Главная страница

История зарубежного декор.-прикл. искусства. Программа для студентов факультета теории и истории искусств Санкт-Петербург 2009 введение


НазваниеПрограмма для студентов факультета теории и истории искусств Санкт-Петербург 2009 введение
АнкорИстория зарубежного декор.-прикл. искусства.doc
Дата16.11.2016
Размер114 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаIstoria_zarubezhnogo_dekor_-prikl_iskusstva.doc
ТипПрограмма
#5748
Каталогid78284262

С этим файлом связано 11 файл(ов). Среди них: Zhorzh_Batay_-_Istoria_glaza.pdf, Vipper_Vvedenie_v_istoricheskoe_izuchenie_iskuss.docx, Eliade_M__Istoria_very_i_religioznykh_idey_T.djvu, Buddiyskaya_kultura_Istoria_istochnikovedenie.pdf, Vvedenie_v_istoricheskoe_izuchenie_iskusstva.pdf, Gombrikh_Istoria_iskusstva.doc, Istoria_zarubezhnogo_dekor_-prikl_iskusstva.doc, malaya_istoria_iskusstva_Srednie_veka.pdf и ещё 1 файл(а).
Показать все связанные файлы


Российская академия художеств

Санкт-Петербургский государственный академический

институт живописи, скульптуры и архитектуры

имени И.Е.Репина

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА


Программа

для студентов факультета

теории и истории искусств


Санкт-Петербург

2009

ВВЕДЕНИЕ

Декоративно-прикладное искусство, понятие о нем. Его место в жизни народа и в процессе развития искусства и культуры. Связь с другими видами искусства. Особенности этого вида искусства - художественно-выразительные средства, значение материала и техники. Значение знаком­ства с прикладным искусством для историка искусств.

Периодизация развития прикладного искусства в связи с основными этапами развития западноевропейского общества, с VI века по XX век нашей эры (Средние века, Эпоха Возрождения, Новое и новейшее время). Основные отрасли декоративно-прикладного искусства, наиболее харак­терные для каждого периода. История изучения западноевропейского декоративно-прикладного искусства. Коллекционирование и собиратель­ство, первые коллекции, инвентари коллекций. Зарождение интереса к изучению памятников декоративно-прикладного искусства в XIX веке. Основание первых музеев прикладного искусства и художественно-про­мышленных школ во второй половине XIX века. Изучение и публикации собраний музеев прикладного искусства. Русские собрания западноевро­пейского искусства и музеи стран Европы. Литература по декоративно-при­кладному искусству. Методы изучения декоративно-прикладного искусства.

1. Декоративно-прикладное искусство средних веков

Падение Римской империи, процесс феодализации и образование варварских государств. Распространение христианства и роль церкви. Преобладание религиозного искусства над светским, небольшое коли­чество сохранившихся памятников светского искусства. Влияние искусства античности, варварского искусства и искусства Переднего Востока в формировании культуры Средних веков. Значение художественного ремесла для понимания средневековой культуры и искусства. Изделия из металла - наиболее характерная отрасль художественного ремесла эпохи средневековья, их относительно хорошая сохранность, позволяющая наиболее полно проследить развитие стиля средневекового прикладного искусства. Резная кость, мебель, ткани, вышивки, шпалеры.

Металл.Ювелирное искусство дороманского периода. Варварская и античная культуры, лежащие в основе его развития. Памятники ювелирного искусства Меровингского периода (VI-VII вв.), их стилистические особен­ности, наиболее характерные приемы художественной обработки металла –

литье, нями перегородчатая инкрустация цветным стеклом и камнем, фили­грань. Характер орнамента. Клад из Турне, фибула из Чесены, евангелие Теоделинды, вотивная корона Вестготского короля Рецесвинта (VII в.), реликварий из церкви св. Морица.

Подъем искусства Западной Европы в связи с развитием государства франков. Характер культуры и искусства при дворе Карла Великого и его преемников (т.н. Каролингское Возрождение (V1II-IX вв.)). Памятники ювелирного искусства каролингского периода - кубок Тассило, реликварий Видукинда, оклад Евангелия Карла Лысого, облицовка алтаря церкви Святого Амвросия в Милане, оклад Золотого Кодекса. Стилистические особенности этих памятников, развитие старых и появление новых приемов обработки металла-литье, техника черни (ньелло), гравировка, чеканка, выбивной рельеф, перегородчатая эмаль, инкрустация стеклом и камнями, филигрань, зернь. Общность основных черт стиля для всех стран Западной Европы.

Монастырские художественные центры конца X - XI веков. Более широ­кое использование технических приемов, заимствованных у Византии - пере­городчатая эмаль, литье. Дальнейшее развитие техники выбивного рельефа, гравировки. Стилистические особенности изделий из металла Трирской, Эссенской, Гильдесгеймской школ и школы монастыря св. Эммерама в Регенсбурге. Монастырские мастерские Франции. Памятники из сокровищ­ницы аббатства в Конке.

Искусство романского периода (XI-XII вв.) как искусство эпохи развито­го феодализма. Роль церкви. Влияние религиозной идеологии на формиро­вание искусства. Основные особенности романского искусства - монумен­тальность, отвлеченность и условность трактовки образов, линеарность, плоскостность орнаментов. Изделия из металла конца XI-XII вв. (фигура Дьякона из собрания Эрмитажа). Монах Теофил и его труд "Schedule diversarum artium", его значение для изучения средневекового прикладного искусства. Изделия Гильдесгеймской школы XII века - работы монаха Рожера из Гильмерсгаузена (падерборнские алтари). Выемчатые эмали XII-ХШ вв. Немецкие школы - Кельнская и Лотарингская. Работы Годфруа де Клера и Никола из Вердена, их технические и стилистические особенности. Лиможские эмали и их особенности. Латунные и медные изделия Х11-ХШ вв. Центры их производства (Верден, Лютих, Маастрихт, Динан). Их характер и назначение (водолеи, подсвечники).

Искусство готического периода. Борьба городов за независимость, развитие городского ремесла. Влияние форм архитектуры на прикладное искусство. Увеличение предметов светского назначения, усиление реалисти­ческих тенденций. Особенности орнамента. Проникновение светской тема­тики. Развитие старых и появление новых приемов художественной обра­ботки металла (техника паяния). Работы Гуго из Оньи и мастеров его круга (оклад Евангелия, Фрейбургский крест). Усиление декоративного начала и

перегруженность,, форм, характерная для изделий поздней готики. Реликварии, монстранцы, латунные изделия.

Резная кость VI11-XV вв.Особенности материала. Распространенность резной кости в Риме и Византии. Использование и переработка античных изделий, использование и переосмысление старых форм (диптихи, образа -складни). Резная кость каролингско-оттоновского времени. Стилистические особенности изделий, связь с миниатюрой. Значение памятников резной кости для изучения средневековой пластики. Резная Кость романского периода.. Расцвет резьбы по кости в XIV-XV веках. Работы парижских мастеров. » .

Мебель.Небольшое количество сохранившейся до наших дней ранне-средневековой мебели. Дополнительные источники для изучения мебели этого периода - миниатюра, резьба по кости, более поздняя крестьянская мебель, повторяющая старые формы.

Характер интерьера дороманского и романского периодов (суровые и мрачные укреплённые каменные замки с одним большим нерасчлененным жилым помещением). Основные формы мебели - сундук, шкаф, мебель для сидения (трон, стул, скамьи со спинками). Наличие античных и византийских традиций. Характерные конструкции - ящичная конструкция, мебель из точеных реек. Приемы художественной обработки дерева - резьба и роспись. Характер орнамента. Материалы - местные породы древесины.

Мебель готического периода. Изменение интерьера, появление боль­шого количества жилых помещений, стремление к роскоши, обусловленное усилившимися связями со странами Востока. Появление рамочной конст­рукции мебели. Формы мебели - сундук, шкаф, поставец, мебель для сиде­ния, кровать. Приемы художественной обработки - различные виды резьбы. Типы орнаментации.

Шпалеры.Зарождение шпалерного ткачества в Западной Европе, воз­можные пути его проникновения (Коптские ткани, распространение этой техники арабами на территорию Испании и затем других стран Европы). Техника ткачества шпалер. Место и роль шпалер в декоративном убранстве интерьера средних веков. Сочетание декоративности и утилитарности -основная особенность средневековых шпалер. Немецкие шпалеры - ковер Святого Гереона из Кельна (XII в.). Шпалеры из Гальберштадского Собора (ХШ в.). Фрагмент шпалеры из Балдисхолла (XII в., музей в Осло). Базе-льские и Баварские шпалеры X1V-XV веков и их стилистические особен­ности. Французские шпалеры. Парижские ткачи XIV века. Никола Батай. Анжерский Апокалипсис. Упадок шпалерного ткачества в Париже в период столетней, войны. Шпалеры типа "Мильфлер"; Турень как возможное место их производства. Шпалеры Арраса и Турне. Фламандские шпалеры XV века мастерских Антверпена, Брюгге, Лувена, Энгиена и других городов. Брюс­сель - основной центр шпалерного ткачества конца XV - начала XVI веков. Мастерские брюссельских ткачей Гебеля, Леефсдаля, ван Альста и др. Чувство материала, декоративность, лаконизм цветового решения, плоскостная трактовка композиции - основные качества средневековых шпалер.

Крупнейшие серии Брюссельских шпалер начала XVI века - "Причастие графа Эркенбальда", "История Местры", "История рыцаря Лебедя", "Роман о розе", "История Саблонской мадонны". Работы Бернарда ван Орлея и появление в шпалерном ткачестве новых черт, характерных для эпохи Возрождения.

Ткани.Византийские и восточные шелковые ткани. бытовавшие в Западной Европе в дороманском и романском периодах. Характер их орнаментации. Испано-мавританские и Сицилийские ткани XII-X11I веков. Зарождение шелкового ткачества в Италии в конце XIII - начале XV веков. Ткани Лукки, Сиены и Флоренции. Стилистические особенности их орнаментации. Льняные ткани Перуджии. Рейнские набойки с узорами, подражающие шелковым тканям Италии (XV в.).

Вышивки.Большое распространение вышивок в Западной Европе, их роль в декоративном убранстве интерьера. Ковер из Байе (кон. XI - нач. XII вв.). Европейские ажурные вышивки по выдернутым нитям ХШ-XV вв. Итальянские, Нидерландские и Немецкие сюжеты вышивки для облачений; Испанские вышивки X1V-XV вв.

2. Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения

Характер культуры и искусства Возрождения. Роль итальянских горо­дов в развитии культуры Возрождения. Предпосылки для развития художе­ственного ремесла в странах Западной Европы. Дальнейшее развитие цехов, появление первых мануфактур. Светский характер прикладного искусства, связь с другими видами искусства. Участие крупнейших художников в создании произведений прикладного искусства. Стилеобразующая роль орнамента (гротескного) в развитии прикладного искусства. Основные виды прикладного искусства эпохи Возрождения. Появление новых отраслей при­кладного искусства, не получивших развития в эпоху средневековья. Произ­водства, характерные для Италии (керамика, стекло, шелковое ткачество, кружева), Франции (керамика, Лиможские эмали), Нидерландов (шпалеры).

Фаянс.Особенности фаянса как керамического материала. Техника его производства и росписи.

Испано-мавританские фаянсы (XIV-XV вв.). Малага и Валенсия. История производства, формы сосудов, особенности росписи (люстр) и характер орнамента.

Итальянская майолика (конец XV-XVI вв). Формы сосудов и их назначе­ние. Главные художественные центры - Флоренция, Фаэнца, Дерута, Губбио, Сиена, Кастель-Дуранте, Урбино. Основные черты, характеризующие изделия каждого из этих центров. Их различие и общность. Расцвет к концу первой четверти XVI века мастерских Урбино и влияние стиля урбинских изделий на продукцию других центров. Сильные и слабые стороны итальян­ских майолик - с одной стороны - техническое совершенство изделий, декоративность и виртуозность росписи, с другой - несогласованность росписи и форм сосудов. Усложненность форм и перегруженность лепными деталями, характерная для изделий второй половины XVI века.

Подражание итальянской майолике во Франции (Ним, Невер, Руан, Лион).

Французские фаянсы XVI века. Работы Бернара Палисси и фаянсы Сен-Поршера.

Лиможские расписные эмали XV-XVI вв.

Стекло.Техника стеклоделия и основные приемы художественной обработки стекла (лепные украшения, окраска, роспись, филигранное стекло, гравировка). Византийское стекло и его влияние на развитие стеклоделия в Италии. Венецианское стекло. Возникновение и развитие стеклоделия в Венеции. Развитие форм и декорировки сосудов. Подражание венецианскому стеклу на севере Европы (Нидерланды, Франция). Немецкое и испанское стекло XV-XVI вв.

Мебель.Характерные особенности интерьеров в странах южной и северной Европы. Появление национальных особенностей в мебели. Дальнейшее развитие старых и появление новых форм мебели (сундук поставец, мебель для сидения, кассабанка, столы, кровати). Материалы, конструкция (ящичная и филеночная), приемы художественной обработки (резьбу интарсия, роспись, золочение). Итальянская мебель. Характерные особенности и развитие форм резного орнамента. Французская мебель. Парижская школа. Мебель по рисункам Дюсерсо. Особенности Парижской мебели, характер орнамента. Бургундская школа. Мебель по рисункам Гуго Самбина. Нидерландская, немецкая и испанская мебель.

Шпалеры.Расцвет и дальнейшее развитие шпалерного ткачества во Фландрии. Картоны Рафаэля для серии шпалер "Деяния апостолов". Их исполнение Брюссельской мастерской ван Альста и влияние этих картонов на творчество фламандских художников-картоньеров. Переход от средневе­ковых композиционных принципов и сближение шпалерного ткачества с живописью. Йернар ван Орлей. Его творчество. Серии шпалер по его карто­нам - "История Товия", "Охоты Максимилиана". Картоны его учеников. Сни­жение художественного качества фламандских шпалер конца XVI века.

Шпалерное ткачество во Франции. Мастерская в Фонтенебло и при госпитале Святой Троицы. Ткачи мастерских галереи Лувра.

Ткани и вышивки.Расцвет шелкового ткачества в Италии в XV-XV1 вв.

Развитие орнаментации тканей. Работы художников XV-XV1 вв. в этой области. Гранатовый узор, его разновидности и эволюция. Характерные особенности орнамента - большой рапорт, плоскостность, отсутствие светотеневой разработки. Ткани Сиены и Лукки с изображениями евангель­ских сюжетов. Различные сорта генуэзских, флорентийских, венецианских

тканей (разновидности бархата, камка, аксамит). Итальянские, француз­ские, нидерландские и немецкие вышивки. Распространение "аппликации" -техники, отвечающей особенностям орнамента эпохи Возрождения.

Кружево.Возникновение кружев в конце XV - начале XVI в. в Италии. Вышивка "шов по прорези" как первый этап развития кружева, шитого иглой. Шитое иглой кружево - "стежок в воздух". Техника шитых иглой кружев. Геометрический орнамент типа Ретичелла и его эволюция. Плетеные кружева. Распространение производства кружев в других странах Европы. Сборники моделей.

Ювелирное искусство. Работы итальянских мастеров. Бенвенуто Челлини. Немецкое серебро XVI века. Нюренберг, Аугсбург и Данциг - основ­ные центры ювелирного искусства. Художественные приемы обработки металла и формы изделий (кружки, кубки, блюда). Собрание ювелирных изделий Эрмитажа.

3. Декоративно-прикладное искусство XVII-XVH1 вв.

Основные особенности искусства периода развития абсолютизма. Ведущая роль Франции в области прикладного искусства. Использование прикладного искусства как средства прославления королевской власти. Стиль барокко и его основные черты. Создание крупных мануфактур во Франции в середине XVII века - Гобеленовой, шпалерной мануфактур в Обюссоне и в Бове, шелковой мануфактуры в Лионе, мануфактуры ворсо­вых ковров Савонри. Роль крупнейших мастеров живописи, скульптуры и архитектуры в развитии прикладного искусства.

Начало кризиса абсолютизма в конце XVII - начале XVIII веков. Изменения, происходящие в искусстве начала XVIII века. Новые задачи, ставящиеся перед прикладным искусством. Орнамент рокайль, увлечение китайским искусством и стиль "Шинуазери". Стиль рококо. Дальнейшее разложение королевской власти, влияние идей просвещения на развитие искусства. Пробуждение интереса к античности. Раскопки Геркуланума и Помпеи и влияние искусства античности на формирование стиля клас­сицизма. Основные отрасли прикладного искусства XVII-XV1I1 вв. Развитие старых и появление новых видов прикладного искусства - фарфор.

Мебель.Характер интерьера XVII века, пышность, репрезентативность парадных дворцовых зал; декоративные приемы убранства помещений. "Большой стиль" в прикладном искусстве Франции. Основные формы па­радной мебели - кабинет, шкаф, кресла, кровати. Материалы, конструкции и приемы декорировки. Шарль-Андре Булль и его роль в формировании стиля мебели. Итальянская, голландская, английская мебель XVII века, различия в мебели стиля барокко в разных странах Европы.

Изменение характера интерьера в начале XVIII века. Дифференциация жилых помещений и возникновение новых форм мебели, преследующих цель удобства и комфорта (комоды, разнообразные формы столов, шкафов, секретеров, кресел). Французская мебель XVI11 века. Новые породы дерева (розовое, палисандровое, амарантовое, красное), приемы декорировки (фа­нерование, техника маркетри, бронзовые накладки). Стилистические осо­бенности мебели с орнаментом рокайль. Художники-орнаменталисты Жюст Орель Мейссонье, Жиль Мари Оппенор, Никола Пино, Жан Берен; их рабо­ты. Крупнейшие мастера мебельщики - Крессан, Каффиери и их работы.

Немецкая мебель середины XVIII века. Немецкое "рококо" и его отличи­тельные особенности. Мастера-мебельщики, работавшие во дворцах Сан-Суси и Потсдаме (Шпиндлер, Камбли, Нейман).

Переход к стилю классицизма. Влияние античной мебели. Французские мастера второй половины XVIII века - Ризнер, Бенеман, Жакоб и их работы. Давид Рентген, его работы.

Английская мебель XVIII века, ее отличительные особенности, материал и формы. Творчество Чипенделя. Классицизм в Англии, роль Роберта Адама в формировании классицизма, работы мастеров-мебельщиков Эппельуайта и Шератона.

Шпалеры.Новый расцвет шпалерного ткачества во Фландрии в начале XVII века. Роль Рубенса в формировании стиля барокко в шпалерном тка­честве, его серии - "История Деция Муса", "История Ахилла", "История Кон­стантина". Отличительные черты композиции шпалер (пространственное, монументальное решение композиции, яркая красочная гамма, наличие широких декоративных бордюров). Работы учеников Рубенса, Иорданса, Схюта и Юстуса ван Эгмонта. Постепенный упадок шпалерного ткачества в брюссельских мастерских XVH1 века.

Шпалерное ткачество во Франции. Основание в начале XVII века ману­фактуры Команса и Планша, ее работы (серии по картонам Туссен Дюбрай-ля, Рубенса, Вуэ). Основание королевской мануфактуры гобеленов в сере­дине XVII века. Роль Лебрена как руководителя гобеленовой мануфактуры. Основные серии французских гобеленов XVII века ("Каледонская охота", "История Александра Македонского", "История Людовика XIV", "Замки").

Изменение стиля шпалер в начале XVIII века. Серии по картонам Одрана и Берена. Изменения в технике ткачества и изменение принципов компози­ции шпалер в середине и во второй половине XVIII века. Дальнейшее сближение шпалер с живописью. Серии по картонам Буше, Удри, Куапеля, Де Труа. Начало упадка шпалерного ткачества и его причины.

Шпалеры Англии XV1I-XVIII вв. (мануфактура в Мортлейке), Испании (мануфактура Санта Барбара) и Италии (Феррара, Флоренция, Рим).

Ткани.Итальянские шелковые ткани XVH-XVI11 вв. Стиль барокко в шелковом ткачестве, особенности орнамента шелковых тканей XVII в. Французские шелковые ткани. Образование Лионской мануфактуры, расцвет шелкового ткачества во Франции, работы французских художников орнаменталистов XVII-XVIII вв. Особенности орнамента французских тканей - тип узоров (архитектурный, кружевной; ориентализирующий, шинуазри). Орнамент рокайль и его разновидности. Стиль классицизма в шелковом творчестве. Ткани по рисункам Филиппа де Лассаля.

Набойка.Появление в Европе в начале XVII века индийских хлопчато­бумажных тканей, их воздействие на развитие набоек в Европе. Набойки Германии, Франции, Швейцарии. Запрещение производства набоек во Фран­ции. Распространение набоек в Англии. Техника производства и характер орнамента европейских набоек XV11 века. Европейские набойки в XVIII веке. Возобновление производства набивных тканей во Франции. Мануфактура Оберкамфа в Жуй, орнаменты французских художников (Гюэ) для набивных тканей.

Ювелирное дело. Французское серебро XVII-XVI11 веков. Работы французских мастеров - Клода Баллена, Тома Жермена, Франсуа - Тома Жермёна. Французское серебро эрмитажного собрания. Немецкое серебрю XVII-XVIII вв. Работы нюренбергских, гамбургских и данцигских мастеров. Английское серебро XVU-XVII1 вв.

Фаянс.Ввоз китайского фарфора в Европу и влияние его на западноев­ропейский фаянс XVII века. Дельфтский фаянс. История производства, ос­новные периоды его развития и характер орнамента. Французские фаянсы
XVII-XVIII вв. (Руан, Марсель, Мустье, Лотарингия). Формы сосудов и
орнамент! ''Революционные фаянсы" конца XVIII века. Английский фаянс.
Веджвуд и его фаянс "цвета сливок". Работы Веджвуда для России. Итальян­ские фаянсы XVII-XVIII вв.

Фарфор,способ его производства и свойства, как керамического мате­риала. Знакомство европейцев с китайским фарфором в XIII веке. Стрем­ление европейских керамистов открыть секрет производства фарфора. Так называемый фарфор Медичи (XVI в.). Получение в Саксонии настоящего, содержащего каолин фарфора в 1709 году Беттгером. Основание Мейссен-ской мануфактуры, ее история и развитие стиля посудных изделий и изделий мелкой пластики. Работы живописца Герольда и скульптора Кендлера. Венская и Берлинская мануфактуры; их история, характер изделий, мастера. Сервизы, выполнявшиеся для России в Мейссене и Берлине. Мануфактуры в Хехсте, Лювигсбурге, Нимфенбурге, Франкентале. Мелкие немецкие фабрики.

Французский "мягкий" фарфор, его свойства. Первые мануфактуры конца XVII - начала XVIII вв. в Сен-Клу, Шантильи, Менесси. Основание Севрской мануфактуры; история ее развития. Стиль изделий и роль Ф.Буше в его формировании. Пластика Севрской мануфактуры, ее особенности и первые модели. Изобретение "бисквита". Работы парижских скульпторов для Севрской мануфактуры (Ван де Воорст, Деферне, Блондо, Сюзанн). Работы Фальконе и Буазо. Пластика периода Великой французской револю­ции. Парижские мануфактуры (Локре, Диль и Герар, Наст и др.). Мануфак­туры Эльзаса и Лотарингии. Пластика по моделям скульптора Сиффле.

Английский фарфор и его особенности. Мануфактуры в Чельси, Дерби, Вустере. Керамические изделия Веждвуда и его роль в формировании классицизма.

Стекло.Изменение стиля стеклянных изделий. Появление в XVII веке новых сортов стекла. Чешское и силезское известковое стекло, его свойст­ва, позволившие ввести новые виды художественной обработки - гранение и резьбу. Его формы и орнаментация. Английское свинцовое стекло XVII-XVIII вв., его свойства и декорировка (алмазная грань). Немецкое рубиновое стекло конца XVII-XVIII вв.

Кружево, Итальянское кружево XVII-XVIII вв. Венецианский рельефный гипюр и развитие его орнамента. Миланские и генуэзские кружева. Фламандское плетеное кружево; его распространение в Европе. Брюс­сельское кружево "англетер". Кружева Бенш, Малин, Валансьен.

Появление производства кружев во Франции в середине XVII в. Фран­цузские шитые кружева, их особенности; роль художников в развитии их орнамента. Изменение стиля орнамента в XVIII веке. Кружева Аржантан и Алансон Блонды.

4. Декоративно-прикладное искусство XIX века

Стиль классицизма французской "первой империи"; его отличительные особенности. Влияние античного искусства. Египетские формы. Архитекторы Персье и Фонтен и их работы для декоративно-прикладного искусства.

Мебель.Характер интерьера. Основные формы мебели. Приемы декорировки (сплошное фанерование, накладки из бронзы, тип орнаментации). Материал (красное дерево, карельская береза).

Фарфор.Формы изделий. Утрата чувства формы и материала. Приемы декорировки (сплошная позолота и роспись, копирующая станковую живопись). Изделия Севрской и немецких мануфактур.

Стекло.Дальнейшее распространение свинцового стекла. Формы сосудов и приемы их декорировки (алмазная грань). Завод Баккара.

Шпалеры.Упадок шпалерного ткачества. Утрата чувства материала. Работы Гобеленовой мануфактуры и мануфактуры в Бове. Повторение старых картонов и копирование станковой живописи.

Прикладное искусство второй четверти XIX века.

Романтизм в литературе и живописи пробуждает интерес к прошлому. Увлечение средневековьем, готикой, утверждение в искусстве подражания стилям прошлых веков. "Историзм". Правильная оценка этого явления. Мебель и другие отрасли прикладного искусства, исполненные первоклас­сными мастерами и фирмами, и, вместе с тем, малохудожественная машин­ная продукция. Всемирная Выставка 1851 г. показала художественный упадок прикладного искусства. Реформа художественного образования Готфрида Земпера. Возникновение художественно-промышленных школ и основание музеев прикладного искусства. Вильям Моррис и его поиски путей развития прикладного искусства. Работы его мастерской.

Стиль модерн, его развитие во всех областях прикладного искусства. Стилизация орнамента, особенности колорита. Характер интерьеров, формы мебели. Ткани, керамика. Новые виды обработки стекла. Работы Эмиля Галле. Школа Нанси. Новые виды декорировки фарфора. Датский фарфор с подглазурной росписью. Кристаллические глазури.

Разрыв между поисками новых выразительных средств крупными мастерами и массовой фабричной продукцией. Вместе с тем, стиль модерн вывел прикладное искусство из тупика эклектики, способствовал при­влечению крупных художественных сил. Экспериментируя с материалом, мастера модерна создают вещи большой художественной ценности.
ЛИТЕРАТУРА

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.

Бернякович З.А., Соколова Т.М., Торнеус М.И. Художественное серебро XIV-XVIII вв. Путеводитель по Эрмитажу. Л., 1956.

Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское кружево XVI -XIX вв. Л., 1959.

Бирюкова Н.Ю. Французская фарфоровая пластика XVIII в. Л., 1962

Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские набивные ткани XVI

XVIII bb. M., 1973.

Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры XV-XX вв. в собрании Эрмитажа. Л., 1974.

Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII вв. Л., 1972.

Бирюкова Н.Ю. К вопросу о тенденции развития западноевропейского прикладного искусства XIX века. Гос. Эрмитаж. Сборник научных трудов. Л., 1983. С. 46-65.

Бутлер К. Мейссенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа. Каталог. Л., 1977.

Верховская А.С. Западноевропейская вышивка. Л., 1962.

Верховская А.С., Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские шпалеры XIV-XVIII вв. Путеводитель по Эрмитажу. Л., 1956.

Вильчевская Е.Я. Мебельный мастер Давид Рентген: Труды Отдела Западноевропейского искусства Эрмитажа. Л., 1941. С. 231.

Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-1890 годы. Каталог выставки. Спб,1996.

Кверфельд Э.К. Приемы художественной обработки дерева. Л., 1928.

Кверфельд Э.К. Фарфор. Л., 1940.

Кубе А.Н. Путеводитель по Отделению средних веков и эпохи Возрождения. Петербург, 1921.

Кубе А.Н. Резная кость. Л., 1925.

Кубе А.Н. История фаянса. Берлин, 1923.

Кубе А.Н. Венецианское стекло. Петербург, 1923.

Лапковская Э.А. Прикладное искусство средневековой Европы. "В глубь веков": Пособие для учителей истории. Л., 1961. С. 205-224.

Лапковская Э.А. Западноевропейское прикладное искусство XIII-XV вв. Путеводитель по Эрмитажу. Л., 1956.

Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства Нового времени. М„ 1971.

Прикладное искусство конца XIX - начала XX вв. Каталог выставки: / Под ред. Н.Ю. Бирюковой, В.А. Суслова. Л., 1974.

Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв. Л., 1967.

Соловейчик Р.С. Западноевропейский фарфор. Путеводитель по Эрмитажу. Л., 1956.

Тройницкий С.Н. Краткий путеводитель по галерее серебра. Петроград. 1922.

Тройницкий С.Н. Фарфор и быт. Петроград. 1924.

Фелькерзам А. Слоновая кость и ее применение в искусстве. // "Старые годы". 1915. Октябрь. СЗ.

Шелковников Б.А. Художественное стекло. Л., 1962.


Программа подготовлена профессором Н.Ю.Бирюковой и утверждена на заседании кафедры истории зарубежного

искусства 7 декабря 1994 г.

Заведующий кафедрой зарубежного искусства профессор Н.Н.Никулин.


Подп. в печать 07.12.94. Зак. 110 Тир. 150 Бумага 60x84 1/16 Объем 0,75 уч.-изд.л.

Отпечатано на ротапринте Института им. И.Е.Репина 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17


перейти в каталог файлов
связь с админом