Главная страница
qrcode

Развитие силы волиуроки от автора знаменитого маршмеллоу-тестаУолтер МишелПеревод с английского Владимира КузинаМосква Манн, Иванов и Фербер


НазваниеРазвитие силы волиуроки от автора знаменитого маршмеллоу-тестаУолтер МишелПеревод с английского Владимира КузинаМосква Манн, Иванов и Фербер
Дата14.10.2019
Размер2.13 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRazvitie_sily_voli.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#157833
страница1 из 23
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
TH E
M A R S H M A L LOW
TE ST
MASTERING SELF- CONTROL
WA LT E R M I SC H E L
l i t t l e , b r o w n a n d c o m p a n y
N e w Y o r k B o s t o n L o n d o n
РАЗВИТИЕ СИЛЫ
ВОЛИ
Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста
Уолтер Мишел
Перевод с английского Владимира Кузина
Москва
«Манн, Иванов и Фербер»
2015
УДК 612.3
ББК 28.70
М71
Мишел, Уолтер
М71
Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста / Уолтер Мишел ; пер. с англ. В. Кузина ; [науч. ред. А. Пингачева]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 336 с.
ISBN 978-5-00057-449-2
В этой книге знаменитый психолог и создатель маршмеллоу-теста Уолтер Мишел доказывает, что самоконтроль имеет первостепенное значение для достижения успеха в жизни. Но как развить навыки самообладания, сталкиваясь с повседневными вызовами, например необходимостью избавиться от лишнего веса или бросить курить? Мишел объясняет, что такое сила воли и как научиться себя контролировать в любой ситуации.
Библиография размещена на сайте http://www.mann-ivanov-ferber.ru/
books/razvitie-sily-voli/
Книга предназначена для всех, кто хочет получить действенные рекомендации по развитию силы воли от главного эксперта в этой теме.
УДК
612.3
ББК 28.70
ISBN 978-5-00057-449-2
© Walter Mischel, 2014. All rights reserved
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015
Научный редактор Анастасия Пингачева
Издано с разрешения Уолтера Мишела
и литературного агентства Brockman, Inc.
На русском языке публикуется впервые
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без
письменного разрешения владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс».
Оглавление
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Часть I. Способность откладывать вознаграждение: что обеспечивает самоконтроль
Глава 1. В «комнате сюрпризов»
Стэнфордского университета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 2. Как они это делают . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Глава 3. «Горячее» и «холодное» размышление . . . . . . . . 52
Глава 4. Предпосылки самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . 62
Глава 5. Наилучшие планы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Глава 6. Праздные кузнечики и трудолюбивые муравьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Глава 7. Запрограммировано или нет?
Новая генетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Часть II. От маршмеллоу в дошкольном возрасте к благополучию в зрелости
Глава 8. Локомотив успеха: «Я думаю, что смогу!» . . . . . 115
Глава 9. Ваше будущее «я». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Глава 10. За пределами «здесь и сейчас» . . . . . . . . . . . . 149
6
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ
Глава 11. Защита собственного «я»: самодистанцирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Глава 12. Ослабление болезненных эмоций. . . . . . . . . . . 180
Глава 13. Психологическая иммунная система . . . . . . . . 194
Глава 14. Когда умные люди поступают глупо . . . . . . . . . 216
Глава 15. Сигнатуры личности «если — то». . . . . . . . . . 226
Глава 16. Парализованная воля . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Глава 17. Уставшая сила воли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Часть III. Из лаборатории — в реальную жизнь
Глава 18. Маршмеллоу и общественный порядок . . . . . . . 268
Глава 19. Применение основных стратегий . . . . . . . . . . . 292
Глава 20. Человеческая натура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
Благодарности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
Для Джуди, Ребекки и Линды
Введение
И мои студенты, и мои дети могут подтвердить, что у меня нет природной склонности к самоконтролю. Я легко могу позвонить студентам среди ночи, чтобы узнать, как продвигается анализ последних полученных ими данных, хотя мне прекрасно известно, что к работе они приступили только накануне вечером. Во время обеда с друзьями я, к своему немалому смущению, часто замечаю, что съедаю содержимое своей тарелки намного быстрее остальных. Мое собственное нетерпение и обнаружение того факта, что стратегиям самоконтроля можно научиться, заставляли меня продолжать изучать эти стратегии на протяжении многих лет.
Базовая идея, направлявшая мою работу и мотивировавшая меня к написанию этой книги, основывалась на подкрепленном данными убеждении в том, что способность откладывать вознаграждение ради будущих результатов — приобретаемый когнитивный навык. В исследованиях, начатых полвека тому назад и продолжающихся по сей день, мы показали, что его можно обнаружить и количественно оценить в начале жизни человека и он оказывает глубокое, долговременное воздействие на людей и их психическое и физическое здоровье во все последующие годы. Еще важнее и интереснее с точки зрения влияния на образование
9
ВВЕДЕНИЕ
и воспитание детей то, что этот навык может совершенствоваться с помощью известных теперь специальных когнитивных стратегий.
Маршмеллоу-тесты и другие эксперименты, проведенные в минувшие 50 лет, вызвали мощную волну исследований самоконтроля. В результате число научных публикаций на эту тему за первое десятилетие нового века выросло в пять раз.
В этой книге я расскажу историю исследований; покажу, как они помогли выявить механизмы самоконтроля и как эти механизмы могут конструктивно использоваться в повседневной жизни*.
Все началось в 1960-х. Я со своими студентами из Стэнфордского университета проводил эксперименты с детьми дошкольного возраста, в ходе которых малыши сталкивались с непростой дилеммой. Мы предлагали им сделать выбор между одним вознаграждением (например, маршмеллоу**), которое они могли получить немедленно, и более крупным (двумя маршмеллоу), которого им пришлось бы ждать до 20 минут. Мы позволяли детям самим выбирать то, что они хотели получить: маршмеллоу, печенье, маленькие крендельки, мятные леденцы и т. п. Например, Эйми
1
выбрала маршмеллоу.
Она сидела за столом, на котором лежала одна конфета, которую она могла взять немедленно, и две, которые она могла бы получить, если бы захотела. Рядом с лакомствами находился настольный звонок. Девочка могла позвонить в любой момент, чтобы вызвать исследователя и съесть одно маршмеллоу.
Или же Эйми могла подождать возвращения взрослого. Если
* Библиография размещена на сайте http://www.mann-ivanovferber.ru/books/razvitie-sily-voli/
** Маршмеллоу — разновидность зефира.
Прим. ред.
10
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ
бы она не покинула свое место и не съела гарантированную ей сладость, то получила бы вознаграждение в двойном объеме.
Мы наблюдали тяжелую внутреннюю борьбу у этих детей, когда они пытались удержать себя от искушения. Она могла бы вызвать у вас слезы, заставить поаплодировать творческому подходу, подбодрить и дать надежду на наличие даже у таких маленьких детей способности сопротивляться искушениям и стойко ожидать отсроченных вознаграждений.
Неожиданно оказалось, что действия дошкольников, когда те пытались заставить себя дождаться отложенного двойного вознаграждения, могут предсказать многое в их будущей жизни. Чем дольше они могли ждать в возрасте 4–5 лет, тем выше были оценки по академическому оценочному тесту и тем более успешным оказалось социальное и когнитивное поведение в юности. Те молодые люди в возрасте 27–32 лет, которые дошкольниками демонстрировали наибольшую выдержку в ходе маршмеллоу-тестов, имели оптимальный ИМТ* и более явное самоуважение, эффективнее добивались своих целей и успешнее справлялись с разочарованиями и стрессами. В среднем возрасте те, кто умел в детстве упорно ждать («длительная отсрочка»), и те, кто не мог этого делать («краткая отсрочка»), имели совершенно разные сканограммы головного мозга в тех областях, которые отвечают за склонность к пагубным привычкам и ожирению.
Что же на самом деле показывает маршмеллоу-тест? Способность откладывать вознаграждение — врожденная? Как ее
* ИМТ (индекс массы тела) — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса тела недостаточной, нормальной или избыточной.
Прим. ред.
11
ВВЕДЕНИЕ
привить? В чем недостаток этого теста? Моя книга отвечает на все эти вопросы, и многое вас удивит. Здесь я обсуждаю, что можно, а что нельзя считать проявлением силы воли; условия, которые ее ослабляют; когнитивные навыки и мотивы, способствующие ее развитию, и последствия ее наличия и использования. Я анализирую найденные ответы для переосмысления того, кто мы, кем можем быть, как работает наш разум и как мы можем — и не можем — контролировать наши импульсы, эмоции и склонности; как мы можем меняться и как воспитывать и обучать наших детей.
Все хотят знать, как действует сила воли, и каждый хотел бы, чтобы ее было больше у него самого, его детей и родственников, попыхивающих сигаретами.
Способность откладывать вознаграждение и сопротивляться искушениям — фундаментальная проблема с момента зарождения человеческой цивилизации. Ей отведено центральное место в истории искушения Адама и Евы в садах Эдема (Книга Бытия), и она стала важной темой в рассуждениях древнегреческих философов, которые называли слабость воли словом akrasia. Много тысячелетий сила воли считалась неизменяемой чертой характера: либо она есть, либо нет.
И люди со слабой волей становились жертвами своей натуры и ситуации. Самоконтроль критичен для успешного достижения долгосрочных целей. Он в равной степени важен для развития самообладания и способности к сопереживанию, необходимых для установления теплых и обеспечивающих взаимную поддержку отношений. Он помогает людям избежать неприятностей в начале жизни, отчисления из школы, безразличия к последствиям своих поступков или неспособности уволиться с работы, которую они ненавидят. Эта
12
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ
«главная способность»*, фундамент эмоционального интеллекта, очень важна для жизни, наполненной реальными свершениями. И тем не менее, несмотря на очевидную важность, самоконтроль был исключен из серьезных научных исследований до тех пор, пока я и мои студенты не сняли с него покров тайны, не разработали метод его изучения, не продемонстрировали его значение для адаптивного поведения и не провели детальный разбор физиологических процессов, обеспечивающих его.
Внимание широкой публики к маршмеллоу-тестам повысилось в начале этого века и продолжает расти. В 2006 г. известный журналист и писатель Дэвид Брукс посвятил им редакционную статью в воскресном номере New York Times, а год спустя во время интервью с Бараком Обамой президент спросил Брукса, не хочет ли тот поговорить о маршмеллоу.
Тест был описан в Th e New Yorker в 2009 г. в статье, подготовленной vинистерством науки. Это исследование было широко представлено в телевизионных программах, журналах и газетах по всему миру. Этот тест помогает Коржику из телесериала
«Улица Сезам» успешно сдерживать позывы к поглощению выпечки и вступить в Клуб знатоков печенья. Исследования с использованием маршмеллоу-теста влияют на программы многих школ, в которых обучаются самые разные дети — от бедняков до элиты. Международные инвестиционные компании применяют его для поощрения людей к планированию пенсионных накоплений. А изображение маршмеллоу стало символом дискуссий об отложенном вознаграждении
* Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.
13
ВВЕДЕНИЕ
практически для любой аудитории. В Нью-Йорке я встречаю школьников в футболках с надписями «Не ешь маршмеллоу» и «Я прошел маршмеллоу-тест».
К счастью, интерес публики к теме силы воли повышается, и растут объем и содержательность научной информации о том, за счет чего достигаются способность откладывать вознаграждение и самоконтроль и с психологической, и с биологической точек зрения.
Чтобы лучше понять суть самоконтроля и способность откладывать вознаграждение, нужно выяснить, что способствует и мешает их возникновению. Заголовки сегодняшних газет пестрят сообщениями о разоблачениях известных людей: президента, губернатора, другого губернатора, почтенного судьи и одного из моральных столпов общества, международного финансового и политического лидера, героя спорта, кинозвезды, — имевших внебрачные связи с молоденькими практикантками и горничными или употреблявших наркотики. Все эти люди умны и обладают не только высоким коэффициентом умственного развития, но и высокими показателями эмоционального и социального интеллекта. Иначе они не смогли бы занять такого положения в обществе. Тогда почему они поступали так глупо? И почему есть так много подобных им людей, имена которых никогда не попадали в заголовки разоблачительных статей?
Я воспользуюсь новейшими открытиями науки, чтобы объяс нить эти факты. Здесь важны две плотно взаимодействующие системы головного мозга
2
: «горячая» — эмоциональная, реактивная, подсознательная, и «холодная» — когнитивная, мыслящая, более медленная и требующая усилий. Способы их взаимодействия при появлении сильных
14
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ
соблазнов во многом определяют то, как дошкольники выбирают вознаграждение в ходе маршмеллоу-тестов, и то, как проявляется или не проявляется наша сила воли.
Данные, которые я получил, изменили мои представления о том, кто мы есть, о природе и проявлениях нашего характера и возможностях измениться по собственному желанию.
В части I рассказана история маршмеллоу-тестов и других экспериментов, показывающих, как дошкольники справляются с тем, с чем не смогли справиться Адам и Ева в садах
Эдема. Результаты позволили выявить психические процессы и стратегии, с помощью которых мы можем ослаблять («остужать») сильные искушения, откладывать вознаграждение желаний и контролировать себя.
Исследования также указали на те механизмы мозга, которые обеспечивают достижение целей. Через несколько десятилетий во многих исследованиях стали использоваться новейшие методы визуализации для изучения связей между психикой и мозгом, чтобы помочь нам понять действия дошкольников.
Наши открытия неизбежно подводят нас к следующему вопросу: «Является ли способность к самоконтролю врожденной?». Недавние открытия в области генетики дают новые ответы. Они показывают удивительную гибкость нашего сознания и изменяют наши представления о роли воспитания и ДНК, окружающей среды, наследственности и податливости человеческой натуры. Выводы представляют не только чисто научный интерес и противоречат многим широко распространенным взглядам на то, кто мы на самом деле.
В части I остается без ответа важный вопрос: почему способность дошкольников ждать большего количества
15
ВВЕДЕНИЕ
лакомства, а не звонить немедленно и получать меньшую порцию позволяет так много предсказать об их будущих успехах и благополучии?
Я попытаюсь ответить на него в части II, где будет показано, как способность к самоконтролю влияет на жизненный путь от детского сада до пенсии, как она прокладывает дорогу к успехам и позитивным ожиданиям — мировоззрению
«Я думаю, что смогу!» и ощущению собственной ценности.
Способность к самоконтролю не гарантирует жизненных успехов и безоблачного будущего, но намного повышает шансы на достижение таких результатов, помогая нам делать трудный выбор и прилагать необходимые усилия. Ее проявления зависят не только от наших умений, но и от «усвоения» целей и ценностей, определяющих наш путь, а также мотивации, которая должна быть достаточно сильной для преодоления ожидающих нас препятствий. О том, в какой мере самоконтроль может помочь в достижении успеха с помощью силы воли, будет рассказано в части II, и вас ждет немало неожиданностей. Я буду обсуждать не только сопротивление искушению, но и другие проблемы самоконтроля: от ослабления болезненных эмоций, преодоления личных трагедий и борьбы с депрессией до принятия важных решений, учитывающих последствия действий человека. Я ярко покажу выгоду самоконтроля, но не забуду и о его недостатках. Избыток самоконтроля в той же мере, как и его дефицит, способен затруднить реализацию своего потенциала.
В части III я рассматриваю значение результатов исследований для государственной политики, обращая особое внимание на то, что недавние инновации в сфере образования, в том числе дошкольного, включают в себя уроки самоконтроля.
16
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ
Они дают детям, живущим в условиях постоянных вредных стрессов, шанс на более счастливую жизнь. Затем я резюмирую стратегии и концепции, исследованные в книге, которые способны помочь в повседневном самоконтроле. В заключительной главе показано, как недавно полученные сведения о самоконтроле, наследственности и гибкости сознания меняют наши представления о природе человека и понимание того, кто мы и кем можем быть.
При написании «Развития силы воли» я представлял себя ведущим неспешную беседу с тобой, читатель, во многом похожую на те, что я вел со своими старыми друзьями и новыми знакомыми. Обычно все начиналось с вопроса: «Что нового в ваших исследованиях?» Вскоре мы переходили к тому, как результаты связаны с различными аспектами нашей жизни: воспитанием детей, приемом на работу новых сотрудников, преодолением трудных жизненных ситуаций, отказом от курения, попытками сбросить лишний вес, реформированием образования и пониманием наших сильных и слабых сторон.
Я написал эту книгу для тех из вас, кому, как и мне, пришлось немало потрудиться в освоении искусства самоконтроля.
Я также написал ее для тех, кто просто хотел бы побольше узнать о том, как работает наш разум. Надеюсь, «Развитие силы воли» станет хорошим источником тем для новых бесед.
ЧАС ТЬ I
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов


связь с админом