Главная страница
qrcode

Гуковский - итальянское возрождение. Рецензенты чл кор. Ан СССР в. И. Рутенбург лоии СССР ан ссср, др ист наук ас. Мыльников


Скачать 15.95 Mb.
НазваниеРецензенты чл кор. Ан СССР в. И. Рутенбург лоии СССР ан ссср, др ист наук ас. Мыльников
АнкорГуковский - итальянское возрождение.pdf
Дата06.11.2017
Размер15.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGukovskiy_-_italyanskoe_vozrozhdenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#5778
страница1 из 42
Каталогid6697759

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: Osobaya_realnost.fb2, Biznes_so_skorostyu_mysli_Geyts_Bill.doc, Krouli_Dnevnik_narkomana.fb2, Analiz_teorii_metodov_prinyatia_resheniyoro.doc, Biznes-razvedka_Doronin_A_I.docx, Almaznye_rossypi.doc, Iskra_zhizni.txt и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


ББК 63.3(0)4 Г93
Рецензенты: чл.-кор. АН СССР В. И. Рутенбург (ЛОИИ СССР АН СССР, др ист. наук АС. Мыльников
(ЛЧИЭ АН СССР)
Печатается по постановлению
Редакционно-издательского совета
Ленинградского университета
Гуковский МАГ Итальянское Возрождение. е изд, испр. и доп, Под ред. АН. Немилова и АС. Кантор-Гуков-ской. — Л Издательство
Ленинградского университета. 1990.—624 с. ISBN Книга является переизданием двухтомной монографии (т. I вышел в 1947 г, т. II в 1961 г, которая до сих пор остается единственным исследованием, охватывающим всю i сложность исторической проблематики эпохи Возрождения в целом. Монография — классическое произведение не только советской, но и мировой марксистской историографии.
Книга рассчитана на историков, филологов, искусствоведов, широкий круг читателей, интересующихся проблемами всеобщей истории.
г 5ЯУ «-• ™«»и
©Издательство Ленинградского .«

„ „--—v,v— . университета, МА. ГУКОВСКИЙ (Матвей Александрович Гуковский родился 8 мая 1898 г. в Петербурге и после окончания гимназии поступил в Технологический институт. Живой интерес к естественно-математическим наукам сохранился у него на всю жизнь, но первые шаги самостоятельной научной деятельности еще в студенческие годы привели МА. Гуковского к решению стать историком. В 1921 гон поступил на факультет общественных наук Петроградского университета ив г. окончил его. В эти годы он занимался разработкой и систематизацией богатейшего собрания итальянских рукописей—
так называемого «Лихачевского архива в собрании рукописей Института истории Академии наук СССР. В 1925 г. появляется первая публикация МА. Гуковского об итальянских турнирах.
1
Ученик профессоров ИМ. Гревса, О. А. Добиаш-Рождественской, Л. П. Карсавина, немало почерпнувший также из лекций Е. В. Тарле и Н. П. Кондакова, МА. Гуковский становится достойным продолжателем традиции изучения истории итальянского Возрождения в России. Восприняв от своих учителей методику научного анализа и критики источников, он с первых лет своей научной деятельности выступает как поборник марксистского понимания истории. Его исследования, начиная со статьи К вопросу о сущности так называемого итальянского Возрождения (1933 г),
2
способствовали разработке основ современного марксистского понимания проблематики Ренессанса.
После окончания университета МА. Гуковский трудился в Публичной библиотеке, Библиотеке АН СССР, где начал гаисать монографию о механике Ленардо да Винчи,
3
в 1938 г. защищенной в качестве диссертации на ученую степень доктора исторических наук.
С 1934 г. МА. Гуковский — профессор ЛИФЛИ, ас момента основания исторического факультета работает на возрожденной кафедре истории средних веков Ленинградского университета. С огромным энтузиазмом участвовал он в создании программ и учебных пособий, в организации первого студенческого научного кружка при кафедре — прообраза будущего СНО. Одна за другой выходят в свет его работы по истории Флоренции. В статье Кто был истинным руководителем восстания чомпи?» (1939 г 1
Гуковский М. Турниры Италии на исходе Средних веков//Средневе-ковый быт Сб. статей, посвящаемый ИМ.
Гревсу/Под ред. О. А. Добиаш-Рождественской. Л, 1925. С. 50—77.
2
См Сборник памяти Карла Маркса. 1883—1933. Л, 1933. С. 5—14.
3
Гуковский МА. Механика Леонардо да Винчи. М, 1947.
4
Учен. зап. Ленингр. педагогич. ин-та. Т. XII 1939. С. впервые была раскрыта реальная обстановка первого политического выступления предшественников будущего пролетариата, ожили забытые имена героев и жертв этого яркого эпизода классовой борьбы на заре развития капиталистического производства. Одновременно начинается его работа в Государственном Эрмитаже в качестве консультанта.
С первых дней Великой Отечественной войны Матвей Александрович вступил добровольцем в истребительный батальон народного ополчения, однако по состоянию здоровья был откомандирован на гражданскую работу. Но и здесь, в тылу, он чувствовал себя солдатом. По поручению ректората Гуковский работает по организации эвакуации университета в Саратов, где становится проректором по учебной работе, оставаясь на этом посту дог. А когда университет уже вернулся в Ленинград и возобновилась нормальная учебная работа, Матвей Александрович стем же жаром принялся за организацию восстановления другого важнейшего центра культуры в Ленинграде, став заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе (1946—1949 гг.). В
1949 г. МА. Гуковский был незаконно репрессирован. После реабилитации (1956 гон назначен директором Научной библиотеки Эрмитажа. Здесь нашли свое применение знания и богатый опыт библиотечного дела. В сравнительно короткий срок из подсобной эта библиотека стала крупнейшей в СССР отраслевой библиотекой по вопросам истории искусств. Выходят в свет публикации МА. Гуковского, посвященные сокровищам библиотеки и художественных фондов крупнейшего в нашей стране музея, получившие широкое признание читателей книги о
Леонардо да Винчи.
5
Все эти годы не прерывается еще одна сфера деятельности профессора МА. Гуковского — он выступает как консультант театральных постановок и кинофильмов.
Любимым детищем Матвея Александровича всегда была кафедра истории средних веков в университете, доцентом которой он был с самого ее основания в 1936 г. на историческом факультете. С 1960 погон возглавлял эту кафедру, немало способствуя тому, чтобы она стала подлинным научным центром медиевистики в
Ленинграде.
Самоотверженная работа профессора МА. Гуковского получила высокую заслуженную оценку в 1944 гон был награжден орденом Знак Почета, в 1965 гему присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР. Его монография о Леонардо да Винчи была удостоена Первой университетской премии в 1968 г.
...Тяжелая болезнь помешала МА. Гуковскому завершить труд над монографией Итальянское Возрождение. Первый том ее вышел в Издательстве ЛГУ еще в 1947 г, второй — в 1961 г. в Издательстве Государственного Эрмитажа. Готовилось переиздание I тома с дополнениями и увеличением числа иллюстраций, шла работа над
текстом III тома, но болезнь и преждевременная смерть разрушили эти планы.
Переиздание монографии Итальянское Возрождение МА. Гуковского давно уже является насущной необходимостью. Читатели (и далеко не только историки — специалисты по Возрождению) ожидают ее с нетерпением. К вышедшим в свет (в 1947 ив гг. в совершенно разнотипных изданиях) двум томах Итальянского Возрождения МА. Гуковского по-прежнему неизменно обращаются все советские историки, искусствоведы, филологи, занимающиеся этой насыщенной событиями и впечатляющими образами эпохой. Не одно поколение советских историков-возрожденцев учи- s
Гуковский МА) Леонардо да Винчи: Творческая биография. МЛ е изд, 1967; 2) Мадонна Литта: Картина Леонардо да Винчи в Эрмитаже. МЛ) Коломбина. Л, лось по этой книге, не утратившей своей актуальности, ставшей одним из самых замечательных вкладов в марксистскую историографию.
«Итальянское Возрождение явилось главным трудом жизни выдающегося советского ученого, трудом, предназначенным обобщить все то, что было им задумано и создано. Именно в этой, замышлявшейся как трехтомная, монографии он стремился аргументированно изложить свою концепцию Ренессанса и методику комплексного исторического исследования.
При подготовке настоящего издания в текст книги включена правка, которую сам автор предполагал внести в переиздание I тома. Сохранив примечания первого издания, мы нашли нужным несколько дополнить библиографию по важнейшим вопросам, затрагиваемым в I и II томах книги МА. Гуковского. Работа эта в основном была проделана канд. ист. наук И. X. Черняком (все его дополнения даны в квадратных скобках. Несколько сокращен сам текст примечаний, в частности оценочные характеристики упоминаемых трудов и их авторов. Исправлены и сведены воедино генеалогические таблицы. Деятельное участие в подготовке текста принимала вдова автора АС. Кантор-Гуковская.
* В своей концепции Возрождения МА. Гуковский исходит прежде всего из того, что, согласно определению Ф.
Энгельса, это была величайшая из революций, какие до тех пор пережила Земля Итальянское Возрождение рассматривается им как переворот в сфере социальной, экономической, политической и культурной Именно этот, синтетический, как называл его сам МА. Гуковский, подход к проблеме Возрождения лежит в основе его научной методологии. Отметим, насколько этот, опирающийся на всю методологию исторического материализма, принцип отличается от пресловутой культурологии, противопоставляемой некоторыми поклонниками Питирима Сорокина, появившимися в последнее время среди наших философов, рьяно нападающих на историков, мыслящих социально-экономическими категориями и не помышляющих об иронии, чаще всего проявляющейся именно в истории культуры Разумеется, подобные выпады трудно рассматривать как научно обоснованную концепцию — ими лишь подтверждается настоятельная необходимость создания капитальных трудов, подобных книге МА. Гуковского и развивающих его исследовательский метод.
Интерес к проблемам истории культуры неуклонно растет. Созданная при Президиуме АН СССР в составе Научного совета по истории мировой культуры Комиссия по проблемам культуры эпохи Возрождения, в которую вошли многие ученики профессора МА. Гуковского, на своих конференциях поднимает важные вопросы, в том числе затрагивавшиеся ив его трудах. При этом споры о хронологических границах эпохи Возрождения, о ее содержании и т. п. постоянно упираются в насущную необходимость как конкретных исследований частных проблем, таки широких научных обобщений В предисловии ко II тому Итальянского Возрождения МА.
Гуков-
6
Маркс К, Энгельс Ф. Соч. е изд. Т. 20. С. 508.
7
Гуковский МА. Итальянское Возрождение, Л, 1947. Т. I. С. 4, 5.
8
Карпушин В. А. Абу Али ибн Сина и Восточный Ренессанс/УФилосо-фия и история культуры/Под ред. В. А.
Карпушина. МС Перечислим важнейшие из этих сборников трудов Леон Баттиста Лльберти/Отв. ред. В. Н. Лазарев. М,
1977; Типология и периодизация культуры Возрождения/Отв. ред. В. И. Рутенбург. М, 1978; Проблемы культуры итальянского Возрождения/Отв. ред. В. И. Рутенбург. Л, 1979; Культура чпохи Возрождения и
Реформация/Отв. ред. В. И. Рутенбург; Л, 1981; Античное наследие в культуре Возрождения/Отв. ред. В. И.
Рутенбург. М, 1984; Культура Возрождения и общество/Отв. ред. В. И. Рутенбург. М, 1986; Культура эпохи Возрождения/Отв. ред. АН. Немилое. Л, 1986. Общие ский писал Выпуская в свет данную книгу, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что она далека от совершенства. Но все же мы считаем возможным передать ее на суд читателей, потому что она является первой в своем роде как в советской, таки в зарубежной литературе, и мы надеемся, что наши преемники исправят наши ошибки, заполнят допущенные нами пробелы, ив результате такой коллективной работы будет в конце концов создан тот общий труд об итальянском Возрождении, которого так долго ждут читатели. И мы можем более чем четверть века спустя лишь повторить эти слова и выразить надежду, что переиздание книги, давно ставшей библиографической редкостью, послужит новой ступенью к исполнению этой мечты Матвея Александровича.
Доктор исторических наук А. Немилое

проблемы содержатся также в монографиях Рутенбург В. И. 1) Италия и Европа накануне Нового времени (очерки. Л,
1974; 2) Титаны Возрождения. Л, 1976; Брагина Л. М. 1) Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV вв. М,
1977; 2) Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в. М 1983; Ревякина Н. В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины М, 1977; Баткин Л. М.
1) Итальянские гуманисты Стиль жизни и стиль мышления. М, 1978; 2) О социальных предпосылках итальянского
Возрождения//Проблемы итальянской истории. МС ТОМ
ИТАЛИЯ
в е годы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ф. Энгельс назвал эпоху Возрождения величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством, эпохой, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености' Понятно, что эта эпоха и ее деятели в течение последнего столетия вызывали усиленный интерес как у историков-лрофеосионалов, таки у широких слоев читающего общества. Количество работ, посвященных Возрождению, ив первую очередь его наиболее яркому варианту — итальянскому Возрождению, огромно. При этом, особенно после выхода в свет ставшей классической книги Якова Буркгардта,
2
те. после х годов XIX столетия, наибольшее внимание привлекала культура Возрождения, ее писатели и художники, философы и ученые. Однако и другие стороны эпохи Возрождения освещались историками. Было издано огромное количество источников и на их основе написано еще большее количество исследований по политической, социальной и экономической истории Возрождения.
Появление все новых и новых публикаций увеличивало и без того большой интерес, к эпохе Возрождения, но оно же создавало и серьезные трудности для исследователя, который пожелал бы подняться над частностями и дать общую картину эпохи. И действительно, как это ни кажется удивительным, общей работы по итальянскому Возрождению до сего времени не существует. Имеется несколько популярных и поверхностных небольших сводных работ, например книжки Люшера, Функ-
1
Маркс К, Энгельс Ф. Соч. е изд. Т. 20. С. 346.
2
Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер, с нем. С. Бриллианта (с го изд. СПб., 1906. Т. I—II.
10
Брентано, Дживелегова,
3
но ни одна из них не покрывает всего объема материала
Возрождения.
Отсутствие такой сводной работы приводит к тому, что эпоха Ренессанса как целое становится весьма трудно обозримой, что, в свою очередь, вызывает к жизни различные и нередко весьма малообоснованные попытки синтетического ее определения и анализа.
4
Приводит оно также к весьма серьезным трудностям в деле преподавания на исторических факультетах наших вузов, так как даже студенту, свободно читающему на иностранных языках и заинтересовавшемуся материалом итальянского Возрождения, нельзя указать книги, в которой он нашел бы описание эпохи как целого.
Вышеприведенные соображения и побудили меня, после более чем двадцатилетнего изучения отдельных проблем истории Возрождения, приступить к написанию работы, дающей его общую характеристику. Первым томом этой работы и является настоящая книга. Она охватыват историю Италии с 1250 по 1380 г, те. тот период, который может быть назван ранним Возрождением.
В Диалектике природы Энгельс пишет, что Возрождение является эпохой, когда бюргерство сломило мощь феодализма, когда на заднем плане борьбы между горожанами и феодальным дворянством показалось мятежное крестьянство, аза ним революционные предшественники современного пролетариата, уже с красным знаменем в руках и с коммунизмом на Luchaire J. Les Societes Italiennes du XIII au XV ss. Paris, 1933; Funk-Brentano Fr. La Renaissance. Paris., 1935;
Дживелегов А. К-Начало итальянского Возрождения. е изд. М, После выхода в свет I тома книги МА. Гуковского в 1947 г. появилось несколько важных работ общего характера Рутенбург В. И. Италия и Европа накануне нового времени. Л, 1974; Кузнецов Б. Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. М, 1978; Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М, 1978; Горфункель А. X. К спорам о
Возрождении//Сред-ние века (СВ. М, 1983. Вып. 46. С. 214—228.—Рец. на кн Лосев А. Ф. Эстетика
Возрождения Типология и периодизация культуры Возрождения Отв. ред. В. И. Рутенбург. М, 1978; Проблемы культуры итальянского Возрождения/Отв. ред. В. И. Рутенбург. Л, 1979; Культура эпохи Возрождения и
Реформация/Отв. ред. В. И. Рутенбург. Л, 1981; Античное наследие в культуре Возрождения/Отв. ред. В. И.
Рутенбург. М, 1984; Культура Возрождения и общество/Отв. ред. АН. Немилов. Л, 1986; Баткин Л. М. 1) О социальных предпосылках итальянского Возрожде-ния//Проблемы итальянской истории. 1975. МС) Замечания о границах Возрождения//Советское искусствознание. М, 1979. Вып. 2. СВ. М. Die historische Gesamtheit der italieni-schen Renaissance. Dresden, 1979; Sapori A. L'eta della Rinascita. Milano,
1958; Burke P. Culture and society in Renaissance Italy (1420—1540). London, 1972; Delumeau J. La civilisation de la
Renaissance. 2 ed. Paris, 1973; М ас На у D. Profilo storico del
Rinascimento italiano. 2 ed. Bari, 1978].
4
Об этом см Гуковский МАК вопросу о сущности так называемого итальянского Возрождения»//Сборник памяти Карла Маркса. 1883— 1933. Л, устах, — стой эпохи, которая создала в Европе крупные монархии, сломила духовную диктатуру папы, воскресила греческую древность и вместе с ней вызвала к жизни высочайшее развитие искусства в новое время, которая разбила границы старого orbis и впервые, собственно говоря, открыла Землю».
5
Эта в высокой степени замечательная и, к сожалению, редко используемая характеристика определяет Возрождение как переворот в сфере социальной, экономической, политической и культурной, те. как переворот универсальный, что мне кажется единственно правильным.
Поэтому"в своей работе я пытаюсь дать сводное изложение политических событий, соци- ально-экономических сдвигов и культурных достижений данного периода.
Именно установление связей между различными сторонами истории Возрождения, ее различными аспектами, изображение эпохи как исторического целого со всеми его основными чертами и, главное, в основных этапах его развития, составляет важнейшую задачу данной книги.
То обстоятельство, что в написании работы такого рода, у меня совершенно не было предшественников, что мне самому приходилось прокладывать себе путь, естественно создавало весьма серьезные трудности. Первая из них лежала в выборе построения книга, неизбежно достаточно сложного в связи с разнообразием материала, еще усугубляемым политической пестротой Италии. После долгих экспериментов и размышлений я принял следующий порядок.
Изложение в данном томе делится натри главы. Первая, вводная, характеризует положение Италии на рубеже 1250 года, года смерти императора Фридриха II Гогенштауфена; вторая — рассматривает судьбы Италии с 1250 по 1320 г, те. в период наибольшего обострения борьбы передовых городов-коммун с феодальными силами наконец, третья глава освещает историю Италии 1320—1380 гг., те. периода торжества коммунального устройства передовых городов и первых социальных революций. Каждая глава в соответствии с вышесказанным делится натри параграфа, посвященные политическим судьбам, социально- экономической структуре и культуре данного периода.
Изложение работы, охватывающее громадный, поистине необъятный фактический материал, в своих основных, наиболее ответственных частях базируется на собственных моих изысканиях и по большей части основано на первоисточниках.
Само собой понятно, что в книге такого охвата некоторые части не могли быть проработаны исследовательски. В первую очередь это относится к разделам, посвященным изобразительным искусствам.
Возникает вопрос, не было бы более правильным вооб-
5
Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 508.
12
ще опустить эти части. Хотя такое сужение задачи было бы для меня большим облегчением, я решительно отказался от него. Поскольку моей задачей было показать эпоху Возрождения как целое, постольку я не мог, не изменяя своей основной установке, отказаться от анализа любой из даже второстепенных сторон эпохи. А между тем искусство, для исследовательского анализа которого я чувствую себя наименее подготовленным, является бесспорно важнейшим проявлением эпохи, проявлением, без анализа которого картина сразу стала бы явно неполной и даже искаженной
Поэтому я решил сохранить возможную полноту изложения, причем в частях, в которых я не мог изложить результаты собственных исследований, — а таких частей, как сможет убедиться внимательный читатель, не так много, я основываюсь на новейшей и наиболее солидной монографической литературе, указывая ее в приложенном к книге (в виде примечаний) библиографическом указателе. Указатель этот, над составлением которого я работаю уже в течение многих лет, имеет целью дать читателю возможность ориентироваться в новой литературе по всем вопросам, затронутым книгой, и является неотъемлемой составной ее частью.
Не подлежит сомнению, что моя работа имеет немало серьезных недостатков. Мне кажется, однако, что недостатки эти могут быть оправданы, поскольку моя книга является первой в своем роде попыткой сводной работы.
Ленинград, МА. Гуковский
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

перейти в каталог файлов


связь с админом