Главная страница
qrcode

Социология 10 вопрос. Развитие отечественной социологии Становление социологии и ее представители


Скачать 19,18 Kb.
НазваниеРазвитие отечественной социологии Становление социологии и ее представители
Дата29.10.2019
Размер19,18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциология 10 вопрос.docx
ТипДокументы
#157976
Каталог

Развитие отечественной социологии

Становление социологии и ее представители

Становление и эволюция социологии России были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, масштабностью, обычаями, традициями, и пр.


В основе российской социологической мысли есть как идеологизированные, так и академические наработки. Первые были связаны с революционной традицией России, вторые – непосредственно с наукой. Отечественная социологическая мысль не была лишена социальных утопий. Так, в XIX – начале ХХ вв. с утопиями выступали представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.).

Отечественная социологическая мысль была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию. Тем не менее, российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в. Она напрямую зависела от социально-политических условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

Отечественная социология отличается рядом особен­ностей: антропологизмом, т.е. интересом к человеку при ис­следовании всех сфер общественной системы; историчностью (общественные теории своей ис­ходной точкой брали конкретную российскую дей­ствительность; интерес к будущему России и ее роли в мировом историческом процессе); синтетичностью (общество исследуется как орга­ничное целое); противоречивостью (противоборство между славя­нофилами и западниками); ориентацией на достижения западной мысли: идей французского Просвещения и немецкого романтиз­ма, а в конце XIX — начале XX в. — марксизма.

Основные этапы развития

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж 1917 г.). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20—60-е гг. и 70– 80-е гг. XX в., хотя почти каждое десятилетие имело свои особенности.

Первый этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека. Наибольшую известность получили:

1) теория о «культурно-исторических типах» Н. Данилевского. По его мнению, цивилизации развиваются наподобие биологических организмов;

2) субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;

3) географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса;

4) учение о социальном прогрессе М. Ковалевского – историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями;

5) теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина;

6) позитивистские воззрения русского социолога Е. Роберти – последователя О. Конта.

В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX в. испытала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития социологической мысли в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х-начале-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». Это время принято считать началом третьего этапа развития социологии в России. В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

Школы

В отечественной социологии во второй половине XIX в. формируется ряд школ и направлений, основными из которых были школы М.М. Ковалевского и Л.И. Петражицкого. В это время социология находилась под за­метным влиянием натурализма и психологизма. Натурали­стическое направление включало в себя географический детерминизм (Л.И. Мечников) и органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд). Психологическое направление было представлено Е.В. де Роберти, Н.И. Кареевым, Н.М. Коркуновым. Важное научное значение в этот период имели социо­логические теории народников (М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев; П.Л. Лавров). Весомым был также вклад плюралистической школы М.М.

Ковалевского и ортодоксального марксиста Г.В. Плеханова.

 Несмотря на разницу во взглядах представителей всех этих школ и направлений, для них было характерно об­ращение: к процессам общественного развития страны; особенностям социально-классовых отношений и развитию общественных институтов; роли личности и социальных групп в истории.
перейти в каталог файлов


связь с админом