Главная страница

Руководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро


Скачать 1,47 Mb.
НазваниеРуководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро
Анкорstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
Дата23.06.2018
Размер1,47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
ТипРуководство
#45282
страница2 из 16
Каталогid44408367

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: strukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc, Effektivnaya_terapia_posttravmaticheskogo_stressovogo.pdf, A_Lengle_Yavlyaetsya_li_lyubov_schastyem.pdf, Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ГЛАВА 2: ФАНТАЗИЯ И ОБРАЗЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Богатство человеческого воображения обеспечивает творчески-ориентированного психотерапевта множеством плодотворных возможностей для диагностики и поведенческих изменений. Такие разные подходы в психотерапии как психоанализ, бихевиоризм, гипнотерапия, группы встреч, игровая терапия, танцевальная терапия и арт-терапия внесли свой вклад в создание многообещающих техник, основанных на использовании воображения клиентов. Семейные терапевты в этом отношении не составили исключения, активно используют те преимущества, которые дают прожективные и экспрессивные проявления человеческого поведения. Некоторые из этих возможностей описываются в данной главе.

Все люди так или иначе пользуются своим воображением (Singer and McCraven,1961), вот почему образы так популярны среди профессионалов, занимающихся человеческим поведением. Среди всего многообразия техник, созданных специально для работы с семьями и супружескими парами, а также адаптированных для этих целей, наиболее яркими являются "семейные фотографии", "семейное кукольное интервью", "поэия и песенная лирика в супружеских группах", "создание аналогичных ситуаций". Каждая из них появилась на психотерапевтической сцене во множестве вариаций и служит различного рода целям.

Сила, заключенная в воображении, поражала человечество на протяжении всей его истории, что было зафиксировано в баснях, сказках, мифах, эпических повествованиях, танцах племен и культурных ритуалах (Bettelheim,1976). Шаманы, целители, писатели, ораторы широко использовали воображение в своей профессиональной деятельности. Посредством обращения к символическому миру в повседневной жизни создавались методы воздействия на человеческое поведение и изменения его в позитивном направлении.

В объективном смысле сам образ не является реальностью, а представляет собой лишь символ чего-то реального, то есть, иными словами, он относится к сфере фантастического. Равно как и словесные символы, образы тесно вплетены в структуреу человеческого общения и имеют скрытые субъективные смысловые оттенки. В нашем воображении представлен символический опыт, имеющий отношение ко всем пяти нашим органам чувств - зрению, обонянию, слуху, вкусу и осязанию. Причем воображение каждого конкретного человека строится на той модальности, которая является для него ведущей.

Согласно Араозу (Araoz,1982,p.xx) создание образов представляет собой когнитивный процесс, сходный с гипнозом. Это "любая психическая деятельность, которая основывается скорее на личностном опыте, чем на критическом размышлении, больше ориентирована на внутреннюю субъективную реальность, чем на внешнюю объективную реальность, скорее правополушарная, чем левополушарная".

Мир идей представляет собой субъективный продукт человеческой психики, основанный на собственном личностном представлении о реалиях окружающей субъекта действительности, на личностной мифологии. Таким образом, мифы используются человеком как для объяснения объективной реальности, так и для деятельности в реальном мире и, кроме того, для обслуживания тех же самых мифов, входящих в качестве неотъемлемой составной части в личностный опыт субъекта.

Мифы влияют также и на жизнь больших социальных сообществ и даже государств: "пусть мир будет демократичным", "защита родины - прежде всего" - примеры таковых.

Люди и семьи имеют обыкновение создавать образы самих себя в мире и действовать на основе этих образов. Образы не только отражают какой-то прошлый опыт, но и сами формируют, строят будущее. Например, семейный миф "мы бедны и с экономической точки зрения являемся жертвами богатых" может привести к чрезвычайно бережливому, скромному поведению, к недоверию к общественным институтам и к представлением о себе как о "маленьких людях" даже спустя достаточно большой промежуток времени после того, как семья достигла весьма высокого социально-экономического статуса. Члены семьи продолжают интерпретировать мир и вести себя так, как будто они являются социоэкономическими жертвами.

Многие из этих мифов принимают форму бесспорных ценностей и ожиданий, которые не могут быть реализованы с каким-то конкретным партнером или семьей. Мифы могут стать причиной того, что в дисфункциональной семье резко снизится спектр возможностей и ее гибкость в реагировании на новые события жизни. Лишь указание психотерапевта на эту ригидность и выявление им новых возможностей может оказаться совершенно недостаточным для того, чтобы преодолеть силу, содержащуюся в мифах, которые часто оказываются сильнее, чем математическая логика, часто неотразимы и непреодолимы для семьи. Араоз назвал этот процесс "негативным самогипнозом". Через негативные образы клиенты скатываются в фрустрацию, пессимизм, агрессию и таким образом подавляют возможность конструктивных изменений. Психотерапевты часто сталкиваются с сопротивлением, которое имеет в качестве своего источника негативные образы и выражается в разнообразных формах стереотипного поведения.

Движение от опыта к образам и от образов к поведению составляет двухсторонний процесс перевода: причем в процессе такого перевода имеют место определенные трансформации реальности, что напоминает детскую игру в испорченный телефон, когда предложение шепчется на ухо соседу и затем передается по кругу, все более искажаясь.

Бендлер и Гриндер (Bandler,Grinder,1975) изучали специфику такого перевода по отношению к психотерапии. Они выделили три процесса, посредством которых опыт трансформируется в нечто отличное от исходной реальности: обобщение, стирание и искажение.

1.Обобщение - процесс выделения какой-то одной части опыта и использование его в качестве всего опыта. Например, выпускник школы, имевший трудности по алгебре в девятом классе, приходит к выводу о том, что у него плохие математические способности и без посторонней помощи он не сможет даже заполнить необходимые документы по страхованию. Другой пример - супружеская пара, у которой родился ребенок с трудностями в обучении, решает больше не иметь детей, так как они полагают, что все их дети будут иметь подобные трудности.

2.Стирание - "процесс, в результате которого мы избирательным образом обращаем внимание на определенные стороны нашего опыта и исключаем из рассмотрения другие". Человек, находящийся в депрессии воображает, что вся его жизнь потерпела крах и он больше не сделает ничего ценного - в подтверждении этого своего ощущения, он может привести неудачу на последнем интервью по устройству на работу, игнорируя то, что он много и плодотворно потрудился в своей области в прошлом. Супружеская пара жалуется на то, что у них более нет никаких общих интересов. При этом они не принимают в расчет, что любят друг друга, что разделяют друг с другом надежды и опасения о будущем детей, религиозные ценности, что у них есть, кроме всего прочего, общие друзья и коллекция старинных вещей.

3.Искажение - "процесс, который позволяет нам дистанцироваться от нашего непосредственного сенсорного опыта". В качестве примера здесь можно привести воображение художника или убеждение родителей в том, что их младенец - будущий гений и пророк.

Среди целей для осуществления которых используются техники воображения можно назвать помощь психотерапевтам и их клиентам осознать те образы, которые лежат в основе их актуального поведения, а также создание новых позитивных образов, которые могут привести к более конструктивным поведенческим изменениям.

Техники, в основе которых лежат образы, фантазия и метафоры тесным образом связаны с прожективно-экспрессивной стороной человеческого поведения. Психотерапевт создает ситуацию, имеющую возможность для данных клиентов оказаться прожективной - это дает ей средства для получения более диагностически-адекватной картины семейной системы. Сходным образом, стимулируя клиентов к тому, чтобы идти вперед и применить вновь открытые возможности для их конкретной жизненной ситуации , мы можем сделать желательные изменения реальными.

По Рабину (Rabin,1960) существует четыре формы проекций. 1. Ассоциативная. Клиентов просят прореагировать явно или

скрыто на слово, образ, идею или рассказанную историю. В качестве примера явной реакции можно привести непосредственный ответ в ассоциативном тесте. Психотерапевт может рассказать клиентам метафорическую историю или анекдот, как это часто имеет место в практике последователей Мильтона Эриксона (Zeig,1980) - здесь предполагается, что клиенты в состоянии отреагировать на некотором подсознательном, "правостороннем" уровне, и что это приведет к позитивным поведенческим изменениям.

2. Конструктивная. Клиентов просят создать свои собственные истории, фантазии, семейную скульптуру, стихотворения, рисунки особого рода (например, "Ваша семья" или "Ваш дом"). Они могут также написать сценарий своих собственных скандалов. Творческая деятельность осуществляется ими полностью самостоятельно, хотя и по просьбе психотерапевта.

3. Завершение. Клиентов просят завершить нечто незавершенное, например, закончить предложение("Как мужчина Я должен..., Как женщина Я могу...), завершить историю, внести нечто свое в фантазию, предложенную психотерапевтом, группой или же другим членом семьи.

4. Экспрессивная. Клиенты свободно выражают себя в игре, в искусстве, в написании историй, в драматизации, кукольном представлении - изображают свой собственный личностный опыт так, как им хочется.

Клиенты могут выражать себя во всех возможных формах экспрессивного поведения - позой, одеждой, тем как они рассаживаются перед первой сессией. Причем словесные метафоры часто очень красноречивы: "Все что бы я не сделал - отвратительно", "Я несу свой крест", "Мы застряли".

Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой ни что иное, как метафору потребностей семейной системы (Papp, 1984). Задача психотерапевта - перевести метафору, отраженную в симптоме на язык функционирования семейной системы.

Те психотерапевты, которые применяют техники на основе фантазии, метафор и образов, получают следующие преимущества:

1. Образы и метафоры не связаны пространственно-временными закономерностями. Мы можем находится в любой точке времени и пространства, делать все что угодно, в любых мыслимых и немыслимых комбинациях. Мы можем оказаться в открытом космосе, или путешествовать по укромным уголкам собственного тела, одновременно существовать в двух ипостасях: ребенка и играющего с ним взрослого, удобно устроиться в утробе матери или беседовать со своим умершим родителем.

2. Образы и метафоры не связаны правилами формальной логики. Наша мысль может двигаться в любом направлении, перепрыгивая от одной идеи к другой, упорядоченность мысли здесь не имеет ровно никакого значения.

3. Образы и метафоры порождают творческую мысль. Новые идеи, возможности и действия могут быть изобретены клиентами, а также, прямо или косвенно, подсказаны психотерапевтом. Например, психотерапевт может попросить членов семьи воочию представить себе такие понятия, как "идеальный брак", "совершенная семья", "идеальный мир". Все детали картины описывает сама семья, которую затем просят проиграть сцену таким образом, чтобы она включала в себя новые конструктивные механизмы взаимоотношений. Клиенты могут также прорабатывать те проблемы, которые существовали в семьях, из которых они вышли, представляя себя в качестве детей в этих семьях и оживляя значимые для них ситуации своего собственного детства, функционируя в них гораздо более эффективно, чем это было на самом деле. При этом психотерапевт может помочь превратить негативные образы и сценарии в позитивные, оптимистические.

4. Образы и метафоры ориентированы на личностный опыт. Клиенты в воображении могут экспериментировать с любыми идеями, возможностями и образцами поведения. Они могут рисковать, взаимодействуя с любым, даже самым странным, человеком или участвуя в любой ситуации без опасения за внешние последствия. Они могут оценить, выправить, усовершенствовать поведенческий сценарий еще до того, как он будет осуществлен в их поведении в реальном мире.

5. Образы и метафоры ведут к большему самоконтролю. Образы создаются клиентами на основе их собственных внутренних ресурсов, и в процессе этой деятельности они научаются контролировать свою психическую деятельность. Самоконтроль дает ощущение большей силы и сподвигает субъекта к большему экспериментированию со своим собственным внутренним миром, что в свою очередь вызывает ощущение адекватности своего места во внешнем мире.

6. Образы и метафоры удивляют. Призыв к клиентам проявить свои творческие способности и дать волю воображению неожиданно может снять самые глубокие защиты. Всегда приятнее услышать, что ты человек очень творческий, чем, что ты болен и выбит из колеи.

Как и все виды техник, те техники, которые представлены в данной главе отнюдь не представляют собой чемоданчик фокусника. Они предназначены для применения в рамках определенной теоретической ориентации в соответствующем времени и месте психотерапевтического процесса. Описанное в данной главе приоткрывает широкий спектр возможностей и может стимулировать воображение самих читателей-профессионалов для изобретения новых техник и творческой адаптации уже имеющихся.
2-1."ВОСПОМИНАНИЯ"
Обоснование
"Воспоминания" представляют собой прожективный метод, который предложил Альфред Адлер (Manaster,Corsini,1982) для оценки жизненного стиля клиента и его социального окружения. Поскольку человеческое восприятие представляет собой субъективный и селективный феномен и поскольку каждый человек обладает большим количеством воспоминаний, любое специфическое воспоминание может оказаться важным и значимым для клиента в данный момент времени. Способ, посредством которого клиент описывает то или иное событие прошлого, может высветить существенные стороны его личности, жизненные цели, верования, установки, а также предпочитаемые сенсорные модальности, необходимые для совладания с трудными жизненными ситуациями.
Процедура
Попросите клиента, супружескую пару или каждого члена семьи независимо друг от друга вспомнить первое пришедшее в голову возможно более раннее событие и описать его так, как будто оно происходит сейчас. Образцы вопросов при этом могут быть такие:
"Не могли бы вы вспомнить самый ранний случай из вашей жизни, когда вы еще были ребенком, который приходит вам в голову?".

"Не могли бы вы вспомнить первый случай из вашего детства, пришедший вам в голову, связанный с вашей мамой (папой, братом, школой и т.д.)?".

"Не могли бы вы вспомнить, при каких обстоятельствах вы впервые встретили своего супруга? Что тогда происходило? Что из произошедшего вас особенно поразило? Что привлекло?"
Затем психотерапевт спрашивает: "Что запомнилось более живо и ярко? Как все это воспринимается вами сейчас, когда вы вспоминаете об этом случае? Счастливы ли вы? Грустно ли вам? Встревожены ли вы и т.д."

Воспоминания стенографируются или записываются на магнитофонную пленку, а затем каждое анализируется на предмет специфики того содержания, которое в нем проявляется. Причем каждое слово в сообщении клиента берется в его буквальном значении, их возможные подсознательные символические смыслы игнорируются.

Проверяется тематическое содержание каждого воспоминания для определения того, что именно беспокоит в данный момент человека. Причем объекты, на которые направлено действие, скорее всего связаны с главными целями и смыслами поведения человека, а прилагательные и наречия описывают его убеждения. Далее выясняется какие из пяти сенсорных модальностей предпочитает данный человек - это становится ясным по тому как он смотрит, слушает и так далее. Кроме того такие жизненные установки как оптимизм, пессимизм и т.д. также проявляются здесь весьма очевидно.
Пример
Воспоминания супружеской пары об их первой встрече.
Воспоминания Мэри.
Мэри: Я вижу Тома в окружении других людей в противоположном конце комнаты. Он одет красиво, нарядно и аккуратно, совсем не так, как остальные. Он подходит и представляется. Мы долго разговариваем. Ему интересно то, о чем я говорю. Он внимателен ко мне. Он помогает мне решить важные проблемы, которые не дают мне покоя. Ему хочется встречаться со мной.

Психотерапевт: Какие из воспоминаний самые живые? Мэри: То, что он обращает на меня внимание даже в присутствии

других людей. Психотерапевт: Что Вы чувствуете, когда сейчас вспоминаете об

этом? Мэри: Печаль. Сейчас он этого не делает.
Воспоминания Мэри приоткрывают сразу несколько тем: 1/она относительно пассивна и хочет, чтобы другие проявили инициативу, 2/она ожидает, что другие будут ею интересоваться, 3/она ждет от других помощи, 4/ для нее имеет значение внешний вид человека, 5/она обращает достаточно большое внимание на аккуратность, 6/ у нее скорее пессимистический, чем оптимистический взгляд на жизнь и на других людей, ее беспокоят серьезные жизненные проблемы, 7/ она имеет тенденцию смотреть на мужчин сверху вниз, 8/ ее приоритетные сенсорные модальности - зрительная и слуховая.
Воспоминания Тома:
Том: Я заметил девушку, которая смотрит на меня. Я думаю, что она очень даже ничего, поэтому я подхожу к ней и знакомлюсь. С ней легко разговаривать и она не имеет обыкновения вести себя агрессивно в разговоре, спорить с собеседником. Скорее всего она уважительно относится ко мне и ей нужно получить мой совет по некоторым вопросам. Я приглашаю ее на танец и она соглашается. Я назначаю ей свидание и она не против провести со мной время. В ее отношении ко мне нет никакой соревновательности. Когда мы танцуем она удивительно приятно прижимается ко мне. Вокруг нее разлита какая-то теплота и эта теплота мне очень нравится.

Психотерапевт: Какие воспоминания наиболее живые? Том: Ее теплота и то, как она, танцуя, прижимается ко мне. Психотерапевт: Что Вы чувствуете, когда все это сейчас

вспоминаете? Том: Чувствую приятное.
Здесь на поверхность тоже выступает несколько важных тем: 1/для Тома имеет значение физическая привлекательность, 2/ ему хочется, чтобы другой человек делал то, что он скажет и не спорил с ним, 3/он склонен к риску, склонен брать на себя инициативу, он - активный человек, 5/для него важны ощущение теплоты и физического контакта, 6/он ожидает критики и соревнования при контактах с людьми и хотел бы оградить себя от такого рода взаимоотношений.

В выше приведенном примере психотерапевт может на основе техники "Воспоминание" оценить важные характеристики жизненного стиля клиентов, их потребности и ожидания, сходные и взаимодополнительные характеристики Мэри и Тома. Данное использование "воспоминаний" дает возможность определить первоначальное соглашение (контракт), существовавшее между членами этой супружеской пары. Том взял на себя обязанность уделять Мэри внимание, способствовать тому, чтобы она чувствовала себя особенной, проявлять инициативу и помогать ей. Предполагалось, что это поможет ей чувствовать себя хорошо. Она же в свою очередь обязана была быть всегда теплой, дружески настроенной, физически близкой, нуждаться в нем, всегда во всем соглашаться, позволить ему быть в позиции сверху. Нарушение данного контракта скорее всего должно было бы привести к разочарованию. Мы можем таким образом заключить, что Мэри хочет больше смотреть и говорить, Том же склонен больше действовать и касаться - оба они нуждаются в том, чтобы изучить язык наслаждения друг друга.

Клиентов можно попросить проинтерпретировать свои собственные воспоминания, или же это может сделать сама психотерапевт, задавая, например, такой вопрос: "Можно ли предположить, что вы являетесь такого рода человеком, который...?"
Использование
Техника может быть использована в работе с любыми клиентами (за исключением маленьких детей), которые в состоянии вспоминать и говорить.

Она может быть применена на ранних этапах психотерапии как диагностическое средство. Ее можно также использовать для периодической оценки в ходе психотерапевтического процесса тех изменений, которые произошли в системе убеждений и восприятий клиентов. Как базисная прожективная техника, этот метод помогает клиентам с большим уровнем сопротивления преодолеть или же обойти те трудности, которые возникают в ходе психотерапевтической беседы.
2-2. СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ
Обоснование.
Универсальность ностальгии и воспоминаний делают технику семейной фотографии полезным инструментом для изучения вклада прошлого семьи и ее членов в настоящее. Семейные фотографии являются средством изучения семейной структуры, характера общения между членами семьи, их ролей и стилей поведения. Как и множество других техник, сконструированных для того, чтобы выявить определенный прошлый опыт или сподвигнуть членов семьи соприкоснуться с чувствами друг друга - проводниками прошлого, в данной технике предполагается, что знание психотерапевта об истории семьи и образцах взаимодействия ее членов может оказаться полезным в понимании актуальной семейной ситуации и что члены семьи, включившись в совместное переосмысление своего опыта, смогут лучше понять чувства друг друга и научиться иметь дело с неразрешенными в настоящий момент конфликтами. Проведенное с точки зрения конкретных психотерапевтических целей исследование семейных фотографий может дать богатые данные об истории развития семьи и взаимоотношений ее членов.

При проведении данной методики психотерапевт может наблюдать многие важные проявления поведения. Какие фотографии показываются в первую очередь, а какие в последнюю ? Кто из членов семьи упущен? Быстро или медленно демонстрируется каждая фотография? В какой мере проявляются при рассматривании фотографий интерес или тревожность? Сопровождают ли показ фотографий шутки и смех? Фотографии можно изучать еще и для того, чтобы определить близость, или наоборот, дистанцию каждого члена семьи по отношению друг к другу и общую атмосферу, царившую в момент съемки. Обычаи, традиции и характер встреч, которые практикуются членами семьи также хорошо здесь проявляются.
Процедура.
Процедура описана Андерсон и Мэллой (Anderson,Malloy,1976). Если у психотерапевта имеются трудности в том, что она не

может достучаться до семьи, или же ей кажется, что семья не в состоянии вспомнить существенные события прошлой жизни и "значимых других", можно попросить их принести фотографии семьи.

Выполняя это разогревающее упражнение, включающие в себя обмен мнениями, семья обсуждает, каким образом фотографии были сделаны и выбраны для семейного альбома. При этом у семьи часто возникают трудности. Распространенные проблемы могут заключаться в невозможности найти фотографию, на которой была бы изображена вся семья, невозможность произвести сам выбор и т.д. Иногда процесс или проблемы, с которыми ожидает столкнуться семья, оказываются гораздо более значимыми, чем сам по себе отбор фотографий. Например, когда семейный альбом не содержит в себе фотографий папы, то это, вероятно, свидетельствует о его неучастии в жизни семьи, а не о том, что он может быть лишь просто "ценный фотограф".

Рассматривание фотографий вместе с семьей может продолжаться в течении нескольких сессий. Обычно семьи благоприятно отзываются на просьбу принести фотографии, так как это является показателем интереса к ним и к их родословной, и эту задачу обычно легко и приятно выполнять. Упражнение несложное и как правило не вызывает слишком сильную тревожность; кроме того, оно просто интересно. Использование фотографий для стимулирования воспоминаний помогает вытащить на поверхность задавленный в прежнем личностном опыте материал и вызывает забытые эмоциональные переживания по отношению к специфическим событиям и людям. Терапевт задает вопросы по поводу индивидуумов и мест, изображенных на фотографиях, а также спрашивает об общем настроении и атмосфере, царившей на съемках. Вопросы могут быть примерно следующими:
"Кто эти люди на фотографиях?" "Помните ли Вы, что происходило во время съемки?" "Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в тот день?" "Кто снимал эту фотографию?" "Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?" "Расскажите мне пожалуйста об этой комнате".
Часто рекомендуется следующая процедура проведения этой методики. Каждого члена семьи просят принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Психотерапевт не дает никаких специфических инструкций по поводу составления набора фотографий.

Она лишь ограничивает число фотографий, которое следует принести. Сам выбор фотографий имеет существенное терапевтическое значение, потому что клиенты нуждаются в том, чтобы пройти через напряженный процесс отбора и придти к какому-то совместному окончательному решению.

Время, которое можно посвятить работе с фотографиями, а также цели их использования ( диагностика, психотерапия ) представляют собой наилучшие детерминанты того, сколько фотографий следует попросить принести на следующую сессию и какой промежуток времени в жизни семьи они должны отражать. Если исходить непосредственно из потребностей практики, то трех фотографий оказывается вполне достаточно для того, чтобы обеспечить достаточное количество материала для обсуждения главной темы - взаимоотношений внутри семьи, уделяя при этом каждому ее члену до 15 минут сессионного времени. Если же понадобится обратится не к одному, а к нескольким поколениям семьи, тогда клиентам будет необходимо принести большее число фотографий и, соответственно, понадобится большее количество времени на сессии для их обсуждения.

При этом важно создать такую атмосферу, при которой все участники процесса будут чувствовать себя свободно и будут в состоянии говорить о личностно-значимых темах и обстоятельствах - следует также иметь в виду, что обсуждение стадий развития семьи и ее актуального функционирования может вызвать весьма сильные чувства.

Для того, чтобы обеспечить адекватное распределение времени и количества фотографий между членами семьи, психотерапевт нуждается в определенной структуре работы на сессии.

Каждый член семьи по очереди представляет выбранные им фотографии и говорит остальным, почему именно они были им выбраны,каковы личностное значение, и личностный смысл, которые они имеют и те чувства, которые эти фотографии вызывают у данного индивида. Здесь могут оказаться существенными как порядок представления фотографий, так и тот стиль, которым оно осуществляется. Особого внимания заслуживает то, какая фотография предъявляется первой, а какая последней, скорость, с которой происходит показ, уровень интереса или тревожности, которые можно связать с появлением очередной фотографии, а также то, насколько серьезны члены семьи во время всего действия или, наоборот, насколько часто они позволяют себе шутить. Также обычно обсуждается содержание каждой фотографии и изучается насколько близки друг другу изображенные члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке - таким образом проводится всесторонняя оценка всех возможных аспектов семейной системы, изучается существование различных группировок внутри семьи, ролевое поведение, границы, коммуникативные процессы, семейные структуры и т.д. Иногда даже забота и внимание, с которыми относятся члены семьи к фотоснимкам может многое прибавить к нашему пониманию той ситуации, которая сложилась в этой семье.

Когда один из членов семьи представляет принесенный им набор фотографий, другие члены семьи поощряются к тому, чтобы реагировать на это представление такими вопросами и наблюдениями, которые задавали бы новые перспективы во взгляде на образцы внутрисемейного поведения.
Пример.
Следующий пример взят из статьи Андерсон и Мэллоу. Мистер и Миссис К. обратились за помощью по поводу их

супружеских проблем. Миссис К. ранее получила диагноз шизофрения и неоднократно госпитализировалась в психиатрической лечебнице. С каждой последующей госпитализацией ситуация в их семье все более ухудшалась. Хотя Миссис К. вела себя довольно неплохо, ее заболевание оставалось в качестве главного фокуса их супружеских взаимоотношений, он обвинял, а она по этому поводу плакала. На тот момент, когда психотерапевтом производилась оценка внутрисемейной ситуации, оба партнера застряли на негативном взаимодействии, определяя жизнь вместе как всецело неудачную и плохую. Стало ясно, что то отрицательное, на котором они сфокусировались, мало способствовало позитивным изменениям и формированию разумных целей в развитии их супружества. На этом этапе работы психотерапевт попросил их принести на следующую сессию по три семейные фотографии.

В следующий раз Мистер и Миссис К. выглядели гораздо оживленнее и проявляли гораздо больше энтузиазма, чем раньше. Их рассказ о том, каким образом они выбирали фотографии указывал на такой уровень общения, который ранее они считали для себя невозможным. Супруги разыскали старый семейный альбом и провели, разглядывая его, первый за многие годы удивительный вечер, доставивший обоим огромное удовольствие. Память Миссис К., диагносцированная ранее как "плохая", в ходе воспоминаний неожиданно улучшилась - именно в тот момент, когда они стали обсуждать те счастливые промежутки времени, которые провели вместе. На одной из фотографий, выбранной Миссис К, изображена она сама в сшитом ею же костюме. Когда Миссис К.описывала эту фотографию, ее, казалось, переполняло чувство гордости. Собственная компетентность, о которой она вспомнила при разглядывании этой фотографии, вытеснила тот негативный образ больного человека, который она теперь постоянно носит в себе. Мистер К. выбрал фотографию своей жены в вечернем платье, которое особенно подчеркивало ее сексуальность. Его выбор настолько смутил Миссис К., что она не смогла позитивно отреагировать на те комплименты, которые он сделал по ее поводу. Этот обмен репликами при разглядывании фотографий и последовавшая за ним дискуссия с убедительсностью продемонстрировали конфликт и замешательство в их сексуальном общении и ожиданиях, которые они имели по этому поводу. Обоим стало легче оттого, что эти вопросы были вынесены на поверхность и супруги с готовностью согласились сделать данную область предметом обсуждения на следующей сессии.
Использование.
Эта техника может быть использована для работы с любой семьей, члены которой в состоянии осуществлять вербальное общение. Она может быть применена для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и взаимоотношений. На основе данной техники может быть также проанализировано влияние, которое прошлое семьи оказывает на ее настоящее. То что сейчас для каждого члена семьи выступает как самое важное, может быть связано с выборами фотографий, которые производятся всеми членами семьи и последующим обсуждением происшедшего.

Если исследуется семейная родословная в нескольких поколениях, инструкция может быть изменена таким образом, что терапевт просит принести по три фотографии, иллюстрирующих каждое из трех поколений семьи или же большее количество фотографий о самых значимых членах расширенной семьи.

При этом могут быть подвергнуты изучению такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли. Членов семьи просят принести фотографии, иллюстрирующие то, как они прорабатывали беспокоящую их проблему в течении прошедших лет их супружеской жизни. Для того, чтобы помочь в определении тех областей, где возникают разочарование, отчаяние и сформулировать цели на будущее, просят принести две фотографии: одна должна представлять собой идеальную ситуацию в их семейных взаимоотношениях (какой бы они желали ее видеть), вторая - реальную ситуацию (как они видят семью сейчас).

Фотографии могут поощрять членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые играет каждый член семьи. Субъективные разногласия в понимании взаимоотношений в прошлом могут также подвергаться сомнению ("Моя мать всегда игнорировала меня" ).

Узнавание себя в зеркале семейных фотографий может в психотерапевтическом плане оказаться очень полезным и благоприятным открытием. Поэтому позитивная реакция на собственный образ всегда должна быть найдена и подчеркнута среди ряда сильно искаженных, негативных. Хотя использование фотографии вряд ли может привести к быстрому излечению и полному избавлению от симптомов, фотографии могут служить средством, по меньшей мере благоприятствующим общению между персоналом клиники и пациентами.
2-3 СЕМЕЙНОЕ КУКОЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ.
Обоснование.
Техника семейного кукольного интервью дает много возможностей для наблюдения видимых, равно как и скрытых путей, посредством которых члены семьи взаимодействуют друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по-поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи - все это дает важные средства понимания существа внутрисемейных взаимоотношений.

Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых как правило вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у психотерапевта вопрос семье: "Зачем вы пришли сюда?"
Процедура.
Процедура описана Бинг(Bing,1970) для использования в работе с ребенком или же со всей семьей.

В индивидуальной беседе ребенка просят выбрать определенное количество кукол, одевающихся на руку, из представленного ему набора, а затем, используя эти куклы, разыграть сказку так, как если бы она показывалась по телевизору. В то время как разыгрывается история, терапевт собирает свободные ассоциации к тому материалу, который содержится в пьесе, "интервьюируя" как кукол, так и кукловода. После "спектакля" психотерапевт беседует с ребенком по поводу сочиненной им истории и ее отношения к реальной жизненной ситуации.

Когда "кукольное интервью" проводится в рамках беседы с семьей, каждого ее члена сначала просят определить проблему так, как она видится с его точки зрения. Чаще всего, с согласия всей семьи, в качестве "проблемы" выступает один из ее членов - т.н. идентифицированный клиент. Дальнейший рост семьи по направлению к более функциональному состоянию заключается в том, что они должны взглянуть на себя как на систему взаимодействия, в которой каждый включен в деятельность каждого.

Объясняя процедуру проведения методики, терапевт просит семью немного поиграть и дает им корзину с игрушками. Семья рассматривает игрушки и выбирает те из них, которые кажутся наиболее привлекательными. Терапевт предупреждает семью о том, чтобы они не придавали большое значение формальному распределению ролей - им разрешается просто играть. В то время как члены семьи выбирают игрушки, терапевт наблюдает за их индивидуальным поведением, отмечая, какие именно игрушки выбираются, какие отвергаются и так далее. Иногда бывает так, что один из членов семьи выбирает игрушки для другого, как бы навязывая другому свой выбор, в то время как другие, кажется, ждут от близких подтверждений их выборов. Выбранные персонажи скорее всего отражают существенные моменты в жизни как самой личности, так и ее ближайшего окружения. То значение, которое имеет кукла для кукловода, может стать ясным непосредственно через взаимодействия и конфликты, представленные в истории, а также из хода обсуждения, которое будет иметь место сразу после представления. Во время этого обсуждения членов семьи попросят подумать над тем, каких кукол они выбрали и почему.

Когда куклы отложены и члены семьи возращаются в круг для обсуждения, их поощряют к тому, чтобы они давали ассоциации по поводу той истории, которую только что играли. Можно попросить, например, каждого члена семьи придумать название для истории, определить, в чем состоит ее главная тема, мораль, урок, который можно из нее извлечь, попытаться определить на месте какого из героев истории данный член семьи хотел бы оказаться больше всего и на месте какого - меньше всего. Членов семьи спрашивают также о том,в какой мере сыгранная история отражает реальную внутрисемейную ситуацию. После этого терапевт пытается помочь семье соединить сыгранную историю с теми вопросами, которые представляются значимыми для конфликтов, имеющих место в данной семье.
Пример.
Семья А. была выбрана для диагностического интервью на основе методики кукольного театра из-за того, что у родителей имела место тенденция интеллектуализировать и даже игнорировать свои чувства, особенно агрессивные. Семья молчаливо выслушала данные ей инструкции. Когда же были показаны куклы, Мистер А. попросил дополнительных пояснений: "Нам необходимо выбрать каких-то определенных кукол?"-спросил он. Когда же ему было сказано, что он может выбрать любые, какие ему нравятся, он тревожно обратился к терапевту со следующим вопросом: "Все это должно происходить без слов или как?"

В противоположность папиной тревожности, 12-ти летний Томми спокойно и методически пересмотрел игрушки и выбрал себе черта и скелета: "Я знаю, какая история у нас будет - Замок приведений - скелет и черт здесь очень даже пригодятся..." Его папа смеется: "О, неужели?"

Идентифицированный клиент, 10-летний Стефан, выбрал пирата с повязкой на глазу. Держа его на уровне своего лица он говорит: "Привет ребята, деньги на бочку!" и тихо смеется.

Мама выбрала двух пушистых игрушек, льва и собаку, и с отсутствующим взглядом, ожидая когда другие закончат отбор, потирает свое лицо мягкой игрушкой. "Лев, - говорит она, - совсем не злой, что же касается собаки, ... то она похожа на Джой, которая была у нас раньше, ее усыпили..." Когда мама говорит, слезы заволакивают ее глаза.

14-ти летняя Луиза лениво и вяло подошла к куклам и выбрала для себя королеву и ведьму, что, как позже оказалось, было связано с придуманной ею историей, в которой злая ведьма пытается убить снежную королеву из-за ревности к ее красоте - тема ревности и соперничества, как стало потом ясно, относилась к ее взаимоотношениям с матерью.

Папа выбирал последним - он остановился на двух женщинах и при этом подчеркнул, что они "добрые", не придираются к другим, у них заботливые глаза, бывает, что они шутят, но шутки у них милые, а вовсе не злые".

Несмотря на огромные усилия родителей, направленные на то, чтобы осуществлять контроль за характером развертываемого действия и не позволять никаким знакам конфликта проникнуть в разыгрываемую пьесу, детям удалось сыграть историю, полную гнева, борьбы и агрессивности, направленных как на других, так и на себя. За таким родительским отношением с очевидностью можно усмотреть страх агрессивности, попытки контролировать процесс представления, а также сам сценарий разыгрываемой пьесы.

Для последующего обсуждения были выбраны следующие вопросы:1.Есть ли у папы потребность в том, чтобы всегда "быть правым" и удовлетворять тех лиц, которые он отождествляет с властью? Считает ли он, что женщины обычно выделывают разные штучки и за ними нужен глаз да глаз? 2. Идентифицирует ли мама себя с Джой и видит своего мужа как льва, которого необходимо дрессировать? 3. Какова причина соперничества между мамой и дочерью? 4. Как конкретно в этой семье выражаются гнев, соревнование и конфликт, если им не позволяют выражаться свободно и открыто? 5. Какова причина столь сильной потребности у членов этой семьи в контроле и отмщении?
Использование
В клинической работе с детьми использование кукол может представлять ценность как в диагностическом, так и в терапевтическом плане, поскольку отсюда можно извлечь богатый символический материал, всегда присутствующий в спонтанной игре. Терапевт имеет возможность вмешиваться в пьесу непосредственно, через вопросы, или предлагая перенаправить действие для того, чтобы произвести изменения в семейной системе. Структурные терапевты используют эту технику как необходимую составную часть своей терапевтической стратегии. Семьи, которые неспособны преобразовать свои мысли и чувства в слова и в которых имеется тенденция манипуляции друг другом через интеллектуализацию могут использовать кукольное представление для безопасного снятия защит в процессе изучения внутрисемейной динамики. Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с детьми от 5 до 12 лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах.
2-4. ПОЭЗИЯ И ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА В СУПРУЖУСКИХ ГРУППАХ
Объяснение
Поэзия всегда рассматривалась как путь к потаенным уголкам человеческой души, к той правде, которая лежит за житейскими фактами и повседневным опытом. Через сочинение собственных стихов или же посредством идентификации с творчеством того или иного поэта люди издавна искали смыслы своих жизней.

Поэтическая терапия имеет длинную историю. Последние варианты этой методики представляют собой ее адаптацию к работе с супружескими группами.

Поэзия дает возможность облегчить групповой процесс и сломать сопротивление супружеских пар, которые приходят к психотерапевту с неспособностью эффективно общаться друг с другом. Неэффективное общение является главным фактором нефункциональности супружеских взаимоотношений.

Мазза и Прескотт (Mazzа,Prescott,1981) описывают использование поэзии в качестве терапевтического инструмента, дающего возможность супружеской паре выразить себя уникальным и неугрожающим их ощущению безопасности путем, адекватно реализовывать способности к вербальному выражению эмоций, внести больше позитивных моментов во взаимодействие друг с другом, а также двигаться по направлению к более открытому и эффективному общению.
Процедура
Большая часть материала, представленного ниже, основана на методе, разработанном Мазза и Прескотт. Существует множество путей использования поэзии в работе с единичной супружеской парой,в супружеской группе, с семьей. Следующие приемы преимущественно направлены на работу с супружеской группой.

1. Стихотворение может быть прочитано группе психотерапевтом или членом группы, который затем просит группу об обратной связи, по отношению к стихотворению как целому, или же к какой-нибудь его строке или образу.

2. Группу могут попросить сочинить вместе стихотворение, причем каждый отдельный человек должен сочинить одну из его строк. Терапевту же необходимо определить тему или задать всей группе какое-то эмоциональное состояние, следя за тем, чтобы эта линия сохранялась бы во всем сочиняемом стихотворении.

3. Группу знакомят со стихотворением или песней. После этого супружеские пары просят разойтись по разным углам комнаты и сочинить поэтический текст длиной в две строки, отражающий то значение, которое, как они полагают, имеет для них данное стихотворение. Затем, когда группа соберется вновь, пары будут иметь возможность поделиться друг с другом этими, только что сочиненными ими, короткими стихами.

4. Поэтические образы и символы берутся непосредственно из диалога членов группы.

5. Клиентов просят принести на очередную сессию те стихотворения и песни, которые они считают полезными для разрешения собственных проблем.

Психотерапевт может прочитать группе стихотворение, просто сказав, что оно ему понравилось или же как-то связав содержание, а также образы поэтического произведения с тем диалогом, который имел место на сессии.
Примеры
Поэзия в качестве техники использовалась в краткосрочной супружеской группе, которая была создана для того, чтобы помочь супружеским парам, развить свои взаимоотношения в позитивном направлении. Цели группы состояли в стимуляции личностного роста как супружеских пар, так и составляющих их индивидов.

Главная тема первой сессии - необходимость установления адекватного пространства для супружеских взаимоотношений. Для того, чтобы адекватно обрисовать данную тему для группы и облегчить ее последующее обсуждение, психотерапевт использовала лирику Джона Денвера из его песни "В поисках пространства", которая оказалась очень полезной для сопоставления индивидуальных впечатлений членов группы по поводу предложенной темы и вместе с тем для обеспечения адекватных оснований для завершения работы группы.

Одна из супружеских пар принесла на очередное занятие песню Кэрола Кинга "Горькое вместе со сладким" для того, чтобы поделиться ее содержанием с группой. Эта пара была вместе уже в течении пяти лет и испытывала напряжения, связанные с двойственными ожиданиями относительно карьеры. Поэзия вызвала на группе живое обсуждение. Группа согласилась с тем, что выделение времени и пространства для каждого супруга является крайне необходимым для супружеских взаимоотношениях, в которых, признало большинство членов группы, существуют как горькие, так и сладкие стороны.

Тема ощущения целостности, возникшая непосредственно в групповой дискуссии, затем стала названием стихотворения, которое совместно сочиняла затем группа. Последующее чтение стихотворения способствовало сплоченности членов группы, которые реагировали на него как на знак того, что они все действительно в настоящий момент чувствуют. Все участники оказались в состоянии предложить такие образы и метафоры, которые послужили адекватными инструментами для самораскрытия.

Стихотворение Стефана Крейна "Что если я выброшу эту ветхую куртку" прочитано группе психотерапевтом в рамках работы с риском и тревожностью в новых обстоятельствах. Семьи сначала обсудили стихотворение, а затем создали на его основе куплеты, которые оказались особенно полезными как в принятии разнообразия взглядов, которые имеются у партнеров на разные стороны действительности, так и на сходство в их мышлении и чувствах, которое собственно и составляет основу супружеских взаимоотношений.

Песня Саймона и Гарфункеля "Звуки тишины" оказалась чрезвычайно полезной, когда пришлось иметь дело со многими невысказанными озабоченностями в данной группе. Этот выбор также обеспечил переход к темам, важным для завершения работы. Один из членов группы прочитал стихотворение Джильберто Джила "Здесь и теперь", которое напомнило всем участникам о важности отстранения от воспоминаний о прошлом, забот о будущем и обращения к тому, что существует здесь и теперь - к актуальной реальности.
Использование
Поэзия как посредник в психотерапевтическом процессе дает возможность обозначить те чувства, которые клиентам по тем или иным соображениям страшно, неудобно выражать в других формах. Как отправная точка в организации внутригруппового взаимодействия поэтическая терапия дает большие возможности психотерапевту для наблюдений специфических образцов поведения супружеских пар.

Клиенты, которые не склонны выражать свои мысли в словах могут испытывать существенные трудности с данной техникой. Временные параметры в использовании этой техники также очень существенны. Поэзия в состоянии помочь самому психотерапевту, может быть, даже больше, чем клиентам. Психотерапевт должен иметь про запас к очередной сессии несколько стихотворений, однако, в то же время, ему необходимо быть готовым отказаться от них, если они окажутся не соответствующими конкретным условиям и обсуждаемому на данной сессии содержанию.

И наконец, способность группы использовать поэтическое произведение для развития межличностных взаимоотношений должно быть решающей детерминантой в выборе поэзии в качестве посредника в психотерапевтическом процессе.
5. "ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ"
Обоснование
Описанная здесь прожективная техника адаптирована для целей семейной терапии Эстер Кенигсберг в 1984 году и представляет собой игру, в основе которой лежит задача завершить незаконченные предложения. Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевленными предметами - метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточиться на чувствах, которые имеются у них по-поводу того, кем данный человек в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую, в представлении какого-то конкретного человека, он играет в своей семье и в обществе в целом. Семейный терапевт использует данную технику и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с "невербальной" семьей или взять под контроль "заинтеллектуализированные" разговоры в семье.
Процедура
Техника "если бы я был" может быть использована самыми разными способами, чаще всего в качестве стремительно развивающейся игры. Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой закончить его. После того, как все члены семьи справятся с заданием, психотерапевт предлагает следующее незаконченное предложение. Все это может быть проделано несколько раз с использованием в качестве метафор разнообразных неодушевленных предметов. Предложения создаются самим психотерапевтом, и делается это таким образом, чтобы включить в процесс метафоры, относящиеся к различным сенсорным и интеллектуальным модальностям. Предложения могут начинаться примерно так:

Если бы я ( он, она, наша семья ) был транспортным средством, я был бы...

Если бы я был штатом США, я был бы... Если бы я был фруктом, я был бы... Если бы я был цветом, я был бы... Если бы я был настроением, я был был бы... Если бы я был грехом, я был бы... Если бы я был инструментом, я был бы... Если бы я был животным, я был бы... Если бы я был известным литературным или историческим

персонажем, я был бы... Если бы я был запахом, я был бы... Если бы я был едой, я был бы...
Игра протекает быстро - члены семьи не должны иметь слишком много времени для обдумывания ответов. Предполагается, что игра будет записана на видеомагнитофон и затем воспроизведена в присутствии семьи, которая каким-то образом сможет отреагировать на происшедшее, а также прокомментировать предложения, составленные их ближними.

Клиентов можно попросить также дать характеристику их выборов с помощью подходящих для этого прилагательных. Например - бледный голубой цвет, прижимчивый плюшевый мишка, большой железнодорожный вагон. Их можно еще спросить, какой смысл конкретная метафора имеет для них. "Жеребец гордый, сильный и быстрый. Он лидирует в стаде и защищает его".
Пример
Мистер и миссис О. начали психотерапию несколько месяцев назад после того, как родился их первый ребенок. Оба чувствовали себя встревоженными и напряженными. После второй сессии психотерапевт отметила для себя, что супружеская пара совсем не говорит о чувствах, а вкладывает всю свою энергию в перечисление бесконечных деталей в споре друг с другом. Психотерапевт кратко объяснила условия игры, дав супругам инструкцию завершить предложения.

Психотерапевт: Если бы я был цветом, я был бы... Мистер О: Я был бы голубым.... Миссис О: Я была бы бледно-желтой... Психотерапевт: Если бы я был автомобилем, я был бы... Миссис О: Я была бы четырехдверным Фордом. Мистер О: Я был бы ...микроавтобусом?... Психотерапевт: Если бы я был животным, я был бы... Мистер О: Я был бы почтовым голубем. Миссис О: Я была бы щенком. Психотерапевт: Не могли бы вы сейчас отреагировать на выборы

друг друга. Мистер О: Мне пришлось по вкусу, что ты сказала бледно-желтый.

Именно это в тебе мне очень нравится. Что-то очень особенное, хотя и приглушенное. Но я бы ни в коем случае не стал изображать тебя в качестве Форда. Ты больше похожа на новые Фольксвагены с откидывающимся верхом, практичные и спортивные.

Миссис О: Я очень удивилась по-поводу того, что ты сказал. Представляю себе, что бы ты придумал по моему поводу? "Обветшалый, но надежный". Непривлекательный человек, с которым ты застрял, и надолго. Почтовый голубь! Так ты видишь себя почтовым голубем?!

Мистер О: Понимаешь, я выхожу для исполнения моей "миссии" каждый день и ежедневно возвращаюсь в свое гнездо, к моему очень теплому и очень сексуальному щеночку. И мне это очень нравится. Жаль только, что щеночек бывает слишком придирчив и раздражителен.
Игра помогла психотерапевту способствовать началу открытого диалога между Мистером и Миссис О. Оба были ободрены теми теплыми словами, которыми они отреагировали на высказывания друг друга. В частности, миссис О, которая испытывала негативные чувства по отношению к себе после рождения ребенка, как физически, так и эмоционально, была ободрена словами мужа. Она пришла в восторг от того, что ее муж видит ее особенной и привлекательной. Затем супружеская пара обсудила сходства ( обоим нравятся бледные цвета ) и различия ( Миссис О. чувствовала себя отвергнутой, чувствовала себя так, как будто ее муж устал от нее ) в их взглядах, а также сильные и слабые стороны союза между ними, трудности, возникающие в совместных беседах по-поводу опасений друг друга. Еще они обсудили желание обоих иметь "совершенный" брак и их взаимно поддерживаемый страх любых конфликтов. Игра помогла супругам понять, что большая часть их раздражительности имеет своим источником недостатки в общении. Каждый был не уверен в том, что думает другой и приписывал другому негативные мысли по своему поводу. Психотерапевту пришлось также поработать с их неспособностью произвольно говорить друг другу комплименты. "Игра" дала им также возможность косвенно похвалить друг друга. Когда барьеры были разрушены и чувства освобождены, психотерапевт получил возможность построить основу позитивной структуры их взаимоотношений, помочь установить более продуктивные пути внутрисемейного взаимодействия.

Вариация данной техники - попросить членов семьи закончить предложения друг за друга. Таким образом можно понять, как они воспринимают друг друга, насколько подлинны при этом их образы.

Значение выборов данного индивида или суждений о нем могут быть сведены воедино, и так может быть получен интересный профиль данного человека, а также как он воспринимается другими.
Метафора Выбор Значение выбора ________________________________________________________________ Животное Жеребец Гордый, сильный лидер,

защищающий слабых

Цвет Красный Сильный, агрессивный
Географическая Океан Большой и глубокий, создающий категория волны, размывающий берега
Орудие Нож Острый, режущий, опасный, может быть полезен
Знаменитый человек Наполеон Диктатор, очень умный, много чего

построил

Психотерапевт может закончить игру следующим рефлексивным утверждением: "По всему видно, что вы думаете о себе как о сильном, агрессивном, разумном человеке, способном к творчеству".
Использование
Упражнение особенно полезно, когда у данной семьи имеются трудности в самораскрытии. Использование неодушевленных предметов для изображения чувств (как позитивных, так и негативных) по отношению к себе и другим довольно безопасно. Поскольку каждый конкретный образ может интерпретироваться самыми разными способами умный психотерапевт будет использовать символы для того, чтобы переформулировать определенные ситуации в позитивном ключе.

Техника может использоваться множеством разнообразнейших путей, пределы ее применения = пределы воображения психотерапевта. Кроме всего прочего ее можно использовать также и в качестве домашнего задания.

Изучая межличностное взаимодействие внутри конкретной семьи, психотерапевт может взглянуть на "предметы" каждого человека в их отношении к предметам других членов семьи. Каково быть рыбой в семье, сплошь состоящей из наземных животных? Каково одному из членов семьи быть громадной дыней, а другим - маленькими фруктами - орехами, виноградом, клубникой? Должны ли в этой семье все быть похожими друг на друга (например, все - спортивные машины)? Многие стороны внутрисемейной динамики могут проявиться с большей вероятостью во время выполнения данной техники, чем в ходе стандартного психотерапевтического опроса.

Психотерапевты с различными теоретическими ориентациями могут толькл выиграть, применяя технику "Если бы я был", хотя ее конкретное применение зависит от этих ориентаций.
2-6 СОЗДАНИЕ АНАЛОГИЧНЫХ СИТУАЦИЙ
Объяснение
Использование метафорических интервенций может помочь клиентам (семьям и индивидам) более четко очертить свою проблему, а затем и решить ее. Метафоры являются эффективными способами обсуждения живого человеческого опыта и могут символизировать конкретные коммуникативные или поведенческие паттерны, предлагая такое их описание, которое отражает совсем другое явление, имеющее место в иной системе внутригруппового взаимодействия. Через аналогии позитивные поведенческие изменения могут осуществляться спонтанно и в соответствии с общими целями терапевтического процесса.

Техники, основанные на метафорах, были предложены в школе стратегической семейной терапии, в частности в работах - Хейли(Haley,1973, 1976), Вацлавика, Викленда и Фиша (Watzlawick, Weakland, Fisch, 1974) и Эриксона (Zeig,1980). Аугустус Напиер и Карл Витакер ( Napier, Whitaker,1978) которые работали в рамках символического подхода к семейной терапии, основанного на личностном опыте, использовали метафоры для того, чтобы эффективно войти в семейную систему и в игровой форме "отщепить" от нее стойкие дисфункциональные паттерны.
Процедура
Как только психотерапевт со всей ясностью понимает трудности семьи, она может выбрать для беседы ситуации или деятельности, которые отражают проблемные области в данной семье и в то же время относительно свободны от груза излишней тревожности. Например, в семье, члены которой находятся в ситуации непрекращающейся войны, может оказаться полезным обсуждение переговоров между предпринимателями и профсоюзами или же темы предотвращения ядерной войны. Уход за садом может служить хорошей аналогией воспитанию детей. Тема обучения домашних животных новым навыкам может пригодится при такой ситуации в супружеских взаимоотношениях, когда один партнер имеет намерение изменить другого на свой лад.

Совсем в другом ключе метафоры могут использоваться для драматизации симптомов. Например, человек, который постоянно жалуется может быть назван "принцессой на горошине", а семья, которая всегда оглядывается назад, направлена в прошлое - "Женой Лота".

Причем психотерапевт никогда не объясняет метафору в связи с острой для данной семьи проблемной областью. Сообщения здесь обычно носят недирективный характер.
Пример
Супружеская пара обратилась к семейному терапевту по поводу сексуальных конфликтов. Жене казалось, что муж не обращает внимание на ее потребности. У нее также сложилось впечатление, что ее игнорировали и она была не удовлетворена теми сексуальными техниками, которые применял ее муж. Терапевт выбрала аналогичную ситуацию, в которой супружеская пара могла оказаться вместе и которая включала бы в себя процесс в той или иной мере отражающий сексуальную активность, но вместе с тем являлась более легкой для обсуждения. Пример Эриксона, когда с семьей говорили о совместном принятии пищи - превосходный для данного случая. В ходе обсуждения терапевт может спросить, случается ли когда-нибудь, что супружеская пара принимает пищу в отсутствии детей, когда за столом едят только супруги. Она может также коснуться вопроса о том, сколь разнообразны различия в пищевом поведении между людьми. Иные медленно раскачиваются, начиная с закусок и засиживаясь перед тарелкой с супом, тогда как другие сразу же едят мясо с картошкой. Он также может сказать что-то вроде того "как гармонично некоторые мужья могут дополнять своих жен за обеденным столом". Если супруги начнут связывать "обеденную тему" с сексуальными отношениями, Эриксон тут же обратится к другому предмету, а затем снова вернется к этой аналогии. Цель здесь - бессознательное связывание этих явлений - конфликтов в отношениях между супругами и кулинарной темы. Затем Эриксон может дать им домашнее задание пообедать вместе, причем так, чтобы каждый получал от этого удовольствие и стимулировал аппетит другого. С большой вероятностью после этогоони будут получать удовлетворение не только от обеда, но и от сексуальных отношений.

Выражение "Это типично американское также, как и яблочный пирог" может служить неплохой аналогией для /КАТЯ! ЭТОТ ПРИМЕР ?????????????????????????????????????????????????????????????????????? Рул(Rule,1983) описывает большое количество использований этой метафоры. Отдельные элементы пирога вносят вклад в целое?????????????ОПЯТЬ НЕ ПОНЯТНО/

Вопросы, которые, как считает Рул, могут способствовать разрешению проблемы, примерно следующие:

"Какие составные части пирога дожны быть изменены для того, чтобы он понравился всем в семье?"

"Чего не хватает в этом пироге?" "Чья ответственность в том, чтобы пирог не пригорел?" "Пусть пирог символизирует проблему, с которой пришла семья.

Кто получит больший кусок?"

Использование
Данная техника может служить в качестве терапевтической интервенции и предназначена для прокладывания новых путей для общения в семье и между партнерами по браку. Так как она недирективна по своей сути, вероятность, что она вызовет сопротивление или будет воспринята клиентами в качестве угрозы существующему "статусу кво" очень мала.

Другое использование метафоры - для общей оценки и углубления в суть ситуации в семье или в супружеской паре, которая сложилась к настоящему моменту. В видеофильме Минухина "Прирученный Изверг" Прирученный Изверг является метафорой внутрисемейных трудностей, когда каждый член семьи рассматривает другого как чудовище, которое не делает то, что он якобы должен делать.

Терапевтическое использование метафоры наиболее эффективно когда оно находится в соответствии с той модальностью ощущения, которая является в данной семье ведущей (т.е. визуальной, слуховой, кинестетической и т.д.). В приведенном выше примере планирование обеда и собственно совместное принятие пищи используется в качестве зрительного и кинестетического аналога метафоры для супружеской сексуальной дисфункциональности.
2-7 ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Объяснение
Данная техника является одновременно диагностическим и терапевтическим средством. Считается, что клиенты, сопротивляющиеся выражению своих чувств, будут более свободно делать это, завершая предложения с открытым концом. Такие предложения представляют собой неопределенные стимулы, поощряющие давать проекции, отражающие внутренний мир человека,специфику восприятия им событий, людей и внешней действительности. При этом более ясно открываются как сознательные, так и бессознательные психические особенности клиентов. Клиенты удивляются сами тем новым мыслям и чувствам, которые они открывают в себе, выполняя предложенные задания. Кроме того для них становятся очевидными трудности, которые имеются во взаимоотношениях в семье, сходства и различия личностных особенностей ее членов.

Клиницист может использовать любые основы предложений, соответствующих конкретному случаю и ему не нужны некие заранее данные стандартизированные формы.
Процедура.
Техника применяется психотерапевтом для большего понимания клиентами себя и улучшения взаимоотношений с окружающими. После того, как получено разрешение попробовать поиграть в нечто новенькое, психотерапевт сажает клиентов лицом к лицу. Гумина(Gumina,1980) предлагая следующую инструкцию:
Психотерапевт: Я вам дам ряд предложений с открытым концом. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можете делать все, что приходит вам в голову. Пожалуйста будьте как можно более свободными - вам разрешается говорить все, что заблагороссудится. Но ни в коем случае не интепретируйте работу друг друга. Только когда мы закончим всю серию, возможно будет обсуждение. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?
Среди типов основ предложений психотерапевт может использовать следующие:

Я должен ... Когда я сердит, я ... Я показаываю мою любовь тем, что.... Моя значимость состоит в том, что... Изменения в моем положении чреваты тем, что... Если бы я набрался смелости, я бы.... Если бы вы меня знали, вы бы ... Тот человек, которого я люблю должен... Моя мать(отец) должна... Мой кумир должен.... Для меня лучшее время - когда...
Интересные окончания, которые даются клиентами могут быть использованы для конструкции следующей основы. Например окончание "Я должна быть хорошей девочкой" может быть преобразовано в основу "Хорошая девочка должна...".
Пример
Следующий пример взят из работы Гумина (Gumina, 1980, pp.203-205).
Том(Т): ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ТАК СЕРДИТ, я бы тебя выслушал. Джоан(Д):ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛА ТАК СЕРДИТА, я бы на тебя не давила. Т: ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ТАК СЕРДИТ, я бы тебе больше нравился. Д: ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛА ТАК СЕРДИТА, мы могли бы вместе заняться

чем-то приятным. Т: ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ТАК СЕРДИТ, я был бы счастливее. Д: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ КОТОРЫМИ Я ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮ ЯВЛЯЕТСЯ моя

холодность. Т: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ КОТОРЫМИ Я ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮ ЯВЛЯЕТСЯ моя

сильная злость. Д: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ КОТОРЫМИ Я ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮ ЯВЛЯЕТСЯ отказ

от совместной деятельности с тобой. Т: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ КОТОРЫМИ Я ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮ ЯВЛЯЕТСЯ отказ

заниматься с тобой сексом. Д: ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЕ ДОВЕРЯЛА, я бы проводила с тобой больше

времени. Т: ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЕ ДОВЕРЯЛ, я не очень бы беспокоился о том,

что у тебя есть другой мужчина. Д: ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЕ ДОВЕРЯЛА, я бы больше делилась с тобой

своими сокровенными мыслями. Т: ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЕ ДОВЕРЯЛ, у меня бы была нормальная эрекция. Д: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТОГО, ЧТО У НАС НЕ БЫВАЕТ СЕКСА

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО мне не надо притворяться. Т: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТОГО, ЧТО У НАС НЕ БЫВАЕТ СЕКСА

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО у тебя не будет возможности сравнивать меня со свои любовником.

Д: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТОГО, ЧТО У НАС НЕ БЫВАЕТ СЕКСА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО я могу больше мастурбировать в одиночестве.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом