Главная страница
qrcode

Прежде чем начать свой бизнес-Шэрон Лектер


НазваниеПрежде чем начать свой бизнес-Шэрон Лектер
АнкорPrezhde chem nachat svoy biznes 2006.doc
Дата02.02.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаPrezhde_chem_nachat_svoy_biznes_2006.doc
ТипДокументы
#31979
страница6 из 22
Каталогid96382430

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Vazhnost_tvoroga_i_syra_11_04_2012_Piter_Torsu.mp3, Saga_ob_Egile_syne_Skallagrima_russky_perevod.rtf, Prezhde_chem_nachat_svoy_biznes_2006.fb2, Populyarnaya_ritorika_-_Smekhov.pdf, 5_essential_grammar_in_use_grammar_reference.pdf, lang_voenka_chvk.jpg, Oleg_Andreev_Uchimsya_chitat_bystro.doc и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Учитесь на собственных ошибках

      Мой богатый папа был твердо убежден в том, что необ­ходимо учиться на своих ошибках. Он усматривал в ошибках возможность кое-что узнать о бизнесе и о себе самом. Он говорил: «Ошибки — это все равно что до­рожные знаки. Они говорят вам: „Эй, время остановить­ся, подождать, понять, что ты чего-то не знаешь... Время остановиться и подумать"». Он также говорил: «Ошиб­ка — это сигнал, что настал момент научиться чему-то новому, чего ты раньше не знал». В том же духе были и следующие его рассуждения: «Очень многие люди ле­нятся думать. Вместо того чтобы учиться чему-то ново­му, они день за днем пережевывают все те же мысли. Думать — тяжелый труд. Но когда вы вынуждены ду­мать, вы тем самым углубляете и расширяете свои ум­ственные способности. А когда вы делаете это, ваши богатства возрастают.

      Поэтому каждый раз, когда вы делаете ошибку, оста­новитесь и посмотрите, можете ли вы извлечь из этого какую-нибудь пользу, научиться чему-то необходимому. Когда что-то у вас не получается или что-то идет не так, как надо, это значит, что пришло время подумать. Как только вы обнаружите во всем этом скрытый урок, вы поймете, какой полезной была для вас эта ошибка. Но если вы расстраиваетесь, злитесь, стыдитесь, кого-то обвиняете в своих ошибках или пытаетесь сделать вид, что никакой ошибки не сделали, то это значит, что вы не потрудились как следует подумать. Вы не выучили свой урок. Поэтому вам стоит собраться с мыслями и поду­мать еще».

      Что думал об ошибках мой бедный папа

      Мой бедный папа был педагогом и относительно оши­бок имел совершенно иную точку зрения. И по его мне­нию, ошибка указывает на то, что вы чего-то не знаете, но при этом он считал, что, совершая ошибку, вы тем самым демонстрируете свою тупость или интеллектуаль­ную неполноценность. Когда мой бедный папа сам со­вершал ошибки, он, как правило, делал вид, что посту­пил правильно, отрицал, что это сделал именно он, или обвинял в своей ошибке кого-то другого. Он не смотрел на ошибки как на возможность чему-то научиться и рас­ширить свои интеллектуальные способности. Он изо всех сил старался не совершать ошибок. Он не видел в ошибках ничего хорошего, в отличие от моего богатого папы.

      От неудач к удачам

      Урок № 2 этой книги «Научитесь превращать неудачи в успех» я вывел из различий во взглядах и поведении, которые замечал между моими богатым и бедным папа­ми, когда речь шла об ошибках. По моему мнению, в этом выражалась личная философская позиция этих людей, которая и определяла, какого успеха каждый из них смог добиться в жизни.

      Его первая большая неудача

      В своих прежних книгах я уже писал о том, как, вернув­шись домой с войны во Вьетнаме, я должен был решить для себя, по пути какого из моих двух пап мне пойти. Мне было тогда двадцать пять лет, а оба папы уже пере­шагнули пятидесятилетний рубеж. В то время мой бед­ный папа только что потерпел поражение, выставив свою кандидатуру на пост вице-губернатора штата Га­вайи от республиканской партии. Так как при этом он агитировал своих подчиненных голосовать против сво­его непосредственного начальника — действующего гу­бернатора штата, принадлежавшего к другой партии, — то ему дали понять, что он больше никогда не сможет работать в государственных учреждениях этого штата. Таким образом в возрасте пятидесяти лет он стал безра­ботным.

      Его положение усугублялось тем, что все его знания имели отношение исключительно к области образова­ния. Он пришел в эту сферу в возрасте пяти лет и посто­янно варился в ней до пятидесяти. Теперь, не имея рабо­ты, он вынужден был досрочно уйти на пенсию. Мой бедный папа взял из банка все свои деньги, лежавшие на пенсионном счете, и решил заняться бизнесом — по необходимости, а не по призванию. Он купил у солид­ной компании франшизу на продажу мороженого. Он выбрал эту франшизу именно из-за солидного названия компании, которая ее предлагала, считая, что это будет беспроигрышный бизнес. Но не прошло и двух лет, как его беспроигрышная франшиза потерпела крах, и мой отец вновь остался без работы — и на этот раз без денег.

      Когда вы кого-то вините в своих ошибках, вы упускаете возможность на них учиться

      Мой бедный папа был в ярости. В крахе своего бизнеса и потере денег он винил фирму, у которой купил фран­шизу, а также своих партнеров. Наблюдая его реакцию, я понял, почему мой богатый папа так подчеркивал важ­ность умения остановиться, подумать, извлечь урок и исправить промахи. Было очевидно, что в том эмоцио­нальном состоянии, в каком находился мой бедный папа, и при тех установках разума, которые он имел, он просто прошел мимо предупредительных сигналов, не обратив на них никакого внимания, и предпочел обви­нять, вместо того, чтобы учиться. Он просто продолжал мыслить как наемный работник, а не как предпринима­тель.

      Уже через несколько месяцев после открытия своей фирмы по продаже мороженого мой бедный папа дол­жен был понять, что дела катятся под гору. После того как к нему перестали заходить друзья, магазинчик остал­ся практически без посетителей. Бедный папа часами сидел за прилавком один-одинешенек. И вот, вместо того чтобы остановиться, подумать и спросить совета у знающих людей, мой бедный папа уволил своих наем­ных работников, чтобы уменьшить затраты, стал рабо­тать один за всех, поругался с партнерами, а на послед­ние деньги нанял адвоката, чтобы предъявить иск ком­пании, которая продала ему франшизу. Иными словами, он истратил все до копейки, пытаясь свалить на эту ком­панию собственные ошибки. Но когда деньги иссякли, бизнес пришлось закрыть. Как видите, мой настоящий папа смог использовать свою первую неудачу только для того, чтобы преобразовать ее в еще большую неудачу. Вместо того чтобы остановиться, пораскинуть мозгами и постараться исправить возникшую ситуацию, он при­ложил все свои усилия к тому, чтобы не признавать за собой этой ошибки. Но это только ухудшило его поло­жение.

      После провала на политическом поприще и краха своей первой попытки заняться бизнесом бедный папа постоянно пребывал в раздраженном и подавленном состоянии духа до самой своей смерти, то есть на протя­жении целых двадцати лет. И именно поэтому урок бога­того папы о необходимости учиться на собственных ошибках и уметь признавать, что ты тупой и даже еще тупее, чтобы благодаря этому становиться богатым и еще богаче, столь важен для меня.

      Покажите мне счастливого неудачника

      Однажды я слышал, как Винс Ломбарди, знаменитый тренер профессиональной футбольной команды «Green Bay Packers», сказал: «Покажите мне счастливого неудачника, и я покажу вам настоящего неудачника». С тече­нием времени я научился находить все больше и больше глубоких, неординарных мыслей, которые скрыты в вы­сказываниях этого великого человека. На первый взгляд, слова Ломбарди надо понимать так, что люди, которые не всерьез воспринимают свои неудачи, и есть самые закоренелые неудачники. Я сам много раз в жизни ока­зывался в положении такого «счастливого неудачника», когда, потерпев очередное поражение, говорил себе:

      «О, это не имеет значения. Для меня важна не победа, а то, как я сыграл эту игру». Если смотреть поверхностно, может показаться, что я легкомысленно относился к своему делу и с радостью воспринимал поражения и неудачи, но на самом деле, если заглянуть вглубь, то станет ясно, что я ненавижу терпеть поражения и они меня очень задевают. Другими словами, когда я притво­ряюсь, что мне все равно, я кривлю душой по отноше­нию к себе самому.

      И вот, чем больше я задумывался над смыслом вы­сказывания Ломбарди, тем все более многозначитель­ным оно мне представлялось. Я пришел к выводу, что его можно трактовать следующим образом:

      1. Нет никого, кому нравилось бы терпеть неудачи. Неудача — это не то, к чему мы можем стремиться.

      2. Неудача должна вдохновлять нас стремиться к по­беде.

      3. Испытывать неудачи настолько болезненно, что многие люди готовы избегать этого любой ценой.

      По моему мнению, именно третье значение можно считать причиной неудачи моего бедного папы в бизне­се. До этого много лет он проработал в мире, где необхо­димо было любой ценой избегать ошибок и неудач. Как наемный служащий он всегда пользовался и стремился пользоваться устойчивой зарплатой и гарантированны­ми льготами.

      Для очень многих наемных работников, таких же, как мой папа, защищенность была гораздо важнее, чем благоприятные возможности. Именно поэтому очень многие наемные работники с такими же философскими установками стремятся избегать ошибок любой ценой. И одна из причин, почему мой папа потерпел неудачу, заключается в том, что он слишком долго учился не де­лать никаких ошибок.

      Чему можно научиться на высоких скоростях

      В марте 2005 года моя жена Ким и я решили пройти четырехдневный курс в школе вождения автомобилей «Формула 1», принадлежащей Бобу Бондаранту и нахо­дящейся в городе Финикс, штат Аризона. Не спраши­вайте нас, почему мы это сделали. Просто это показа­лось нам интересным, захватывающим. Мы ведь не про­фессиональные гонщики и вовсе не собираемся ими становиться.

      На протяжении всей своей жизни я любил смотреть по телевизору гонки на Гран-при и по «Формуле 1». Я за­видовал Полу Ньюмену, у которого было хобби носиться на гоночных автомобилях. Начиная с первого автомо­биля, который я себе купил в 1969 году, — это был «Datsun», — я практически всегда ездил на скоростных автомобилях спортивного класса. После «Datsun» я ку­пил себе «Corvette», затем несколько «Porsche» и «Ferrari». Но мне не нравилось, что мои навыки водите­ля всегда сильно отставали от тех возможностей быстрой езды, которые предоставляли эти мощные автомобили. Поэтому мы с Ким, которая также водит скоростной «Porsche», решили пойти в специальную школу, чтобы наконец-то научиться скоростному вождению, каким владеют настоящие профессиональные гонщики.

      Уже в первый день мы поняли, что сделали ошибку. В школе было два разных класса. Один предназначался для тех, кто хотел просто научиться очень быстро ездить на обычных автомобилях по обычным дорогам. Именно в этот класс нам и следовало записаться. Второй класс назывался «Класс Гран-при» — и именно в него попали мы с Ким. Этот класс был предназначен для подготовки профессиональных гонщиков, а также для любителей, которые уже много лет увлекались ездой на гоночных автомобилях.

      Мы с Ким не понимали, что пришли не в тот класс, пока не обратили внимания на то, что нам предлагают сесть в специальный гоночный вариант автомобиля мар­ки «Corvette», в то время как люди из другого класса садились в скоростные «Cadillac».

      У нас сразу же возникла мысль попросить перевести нас в другой класс, но потом мы решили, что возмож­ность пообщаться с профессиональными гонщиками могла бы помочь нам значительно быстрее и лучше освоить навыки скоростной езды. Но дело даже не в этом — я лично принял это решение в основном под влиянием того чувства напряжения, которое возникло у меня в животе. Я почувствовал, что оказался лицом к лицу перед чем-то, что вызывало у меня очень сильный страх — может быть, самый сильный страх в моей жиз­ни. То же самое чувствовала и Ким.

      И вот, в тот же день после завтрака мы должны были в первый раз совершить заезд на этой открытой маши­не. В этот момент мой страх превратился в настоящий ужас, я почувствовал, что начинаю терять над собой контроль.

      На следующее утро мое внутреннее состояние было еще хуже. Напряжение в области живота нарастало. Мой логический разум был занят только одним — как бы найти удобный способ выйти из этой ситуации. В классе мой инструктор подошел ко мне и мягко сказал: «Знаете что, вы ездите слишком медленно. Вам нужно ездить быстрее».

      В тот момент я уже готов был отказаться от уроков вождения и уйти — и я ушел бы, если бы вдруг не услы­шал слова инструктора: «А ваша жена Ким делает успе­хи. Она ездит значительно быстрее вас». В тот же мо­мент моя мужская гордость восстала, я утратил способ­ность логически рассуждать и почувствовал, что у меня нет выбора. Если Ким научилась ездить быстрее меня, то мне не оставалось ничего другого, как продолжать учебу. Между прочим, хочу заметить, что Ким была единственной женщиной из двенадцати человек, зани­мавшихся в нашем классе, и ей очень хотелось показать, что она может ездить не только не хуже, но даже лучше мужчин.

      Уничтожьте в себе страх

      На протяжении трех дней животное чувство страха внут­ри меня продолжало нарастать — по мере того, как нара­стали скорости, все более стремительно мелькали пово­роты и мой разум уже не справлялся со всем тем, что я должен был замечать и делать при езде. На третий день во время завтрака я наконец-то отважился спросить сво­его инструктора, почему он так настаивает, чтобы я по­стоянно увеличивал скорость.

      В конце концов мне хотелось бы иметь возможность поездить помедленнее, чтобы сосредоточиться и все ос­новательно изучить, а уже потом увеличивать скорость. В ответ он улыбнулся и сказал: «Я хочу, чтобы вы попро­бовали ездить быстрее, потому что скорость поможет вам уничтожить страх, который сидит внутри вас. Вас не пускает вперед ваш страх. Вы поддаетесь ему и сбав­ляете газ. Именно поэтому я хочу, чтобы вы дали пол­ный газ».

      Мне снова захотелось уйти. Я опять услышал, что езжу недостаточно быстро. А я по-прежнему считал, что учиться было бы лучше на более медленной скорости, вместо того, чтобы сразу давать полный газ. «Пойми­те, — продолжал Лис, мой инструктор, — вы должны обрести уверенность, что внутри вас сидит настоящий водитель экстра-класса, способный выступать на гонках Гран-при. Но если вы не дадите полный газ, вы никогда не ощутите себя таким водителем. Я хочу, чтобы вы внут­ренне подтолкнули себя со всей силы нажать на газ, так, чтобы в вас проснулся этот суперводитель. Если же я буду позволять вам ездить медленно, то ваш автомобиль все еще будет вести сидящий в вас трус. Есть только один путь выпустить наружу водителя экстра-класса — со всей силы нажать на газ. Когда вы сделаете это, то сами увидите, как в вас проснется профессиональный гонщик».

      Когда наступил четвертый день, спазмы в желудке стали еще сильнее, чем когда бы то ни было, и мой разум лихорадочно искал любой возможности, за которую можно было бы ухватиться, чтобы бросить занятия. В этот день мы должны были пересесть с автомобилей марки «Corvette» в гоночные автомобили «Формула 1» с открытыми колесами по бокам. В тот же день мы впер­вые надели красные костюмы гонщиков и специальные шлемы.

      Будучи достаточно полным, я с трудом смог втис­нуться в узкую кабинку автомобиля. Мне казалось, что меня засунули в гроб. И снова сидящий во мне трус вылез наружу и завладел всем моим существом. Мне хотелось только одного — бежать. Мозг сверлили мысли: «Ты не должен этого делать. Кому и что ты хочешь дока­зать? Ты все равно никогда не станешь профессиональ­ным гонщиком. Так зачем же ты сюда залез? Это просто сумасшествие!»

      Но все-таки я нажал на газ. И вдруг почувствовал такой прилив счастья, которого не чувствовал уже много лет. Я ощутил, что в кабине мне уютно и хорошо. Вне­запно все три дня поучений, страхов и разочарований исчезли, и я повел автомобиль на полной скорости. Место ужаса заняло радостное возбуждение. Это гонщик во мне выдавил, выбросил вон труса и взял руль в свои руки.

      Когда во второй половине дня наши занятия в школе окончились, и мы, гордые, как павлины, покидали класс, к нам подошел один из учеников, который по ошибке оказался в классе быстрой езды на обычных автомоби­лях вместо класса «Формулы 1», в который попали мы, и сказал: «Мне нравится тот класс, в котором я занимал­ся, но, в сущности, я хотел бы быть в вашем классе».

      Поблагодарив его за любезность, я ответил: «Удиви­тельно, но факт, что вплоть до сегодняшнего дня мне, наоборот, все время хотелось перейти в ваш класс».

      Два разных мира

      Причина, по которой я упомянул про автошколу, заклю­чается не в том, чтобы похвастаться моими навыками вождения гоночных автомобилей. Я рассказал об этом потому, что познакомился с процессом обучения, очень напоминающим тот, в ходе которого наемный работник превращается в предпринимателя. Это процесс перехода из одного мира в другой.

      Один из первых уроков, которые я получил в авто­школе, был посвящен тому, что на автотреке я должен действовать совершенно не так, как поступаю в обыч­ных обстоятельствах на улице или на шоссе. Например, если вы едете по дороге и видите прямо перед собой аварию, то большинство людей в этой ситуации сразу же жмут на тормоза. В автошколе нас учили в этих обстоя­тельствах жать на газ.

      В обычных условиях, когда автомобиль начинает за­носить, большинство водителей жмут на тормоз. В авто­школе нам говорили, что нужно точно знать, когда жать на тормоз, а когда — на газ. Другими словами, это зави­сит от того, как вас заносит.

      Поверьте мне, нажать на тормоз легко, а вот нажать на газ, когда вас заносит, — трудно. Потому что это про­тиворечит всему, что я знал до того. Чтобы это сделать, мне определенно необходимо было расширить свои спо­собности в умственном и физическом плане. На обыч­ной дороге большинство людей заботятся только о том, чтобы не превысить ограничений в скорости. В авто­школе нас учили жать на газ изо всех сил и стараться превысить любые скоростные пределы, какие только можно себе представить. И я чувствую, что скорость и борьба со страхом значительно расширили спектр моих способностей.

      Важный учебный курс

      За четыре дня, которые я провел в школе вождения го­ночных автомобилей Боба Бондаранта, я научился боль­шему, чем за любой столь же короткий отрезок времени в моей жизни. Курс обучения здесь был даже более на­сыщенным, чем тот, что я прошел в летной школе Воен­но-морских сил. По всей видимости, Боб Бондарант — не только прекрасный пилот автомобилей «Формулы 1», но и замечательный педагог. Так как я тоже занимаюсь обучением, то, несмотря на страх, который терзал меня почти все это время, с интересом приглядывался к тому, как проходит обучение в этой школе, и оценивал эффек­тивность используемых методов. Их курс обучения — и в классе, и на автотреке — произвел на меня большое впе­чатление. В течение четырех дней руководитель школы и инструкторы постоянно консультировали нас, помогая преодолевать страх и все психические и физические барьеры на пути к успеху, в то же время обеспечивая высокий уровень безопасности.

      Находясь на треке, я не беспокоился о своем физи­ческом состоянии. Мое главное беспокойство было свя­зано с тем, что моя жена Ким может превзойти меня в скорости езды. Мое физическое состояние было превос­ходным, но зато мое самолюбие получало сильнейший удар всякий раз, когда ее автомобиль пролетал мимо меня, вырываясь вперед.

      Процесс обучения предпринимательству

      Процесс превращения из обычного уличного водителя в гонщика-профессионала потребовал от меня терпения, чтобы научиться многим вещам, которых я прежде не знал. Другими словами, если вы будете делать на треке все то, что считается правильным на улице, вы погибнете. К тому же то, что считается на улице разумным — напри­мер, в любом случае первым делом жать на тормоз, — очень часто считается глупостью на автотреке. То же вер­но, когда речь идет о переходе из мира наемных работ­ников в мир предпринимателей. Это два совершенно разных мира, и то, что является правильным в одном мире, в другом абсолютно неверно.

      Причина, по которой я рассказал про попытку моего бедного папы перейти из мира государственных учреж­дений в мир предпринимательства, заключается в том, что я хотел наглядно показать этот момент: то, что пра­вильно в мире государственных организаций, то непра­вильно в мире предпринимательства.

      Так как новый предприниматель создает что-то из ничего, очевидно, что ему не избежать ошибок. Чтобы достигнуть успеха, он обязательно должен постараться как можно быстрее сделать следующие шаги:

      1. Основать свой бизнес.

      2. Начать совершать ошибки и учиться на них.

      3. Найти наставника.

      4. Снова совершать ошибки и опять на них учиться.

      5. Пройти какой-нибудь курс обучения.

      6. Продолжать делать ошибки и учиться на них.

      7. Уметь остановиться, когда успех наконец до­стигнут.

      8. Порадоваться успеху.

      9. Подсчитать деньги, победы и поражения.

      10. Повторить весь процесс заново.

      Страх

      По моей собственной оценке, 90 процентов начинаю­щих предпринимателей не могут осилить даже первого шага. Они могут иметь разработанный план, то есть со­здать прекрасный бизнес в своей голове и на бумаге, но как только они берутся за дело, их сразу же поражает страх, известный также под названием «паралич воли» или «бесконечные самокопания». Я не раз наблюдал, как начинающие предприниматели вместо того, чтобы сме­ло идти вперед, все свое время тратят на бесконечные переделки плана. Или же они заняты поисками отгово­рок, почему их план нельзя выполнить сейчас или в та­ком виде, в каком он составлен. Вместо того чтобы на­чать действовать и поскорее потерпеть неудачу, они изо всех сил трудятся над тем, как бы устроить так, чтобы этого избежать. И поэтому попадают в мир паралича воли, бесконечных самокопаний.

      Нельзя стать предпринимателем, не запустив в дей­ствие собственный бизнес. Это все равно, что попытать­ся научиться ездить на велосипеде, не прикасаясь к нему, или научиться ездить на гоночном автомобиле, не садясь в этот автомобиль и не выезжая на трек. Мой богатый папа говорил: «Главная причина, почему стоит начать собственное дело, заключается в том, что это позволит вам попрактиковаться в бизнесе. Если вы не имеете ве­лосипеда, чтобы тренироваться на нем, то как же вы научитесь ездить? То же верно и относительно бизнеса: если у вас нет собственного бизнеса, чтобы на нем по­практиковаться, то как же вы сможете научиться быть предпринимателем?»

      Школы мысли

      В автошколе Бондаранта учебный курс строился не на том, чтобы что-то делать правильно, а на том, чтобы мы могли, запустив мотор, совершать ошибки на все более и более высоких скоростях.

      По мере того как повышалась наша способность де­лать ошибки и исправлять их на высоких скоростях, росла и наша уверенность в себе. На четвертый день я уже мог делать просто ужасные ошибки на самой высо­кой скорости, временно терять контроль над автомоби­лем на вираже, затем снова брать управление в свои руки, возвращать автомобиль на правильную трассу, снова да­вать полный газ и продолжать гонку. Но если бы я попы­тался сделать это в первый день учебы, я, вероятно, ока­зался бы в больнице.

      Посредством этого примера я хочу показать разницу между школами мысли. Мой бедный папа пришел из такой школы мысли, в которой принято было сосредо­точиваться на том, чтобы избегать ошибок. Именно по­этому он был хорошим наемным работником. Мой бога­тый папа пришел из той школы, в которой людей по­буждают совершать ошибки. Именно поэтому он был хорошим предпринимателем.

      Тупой и еще тупее

      Эта глава называется «Тупой и еще тупее становится богатым и еще богаче», потому что я большой поклон­ник известного актера Джима Керри. Те из вас, кто ви­дел фильмы с участием Джима Керри, вероятно обрати­ли внимание на тот факт, что чем тупее он выглядит на экране, тем богаче становится в жизни.

      То же истинно и для предпринимателей. Если вы от­носитесь к категории людей, для которых всегда важно прекрасно выглядеть, умно говорить, никогда не совер­шать даже малейшей оплошности и заранее знать пра­вильные ответы на все вопросы, то место наемного ра­ботника или самостоятельно работающего профессио­нала как раз для вас.

      Когда я в первый раз занялся бизнесом, я был по­смешищем для всего города. Я кувыркался как клоун на арене. Мои компании то вдруг выскакивали на всеобщее обозрение, то тут же терпели крах. Очень скоро одно упоминание моего имени в деловом сообществе Гонолу­лу стало вызывать улыбку. И если бы не богатый папа, который постоянно руководил мной, поощрял учиться на собственных ошибках и все время делать новые и новые попытки, наверное, я оставил бы это поприще. Мне тяжело было играть в реальной жизни героев Джи­ма Керри.

      Но с годами я стал менее болезненно реагировать на свои ошибки — не потому, что перестал их делать, наоборот, я делал их больше, а потому, что наловчил­ся их делать. Я стал своего рода экспертом в области ошибок.

      Вместо того чтобы проскакивать с ходу мимо всех сигналов об опасности, я вовремя останавливаюсь, ана­лизирую, учусь, исправляю ошибку и расширяю свои способности как предпринимателя, потом иду дальше. Сейчас я могу без всякого хвастовства признаться, что стал богаче большинства моих ровесников, многие из которых очень хорошо учились в школе и гораздо рань­ше меня получили высокооплачиваемые должности, — и все лишь потому, что на протяжении многих лет я хотел быть тупым.

      Это была часть той цены, которую мне нужно было заплатить за конечный успех.

      Нужно превратить неудачу в успех

      Когда мы только-только пошли в школу, богатый папа начал учить своего сына и меня, как превращать неудачу в успех.

      Было время, когда мы с Майком остались на второй год в том же классе, потому что провалились по англий­скому языку.

      Вместо того чтобы разделить наше огорчение, бога­тый папа сказал:

      — Сделайте так, чтобы эта неудача в школе помогла вам стать сильнее, а не слабее. Если вы сможете превра­тить плачевный опыт в положительный, то получите преимущество перед своими одноклассниками, которым не представлялась возможность пройти через это.

      — Но ведь у нас будут «двойки» в аттестатах, — воз­разил Майк. — А эти аттестаты будут сопровождать нас постоянно до самого выпуска из колледжа.

      — Да, эти оценки попутешествуют вместе с вами, но именно в этом состоит жизненный урок. И в конечном счете этот опыт может оказаться намного более важным, чем ваши отметки, — надо только, чтобы вы сумели пре­вратить этот неприятный случай в благоприятную воз­можность.

      Мы с Майком действительно были сердиты на наше­го учителя английского языка. Мы пребывали в угнетен­ном состоянии духа и чувствовали себя неудачниками. Видя это, богатый папа рассмеялся и сказал:

      — Вероятно, ваш учитель одержал над вами верх! Похоже, вы действительно стали неудачниками, потому что ведете себя как настоящие неудачники.

      — Но что же нам делать? — спросил я. — У него есть власть. Он уже испортил нам аттестат, и вся школа знает об этом.

      — У него есть власть только на то, чтобы испортить вам аттестат, — ухмыльнулся богатый папа. — А у вас есть власть как следует вцепиться в свой гнев и сделать из него все, что пожелаете, или, наоборот, сделать из этого чувства что-то совсем глупое, например порезать шины на его автомобиле. Мне кажется, что такая мысль уже мелькала у вас в голове. А ведь вы можете сделать из этого гнева что-то стоящее, например обратить его на то, чтобы начать лучше учиться в школе, или лучше иг­рать в футбол, или заняться серфингом. Превратите свой гнев в успех. Таким образом вы победите. Но если вы используете гнев только на то, чтобы отомстить учите­лю, то тем самым вы ухудшите ситуацию. Таким путем вы можете прямиком попасть в тюрьму — стоит только дать волю своим эмоциям.

      Власть эмоций

      В тот день богатый папа рассказал нам, что у всех людей, в том числе и у нас, есть четыре основные эмоции:

      1. Радость.

      2. Гнев.

      3. Страх.

      4. Любовь.

      Он объяснил также, что существует и множество дру­гих эмоций, но эти основные. Многие другие эмоции представляют собой просто комбинацию из двух или более базовых эмоций. Например, печаль часто является сочетанием гнева, страха и любви... а иногда и радости.

      Затем богатый папа рассказал нам, что каждая эмоция может быть применена двумя основными способами — на пользу или во вред. Например, испытывая чувство радо­сти, я мог бы использовать эту эмоцию как основание для того, чтобы пойти и до чертиков напиться, — то есть себе во вред. Но я так же мог бы использовать это свое чувство, чтобы написать благодарственные письма всем, кто чем-либо помог мне в жизни. То же самое верно и для всех четырех базовых эмоций, даже для любви.

      И хотя я до сих пор все еще испытываю неприязнь к моему школьному учителю английского языка, но, с дру­гой стороны, благодарен ему за то, что он тогда поставил мне «двойку». Если бы не тот случай, я, может быть, не уделял бы такое внимание английскому языку в коллед­же и никогда бы не стал автором книги-бестселлера, которая прославилась на весь мир.

      Другими словами, «двойка», которую я получил, ко­гда мне было пятнадцать лет, вместе с моей первой неудачей в бизнесе, когда мне было девять, впоследствии сделали меня миллионером, а потом еще и еще богаче. Но лучше всего было то, что я не только смог выучить много уроков о жизни и себе самом, но и научился пре­вращать свой гнев в радость и понял, что будучи тупым и еще тупее, я тем самым становлюсь все более и более богатым и счастливым.

      И это один шаг на пути превращения неудач в удачи. Как сказал богатый папа, «если вы сможете превратить неудачу в удачу, вы будете иметь вдвое больше удачи и будете вдвое более счастливыми — в любви, в жизни, в отношении здоровья и денег».

      Прежде чем вы оставите работу

      Перед тем как уйти с вашей нынешней работы, возможно, вам захочется попрактиковаться в превращении неудач в удачи или гнева, возникающего по любому поводу, — в ра­дость. Этими навыками очень важно овладеть перед тем, как вы отправитесь в путешествие из мира наемных работ­ников, в котором принято избегать ошибок, в мир пред­принимательства, в котором без ошибок не обойтись.

      Позже в данной книге мы объясним, как и когда я принял решение сделать «производство ошибок» своей специальностью. Причина, почему я решил идти вперед через ошибки, проста: потому что я очень часто делал ошибки за школьной партой.

      С академической точки зрения я никогда не отличал­ся способностями. Хотя я всегда много читал и читаю, я делаю это по-прежнему очень медленно, а когда я счи­таю свои деньги, мне все еще приходится прибегать к помощи пальцев на руках и ногах. Хотя я окончил хоро­шую школу, все время, пока я там учился, я получал только «тройки» и «двойки» и по успеваемости занимал одно из последних мест в классе.

      Шэрон Лектер, которая вместе со мной и моей же­ной является одним из сооснователей «Rich Dad Com­pany», всегда училась на одни «пятерки», стала дипломи­рованным бухгалтером-аудитором и предпринимателем, и поэтому она может дополнить уроки этой книги отно­сительно того, что необходимо предпринимателю с точ­ки зрения высокообразованного и умного человека.

      Другими словами, Шэрон не подходила к этому с по­зиции тупого и еще тупее, как это делал я. И хочу заме­тить, что компании, которые она создавала, имели еще больший успех, чем мои. Да, у нее есть чему поучиться.

      Независимо от того, рассматриваете ли вы вопрос о том, чтобы стать предпринимателем, или уже основали собственный бизнес, мне кажется, что вы найдете инте­ресными и даже полезными некоторые из этих уроков, относящихся к реальной жизни.

      Чем может поделиться с нами Шэрон

      Урок № 2. Научитесь превращать неудачи в успех

      Богатый папа говорил: «Не существует никаких ошибок. Есть только благоприятные возможности, которые мы должны научиться использовать!»

      ЦЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ.

      ЦЕЛЬ НАЕМНОГО РАБОТНИКА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ НЕ СОВЕРШАТЬ ОШИБОК.

      Я бы выразила эту мысль несколько иначе: ПРЕД­ПРИНИМАТЕЛЬ НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖЕН ОСТА­НАВЛИВАТЬСЯ ИЗ-ЗА СТРАХА ПЕРЕД ОШИБКА­МИ. Он просто не должен позволять страху становиться у него на пути.

      Никому не нравится делать ошибки. С моей точки зрения, сознательное «производство ошибок» нельзя считать целью для предпринимателя. А вот свободное экспериментирование, подразумевающее возможность сделать неправильный выбор, можно рассматривать как естественную составляющую деятельности предприни­мателя. Преуспевающие бизнесмены не боятся риско­вать, опасаясь, что сделают что-то неправильно, и уж если совершают ошибку, то учатся на ней, а иногда ис­пользуют ее себе во благо.

      Является ли ошибкой неправильный выбор?

      Нужно ли считать что-то ошибкой? Все зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть. Точка зрения пред­принимателя отличается от точки зрения наемного ра­ботника или служащего. Попробовать что-то новое, осо­бенно то, что, по мнению обычных людей, вряд ли будет работать, является существенной частью деятельности предпринимателя. Бизнесмен должен идти непроторен­ными путями и, соответственно, с гораздо большей, чем прочие люди, вероятностью оступаться. Большинство предпринимателей понимают это и признают. Суть экс­периментирования заключается в том, чтобы что-то по­пробовать и посмотреть, будет ли это работать. Ясно, что не все эксперименты дадут положительный результат Если результат ясен вам заранее, то это уже не экспери­мент. Иногда все идет не так, как вам хотелось бы. Ино­гда вы делаете неправильный выбор. Но разве тот факт, что эксперимент может привести к неправильному ре­зультату, означает, что организация самого эксперимента была ошибкой? И обычно предприниматели не рассмат­ривают это как ошибку, а просто считают эксперимен­том, так сказать, расчетливо идут на риск. Вспомните, что рассказывал Роберт о Томасе Эдисоне.

      Как иметь дело с ошибками

      Когда предприниматели совершают ошибки, они, как правило, предпочитают не обращать внимания на то, какое впечатление произвели их ошибки на других лю­дей. Они не проявляют особого интереса к тому, что из-за этих ошибок могут выглядеть глупо в чьих-то глазах. Вместо этого истинный предприниматель сосредоточи­вается на изучении собственных промахов. Как можно решить проблемы, которые возникают вследствие оши­бок? Как научиться не делать подобных ошибок в буду­щем? Как свести к минимуму неблагоприятные послед­ствия ошибок, если они будут повторяться? Можно ли извлечь из этой ошибки что-то полезное и превратить ее в благоприятную возможность?

      А как вы справляетесь со своими ошибками? Лично мне нравится рассуждать о превращении проблем в

      благоприятные возможности. Вы определяете проблему и находите для нее решение — как ликвидировать или све­сти к минимуму последствия сделанной ошибки. Это решение может оказаться для вас ценным активом (из тех активов, которые обычно называют интеллектуаль­ной собственностью), который потом можно будет ис­пользовать для расширения вашего бизнеса или созда­ния нового. И, естественно, здесь возникает вопрос о том, что вам, может быть, захотелось бы обеспечить юридическую защиту этого нового актива, чтобы, на­сколько это возможно, исключительное право на ис­пользование придуманного вами решения навсегда оста­лось только за вами.

      Давайте вернемся немного назад и предположим, что вы были одним из создателей первых транзисторных радиоприемников. Путем многочисленных эксперимен­тов удалось выяснить, что если сделать ошибку в соеди­нении электрической батареи со схемой приемника (полностью перепутать полюса), то из транзистора на­верняка повалит густой дым и он выйдет из строя. В то время транзисторы стоили очень дорого, и это была весь­ма накладная ошибка. Но главное здесь в том, какой урок вы могли бы из этого извлечь. Вы определили для себя проблему, а потом смогли придумать решение: со­здали специальную штепсельную вилку, которую невоз­можно вставить неправильно. Предположим, что вы обеспечили юридическую защиту для своего решения. Подумайте, разве вы не смогли бы создать доходный бизнес на базе имеющихся у вас исключительных прав на это нововведение, которое придумали в процессе попыток исправить собственную ошибку.

      Анатомия ошибок

      Существует два основных аспекта, связанных со страхом совершить ошибку, — это страх перед последствиями данной ошибки и страх перед тем, что подумают об этом люди (то есть как вы воспринимаете их мнение о вас). Мы ведем речь не о том, что было бы неправильно как-то реагировать на последствия совершенной вами ошиб­ки. Бизнесмены в любом случае много думают о том, какие последствия повлекут предпринимаемые ими дей­ствия. Быть предпринимателемне значит действовать, не заботясь о последствиях. (То, что вы бизнесмен, не значит, что вы не будете проверять тормозную систему нового автомобиля, когда в первый раз в него садитесь. Вы ведь сразу же не покатите по улице на полной скоро­сти, не обращая внимания на то, что у вас через несколь­ко метров могут отказать тормоза?)

      Различие между предпринимателем и наемным ра­ботником или служащим заключается в том, что пред­приниматель не опускает руки перед негативными последствиями, которые он может предвидеть как ре­зультат своих действий, он ищет способ сделать эти по­следствия минимальными.

      Другим аспектом страха перед совершением ошибок является страх показаться глупцом в глазах окружающих людей, но обращать на это внимание, естественно, очень глупо. Однако неудивительно, что люди этого так стра­шатся, ведь, как мы уже говорили, наши школы имеют тенденцию приучать всех нас бояться, чтобы другие не посчитали нас глупыми. Когда я училась в школе, для меня это тоже было большой проблемой. Я стремилась все делать правильно и очень не хотела, чтобы у кого-то когда-то создалось впечатление, что я хоть чего-то не знаю. Я даже боялась задавать какие-либо вопросы, по­тому что считала, что из-за этого у людей может создать­ся обо мне негативное впечатление. Потребовалось по­чти 20 лет, чтобы прорваться через эту преграду в моем разуме и понять, что, только задавая вопросы, мы можем чему-то научиться. Я должна признаться, что и сейчас еще очень часто ловлю себя на том, что неосознанно стремлюсь всегда поступать правильно. Я прекрасно вижу, как с подобными же препятствиями ментального характера сталкиваются многие другие высокообразо­ванные люди, и это вызывает во мне чувство досады за них. Умение при случае выглядеть глупо и совершенно свободно, ни с чем не считаясь, задавать вопросы может открыть и перед лучшими учениками огромный новый мир. Теперь я называю себя «бывшей отличницей, опять научившейся задавать вопросы», и призываю всех вас брать с меня пример.

      Мы уже отмечали, что случаются ситуации, когда любой предприниматель вынужден заботиться о том, чтобы не совершать ошибки слишком уж необдуманно. В данном случае речь идет о доверии к нему других лиц. Дело в том, что вашей репутации среди представителей вашей профессии или в среде бизнесменов может быть нанесен урон, если вы будете совершать слишком уж много ошибок.

      Но, с другой стороны, если люди очень боятся оши­бок, это часто подталкивает их к тому, чтобы просто от­казываться идти на какой-либо риск, а значит, рассмат­ривать саму возможность стать предпринимателями.

      А если такие люди начинают какой-нибудь бизнес, то настолько сосредоточивают внимание на том, чтобы, по возможности, устранить всякий риск, что их сковывает паралич воли и они ничего не могут делать, а только занимаются самокопанием. Они настолько зациклива­ются на попытках собрать всю возможную информацию и обнаружить, а затем устранить все опасности, что в реальности уже не могут чувствовать себя счастливыми, занимаясь своим бизнесом. Паралич воли просто не дает им двигаться вперед.

      Поэтому мы не предлагаем вам слепо идти вперед, не задумываясь о последствиях. Вы должны чувствовать ответственность за то, что делаете, и заранее все просчи­тывать. Вы должны сделать все возможное, чтобы основа вашего бизнеса была прочной — и сейчас, и в будущем. Вам необходим хороший план. Как говорил богатый папа, «УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС СЛЕДУЕТ СОЗДАВАТЬ ЗАДОЛГО ДО ТОГО, КАК ВЫ РЕАЛЬНО НАЧНЕТЕ ЕГО СОЗДАВАТЬ». Но вы должны четко определить грань между необходимым и чрезмерным планировани­ем. Существует широкий спектр возможностей между движением вперед вслепую и чрезмерной заботой о том, чтобы все предусмотреть заранее, которая и приводит к параличу воли. По правде говоря, вы никогда не сможе­те полностью устранить риск ошибок.

      В некоторых случаях вы будете иметь достаточно информации, чтобы смело идти вперед, и поэтому рас­ходовать дополнительные силы на подробное планиро­вание будет лишь пустой тратой времени. Как только вы обнаружили благоприятную возможность и определили, в чем состоит самый большой риск, разработали бизнес-план и подготовились к тому, чтобы свести до минимума возможные негативные последствия, — смело начинай­те воплощать этот план в жизнь.

      Но паралич воли не единственное препятствие на пути тех, кто делает первые шаги в предприниматель­стве. Сказывается также фактор инерции. Ведь так легко ничего не делать! Этим и заняты очень многие люди. Это особенно верно для тех, кто привык так жить и чувству­ет, что такая жизнь ему вполне подходит. Так что, чаще всего требуется какое-то неожиданное событие, что-то, что взбодрило бы вас и подтолкнуло отправиться в это путешествие; что-то такое, что заставило бы вас изме­нить сложившийся статус-кво.

      Процесс перехода в новое состояние

      Давайте рассмотрим те стадии, которые вы можете прой­ти на пути превращения из наемного работника в пред­принимателя.

      Этап 1. Вы почувствовали, что ваша работа по найму не приносит вам счастья

      Мы вовсе не утверждаем, что работать по найму — это неправильно. В нашем мире просто необходимо, чтобы были люди, которые готовы с радостью и удоволь­ствием работать по найму. Просто дело в том, что вы сами, возможно, больше не желаете быть наемным ра­ботником. В один прекрасный воскресный вечер звуки блюза вызовут у вас желание не выходить на свою по­стылую работу в понедельник утром. И тогда вы подумаете и скажете себе что-то вроде:

      1. «Мне не хочется идти на работу. Кроме того, когда я думаю о ней, мои мысли постоянно упираются в слово „тупик”».

      2. «Мне нравится моя работа, но я все время топчусь на одном месте. Когда же я окидываю взором нашу фирму, то все, что попадается мне на глаза, — это нависший надо мной зад моего шефа».

      3. «Я не считаю, что получаю столько, сколько за­служиваю. Независимо от того, работаю ли я изо всех сил или сплю на рабочем месте, мне не пла­тят больше или меньше обычного оклада. Многие мои коллеги работают значительно меньше меня, но при этом получают точно такую же зарплату. Мне кажется, что это несправедливо. Если я рабо­таю больше других, то хочу получать больше».

      4. «Раньше мне нравилось то, что я делаю, но теперь мне это надоело. Мне хочется заняться какой-то более интересной работой, но начальник говорит, что я не имею для этого подходящей квалифика­ции. Он считает, что я должен снова сесть за парту и „получиться”, а потом думать о продвижении».

      5. «Мне надоело переходить с одного места работы на другое. И, кроме того, я считаю, что настало время поработать на себя и попробовать постро­ить собственный бизнес».

      6. «У меня уже не тот возраст, чтобы уходить. Если я уйду, мне придется начинать с нуля в совершенно иной сфере деятельности, и я не смогу получать столько денег, сколько получаю сейчас».

      7. «Работая в этой компании, я попросту топчусь на месте».

      8. «Всю работу делаю я, а похвалы достаются боссу».

      9. «Почему я должен вкалывать на этого парня, управлять его компанией и зарабатывать для него деньги? Он здесь даже не появляется — весь день играет в гольф. Нет, я должен управлять своим собственным бизнесом и зарабатывать деньги для себя самого!»

      10. «Зачем мне так усердно трудиться, чтобы обога­тить моих клиентов в то время, как я получаю фик­сированную зарплату?»

      11. «Я хочу заниматься собственным делом. Я хочу быть начальником самому себе».

      12. «Сегодня я увидел очередное объявление на стене. И опять они продвинули вперед кого-то моложе меня».

      13. «Я не могу себе позволить бросить работу или уйти на пенсию. У меня нет сбережений, а мой пенси­онный фонд потерпел крах во время обвала рынка акций».

      Если у вас в голове бродят подобные мысли, то, мо­жет быть, настало время подумать о том, чтобы стать предпринимателем. Вы можете попробовать начать свой бизнес на основе частичной занятости, не порывая с прежним местом работы. Главное — начать.

      Этап 2. Преодолейте страх перед началом собственного дела

      За последние годы я встречала много людей, которые хотели оставить работу, но не могли этого сделать из-за страха перед неудачей. Поэтому вместо того, чтобы уйти со своего нынешнего места работы и начать собствен­ный бизнес, они продолжают день за днем ходить на работу, используя оправдания вроде следующих:

      1. «Я возьмусь за это завтра».

      2. «Я сделаю это, когда сложатся благоприятные об­стоятельства».

      3. «Я сделаю это, когда у меня будет достаточно денег».

      4. «Я сделаю это, когда наступит подходящее время».

      5. «Я сделаю это, когда у меня будет больше свобод­ного времени».

      6. «Я сделаю это, когда найду подходящих парт­неров».

      7. «Я сделаю это, когда мои дети окончат школу».

      8. «Я бы это сделал, но жена хочет, чтобы я остался на прежней работе».

      9. «Я хочу подождать, чтобы посмотреть, получу ли в ближайшее время продвижение по службе. Если нет, то тогда начну свой бизнес».

      10. «Сначала мне нужно несколько подучиться».

      11. «А что будет, если я потерплю неудачу?»

      12. «Если я потреплю неудачу, мое положение станет еще более затруднительным!»

      13. «Я недостаточно умен».

      14. «А что скажут об этом мои друзья?»

      Этап 3. Просто начните - и все!

      Но вот вы приняли решение отбросить все страхи и начать собственный бизнес. У вас уже есть бизнес-план, продукция или услуги, которыми вы будете торговать, и вы готовы начать. Постарайтесь как можно быстрее предпринять те шаги, которые советовал Роберту бога­тый папа:

      1. Основать свой бизнес.

      2. Начать совершать ошибки и учиться на них.

      3. Найти наставника.

      4. Снова совершать ошибки и опять на них учиться.

      5. Пройти какой-нибудь курс обучения.

      6. Продолжать делать ошибки и учиться на них.

      7. Уметь остановиться, когда успех наконец до­стигнут.

      8. Порадоваться успеху.

      9. Подсчитать деньги, победы и поражения.

      10. Повторить весь процесс заново.

      Вы, наверно, слышали поговорку «Начало — уже половина дела». Используйте свой страх перед началом нового дела как повод для того, чтобы постараться сде­лать это как можно быстрее, — и преуспеть.

      Почему бы нет?

      Когда я перестала заниматься аудиторством, многие мои друзья и родственники были потрясены этим шагом и спрашивали: «Почему ты это сделала? Почему ты оста­вила это поприще, где тебе предоставлялась возможность со временем стать одним из партнеров в большой меж­дународной аудиторской компании, и рискнула начать новый бизнес?» Я действительно потратила немало времени на то, чтобы найти дело, которое мне по душе. Мне было 25 лет, и я думала, что знаю все. Консервативно настроенный аудитор во мне постоянно твердил: «Поче­му?» Но, с другой стороны, во мне сидел и предприни­матель, который, в свою очередь, говорил: «Не спраши­вай себя почему. Лучше задай себе вопрос: почему бы нет?»

      Я никогда не жалею о принятом решении.

      Я в любой момент могла бы получить работу в какой-нибудь другой аудиторской фирме, но тогда мне не представилась бы возможность стать совладельцем компа­нии. Как оказалось, компания, в которую я вошла в качестве совладельца, предоставила мне просто колос­сальные ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЬСЯ и узнать очень многое, чего я до того не знала. На это потребовался целый год, но я ни разу не пожалела о решении, которое приняла, прислушавшись к голосу моего внутреннего предпринимателя. Но моей самой большой наградой было то, что я на этой работе встретила своего будущего мужа Майкла.

      И сейчас, когда я смотрю на открывающиеся передо мной новые горизонты, я по-прежнему задаю себе тот же вопрос: «Почему бы нет? Почему бы не начать это сегодня?»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов


связь с админом