатого папы. Я вспомнил, что он ненавидел иметь дело с халявщиками — с теми, кто любит все по­лучать по дешевке. Богатый папа тогда советовал: «Раз­рабатывайте свою продукцию и назначайте за нее цену в расчете на очень заинтересованного клиента, который готов заплатить много. А маркетинг должен помочь раз­решить задачу, как этого клиента найти. Проявляйте творческий подход. Не становитесь халявщиками. Про­давая по дешевке, вы никогда не найдете хороших кли­ентов, с которыми стоило бы вести дело».

      На первый план выходит книга

      В тот вечер, сразу же по возвращении домой, я устроил совещание с Ким и Шэрон. Прежде всего я сказал:

      — Мы должны продавать нашу игру по 200 долларов за штуку. Мы должны сразу же определить для себя по­зицию, что наша игра — самая дорогая в мире. Потому что это не просто игра — это целый курс семинаров по бизнесу, запечатанный в коробку.

      Мои партнеры сразу же согласились с этим. Их ни­чуть не шокировала мысль запросить за нашу игру такую солидную сумму, хотя привлекаемые нами эксперты и сказали, что она стоит максимум 39,95 доллара.

      — Все наши трудности возникли из-за того, что мы спрашивали совета у людей, которые, по всей вероятно­сти, никогда не стали бы нашими клиентами. Мы про­сили совета у тех, кто ищет товар подешевле, а не получ­ше. На самом деле мы должны найти таких клиентов, которые стремятся расширить свое образование, ценят это и готовы хорошо заплатить.

      — И нам нужно придумать способ, как этих клиентов найти, — добавила Шэрон.

      — Тут на первый план должна выйти наша книга. Вместо того чтобы сосредоточиваться на продвижении на рынок игры, мы начнем с того, что будем продвигать и рекламировать книгу. Именно книга поможет нам най­ти хороших клиентов. Она станет «гвоздем» нашей рек­ламной кампании.

      Как раз в это время Шэрон работала над книгой «Бо­гатый Папа, бедный Папа». Когда я передал ей свой чер­новой набросок, его объем превышал 350 страниц текста, наполненного грамматическими, орфографически­ми ошибками и логическими несообразностями.

      — Да, значит, нам нужно так переработать текст кни­ги, чтобы из него «выплясывалась» игра, — сказала она.

      — И нам нужно будет возобновить курс семинаров по инвестициям, — добавила Ким, — чтобы через них найти клиентов того же типа, как и те, с которыми мы работали в последние годы.

      — Да, это идея. Итак, пусть Шэрон заканчивает кни­гу, а мы опять возьмемся за семинары для людей, кото­рые готовы заплатить за финансовое образование. Мы занимались этим много лет. Можно считать, что мы здесь ничем не рискуем. Этот бизнес нам уже знаком, и мы знаем, где и как можно найти таких клиентов.

      Другими словами, наша тактика остается прежней. Единственный и главный тактический прием сводится к тому, чтобы отыскать людей, которые захотели бы играть в «Денежный поток». А стратегические задачи мы рас­пределим между собой так, чтобы каждый сосредото­чился на чем-то одном. И если наши стратегические ходы сработают, люди начнут играть в нашу игру.

      Мы как бы заключили между собой новое соглаше­ние. Последние несколько дней мы трое двигались будто в совершенно разных направлениях, а теперь снова ста­ли командой, работающей по единому плану.

      — Только почему 200 долларов? — спросила Ким. — Почему тебе в голову пришла именно эта цифра?

      — Во-первых, она пришла не сразу, — ответил я. — Но когда лектор сказал, что «чем выше будет ваша цена, тем более ценной будет казаться ваша продукция», меня сразу же осенило. Я понял, что гнался за халявой и пытался смотреть на собственную продукцию глазами ха­лявщика, вместо того чтобы посмотреть на нее с точки зрения той ценности для покупателя, которая в ней скры­та. Тогда я решил, что мы вполне можем повысить цену до 59 долларов за штуку. Потом мне пришло в голову, что это все равно слишком мало. Это была средняя цена, а не наивысшая. Тогда я мысленно поставил сумму 99 долла­ров. Она звучала неплохо. Я почувствовал, что по этой цене игру вполне можно продавать, но все-таки мне ка­залось, что это еще далеко не предел. А вот когда я поду­мал о цене в 200 долларов, то почувствовал, что это слиш­ком, и мне стало как-то не по себе. И тогда я понял, что наконец-то перешел черту чего-то привычного, я понял, что это именно та цена, которая нам подходит.

      — Конечно, это обещает нам большую прибыль. С та­кими деньгами мы сможем развивать наш бизнес, — произнесла Шэрон, которая уже успела «надеть очки» дипломированного аудитора.

      — И с такой прибылью мы сможем финансировать проекты, которые сделают игру более доступной для людей, у которых действительно нет денег на то, чтобы ее купить. Мы сможем создать не облагаемый налогами благотворительный фонд, который будет предоставлять средства организациям, обучающим людей финансовой грамоте. И, может быть, когда-нибудь сможем даже про­финансировать проект, который даст возможность полу­чать наше финансовое образование и играть в нашу игру через интернет и к которому смогут подключаться шко­лы со всех уголков земли, — добавила Шэрон.

      — Итак, начнем с того, что будем продвигать нашу книгу через традиционные каналы книготорговли. Это

      сразу решает вопрос о месте по системе «пять пунктов». Теперь ясно, где мы разместим нашу продукцию, и так, чтобы она сразу попалась на глаза потенциальным поку­пателям. Вместо того чтобы пытаться снизить цену за каж­дый комплект игры, чтобы она стала соответствовать це­нам, характерным для традиционного канала распределе­ния подобной продукции, давайте лучше использовать книгу, которая продавалась бы по обычной для книг цене и через обычную систему книжной торговли, а в ней мы сообщим, где и по какой цене можно приобрести игру.

      — Так что именно книга должна помочь нам прода­вать игру или, по крайней мере, найти тех, кто ею заин­тересуется. А затем в дело должны будут вступить семи­нары, — подвела итог Шэрон. — Но все-таки мы должны как-то объяснить покупателям, почему игра стоит так дорого — 200 долларов.

      — Ну, — медленно начал я, — конечно, если сравни­вать эту игру с другими играми, то получается, что она никак не может стоить 200 долларов. Но если сравнивать не игры, а то образование, которое можно получить, иг­рая в нее, то она покажется очень недорогой. Вы только подумайте, сколько стоит получить образование в кол­ледже, — и не только в денежном выражении, но и учи­тывая затраченное на это время. К тому же за партой вы никогда не узнаете столько о деньгах и инвестициях, сколько сможете узнать, играя в нашу игру. Теперь обра­тите внимание на то, сколько денег ежедневно теряют люди на рынке акций. Это обходится им еще дороже, чем обучение в колледжах. Но самые большие потери — это когда они проходят мимо благоприятных возможностей. Ведь есть так много людей, которые хотят вложить свои деньги; знают, что их надо куда-то вложить, но толком не могут этого сделать просто потому, что им недостает фи­нансового образования. А наша игра способна помочь этим людям не только получить миллионы долларов, но и стать свободными в финансовом отношении.

      — Да, но ведь многие могут посчитать, что мы дерем с них три шкуры, назначая такую цену — 200 долларов, — сказала Ким.

      — Пожалуй, многие люди именно так и подумают, и они никогда не купят игру, — ответил я. — Если мы запросим за нашу игру 200 долларов, это заставит их хорошенько и не один день подумать о том, насколько это ценная игра, — прежде, чем они ее купят. А ведь именно этого мы и хотим. Мы хотим, чтобы необходи­мость раскошелиться на нашу игру заставила их понять, что она представляет собой нечто гораздо более ценное, чем просто игрушка для развлечения в часы досуга.

      — И, кроме всего прочего, давайте подумаем о том, сколько людей может привлечь эта игра. Может быть, цена в 200 долларов привлечет сотни людей, — сказала Шэрон, — но не каждый купит такую игру.

      — Именно поэтому единственная тактика нашей ком­пании должна сводиться к тому, чтобы дать людям воз­можность поиграть в нашу игру, не покупая ее. Люди, ко­торые всерьез решили заняться своим финансовым обра­зованием, которые готовы будут заплатить 200 долларов за эту игру, скорее всего, уделят достаточно времени на то, чтобы хорошенько в ней разобраться. А единственный путь учиться игре – это в нее играть; значит, они должны будут приглашать играть с ними каких-то других людей. Таким образом, получается, что игра сразу же начнет выполнять свою миссию. И чем большее число людей будет играть в нашу игру и приглашать участвовать в ней своих друзей и знакомых, тем больше они будут понимать, как незначительна назначенная нами цена и как велика ре­альная ценность этой игры. Теперь вся наша работа долж­на сводиться к тому, чтобы разыскать людей, которые це­нят финансовое образование и готовы за него заплатить.

      — Мы сделали так, что не всякий решится купить эту игру; это значит, что нам будет труднее найти людей, которые нам нужны. Поэтому мы должны напрячь свой разум, чтобы дать людям возможность узнать о всех за­мечательных качествах этой игры, например через наш сайт richdad.com, — сказала Шэрон. — Если мы не будем проводить рекламной кампании среди широких масс и настроимся на то, чтобы ознакомить с игрой более узкий круг людей, мы сможем благодаря этому выдвинуть на первый план ее ценность с точки зрения образования. Ведь до этого наши консультанты рассматривали ее ис­ключительно как товар для массового рынка игрушек, а не как средство для получения образования.

      — Но что будет, если эта стратегия не сработает? — спросила Ким.

      — Тогда мы придумаем что-нибудь другое, — ответил я. — Если подключить творческое мышление, идеи всегда найдутся. Наши стратегии не предполагают никакого осо­бого риска. Шэрон будет писать и руководить рекламной кампанией, а мы будем проводить семинары. Эти две стра­тегии уже сами по себе обеспечат нам денежный поток, так что не так уж необходимо сразу же начать продавать большое количество комплектов игры. Таким образом мы дадим игре возможность самой начать продавать себя, найти собственных фанатов и создать для себя каналы распространения — и все это без нашего участия. Если наша продукция действительно является ценной, этот план обязательно сработает. Ну а если наши покупатели не найдут в игре ничего ценного, мы просто прикроем бизнес. Подождем – время все поставит на свои места.

      Как я уже писал, первый раз не в качестве пробы, а в коммерческих целях в нашу игру играли на семинаре по инвестициям в городе Лас-Вегасе, штат Невада, в ноябре 1996 года. А в феврале 2004 года, когда я увидел статью, посвященную нашей игре, — и она занимала почти це­лую полосу в газете «New York Times», — я понял, что наша игра наконец-то нашла свою аудиторию.

      К февралю 2004 года уже было продано более 350 ты­сяч экземпляров игры «Денежный поток», по большей части ее купили люди, которые сами искали нас и находи­ли через наш сайт или через ту горстку дистрибьюторов, которые распространяют нашу продукцию. Сейчас по все­му миру уже есть клубы любителей игры «Денежный по­ток». И почти никто не жалуется, что мы запрашивали слишком высокую цену. Количество возвращенных комп­лектов – менее одного процента. Да, мы наконец нашли настоящих покупателей – таких, которые нам были нужны.

      Прежде чем оставить работу

      Те пять пунктов, о которых я говорил ранее, могут по­служить простыми и очевидными ориентирами для пла­нирования ваших действий на рынке. Так что, прежде чем вы уйдете со своей нынешней работы, постарайтесь запомнить следующие важнейшие моменты:

      1. На любом рынке есть три позиции цен на вашу продукцию. Вы можете установить самые высокие, средние или самые низкие цены. Разберитесь, ка­кие цены вас больше всего устраивают. Не забывай­те, что, хотя решение придерживаться средних цен может представляться наиболее простым, вы таким образом можете оказаться затертыми среди толпы конкурентов. Очень трудно выделиться, если ты средний — такой же, как все.

      2. Не забывайте, что тот, кто делает ставку на самые низкие цены, не просто понижает цены. Компа­нии, успешно использовавшие эту тактику, всегда не просто понижали цены, но и делали нечто та­кое, чего их конкуренты сделать не могли. Напри­мер, компания «Wal-Mart» продает те же самые товары, которыми торгуют многие другие рознич­ные продавцы. Но «Wal-Mart» создала самую луч­шую систему розничной торговли, что и позволя­ет им зарабатывать много денег при очень низкой прибыли с каждой отдельной продажи. Вспомни­те, что сказал богатый папа: «Любой идиот может снизить цены и сломать себе на этом шею. Но нужно быть превосходным бизнесменом, чтобы снижать цены, получать все меньшую прибыль от каждой сделки и при этом богатеть». А еще он говорил: «Если вы выбираете стратегию пониже­ния цен по сравнению с конкурентами, вам при­дется стать лучшим бизнесменом, чем тот, кто вы­бирает стратегию более высоких цен». Так как сам я не такой уж блестящий бизнесмен, я лично пред­почел выбрать последнее.

      3. Если вы планируете установить на свою продукцию самые высокие цены в своем секторе рынка, то это значит, что вы должны предложить клиентам что-то такое, чего не смогут предложить ваши конкурен­ты. Если вы не можете решить, что именно вы смо­жете дать, садитесь и сделайте свою «домашнюю работу». Сходите к торговцу, который продает авто­мобили по высокой цене, и к тому, кто продает их по самой низкой цене. Или посетите сначала доро­гой отель, а потом дешевый. Посмотрев, как идут дела на разных уровнях цен, вы сможете лучше по­нять, к какой категории относится ваша продукция и ваши клиенты. Знайте, что чем выше ваша цена, тем меньше будет у вас клиентов и тем более на­правленно вы должны вести свой маркетинг. А кро­ме того, никогда не спрашивайте людей, которые ищут товар подешевле, что они думают о стратегии компании «Rolls-Royce».

      4. Не пытайтесь угодить всем клиентам одновремен­но. Если вы хотите продавать товар и по низким, и по высоким ценам, создайте две разные марки. Как вы знаете, компания «Honda» производит еще и автомобили марки «Acura», a «Toyota» — марки «Lexus». С моей точки зрения, эти автомобили не так уж сильно отличаются, но что я, в сущности, в этом понимаю? Ясно одно: специалисты по мар­кетингу компаний «Honda» и «Toyota» сделали свою работу как надо и убедили широкие слои покупателей в том, что каждая из этих компаний продает по два совершенно разных вида автомо­биля. Как я уже отмечал в этой главе, маркетинг должен дать

      5. клиенту то, чего он хочет, то, в чем он нуждается, и то, что тешит его самолюбие. И во многих случаях самым важным является именно удовлетворение самолюбия потребителя.

      6. Вместо того чтобы делать ставку исключительно на снижение цен, попробуйте предоставить своим клиентам какие-то особые выгоды. Я знаю, что цена на нашу игру некоторых людей первоначаль­но просто шокирует. Но мы не снижаем цену, вместо этого мы предпочитаем добавлять в комп­лект все новые и новые составляющие, а затем снова поднимаем цену. Как говорил богатый папа, «продажа = доход». Поэтому вместо того, чтобы снижать цену и тем самым уменьшать разницу, ко­торую мы получаем от продажи каждого экземп­ляра — что может сделать любой, — мы стараемся найти возможность поддерживать наши цены на высоком уровне, в то же время постоянно повы­шая ценность игры с точки зрения клиента и ста­раясь сделать так, чтобы наши клиенты получали максимальное удовольствие.

      7. Плохие торговые агенты всегда хотят продавать новую продукцию. Когда я работал в компании «Xerox», наши самые худшие торговые агенты по­стоянно жаловались: «Вот если бы наша компания пустила в продажу какую-нибудь новую продук­цию, тогда мы смогли бы повысить объем про­даж». Многие компании попадают в эту западню. Когда продажи идут вниз, они начинают искать какую-нибудь новую продукцию, что часто при­водит к явлению, известному как «излишнее расширение

      8. ассортимента». Но когда ассортимент становится слишком уж широким, клиент может растеряться, потому что перед ним будет слишком много видов продукции, из которой можно выби­рать, и ваши товары начнут конкурировать между собой. Богатый папа на этот счет говорил: «Вмес­то того чтобы искать новую продукцию, которую можно было бы продавать, ищите новых клиен­тов». Он также говорил: «Умные предпринимате­ли сосредото-чиваются на том, чтобы доставлять радость уже имеющимся клиентам и искать новых клиентов, которым можно было бы продать уже сущест-вующую продукцию».

      9. Ищите стратегических партнеров, которые тоже занимаются торговлей. Выше в этой книге я уже писал о трех видах денег (конкурентных, коопера­тивных и духовных). Один из способов быстрее и с меньшим риском достичь богатства состоит в том, чтобы объединять свои усилия с усилиями других людей и зарабатывать кооперативные день­ги. Примером могут стать наши отношения с из­дательством «Warner Books», благодаря которым мы получаем очень много кооперативных денег.

      10. Дорожите своими лучшими клиентами. В наши дни интернет позволяет легче, чем когда бы то ни было, поддерживать с клиентами постоянный контакт. Главное правило: делайте все, чтобы со­хранить за собой наиболее удовлетворенных кли­ентов, потому что они не только еще не раз купят вашу продукцию, но и расскажут о вас своим друзь­ям, а это наилучший способ ведения маркетинга.

      11. Он называется «из уст в уста». Когда речь идет о том, чтобы угодить вашим лучшим клиентам, под­ключайте свой творческий потенциал. Одна из причин, почему мелкие предприниматели часто одерживают верх над гигантскими корпорациями, сводится к тому, что в маленьких компаниях боль­ше простора для творчества и они быстрее могут реализовать свои новые идеи.

      В качестве резюме

      Всегда помните про пять пунктов, о которых я говорил. Не забывайте, что ваша совершенно особенная, неповтори­мая продукция очень нужна совершенно особенным, непо­вторимым людям. Цена, которую вы назначаете за свою продукцию, должна удовлетворять потребности, желания и самолюбие людей. Когда какая-то покупка тешит наше самолюбие, она кажется нам недорогой и выгодной. Кро­ме того, многим из нас нравится давать людям понять, что мы тратим много денег за какой-то товар, который лишь немногие могут позволить себе купить. Так что самолю­бие можно использовать как для продажи продукции по высокой цене, так и для продажи по низкой цене.

      Важно также место, где вы разместите свою продук­цию так, чтобы она выгодно смотрелась в глазах клиента. Никогда не забывайте, что самый новейший «Ferrari» не будет смотреться, если поместить его среди подержан­ных дешевых автомобилей. Если вы разместите свою продукцию в неподходящем месте, ваши продажи могут оказаться не такими, как вы рассчитывали. Когда книга «Богатый Папа, бедный Папа» была издана в первый раз, мы решили продавать ее на автозаправочной станции в Техасе, которая принадлежала одному нашему другу. Почему мы выбрали для этого автомойку? Потому что это было место, куда заезжают люди с достатком, чтобы заправить и помыть свои автомобили. Это была солид­ная заправка. Но если бы мы попытались продавать кни­гу на такой заправке, где заправляют дешевые автомоби­ли, я думаю, мы не смогли бы продать ни одной книги. Что касается позиции, то главная позиция, к которой следует стремиться, — это быть первым. Почти все мы знаем, что именно Линдберг первым в одиночку переле­тел через Атлантику. Но практически никто не знает, кто это сделал вторым. Если вы не можете стать первым в своей области, изобретите какую-нибудь новую область, в которой вы смогли бы стать первым. Когда наша игра еще никому не была известна, мы уже решили, что со­здадим игру, относящуюся к совершенно новой катего­рии — категории «особенно дорогих игр». Если вы вла­деете лотком по продаже горячих сосисок, то должны заявить, что это первый в своем роде лоток по продаже горячих сосисок, принадлежащий вам. Когда в компа­нии «Avis» поняли, что компания «Hertz» обошла их и они оказались вторыми, то, стремясь утвердиться на пер­вом месте, «Avis» стали утверждать, что гордятся своим вторым местом. Это привело к появлению известного лозунга «МЫ БЕРЕМСЯ ЗА ТО, ЧТО ТРУДНЕЕ». В об­щем, можно сказать, что то первое место, которое вам необходимо занять, находится, прежде всего, в умах ва­ших клиентов. Например, когда вы думаете о каком-нибудь прохладительном безалкогольном напитке, разве вам не приходят в голову прежде всего «Coca-Cola» или

      «Pepsi»? А теперь подумайте, когда ваши клиенты, отно­сящиеся к точно определенной вами категории, думают о продукции, принадлежащей к той же категории, что и ваша, какая продукция им сразу же придет в голову: ваша или ваших конкурентов? В конечном счете можно ска­зать, что важнейшая часть работы предпринимателя — это утвердиться в разуме своих клиентов в качестве ли­дера в своей отрасли.

      Чем может поделиться с нами Шэрон

      Урок № 9. Не стремитесь к дешевым сделкам. Сосредоточьтесь на правильной цели

      Для вас как для владельца бизнеса очень важно правильно выбрать, на какого клиента ориентироваться. Какого кли­ента вы выберете — предпочитающего высокие или низ­кие цены? Молодого или старого? Вы будете бороться с конкурентами за своего клиента, делая ставку на цену или на качество? Как говорил богатый папа: «Если вы будете делать ставку на низкую цену, то всегда найдется кто-то, кто предложит еще более низкую цену. А вот если вы в конкурентной борьбе делаете ставку на качество, то обес­печите себе больший доход с каждой единицы продукции и, как правило, более „качественных” клиентов».

      Кроме того, очень важно определить, на каких именно клиентах вы сосредоточите свои усилия. Представьте себе типичную кривую в виде колокола и мысленно разделите ее на три части. Одна часть — это клиенты, которые хоро­шо к вам относятся; другая — это те, кому безразлично, у кого покупать: у вас или у ваших конкурентов. Как я замечаю, очень часто начинающие предприниматели де­лают одну и ту же ошибку: они направляют все внимание только на одну из этих трех частей, а именно на тех клиентов, которые к ним плохо относятся. Вместо этого им стоило бы прежде всего сосредоточить внимание на тех клиентах, которые к ним относятся хорошо. Это факт, что очень многие консультанты по вопросам бизнеса об­ращают ваше внимание только на «проблемных» клиен­тов, считая, что разобравшись с ними, вы сможете дви­нуть свой бизнес вперед. С нашей точки зрения это совер­шенно неправильно.

      Как уже упоминалось в этой главе, очень трудно од­новременно угодить всем и всюду. Поэтому, вместо того чтобы сосредоточиваться на тех клиентах, которым не нравится ваша продукция или вы сами, обдумайте воз­можность направить свою энергию на укрепление отно­шений с клиентами, которые вами довольны. Сделайте так, чтобы клиенты, которые уже являются горячими приверженцами вашей продукции, превратились в «рек­ламных агентов» для вас и вашего товара. В результате вы получите то, что называют «вирусным» маркетингом. С помощью этих людей вы сможете достаточно легко привлечь на свою сторону и ту треть клиентов, которая находится в середине и еще не определилась. И кроме того, вы получите удовольствие, проводя время среди людей, которые к вам хорошо относятся, вместо того чтобы маяться с теми, кому вы не по душе. И еще один момент: вам потребуется значительно меньше усилий, чтобы продать что-то уже существующему клиенту, чем найти нового покупателя.

      Другая ошибка, которую очень часто совершают на­чинающие бизнесмены, сводится к тому, что они «забра­сывают свою сеть» слишком далеко. Они обращаются одновременно к слишком большому количеству разно­образных клиентов. Им кажется, что каждый, кто входит в их дверь, — это уже потенциальный клиент, что можно делать бизнес с кем угодно. Это ошибка. Сначала такого человека всегда нужно оценить с точки зрения того, сможет ли он стать вашим клиентом. Вы просто не мо­жете позволить себе тратить впустую время и силы, пы­таясь что-то продать тому, кто не может это купить или кому не нужна ваша продукция или услуги. Вы ведь не захотите предоставлять свою продукцию или услуги кому-то, кто не имеет возможности их оплатить (разве что дело идет о благотворительном пожертвовании или подарке). На деле, с финансовой точки зрения, вам бу­дет выгоднее вообще не иметь никаких клиентов, неже­ли иметь плохих клиентов. Вы не только не сможете получить от плохого клиента какую-нибудь прибыль, но можете из-за него упустить те или иные благоприятные возможности и даже потерять деньги.

      Ценность клиента с годами увеличивается

      Многие предприниматели, невзыскательные в отноше­нии клиентов, кроме всего прочего, упускают из виду один важнейший момент. Они радуются, когда продадут одну единицу товара какому-нибудь незнакомому человеку.

      Но настоящий успех приходит только тогда, когда вам удается создать круг клиентов, которые покупают у вас не от случая к случаю, а постоянно. Именно наличие таких надежных клиентов, с которыми у вас установи­лись определенные связи, создает жизнеспособную и успешную модель бизнеса. Например, Кэрол, владелец местной ювелирной лавки, продала какие-то безделуш­ки Джо. Если жене Джо эти ювелирные изделия понра­вились, он, по всей вероятности, вернется к Кэрол, ко­гда снова возникнет потребность купить что-то в этом роде, и таким образом станет ее постоянным клиентом. Теперь Джо для Кэрол уже настоящий клиент, который предоставляет значительно большие возможности с точ­ки зрения продаж и получения прибыли. Кэрол осозна­ет, что Джо будет для нее ценным клиентом на протяже­нии длительного периода времени — может быть, даже на протяжении всей жизни. Вот в чем суть репутации, о которой мы говорили. Разве не лучше вести дела с людьми, с которыми у вас уже сложились хорошие отно­шения, чем с теми, кого вы совершенно не знаете? Если у вас установились прекрасные отношения с какими-то людьми, то они станут говорить об этом другим людям, и вскоре за вами уже закрепится прочная позитивная репутация, которая будет привлекать к вам все новых и новых клиентов благодаря «рекламе», которая передает­ся из уст в уста.

      Это факт, что гораздо труднее найти нового клиента, чем удержать уже существующего удовлетворенного кли­ента и сделать так, чтобы он пришел к вам опять. Один из самых важных активов любого бизнеса — это список клиентов.

      Цикл работы с клиентом охватывает следующие шаги:

      1. Привлечь клиента (это самая трудная задача).

      2. Осуществить продажу.

      3. Выбрать момент, чтобы получить контактную ин­формацию о клиенте.

      4. Сделать так, чтобы ваш клиент почувствовал, что вы особенно к нему расположены (поблагодарив его за покупку).

      5. Поддерживать контакт с клиентом (посылая ему объявления о поступлении новых товаров, специ­альные рекламные предложения или приглашая на какие-нибудь встречи, которые вы устраиваете).

      6. Своевременно и в дружеской манере отвечать на все запросы клиента (так вы можете превратить удовлетворенных клиентов в счастливых клиентов).

      7. Создать какое-то сообщество или клуб клиентов, в котором они могли бы встречаться (предоставьте им такую прекрасную возможность — просто бес­платно встречаться и общаться).

      8. Попросить своего счастливого клиента рассказать кому-нибудь из друзей о вашем бизнесе и продукции.

      9. Повторно продать что-то своему клиенту.

      10. Снова и снова повторять этот цикл.

      Одни шаги сделать легче, другие — труднее. Некото­рые шаги сделать труднее с точки зрения того бизнеса, которым вы занимаетесь. Например, наша компания привлекает клиентов, реализуя книги через систему книжных магазинов. Мы понимали, что нам будет не­просто получить о них контактную информацию. По­этому мы поместили на каждой книге предложение: получить бесплатно дополнительную информацию на на­шем сайте в интернете по адресу www.richdad.com. Это было сделано с целью узнать имена и адреса электрон­ной почты клиентов. В дальнейшем это позволит нам знакомить клиентов с информацией о нашей новой про­дукции, о специальных предложениях или возможности посетить какие-либо собрания. Мы называем эти специ­альные предложения «приглашениями к действию». Можно ли это считать просто уловкой, чтобы раздобыть контактную информацию о клиентах? Мы ручаемся, что это не просто уловка и что клиенты действительно полу­чают пользу от наших предложений.

      Другие компании, которые также продают свою про­дукцию через сеть розничной торговли, предлагают своим клиентам разные скидки и выгодные возможности в обмен на контактную информацию или создают круг привержен­цев своей марки, используя маркетинг и рекламу. Напри­мер, фирма, которая продает картофельные чипсы, может и не получать от своих клиентов контактную информацию, но стремится к тому, чтобы они делали повторные покуп­ки. Например, такая компания может выбрать вариант укрепления репутации своей марки через пункт продажи, где демонстрировались бы разные рекламные предложе­ния и осуществлялась реклама этой торговой марки.

      В приведенном выше примере с ювелирной лавкой мы видим, что Кэрол смогла бы лучше подстроиться к интересам каждого своего клиента, если бы еще при первой покупке постаралась выведать, когда у этого че­ловека день рождения, годовщина свадьбы или любые другие памятные даты. В этом случае за неделю или две до каждого события она могла бы послать им какую-нибудь красивую открытку-напоминание, в которой со­держалось бы специальное предложение относительно какого-нибудь подарка, который может быть бесплатно упакован в красивую подарочную коробку и доставлен прямо в офис клиенту. Такой подход не только обеспе­чит дополнительную продажу товара, но также поможет укрепить отношения с клиентами. Все мы можем полу­чить такие данные и использовать их в своих интересах.

      Установите конкретную цель для своей продукции

      Как нацелиться на какую-то конкретную группу клиен­тов? Этот процесс мы уже обсуждали выше. С помощью маркетинга, рекламы и цен вы способствуете тому, что в разуме клиентов укореняется определенная концепция или определенный образ вашей продукции, которые свя­заны с вашей торговой маркой. Весь секрет здесь в том, чтобы выбрать такую концепцию или образ, которые были бы привлекательными и работали на вас. Нужно, чтобы вы и ваша продукция чем-то выделялись на фоне всех прочих. Вы должны сделать так, чтобы вас стали отличать от ваших конкурентов. Вам нужно стремиться к тому, что­бы ваша продукция выглядела привлекательно именно в глазах той группы людей, которую вы выбрали.

      После того как вы укрепили позицию вашей торго­вой марки, вам нужно проявлять крайнюю осторож­ность, чтобы как-нибудь не испортить этого впечатле­ния. Вы должны особенно внимательно следить за тем, чтобы не отойти от своей позиции, не сообщить клиен­там чего-то такого, что противоречило бы укрепившемуся мнению о вас. Эта проблема становится особенно значимой, когда вы продаете более чем один вид про­дукции или различные модификации одного товара. Давайте предположим, что у вас есть первоначальная версия какой-то продукции, которую вы очень успешно начали продавать мужчинам в возрасте от двадцати до сорока лет. Вы хотите расширить рынок своей продук­ции и создаете другой вид той же продукции, предназна­ченный для женщин такого же возраста. Как вам быть: выбрасывать ли на рынок новую версию продукции под той же самой торговой маркой или разработать новую марку специально для женщин?

      Ответ будет зависеть от двух основных моментов: особенностей того «текста», который использовался, чтобы закрепить позицию «мужской» версии вашего то­вара, и характера различий между двумя версиями про­дукции. Например, если сообщение, закрепляющее по­зицию первой версии продукции, звучало так: «Это про­дукция для настоящих мужчин», то использование той же самой торговой марки для женской версии этой же продукции выглядело бы нелепо. Это создало бы проти­воречие. Но, с другой стороны, не возникло бы никако­го противоречия, если бы первоначально использова­лось высказывание типа «Это продукция для молодых людей от 20 до 40 лет». Если мужская и женская версии продукции в общем сходны, то, по всей видимости, ис­пользование одной и той же марки для обеих версий товара не создало бы никаких противоречий. Однако, если они значительно отличаются друг от друга, исполь­зование одной и той же марки может вызвать неразбери­ху, а этого не следует допускать.

      Проанализируйте пять пунктов и те вопросы, которые могут возникнуть

      Вспомните пять пунктов маркетинга, про которые мы уже говорили:

      1. Продукция.

      2. Люди.

      3. Цена.

      4. Место.

      5. Позиция.

      Теперь, когда вы полностью разобрались с Треуголь­ником Б-И, пришло время рассмотреть ваши пять пун­ктов. У вас может быть больше вопросов, чем ответов. Соберите вместе свою команду и, держа в памяти свои пять пунктов, разработайте тактику и стратегию ведения бизнеса. Хорошо спланировав свою продукцию, людей (то есть вашу конкретную группу клиентов), цены, место и позицию, а также имея для поддержки прочный Тре­угольник Б-И, вы сможете легко достигнуть вашего шес­того пункта — ПРИБЫЛИ!

      Чтобы исполнить свою миссию в бизнесе, одного планирования недостаточно. Когда же все спланирова­но, действуйте и прямо сейчас создавайте свой новый бизнес!
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

перейти в каталог файлов


связь с админом