Главная страница
qrcode

ПВБ. Методические указания для студентов к практическим занятиям


НазваниеМетодические указания для студентов к практическим занятиям
Родительский файлPVB.rar
АнкорПВБ.rar
Дата31.05.2013
Размер72 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПВБ - 10 - исслед. ССС.doc
ТипМетодические указания
#11477
Каталогid100036060
Полное содержание архива ПВБ.rar:
1. ПВБ - 10 - исслед. ССС.doc
72 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
2. ПВБ - 11 - ЭКГ.doc
67.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
3. ПВБ - 12 - исслед. аритмий.doc
75 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
4. ПВБ - 13 - методы исслед. ЖКТ.doc
73 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
5. ПВБ - 14 - пальпация живота.doc
56.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
6. ПВБ - 15 - орг. желчевыд-я.doc
67 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
7. ПВБ - 16 - орг. мочевыделения.doc
76.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
8. ПВБ - 17 - лаб. исслед. ЖКТ.doc
73 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
9. ПВБ - 18 - орг. кроветворения.doc
73 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
10. ПВБ - 19 пневмонии.doc
86 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
11. ПВБ - 1 - введение.doc
73 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
12. ПВБ - 20 бронхит.doc
84.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
13. ПВБ - 21 БА.doc
53.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
14. ПВБ - 22 плевриты.doc
58 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
15. ПВБ - 23 митральные.doc
73 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
16. ПВБ - 24 аортальные.doc
67 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
17. ПВБ - 25 ИБС.doc
67 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
18. ПВБ - 26 ГБ.doc
68 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
19. ПВБ - 27 ОССН.doc
70.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
20. ПВБ - 28 гастриты.DOC
85 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
21. ПВБ - 29 холициститы.doc
87.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
22. ПВБ - 2 - общий осмотр.doc
64.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
23. ПВБ - 30 гепатиты.DOC
85 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
24. ПВБ - 31 нефро.doc
87 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
25. ПВБ - 32 анемии.DOC
90 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
26. ПВБ - 33 эндо.doc
74.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
27. ПВБ - 34 - суставы.doc
67 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
28. ПВБ - 35 неотложка.doc
183.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
29. ПВБ - 36 - заключит занятие.doc
250.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям
30. ПВБ - 3 - забол. легких.doc
71 Кб.
Методические указания для студентов практическим занятиям
31. ПВБ - 4 - перкуссия легких.doc
82.5 Кб.
Методические указания для студентов практическим занятиям
32. ПВБ - 5 - ауск. легких.doc
74 Кб.
Методические указания для студентов практическим занятиям
33. ПВБ - 6 - исслед. легких.doc
76 Кб.
Методические указания для студентов практическим занятиям
34. ПВБ - 7 - забол. сердца.doc
68.5 Кб.
Методические указания для студентов практическим занятиям
35. ПВБ - 8 - тоны сердца.doc
75.5 Кб.
Методические указания для студентов практическим занятиям
36. ПВБ - 9 - шумы сердца.doc
69.5 Кб.
Методические указания для студентов к практическим занятиям

С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: PVB.rar, Tema__1_Osnovy_grazhdanskoy_oborony.doc, Zadachi_po_TMZ_i_MOMGO.doc, Lektsii_Gigiena.docx, LEKTsII_PO_DB.docx, Testy_300.doc, 1_Teoreticheskie_osnovy_distsipliny_1.doc, Lilli_-_Patofiziologia_zabolevaniy_serdechno-sos.djvu.
Показать все связанные файлы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации
Кафедра пропедевтики внутренних болезней

с курсом физиотерапии


"Утверждаю"

Зав. кафедрой, профессор

____________ Ш.З. Загидуллин

"____" _______________ 2012г.


Дисциплина:

Пропедевтика внутренних болезней

Курс: III

Специальность:

Лечебное дело

Семестр: V – VI


Практическое занятие по теме:

аускультация сердца – шумы сердца. фонокардиограмма (расшифровка, трактовка найденных изменений)
(Занятие № 9)
Методические указания для студентов к практическим занятиям


Уфа 2012
Методические указания для практического занятия по теме №9. Переработаны ассистентом Азнабаевой Ю.Г. в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины (2008г.) и с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего професси­онального обучения (М., 2000г.).

Утверждено на заседании кафедры «_____»____________2012г.

1.Тема и её актуальность:

Исследование сосудистой системы. Исследование артериального пульса, измерение артериального давления. Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы: ЭХО кардиография, рентгенологические, радиоизотопные и другие методы исследования (знакомство).

Исследовани6е сосудов является неотъемлемой частью обследования больного с заболеваниями органов кровообращения, а определять свойства пульса должен уметь врач любой специальности (терапевт, хирург, акушер-гинеколог, стоматолог, педиатр), также как уметь измерять АД. Необходимо отметить, что нередко клиническая симптоматика повышения АД или его понижение АД может быть сходной (головокружение, шум в ушах и др.), а тактика ведения больного противоположной.
2. Учебные цели:

  1. освоить методику осмотра артерий и вен, пальпацию периферических сосудов и клиническую оценку артериального пульса.

  2. усвоить методики измерения АД и оценки его показаний.

  3. познакомиться с инструментальными методами исследования сосудов (сфиллография, осциллография, капилляроскопия, определение скорости пульсовой волны, допплерография); функциональными методами исследования системы органов кровообращения (ЭХО КГ, рентгенологические, радиоизотопные и др.).


В результате освоения темы занятия студенты должны уметь:

  1. проводить осмотр сосудов;

  2. пальпировать сосуды;

  3. определять свойства артериального пульса;

  4. выделять симптомы; выявленные осмотром и пальпацией сосудов; дать клиническую оценку полученным данным;

  5. измерять артериальное давление по методу Короткова; дать клиническую оценку полученным данным;


Для формирования умений студенты должны знать:

  1. жалобы больных при заболеваниях сосудов;

  2. данные осмотра и пальпации сосудов;

  3. свойства пульса;

  4. методику измерения артериального и венозного давления;

  5. нормативы АД и ВД;

  6. исследование капилляров.


3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:
1.Какие изменения формы пульса Вы знаете? Их причины?

2.Что такое артериальное давление?

3.Какие факторы определяют уровень артериального давления?

4.Что такое пульсовое давление?

5.Какие нормативы артериального давления?

6.Как может измениться артериальное давление в условиях патологии?

7.Что такое венозное давление? Его нормативы.

4.Вид занятия: практическое занятие.

5.Продолжительность: 4 академических часа.

6.Оснащение: Схема истории болезни, словарь справочник по латинской терминологии, схема классификации артериального пульса, аппарат для измерения АД, венозного давления, капилляроскопии. Больные патологией сердечно-сосудистой системы с видимыми изменениями сосудов, с различными свойствами пульса и уровнем АД, приложения 1;2 (соответственно – набор тестов, задач для контроля).
7. Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

  • Задания для самоконтроля:

Тесты (см. приложение 1):

Задание (тест) 1.

Задание (тест) 2.

Задание (тест) 3.

Типовые задачи (см. приложение 2).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия и демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме:

- Демонстрация преподавателем практических навыков и/или тематических больных, методики опроса и осмотра акцент на характерные жалобы больных, данные осмотра). Показывается методика пальпации пульса, даётся понятие о сфигмографии. Обращается внимание на правила определения свойств пульса.

- Демонстрация больных с видимыми изменениями периферических сосудов ("пляска Каротид", сидром "червячка", набухание шейных вен, их пульса, варикозное расширение вен конечностей, расширение вен передней брюшной стенки).

- Техника измерения АД, акцент внимания студентов на правильную оценку звуковых явлений (по методу Короткова).

- Посещение кабинетов функциональной диагностики; рентгенологического, радиоизотопного кабинета (знакомство с методом ЭХО КГ, рентгенологическими, радиоизотопными и др. методами исследования сердечно-сосудистой системы).


    1. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.


Задание №1 - провести исследование свойств пульса у здорового человека на лучевой артерии, начав на обеих руках, для исключения различий. Определить частоту, ритм, напряжение, наполнение, величину, форму пульса. Обратить внимание на сравнение пульса на обеих руках.

Задание №2 - провести исследование пульса у больных с различными нарушениями его: редкий и частый, экстрасистолия, мерцательная аритмия, твердый и мягкий пульс; полный и пустой, у больных с аортальными пороками сердца определить форму пульса (высокий и быстрый при недостаточности аортальных клапанов; низкий и медленный при стенозе устья аорты). У больного с мерцательной аритмией определить дефицит пульса.

Задание №3 - измерить артериальное давление у здоровых и больных с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Оценить полученные результаты.

Задание №4 - Записать данные исследования пульса и артериального давления. Форма записи: «…Пульс 72 уд/мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения, не напряжен. АД 120/70 мм рт ст.»; «…Пульс 100 уд в мин, аритмичный, пульсовые волны разного наполнения, число сердечных сокращений 150 уд/мин (100/120), АД 100/60 мм рт ст.»; «…Пульс на левой руке слабее чем на правой, 88 уд/мин, определяются экстрасистолы на каждом третьем ударе (тригеминия), напряжен, удовлетворительного наполнения».
7.4 – Контроль освоения темы занятия:

Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1),

ситуационные задачи (приложение №2).
Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1). Отечественные терапевтические школы:

В.П.Образцова – Н.Д.Стражеско;

В.Х.Василенко; Е.м.Тареева; А.М.Мясникова.

2). 1. Выявление и анализ практических ошибок в историях болезней "сердечных" больных при описании осмотра и пальпации сосудов, описание свойств пульса.

  1. Даётся задание на составление следующих тем:

а) Частый пульс - перечислить все состояния и болезни. при которых встречается этот симптом;

б) Аритмичный пульс- перечислить все состояния и болезни. при которых встречается этот симптом;

в) Повышение артериального давления- перечислить все состояния и болезни. при которых встречается этот симптом;

г) Самостоятельная расшифровка и оценка осциллографии;

д) Самостоятельная расшифровка и оценка сфигмографии.

Литература.

Основная:

  1. Пропедевтика внутренних болезней. Под ред. А.Л. Гребнева, М., Медицина, 2001. - 640 с., 4-е изд.

  1. План обследования больного в терапевтической клинике. Уфа, БГМУ, 2002. - 21 с.



Дополнительная:

  1. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас./Учебное пособие/ А.В.Струтынский, А.П.Баранов, Г.Е.Ройтберг, Ю.П.Гапоненков. М., 1997.-222 с.

  2. Исследование объективного статуса больного. Учебное пособие. В.К. Султанов. СПб: Питер-пресс, 1996.-240 с.

  3. Курс пропедевтики внутренних болезней в схемах и таблицах. Учебное пособие для студентов 2-3 курсов Челябинского медицинского института. В.В.Шедов, И.И.Шапошник. Челябинск. 1995.

  4. 2668 клинических симптомов и синдромов. И.Р. Лазовскис. 4-е изд., переработанное и дополненное. Врачебный практикум. М.: «Миклаш», 1995. – 300 с.

  5. Непосредственное исследование больного. Курс физикальной диагностики. Губергриц А.Я. 3-е изд. Ижевск: Удмуртия, 1996.- 332 с.

  6. Интерпретация анализов крови и мочи и их клиническое значение. Козинец Г.И. М.: «Триада-Х», 1998. – 104 с.


Приложение 2.

1. Когда чаще всего становиться видной и осязаемой пульсации аорты.

А. - при недостаточности аортальных клапанов

Б. - при сифилисе аорты

В. - при аневризме восходящей дуги аорты

Г. - при сморщивании лёгких

Ответ: А.
2. Укажите наиболее характерные признаки pulsus differens.

Варианты ответов:

а) резкое ослабление при отсутствии пульсации на одной лучевой артерии;

б) резкое уменьшение величины пульса на обеих лучевых артериях

Ответ. А


  1. Назовите причины следующих симптомов, выявленных при осмотре:

  1. Выраженная пульсация сонных артерий ("пляска Каротид")

  2. Набухание яремных вен и их пульсация в систолу (положительный венозный пульс).

  3. Набухание яремных вен.

  4. Резкое набухание вен шеи, резкое набухание вен шеи, верхних конечностей, выраженный цианоз и отёк шеи ("воротник Стокса").

Варианты ответов:

А - застой крови в венах большого круга кровообращения (правожелудочковая недостаточность).

Б - заброс крови в систолу из правого желудочка в правое предсердие;

В - значительное увеличение пульсового артериального давления;

Г - уменьшение пульсового артериального давления;

Д - затруднение венозного оттока при сдавлении опухолью или тромбозе верхней полой вены.

Ответ: 1 - В; 2 - Б; № - Д; 4 - А
4. большое пульсовое давление, двойной тон Траубе и шум Дюрозье на сосудах, быстрый и высокий пульс, покачивание головы характерны:

а) для митрального порока сердца

б) для стеноза устья аорты

в) для недостаточности аортального клапана

г) для порока трёхстворчатого клапана

д) для врожденных пороков сердца

Ответ: в
5. Для органической недостаточности трёхстворчатого клапана характерно всё перечисленное, кроме:

а) систолического шума над мечевидным отростком;

б) ритм перепела

в) положительного венного пульса

г) гипертрофии правых отделов сердца

д) симптом Плеша

Ответ: б



  1. Для коартации аорты характерно:

а) повышение системного артериального давления

б) повышение АД только на нижних конечностях

в) повышение АД только на верхних конечностях

г) всё перечисленное неверно

Ответ: в


  1. Уровень аортального давления определяется

а) рабочей средой (минутным объёмом)

б) периферическим сопротивлением

в) обеими факторами

Ответ в

Приложение 2



Задачи по теме 10.


  1. При пальпации определяется пульс 72 уд в минуту, ритмичный, твердый, удовлетворительного наполнения. Какие отклонения от нормы имеются в данном случае? Какие изменения артериального давления можно ожидать у данного больного?

  2. Пульс 100 уд/мин, аритмичный, пульсовые волны равного наполнения. Тоны сердца аритмичны, ЧСС 130 уд/мин. Какое это нарушение ритма? Каков «дефицит» пульса в данном случае?

  3. 1-й тон на верхушке ослаблен, 2-й тон на аорте почти не выслушивается. Во втором межреберье справа протодиастолический шум, который ослабевает к верхушке сердца. О какой патологии идет речь? Как изменится артериальное давление в данном случае?


2.2. База данных тестового контроля по пропедевтике внутренних болезней (в учебной лаборатории – на электронном носителе, можно записать на дискету и использовать при подготовке к экзаменам, или в библиотеке университета – «Сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних болезней». Уфа, 2002 г.).
перейти в каталог файлов


связь с админом