Главная страница
qrcode

ПРОГРАММА РИСУНОК. Протокол от 20 года утверждаю Генеральный директор гбпоу воробьевы горы


НазваниеПротокол от 20 года утверждаю Генеральный директор гбпоу воробьевы горы
АнкорПРОГРАММА РИСУНОК.doc
Дата15.11.2016
Размер95.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPROGRAMMA_RISUNOK.doc
ТипПротокол
#2173
Каталогlovec74

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: 1713384846.pdf, PROGRAMMA_RISUNOK.doc, M_V_Lomonosov_Drevnyaya_Rossiyskaya_Istoria_pdf-457047990.pdf.
Показать все связанные файлы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ»



Принята на заседании

Методического совета

Протокол № ___

от «___» _______20 __ года

«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор

ГБПОУ «ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ»

__________ А.А. Шашков

Приказ № ___

от «_____» ________20____года



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ РИСУНОК»
(ознакомительный уровень)

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся – 7-14 лет

Количество детей в группе – 8-15 чел.

Количество часов в неделю — 3 часа

Количество часов в год – 27 часов


Разработчик: Вшивцев Сергей Владимирович,

педагог дополнительного образования.



Москва

2016
Протокол согласований

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ РИСУНОК»

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель структурного подразделения _________________ ФИО

«____»__________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Методист Ресурсного научно-

методического центра

непрерывного образования ________________ФИО
«____» __________20___ г.

Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с действующими федеральными, региональными нормативными правовыми актами и локальными актами ГБПОУ «Воробьевы горы».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ РИСУНОК» имеет художественно-эстетическую и историческую направленность.

Актуальность и педагогическая целесообразность. Уровень программы — ознакомительный.

Базовым предметами учебных планов являются «Рисунок» и «История Вооруженных сил и силовых структур России». Они сохраняют задачи и содержание курса обучения основам академического рисунка и композиции в целом и по каждой области в отдельности, и, в то же время, дает возможность творческого поиска новых тем исходя из значимых исторических событий, заданий, форм и методов работы с учащимися. Задачи курса «Рисунок» направлены на понимание основ изобразительной грамоты, на формирование умений видеть и изображать трехмерную форму на двумерной плоскости. Кроме того, обучаемые будут изучать тот период истории, который будут отображать в рисунке. Приобщаясь к культуре рисования и изображая, например, исторические персонажи, в детях будет воспитываться чувство уважения и гордости к Российской Федерации и её Вооруженным силам, имеющим глубокие традиции.

В данной программе система занятий основывается на положении о единстве обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере того, как овладевают навыками художественной изобразительной деятельности. Она включает заинтересованное воспитание и художественной наблюдение действительности с участием учащихся в оценке, отношении в выборе, а также посильное самостоятельное оформление жизненных впечатлений в виде художественных замыслов в материале. Это дает им возможность либо дальнейшей творческой работы и дальнейшего совершенствования практической художественной деятельности в качестве самодеятельных художников, либо сознательного выбора определенной художественной профессии и поступления в соответствующее профессионально-художественные учебные заведения.

Актуальность программы, а также ее педагогическая целесообразность заключается в предложении профориентационных путей решения ряда проблем дополнительного образования через внедрение образовательного процесса, повышающего уровень художественного образования и полнее раскрывающего творческий потенциал учащихся.

Актуальность внедрения данного учебно-воспитательного процесса базируется на материалах отечественных научных исследований, касающихся необходимости профориентационной работы в образовательных учреждениях любого типа.

Цель программы:

Обучить начальным основам рисунка по темам, связанным с исторически значимым событиями, заложить основы гармоничного художественно-эстетического развития детей и сформировать у них интенсивное развитие творческого воображения, обогащения зрительных образов, устойчивую внутреннюю мотивацию, построенную на примере героического прошлого России.

Задачи программы:


Обучающая:

- познакомить учащихся с методами изображения графического рисунка;

  • дать знания последовательности создания рисунка с натуры и по представлению, сформировать навыки работы различными художественными материалами.

  • дать учащимся знания основ художественной грамотности;
    - отработать навыки работы над рисунком с натуры;
    - сформировать базовые знания законов и средств композиции;
    - обучить возможностям создания собственных изображений, используя живописные и графические средства художественной выразительности;
    - познакомить с правилами построения падающих теней и отражений;
    - рассмотреть возможности работы в различных материалах и техниках;
    - обучить возможностям создания собственных изображений, на основе знания законов и средств композиции;
    - отработать навыки компоновки учебного рисунка, постановки предметов на плоскость и передача объема и пространства через светотень и перспективу;
    - научить вести последовательную работу над рисунком, компоновать, находить цветовое решение, доводить работу до завершенности;
    - познакомить с простейшими правилами построения и анатомией фигуры и головы человека;

  • дать представление о исторических эпохах и о развитии и совершенствовании, изменениях военного костюма и вооружения в течение последнего тысячелетия.



Развивающие:


- развить творческий потенциал учащихся посредством использования различных приемов обучения (с натуры, по памяти, по представлению);
- воспитать способность не только изображать действительность, но и передавать свое отношение к ней, т.е. создавать художественный образ.

  • дать знания в области военной истории России.

Воспитательные:

  • повысить коммуникативные способности;

  • воспитать установку на самоценность познавательной деятельности;

  • воспитать стремление обучающихся повышать свой образовательный и культурный уровень;

  • воспитывать целеустремленность в достижении творческих результатов.

Учащиеся, для которых программа актуальна

Возраст обучающихся – 7-14 лет. Количество обучающихся в учебной группе – 8-15 человек.


Формы и режим занятий
Форма обучения — групповая.

Теоретические и практические занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа в день. В конце занятий предусматривается перерыв для отдыха — 15 минут.

Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 108 часов год
Планируемые результаты
Обучающиеся в процессе обучения

Будут знать:

  • основы техники графического изображения объектов,

  • ключевые этапы развития Вооруженных сил России разных эпох на протяжении нескольких столетий, как одевались военнослужащие в разные исторические эпохи, вооружение и амуниция солдат и офицеров России на протяжении нескольких веков, начиная с периода Киевской Руси.

Будут уметь:

Проверка ожидаемых результатов осуществляется путем проведения конкурсов рисунков и выставок по темам освоенных разделов.
Оценивание полученных знаний, сформированных умений и практических навыков обучающихся.


Оцениваемые показатели

Знания основ графического рисунка (I)

Умение пользоваться средствами изображения (II)

Участие проектной и учебно-исследовательской деятельности (III)

Профессиональное самоопределение (IV)




  1. Знания основ графического рисунка:

Низкий уровень оценки (1 балл): Обучаемый знает основные методы графического изображения, но допущены ошибки в изображении предметов.

Средний уровень оценки (2 балла): У обучаемого сформированы представления об основах, но допущена одна ошибка в изображении предметов.

Высокий уровень оценки (3 балла): Работа выполнена полностью, при этом, нет ошибок.


  1. Умение пользоваться средствами изображения

Низкий уровень оценки (1 балл): Обучающийся использует основные средства изображения (линия, штрих), но не получается контур предметов.

Средний уровень оценки (2 балла): Обучающийся использует основные средства изображения (линия, штрих), получается контур предметов, форма предметов узнаваемы.

Высокий уровень оценки (3 балла): Обучающийся использует основные средства изображения (линия, штрих), получается контур предметов, форма предметов, получается тональный рисунок. Использует самостоятельно найденные источники различного типа.


  1. Участие проектной и учебно-исследовательской деятельности

Низкий уровень оценки (1 балл): Обучающийся принимает участие в проектной деятельности только в рамках работы учебной группы и на реферативных секциях конкурсов, не принимает участие в тематических выставках.

Средний уровень оценки (2 балла): Обучающийся имеет опыт участия в конкурсах и выставках, но не занимал призовые места.

Высокий уровень оценки (3 балла): Обучающийся имеет опыт участия в конкурсах и выставках, при этом, занимает призовые места.


  1. Профессиональное самоопределение

Низкий уровень оценки (1 балл): Обучающийся интересуется тематикой программы, но и не готов выбрать профессию в какой-либо отрасли вообще.

Средний уровень оценки (2 балла): Обучающийся интересуется живописью и историей военного дела, но еще не готов выбрать профессию для дальнейшего профессионального обучения.

Высокий уровень оценки (3 балла): Обучающемуся интересна живопись и история военного дела, он четко осознал свою конкретную профессиональную цель, определился не только с названием профессии, но и конкретной специализацией в живописи или в военной специальности.


Раздел 2. Формы аттестации и оценочный материалы
Формы контроля и подведения итогов реализации общеразвивающей дополнительной программы
Текущий контроль осуществляется перед началом объяснения нового материала предыдущей темы. Педагог проводит индивидуальный устный опрос, выясняя степень усвоения материала предыдущей темы.

Тематический контроль осуществляется в конце обучения и проводится в форме практической работы.

Итоговый контроль осуществляется в конце обучения и проводится в форме практической работы (рисунок).

По окончанию программы обучающиеся приобретают:

  • изображать на бумаге воинов, солдат и офицеров разных эпох истории России,

  • отличать разные рода войск и представителей военных разных стран мира,

  • применять свои знания на практике, вести собственный проект.


Учебно-тематический план:




п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

Всего

Теорети-ческих

Практи-ческих

РАЗДЕЛ 1. Введение.

1

1

-

Тематический контроль

РАЗДЕЛ 2. Вводная беседа о рисунке и военно-исторической направленности. Организация работы. Графические изобразительные средства.

3

1

2

Тематический контроль



Понятие о штрихе, тональном рисунке, рисунок точками

3

1

2






Знакомство с пропорциями фигуры человека. Голова, лицо человека. Части тела человека. Фигура человека.

12

2

10

Текущий контроль



Понятие о перспективном сокращении на плоскости

3

1

2

Текущий контроль



Изображение животных в военно-историческом рисунке

3

1

2

Текущий контроль



Натюрморт. Натюрморт с геометрическими телами. Натюрморт на нейтральном фоне. Натюрморт на контрастном фоне. Натюрморт из простых предметов быта. Натюрморт с бытовыми предметами и геометрическим телом.

15

3

12

Текущий контроль



Пейзаж. Деревья. Ветви деревьев. Лес.

3

1

2

Текущий контроль



Архитектура, интерьер. Изображение архитектуры разных исторических периодов. Фортификационные сооружения. Фрагмент интерьера.

6

2

4

Текущий контроль

2.8.

Форма одежды русских воинов разных эпох. Мундир русского воина петровских времен. Военный мундир наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года. Военный мундир 19 века. Военный мундир начала 20 века века. Период первой мировой войны. Военный мундир начала 20 века века. Период гражданской войны. Оружие и техника. Военная форма Красной армии 1930е и 40е годы. Военная форма Советской армии. Военная форма Советской армии в период войны в Афганистане 1978-1988 г.г.

45

10

35

Текущий контроль

2.9.

Оружие и техника разных исторических периодов и эпох.

10

2

8

Текущий контроль

Раздел 3. Аттестационное занятие


2

-

2

Итоговый контроль

Раздел 4. Итоговое занятие. Конкурс рисунка. Выставки.


2




2

Итоговый контроль

Итого

108












Содержание программы


РАЗДЕЛ 1. Введение.
Вводное занятие. Знакомство обучающихся с педагогом и учебной группой. Ознакомление с образовательной программой. Инструктаж по технике безопасности. Перспективы занятий. Анонс мероприятий на год. Правила поведения на улице, во время движения к месту выставки или мастер-класса по рисунку, в музеи перед выездами и техника безопасности. Учебные заведения по профильной специализации и профили обучения. Рынок труда по профильной специализации. Требования к занятиям: тетради для занятий, альбомы, бумага, необходимые канцелярские принадлежности. Рекомендуемый список литературы.
РАЗДЕЛ 2.

Вводная беседа о рисунке и военно-исторической направленности. Графические изобразительные средства. Понятие о штрихе, тональном рисунке, рисунок точками.

Практическая часть: Задания, например, заштриховать разные фигуры, заполнить точками объем фигуры, фон.

2.2. Знакомство с пропорциями фигуры человека. Голова, лицо человека. Части тела человека. Фигура человека.

Практическая часть: Задание нарисовать части тела человека с натуры, с моделей, с изображений.

2.3. Понятие о перспективном сокращении на плоскости. Формы и методы построения перспективы. Возникновение перспективы как науки в эпоху Возрождения. Проблема передачи зрительного восприятия пространственных объектов и самого пространства на двухмерной плоскости.  Первый человек, решивший проблему передачи зрительного восприятия на плоскость, архитектор Филиппо Брунеллески.

Практическая часть: Задание, построить перспективу рисунка.

2.4. Изображение животных в военно-историческом рисунке. Значение изображения животных в военно-историческом рисунке.

Практическая часть: Нарисовать животное (собака, кошка, лошадь, птица).

2.5. Натюрморт. Натюрморт с геометрическими телами. Натюрморт на нейтральном фоне. Натюрморт на контрастном фоне. Натюрморт из простых предметов быта. Натюрморт с бытовыми предметами и геометрическим телом. История возникновения натюрморта, как жанра в живописи.

Практическая часть: Задание изображение куба, шара, диска.

2.6. Пейзаж. Деревья. Ветви деревьев. Лес.

Практическая часть: Задание, нарисовать дерево, листья, траву, цветы.

2.7. Архитектура, интерьер. Изображение архитектуры разных исторических периодов. Фортификационные сооружения. Фрагмент интерьера.

Практическая часть: Задание, нарисовать дома, крепость. Способы изображения.

2.8. Форма одежды русских воинов разных эпох. Мундир русского воина петровских времен. Военный мундир наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года. Военный мундир 19 века. Военный мундир начала 20 века века. Период первой мировой войны. Военный мундир начала 20 века века. Период гражданской войны. Оружие и техника. Военная форма Красной армии 1930е и 40е годы. Военная форма Советской армии. Военная форма Советской армии в период войны в Афганистане 1978-1988 г.г. Реконструкция одежды, доспехов разных исторических периодов.

Практическая часть: Задание, нарисовать людей в одежде, доспехах разных исторических периодов.

2.9. Оружие и техника разных исторических периодов и эпох. Изучение и изображение оружия и техники в разные исторические периоды.

Практическая часть: Задание, нарисовать оружие и технику разных исторических периодов и эпох.

Раздел 3. Аттестационное занятие.

Практическая часть: Выполнение рисунка на заданную тему из каждого раздела пройденной программы.

Раздел 4. Итоговое занятие. Конкурс рисунков. Выставки.

Обсуждение итогов обучения. Перспективы дальнейшего обучения. Выдача свидетельств об окончании программы.

Организационно- педагогические условия реализации программы


Учебно-методическое обеспечение программы

Занятия проходят в учебном классе, на прилегающей территории.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций и дискуссий, устное изложение материала, показ, наблюдение. Практические занятия проводятся в форме практикумов, тренингов где обучаемые учатся создавать рисунок. Освоение программы учебного предмета «Военно-исторический рисунок» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях. Приоритетная роль отводится показу

преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На занятиях используются методические материалы:

Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебники; учебные пособия; учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся.

сайты по материалам программы:
https://vk.com/art_proect_rus_cecha
Материально-технические условия реализации программы

Для занятий необходимы технические средства обучения:

  1. Бумага для рисования, крафт бумага, карандаши, линеры.

  2. Класс или комнату со столами и стульями (светлое и хорошо проветриваемое помещение).

  3. Видеотека учебных фильмов с военно-исторической тематикой.

  4. Компьютер

  5. Мультимедийный проектор

  6. Акустические колонки.

7. Наушники
Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

  • Федеральный Закон №273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

  • Конвенция ООН о правах ребёнка.

  • Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Концепция развития дополнительного образовательного образования детей в Российской Федерации.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Федеральный Закон № 196-ФЗ от 10.12.1995г. с изменениями на 2016г. « О безопасности дорожного движения»

  • Федеральная целевая программа « Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020гг.»

  • Проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 гг.

  • Указ Президента РФ № 276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».

  • Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).

  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.4. 3172-14)


Основная и дополнительная литература
Основная литература




1. Лебедев A. K., Русская историческая живопись до октября 1917 г. Альбом, М., 1962;

2. В. Зименко, Советская историческая живопись, М., 1970;

3. М. М. Ракова, Русская историческая живопись середины XIX в., М., 1979;

4. Э. В. Кузнецова, Исторический и батальный жанр, М., 1982;
Дополнительная литература:
1. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство

Академии художеств СССР, 1963

2. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957

3. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961

4. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. No 2002 «Дошкол. воспитание», No 2010 «Воспитание в дошкол. Учреждениях» - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984

5. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010

7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.

пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз.

искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2006

8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на

занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. –граф. Фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1986

9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. -Минск: Харвест, 2010

10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. –граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975

11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985

12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989

13. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и

архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.-М.: Изобраз. искусство, 1981

13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России

первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение

пластической анатомии человекана примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006

Литература к разделу программы " История Вооруженных сил и силовых структур России"


  1. Военная история России. Учебник для ВУЗов. - М.: Воениздат, 1993.

  2. Вооруженные силы зарубежных стран. - М.: Воениздат, 1997.

  3. Законы РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе»; законы о деятельности различных видов силовых структур.



ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Литература к разделу программы «История Вооруженных сил и силовых структур России»:

1. Военная история России. Учебник для ВУЗов. - М.: Воениздат, 1993.

2. Вооруженные силы зарубежных стран. - М.: Воениздат, 1997.



























перейти в каталог файлов


связь с админом