Главная страница
qrcode

Руководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро


НазваниеРуководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро
Анкорstrukturirovannie tehniki terapii sherman.doc
Дата23.06.2018
Размер1,47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
ТипРуководство
#45282
страница4 из 16
Каталогid44408367

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: strukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc, Effektivnaya_terapia_posttravmaticheskogo_stressovogo.pdf, A_Lengle_Yavlyaetsya_li_lyubov_schastyem.pdf, Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Третий подход состоит в том, что члены семьи рассказывают друг другу о каких-то снах, не обязательно своих собственных, и интенсивно работают над их значениями и смыслами. Это дает терапевту возможность получить рабочие гипотезы о различных аспектах семейной коммуникации и обеспечивает данные для переструктурирования семейных отношенией.
Примеры
В одной семье клиент рассказывал о повторяющихся снах, в которых он убегает в спальню матери после ссоры с отцом. Оказалось, что клиент регулярно конфликтует - с отцом по поводу денег и с матерью, которая постоянно вторгается в его личную жизнь. Сон отразил созависимость отношенией между родителями и сыном и позволил предположить существование внутрисемейного треугольника, где сын стоит между родителями, при этом на нем фокусируется все родительское внимание.

Девочке-подростку время от времени снился сон о том, как она убегает от родителей на их машине. Как только машина трогается с места, отец бежит за ней, но каждый раз, когда он приближается, машина начинает ехать быстрее и быстрее - наконец, врезается в телефонную будку и девочка разбивается насмерть.

Темы отделения и автономии сочетались здесь с ярко выраженной тревожностью. Как оказалось, источником многих конфликтов были взаимоотношения девочки с ее молодым человеком. Кроме того, она постоянно чувствовала доминирование отца и восставала против него. Если ей долгое время приходилось быть далеко от дома, то она испытывала соматические проблемы и хотела "потерять себя в других мужчинах" .

Ее младшая сестра, тоже подросток, рассказала о сходных повторяющихся снах - какой-то огромный, "внушающий ужас" мужчина, пронзительно кричал на нее, на ее сестру и мать, буквально не давал им прохода, хотя и не убивал. Как оказалось, у отца был маниакально-депрессивный психоз, а мать была крайне религиозная, зависимая женщина. Все три клиентки жаловались на соматические судороги(спазмы), их мучали газы, головные боли и частые депрессии.

В следующем примере выявлены сильные неудовлетворенные потребности зависимости в детско-родительских отношениях. Мать идентифицированного клиента долгое время конфликтовала с детьми, которые выражали недовольство ее постоянной сверхвключенностью в отношения с ними. Всякий раз, когда один из детей попадал в проблемную ситуацию, дома или в школе, мать очень раздражалась и начинала обвинять самого ребенка.При этом она была очень строга со своими детьми. Ей часто снилось, что она находится на незнакомой темной улице и испытывает сильное смятение, потому что с ней никто не разговаривает и она не может найти дорогу домой.

Она чувствовала себя всеми брошеной и одинокой. В другом сне она будто-бы позволяла одному из своих детей идти в школу с каким-то странным типом, своей подругой и ее сыном. Мать не соглашалась с какой-то другой матерью, настаивая на том, что они должны догнать и поймать их. Амбивалентные чувства по отношению к возможному разводу с ее мужем были отражены в психологическом расколе (на " мать" и "другую мать"). "Странный тип" ассоциировался с отцом семьи, что указывало на то, что дистанция между супругами существовала с тех пор, как родились дети и усугубилась в последнее время, когда они выросли и стали относительно длительное время пребывать вне дома. Боязнь изменений и перераспределение власти в отношениях между супругами привели к симтомам у идентифицированного клиента, к тому, что ему пришлось стать "козлом отпущения" данной семьи. Во время психотерапевтических сессий мать была очень угнетена и депрессивна. Стало очевидно, что над супругами действительно висела угроза развода, хотя сами они этого не осознавали.

Один клиент рассказал на сессии ,что ему постояно снится, будто его новорожденный брат превратился в большую птицу и улетел. Казалось бы, что это сон,отражающий обычное соперничество братьев, однако, трудность состояла в том, что новорожденный брат ребенка внезапно умер, и клиент постоянно испытывал горе и чувство вины. Мать также испытывала чувство вины. Она рассказала, что ей снилось, как ее мать берет мертвого ребенка на руки и пытается оживить его. Горе и вина до встречи с психотерапевтом не выражались клиентом открыто, поэтому работа была построена именно на этих моментах.

Сны часто отражают наличие проблем в супружеских отношениях и то место, которое занимает идентифицированный клиент в семейной системе. Например, один подросток описал свои часто повторяющиеся сновидения, в которых его родители уходили из дома. Мальчик этого не хотел, кричал и плакал - тогда родители возвращались и оставались с ним. Когда же он прекращал плакать, родители вновь собирались уходить.
Использование
Сновидения обеспечивают важный ключевой материал, необходимый для понимания внутриличностной жизни клиентов, а также межличностной, и социальной жизни семьи. Сны могут быть использованы в исследовании следующих проблем: созависимость, разводы, психосоматика, супружеские конфликты, подавленные гнев, горе, чувство вины, переход семьи на новый цикл своего развития, ролевые ожидания, семейные альянсы, взаимоотношения между братьями и сестрами, "запутанность" семейных субсистем.
2-11 НАРИСУЙ СОН.
Объяснение
Открытая жестокость и споры в семье, особенно в том случае, когда ребенок оказывается вовлечен в конфликт родителей, скорее всего будут наносить вред ребенку. Испытываемый ребенком стресс может еще более обостриться в том случае, когда имеет место недостаток теплоты и любви к нему со стороны взрослых членов семьи, а также когда конфликты продолжаются в течение значительного периода времени.

Гораздо менее определена та роль, которую поведение ребенка может сыграть в уменьшении, поддержании или обострении родительского конфликта. Наблюдаемые у ребенка симптомы часто укрепляются вследствии того, что они играют центральную роль в преодолении, компенсации внутрисемейного конфликта.

Если идентифицированным пациентом является ребенок, терапевту часто оказывается сложно собрать информацию, которую члены семьи считают неважной или не относящейся к делу. Техника "Нарисуй сон", описанная Тонге (Tonge,1982), является прожективным средством, используемым для того, чтобы оценить уровень дистресса ребенка и его восприятие семейной проблемы. Ребенок воспринимает эту технику как игру, и это часто помогает ему расслабиться и установить хорошие отношения с психотерапевтом.
Процедура
Большая часть приводимого ниже материала была разработана и описана Тонге.

Психотерапевт рисует фигурку ребенка, лежащего в постели, и пририсовывает к нему большой мыльный пузырь - как на карикатурах. Затем терапевт объясняет, что этому ребенку снится кошмар и просит своего маленького пациента нарисовать этот сон. Если, например, ребенка зовут Билл, то терапевт говорит: "Это мальчик, которого зовут Билл - может быть, это даже ты, - и ему снится плохой сон. Не мог бы ты нарисовать мне этот сон". Связывание рисунка, изображающего дурной сон, с реальными жизненными событиями, такими, как ссоры родителей, может помочь ребенку понять смысл его огорчений и поведения. Такое понимание часто сразу же приносит облегчение.

Затем терапевт предлагает показать рисунок страшного сна родителям (с согласия ребенка), так как это может помочь им понять чувства и проблемы ребенка. Терапевт предоставляет ребенку возможность выбора, позволяя ему присутствовать при обсуждении рисунка с родителями. При этом анализируется взаимосвязь рисунка с семейными проблемами. Это обсуждение, в ходе которого ребенок рассматривается лишь как часть проблемы, может оказать очень существенное влияние на родителей, так как часто они не осознают своего участия в создании трудностей в жизни ребенка.

Сон ребенка может показаться странным и неожиданным, но эффект техники "нарисуй сон" обуславливается перенесением акцента проблемы - прочь от фокусировки обсуждения на симптоме идентифицированного пациента. Нарисованный ребенком сон служит переформулировке понимания того, что происходит в семье. Проблема заново определяется ребенком в конкретных понятиях, и ранее скрытое здесь становится явным. Эта переформулировка проблемы является еще более эффективной потому, что родителям предъявляется образ и интерпретации, созданные самим ребенком.

Ребенок ощущает определенную уверенность и безопасность, потому что это - только сон, однако ясность послания и образность рисунка ставит семью перед неизбежным новым пониманием своих конфликтов и необходимостью преодоления разнообразных ухищрений в избегании конфликтов.

Позволительно возразить, что терапевт, ставя себя в положение союзника ребенка, может тем самым преуменьшить роль родителей в семье. Этого можно избежать, если терапевт, выступая в качестве посредника, просто передает рисунок и послание ребенка родителям, подчеркивая, что это - послание их ребенка, обращенное к ним, его родителям. Таким образом терапевт помогает родителям взять на себя ответственность за использование данного послания.

Технику "Нарисуй сон" можно применять в любых формах психологической помощи семье, но особенно она полезна в тех случаях, когда идентифицированными клиентами здесь являются дети.
Пример
Следующий пример приводится Тонге. "Восьмилетний Маркус был направлен к врачу школой, так как он

проявлял все увеличивающуюся агрессивность к другим детям и непослушание учителям. Маркус и его родители были обижены этим направлением. Отец сказал, что Маркус дома застенчив и замкнут, часто не слушает того, что ему говорят, и это вызывало гнев отца" (Tonge,p.217). И не более того - родители не видели в поведении мальчика никаких особых проблем.

Терапевт нарисовал мыльный пузырь для изображения сна "и сказал, что на рисунке изображен мальчик Маркус (может быть, это даже он), которому снится плохой сон. Он немного поколебался, а потом начал рисовать дом, который разрушал "сердитый великан". Затем этот великан должен был уйти... Самой страшной частью сна для Маркуса был момент, когда великан хватал его и начинал трясти (Tonge,p.217).

Затем терапевт сказал Маркусу, что возможно, дома происходит что-то подобное тому, что он видел в этом сне и, может быть, его отец иногда похож на великана из сна. Маркус выглядел очень печальным. Он сказал, что между его родителями часто возникают "страшные ссоры", когда они "разбивают вещи", и что после одной из таких ссор его отец на несколько дней ушел из дома.

Терапевт предложил показать рисунок родителям Маркуса, так как это могло бы помочь им понять, что именно его беспокоило. Марк согласился и решил остаться в кабинете во время разговора терапевта с его родителями. Терапевт объяснил рисунок родителям, связав его с происходившими дома событиями.

Отец Маркуса положил свою руку на "плечо сына и признался, что за последние годы отношения в семье стали именно такими, какими их описал Маркус. Мать не могла справиться с ситуацией и была очень подавлена; она легко раздражалась и была эмоционально недоступна семье... Отец заявил, что не хочет, чтобы их семья распалась и попросил помощи" (Tonge, p.217).

Когда родители увидели нарисованный их ребенком образ его страшного сна, это стало для них ясным свидетельством того, как конфликт между ними влияет на всю семью. Такого рода опыт родители не могли так просто игнорировать, и поэтому, он побудил их к переменам.
Применение
Использование техники "Нарисуй сон" позволяет получить с помощью ребенка картину того, что на самом деле происходит в семье, а последующее обсуждение этого с родителями может повлечь за собой позитивные изменения в семейной системе. Обычно, прежде чем привести ребенка к врачу как пациента с определенными симптомами, родители используют все доступные им пути разрешения проблемы, направленные на изменение поведения ребенка в позитивном направлении. Обращаясь к терапевту, они ожидают, что он также сосредоточит свое внимание на поведении ребенка и попытается изменить именно его. Используя технику "Нарисуй сон", терапевт получает возможность выйти за рамки рассмотрения проблемы с точки зрения перспективы "родитель-ребенок" и дает ребенку средство конкретного и наглядного выражения того, что на самом деле происходит в его внутреннем мире.
2-12. РОЛЬ СНОВИДЕНИЙ В СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.
Обоснование
Интерпретация снов является ценной техникой, введенной в оборот психоаналитиками. Психоаналитически ориентированные сексуальные терапевты используют ее для выявления подсознательных факторов, ответственных за дисфункциональность в области половых взаимоотношений. Клинические исследования психоаналитиков убедительно показывают, что для успешности сексуальной терапии очень важно работать на основе изучения бессознательных феноменов - таких как неразрешенные конфликты, нарушений, связанные с переносом, и сопротивлением (Levay, Weissberg, 1979). Хотя в данном разделе материал дан преимущественно в контексте психоаналитической ориентации, т.е. так, как он описан в работе Левея и Вайсберга, сновидения могут быть использованы в русле самых различных теоретических моделей. Например, адлерианцы обращают внимание прежде всего на содержание сновидений, рассматривая сон в качестве попытки решения мучающей клиента проблемы. Гештальттерапевты рассматривают каждый элемент сна как отражающий одну из сторон личности, нуждающейся в интеграции.

Изучение психотерапевтом и самоисследование клиентами снов может помочь в понимании специфики сексуального взаимодействия между супругами. Левей и Вайсберг приводят случай из работы поведенчески ориентированного сексуального терапевта, которая, с их точки зрения, влияет на сны клиентов через создание конфликтов в их суперэго. В самой общей форме можно сказать, что задача психотерапевта состоит в обеспечении сексуального наслаждения, что вступают в прямой конфликт с функцией суперэго, ответственного за контроль над инстинктивными побуждениями. Активность сновидений также связана с этим конфликтом. Авторы утверждают, что интенсивные взаимоотношения, стимулируемые самим процессом терапии вместе с повысившейся сексуальной чувствительностью играют "активирующую физиологическую и психологическую роль по отношению к содержанию сновидений" (Levay, Weissberg, 1979, р.335). Сны "становятся живее, указывают на лежащие в их основе конфликты более открыто, а также получают более тесную связь с событиями предыдущего дня"(там же, р.335).

Левей и Вайсберг далее разделяют манифестируемое содержание сновидений на четыре типа: эротическое(??????? - далее в тексте никак не раскрывается - возможно опечатка и имеется ввиду эротическое как часть аффективного ????? -АШ), аффективное, когнитивное, ретроспективное, коммуникативное. Такое разделение с их точки зрения позволяет определить адекватные для данной пары методы сексуального возбуждения, а также области подавленных желаний супругов. Аффективные сны дают психотерапевту информацию об эмоциях гнева, страха, утраты, которые стимулируются сексуальными упражнениями, обычно задаваемыми в ходе терапии. Эти сны указывают также на развитие сопротивления и конфликта. Когнитивные сны выявляют подсознательную основу симптомов, представленных в сознании. "Ретроспективные сны приоткрывают корни сексуального конфликта. Коммуникативные сны показывают как материал детства клиента влияет на его сексуальное поведение в настоящем" (там же, р.335).
Процедура
Теория и процесс интерпретации сновидений слишком обширны для того, чтобы их можно было здесь кратко изложить. Вместе с тем, техника может с успехом применяться теми профессионалами, которые уже владеяют данным знанием и хотели бы применить его для целей семейной терапии.

Психотерапевт просит клиентов в деталях записывать свои сновидения сразу же после пробуждения от сна, последовавшего за занятиями сексом, особенно если во время этих занятий они выполняли те или иные указания психотерапевта. Психотерапевт предполагает, что сновидения должны обязательно быть, что само по себе стимулирует клиентов вспомнить то, что им снилось.

На следующей сессии психотерапевт предлагает супругам рассказать свои сны в присутствии партнера. Обоих затем просят дать ассоциации к своим сновидениям, учитывая события предыдущего дня и ожидания каких-то грядущих событий.

Сексуальный терапевт, полагают Левей и Вайсберг, использует материал сновидений несколько по-другому, чем общий психотерапевт. Взаимоотношения сексуального терапевта и клиента менее интенсивны. Оба супруга участвуют в сессии одновременно и внимание терапевта фокусируется на сексуальных и межличностных поведенческих изменениях. Сексуальный терапевт выявляет материал сновидений, соответствующие ассоциации клиентов, а также влияния на сны событий предыдущего дня. Как только необходимая информация выявлена, ставятся более специфические задачи. Терапевт постоянно держит в поле своего внимания связь сновидений с текущим этапом терапевтического процесса и дает клиенту только ту информацию, которая может быть понята им в данный момент. "Терапевт помогает клиентам переопределить или подавить материал сновидений, который чрезмерно возбуждает нежелательные для процесса терапии или супружеских взаимоотношений тревожность и сопротивление" (р.338). Сходства и различия в материале, представленном клиентами, помогает терапевту понять суть взаимоотношений между супругами и их скрытые потребности. "Использование интерпретации сновидений оказывается особенно полезным в работе с теми клиентами, которых не очень занимает психологическая проблематика и которые сексуально подавлены"(там же, р.338)
Пример
Левей и Вайсберг приводят следующий случай:
Мужчина-импотент женился на сексуально активной и чувствительной женщине. Оба осознавали, что у них есть сексуальные проблемы и что они могут их преодолеть. Жена имела за плечами историю сексуальных взаимоотношений с чрезвычайно неадекватными(????) мужчинами. Когда в ходе терапии муж оказался способным к достижению определенного уровня эрекции, жене удавалось избегать его приставаний,через ссылки на то, что она очень устала или больна. Он продолжал выказывать свои желания и проявлял заботу весьма ненавязчиво. В этом контексте муж сообщил на сессии о своих следующих снах:

Сон #1: Он и терапевт в гестаповских формах сопровождают его родителей, а также других людей в Освенцим.

Сон #2: Он принимает ванну с его матерью и происходит нечто, связанное с сексом.

Сон #3: Толстая женщина стоит перед туалетом. Он толкают ее голову в унитаз и хочет вступить с ней в половую связь - в этот момент клиент просыпается.

Эта серия снов иллюстрирует степень и глубину агрессии клиента по отношению к материнским женским фигурам, его злость и испытываемые им побуждения к деструктивному поведению во время секса, а также то, что для него трудно быть нежным и в то же время сексуально адекватным. Клиент был крайне озабочен тем, что за его агрессивные мысли рано или поздно придется платить.
Аналогичным образом были проинтерпретированы и сны жены. Оказалось, что отношения к сексу для обоих партнеров во многом реципрокны. Стало ясно, что избегание сексуального акта было по сути дела в интересах обоих партнеров. Затем супругам было предложено изучить источники их внутренних конфликтов и оказать помощь друг другу в их разрешении.
Использование
Техника может быть использована любым психотерапевтом, который получил подготовку в интерпретации сновидений. Цель метода - приоткрыть как подсознательные конфликты, так и манифестируемые попытки решить их в снах. Стимулируя супружескую пару включиться в сексуальную активность, видеть сны по этому поводу, а затем сообщать на сессии об этих снах, психотерапевт может получить непосредственный доступ в область дисфункциональных внутриличностных и межличностных сил и их скрытых смыслов. Анализ и интерпретация снов каждого из партнеров приоткрывает основу их реципрокного сексуального поведения - показывает как поведение одного из супругов усиливает поведение другого. Сны также используются для разрешения актуальных конфликтов между супругами. Психотерапевт может проанализировать как обладатель сновидений справляется с возникшей ситуацией и каким он видит ее исход.

Другой вариацией применения данной техники является просьба клиенту драматически проиграть его сны, приписав роли своему партнеру, психотерапевту, и если это необходимо, использовать различные предметы в комнате для того, чтобы представить других людей или объекты, содержащиеся в его сне. Это позволяет работать на сессии с материалом сновидений одновременно на эмоциональном и когнитивном уровнях. Через повторение данного проигрывания могут быть объяснены и проанализированы различные варианты решения внутрисемейных конфликтов (Gold,1983). (См. также другие техники сновидений, описанные в этой главе).
2-13. ФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗЫ В СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Обоснование
Применение образов в качестве формирующего средства в сексуальной терапии предложено Нимс (Nims,1975). Формирование ("шайпинг") - техника, используемая бихевиористски-ориентированными психотерапевтами для обучения комплексным умениям и поведенческим образцам. Обучение требует поэтапного продвижения от уже приобретенных навыков к вновь приобретаемым. Образы входят в состав необходимых компонентов нормального сексуального функционирования. Сексуальные фантазии - типичная форма сексуальных образов. Если стимулировать возникновение у субъектов соответствующих образов, можно вызвать специфическую реакцию со стороны половых органов. Это работает как для женщин, так и для мужчин. Причем для мужчин оказываются более эффективными прямые сексуальные фантазии, в то время как женщины сообщают об образах связанных с музыкой, цветами, романтическими темами.

Так как образы являются важным фактором мастурбации, они используются в данной технике как для увеличения возбуждения, так и достижения оргазма при половом акте.
Процедура
Образы в сексуальной терапии предложил использовать Джон Маркис (1970). Он давал указания пациентам, испытывающим трудности с оргазмом при половом акте, мастурбировать. В точке оргазма при мастурбации пациенты (это оказалось эффективным в работе как с мужчинами, так и с женщинами) должны были сфокусироваться на образе полового члена, производящего движения во влагалище.

Затем пациентам давалась инструкция в течении полового акта вспоминать те образы, которые он использовал во время мастурбации и таким образом стимулировать оргазм уже в "боевой обстановке". Некоторым пациентам, зажатым в отношении секса, бывает трудно открыть собственные возбуждающие образы. Для того, чтобы помочь пациентам осознать свои фантазии в ходе мастурбации психотерапевт должен быть директивным. В частности она просит клиента записывать те образы, которые приходят ему в голову во время мастурбации. Вместе с тем директивность может привести к повышению тревожности у клиента, и в этом случае психотерапевт должен вести себя осторожно и адекватно возникшей ситуации.
Пример
27-летняя женщина испытывала оргазм во время мастурбации, используя классическую фантазию "bondage and discipline"(????). Эта пациентка обиделась на использованный терапевтом термин "садомазохический", который с ее точки зрения ассоциировался с "ненормальностью". Она сказала, "мне приятно, когда меня насилуют, но мне не нравится, что вы называете это болью". В ее фантазии она была насильно принуждена к занятиям групповым сексом несколькими грубыми мужчинами, а затем спасена одним сильным, но нежным представителем сильного пола, который прогнал остальных, взял ее на руки и признался в любви. Ее оргазм при мастурбации был запущен декларацией его любви, без каких либо специфических образов в критический момент (Nims,1975).
Женщину попросили сконцентрироваться на образе полового члена, производящего движения во влагалище в то время, как она достигает оргазма при мастурбации. Ей также была дана инструкция в течении полового акта следовать фантазии "bondage and discipline"(????). Через несколько недель пациентка начала испытывать оргазм при половом акте. Ее партнеру при этом предложено говорить в соответствующий момент "Я тебя люблю".
Использование
Данная процедура применяется в случаях с клиентами, которые в состоянии достичь оргазма при мастурбации, однако не могут достичь его при половом акте. Наиболее эффективно она может быть использована на ранних этапах терапии. Хотя в этом разделе техника "формирующие образы в сексуальной терапии" описана как индивидуальная, она с успехом применяется и в супружеской терапии. Психотерапевт может принять решение использовать сексуальные фантазии для прочищения каналов коммуникации между супругами и повышения степени осознания каждым потребностей другого.
2-14 ОБРАЗЫ: СОБЫТИЯ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ
Объяснение
Образы помимо всего прочего используются в семейной терапии для того, чтобы отрефлексировать события, произошедшие с клиентами в детстве. Дети имеют тенденцию к упрощенному и искаженному пониманию родителей. Некоторые семейные системы могут закреплять эти искажения, проявляющиеся в развитии дисфункциональности внутрисемейных ролей в последующих поколениях. Причем искажения могут принимать самые различные формы, включать в себя глубокие ощущения боли, страха и оставленности. Они могут также чрезмерно идеализировать одного из родителей, с образом которого, как кажется клиентам, не мог бы соревноваться никто - ни супруг, ни ребенок.

Образы - это отнюдь не то же самое, что память. Образы встраиваются в субъективные представления о реальности данного индивида и отражают чувства, убеждения и цели, которые имеют происхождение в этих представлениях. Техники на основе образов часто в состоянии освободить сильные подавленные чувства, которые могут быть спрятаны под защитами клиентов, в свою очередь продуцирующих последующие искажения. Детские образы могут быть использованы профессионалами, работающими с семьями, для того, чтобы выявить внутрисемейные традиции, предпочтения, мифы, треугольники. Специалисты, работающие на основе когнитивных теорий, могут найти эти техники полезными для идентификации и интеграции глубинных верований и ценностей клиентов. Образы помогают клиентам придти к сути их проблемы, индивидуальные защиты здесь включаются в гораздо меньшей степени, чем при работе с другими техниками. Приведенные ниже материалы адаптированы из работы Моррисона (Morrison,1981, 52-56), включая пример и области использования.
Процедура
После того как психотерапевт и клиент договариваются поработать с образами, клиентов просят расслабиться и, если им так будет удобнее, даже прикрыть глаза. Затем их просят представить себя детьми в определенном возрасте, а затем вызвать образы своих родителей или же других членов семьи. В зависимости от того, какую задачу ставит перед собой на данном этапе психотерапевт, она может предложить клиентам представить себя в ситуации, когда с ними обращались несправедливо, когда они попадали в неприятное положение между двумя конфликтующими родителями, когда что-то вдруг явилось причиной их злости или чувства оставленности. В частности клиентов могут попросить вообразить себе сцену, где в качестве участника был бы родитель противоположного пола, а также описать его поведение и отношение к окружающему.

Тех клиентов, которые склонны рассматривать себя в качестве жертв, просят создать в своем воображении сцены счастливого времени - приятных мгновений, вечеринок, встреч, подарков, похвал,

развлечений, увлекательных приключений - для того, чтобы получить более сбалансированный взгляд на современную структуру семьи и внутрисемейные взаимоотношения.

Даже детей можно попросить вообразить себе сцены, где они присутствуют совсем маленькие. Клиенты могут делать это все вместе, одновременно и молча, а также записать то, что они увидели, а затем прочитать записанное группе, или же они могут сообщить о своем опыте другим участникам сессии, не записывая его предварительно. Данная техника может быть применена к любой семейной субсистеме.
Примеры
Примеры взяты из работ Моррисона (Morrison,1981). Супружеская пара обратилась за помощью по поводу трудностей,

испытываемых в браке. Среди называвшихся ими проблем были: депрессия, беспокойство и связанные с этим такие симптомы, как трудности в сфере интимных отношений, бессонница и неспособность выразить чувство гнева. В ходе терапии главное внимание уделялось их слабому уровню общения. После многих занятий наблюдались лишь крайне незначительные изменения к лучшему. Несмотря на то, что супруги научились более эффективному общению, они сталкивались с трудностями в применении на практике полученных навыков.Вследствие этого терапевт предложила провести индивидуальные встречи с каждым из супругов, на что они согласились.

Во время индивидуальных встреч пациентов попросили закрыть глаза и представить себе своего родителя противоположного пола. После создания ясного образа своего родителя каждого попросили представить себе своего супруга, как-бы стоящего рядом с этим родителем. Затем их попросили сравнить полученные образы этих двух человек, описав их общие черты и различия.

Один пациент обнаружил, что его мать и жена обладают многими сходными чертами. Мать, будучи человеком сильного, доминирующего характера, контролировала его и постоянно обвиняла. Этот образ помог ему понять свои чувства к жене и взять на себя ответственность за попытки изменить ее в бесплодных усилиях завоевать любовь своей матери. Поэтому он прекратил относиться к своей жене так, как будто она была его матерью. От этого кроме всего прочего выиграли его отношения с детьми.

Другая пациентка благодаря представленным образам обнаружила сходные черты между своим отцом и мужем, увидев, что они оба были людьми слабыми и пассивными. Ее отец никогда ясно не проявлял своей любви к ней. Она смогла признать, что доминировала над своим мужем, что по сути дела повторяло отношение ее матери к ее отцу. Образ матери помог жене уменьшить свою доминирующую роль, и она начали более позитивно относиться к мужу и детям.

После этих индивидуальных занятий по созданию образов как муж, так и жена смогли значительно изменить свое поведение в лучшую сторону, и семейная, а также супружеская терапия могла продолжаться гораздо более успешно.

Супруги были не в состоянии изменить свои отношения к лучшему до тех пор, пока жена не обнаружила, что помехой этому является созданный ею идеализированный образ ее умершего отца. Ожидания, которые она испытывала по отношению к своему мужу, были слишком нереалистичными. Во время занятия по созданию образа жену попросили представить себе обстоятельства смерти ее отца и его похороны. Этого оказалось достаточно, чтобы помочь ей избавиться от негативных чувств, связанных с идеализированным образом отца.
Использование
Образы,полученные в родительской семье могут быть использованы, когда:

1. Супруги не могут преодолеть свои трудности и дисфункциональные роли, даже когда они хорошо разбираются в ситуации, сложившейся в их браке.

2. Супруги испытывают трудности понимания чувств друг друга в ходе семейной терапии.

3. Супруги постоянно путают такие роли как мать-жена, муж-отец. 4. Сильные чувства не проявляются супругами, однако должны

быть выражены в ходе психотерапевтического процесса. 5. Супругам требуется понимание того, каким образом динамика

их чувств по отношению к собственным родителям влияет на их отношение друг к другу.

6. Супруги должны понять, как дети видят взаимоотношения между ними.

7. Когда надежды и упования одного или обоих супругов нуждаются в поддержке в ходе психотерапевтического процесса.

8. Когда супругам необходимо перестать обвинять друг друга вместо того, чтобы попытаться понять точку зрения другого.

9. Когда родителям необходимо понять суть конфликтов с детьми, которые имеют своим источником их конфликты с собственными родителями в детстве.

10. Когда имеет место пропасть между тем, что говорится и тем, что реально делается.

11. Когда есть необходимость помочь одному или нескольким членам семьи интегрировать свой ранний опыт в свою современную ситуацию и актуальное поведение.

12. Психотерапевт хочет использовать представления о прошлом для работы в ситуации "здесь и сейчас".
2-15 НАПРАВЛЯЮЩИЙ ОБРАЗ: ВНУТРЕННИЙ СОВЕТНИК
Объяснение
"Направляющий образ" представляет собой прожективную технику, выявляющую внутренние процессы, которые протекают вне нашего сознательного опыта. Информация, полученная на основе данной техники может быть использована различными путями. Во-первых, осознание индивидом тонких физиологических процессов, протекающих внутри его организма может оказаться полезной для диагностики. Во-вторых, воображение может быть усилено до таких пределов, что могло бы обеспечить специфические физиологические изменения, что в частности полезно для осуществления психотерапевтического процесса. В третьих, в когнитивной перспективе, неназванные неопредмеченные идеи и чувства могут быть в рамках данного подхода доведены до сознания, осмыслены.

Использоване позитивных образов для поддержки адекватного уровня здоровья являлось универсальным во многих традициях врачевания. Еще в начале века Эмиль Куэ, французский фармацевт, основал клинику, в центре которой было использование позитивных образов как метода достижения максимально возможного уровня здоровья. Куэ полагал, что представить себе позитивный результат гораздло более эффективно для изменения нефункционального состояния, чем заставлять себя что-то сделать. Если субъект представляет в своем воображении конечный пункт пути - например, достижение определенного уровня профессионализма или качества жизни, то его мышление неосознанно движется в этом же направлении, и нет необходимости преодолевать естественные внутренние препятствия изменениям. Это особенно важно в том случае, когда человек опасается каких-то негативных моментов, которые могут встретиться на его пути. Помочь человеку взглянуть на ситуацию в более позитивной перспективе может оказаться очень существенным для общего хода лечения. Сила позитивных утверждений засевает семена, которые направляют и психику и тело человека в направлении излечения.

Клиницисты экспериментировали с использованием многих психических образов, создавая такие техники как????? ... behavioral rehersal, dream-a-drama,??? гипноз и многие другие. "Внутренний Советник", техника популяризированная Ойл(Oyle,1976), а также Самуэльсом и Беннетом(Samuels,Bennet,1973) - одна из них. Взаимодействуя со своим "внутренним советником", человек учится учитывать важную информацию, содержащуюся в его бессознательном и чувствовать себя комфортно с такими частями своего Я, которые ранее были недоступны его сознанию.
Процедура
Техники на основе воображения чаще всего используются, когда клиент находится в состоянии релаксации. Достижение состояния релаксации является здесь первым шагом. Для этого существуют множество различных приемов: гипноз, медитация, аутогенная тренировка, воображение тихой, приятной и расслабляющей обстановки(например,отдых на безлюдном пляже), фокусировка внимания на дыхании или на таких фразах как: "я совершенно спокоен" - при этом посторонние мысли должны уйти из сознания и т.д. Адекватный образ побуждает тело к отдыху, сдерживает излишнюю мускульную активность и вербальное мышление, в то же время позволяя позитивному психическому настрою стать доминантным. Для тех немногих клиентов, для которых такое состояние является трудно достижимым, может оказаться полезным тренинг на основе биологической обратной связи. Как только состояние релаксации достигнуто, клиента просят создать в своем воображении картину идеального функционирования его тела и психики.

Один из терапевтических приемов здесь состоит в том, что выбирается картина, которая, как полагает психотерапевт, отражает конфликты и страхи клиентов, а также их стремления к каким-то изменениям. Она просит, чтобы клиент представил самого себя на этой картине и описал ее вслух. Затем психотерапевт выбирает какое-нибудь живое существо на представленной картине и просит клиента рассматривать это живое существо в качестве "внутреннего советника". После этого психотерапевт просит Внутреннего советника таким образом переопределить боль или проблему, чтобы это переопределение исходило от него, а не от клиента. Затем клиента просят вернуться к своему обычному состоянию из состояния релаксации.

Второй из возможных приемов может состоять в том, что клиента просят представить себе комнату, в которой, люди, каким-то образом связанные с его проблемой, ждут его для того, чтобы начать работу над ней работать. Задача же клиента состоит в том, чтобы сформулировать план этой деятельности, а затем войти в комнату и данный план осуществить. Затем он покидает эту комнату и направляется в своем воображении в другую комнату, в которой пребывает Очень Мудрое Существо, к тому же имеющее полную информацию о клиенте и его проблемах, а также о том, что происходило в той, другой комнате. Очень Мудрое Существо дает клиенту совет как ему поступить в его специфической ситуации.
Пример
Следующий пример взят из Вайш (Дж.Вайш, личное сообщение, 1985).

Роберта часто страдала по вечерам от мигреней и вследствие этого не могла заснуть. Терапевт исследует вместе с ней различные тяжелые, раздражающие мысли, которые приходят к ней в голову ночью, особенно те, которые связаны с критическим отношением к ней ее свекрови.

Терапевт решает помочь ей обратиться к Внутреннему советнику. Она просит клиентку расслабиться и представить себе спокойную, гармоничную картину. Роберте приходит в голову образ спокойного, безмятежного луга. Там есть маленький пруд с прозрачной водой. Воздух пахнет чистотой, и вокруг нет ничего отвлекающего внимание, никаких неприятных звуков.

Терапевт затем просит ее представить себе какое-то другое живое существо и дать ему имя.

Роберта: "Рядом со мной волк. Я только что его заметила. Он говорит, что его зовут волк Гэри".

Терапевт: "Спроси его, можно ли его погладить и согласен ли он быть твоим другом."

Роберта: "Он говорит, что можно и он будет моим другом, так как я его не боюсь. Единственное, что я должна делать, - это никогда не причинять ему боль и время от времени гладить его".

Терапевт: "Спроси у Гэри в знак вашей дружбы, не может ли он сейчас помочь тебе избавиться от этих ужасных мигреней".

Роберта: "Он говорит, что я должна выпить воды из этого пруда, и тогда моя голова станет ясной. Это старое лекарство, известное волкам".

Представив себе, что она отпила воды из пруда, Роберта слышит уверения волка, что теперь головные боли пройдут и уже этой ночью она сможет спокойно спать.

Роберта: "Боль прошла". На протяжении последующих недель было несколько ночей, когда

Роберта не испытывала головных болей. Она стала в большей степени осознавать, что вполне в состоянии их контролировать.

Во время другой встречи она спросила волка, как она может улучшить отношения со своей свекровью, которая во всем ее критикует. Гэри объяснил ей, что многие животные, которых он знает, начинают очень сердиться друг на друга, когда один из них пытается захватить территорию другого. Может быть, свекровь зла на нее из-за того, что принадлежавшая ей территория ее сына теперь перешла к Роберте, и поэтому она хочет наказать Роберту. Гэри предложил Роберте каким-то образом показать своей свекрови, что она по-прежнему занимает важное место в жизни сына и что Роберта не будет пытаться занять это место.

Отношения Роберты со свекровью и мужем стали улучшаться по мере того, как она стала позволять своему мужу проводить больше времени с матерью.
Использование
Техника "Внутренний советник" может использоваться, если у клиента есть проблемы совладания со сложной ситуацией, или же ему трудно сделать выбор, составить план действий, хотя он и предпринимает отчаянные попытки в этом направлении, но попал в безвыходное положение - тупик. Техника может оказаться полезной для освобождения неиспользованной внутренней творческой энергии клиента.

В дополнении к этой, ориентированной на принятие решений стороне, техника "Внутренний Советник" поощряет саморефлексию, творчество жизни в широком смысле этого слова и доверие к собственным внутренним ресурсам клиента. Это относительно личностно безопасная техника, так как клиент может вообразить себе, что только не пожелает, без всякого давления со стороны психотерапевта. "Внутренний Советник" клиента может одновременно оказаться его "вторым Я" и данная техника дает возможность интегрировать это "второе Я" в рамках целостной индивидуальности клиента. Если же клиент является очень зависимым и рассматривает психотерапевта в качестве эксперта, данная техническая процедура позволяет произвести в процессе психотерапевтического взаимодействия переопределение позиции клиента как имеющего доступ к богатым "залежам" ресурсов.

Люди могут попасть в заложники своих собственных верований. Это может происходить не только на сознательном уровне, но и на бессознательном тоже. Таким образом, если не осознавая это, клиент представляет самого себя как безнадежную и беспомощную жертву эмоциональной или физической боли, для него важно осознать данную ситуацию и принять такую систему ценностей, которая способствовала бы излечению. Техника "Внутренний советник" может помочь человеку соприкоснуться с его подсознанием, подсказать ему насколько он усвоил новые позитивные верования, ожидания и привычки, в противовес старым - негативным.

Соприкосновение человека со своими внутренними ресурсами придает ему сил и знание того, что он на самом деле может, тем самым повышая его психологическую компетентность.

"Внутренний советник" может предложить пути, посредством которых человек может улучшить свои взаимоотношения с супругом, детьми, родителями, начальниками и подчиненными, произвести дифференцировку своего Я от Я других членов семьи и семейных проблем, излечиться от эмоциональных и коммуникативных отторжений, повысить самооценку.
2-16 СУПРУЖЕСКИЕ ОБРАЗЫ.
Объяснение
В данной технике изучается природа взаимоотношений между супругами. Через использование образов каждый из супругов идентифицирует и обсуждает ту "форму", которую он ощущает как адекватную характеристику другого супруга. С помощью супружеских образов можно подвергнуть изучению восприятие индивидом самого себя, его супруга, и их взаимодействие в недирективном и неагрессивном ключе. Психотерапевт же довольно быстро и без большого числа прямых вопросов может получить информацию о том что в действительности происходит с данной семьей. После того как образы представлены, они супругами отыгрываются. Это может "смягчить" трудную ситуацию, сложившуюся во взаимодействии партнеров. Через использование данной методики супружеская пара дает психотерапевту представление о специфике их взаимоотношений и психотерапевт может производить на этой основе адекватную интервенцию.

Эта техника похожа на "супружеские фантазии" и "супружескую хореографию", описание которых также имеется в данном руководстве.
Процедура
Психотерапевт начинает с просьбы закрыть глаза, обращенной к супружеской паре или парам, если речь идет о супружеской группе. Им говорится, что они должны представить себя в образах и сконцентрироваться на партнерских взаимоотношениях, а также на том, что составляет самые существенную характеристику другого. Кроме того клиенты должны представить себе эти характеристики, воображая себя в качестве каких-то существ, или даже неживых форм, тяжелых или легких, больших или маленьких, всем что может каким-то образом охарактеризовать суть их взаимоотношений. Они должны затем дать возможность своим мыслям свободно течь и попытаться не потерять те ассоциации, которые приходят в голову и которые отражали бы уникальность именно их супружеских взаимоотношений. При этом они не должны быть слишком критичными и не отбрасывать идеи, внезапно пришедшие им в голову, даже, если они считают их бессмысленными или слишком необычными. Потом клиенты изображают то, что пришло им в голову здесь и сейчас - прямо в терапевтическом кабинете. Психотерапевт дает инструкцию каждому партнеру использовать своего супруга/супругу для того, чтобы представить в физическом измерении, что он вообразил. После того, как супружеская пара проигрывает свои образы, сессия заканчивается без каких бы то ни было дополнительных комментариев. На следующей сессии психотерапевт концентрируется прежде всего на представлении супружеской пары как участников некого позитивного самоутверждающего кругового взаимодействия. Рассмотренные в этой перспективе, супружеские проблемы являются ничем иным как безуспешными попытками каждой стороны самостоятельно решить проблемы своих межличностных взаимоотношений. Затем психотерапевт пытается разрушить этот порочный круг, давая каждому партнеру задания, направленные на формирование альтернативных моделей партнерского поведения.
Пример
Лиза и Том участвовали в психотерапевтической группе для супружеских пар. Лиза показывает нам маленького ягненка. Том - это маленький ягненок, который спокойно пасется на пастбище. Лиза - это волк; он кружит на вершине холма невдалеке, пытаясь напасть на ягненка. Ягненок тихо смотрит на волка. Лиза поясняет, что волк знает, что с ягненком он далеко не уйдет и поэтому исчезает за холмами. Ягненок же продолжает пастись, он, как поясняет Лиза, защитил себя тем, что ничего не делал.

Том ставит Лизу с расставленными в стороны руками. Она - компас, а он - альпинист. Видимость плохая, но интуитивно он знает, в каком направлении ему нужно идти. Компас, напротив, всегда показывает совершенно противоположное направление. Том идет, как считает нужным, хотя и берет компас с собой. Иногда он на него смотрит, и тогда начинает сомневаться. Он думает, что с компасом что-то не в порядке, но вместе с тем он не уверен в этом. Он тащит Лизу по комнате и ее руки все время показывают направление, обратное тому, по которому он идет сам. Это означает, что он все время сомневается, колеблясь между собственной интуицией и показаниями компаса.

Далее на сессии терапевт говорит, что она собирается начать с изучения отношений Лизы и ее мужа, чтобы понять, какие задания должен будет каждый партнер выполнить дома. Эти задания будут затем использоваться для того, чтобы выявить, можно ли как-нибудь изменить поведение партнеров. Потом терапевт встречается с супругами раздельно. Она спрашивает Лизу, какие у нее трудности в сложившейся ситуации. Выяснилось, что Лиза отталкивает Тома, т.к. чувствует, что он прилипает к ней и его объятия слишком тесны. В качестве домашенего задания для нее был установлен психотерапевтом другой тип поведения. Она должна приготовить Тому хороший обед, пир со свечами, едой и вином. Она должна сделать это 3 раза до следующей сессии, не предупреждая его заранее, неожиданно. Если Том спросит, зачем она делает такие вещи, она должна пояснить, что так как они оба опасаются, что их супружество эмоционально разрушено, лучше перестать дуться и попытать, не мудрствуя лукаво, просто хорошо относиться друг к другу.

Затем терапевт говорит с Томом и устанавливает следующее: Тому кажется, что Лиза интересуется всем, кроме него и что Лиза хочет уйти от него. Для того, чтобы воспрепятствовать этому, он сосредотачивает свои силы на ней и на семье. Его собственная жизнь как бы отложена на полку. Домашним заданием для Тома было купить книжку по индийской философии и в шести разных ситуациях, когда Лиза рядом, брать ее и сидеть так, как будто он полностью в нее погрузился. При этом он не должен выказывать интерес ни к Лизе, ни к детям. Лишь через полчаса ему следует поделиться с Лизой глубокими истинами, только что открытыми им. Если же Лиза попытается сменить тему, он должен притвориться, что не заметил этого.

Супруги выполнили свои задания, но не полностью. В последующие несколько недель они продолжали выполнять эти и другие задания, пока не освоили их вполне хорошо. Когда супруги закончили терапию, они увидели, что существуют другие пути взаимодействия друг с другом, кроме обычно принятых во взаимоотношениях между ними. Через шесть месяцев терапевт имела удовольствие узнать, что они остались вместе и стараются и дальше совершенствовать свои супружеские отношения.
Использование
Эта техника очень важна в работе с супружескими парами. Психотерапевт и группа во время работы на основе этой техники должны быть в максимальной мере креативными и придумывать супругам задания, не ожидая встречной активности с их стороны. В дополнении рекомендуется работа также и на основе парадоксальных техник.

Техника вскрывает образы, которые существуют в супружеской паре, и составляют то, что Кейл(Саille,1982) называет "мифической моделью" супружеских взаимоотношений. Используя эту технику психотерапевт проникает в структуру двух различных фундаментальных взглядов на мир, например - Лизы и Тома, более глубоко понимает "правды", которые лежат за ними и помогает найти новые пути для супружеского взаимодействия.
2-17 ПУСТОЙ СТУЛ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ
Объяснение
Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено Ф.Перлзом в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951). Цель данной техники состоит в помощи индивиду получить доступ к тем частям своего "Я", которые ранее не были интегрированы в целостную индивидуальность.

Лежащий в основе данной техники процесс основывается на предположении о том, что родительские ????????"internalized object relations"???? отыгрываются в их взаимоотношениях с собственными детьми. Переведенные во внутренний план трудности взаимоотношений у родителей проявляются в проблемах границ и контактов для всей семьи - таких как "козлы отпущения", "запутанный клубок", прожективная идентификация ребенка и т.д.. Эта техника дает также членам семьи возможность вести диалог со "значимыми другими", которые в данный момент не присутствуют на сессии.

В детстве мы переводим наш опыт коммуникаций со "значимыми другими" во внутренний план, интериоризируем его. В этом процессе интроекции мы становимся как-бы частью других людей. Причем мы переводим во внутренний план не просто объекты, но сам способ взаимодействия - всю полярную и противоречивую драму взаимоотношений с ближними. Мы сознательно идентифицируемся с одной стороной в диалоге, отвергая другие ("это не мое") части. ???"The cut-off, disowned"???, бессознательные аспекты диалога могут отыгрываться либо вовне, но чаще всего вовнутрь той же самой семьи, спроецировавшись на ребенка или родителя. Это в свою очередь ведет к различным сложностям в общении и часто к горьким чувствам и нерешенным проблемам внутрисемейных вщаимоотношений.

В работе с семьяи и супружескими парами цель состоит в поощрении индивида к получению обратной связи по-поводу тех чувств и убеждений, которые он проецирует на других членов семьи. Проекции ведут к искажениям реальности в системе. Больше того, семья организуется вокруг этих искажений. Путем интеграции этих чувств в отдельном "Я" можно добиться паттернов коммуникации, которые являются более реалистичными.
Процедура.
Бауэр (Bauer,1979) описывает технику "пустой стул" следующим образом. Психотерапевт провоцирует диалог между родителем и ребенком, якобы сидящем на пустом стуле. Он просит родителей разыграть диалог за обе стороны. Причем инструкция может быть примерно следующей: "На этом стуле, прямо напротив Вас, сидит Ваш ребенок. Пожалуйста сядьте на стул и говорите так, как бы это сделал Ваш ребенок. Скажите то, что Ваше чадо сказало бы Вам, если бы оно оказалось здесь?" После того как в таком положении сказано нечто важное, клиента просят пересесть на другой стул и ответить ребенку, теперь уже от себя. Такой процесс продолжается до тех пор, пока не происходит некоторая важная интеграция. При этом психотерапевт может давать следующие комментарии: "Если я вас правильно поняла, Вы хотели сказать, что очень злы и можете ударить этого человека?" Или же психотерапевт может принять роль "другого Я" клиента и очень кратко сказать о том, что клиент, по ее мнению, сейчас испытывает в действительности, наблюдая при этом реакцию клиента.

Говоря голосом ребенка, родитель приобретает вновь те части своего Я, которые оказались спроецированы на ребенка. В конце-концов фокус сдвигается от диалога взрослого и ребенка к внутреннему диалогу родителя или к диалогу между родителем и его собственным родителем, будто-бы сидящем на пустом стуле. Таким образом данный опыт переводится в историческую перспективу - в родительскую семью самого клиента.
Пример
Бауэр приводит такой пример. Когда миссис К. была ребенком, у нее с отцом были

садомозахические отношения. Она перевела во внутренний план, интернализировала драму жертвы и мучителя, и разыгрывает ее в своей теперешней жизни.

Миссис К. воспринимает своего сына, который сейчас достиг подросткового возраста, как мстительного и очень агрессивного, в то время как себя считает вполне хорошей, миролюбивой.

Терапевт: Миссис К., пожалуйста, представьте, что на этом стуле сидит Ваш сын. (Она кивает). Можете ли Вы ему сказать, что Вы про него думаете и что при этом чувствуете?

Миссис К.: Том, тебе на всех наплевать. Ты всегда хочешь сделать мне больно. Ты меня никогда не слушаешь, ругаешься на меня. Ты плохо учишься в школе. Ты - сплошное разочарование. Ты - просто большая беда.

Т.: А теперь, не могли бы Вы сесть на этот стул и дать голос Тому. Пусть он будет говорить с Вами, как будто Вы сидите на этом стуле (показывает на стул, который она покидает).

К.: Правильно, ты ненавидишь меня! Ты всегда хочешь, чтобы я делал вещи, которые я не хочу делать, и которые только ты считаешь правильными.

\Короткая пауза\. Т.: (за второе "я" Тома) Я борюсь с тобой, т.к. хочу сам

решить, что мне следует делать. Ты все время пытаешься управлять мной. Пожалуйста, подойдите к стулу мамы и поговорите с Томом.

К.: Ты заставляешь меня делать это, потому что ты всегда поступаешь неправильно.

Т.: Пожалуйста, возвратитесь на стул Тома и поговорите за Тома.

К.: (За Тома) Я никогда ничего не могу сделать такого, что показалось бы тебе правильным. (В сторону терапевта): примерно то же самое было у меня с моим отцом. Он все время критиковал меня и в его глазах я никогда не могла сделать чего-нибудь правильного. Это настолько бесило меня, что я хотела сделать обязательно что-то назло, но вместо этого я все время старалась угодить ему. Ничего не выходило.

Т.: Значит, как Ваш отец был зол и агрессивен по отношению к Вам, так и Вы злитесь и нападаете на своего сына; поэтому злится и он и доставляет Вам неприятности?

К.: Да, кажется, именно так. Я не осознавала раньше, что веду себя с собственным сыном совершенно также, как со мной вел себя мой отец.

Т.: Представьте, пожалуйста, что во втором кресле сидит Ваш отец и поговорите с ним.

* * * С началом "разговора" с агрессивным сыном с помощью пустого

стула, миссис К. признает наличие собственной агресии, а когда диалог перешел к спору между ее агрессивным "Я" и ее слабым, пассивным "Я", она еще глубже осознает свою агрессивность. Когда же миссис К. рассказывает про опыт своего бессилия против агрессивного отца, происходит важный сдвиг к семейному прошлому. Диалог между миссис К. и ее отцом добавляет новые подробности к этой теме. Только приняв свою собственную агрессию, она сможет конструктивно взаимодействовать со своим агрессивным ребенком.
Использование
Гештальтистская техника "пустой стул" представляет собой полезное средство для работы с проекцией. Прерывая процесс проекции эта техника помогает родителям вновь приобрести те части своего "Я", которые ранее были утеряны. Через переопределение ????"the disowned side of the dialogue"???, родитель в состоянии видеть ребенка и относится к нему без проекции его ???"disowned fantasy"???. Техника используется для перемещения фокуса внимания психотерапевта и клиентов с отношений между родителем и ребенком к внутреннему диалогу родителя. Таким образом клиент берет ответственность за ту часть сложностей в общении, за которую ответственен он сам и затем поощряется к экспериментированию с новыми поведенческими образцами - уже непосредственно в семье. То же самое может быть проделано с супругом или с ребенком.

В тех клинических ситуациях, в которых родитель совершает проекцию на ребенка, психотерапевт может ее приостановить, используя данную технику. Обычно рекомендуется раздельная работа родителей и детей над своими проекциями, так как такая психотерапевтическая работа может ослаблять межпоколенные границы. При этом важно присутствие супруга, который наблюдая работу партнера над своими внутренними диалогами, спроекцированными на него самого, снижает свои собственные проективные идентификации и в результате лучше понимает своего супруга.

Глава 3: СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Социометричекие техники представляют собой методы для наблюдения, измерения и изменения социального взаимодействия. Взаимоотношения ролей и функций в контексте конкретной социальной системы является здесь главным объектом исследования. В социометрии предполагается наличие прямого взаимоотношения между структурой и функцией. Причем для изменения поведения необходимо переструктуировать соотношение ролей и функций в системе. Вместе с тем подчеркивается значение места каждого индивида в системе с точки зрения того, каковы результаты его деятельности и как они воспринимаются другими членами системы. Таким образом приоткрываются паттерны взаимодействия, его направленность и смысл. Внимание концентрируется на повторяющихся паттернах, а поведение выступает как доступное наблюдению, измерению и предсказанию его последствий,что характерно для любого научно-психологического подхода.

Социометрия может рассматриваться как психотехника и, одновременно, как метод диагностики. В той мере, в которой она используется для описания, социометрия должна следовать критериям, предъявляемым к любому научному инструментарию: необходимость согласия независимых наблюдателей, внутренней непротиворечивости, большой вероятности того, что эти же результаты могут быть получены повторно, если только не произойдет психотерапевтическая интервенция в систему.

Когда же социометрия используется для того, чтобы внести в семейную систему определенные изменения, она выступает как техника, хорошо пригодная для целей семейной и супружеской терапии, так как с ее помощью можно наглядно представить место каждого человека в системе, образцы взаимодействия членов семьи и те чувства, которые они испытывают по поводу всего этого.

В исторической перспективе Морено и его последователи (Moreno,1940, 1945, 1946, 1951,Moreno and others,1966) открыли возможности социометрических техник клиническим психологам, в частности, многие техники, включенные в такие подходы как психодрама, социограмма, скульптура. На этой основе социальные и клинические психологи изобрели много новых техник. Среди них:
1. Социограмма - метод описания предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии.

2. Генограмма - метод описания истории семьи. 3. Экокарта - метод описания места данной семьи в расширенной

семейной системе и социальном сообществе, большое внимание уделяется тем ресурсам, внутренним и внешним которые доступны семье.

4. Семейное пространство - метод описания взаимоотношений пространства, места и эмоций в данной семейной системе.

5. Семейная скульптура - метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений - в сложившейся на данный момент времени ситуации или же идеально.

6. Игры - метафоры для проигрывания ролевого поведения в семье на основе ее какой-то совместной деятельности.

7. Ролевая карточная игра - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное.
Приверженцы различных психотерапевтических школ используют социометрию для получения данных и результатов, соответствующих той конкретной теории, которой они следуют. Например, психоаналитики обращают внимание на получение таких данных, как социальные влияния, модели проекции и идентификации, "неоконченное дело"(unfinished business) или травма в родительской семье, сублимация фрустрации, механизмы совладания и адаптации, ключи к бессознательному идентифицированного пациента.

Теоретики общения разбираются в хитросплетениях линий коммуникации, и дисфункциональных коммуникациях внутри семейной системы. Им интересно определение того, кто находится в центре коммуникативного процесса, кто является звездами в группе,???? blockers,supporters, questionairs, followers.,???? ведомыми и т.д.

Специалисты в области системной семейной терапии озабочены образцами и формами системы внутрисемейного взаимодействия, тем, как она организована с точки зрения распределения власти и принятия решений, границ, близости членов семьи и дистанции между ними, альянсов, сговоров, ролей, правил, сходства и взаимодополнительности членов семейной системы.

Психотерапевт может непосредственно представить эту информацию клиентам, повышая их уровень осознания и понимания ситуации. Она также может вмешаться и переформировать семейную структуру через руководство, вопросы, интерпретации и прямые предписания.
Социометрические техники предоставляют семейному терапевту много возможностей.
1. Они уводят психотерапевтический процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к экспериментальному взаимодействию. Это увеличивает уровень активной вовлеченности каждого члена семьи, что в свою очередь повышает уровень спонтанности клиента и уменьшает его сопротивление, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.
2. Они помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему "здесь и сейчас". Мы можем вспомнить о прошлом, но мы не в состоянии его изменить. Мы можем предвидеть будущее, но мы не в состоянии жить в нем. Помещая все это в "здесь и теперь" и основываясь на своем личностном опыте, клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и будущим, изменяя при этом свое восприятие, понимание ситуации и в конечном счете - поведение, в том числе и межличностное - в семье.
3. Они содержат в себе важные элементы личностной проекции и идентификации. Верования, чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению.
4. Они рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены семьи могут воочию наблюдать, что каждый из них делает, как его собственное поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются его семьей, а какие отвергаются.
5. Они бывают очень неожиданны для клиентов, не соответствуют тому как они себе представляют работу на психотерапевтической сессии и поэтому могут способствовать снятию сопротивления клиентов, с которым психотерапевту так или иначе приходится сталкиваться.
6. Они интересны. Эти техники безусловно привлекают внимание клиентов.
7. Они представляют собой своеобразную форму метакоммуникации. Реальность и мифология здесь соединяются воедино и новые сообщения формулируются, посылаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений. Например, когда семья занимается ваянием скульптуры и отца помещают вне семейного круга спиной к остальным членам семьи, то здесь присутствует множество мощных посланий для мужа, для жены, детей и для всей семьи как целого.
8. Они фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия. Чувства изоляции и одиночества, которые возникают у идентифицированного пациента, у того, кто, по мнению семьи, "болен" подвергаются вызову по мере того, как семья как-бы смотрит на себя со стороны. Становится ясно, что если один член семьи не захочет следовать за другим, то этому другому вряд ли удастся быть лидером, или же, что одному невозможно быть беспомощным и при этом выжить, если другой не будет все делать за него и не возьмет под свой контроль их общую жизненную ситуацию. На основе социометрических техник можно наблюдать и изучить такие факторы как индивидуация, регуляция близости и дистанции, навыки разрешения конфликтов и т.д.
Социометрические техники, представленные в данном разделе - лишь небольшой срез - из числа доступных в литературе.
3-18 СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА
Объяснение
Данная техника представляет собой такую организацию людей и объектов, которая физически символизировала бы внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи должен создать свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу и на чувства, которые при этом испытывают. Таким образом опыт каждого воплощается и проецируется в живую картинку. Папп, Сильверштейн и Картер (Papp, Silverstеin, Carter, 1975) и Дал, Дал и Ватанабе (Duhl, Duhl, Watanabe, 1975) - среди тех стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику.

Одно из многих преимуществ "скульптуры" состоит в ее способности преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллектуализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе, когда семье не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно-ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, тогда появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении "скульптура" является довольно хорошим диагностическим средством.

Другим преимуществом "скульптуры" выступает тот объединяющий эффект, который она производит на семью, заставляет их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое и каждый его элемент - самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую данную субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которое это будет иметь для всей семьи. "Скульптура" не только объединяет семью, она еще подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того она требует от индивида, обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать.

"Скульптура" также обеспечивает терапевта возможностью прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт может при этом помочь членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя таким образом созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что "скульптура" может использоваться для внесения позитивных изменений в семью, для того, чтобы она стала более функциональной.
Процедура
"Семейная скульптура" может оказаться уместной на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, и некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые могли бы использоваться в качестве заменителей отсутствующих на сессии членов семьи. "Скульптура" может изображать как семью в ее настоящем, так и прошлое семьи. В "скульптуру" может быть также включено и любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что "скульптура" полезна прежде всего для прочувствования того, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди может показать его видение внутрисемейных взаимоотношений через изображение их в живой скульптуре - так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Папп предлагает, чтобы скульптор обращался с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его невербально охарактеризовать. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптура, как сам "зодчий" его видит. "Ваяние" продолжается до тех пор, пока скульптор не удовлетворится своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с "материалом", имея ввиду, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи построит свою "реальную" семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент времени, можно попросить построить скульптуру "идеальной семьи".

Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в ваяние, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя творческий процесс. К "идеальной" скульптуре семьи можно обращаться впоследствии для того, чтобы проследить динамику психотерапевтического процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи ее различных членов является очень существенными и могут быть легче выявлены в ситуации "ваяния" семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики "семейная скульптура". Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптура придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые бы лучше всего характеризовали поведение этого человека. Членов семьи следует затем последовательно произнести эти слова. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Могут обсуждаться не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы:


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов


связь с админом