Главная страница

Провиантские склады Анализ архитектурного искажения


Скачать 4,73 Mb.
НазваниеПровиантские склады Анализ архитектурного искажения
Дата31.03.2019
Размер4,73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAstakhov_essay.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипАнализ
#155987
Каталог

Астахов Андрей
2019
Провиантские склады
Анализ архитектурного искажения
Вопрос авторства
Архитектором Провиантских складов был назначен Ф.М. Шестаков. Опираясь на источники можно утверждать, что Шестакову было предписано в работе ориентироваться на нереализованный образцовый проект Воскресенских складов в Петербурге. Этот проект сыграет важную роль при создании ансамбля. Долгое время автор архитектурного решения был неизвестен, его даже приписывали Бове и Жилярди. Однако в 1947 г. выяснилось, что проект принадлежал архитектору ПС. Стасову. Сегодня Стасова принято считать истинным автором проекта, а Шестакова - человеком, только воплотившим замысел. Яне согласен с этой точкой зрения, о чем буду рассказывать ниже.
Провиантские склады — комплекс зданий в стиле ампир в Москве по адресу Зубов- ский бульвар, дом 2. Одно из немногих крупных московских общественных сооружений й полвека, сохранившихся почти целиком. В настоящее время архитектурный комплекс является зданием музейного объединения Музей Москвы (вход со стороны ул. Остоженка, 48).

Ситуация
В 1828 г. для строительства ПС. было выбрано место на Остоженке напротив дома бывшего графа Головкина, принадлежащее Конюшенному ведомству. Зубовский бульвар и Остоженка пересекаются под острым углом, образуя неровный участок. Можно сказать, что основной целью Шестакова, было создание композиции в условиях ситуации. Эта задача в контексте того времени была особо актуальна, т. к. Петербург в отличии от Москвы имел регулярный план, и следовательно архитекторам было привычнее работать в рамках строгой сетки. Архитектору пришлось адаптировать образцовый проект под ситуацию таким образом, что из трех подобных корпусов полностью воплотить замысел Стасова удалось только в центральном. Форму остальных корпусов пришлось изменить в целях сохранения целостности композиции.

Эссе
В этой работе, прежде всего, я хочу рассмотреть ПС, как ситуацию, как некий прецедент в области архитектуры. Я уверен, что вопросы, задаваемые мной в этом исследовании не теряют актуальность сегодня, и не будут терять ее в будущем. Вопрос авторство в архитектуре один из таких. Сегодня, на него нет единого ответа, поэтому выдвинуть свое предположение, показалось мне достойной идеей. ПС. отличная иллюстрация этому вопросу. Нереализованный проект Стасова для Петербурга включал в себя одно здание. Высказывание обладает невероятной целостностью и завершенностью, которая может быть свойственна, разве что, чертежу. Архитектура Стасова представляет собой идею, образ идеального здания.
Шестаков в свою очередь, проектирует ансамбль. Он адаптирует идею под сложный участок и проектирует три подобных, объекта, искажая идеальный порядок Стасова под влиянием ситуации. В этом моменте я хочу заострить внимание на самом характере архитектуры Шестакова. Я хочу сказать, что теперь она носит перформа- тивный характер. Факт изменения существующего порядка должен приравнивать ее к действию. Изучая ансамбль, я был настроен проводить аналогии с ритмом и музыкой, однако стало понятно, что это глитч, умышленная ошибка, искажение. Мне было интересно понять ценность того, что делает Шестаков, что в его высказывание является его архитектурой.
И тут совершенно неважно, кто автор проекта, скорее мы имеем дело с прецедентом. В контексте существующего ансамбля проект Стасова хоть и имеет ценность, но вряд ли может восприниматься так как если бы мы говорили о единичном здании, иначе говоря, принципы, которые закладывались Стасовым в реальности начали служить другим целям. Искажения дают проекту новое качество. Ансамбль, нарушая логику архитектурного решения Стасова использует ее же для эффекта монолитности и целостности композиции.
Ценность ансамбля не столько в решениях Стасова, а в том, как эти решения начинают искажаться работая не на облик здания, а на целостность композиции.
Нарушение, предлагаемое Шестаковым, непросто авторский прием, это то действие, которое делает ансамбль возможным.
Целью моего анализа стало найти архитектуру Шестакова через следы действия искажения. Эти следы и будут представлять собой новую ценность, а следовательно и новую архитектуру, которой ансамбль обязан своим существованием.
Идеальная диаграмма Стасова, образуется сеткой из х вертикальных их горизонтальных членений. Вертикальные членения для удобства были обозначены цифрами, горизонтальные - буквами. Однако, для определения дополнительных осей Стасов применяет более сложный принцип. Ритм фасада задается осями находящимися на расстаяни Сот друг друга. На этих осях размещаются входы в здания, а также окна.
Горизонтальные дополнительные оси.
Сетка осей идеального здания 6
4
C
D
C
C
C
C
D
C
C
C
C
C
F
F
C
D
C
C
C
C
D
C
C
C
C
C
F
F
B
B
1 2
3
B
B
A
G
G
1 2
3
B
B
A
1 2
3 1
2 3
G
1 Анализ
Влияние ситуации на положение идеальных зданий в пространстве. Разворот зданий согласно осям улиц - первый жест Шестакова. На схеме отражены три стадии. Расположение зданий без влияния ситуации. Наложение осей улиц на расположение. Реакция композиции на ситуацию, разворот, предполагающий искажение в плоскости Зубовского бульвара.
Искажение фасадов со стороны Зубовского бульвара и приведение их в единую плоскость, путем сбоя ритма вертикальных осей.
Общий вид 1
1 2
a b
c
2 2
1 1
2 2
3 3
3 3
3
Искажение фасадов со стороны Зубовского бульвара и приведение их в единую плоскость, путем сбоя ритма вертикальных осей - Ритм соблюдается и остается идеальным - Фронтальная плоскость F C C F искажается. Ритм C сохраняет свою величину, однако это влияет на изменения величины F. Таким образом на плоскости фасада,
Шестаков получает новый размер F’. Теперь новый фасад представляет собой F’ C C F’. Боковая плоскость D C C C C C C C C D также претерпевает изменения. В следствии искажения крайняя ось смещается, образуя вместо размера D размер D’. Теперь боковая плоскость описывается как D’ C C C C C
C C C D. В свою очередь, решение Шестакова описывается как F’ C C F’ D’.
3 - Фронтальная плоскость F C C F искажается. Ритм
C сохраняет свою величину, однако это влияет на изменения величины F. Таким образом на плоскости фасада, Шестаков получает новый размер F’’. Теперь новый фасад представляет собой F’’ C C F’’. Боковая плоскость D C C C C C C C C D искажается значительно сильнее чем в здании 2. Искажение в захватывает значения D и C таким образом, что один размер С исчезает. Теперь боковая плоскость описывается как D’ C C C C C C C D. В свою очередь, решение Шестакова описывается как C D’’ F’’ C C F’’.
1 2
3
Найдя искажение в ритме вертикальных осей стоит рассмотреть горизонтальные. Анализируя ансамбль в перспективе улицы, несложно заметить новые важные плоскости, которых не могло быть в идеальном проекте. Оснавная такая плоскость это плоскость ворот, которая в ансамбле повторяется трижды два раза на Зубовском и один на Остоженке. Важно, что верхняя граница ворот находится на той же оси, что и верхняя часть оконных проемов первого этажа. Эта ось не была основной в идеальном проекте, что дает нам почву для предположения о смене преорететных осей, умышленной или случайной ошибке прочтения
Перспектива в осях идеального проекта Стасова. Здесь видно, что ось определяющаяя верхнюю границу ограды не является основной.
Перспектива в осях идеального проекта Шестакова. На изображении ясно понятно, что определяющими для целостности фасада становятся оси 1 2 3, выделенные зеленым. Ось 1 - Верхняя граница ограды, окон и дверных проемов. Ось 2 - Расположение гербов на ограде и нижняя грань окон.
Ось 3 - Расположение нижней границы ограды, дверных проемов и фундамента.
Исходя из этого решение Шестакова преобретает новый плоскостной характер 2
3
На схеме изображено архитектурное решение Шестакова, успешно примененное в Прови- антских складах. Все искажения описанные в исследовании. Именно эти искажения сделали возможным появление ансамбля, сформировали его архитектуру и, как следствие, обрели ценность и самостоятельность.
D
D
F''
C
F'
C
D''
D
F'
C
C
C
x
C
C
F''
D'

перейти в каталог файлов
связь с админом