Главная страница

Руководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро


Скачать 1,47 Mb.
НазваниеРуководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро
Анкорstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
Дата23.06.2018
Размер1,47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
ТипРуководство
#45282
страница3 из 16
Каталогid44408367

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: strukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc, Effektivnaya_terapia_posttravmaticheskogo_stressovogo.pdf, A_Lengle_Yavlyaetsya_li_lyubov_schastyem.pdf, Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Т: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТОГО, ЧТО У НАС НЕ БЫВАЕТ СЕКСА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ?????????НЕ ПОНЯТНО????

Д: ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, я бы смогла показать тебе как я о тебе забочусь.

Т: ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, я бы не стал продолжать наказывать тебя за ту измену.

Д: ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, мы бы смогли решить все наши проблемы.

Т: ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, я бы прекратил угрожать тебе разводом и мы бы уладили бы наши дела тихо-мирно.
(Многие другие предложения должны быть завершены до того?????НЕ ПОНЯТНО???????? в приведенных ниже примерах)
Д: Я НАЧИНАЮ ПОДОЗРЕВАТЬ, что нам нужно еще сделать очень много работы,

Т: Я НАЧИНАЮ ПОДОЗРЕВАТЬ, что если мы захотим, нам удастся сохранить наш брак.

Д: Я НАЧИНАЮ ПОДОЗРЕВАТЬ, что нам обоим следует измениться.

В этом примере клиенты, выполняя упражнения, более отчетливо поняли ожидания друг друга, свои собственные чувства и проблемы. Простое слушание себя и других может помочь увидеть реальные позитивные изменения внутрисемейных взаимоотношений. Клиенты действительно стали ближе и внимательнее друг к другу.
Использование
Данная техника может использоваться в супружеской, сексуальной и семейной терапии. Результатом ее применения может оказаться новое понимание и новое восприятие ситуации, которое в свою очередь может привести к появлению новых чувств по отношению к ней. Техника может быть использована для преодоления тупиков в общении, для прекращения силовых поединков между членами семьи или хотя бы для того, чтобы выйти за их жесткие пределы. Методика эффективна тогда, когда терапевт уже имеет какую-то информацию о семье - только тогда она будет в состоянии создавать адекватные "основы" предложений.

Данная методика может весьма успешно применяться и в работе с детьми.
2-8 ПРОЯСНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ "МАМА ВСЕГДА ГОВОРИТ... ПАПА ВСЕГДА ГОВОРИТ...".
Объяснение
Данная техника заимствована из групповой психотерапии и адаптирована для семейной и супружеской терапии Джоном Линхардтом. Опросник заполняется всеми участниками психотерапевтического процесса. Методика выявляет ценности родителей и то, как дети воспринимают эти родительские ценности. Это похоже на выявление семейных сценариев в рамках трансактного анализа. С другой стороны, как и все техники по завершению неоконченных предложений, она является прожективной.

Определение, обсуждение и сравнение ценностей представляет собой средство, с помощью которого семья в состоянии лучше понять каждого из своих членов и себя самое как целое. Наблюдение за тем, насколько высказывания какого-то члена семьи соответствуют ценностям других тоже является очень поучительным. Поиск сходства, различий и взаимодополнений в ценностях помогает оценить семейную систему наилучшим способом. Когда ценности проясняются, наблюдаемое поведение может быть лучше понято, появляются новые возможности для преодоления непонимания.

Ценности показывают к чему мы стремимся, что мы хотим делать, учитывая наши ограниченные ресурсы времени и энергии - и таким образом являются очень важными для функционирования семьи. Они являются результатом отработки жизненного стиля в определенных условиях конкретной семейной системы. После того как индивидом приобретен достаточный субъективный опыт взаимодействия с реальной жизнью, развиваются определенные поведенческие образцы и специфическая картина мира. Одни вещи рассматриваются при этом как правильные, другие же - как ложные. У людей обычно всегда имеются ожидания того, что другие будут поддерживать их ценностные ориентации и верования, по крайней мере, до определенных пределов. Многие конфликты в семьях связаны с невозможностью соответсвовать этим ожиданиям и делать то, что другой человек считает "правильным". Ложные предположения о ценностях другого человека, поддержанные соответствующими действиями, являются также возможными источниками конфликтов.

Сам по себе симптом может оказаться связанным с семейными ценностями. Например, во многих дисфункциональных семьях можно найти следующую ценностную установку: хорошо заболеть для того, чтобы снизить напряжение, но в то же время не хорошо злиться.
Процедура
Детей просят заполнить опросник, следуя инструкциям. Если ребенок слишком мал для того, чтобы записывать ответы, психотерапевт может сделать это вместо него. Все родители заполняют опросник одновременно. Ценности, которые выражены каждым из родителей записываются и, вне зависимости от того, согласен ли с этим респондент или нет, сообщаются другим членам семьи.

После заполнения опросников происходит обсуждение, в ходе которого описанные ценности проясняются и более четко определяются. Семья изучает сходство, различия и взаимодополнительность их. При этом могут задаваться такие вопросы как:
"Какие ценности являются общими для всех вас?" "Все ли они равно значимы?" "Какие ценности не являются общими?" "Служат ли они причиной конфликтов?" "Какие ценности взаимодополняют друг друга?" "Наличие каких ценностей тебя удивило?"
Непонимание исправляется. При этом участники обсуждения могут утверждать, что именно их восприятие другого человека является правильным, а представление другого о его собственныых ценностях ложно. В этом случае психотерапевт может спросить первого человека: "Ты согласен с тем, как представляются твои взгляды другому?" Затем он спрашивает второго: ????? НЕ ПОНЯТНО????????????
Пример
Семья Р. обратилась за помощью по поводу отклоняющегося поведения их сына-подростка. В то время как подросток Том заполнял опросник, с родителями проводилась психотерапевтическая встреча. Когда Том вернулся в комнату, его родителям дали в руки опросник и попросили ответить вслух на каждый пункт ( Интересно, что Том написал почти точные формулировки ответов его родителей ). После того как каждый родитель отвечал на вопрос, зачитывался ответ Тома. Ниже приведен опросник с ответами Тома.
РЕАКЦИИ ТОМА НА ТО, ЧТО ВСЕГДА ГОВОРИТ МАМА... Большинство родителей не устают повторять своим детям одно и

тоже по многу раз. Ниже приведены 10 сфер жизненного опыта, и на каждую - незаконченное предложение, которое необходимо завершить. Пример: ДЕНЬГИ

Мама всегда говорит мне "Копи деньги на черный день". Папа всегда говорит "Получай удовольствие с помощью своих

денег". ( Заверши эти предложения с учетом того, что в данном случае

сказали бы твои родители. Затем обведи "А", если ты с ними согласен и "Д", если не согласен. Между прочим, как ты обратил внимание, мама и папа не всегда соглашаются друг с другом ).
ЭКОЛОГИЯ Мама всегда говорит "Хорошо используй то, чем ты владеешь". Папа всегда говорит "Хорошо используй то, чем ты владеешь".
СЕКС Мама всегда говорит"Ты еще слишком мал для этого". Папа всегда говорит "В твоем возрасте ты слишком мал для

этого, но...".

РЕЛИГИЯ Мама всегда говорит "Ты должен ходить по воскресеньям в

церковь". Папа всегда говорит "Ты должен ходить по воскресеньям в

церковь".

ОТДЫХ Мама всегда говорит "Ты должен всегда использовать свое время

с пользой". Папа всегда говорит "Почему бы тебе иногда не расслабиться и

не отдохнуть для разнообразия".

ПОЛИТИКА Мама всегда говорит "Сегодня политикой является буквально все

вокруг". Папа всегда говорит "?????????НЕ ПОНЯТНО???."
РАБОТА Мама всегда говорит "Я не думаю, что ты уже достаточно

взрослый для того, чтобы начать работать". Папа всегда говорит "Я не думаю, что ты уже достаточно

взрослый для того, чтобы начать работать".

СЕМЬЯ Мама всегда говорит "Мы должны больше проводить время

вместе, в семье". Папа всегда говорит "Мы должны больше проводить время вместе,

в семье".

ДРУГИЕ РАСЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Мама всегда говорит "Ты не должен беспокоиться о других,

другие - не твоя забота". Папа всегда говорит "Ты должен стараться опередить других".
ОБРАЗ СЕБЯ Мама всегда говорит мне что "у тебя ко всему негативная

установка". Папа всегда говорит мне, что "я плохой слушатель".
БУДУЩЕЕ Мама всегда говорит, что "я в конце-концов стану врачом или

дантистом". Папа всегда говорит, что "я в конце-концов стану юристом,

инженером или специалистом по компьютерам".

Потом состоялось обсуждение, в фокусе которого оказались те пункты, по которым Том не согласился с родителями.

Родители были удивлены тем, что Том был в курсе того, что они обычно говорят, хотя его система ценностей и отличалась от родительской. Причем система ценностей Тома и его чувства были неизвестны родителям и никаких обсуждений существующих различий ранее не происходило.

Очевидно, что Том оказывался под влиянием родительских ценностей, когда они высказывались только одним родителем, и это влияние изменялось в зависимости от содержания обсуждаемых категорий (см., например, пункты "экология", "религия", "семья").

Том не согласен с тем профессиональным будущим, которое его родители планируют для него. Мама и папа не согласны друг с другом в том, должен ли Том заниматься чем-то полезным или отдыхать, таким образом посылая ему двойное противоречивое сообщение. Ценности родителей по отношению к политике показывают, что они чувствуют себя в этой области бессильными и отыгрывают это бессилие на своем сыне, надеясь, что более властная сторона, в данном случае психотерапевт, поможет им в совладании с сыном. Том чувствует себя более сильным и восстает. Он полагает, что уже вполне вырос для того, чтобы работать и самому выбрать себе профессию.

Дальнейшее изучение сходства и различий в ценностных позициях дало возможность семье улучшить их образцы взаимодействия друг с другом и пересмотреть некоторые из ценностей, которым они привержены.

В качестве варианта применения данной методики можно предложить семье подробно обсудить какой-нибудь единичный ответ. В это время психотерапевт внимательно следит за развертыванием группового процесса.
Использование
Методика используется для определения ценностей, существующих в данный момент в семье и того, как они систематически соотносятся друг с другом. Она может быть применена в работе как с супружескими парами, так и с семьями. Содержание ценностей оказывается очень информативным в понимании жизненного стиля семьи и симптома, по поводу которого она обращается за помощью. Так как ценности представляют собой важный элемент семейной системы, методика дает возможность психотерапевту понять и предсказать течение энергии в системе. Однако, выявленные ценности могут не соответствовать тем, которые члены семьи сознательно считают своими. Вместе с тем, то, что сообщается при заполнении опросника и то, что потом является предметом обсуждения, должно соотносится с реальной деятельностью членов семьи. Например, подростки могут на словах согласиться с идеалистическими ценностями своих родителей, однако действовать совсем не на их основе (в этом контексте важно рассмотрение техники "Сравнение ценностей", которая приведена ниже).
2-9 СРАВНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ.
Объяснение
Техника основана на системном/интеракционистском подходе, предполагающем, что любые социальные взаимоотношения могут быть рассмотрены в целостной перспективе. Техника предполагает, что ценности и социальные роли являются неотъемлемой частью социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных интерпретациях членов супружеской пары или семьи. Она выявляет ценности, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения и дает возможность как психотерапевту, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, имеющимся в данной семье.
Процедура.
Флойд(Floyd,1982) описывает следующий подход в использовании данной техники.

Техника может быть применена, если как минимум два человека участвуют в процессе, причем каждому дается индивидуальное домашнее задание, которое затем обсуждается на следующей сессии.

Задание может вводится следующим образом:

Психотерапевт: Я собираюсь дать вам задание, в котором речь идет о ценностях. Когда вы будете думать о ценностях, пусть вам в голову приходят вещи, явления и виды деятельностей, которые, с вашей точки зрения, наиболее значимы для вас. Каждый из вас должен приготовить два списка ценностей. Один список - ваши собственные ценности. Другой - ценности вашего партнера. Размещайте ценности в порядке их важности. Не существует никаких ограничений по содержанию ценностей. Не обсуждайте ваши списки до того, как мы соберемся на следующую встречу.
На следующей сессии клиентов просят прочитать составленные дома списки вслух, а психотерапевт записывает их на один лист бумаги для того, чтобы они были удобны для сравнения.

Пока участники сессии сравнивают представленные списки, психотерапевт может заняться обдумыванием следующих вопросов: возможный источник ценностей, противоречия между списками и внутри данного списка, различия в содержании списков, внимательность клиентов в знакомстве с ценностями другого и т.д.

Затем клиентов просят обсудить их впечатления от знакомства со списками. Вопросы, которые возникают при этом тоже обговариваются здесь же.
Пример
Список мужа.
Мои ценности: 1.Семья; 2.Работа; 3.Секс; 4. Бег; 5.Путешествия; 6.Друзья; 7.Чтение; 8.Познавать новое.
Ее ценности: 1.Уборка; 2.Семья; 4.Работа; 5.Религия; 6.Вечеринки; 7.Секс; 8.Покупки.
Список жены.
Мои ценности: 1.Хорошее здоровье; 2.Счастье; 3.Семья; 4.Секс; 5.Друзья; 6.Учеба; 7.Работа; 8.Спорт; 9.Религия.
Его ценности: 1.Работа; 2.Деньги; 3.Спорт; 4.Быть любимым; 5.Семья. 6.Путешествия; 7.Секс; 8.Еда; 9.Друзья.
Вот вопросы, которые могут обсуждаться после знакомства клиентов с данными списками:

* Важность "семьи" для мужа не замечается женой.

* Ни один из супругов не отдает себе отчет в том, насколько высок рейтинг секса для другого.

* Уборка, вечеринки, покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве ценностей жены.

* То значение, которое жена придает религии гораздо меньше,

чем это представляется ее мужу. * У супругов много общих интересов - семья, образование, секс,

путешествия, спорт, друзья. * Время не является для супругов ценностью - время вообще и

время, проводимое друг с другом. * Соображения по поводу внимательности в оценке списков друг

друга. * Как восприятие ценностей другого связано с собственными


ценностями?

Использование
Эта техника может быть использована как в семейной, так и в супружеской терапии. Она может применяться в работе с семьей с любым количеством членов, а также для работы с расширенной семьей, включающей в себя несколько поколений. Вот некоторые наиболее продуктивные области использования данной техники: помощь членам семьи в эффективном общении друг с другом, прояснение подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит, кто-то кем-то манипулирует. Техника может быть применена на первых же встречах с семьей, когда у членов семьи есть ощущение, что во взаимоотношениях между ними нет порядка или же какие-то члены семьи страдают от депрессии и безразличного отношения к жизни.

Техника дает информацию об индивидах, членах семьи, но также и о целой семье как социально-психологической системе - о внутрисемейных взаимоотношениях. Она обеспечивает психотерапевта средствами диагностики межличностного восприятия, общения и степени сбалансированности семейной системы.
2-10 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
Объяснение
Родители и "значимые другие" формируют характер растущего ребенка, влияют на его интеллектуальное и эмоциональное развитие. "Значимые другие" составляют неотъемлемую часть наших снов. Изучение материала сновидений позволяет понять специфику дисфункционального взаимодействия между членами семьи и делает возможным изменение структуры этого взаимодействия. Бинум(Bynum,1980 ) описал, как сновидения могут быть использованы в системном подходе. Ниже приводится материал, взятый непосредственно из его работы.

Данная техника ориентирована скорее на динамические аспекты внутрисемейных взаимоотношений, чем на их содержание. Она сфокусирована на формах и стилях взаимоотношений, а не на специфических символических значениях, лежащих за ними. Каждый член семьи имеет свое собственное представление о значимых для него событиях, происходящих в ней и его сновидения отражают особенный, только ему присущий, взгляд на семейный конфликт. Психотерапевт может рассматривать членов семьи как индивидов, соприкасающихся с бессознательным внутренним миром друг друга, хотя в каждой конкретной ситуации это может быть вовсе неочевидно.

Таким образом, с помощью работы со сновидениями неудачные варианты решения проблемы могут быть переструктуированы, что открывает новые возможности для семьи терапии.
Процедура
Членов семьи просят вести дневниковые записи своих сновидений, так как они могут обеспечить богатый клинический материал для использования на сессиях. Существуют различные подходы в применении снов в семейной терапии.

Первый подход заключается в сравнении интерпретаций сновидения каждого отдельного члена семьи со всеми остальными. Причем сновидения идентифицированых клиентов не обсуждаются на начальных сессиях, так как это может способствать непродуктивным фиксациям на его патологических симптомах. Позднее терапевту гораздо легче будет дать понять семье, что нет необходимости отводить идентифицированному клиенту "роль больного". Наряду со сновидениями возможно также использование членами семьи свободных ассоциаций, сходство которых может продемонстрировать степень запутанности субсистем в данной семейной системе.

Следующий подход заключается в том, что всех членов семьи просят определить, какое значение имеет для них тот или иной сон, имея ввиду, что это - их собственная рефлексия, и она может не совпадать с тем, как осмысливает собственный сон его обладатель. Данный подход обеспечивает благоприятную возможность для каждого члена семьи различения себя в семейной системе посредством исследования своих собственных идей и ассоциаций, а также способствует развитию исследовательского и выразительного поведения клиентов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом