Главная страница
qrcode

Вся теория. Роды литературы Литературный род


НазваниеРоды литературы Литературный род
Дата10.01.2020
Размер0,96 Mb.
Формат файлаodt
Имя файлаВся теория.odt
ТипДокументы
#158432
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4
Тематика лирических произведений

Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)

Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедиях, и фарсах; узнавание  героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)

Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.

(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".) 
Тема лирического произведения
Краткая характеристика
Пример
Тема любви (любовная лирика)
Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.
А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
Тема природы (пейзажная лирика)
Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы
С. А. Есенин "Береза"
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта
М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти
Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности
А. Н. Радищев ода "Вольность"
Тема дружбы
Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение
А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
Тема одиночества
Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми
М. Ю. Лермонтов "Парус"
Тема родины (патриотическая лирика)
Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества
А. А. Блок "Россия"
Тема народа
Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа
Н. А. Некрасов "Железная дорога"

Структура художественного текста

Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Этапы сюжета:

Этапы развития сюжета


Экспозиция (пролог)
Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)
 - прямая;
- задержанная;
- обратная.
 Завязка
 Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.
Типы завязок:
- мотивированная;
- немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
Место завязки в литературном произведении:
- в начале;
- в конце.
 Развитие действия
 События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
 Кульминация
 Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.
 Развязка
 Положение действующих лиц, которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
Виды развязки:
- естественная (логичное выражение завязки);
- ложная.
Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета):
- внезапная;
- логически вытекающая из развития действия.
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
- единая с кульминацией;
- отдельная от кульминации
 Послесловие (эпилог)
 Заключительная часть произведения.
Типы эпилогов:
- непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности);
- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий).



Конфликт в художественном произведении

Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
 Любовный
 Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных коллизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.
 У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"
 Социально-бытовой (общественный)
 Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.
 А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
 Философский
 Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.
 Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
 Идейный
 Столкновение различных идей, имеющих право на существование.
 И. С. Тургенев "Отцы и дети"
 Психологический
 Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений.
 Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
 Символический
 Противоборство, столкновение реальности с ее символическим перевоплощением; характерен для произведений символизма.
 М. Метерлинк "Синяя птица"

Система образов в художественном произведении

Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.

 
Художественный образ (общее понятие)
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонаж
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя
Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой
Действующее лицо драматического произведения
Главный герой
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь. 


"Обрамляющий" условный рассказчик
Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна
И. С. Тургенев "Записки охотника"
Бесстрастный повествователь
Изображает события как сторонний наблюдатель
А. С. Пушкин "Повести Белкина"
Главный герой произведения
Повествование в произведении ведется от лица главного героя
Ф. М. Достоевский "Подросток"
Рассказчик - словесная маска
Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт
Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
Рассказчик - участник событий
Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собственную интерпретацию увиденного
Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Система рассказчиков
Художественное произведение имеет форму:

- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;

- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
Л. Н. Толстой "После бала"

 

 

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Характер в художественном произведении

Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.


Средства создания литературного героя
Название произведения
Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов
"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Эпиграф к литературному произведению
Может указывать на основную черту характера героя
"Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
Прямая авторская характеристика
Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку
"Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)
Речь героя
Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия
Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова
Поступки, действия героя
Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя
Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Психологический анализ
Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя
"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
Другие герои произведения
Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми
Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Портрет героя
Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)
1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова

2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Социальная среда, общество
Общественные условия, в которых живет и действует персонаж
"Гранатовый браслет" А. И. Куприна
Пейзаж
Раскрывает внутренние переживания героя
Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Художественная деталь
Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа
Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова
Предыстория жизни героя (если есть)
Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа
"Обломов" И. А. Гончаров

Роль писателя в художественном произведении

Образ автора - Художественный образ, носитель авторской речи, наделенный миропониманием писателя, но в то же время передающий долю авторского смысла.

 

 

Сатира и юмор

Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.

Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека. 


Сатирические приемы в художественном произведении

Название сатирического приема
Краткая характеристика
Пример
Гипербола
Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений
"Даже Гротеск
Вид сатирической типизации, при котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического
"Только Фантастика
Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни
Д. Свифт "Путешествие Гулливера"
Эзопов язык
Вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ирония
Тонкая, скрытая насмешка
"Откуда, Сарказм
Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа
"Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя
Аллегория
Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа
Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

Название художественного произведения

Название - авторское наименование конкретного художественного произведения

В основе - имя главного героя произведения
"Евгений Онегин" А. С. Пушкина; "Рудин" И. С. Тургенева
В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения
"Шинель" Н. В. Гоголя
Название - пословица, отражающая суть конфликта произведения
"Свои люди - сочтемся!", "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский
В основе - место, где происходит событие произведения
"Васюткино озеро" В. П. Астафьева; "Невский проспект" Н. В. Гоголя
В основе - главный конфликт художественного произведения
"Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Горе от ума" А. С. Грибоедова
В основе - проблема, поставленная автором в произведении и разрешаемая им в самом повествовании
"Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова; "Что делать?" Н. Г. Чернышевского
В основе - образ-символ
"Гроза" А. Н. Островского; "Вишневый сад" А. П. Чехова
В основе - время, в которое разворачиваются ключевые события художественного произведения
"Ночь накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголя; "После бала" Л. Н. Толстого
Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения
"Война и мир" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского
В основе - характеристика героя, типичная черта персонажа
"Идиот" Ф. М. Достоевского; "Толстый и тонкий" А. П. Чехова

Пейзаж в художественном произведении

Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении.


Роль пейзажа в художественном произведении
Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении)
"Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова." (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")
Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)
"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")
Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования)
"Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"
Символическая (выступает в роли образа-символа)
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух...
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
(А. А. Блок "Незнакомка")

Художественное пространство и время

Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.


 Основные признаки пространства в литературном произведении:

1. Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности.

2. Воспринимается читателем ассоциативно.

Основные признаки времени в литературном произведении:

1. Большая конкретность, непосредственная достоверность.

2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.

3. Представления о движении и неподвижности.

4. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.
Образы художественного времени
Краткая характеристика
Пример
1. Биографическое
Детство, юность, зрелость, старость
"Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н. Толстого
2. Историческое
Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества
"Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Что делать" Н.Г. Чернышевского
3. Космическое
Представление о вечности и вселенской истории
"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова
4. Календарное
Смена времен года, будней и праздников
Русские народные сказки
5. Суточное
День и ночь, утро и вечер
"Мещанин во дворянстве" Ж.Б. Мольера
Художественная деталь в литературном произведении

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
Выделительная
С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных
"И мысль свою Беликов также старался запрятатьПсихологическая
Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа
"...Видали вы когда-нибудь Фактографическая
Деталь характеризует данный факт действительности
"Натуралистическая
Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление
"Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было Символическая
Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни
"Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")
Импрессионистическая
Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны,
Под тобою - глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая,
В бездне воздуха и света.
(К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")

Эпизод

Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.
Сценический (повествовательно-диалогический)
Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется.
Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"
Несценический ("панорамный", описательный)
Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах
Описание Москвы, опустевшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"

Стихосложение
Силлабическая
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В. К. Тредиаковский)
Силлабо-тоническая
Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках
"Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья, в пляске круговой"
(М. Ю. Лермонтов)
Тоническая
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется
улица-змея.
Дома
вдоль змеи.
Улица -
моя. Дома -
мои.
(В. В. Маяковский)

Стихотворные размеры

 


 
Хорей
Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М. Ю. Лермонтов)
Ямб
Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога...
(А. С. Пушкин)
Дактиль
Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу.
(А. А. Блок)
Амфибрахий
Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н. А. Некрасов)
Анапест
Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(А. А. Фет)

Как определить стихотворный размер?

Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:

О милые плуты! Кто часто их видел, - 12 слогов
1. Первое, что мы делаем - делим на слоги строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов) и расставляем ударение

__
Рифма и строфа поэтического текста

Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.


Строфа (греч. strophe - круг, оборот) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

Виды рифм 

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом