Главная страница
qrcode

Развитие памяти-система приемов


НазваниеРазвитие памяти-система приемов
АнкорRazvitie pamyati-sistema priemov.doc
Дата01.02.2017
Формат файлаdoc
Имя файлаRazvitie_pamyati-sistema_priemov.doc
ТипДокументы
#26852
страница4 из 8
Каталогid22882484

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
. Сборка, пожалуй, наиболее трудноавтоматизируемая операция в промышленности. Тысячи людей вынуждены работать на сборочных конвейерах. И основное препятствие для внедрения здесь роботов – неумолимость законов сборки: погрешность установки деталей друг относительно друга не может быть больше половины зазора. Иначе болт просто не попадет в отверстие гайки. Ну а в современных механизмах отверстия измеряются микронами.

И вот на одном из заводов сборку поручили… вибрации и вихрю. Все собираемые детали поступают на диск сборочного устройства. Плоскость диска вибрирует с помощью воздушного вихря. Теперь погрешность установки может быть больше даже сам л детали, тряска все равно загоняет детали куда нужно, не повреждая их.

ИТОГИ

. Запоминание различных последовательностей не представляет особого труда, если знать технологию запоминания и проявить немного изобретательности.

. Прием ассоциаций требует предварительной проработки, но затраченное на это время впоследствии с лихвой окупается большими возможностями.

. Если умело совместить приемы вхождения в текст, группирования и прием ассоциаций, то можно уверенно запомнить большие объемы не связанной по смыслу информации.

. Не следует думать, что знание того или иного приема уже само по себе укрепит память. Вы сможете считать свою память надежным помощником только тогда, когда в результате систематических тренировок вы доведете до автоматизма умение применять приемы.

ГЛАВА 5

ЗАПОМИНАНИЕ ТЕКСТОВ

Если вы посвятили тренировкам хотя бы несколько дней, то уже смогли убедиться в том, что запоминать большее количество информации в виде сообщений совсем не сложно. При этом вы не пользовались никакими чудодейственными средствами – только тем, чем наградила природа. Мы же помогли только с технологией запоминания.

Теперь, яснее представляя работу механизма памяти, вы понимаете, что человеческий мозг более приспособлен запоминать не отдельные элементы информации, а структуры элементов информации – то есть ЕИ. Они, в свою очередь, тоже не существуют сами по себе, не висят в воздухе: они привязываются к какому–либо фундаменту, какой–либо матрице или ассоциативному ряду. Тогда память, имея твердую опору, легко справляется с порученной работой.

Но до сих пор мы имели дело с небольшими отрывками. Запоминание крупных текстов несколько сложнее и происходит чуть–чуть иначе. Пользоваться уже изученными опорами для запоминания крупных текстов неудобно по многим причинам. Во–первых, приходится запоминать много текстов, на всех не хватит никакого количества матриц. Во–вторых, крупный текст имеет длинную логическую цепочку, которая при матричном запоминании может ускользнуть от внимания. В–третьих, для глубокого знания текста необходимо уметь видеть содержание текста целиком, чтобы иметь возможность активизировать мышление. (Об этом, правда, мы расскажем в следующей книге, но уже сейчас работаем с прицелом на последующее логическое запоминание).

Таким образом, запоминание текстов требует выработки особых навыков. На образном уровне есть два основных приема запоминания текстов: запоминание по сюжету и группирование 2–го уровня. Запоминание по сюжету более всего подходит младшим школьникам, однако в виде отдельных элементов этот прием применяется и старшими школьниками и взрослыми.

ЗАПОМИНАНИЕ ПО СЮЖЕТУ

Условно разделим все многообразие текстов на две группы: конкретные тексты и абстрактные. Под конкретными будем понимать такие тексты, при чтении которых мы можем задействовать значительную часть комплекса своих ощущений. Это значит, что в таких текстах все или почти все можно воспринимать с помощью органов чувств – видеть, слышать, осязать и проч. А под абстрактными будем понимать тексты, в которых речь идет о вещах, которые трудно или невозможно увидеть, услышать, потрогать руками…

Запоминание по сюжету рассчитано, главным образом, на конкретные тексты. Чтобы разобраться в этом приеме, сначала пробегите глазами текст «Острова Фиджи», а потом внимательно прочтите комментарий, одновременно просматривая текст.

ОСТРОВА ФИДЖИ

Архипелаг Фиджи – это крупные и мелкие острова, различные по происхождению, в том числе и атоллы. Больше всего здесь островов вулканического происхождения.

Все большее значение для экономики Фиджи приобретает создание пансионатов, туристских баз – объектов «туристической индустрии».

Многие километры песчаных пляжей, окаймленных пальмовыми рощами, также укромные бухты, коралловые постройки рифов с вечным грохотом морского прибоя, зеленые мангровые острова, поразительные пейзажи коралловых мелководий со стайками пестроокрашенных рыб, доступных для обозрения не только аквалангистам, но и туристам, путешествующим на специальных катерах с прозрачным дном, – все это сделало Фиджи одним из самых притягательных курортов в Тихом океане.

Столица государства – город Сува – находится на краю восточного полушария, поблизости от международной линии перемены дат. Фиджийцы говорят, что их столица первой в мире встречает каждое утро восход солнца.

Облик города типично тропический: всюду виднеются кокосовые пальмы с гроздьями плодов. Из декоративных растений распространена китайская роза, особенно популярная на Фиджи.

Внешность местных жителей своеобразна. Лица темные, широкие. Особенно удивляют волосы – пышная черная курчавая копна, словно большая шапка. Прическа одинакова как у мужчин, так и у женщин. Мужчины–фиджийцы носят юбки. В юбках ходят полицейские, служащие отелей, солдаты. Мужские юбки выглядят щеголевато, они белые, с крупными зубцами внизу.

Как правило, тексты–описания запоминаются плохо. Не случайно многие нетренированные читатели, встречаясь с описаниями пейзажей, интерьеров и проч., стремятся пробежать их глазами как можно быстрее, а то и вовсе перелистывают страницы.

Происходит это потому, что текст–описание является обычно длинной последовательностью мелких элементов информации. Попытка читать их механически приводит к быстрому переполнению регистра оперативной памяти. И тогда читатель перестает видеть общую картину: перед ним проходят только те образы, которые попали в узкое поле его внимания. Представьте, что вы находитесь в лесу во время густых сумерек; вы видите только то, что выхватывает из полутемноты узкий луч вашего фонарика. Общая картина не видна, ориентироваться трудно, из такого леса хочется побыстрее выбраться.

В то же время те страницы книги, в которых есть динамика, развитие сюжета, читаются с интересом и запоминаются без труда. Если придумать для текста–описания свой сюжет, то мелькание образов прекратится, станет видна общая картина, и запоминание тут же пойдет на лад. Правда, придется немного пофантазировать, но это небольшое напряжение с лихвой окупается.

Итак, активизируем наши ощущения, включая фантазию и… начинаем снимать фильм об островах Фиджи. С этого момента вы режиссер, оператор, звукорежиссер и даже герой этого фильма.

Первый план: острова Фиджи с птичьего полета… Стараемся охватить все одним взглядом: и острова, и атоллы, и вулканчики (их, конечно, нет на самом деле, но мы введем их в ЕИ, чтобы они напоминали о вулканическом происхождении многих островов).

Опускаемся с видеокамерой и низко–низко пролетаем над одним из островов, рассматривая «туристическую индустрию»: пансионаты, туристские базы, загорелых людей, кафе и проч. (Можем испытать и чувство зависти – нехорошее чувство, но запоминающееся).

При соответствии сюжета нужно видеть не только тот объект, о котором мы в эту секунду читаем, но важно одновременно удерживать на «картинке» и то, что уже проскочило. При этом прожектор вашего внимания, освещая изучаемый объект, время от времени стремительно скользит к началу – и снова к объекту. То есть время от времени мы сканируем пройденный сюжет–маршрут.

Вылетаем из населенного пункта на природу… В третьем абзаце дается длинное перечисление однородных элементов информации, поэтому будем составлять маршрут своего движения и представлять его зрительно как непрерывную цепочку ярких образов, время от времени сканируя ее. …Промчимся над пляжами, ощущая жар их горячих песков; свернем в пальмовую рощу, потрогаем руками прохладные зеленые листья; присядем на мгновение у воды тихой бухточки, вдохнем морской воздух, понаблюдаем, как трепещут на воде солнечные блики. Вылетаем дальше в море и мчимся над коралловым рифом, прислушиваясь к яростному грохоту прибоя, ощущая разгоряченным телом прохладные брызги. Забираемся еще дальше в морские просторы, к мангровым островам, дотронемся до шершавой коры деревьев, оторвав мягкий нежный листок. Теперь можно плюхнуться в мелководье, ощутить приятное сопротивление воды, когда пытаемся поймать руками рыбку из проплывающей мимо пестрой стайки. Вдруг рядом выныривает аквалангист, что–то хочет сказать нам, но наше внимание уже привлечено проплывающим мимо катером, пассажиры которого, как зачарованные, что–то рассматривают на дне катера. Нам любопытно, мы тоже перегибаемся через борт… Ба! Да у катера дно прозрачное! Какая красота!.. Снова взлетаем ввысь, охватываем взглядом архипелаг – хорошо на Фиджи!

Вдалеке виден город. Сува! Прямо по океану прочерчиваем пунктирную линию – линию перемены дат. Всходит солнце, группа каких–то людей радостно приветствует его…

Влетаем в город, с интересом осматриваемся. Садимся на кокосовую пальму, отрываем гроздь плодов. Под пальмой – большой цветок. Это китайская роза!

Опустившись на землю, бредем по городу, рассматриваем местных жителей, рисуем их портрет: лица, прически, юбки…

После того как весь маршрут пройден, снова сканируем его. Вы должны уметь пробегать взглядом весь путь почти мгновенно, не останавливая внимание на деталях – только узловые–моменты. В то же время вы должны иметь возможность в любой момент притормозить и «войти» в картинку: увидеть и ощутить все мелкие детали.

Пробегаем взглядом сюжет–маршрут: вид сверху, «туристическая индустрия», пляж, роща, бухта, риф, мангровые острова, мелководье, рыбки, аквалангист, катер, Сува, пальма, цветник, жители… При этом выборочно останавливаемся то в одном месте пути, то в другом, чтобы глубже войти в текст.

Важную роль в аппарате памяти играет речь. Важно уметь легко, свободно излагать свои мысли, озвучивать проходящие на внутреннем экране образы. Если вы вполне уверены, что ваш уровень развития речи позволит легко описать зрительные образы, то достаточно раз–другой просканировать сюжет–маршрут. В ином случае после сканирования следует приступить к пересказу.

Пересказ это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения активность мозга

очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти. Давным–давно в одном из московских университетов провели эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей – два чтения и два пересказа, в четвертой – один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала оказалась столь разительной, что вывод был сделан однозначный: повторное (и многократное) чтение учебного материала – пустая трата времени!

ЕИ И СЮЖЕТ

Следующий текст вы проработаете самостоятельно. Но сначала обратите внимание на то, в каком виде хранится в вашей памяти текст «Острова Фиджи». Нарисуйте воображаемый маршрут. Вы обнаружите, что элементы информации не столько выстроились в цепочку, растянутую по сюжету–маршруту, сколько собрались в группы. Например, вид сверху и «туристическая индустрия» стоят особняком в этом ряду, а пляж, роща, бухта, рифы составляют другую группу. Таким образом, весь сюжет–маршрут состоит из нескольких групп – ЕИ. А воображаемая ломанная линия cюжeтa маршрута служит как бы матрицей для их закрепления. А теперь постарайтесь сами составить сюжет маршрут, сознательно формируя ЕИ. Не упусти те из виду необходимость постоянного сканирования сюжета.

НАСЕЛЕНИЕ ГРЕНЛАНДИИ

Подавляющее большинство населения Гренландии составляют коренные жители – эскимосы, остальные – европейцы, главным образом, датчане. Эскимосы относятся к монголоидной расе, их насчитывается около 40 тысяч, а всего в Гренландии живет около 50 тысяч человек.

Население острова проживает примерно в полутораста маленьких городах, поселках и деревнях.

Большая часть населения связана с охотой и рыболовством. Как и эскимосы Аляски, коренные жители Гренландии выходили на охоту в море на кожаных лодках – каяках, похожих на современные байдарки. Жили они в полуземлянках, которые отапливались и освещались плошками с тюленьим жиром.

Свою одежду эскимосы приспосабливали к условиям холодного климата. Из меха тюленя, оленя или белого медведя они шили кухлянку с капюшоном и штаны, на ноги надевались чулки мехом внутрь и меховые сапоги. Женская одежда мало отличалась от мужской, но у женщин обязательной принадлежностью был заплечный мешок из меха, в котором носили грудных детей. Праздничная одежда украшалась орнаментом из разноцветных полосок кожи и шерсти.

Долгими зимними вечерами, сидя в полутемных жилищах, люди рассказывали предания о происхождении своего народа, мифы о встречах с карликами и великанами, о возникновении солнца, луны и гор, сказки о животных. Нередко устраивались праздники, разнообразившие монотонную жизнь во время длинных полярных ночей. Часто проводились песенные состязания, на которых выступавшие под грохот барабанов обличали и высмеивали всех, кто нарушал обычаи предков.

В середине 20 века в Гренландии ежегодно строилось 250 многоквартирных домов с центральным отоплением. Вместе со старым типом жилища уходит в прошлое и традиционная одежда. Национальный эскимосский костюм гренландцы надевают только во время праздников или представлений.

Тренируясь в запоминании текстов по сюжету, особое внимание обратите на умение увидеть весь сюжет целиком – то есть на умение очень быстро, почти мгновенно просканировать его. При этом не обязательно видеть все мелкие детали. Но нужно уметь и «притормозить», разворачивая любую ЕИ в яркую «говорящую (многочисленными ощущениями) картину».

Вначале подбирайте для тренировок небольшие по объему, конкретные тексты. Далее мы покажем вам, как работать с абстрактными текстами.

ГРУППИРОВАНИЕ 2–ГО УРОВНЯ

Этот прием, по существу, немногим отличается от запоминания по сюжету, но все–таки имеется разница, благодаря которой проще становится запоминать довольно абстрактный материал. (Начнем мы, конечно, с конкретного.) Кроме того, группирование 2–го уровня больше приближено к логическому запоминанию, поэтому желательно детей среднего школьного возраста уже приучить к этому приему. Итак, пробегите текст глазами, а затем внимательно прочитайте комментарий.

ЛАТЕКС

Резина, или каучук, получаемый из сока некоторых тропических деревьев, – ценный продукт, добываемый в амазонском лесу. Многие виды каучуковых деревьев встречаются в лесах Амазонки. Наиболее распространенный и ценный – гевея бразильская – растет почти исключительно на правом ее берегу. В северной части амазонского леса встречается еще 20 других видов. Высота этих деревьев примерно 30 метров. Плод образует семенную коробочку. Достигнув зрелости, она лопается с такой силой, что содержащиеся в ней три зерна выбрасываются на расстояние 15–18 метров. Кора деревьев–каучуконосов надсекается, и сок, так называемый латекс, собирают в сосуды.

В 19 веке каучук использовался мало, экспорт латекса был затруднительным. Затем американский изобретатель Чарльз Гудийар открыл возможность постоянного использования каучука. Спрос на него так повысился, что в долину Амазонки стали стекаться любители наживы. Территория была поделена между крупными концессиями.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом