Главная страница
qrcode

Зильберквит М. Рождение фортепиано- Рассказ-Художн. Г. Ордынский. Рассказ из истории музыкальных инструментов. Издание второе, переработанное и дополненное. Оглавление все началось с Пифагора


НазваниеРассказ из истории музыкальных инструментов. Издание второе, переработанное и дополненное. Оглавление все началось с Пифагора
АнкорЗильберквит М. Рождение фортепиано- Рассказ-Художн. Г. Ордынский.doc
Дата20.11.2017
Размер9,61 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗильберквит М. Рождение фортепиано- Рассказ-Художн. Г. Ордынский
ТипРассказ
#48493
страница1 из 19
Каталогid331531746

С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: Klavir_baleta_quot_Schelkunchik_quot__Chaykovskiy_avtorskiy_1982, Klavir_baleta_quot_Spyaschaya_krasavitsa_quot__Chaykovskiy_Dmitr, «Классический танец. История и современность».doc, Зильберквит М. Рождение фортепиано- Рассказ-Художн. Г. Ордынский.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Марк Александрович Зильберквит
Рождение фортепиано


85.245 3-61
З-61 Зильберквит М.

Рождение фортепиано: Рассказ/Художн. Г. Ордынский.— М.: Дет. лит., 1984.— 64 с, ил.
Рассказ из истории музыкальных инструментов. Издание второе, переработанное и дополненное.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Все началось с Пифагора

«Мой по звуку серебристый клавикорд»

Клавесин и его многочисленное семейство

Музыкальные «волшебники»

Рождение фортепиано

Славный город Вена

Рояль — значит «королевский»

Поэты фортепиано

Фортепиано приходит в Россию

Самый совершенный инструмент?

Вторая жизнь клавесина

Этот нелегкий, нелегкий, нелегкий труд

Вместо заключения


Всё началось с Пифагора
Чему равен квадрат гипотенузы?»

«Сумме квадратов катетов»,— без труда ответит любой школьник, знакомый с геометрией. И, вероятно, добавит, что это теорема Пифагора.

Но вот вопрос посложнее: «Какое отношение греческий математик имел к музыке и почему мы вспомнили о нем, когда речь зашла о фортепиано?» Чтобы ответить на него, давайте-ка перелистаем страницы истории назад — сто лет, пятьсот, тысяча, наконец, две с половиной тысячи лет. Вообразим, что мы находимся на берегу Эгейского моря, в Древней Греции, и перенеслись в те далекие времена, которые через много веков люди назовут «маем жизни», «весной человечества» .

Это была удивительная страна — Эллада! Ее жители не представляли себе жизни без прекрасного, без искусства. «Тот, кто не видал хотя бы однажды статую Зевса, созданную величайшим ваятелем,— говорили эллины о скульптуре Фидия «Зевс Олимпийский», — не может быть вполне счастливым».

«Музыка — величайшая сила,— учили древнегреческие философы.— Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать».



Античная кифара
Музыка... Мы привыкли сегодня к этому слову, часто произносим его, порой не подозревая, что родилось оно, как и слова «мелодия», «ритм», «гамма», свыше двадцати пяти веков назад в Элладе. Согласно древнегреческой мифологии, музы — это богини-покровительницы наук и искусств. Среди них Терпсихора — покровительница танцев и хорового пения, Эрато — поэзии, Эвтерпа — музыки. От муз и произошло слово «музыка». Мифические богини дали жизнь и другому привычному сегодня слову — «музей». «Музеумами», или «мусейонами», в Элладе называли храмы муз. Это слово и в наши дни не изменило свой смысл. Музеи — это действительно храмы, в которых люди встречаются с искусством, с прекрасным.

Предводителем муз, по преданию, был бог Аполлон. Отсюда его прозвище — Музагет и Мусагет. Древнегреческие скульпторы часто изображали Аполлона-Мусагета с кифарой в руках; согласно легенде, именно Аполлон был ее изобретателем.

За много веков до небывалого расцвета Эллады, ее искусства родился миф об одном из первых музыкантов древности — Орфее, которого греки считали родоначальником музыки и стихосложения, миф, рассказывающий о волшебной силе музыки.

...Едва заслышав пение Орфея, чарующие звуки его золотой лиры, становились послушными дикие звери, раздвигались скалы, деревья склоняли свои ветви. Опустившись в поисках своей любимой умершей жены Эвридики в подземное царство теней, Орфей музыкой усыпил трехглавого пса Цербера, охранявшего вход в преисподнюю, вызвал слезы у богинь мщения Эриний и растрогал богиню плодородия Персефону, жену владыки подземного царства.

Миф об Орфее был одним из самых популярных в Греции, потому что наряду с другими искусствами эллины очень любили музыку. Ей отводилась особая роль: она участвовала почти во всех видах искусств. Танцы, гимнастика, пантомима сопровождались музыкой. Поэты Эллады, которых греки называли «песнопевцами», часто изображались с лирой в руках: читая стихи, они, подобно Орфею, аккомпанировали себе на лире. Звучала музыка и в древнегреческом театре. Сатирическая драма или трагедия — любой спектакль сопровождался пением и игрой на музыкальных инструментах.

А инструменты у греков были довольно разнообразные. Среди струнных они особенно любили лиру и очень похожую на нее кифару. На фоне звуков лиры декламировались стихи, проходили театральные спектакли, выполнялись гимнастические упражнения, шла пантомима. Из-за своей универсальности именно лира стала символом музыкального искусства.
Лира не имела резонансного ящика и потому звучала негромко. Однако как аккомпанирующий инструмент она была очень удобна. В тех случаях, когда требовалось более громкое звучание, лире и кифаре предпочитали духовые — флейту, авлос, трубу. Музыка, исполнявшаяся на этих инструментах, сопровождала религиозные процессии, военные парады, похоронные церемонии. Особой популярностью пользовалась флейта. Ее звуки слышались и во время празднеств, и за работой — когда толкли в ступе зерно или выжимали в чанах виноград.

Обучение пению, пантомиме, танцам и игре на музыкальных инструментах было составной частью воспитания юношества. Соревнования в искусстве музыкального исполнения включались в программы Олимпийских и Пифийских игр. Прославленным музыкантам на городских площадях устанавливались памятники.

К музыке в Элладе относились не только как к развлечению. Древнегреческие философы, например, уверенные в том, что все в мире находится в строгой гармонии, находили непосредственные закономерности между музыкой и астрономией, музыкой и философией, музыкой и математикой.

Одним из ученых Древней Греции, изучавших взаимосвязь музыки и естественных наук, математики и астрономии, был Пифагор, автор знаменитой теоремы.

Согласно воззрениям Пифагора и его последователей, Вселенная и отдельные ее планеты находятся в определенных математических зависимостях, подобных тем, на которых построена музыка. Весь мир, утверждал Пифагор, есть распределенная по числам гармония. А числа эти — он был убежден в этом — образуют те же соотношения, что и интервалы между различными ступенями гаммы.

Интересовали великого ученого и сугубо музыкальные проблемы, в частности музыкальные лады и интервалы. Для их изучения Пифагор использовал монохорд — однострунный музыкальный инструмент, представлявший собой деревянный прямоугольный ящик, над верхней плоскостью которого крепилась единственная струна (отсюда и его название: «моно» по-гречески — «одна», «хорд» — «струна»). Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или защипыванием струны. На верхней плоскости ящика была нанесена шкала. Перемещая по определенным точкам шкалы подвижную подставку, Пифагор получал звучание различных музыкальных интервалов.

Пусть великий греческий математик и его последователи ошибались, полагая, что музыка и Вселенная подчинены одинаковым математическим закономерностям. Но некоторые из сделанных ими открытий легли в основу теории европейской музыки.

Что же касается монохорда, то он был одним из первых, хотя и крошечных шагов на пути к рождению фортепиано.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов


связь с админом