Главная страница
qrcode

Профориентация, миссия и предназначение. Профориентация и предназначение


Скачать 29.46 Kb.
НазваниеПрофориентация и предназначение
АнкорПрофориентация, миссия и предназначение.docx
Дата01.12.2017
Размер29.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрофориентация, миссия и предназначение.docx
ТипДокументы
#49747
Каталогid10066420

С этим файлом связано 35 файл(ов). Среди них: konservirovanie.pdf, ebay_the_guardian_posable_by_woodsplitterlee-d4.jpg, Профориентация, миссия и предназначение.docx и ещё 25 файл(а).
Показать все связанные файлы

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Ответ на вопросы "кто ты такой" - тот еще квест. Как его пройти? Путь с весьма сомнительной перспективой - рассматривать предназначение с профориентационной точки зрения или с позиций социальных ролей. Когда предназначение = занятие/профессия/любимое дело. Идя по этому пути, мы мечтаем найти идеально подходящую нам профессию/позицию/роль, которая должна нам помочь самореализоваться, раскрыть все наши таланты и способности да еще и денег принести. Такие попытки решить вопрос с предназначением, привязавшись к понятной системе координат, к реестру профессий или ролей, редко удаются. Почему? Потому что, к сожалению, нет предназначения "врач", "мать", "писатель", "жена", "юрист", "педагог", "циркач", "психолог" и т.п.

Конечно, идеально было бы если это самое предназначение вписывалось в привычные социальные схемы. Как игрушка-сортер, в которой для каждой фигурки есть своя ниша. Тогда бы у нас было все очень здОрово: врачу - больница, рабочему - фабрика, парикмахеру - салон красоты, жене - мужа. И никаких головных болей, экзистенциальных вопросов - пазл сложился, все нашли себя!

Я очень долго и глубоко копала в этом направлении. И вот что я накопала: предназначение - это не существительное, а глагол. Базовая функция, которую человек назначен выполнять. Она совсем непоэтична - похожа на выдержки из учебника физики: что-то вроде "оживлять то, что замерло", "придавать структуру/форму тому, что не имеет структуры/формы", "сохранять в нетронутом состоянии", "восстанавливать то, чему причинен ущерб", "делать стабильное нестабильным" и наоборот, "трансформировать до нового качества", "ориентировать, направлять", "катализировать процессы" и т.п.

А вот как человек будет выполнять свое предназначение - "прошитую" базовую функцию - зависит от его наклонностей, талантов, предпочтений. Предназначение "восстанавливать то, чему причинен ущерб" у одного человека со склонностью к медицине может реализоваться в профессии хирурга-травматолога, у другого человека с высоким эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками - в профессию кризисного психолога, а у третьего - в поиск "ущербных" партнеров, которых он с воодушевлением будет "восстанавливать", "возрождать". То есть, свою базовую функцию, свое предназначение человек будет реализовывать в любом случае. Это может быть позитивный сценарий - когда функция реализуется в благоприятном режиме, то есть воплощается в какой-то деятельности, помогающей другим. Также это может быть и негативный сценарий, когда человек осуществляет эту функцию вхолостую, функция ради функции.

Но вот что я поняла (и ради этого стоило копать:) - если ты вдруг откапываешь какую базовую функцию выполняешь, то тебя перестает доставать вопрос самоопределения, тебе совершенно без разницы, какая работа тебе лучше всего подойдет и чем ты будешь заниматься. Ты понимаешь, что профессии, занятия - это всего лишь предметы гардероба. Ты можно менять свой образ, как тебе вздумается. А можешь вообще наплевать на условности и "ходить голышом".

И что самое странное - ты вдруг становишься очень востребован по своей основной функции, хотя такой профессии не существует вовсе. Этот глагол не "любить", "прощать", "жалеть", "познавать", "самосовершенствоваться", "радоваться", "учить", "лечить", "помогать", "шить" и пр. Вот это совершенно точно:) Я вам сейчас проиллюстрирую одной абсурдной историей, как примерно все устроено.

Представьте: жила-была обычная Затычка для ванны. И вот однажды за добросовестную работу и отличные показатели Голубая фея, превращающая деревянных мальчиков и прочих желающих в живых людей, решила ее поощрить грамотой и вымпелом. Фея подобрала ей симпатичный биоскафандр и превратила в Зойку Затычкину. И базовая функция у Зойки, ее предназначение, выражаясь в терминах описанного выше - закрывать места, откуда утекают потоки, помогая этим наполнять ванну дырявые пространства. Теперь Зойке нужно пройти квест: понять и реализовать эту функцию применительно к тому ландшафту, куда ее поместили, т.е. в нашем мире.

Если бы в нашем мире была профессия "специалист по наполнению дырявых пространств", то у Зойки, наверное, что-то ёкнуло внутри - и она подалась бы в такие специалисты. Но так как в мировой табели о рангах такой службы нет, то Зойка стала метаться, пытаясь понять, кем же ей стать - учителем, флористом, экономистом или инженером?

Ей помогли - на курсах по профориентации проводили тестирование, в ходе которого выяснилось, что Зойке почему-то нравятся ванны. "Прекрасно! - воскликнула проф-инструктор, - Для девочек есть уйма профессий, связанных с этим: ты можешь стать дизайнером ванных комнат, разработчиком ароматов для ванн, и даже гелей, шампуней и бомбочек для ванн! А еще ты можешь открыть магазинчик с товарами для ванн, выучиться на специалиста по спа-процедурам..." Теперь Зойка работает дизайнером ванных комнат и держит свой интернет-магазинчик с товарами для ванн и бань. "Что-то тут не так, где-то тут ошибка", - думает она и мечтает сменить сферу деятельности.

А все почему? Потому что базовая функция Зойки - остановка утекающих потоков. Без разницы каких потоков: финансовых, нефтяных, водных, людских, энергетических и пр. Она могла вписаться в заданный ландшафт в качестве специалиста, останавливающего "утечки" и "текучки": финансового аудитора, инженера аварийной бригады по эксплуатации нефтепроводов, HR-стратега, семейного психотерапевта и пр. Все "дырявые пространства" мира ждали Зойку, пока она продавала коврики для саун и подбирала цветовые гаммы для ванн.

Подумайте над этой бредовой историей, прежде, чем будете выполнять задания. Не хватайтесь за первые инсайты "мне почему-то нравятся ванны", и не пытайтесь эти инсайты сразу впихнуть в имеющийся ландшафт. Ну что, начнем? Для начала поясню: штуки, которые я дам, всего лишь подсказки, маячки для ваших самостоятельных поисков - направления, "в какую сторону копать". Для тех, кто участвовал в играх и фестах, правила уже знакомы. Для всех остальных объясняю: работать вы будете на спонтанных ассоциациях. Я дам задание с вопросами. Вопросы специально подобраны такие, чтобы поставить в тупик "службу безопасности" в вашей голове - сбить с толку левое полушарие, которое отвечает за логику, аналитический, рациональный подход. Вашими ответами будут те образы, ассоциации, которые возникнут у вас после прочтения вопроса. Обычно такие ассоциации приходят сразу внутренними вспышками-озарениями. Отвечайте на вопросы, не думая, не перебирая варианты "получше". Переходите к следующему вопросу только тогда, когда дадите ответ на предыдущий.

Вопросы:

1. Археологи на раскопках места обитания первобытного племени нашли странный камень, который несомненно был в пользовании. Вы - этот камень. Для каких целей вас использовали?


2. Вы - часть механизма башенных часов на городской площади. Какая вы деталь, какую функцию выполняете?


3. Вы - отрез редкой ткани. Из этого отреза будет сшито... что? для чего/кого? Почему ткань редкая?


4. Вы - глиняный горшок. Как вас использует хозяйка, для каких целей?

5. Вы - часть мировой водной системы. Вы океан, море, река, приток, озеро, родник, ручей, болото... ? Опишите себя.


6. Вы - ключ. Какой вы ключ? Для чего вас используют?

7. Вы - одно из первых сооружений, которое создавалось человеком (жилье, мост, указатель, памятник, дорога, крепость и пр.) - какое?

На вопросы лучше отвечать развернуто - и не обязательно в комментариях. Главное ответьте для себя, себе. Когда у вас будут даны ответы на все вопросы, найдите закономерности, неожиданные повторения и параллели в ответах. Отметьте их для себя. После первого задания кто-то уже сможет сформулировать свои "глаголы", а кто-то только увидит направление движения - и это уже хорошо:)

Давайте договариваться на берегу: никто не сможет определить за вас, кто вы такие, выдать готовую справку, инициировать и короновать. Как никто не может сделать вас счастливым или несчастным, здоровым, наполненным, любимыми, богатыми. Это все сами, сами. Мое дело маленькое - показать вам в глухой стене дырку, в которую можно подглядеть одним глазком:) Дырка маленькая? Расположена неудобно? Хотите нормальную человеческую дверку? Есть решение - копайте дырку! Копайте, ломайте голову, задавайте сами себе вопросы, прислушивайтесь к внутреннему состоянию - это очень интересно, это "ух ты!". И, что самое главное, вы прекрасно знаете ответ. Всегда знали. Об этом следующее задание.

Вспомните игру, в которую вы играли в возрасте 5 лет плюс-минус 2 года. Это была не обычные "дочки-матери", "догонялки", "магазин" и пр. Это была ваша личная игра, в которую вы играли бесконечное количество раз, повторяя с небольшими вариациями. Возможно, это была внутренняя игра. А если нет, то о ней как о вашей странности, зацикленности говорили взрослые - вы слышали краем уха. Возможно, до сих пор ваши родители-родственники вспоминают какую-то фразу из этой игры. Вспомните: бесконечное повторение одного и того же игрового процесса, блаженное состояние, кайф, не пропадающий от количества повторов. Какая связь между этой игрой и теми находками, которые вы сделали в прошлом задании? Вы всю жизнь занимаетесь этим процессом. Каким?

Следующая техника очень проста, но может раскопать интересные вещи, дать хорошие подсказки.

1. Напишите в столбик процессы/занятия/действия, которые вас вдохновляют, от которых дух захватывает - деятельность, которая приносит удовольствие, наполняет.

Всего 16 словосочетаний - друг под другом.

Это могут быть ваши умения, дела, которые вам нравится выполнять, за которые вас хвалят - и вам это особенно приятно. Это могут быть навыки, которые у вас проявляются непроизвольно в различных ситуациях с детства. Это могут быть реальные или нереальные умения, которыми вы хотели бы обладать, которые восхищают вас в других. Можно написать те процессы, которые проявились в ходе предыдущих заданий и они находят подтверждение в вашей жизни.

Например,

"Вести кулинарный блог"

"Организовывать необычные детские праздники"

"Придумывать идеи проектов"

"Упорядочивать процессы, пространства, находить всему свое место"

"Мирить людей, соединять разрушенные связи"

"Раскрашивать в прямом и переносном смысле"

и т.п.

Напоминаю: всего таких словосочетаний должно быть 16.

Не переходите к следующему пункту, пока не выполните это задание.

2. Берете первые два умения из столбца. И пытаетесь их соединить, поймать ассоциации, связанные с двумя этими занятиями.

Например,

"Вести кулинарный блог" + "Организовывать необычные детские праздники" - у вас может сложиться "Вести кулинарный блог, посвященный детским праздникам" или "Детское кулинарное блог-шоу"

"Придумывать идеи проектов" + "Упорядочивать процессы, пространства, находить всему свое место" - "придумывать идеи проектов, как найти свое место в жизни" или "органайзер для идей"

3. Берете третье и четвертое умение из столбца - и соединяете, объединяете их. То же самое проделываете с остальными парами.

Может так случиться, что объединение двух умений вызовет отдельную ассоциацию, не связанную напрямую с написанными словосочетаниями.

Например,

"Мирить людей" + "Шутить, развлекать компанию" может сложиться в "Смехотерапевт".

"Раскрашивать" + "Давать волшебные пендели" соединиться в образ "Энергетическая раскраска".

Да будет так:) Если мурчит вам то, что получилось в итоге - оставляйте.

4. Если вы все сделали правильно, у вас получилось 8 словосочетаний. Теперь берем первое и второе из них и проделываем то же самое - объединяем, сливаем, ищем общую ассоциацию.

5. То же самое проделываете с остальными парами.

6. Если вы все сделали правильно, у вас получилось 4 словосочетания (возможно очень громоздких:0) Не останавливаемся на достигнутом - проделываем с оставшимися двумя парами тот же процесс.

7. Осталось два словосочетания - связываем их, вливаем одно в другое, ищем общую ассоциацию.

Обычно эта техника приносит пару-тройку хороших инсайтов.

Следующая подсказка может навести на дельные мысли. Обычно наводит:)

Вспомните три орешка для Зо... три особенных случая из вашей жизни (не важно из какого периода: ранее детство, школьные годы, "когда мы стали взрослые") - три ситуации. В которых вы были просто красавцами. В которых вы ооочень удивили других и - главное! - сами себя офигительным результатом. Эти ситуации стали возможны, реальны из-за того, что вы на полную катушку проявили свои таланты/навыки/умения/знания.

Критерий для отбора ситуаций:

1. Они всплыли в памяти первыми.

2. От этих воспоминаний хочется улыбаться.

3. Ваше тело до сих пор помнит, как по нему бегали ликующие мурашки от мысли "ух ты! это сделал(а) я!"

Читайте дальше, только после того, как вспомните три свои ситуации!

Что общего в этих трех ситуациях? Какие процессы вы обеспечивали/запускали? Благодаря каким умениям-талантам это стало возможным? Чего думаете по этому поводу?:)

Я приготовила блиц-марафон из трех ситуаций-вопросов.

Ответом на них будут мысли, которые к вам приходят сразу после прочтения и вызывают маленькие вихри эмоций "да, да, точно, это оно!".

Переходите к следующей ситуации только тогда, когда ответите на предыдущую.

Первая ситуация: вам дали неприлично большую сумму денег, огромную, невероятную кучу денег. Вы не можете потратить ее на себя и близких, ее нельзя перечислить в благотворительные фонды, занимающиеся борьбой за мир во всем мире, излечением от страшных болезней, спасением животных и прочими глобальными проблемами.

Эти деньги можно передать организаторам одного уникального проекта - проект собирает со всего мира людей, которые обладают определенными умениями и сделали применение этих умений своим основным занятием. Даже сама мысль о сопричастности с этим проектом вызывает у вас "ликующие мурашки" и щекотку внутри.


Что это за проект?

Вторая ситуация: представьте себя в качестве случайного гостя на необычной церемонии. На этой церемонии награждают людей разных профессий, разного рода занятий, из разных стран. Объединяет их одно - они все стали делать одно странное для окружающих дело. Хотя вы-то их хорошо понимаете и внутренне поддерживайте в их удивительном деле, у вас даже дыхание перехватило от невероятности происходящего.


За что награждали участников необычной церемонии?

Неожиданно к вам подошел устроитель церемонии и попросили вручить спецприз в номинации...


В какой номинации вы вручили спецприз?

Третья ситуация: вам дали 10 минут для встречи с любым человеком, жившим в прежние времена на Земле: конкретным историческим персонажем или безымянным представителем какой-нибудь эпохи. Критерий выбора один: вы почему-то чувствуйте, что у этого человека есть пара слов именно для вас - именно этих пары слов вам в сегодняшней жизни критически не хватает для понимания чего-то важного.


Кто этот человек? Почему для вас важны эти 10 минут с ним?

И да-да-да - снова ищем общее. Балуем левое полушарие: анализируем, находим логические связи с прежними заданиями, делаем выводы.

Пять заданий я дала из разных областей, чтобы затронуть пласты-сферы разной глубины.

Это снизило риск "зависания" только на той теме, которая является актуальной для вас в данный период, так как прочно вплетена в контекст вашей жизни (например, ведение какого-то проекта, прочитанная книга, рождение ребенка и пр.)

Мы задействовали архетипы, детские воспоминания, спонтанные ассоциации, выявляли ценности, актуальные темы, значимый опыт.

Первые три задания были более глубокими - на определение ведущего процесса, "глагола". Важно было найти ту функцию, которая повторяется у вас и в ответах на вопросы с архетипическими образами (первое задание), и в детской игре (второе задание), и при работе с ассоциативным рядом (третье задание).

Инсайты, которые возникали у меня от сопоставления разных элементов при поиске общего:

"первое, что бросается в глаза - я часть целого, часть команды, отлаженного механизма. Я постоянно соприкасаюсь с другими людьми, помогаю им, трансформирую вместе с ними"

"такой специальный ресурс на случай катастроф. Какой-то страховочный элемент, база МЧС с продовльствием, одеялами и патронами..."

"показываю людям суть и смысл того, что они делают сейчас. И они начинают либо эту суть видеть и делать лучше, либо понимают что вообще не хотят это делать, а хотят что-то другое"

"организовывать и придумывать много творчества и вовлекать в это побольше людей, чтобы им интересней жилось"

"я все поняла! "вернуть душу в тело" - это часть процесса "сопроводить в качественно новое состояние", я всю жизнь этим и занимаюсь, и дома, и на работе, и сама с собой"

"придавать стабильность. Стабилизировать. Увековечивать. Вокруг этого все вертится. И все сюда вписывается и укладывается"

"пока точно вижу, что есть связь с перемещением, путем, маршрутизацией"


Четвертое задание: А как вы это делаете?

В четвертом задании определяется ваш ключевой алгоритм. Каким образом обычно вы достигаете значимого для себя результата. При каких условиях вы получаете наиболее ценный для себя опыт.

Три воспоминания из вашей жизни всплыли первыми не случайно. Память их хранит в качестве вашего ресурса, эдакой подсказки, как вам действовать для достижения "Ух ты!-эффекта", проявления чего-то-очень-важного, заложенного в вас. Т.е. в четвертом задании вы сами от себя получаете инструкцию, каким образом, при каких условиях вам лучше воплощать вашу базовую функцию.

Алгоритм у каждого индивидуальный:

"я вылезла за рамки своей реальности. В то время когда я это делала, моя жизнь не предполагала таких кульбитов. В такое никто не верил... Не было страха перед прыжком"

"это всё делалось ради игры, ведь в случае неудачи я ничего не теряла"

"преодоление страха и физических комплексов, адреналин, радость, измененное восприятие реала"

"желание и настойчивость (ослиное упрямство) докопаться до сути. Хоть лбом, но пробить дорогу вперёд"

"я проявляла качества, ранее скрытые, высвечивала, демонстрировала накопленное"

"я была предельно сконцентрированна и свободна одновременно, на грани человеческого здравого рассудка"

Пятое задание: Да придет спаситель...

Пятое задание проявляет те области/процессы, которые вы подсознательно воспринимаете как сферу своей ответственности в мире. Образы, которые приходят ответом на первую и вторую ситуации, - это метафоры, условные обозначения места приложения ваших собственных сил и энергий. Тут можно громко поржать, но дело это не меняет:)

Ваш визави на 10 минут - это вы. Вы, которые использовали себя по прямому назначению, а не как Зойка Затычкина. Вспомните свои "пунктики", над которыми подтрунивают ваши коллеги и близкие, те особенности, которые, по вашему мнению, не вписываются в "правильные" жизненные схемы. Может быть, вы считаете себя "копушей-перфекционистом" или "раздолбаем-перекати-поле", "мягкотелым тюфяком" или "необщительным человеком-футляром"? Посмотрите на эти особенности с другой стороны, как на свои сильные стороны. Ваши "пунктики" могут стать пазлом, дополняющим общую картину.

Чтобы пояснить, расскажу про себя. Пару-тройку лет назад я задумалась, отчего меня так колбасит, почему меня кидает в совершенно разные сферы, я быстро загораюсь, разбрасываюсь, занимаюсь тридцатью делами одновременно и ни одно не довожу до логического конца. Я скакала с одного места работы на другое, имела пеструю трудовую книжку со странной карьерной траекторией и задавала Миру всего два вопроса: "чому я урод?" и "гдежегдежеделовсеймоейжизни?". Мир был не особенно словоохотлив (теперь-то я знаю правило "жизнь не говорит тебе ничего, она все показывает", но тогда я жаждала подробных разъяснений от той стороны).

Что мне оставалось делать? Обратиться к народной мудрости! В моем случае это была поговорка "если третий муж бьет по морде, дело не в муже, а в морде". Я вняла мудрым словам и стала внимательно приглядывать за своей "мордой". Бесконечные самокопания и поиски "стопудовых способов" определения своего призвания не прошли даром. Я раскопала таки, в чем там ха-ха.

Как оказалось, моя базовая функция - обеспечить процесс неожиданных перевоплощений. Перевоплощений себя, вещей, людей, организаций, событий, проектов, состояний, мыслей, настроений. Как я это делаю? Мой способ действия внешне кажется невинным, а по сути, как русский бунт - "безжалостный и беспощадный".

Начинается все так: я обнаруживаю себя в процессе, который находится в стадии затухания, замирания, потери краски, структурирования, стандартизации, консервации. Это такие ситуации, когда "все по-прежнему", "сегодня так же, как и вчера", обыденно, буднично, стабильно, стандартно, привычно, спокойно, шаблонно. И оказываясь внутри этих ситуаций, я бессознательно - сама того не желая - "активируюсь": устраиваю круговерть, ломаю шаблоны, даю волшебные пендели, переворачиваю все вверх тормашками, увлекаю сумасшедшими идеями и проектами. В общем, делаю все возможное, чтобы неожиданными спонтанными действиями пустить поезд под откос вывести процесс из стабильного состояния.

До меня дошло: именно поэтому я не могла работать в больших серьезных организациях-корпорациях-проектах. Я вела подрывную деятельность, расшатывала налаженную структуру, дурачилась с корпоративными нормами, глумилась над регламентами/инструкциями/субординациями, инициировала крупные проекты, не родственные этим организациям, но оживляющие их. После проведения моих проектов, организации были готовы меняться, их уже не устраивало прежнее положение дел - и мне предлагалась работа в новых условиях по моим правилам, "аааа, мы хотим еще!". Но (вот засада!) у меня интерес к этому сразу пропадал... Я уходила на новые работы - и повторяла сценарий, каждый раз мучаясь угрызениями совести. Ведь мне создавали все необходимые условия, а я...

А я, оказывается, сама не осознавая, просто делала свое дело. Моя задача узко-специфичная: запустить короткий спонтанный процесс, который приведет к перевоплощению, качественному изменению. Если процесс запущен, я свое дело сделала, повтора не будет - "Мэри Поппинс, до свидания!" Отражение этой базовой функции хорошо видно по моему ЖЖ - постоянные "впрыски ухты!-эффекта": посты-побудки "С добрым утром!" и генераторы настроений, игры и фесты, дни раздачи волшебных пенделей и радужные посты-ленты из картинок. Вывести из стабильного/обычного/привычного состояния, устроить круговерть, вовлечь, заинтересовать, обеспечить инсайт, резкое изменение состояния/настроения - и "всем спасибо, все свободны".

И вот с того самого момента, как я это поняла, вдруг стали появляться запросы-заказы именно на эти процессы. Удивительно, насколько пуста оказалась эта ниша во многих сферах, с которыми я соприкасаюсь. Но самое главное - я теперь просто не берусь за не-свои процессы, даже если цена вопроса высока. Потому что, как показывает жизнь, качественно обеспечивая свою функцию, я получаю несоизмеримо больше. И денег в том числе:)

Пусть и у вас все получится! Хотя нет, у вас и так точно все получится:)

Автор http://hloflo.livejournal.com/
перейти в каталог файлов


связь с админом