Главная страница

Руководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро


Скачать 1,47 Mb.
НазваниеРуководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро
Анкорstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
Дата23.06.2018
Размер1,47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
ТипРуководство
#45282
страница5 из 16
Каталогid44408367

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: strukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc, Effektivnaya_terapia_posttravmaticheskogo_stressovogo.pdf, A_Lengle_Yavlyaetsya_li_lyubov_schastyem.pdf, Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
1. (каждому члену семьи): Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?


2. (всей семье): Явилась ли данная скульптура сюрпризом для вас?


3. (каждому члену семьи): Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?


4. (всей семье): Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как это изображено в скульптуре?


5. (скульптору или семье): Какие изменения в функционировании семьи вы бы хотели видеть?

6. (скульптору, прежде всех других вопросов): Придумайте название вашему произведению.

Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптуром и психотерапевтом проделанной работы.

Скульптура может быть использована и при индивидуальной психотерапевтической работе - тогда роли членов семьи могут исполнять мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя в таком подходе может ощущаться дефицит живого присутствия членов семьи, он тоже очень хорош.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, имея ввиду, что она отражает лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира, но не объективную внутрисемейную ситуацию.
Пример
Семья Л. обратилась к психотерапевту по поводу того, что их младший сын, двенадцатилетний Мигель, убежал из дома. Отец, мачеха и три его сестры присутствуют на сессии. Хотя напряжение в семье очевидно, непонятна природа тревожности, которая двигала Мигелем. В данный момент для Мигеля важно защитить своего отца и своих сестер и он настаивает на том, что дома все нормально. Он говорит: "Я не знаю, почему я убежал". Мигель не очень словоохотлив и потому является хорошим кандидатом в скульпторы, поскольку через скульптуру он в состоянии выразить свои чувства, и это будет для него менее опасно, чем если бы он это сделал с помощью слов.

Терапевт дает Мигелю следующую инструкцию: "Представь себе, что ты скульптор. Я хочу, чтобы ты создал скульптурное изображение своей семьи. Твоя семья сделана из глины. Ты можешь поместить их куда угодно, поставить их в какую угодно позицию. Давай, приступай к ваянию. Я хочу узнать, как выглядит семья с твоей точки зрения".

Далее семейный терапевт помогает Мигелю при помощи наводящих вопросов. "Вот мама. Должна ли у тебя она сидеть или стоять? Как она держит руки? Куда она смотрит? Как насчет отца? Где он? Как он стоит? Касается ли он мамы? Куда он смотрит? Где находится Лия по отношению к отцу и матери? А Мария? Где она? Куда она смотрит? А Лидия: где стоит она? А сейчас помести меня на то место, на котором стоял бы ты сам. Должен ли я сидеть или стоять? Какое выражение на моем лице?"

Сначала Мигель колебался в нерешительности, но в результате справился с обязанностями скульптора весьма успешно. Он поместил своих трех сестер в круг. Было ясно, что Мигель не видит для себя никакого места внутри этого круга. Родители также были представлены в качестве закрытой ячейки. Себя же Мигель поместил где-то позади родителей и сестер(см.рис.1). В процессе ваяния сестры заметили, что хотя они считают, что Мигель близок им ( по крайней мере так они чувствуют), он представил себя для их окружения в качестве чужого. Все дети были согласны с тем, что родительский союз являет собой закрытую ячейку. Причем мачеху они поместили на гораздо большее расстояние от себя, чем отца. Всегда присутствовал какой-нибудь объект, стол или газета, которые разделяли одного из родителей и детей. Трое из четырех детских скульптур изобразили отца со скрещенными руками. Скульптура, которую изваял отец изображает Мигеля со скрещенными руками и отвернувшегося от остальных членов семьи. Как отец, так и мачеха, дали весьма сильную реакцию на скульптуры детей. Родители были удивлены расстоянием, которое, как полагают дети, лежит между ними и родителями. Когда скульптуры позднее обсуждались на сессии, родители сказали, что они совсем не ощущали свою отделенность от детей. Лия отметила: "Может быть вам никогда не приходилось слышать о том, что я чувствую, сейчас же вы можете все мои чувства увидеть воочию".

Затем каждого из членов семьи попросили изваять "идеальную" скульптуру семьи. Мигель поместил всех существенно ближе друг к другу, чем в своем первоначальном творении. Причем сам он очутился в центре круга (см.рис.2). В ходе последующего обсуждения Мигель оказался в состоянии выразить себя вербально, что было ранее очень затруднительно для него. Он смог выразить свои чувства по поводу того, что ощущал себя в семье аутсайдером, сестер представлял сплоченной группой, а родителей закрытой ячейкой. Причем он был близок к тому, чтобы принять эти свои чувства. Лидия была весьма удивлена чувствами Мигеля по-поводу его изоляции, так как ее уже давно раздражало его особое положение единственного сына в семье.

Сам процесс "ваяния" и его продукты - скульптуры помогли членам семьи честно оценить свои позиции в семье и им была дана возможность (уникальная для семьи, в которой принято отрицать существование сложностей!) выразить в безопасном невербальном ключе, как они видят семью идеально. Создание скульптуры также оказалось удачной совместной деятельностью для всей семьи и помогло отвлечь их внимание от "плохого мальчика Мигеля", убегающего из дома.
Использование
Техника "Скульптура" может быть использована в работе с практически любой малой социальной группой и любым индивидом - с супружеской парой, с родительско-детскими субсистемами, с субсистемами "братья-сестры", с полной семьей, с командой психотерапевтов или любой другой рабочей бригадой и даже с целой промышленной корпорацией, хотя условия проведения могут существенным образом отличаться друг от друга. Скульптура может использоваться как средство оценки системы и как средство интервенции в нее, и даже как особый механизм общения с клиентами. Она является мощнейшим противовесом разного рода сопротивлениям и тупикам, возникающим в ходе психотерапевтического процесса.

Подростки обычно становятся отличными "скульпторами" из-за их чувствительности к тому, что в действительности происходит в семье и из-за своего естественного пристрастия к манипуляции своими ближайшими родственниками. Люди с детскими характерами(??..latency children) также являются хорошими естественными скульпторами, хотя их продукты часто носят печать стеоретипности и идеализации. Более того, так называемые, "благополучные дети" могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх или враждебность, ранее считавшихся единственной областью, в которой приоритет отводится "неблагополучному ребенку". Трудно по разным причинам сподвигнуть к ваянию маленьких детей и родителей, первых из-за недостатка понимания семейных проблем, а вторых - из-за тревожности по-поводу угрозы их собственному достоинству. Однако, когда первоначальная неловкость проходит, они могут показать себя очень талантливыми скульпторами и тогда между членами семьи может возникнуть очень интересное живое соревнование, в котором индивидуальные точки зрения выражаются свободно и открыто.

В ходе выполнения методики начинают проявляться семейные ролевые образцы - треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие вопросы как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Техника семейной скульптуры - хорошее средство для наблюдения за всем этим, особенно в тех семьях, которые изощрены в вербальных манипуляциях или для тех, кто сопротивляется традиционной вербальной психотерапевтической беседе.

"Семейная хореография" (методика, описанная ниже в этой главе), является вариантом методики "семейная скульптура".
Рисунок 1. Скульптура Мигеля "Моя семья". Рисунок 2. Скульптура Мигеля "Моя идеальная семья".
5-19 СЕМЕЙНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
Объяснение
Семейная хореография представляет собой развитие техники "семейной скульптуры", предложенной Дэвидом Кантором, Фредом и Банни Дал из Бостонского института семьи и Пегги Папп из Института Аккермана в Нью-Йорке. Это своеобразная метафора, описывающая системный взгляд на семью через пространственные взаимоотношения. Вместе с тем, с точки зрения Пегги Папп термин "скульптура" относится скорее к статике, чем к динамике внутрисемейных взаимоотношений, а так как эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении (в английском варианте буквально - "emotional relationships are always in motion" - прим. перев.), то термин "хореография" больше подходит для описания данного динамичного процесса. Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы вся картина отражала внутрисемейные взаимоотношения в контексте какого-то события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.

Эффективность "семейной хореографии" связана с тем, что ее суть оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, у которых есть трудности в словесном формулировании проблем, которые наряду с их альтернативными решениями могут быть представлены здесь в движении и визуализации. "Семейная хореография" может изменить защитные, повторяющиеся и предсказуемые образцы дисфункциональных внутрисемейных взаимоотношений, она преодолевает вербальные трудности и вскрывает те подспудные эмоциональные проблемы, которые испытываются отдельными индивидами, супружескими парами, семьями и другими малыми социальными группами. Представленные проблемы затем могут быть подвергнуты изучению в терминах альтернативных решений.

Семейная хореография основывается на создании новых образцов взаимоотношений и предполагает скорее осуществление определенных изменений в семейной системе, чем ее глубокое и всестороннее понимание. Эти изменения опробываются при исследовании альтернативных образцов взаимообмена(Papp,1976,p.466). Главная ценность ее состоит в том, что она способна наглядно представить человеческие взаимооотношения.
Процедура
Процедура довольна гибкая и может быть изменена в зависимости от наличия в семейной системе конкретных образцов взаимодействия. Ее суть в самом общем виде передает инструкция, согласно которой членов семьи просят показать без слов сцену, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье или супружеской паре. Затем их просят изобразить идеальную ситуацию в их взаимоотношениях, как она им видится в данный момент.

Если давать инструкцию более конкретно, то каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим способом показало бы проблему, с которой пришла семья. Затем психотерапевт помогает оживить сцену, проиграть ее. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психотерапевт работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.

Для того, чтобы более четко сформулировать проблему, психотерапевт также может проинструктировать данного члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть его актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это могут сделать и другие. Вопросы всегда одни и те же: "каково быть в этом положении в семье и какие чувства существуют у данного субъекта по отношению к другим членам семьи".

Психотерапевт может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные паттерны равно как и те сцены, которые изображают их идеальное преодоление, причем она советует им действовать при каждом очередном дубле со все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию с их точки зрения все лучше и лучше.

Другой вариацией данной техники является предложение клиентам вообразить себя в качестве каких-то животных или предметов. Например, клиент может вообразить себя большим сильным львом с большой пастью и острыми зубами. Затем этот человек представляет себе сцену, включающаю в себя этих животные или предметы и описывает ее. Затем группу просят принять позиции, которые отражают описанную сцену и разыграть ее.
Примеры
Следующие два примера были приведены Папп(Papp,1979). Супружеская пара испытывала трудности в общении между собой и

с их двумя взрослыми детьми. Было совершенно ясно, что между членами семьи существовало отчуждение. В частности,между сыном и дочерью легко можно было заметить враждебность. В качестве способа прорыва через конфликтные отношения была использована хореография. Каждого члена семьи попросили показать "живую картину" того, как он или она видят проблему.

Через наводящие вопросы и предположения, направленные на выявление способов взаимодействия, основному плохо функционирующему внутрисемейному треугольнику была придана физическая форма, в рамках которой в него можно было вносить изменения. Каждый член семьи находил себе такое место, которое лучше всего показывало разлады в семье: мать близко к дочери; отец близко к сыну; дочь передвигается туда-сюда, стараясь ликвидировать разрыв между родителями; брат мечется между всеми тремя. Терапевт попросила сына показать, какой он хочет видеть семью. Он поставил их в круг, отец и сестра по бокам, а мать напротив него. Терапевт, сосредоточившись на супружеских отношениях, попросила отца взять на себя ответственность что-нибудь предпринять по поводу маминого несчастья; он ничего не смог сделать. Сын сразу же попытался взять эту обязанность на себя. Терапевт попросила мать показать, где она хочет видеть отца. Она поставила своего мужа прямо за дверью. Сына и дочь она поставила перед собой, заявивив, что когда-то была близка к своему сыну. Терапевт попросил ее показать, как близки они были. Она обняла своего сына и зарыдала. Ее попросили впустить мужа. Вскоре после этого она отпустила сына и одной рукой обняла мужа, а другой - дочь. В конце концов дети ушли, оставив маму и папу одних, чтобы они вместе обсудили нерешенные проблемы и тем самым избавили бы детей от своих затруднений (Papp,1976,pp. 466-468).

11-летняя девочка плохо училась в школе. Она пришла на прием со своей мамой, 15-летним братом и 80-летней тетей. Дочь была малокоммуникабельна. Терапевт попросил ее выстроить картинку, в которой бы отразилась современная жизнь семьи. Она поставила свою мать и брата обнимающими друг друга, а тетю - прямо напротив себя. Она пояснила, что не может добраться до мамы, потому что их разделяют брат и тетя. Терапевт спросил, что бы ей хотелось сделать. Она промчалась мимо тети, отстранила брата и, рыдая, обняла свою мать. Мать, которая никогда не показывала такой привязанности, прильнула к своей дочке.

Вербальное общение никогда не смогло бы ни наглядно изобразить эту сцену, ни так драматично изменить ее. Хореография помогла семье преодолеть актуальный конфликт и вселить надежду в мать и дочь (Papp,1976,pp. 468-469).
Использование
Семейная хореография полезна для: 1. Перестройки взаимоотношений в нуклеарной семье. 2. Построения взаимосвязей между симптомами детей и образцами

взаимоотношений их родителей, обеспечивая членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими им открыто выразить свои чувства.

3. С помощью семейной хореографии можнопроследить негативные циркулярные образцы поведения и прервать их действия путем изображения последовательности поведенческих актов, ведущих к эскалации конфликта.

4. Обучение специалистов в области психологической помощи и семейной терапии через работу с симулированными семьями, разыгрывающими ситуацию в собственных семьях профессионалов или же в их родительских семьях.

5. Популяризации семейной и супружеской терапии перед публикой и профессионалами смежных специальностей.
5-20 ГЕНОГРАММА
Объяснение
Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Предложена Мюррей Боуэн в 1978г.(Bowen,1978) в рамках "межпоколенного подхода" в семейной терапии. Цель ее - показать как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются по поколениям и как события подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства членов семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая "скелеты из чулана". Данный подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, его главной отличительной особенностью является структурированность и схематизированность. Техника предполагает как правило участие расширенной семьи клиентов.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диграмма представляет собой как-бы карту семьи. Когда собраны данные об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных фактов о функционировании семейной системы - таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных подсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.
Процедура
Цель методики - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она как правило проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Беседа обычно начинается с предъявляемого семьей симптома: кто является его обладателем, когда он впервые возник и каково было его клиническое развертывание. Причем физические, эмоциональные и социально-дезадаптивные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности семейной системы эмоциональных взаимоотношений, а поведение носителя симптома отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как например смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории, начиная со времени, когда родители встретились - и вплоть до настоящего момента. Здесь существенны возраст супругов, точная дата их первой встречи, чем они занимались в те времена, когда были женихом и невестой, собственно свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. В каких географических точках семья жила и когда именно переезжала в другое место - все это очень важно, особенно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на данном этапе беседы.

Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Психотерапевт использует беседу на основе "социограммы" для того, чтобы проговорить вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социоэкономический уровень, то, как семья взаимодействует с метасемейным контекстом - сообществом - тоже принимаются здесь во внимание.

По мере поступления информации она фиксируется в специальных символах. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие:

= индивид мужского пола = индивид женского пола = неразорванная линия символизирует различного рода

взаимоотношения в семье = волнистая линия обозначает конфликтные взаимоотношения = физические и эмоциональные разрывы между двумя людьми = развод = индивид умер = двойная линия символизирует специальные взаимоотношения или

альянсы, или отношения с ребенком-фаворитом = идентифицированный пациент = его родители, ее родители, муж, жена, дети = основная

трехпоколенная схема = треугольник, который обозначает такого рода взаимоотношения,

в которых третий индивид вовлекается в дисфункциональные взаимодействия двух других членов семьи для того, чтобы уменьшить тревожность или стабилизировать общение в диаде

= линия обведенная вокруг нескольких членов семьи символизирует альянс или сговор между ними

= ребенок в утробе матери = аборт или мертворождение = умер в 1972г.
Пример
Гуэрин и Пендергаст ( Guerin, Pendergast,1976,p.455-464) приводят пример использования генограммы. Тому 49 лет, его жене Мэри - 41. После предыдущих браков они имеют в общей сложности семерых детей. Мэри позвонила и спросила, могут ли они с Томом прийти на консультацию в связи с тем, что Том потерял работу, и это оказывает негативное влияние на семью. В начале диагностического интервью была использована генограмма, при помощи которой были собраны основные данные. Один из фактов, который прояснился в самом начале создания генограммы, заключался в том, что и Том, и Мэри потеряли своих супругов. Первая жена Тома и первый муж Мэри умерли в один и тот же год, таким образом, оба супруга пережили аналогичный эмоциональный опыт. Муж Мэри покончил жизнь самоубийством; терапевт откладывает на более подходящее время ряд вопросов о том, насколько Мэри чувствовала себя ответственной за его самоубийство. Если это так, то насколько она смогла с этим справиться? С кем она может наиболее открыто об этом поговорить? Позднее терапевт узнает, что самоубийство является важной тайной, тщательно скрываемой от детей. Жена Тома умерла при рождении ребенка - событие, редко встречающееся в наше время. Тот факт, что она умерла при рождении шестого ребенка наводит на мысль о том, что Том чувствовал себя в какой-то мере ответственным за смерть жены. Семья пережила ряд потерь в течение очень короткого периода времени. (См. рис.3, на котором приводится генограмма семей Тома и Мэри.)

Терапевт группирует информацию в соответствии с наиболее значимыми областями: принципы, в соответствии с которыми функционирует семья; принципы, которыми семья руководствуется в стрессовых ситуациях; роль фактора времени в этих отношениях; личные границы и границы поколений; вопросы, вызывающие конфликтные ситуации, - секс, деньги, родственники со стороны мужа и жены, дети; треугольники; личная скрытность, нежность и честность; то, насколько различные родственники влияют на предъявленную проблему.

Затем терапевт обращается к Мэри с тем, чтобы она изложила свой взгляд на проблему. Она утверждает, что чувствует себя лучше с тех пор, как договорилась о встрече с терапевтом. Тот факт, что ее мать навещала их, начиная с предыдущей недели, преподносится, как самый недавний дезорганизующий опыт. Терапевт решает пока не прослеживать эту линию и только определить, какое положение мать Мэри занимает в структуре семьи на настоящий момент. Мать описывают как человека беспокойного, критически настроенного, подверженного быстрым сменам настроения. Терапевт пытается определить степень открытости этих отношений, спрашивая Мэри, рассказала ли она своей матери о том, что собирается обратиться за консультацией. Мэри отвечает, что ее мать не могла бы справиться с такого рода информацией. Терапевт, обращаясь к генограмме, видит, что Мэри - единственный ребенок в семье, и начинает исследовать влияние этого факта на интенсивность их отношений. Продолжая работу, она пытается найти "трехпоколенный треугольник" и спрашивает: "Кто из ваших детей является любимцем бабушки?" Любимцем оказывается Нэнси, тот самый ребенок, о котором сама Мэри беспокоится больше всего.

Здесь сходятся воедино несколько важных моментов. Раньше во время интервью Мэри подчеркивала,что Нэнси напоминает ей своего умершего отца, первого мужа Мэри, Билла. Мэри открывает, что одна из ее тревог по поводу Нэнси заключается в том, что Нэнси может повторить самоубийство своего отца. Это открытие находится в соответствии с наблюдением терапевта и пока вопросы обращены к Мэри, Том не только чувствует себя расслабленно, но даже получает некоторое удовольствие, побуждая терапевта предпринять ряд шагов. Она формулирует изменение направления разговора, вначале обращаясь к высказанной Мэри тревоге по поводу возможного самоубийства Нэнси; затем постепенно все более глубоко приоткрывая тему самоубийства в браке.

Главной целью вопросов терапевта являются чувства Мэри по поводу самоубийства своего первого мужа - насколько она ощущает себя ответственной за это. Затем терапевт проверяет мысли самой Мэри по этому поводу. "При всех трудностях, с которыми Вам пришлось столкнуться за последнее время, - дети, потеря работы Томом, - Вам не приходила в голову идея разом покончить со всем этим?" Мэри отвечает, что несмотря на то, что ей часто кажется, что все дома могло бы значительно улучшиться, если бы она просто собрала свои вещи и ушла, самоубийство никогда не представлялось ей адекватным решением проблем.

Затем терапевт переходит к главной цели и задает обратный вопрос: "Вы никогда не замечали за собой беспокойства, что Том настолько падет духом из-за потери работы, что покончит с собой?" Для ответа Мэри не требуется и минуты размышлений. Она тут же отвечает: "Без сомнения. Достаточно часто." Тогда эта тема открывается для беседы с Томом и проверяется, если у него мысли о самоубийстве. Том решительно отвергает подозрения в возможном самоубийстве, утверждая, что это не является его стилем; однако признает, что его раздражает то, что он не может убедить в этом Мэри. К этому моменту взгляд Мэри на проблемы семьи уже, в общих чертах, становится понятным. Она так и не смогла справиться с чувством ответственности за смерть своего первого мужа и наполнена решимостью предотвратить повторение подобного исхода в жизни своей дочери и мужа нынешнего. У нее нет буквально никого, с кем она могла бы поговорить о своих самых глубоких тревогах по этому поводу. Когда она позволяет этим чувствам выплеснуться наружу в отношениях с Томом, он отвергает ее страхи, считая их необоснованными. Ее мать, также как и она, безвременно потеряла своего мужа. Однако интенсивность этих отношений не может вместить всех переживаний Мэри. В своей изоляции Мэри постоянно с тревогой следит за эмоциональным состоянием Тома, пытаясь заботиться как о нем, так и о своих детях, не чувствуя ниоткуда поддержки.

Том производит впечатление взвешенного, разумного человека, который спокойно принимает любые, даже самые неприятные, новости. При этом даже кажется, что он держит под контролем нынешнюю ситуацию в семье, описывая ее в шутливой манере, улыбаясь во время рассказа. Терапевт видит причину этого в том факте, что Том является ирландцем (это видно из генограммы), а, значит, существует вероятность того, что он унаследовал некоторые черты характера своих предков. Насколько его внешне спокойные, шутливые манеры связаны с присущей ирландцам чертой сокрытия своего гнева?

Перед вами человек, который привык зарабатывать 50.000 $ в год, занимаясь важной работой. Теперь его жена содержит семью, исходя из значительно меньшей суммы денег. Терапевт задает вопрос: "Как вы личностно реагируете на ваши современные профессиональные сложности?" Том отвечает: "Главным образом, как крушение надежд. Я имею в виду, что никогда не прибегаю к жестокости или чему-то в том же духе". Терапевт замечает:"Ирландцы известны тем, что их гнев обычно остается скрытым". Том смеется и признает, что он часто испытывает сильный гнев и что большую часть времени он просто не знает, что делать с этим чувством. Он изо всех сил пытается контролировать его. Он сомневается в себе и своих способностях. Он думает об этом каждый день и порой чувствует, что эта постоянная внутренняя борьба может привести к потере уверенности в себе, так что когда он пойдет на интервью, испытываемое им неудобство и недостаток веры в себя станут настолько очевидны, что это отрицательно повлияет на производимое им впечатление.

В результате данной встречи стали очевидны принципы, следуя которым каждый из этой супружеской пары пытается руководить своими индивидуальными поступками и реакциями. Например, терапевт знает, что Мэри склонна к отдалению в отношениях с матерью, но глубоко вовлечена в проблемы мужа и детей. Она сама назначила себя их защитником и пытается уберечь от любых возможных неприятностей. Она сама заботится обо всем, начиная со стирки вещей дочери и кончая депрессией мужа. Том, с другой стороны, отдаляется от всего, кроме своей работы. Работа стала для него убежищем, когда умерли его первая жена и новорожденный ребенок, а также позже, после безвременной смерти его сына. Перед вами человек, который потерял свою основную опору - работу, которой он так гордился. Он сам говорил: "Гордость часто встает на моем пути и иногда влияет на мои суждения. Порой я думаю, что теперь я защищаю больше всего свою гордость".

Проблемы, с которыми сталкивается эта супружеская пара в отношении двух средних дочерей (по одной от их предыдущих браков), очень сильно напоминают вопросы, волновавшие их умерших родителей. Поэтому им необходимо научиться справляться с "призраками своих умерших супругов" для того, чтобы детям не пришлось на самом деле повторить эту часть семейного сценария. Большую часть приводимых данных оказалось возможным получить на основе методики генограммы. (Guerin, Pendergast,1976,p.455-464)
Использование
Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье,о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, психотерапевт может помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала (см. также технику "Экокарта", а также другие, техники, изложенные в данной главе ).
3-21 РОЛЕВАЯ КАРТОЧНАЯ ИГРА
Объяснение
Ролевая карточная игра была предложена Джиной Огден и Энн Зевин(Ogden, Zevin, 1970) как психотехника для работы с семьей. Она представляет собой невербальную методику, которая выявляет те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. При работе с данной техникой становится также ясным и характер взамодействия семьи при совместном решении той или иной задачи. Участие в игре дает возможность членам семьи увидеть более или менее полный набор обязанностей, который существует в семье и то, как они распределяются между всеми ее членами. Изучаются также индивидуальные способности, негативные механизмы и семейная динамика. Описанная здесь техника взята непосредственно из работы Джины Огден и Энн Зевин.
Процедура
Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описывается домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее время, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укладывается спать. Кроме того в картах имеются ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе.

"Роли-обязанности": Организатор дома, Закупщик еды, Планировщик ужина, Мойщик

пола, Его Превосходительство Плохой Исполнитель всех своих обязанностей, Мальчик на побегушках, Распорядитель, Убиральщик со стола после еды, Делатель напитков, Повар, Накрывальщик стола, Разгрузчик посудомойки, Кормитель животных, Купальщик маленьких детей, Тот, кто укладывает детей спать, Садовый работник, Организатор праздников, Создатель правил, Дисциплинарий, Человек, отвечающий за все.
"Роли во взаимодействии": Позитивные: Говорящий правду, Помогающий, Понимающий,

Творческий, Счастливый, Дипломат. Негативные: Обвинитель,Умиротворитель, Компьютер, Одинокий

волк, Сбиватель с толку, Жертва, Крикун.

Цель данного упражнения - изучить в рамках личностно-безопасной карточной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязанностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Психотерапевт же может наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации.

Оборудование, необходимое для проведения данной техники включает в себя 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резиновую ленту, скрепляющую колоду карт для каждого участника.

Семье необходимо дать следующую инструкцию: "Я сейчас разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал карты, ему соответствующие и положил бы их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на листе бумаги, который лежит перед вами. Но имейте ввиду, что это не соревнование за то, кто больше получит карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости, чтобы буквально все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это, на вашей бумаге".

Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. "Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, наговорите информацию об этом на магнитофон". Кроме того: "Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в "неправильную колоду". Когда каждый участник использует свою возможность высказаться по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых ролей, которые им не нравятся, независимо от того, насколько они точны. Затем каждого участника просят обернуть оставшиеся у него карты резиновой лентой.

Магнитофон используется психотерапевтом при оценке результатов "игры". Психотерапевт слушает запись и создает схемы для каждого члена семьи, помогающие определить их роли и позиции в семейной системе.
Пример
Супруги Сью и Дуглас и их два сына-подростка проходили терапию. Сью была неудовлетворена общением между ней, сыновьями и мужем. Часто она впадала в депрессию и чувствовала себя очень расстроенной из-за отношений в семье.Терапевт предложил семье принять участие в игре в ролевые карты. 36 карточек (перечисленных ранее) лежали на столе изображениями вверх. Семье надо было посмотреть на карты и каждому выбрать те, которые, по его мнению, были наиболее ему близки. Потом их попросили отбросить те роли, от которых они хотели бы отказаться. Стало ясно, что Сью - "рабочая лошадка" в доме. У нее также был набор обязанностей, несоизмеримый с нагрузкой других членов семьи. Из имеющихся у нее карт она отвергла те, которые характеризуют взаимодействие в семье с негативной стороны и отбросила их.

Так как это была игра без слов, семья не была втянута в обычные для нее крики и обвинения. Атмосфера была контролируемой и спокойной, члены семьи относились друг к другу так, как они этого не делали дома. Дуглас, который обычно говорил, что его труд в саду - достаточный вклад в работу по дому, теперь осознал, что этого мало. Когда мальчики наглядно убедились в несправедливости распределения работы, они высказали желание взять на себя еще какие-нибудь заботы. Перераспределение обязанностей происходило в спокойной и мирной обстановке, без криков и обвинений. Члены семьи хотели честно распределить обязанности. Кроме того, Сью увидела, что она получила много отрицательных "ролей взаимодействия". Ее не устраивали такие роли как "крикун" и "обвинитель" и она хотела вместо этого приобрести роли "творческого человека" и "счастливого человека". Ее муж и сыновья позитивно восприняли ее желание изменить стиль общения.

Конечно, эта техника не разрешает все проблемы распределения ролей и взаимоотношений в семье, но она дает терапевту возможность рассмотреть эти проблемы без всякого давления со стороны. Кроме того, семья может увидеть распределение обязанностей в графическом виде. Этот подход отличается от обычного способа обсуждения семейных ролей, который часто проходит в ситуации спора. Он позволяет членам семьи в атмосфере позитивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. Рис. 4 - это незаполненная таблица, в которой имеется семь колонок, не считая колонки для имени. Вот их заглавия:

+ (для положительных характеристик) ; - (для отрицательных характеристик);

Выбранные (роли, выбранные для себя игроком); Данные (все роли, данные игроку другими, и принятые и нет); Неправильные (роли, данные игроку, которые, по его мнению, не

правильны и которые он не хочет принимать); Не соответсвующие (роли, которые по мнению других игроков, не

подходят данному игроку). Не принятые (роли, которые игрок отбросил в конце игры).
Использование
В оценке ролевой карточной игры должны исследоваться несколько аспектов:

УМЕНИЯ: 1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи.

Соглашения между членами семьи о ролях взятых для себя и других. Являются ли большинство ролей точно сформулированными - или же они ложны и не должны достаться никому?

2.Ответственность. Обратите внимание на распределение обязанностей и то, какая модель по поводу этого имеется у родителей и служит эталоном для детей? Какие конкретно обязанности выбираются разными членами семьи?

3.Позитивное взаимодействие друг с другом. Оставляют ли члены семьи друг другу в течении игры позитивные роли.

4.Способность играть. С удовольствием ли члены семьи играют? Скучно ли им во время игры или весело? Настороены ли они на соревнование друг с другом?

5.Принятие и поддержка индивидуальных различий. Допускается ли в данной семье отличаться от других и изменять установившийся образ себя? Способны ли члены семьи отвергать роли, которые им приписывают? Ответ на этот вопрос по сути связан со способностью семьи давать своим членам свободу быть другими, поддерживать их особенность и самоценность.

6.Роли, принятые самим субъектом "не на показ". Думают ли члены семьи сами о себе и о других в позитивном ключе или иные могут отвергаться как "плохие", или такие, которые все время обвиняют, придираются и т.д.

НЕГАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: 1. Унижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи

приписывают друг другу плюс негативные высказывания, зафиксированные на магнитофоне.

2. Самоунижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи выбирают для самих себя, плюс соответствующие устные высказывания.

3. Другие негативные механизмы. Неадекватные шутки и ненужные вопросы (необходимо фиксировать и то, и другое).

СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА: 1.Сексизм. Распределяются ли обязанности на основе

традиционного представления о половых ролях? Выбирает ли сразу же муж/отец роль "Создателя правил" и "Дисциплинария"? Могут ли члены семьи преодолеть традиционные представления о типично-женским и типично-мужских обязанностях?

2.Поиски козлов отпущения. Выбирает ли кто-нибудь карту "Жертва" или может быть кто-то эту карту получает(в данном случае важно еще и то, принимается ли карта или отвергается)? Кто принимает на себя роль "Спасителя"?

3.Сила. Кто выполняет большую часть обязанностей, кто приписывает их другим и кто принимает те обязанности, которые приписываются ему другими членами семьи.

4.Семейные альянсы. Кто разделяет обязанности с другими(с кем именно)? Объединяются ли члены семьи в группы для приписывании другим негативных ролей?

5.Гнев. Кто отбирает роли у других,делая упор на негативном. При этом иногда гнев лежит на поверхности, а иногда скрыт.

6.Эмоциональная поддержка. Если члены семьи распределяют обязанности справедливо, приписывая друг другу только позитивные роли и отбирая карточки с негативными ролями - то таким образом они проявляют в игре эмоциональную поддержку(или может быть стремятся произвести благоприятное впечатление на психотерапевта, выглядеть в лучшем свете).

7.Вопросы, которые не обсуждаются и являются скрытыми. Скрытые конфликты, о которых не говорят. Суждения о том, каков в действительности тот или иной член семьи и что ему нужно от других - все это может быть выявлено в ходе игры.

Следует также отмечать невербальные проявления поведения. Настроение у членов семьи хорошее или не очень? Случались ли во время игры у ее участников пронзительные вопли, проявление гнева, непредусмотренный правилами захват карт, необузданное веселье? Или же все происходило организованно и спокойно? Раскладывали ли участники свои карты так, чтобы другие могли их увидеть или же они их разбрасывали, прятали, кидали на пол и т.д.

Данная техника безусловно может оказаться очень полезной для семейных терапевтов, так как позволяет им за короткий промежуток времени собрать большое количество информации о семье и о том, как ее члены взаимодействуют друг с другом. Упражнение убедительно показывает семье - кто какие обязанности в действительности выполняет и позволяет семье искать новые более конструктивные пути в распределении домашнего труда. Все скрытые установки, как позитивные, так и негативные, по поводу обязанностей всплывают здесь на поверхность. Хотя по поводу некоторых обязанностей люди и стонут, соответсвующие карты не отбраковываются.
3-22 ЭКОКАРТА: КАРТИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ
Объяснение
Экокарта - техника, предложенная Эттинью и Хартманом (Atteneave,1976) и (Hartman,1979). Ее цель - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также взаимосвязи данной семьи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Напряжения, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений на основе этой методики могут быть представлены очень наглядно. Могут быть выявлены также эмоциональные и финансовые ресурсы семьи.

Экокарта является необходимой составной частью стратегии координации комплексной психологической помощи семье, ориентированной на расширенную семью и метасемейный контекст - она позволяет задействовать для психотерапевтического процесса максимальное количество индивидов. Главный вопрос, на который можно ответить при работе с данной техникой - кто может оказаться полезным семье в ее росте? Есть ли люди в окружении клиентов (родственники, соседи, коллеги по работе), которые в действительности могли бы помочь, но семья к ним по ряду причин не обращалась? Это же касается профессионалов, которые помогают семье - учителей, социальных работников, врачей и т.д. - они обычно ссылаются друг на друга, но никогда не встречаются. Стэнтоны (Stanton,Stanton ,1984) подчеркивают, что каждая социальная система или индивид, взаимодействующие с семьей, имеют тенденцию подталкивать ее в удобном и привычном для них направлении, и это часто является причиной напряжений и конфликтов в семье. Кроме того, эту идею, высказанную психотерапевтом, семья как правило отвергает, она оказывается слишком личностно-сложной для них.

Картирование взаимоотношений семьи с внешним миром определяет других людей, которые являются эмоционально значимыми для клиентов, включая и тех, кого сейчас нет рядом с ними. Благодаря описательной природе методики и той беседы, которая может быть проведена на ее основе психотерапевту становится ясной степень эмоциональной и физической близости между членами семьи. Также могут быть изучены взаимоотношения между членами семьи, даже если это изучение эмоционально трудно для клиентов и представляет собой нечто гораздо большее, чем составление списка "значимых других".

Если семья осознает, что психотерапевт вполне отдает себе отчет в сложности и запутанности их взаимоотношений, они будут с большей готовностью делиться с ней сокровенной информацией о своей жизни.

Составляя экокарту семьи, психотерапевт по сути дела присоединяется к ней, становится ее членом, как-бы работает с ними над одним общим проектом, что Эттинью называет "процессом ретрибализации"("retribalization process").
Процедура
Данные могут быть получены от самого идентифицированного пациента или от всей семьи. Обсуждаются разные связи семьи, на которые она может положиться. При этом могут быть заданы следующие общие вопросы:
"У Вас большая семья?" "Вы работаете?" "Ваши соседи помогают вам?"
Постепенно психотерапевт может перейти к более конкретным вопросам:
"Близки ли вы с членами вашей семьи?" "Нравится ли вам ваша работа?" "Кого вы можете попросить о помощи?" "Расскажите о своих родственниках - где они живут, чем

занимаются?" "Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу,

переписываетесь?" "Активно ли вы участвуете в деятельности церковной общины?" "Есть ли у вас контакт с администрацией школы, в которой

учатся ваши дети?" "Есть ли у вас семейный доктор?" "Есть ли у вас близкие друзья?" "Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?"
Полученная информация затем заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются в терминах их значимости и близости. Люди, живущие под одной крышей группируются ближе друг к другу, чем другие. Отмечаются позитивные и негативные установки (с точки зрения идентифицированного клиента). Знакомые друг другу индивиды соединяются линиями. Когда возникает подозрение на какие-нибудь специфические поведенческие образцы в отношениях между центральными фигурами в семье - проводится специальное изучение связей между группами и кластерами. При этом легко выявляются индивиды, находящиеся в изоляции, а также всевозможные альянсы. Кроме того изучаются вопросы секса, карьеры, а также то, кого можно включать в семью, с точки зрения ее членов, а кого - нет.

Собственно процесс составления экокарты семьи основывается на символах и техниках, привычных для генограммы и социограммы (см. соответствующие разделы данного пособия). Ниже будут приведены специфические только для данной техники символы.
Другие системы = Тесные взаимосвязи = Слабые взаимосвязи = Конфликтные взаимоотношения = разрыв взаимоотношений с индивидом справа = разрыв взаимоотношений с индивидом слева = разрыв взаимоотношений для обоих индивидов = Развод = Опекуны в разводе = Течение энергии, ресурсы = Направление движения = Умерший человек =
Пример
В этом примере приводится экокарта для случая неполной семьи, состоящей из матери и двух дочерей (см. рис.5). Она состоит из матери-Роберты (разведенной с отцом, Джо), и двух детей, Салли и Ким. В экокарту включены также другие социальные организации, друзья и родственники. Идентифицированным пациентом является Ким, у которой имеются проблемы в школе, дома и в отношениях с друзьями.

Ким гримасничает в школе, ведет себя как клоун, что часто является источником конфликтов с учителями. Директор и школьный психолог разговаривают с Ким и приглашают в школу Роберту. У Ким есть двое друзей, живущих в том же квартале, с которыми она порой играет, предпочитая их школьным приятелям.

Салли - прилежная ученица, она хорошо чувствует себя в школе, где у нее имеется круг друзей. У нее начинает пробуждаться интерес к мальчикам. Она часто ругает Ким, доминируя над ней. Девочкам нравится проводить время с семьей Джо. Роберта работает медсестрой. Ей нравится работа и ее удовлетворяет получаемый заработок. На экокарте это отношение представлено позитивной связью с больницей, идущей в двух направлениях. Хотя идентифицированным пациентом является Ким, ясно, что именно Роберта больше всего нуждается в поддержке, будучи вовлеченной в большинство конфликтов. Она чувствует одиночество и изоляцию.

Данный пример иллюстрирует то, как процесс создания экокарты побуждает всех вовлеченных лиц, терапевта и пациентов, прилагать совместные усилия в сборе информации. Вовлечение в эту совместную деятельность позволило Роберте, детям и терапевту начать развивать отношения, основанные на взаимном доверии и заботе друг о друге.

Описывая проблему, Роберта говорила об испытываемом ей чувстве разочарования. Она ощущала, что теряет контроль над своими дочерьми.

Из рисунка 5 видно, что Роберта является матерью двух девочек. Младшая, Ким, является источником проблем в школе. Работники школы часто просят Роберту забирать Ким домой из школы. Несмотря на то, что это является проявлением заботы с их стороны, Роберта сердится на работников школы и чувствует, что она не справляется с требованиями, которые, как она чувствует, предъявляет ей школа. Работники школы активно пытаются найти пути разрешения ситуации с Ким. Обратите внимание, что на экокарте школа изображена как организация, поддерживающая Ким, а отношение Роберты к школе - как конфликтное.

Роберта разведена с Джо уже четыре года. Это отношение изображено на диаграмме как конфликтное, так как Роберта возмущена безответственностью Джо в отношении материального обеспечения детей. Родители Джо близки к детям и пытаются помочь Роберте с детьми, в том числе с материальной стороны. Однако Роберта обижена на семью Джо и вследствие этого ей трудно принять их помощь. Она говорит, что не отзывается на их попытки перемирия, и это показано на диаграмме при помощи стрелок, обращенных от семьи Джо к Роберте, при том, что стрелки, идущие от Роберты к их семье, отсутствуют.

Хотя в юности Роберта уделяла значительное время церкви, теперь эта связь не играет в ее жизни существенной роли. Семья Роберты живет за 2 000 миль от нее, и она ее почти не посещает. Оба этих типа отношений показаны пунктиром, что указывает на отсутствие сильной связи.

У Роберты есть несколько друзей, и она помогает им чем может (например, ходит в магазин или нянчит маленьких детей), однако ей неудобно просить их о необходимой ей помощи. Это изображено на экокарте при помощи стрелок, которые показывают передачу энергии от Роберты к ее друзьям.

Роберта с большим вниманием изучала наглядное описание своей семьи и ее отношений к различным людям и организациям. Экокарта помогла ей увидеть, что она не использовала полностью поддержку, которая была ей доступна. Терапевт вместе с Робертой обсудили, каким образом Роберта могла чувствовать себя более комфортно, обращаясь за помощью к друзьям. Кроме того они исследовали возможность большего принятия Робертой семьи Джо, ценя и приветствуя их заботу о детях и помощь им, что скорее всего поможет детям поддерживать отношения с семьей Джо. Это также поможет Роберте лучше справляться с грузом ответственности воспитания двух дочерей.
Использование
Само участие в составление экокарты семьи и изучение получившейся диаграммы стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это прежде всего важно для закрытых семей, которые варятся в собственном соку и не могут найти несомненно уже существующие вокруг них ресурсы для улучшения положения. Экокарта особо полезна для семей, которые предъявляют психотерапевту не одну, а несколько проблем. Не только психотерапевты, но и другие социальные работники могут найти данную технику весьма полезной для изучения метасемейной среды и тех стрессовых факторов, которые имеются во взаимодействиях данной семьи с другими социальными институтами. Каждому социальному институту в действительности что-то нужно от данной семьи, они склонны семьей манипулировать, вступая при этом в противоречия друг с другом и друг с другом соревнуясь. Важно увидеть в этих социальных институтах источники ресурсов, а не только источники негативных манипулятивных влияний.

Информация, которуя дает семья в ходе заполнения экокарты, в иных условиях может не проявиться, о чем-то они могут просто забыть сказать, что-то не будет упомянуто из-за естественного для психотерапевтической ситуации сопротивления. Экокарта указывает на место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте. Становятся очевидными изолированные индивиды, звезды и всевозможные альянсы.

Заполнение экокарты может сделать возможной встречу профессионалов, работающих с семьей, друзей семьи ( Speck, Atteneave ,1973) или создание "суррогатной семьи"( Lifton, Tavantzis , 1979) - См.технику "Суррогатная семейная группа" в 7-й главе.
3-23 СОЛОМЕННАЯ БАШНЯ
Объяснение
Соломенная башня - это упражнение, адаптированное Пекманом (Peckman, 1984) из груповой работы для использования в семейной терапии. Группу клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Также можно использовать и другие материалы, например, строительные блоки. Эта техника позволяет психотерапевту прямо наблюдать как члены семьи ведут себя в ситуации, требующей совместных усилий.

При выполнении поставленной задачи члены семьи ведут себя также, как и в обычной жизни. Наряду с другими социометрическими техниками, это упражнение выявляет лидеров в семье, умение убеждать, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных индивидов, границы, и другую социальную динамику в системе семейных отношений.

Ставя перед клиентами задачу построить "соломенную башню", терапевт получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам пациентов, а непосредственно в действии.
Процедура
Для каждой группы, строящей соломенную башню, нужен пакет с приблизительно ста соломинками и клейкая лента. После того как члены семьи согласились выполнить предложенную задачу, им даются следующие инструкции:

"Мне бы хотелось, чтобы вы все вместе взяли вот эту соломку и построили соломенную башню. Я бы хотела, чтобы при построении башни вы попытались бы совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной, то есть способной стоять без поддержки, долговечной и переносимой на расстояние. Вы должны уложиться в отведенное время (рекомендуется 10-15 минут)". Далее даются рекомендации первые пять минут строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволит, обойдя некоторые барьеры, выявить различные уровени взаимодействия в этой семье.

Пронаблюдав за происходящим в течение 8-15 минут, психотерапевт может также вмешаться в процесс, давая советы, вступая в союзы с внутрисемейными подсистемами, чтобы помочь им увидеть, что они делают, объяснить им происходящее с психотерапевтической точки зрения, так чтобы и члены семьи могли бы также включиться в изучение процесса.

Семья и психотерапевт обсуждают упражнение, при этом члены семьи оценивают свое положение в семье, делясь друг с другом своим пониманием занимаемого ими места во внутрисемейных отношениях. Эта техника позволяет психотерапевту гибко влиять на процесс терапии в зависимости от того, какие аспекты внутрисемейного взаимодействия психотерапевт хотел бы пронаблюдать, и какие структурные изменения он хотел бы произвести в данной семье. (См. ниже раздел "Использование".) Однако для того, чтобы понять, как лучше применять данную технику, необходимо заранее сформулировать рабочую гипотезу.
Пример
Ниже приведена ситуация, произошедшая на приеме у психотерапевта Пекмана (1984).

Упражнение было предложено сделать семье, состоящей из четырех человек, во время их третьего визита. Идентифицированным клиентом был Дейвид - 15-ти летний юноша, ученик 10-го класса, уличенный в прогулах и пропусках занятий. Мама Дейвида, Лорейн, жаловалась, что Дейвид никогда ее не слушается и старается делать только то, что нравиться ему самому. Гарольд, отец Дейвида, работал на двух работах одновременно и резко сопротивлялся визиту к психотерапевту. Было видно, что он не очень сильно задумывается о своих детях - Дейвиде и его сестре Сьюзан. Семья отказывалась говорить о чем-либо другом, кроме проблем Дейвида. Психотерапевт попросил членов семьи проделать упражнение с башней и дал им соответствующие инструкции.

Гарольд: "Мы Вам платим не за то, чтобы приходить и играть с соломкой".

Психотерапевт: "Я не просил Вас играть. Я хотел, чтобы Вы вместе построили башню. Я бы хотел увидеть, как Вы работаете вместе - как семья".

Сьюзан:"Можем ли мы начать прямо сейчас?" Дейвид:"Папа прав! Это глупо". Психотерапевт: "Я не хочу настаивать, но я не стал бы

просить Вас сделать что-либо, если бы не был уверен в необходимости этого. Может быть, мы не будем тратить время на споры и приступим к делу? Вот, что я Вам скажу - если Вы решите, что делать этого было не нужно, то я предоставлю Вам дополнительные 15 минут взамен потраченного на игру времени. Вот лежат соломка и клейкая лента".

Упражнение началось с того, что Дейвид взял одну соломинку в рот и стал дуть ею на Сьюзан. Мама выхватила соломинку у него изо рта и начала вместе с Сьюзан соединять соломинки в квадрат. Дейвид же начал запихивать концы соломинок один в другой. Когда длина полученной трубки достигла 6 футов (1.80 см), мама взглянула на Дейвида и начала укоризненно качать головой. Она показала Дейвиду коробочки, которые они сделали с Сьюзан. Дейвид продолжал соединять концы соломинок. Мама продолжила работу с Сьюзан. Временами она поднимала взгляд на Дейвида и качала головой. В течение всего безмолвного действия Гарольд сидел и смотрел на Дейвида. Когда психотерапевт разрешил им разговаривать, Лорейн начала кричать на Дейвида.
Лорейн: "Дейвид, что ты делаешь? Ты нам совсем не помогаешь. Ты никогда не делаешь того, о чем я тебя прошу".

Дейвид: "Но я же делаю..." Гарольд:"Прекрати пререкаться со своей матерью и делай то,

о чем она просит". Дейвид: "Черт!" Гарольд схватил длинную трубку из соломинок, построенную

Дейвидом и разорвал ее на части. Сьюзан взяла разорванные части и начала строить башню. Гарольд стал помогать Лорейн соединять коробки, для того, чтобы построить башню. (Башня так и не смогла стоять без поддержки). Когда время истекло, мы начали беседу.

Психотерапевт:"Итак, опишите, пожалуйста, произошедшее?" Лорейн:"Как обычно, Дейвид не стал помогать мне". Дейвид: "Башня получилась бы устойчивой, если бы вы делали

по-моему". Лорейн:"Теперь Вы видите, что я имела ввиду, говоря об его

упрямстве". Психотерапевт:"Гарольд - а какую роль Вы играли в этом уп

ражнении?" Гарольд:"Мне пришлось поставить Дейвида на место и помочь

Лорейн". В ходе выполнения упражнения психотерапевт получила

представление о том, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, сообща стремясь показать, что в терапии нуждаетсе именно Дейвид. При этом Гарольд постоянно стремился изолироваться от семьи. Единственный раз Гарольд включился в процесс строительства, когда матери и всей семье надо было утихомирить Дейвида. Вероятно он думает, что его обязанность заключается в том, чтобы помогать Лорейн, когда у нее возникают проблемы. Роль Дейвида в семье - служить связывающей силой между Гарольдом и всей семьей. Задача же Сьюзан быть послушной и во всем поддерживать свою мать. Обязанность матери - сделать так, чтобы все в семье было устроенно и сделано как надо. Она - инициатор всех начинаний и хочет, чтобы все делали так, как она задумала. Гарольд и Дейвид восстают против нее. Гарольд - отстраняясь от участия в делах семьи, а Дейвид - делая все наперекор своей матери.

Психотерапевт обсуждает с членами семьи то, что только что произошло на сессии, интересуясь тем, как по их мнению можно помочь разрешить сложившуюся ситуацию. Она анализирует роли, которые каждый взял в совместной деятельности и результаты поведения каждого члена семьи в рамках поставленной задачи. Затем членов семьи можно попросить снова построить башню, используя на этот раз результаты проведенного обсуждения, в некоторых случаях терапевт обучает членов семьи техникам совместной работы и взаимопомощи.
Использование
Существуют много способов применения этой техники совместно с другими психотерапевтическими подходами. В некоторых случаях семья может быть разбита на подгруппы, каждой из которых поручается построить башню. Этот способ может быть использован еще и для того, чтобы подчеркнуть или изменить существующие структурные границы, он также может применяться для работы с семейными "треугольниками". Например, психотерапевт может попросить Гарольда и Лорейн постороить башню двоем, а Дейвида и Сьюзан по-одиночке, чтобы выделить границы отношений "родители - дети". Можно соединить в упражнении одного из родителей, поручив ему руководить строительством башни, со своим ребенком - идентифицированным клиентом, при этом самой принимая участие в процессе в качестве тренера. Примером парадоксальной интервенции в данном случае может служить разрешение пятилетнему малышу самому руководить конструированием или строительством башни, что помогает родителям увидеть, какую долю власти и контроля они дают своему ребенку.

Заданием для упражнения может служить то, что более близко соответствует духу семьи, например, совместное приготовление пищи, если еда в каком-то смысле символизирует любовь. В упражнении можно использовать различные предметы и игры, например, строительные блоки, загадки и многое другие. Если психотерапевт хочет поставить акцент на соревновательном аспекте упражнения, то оно проводится в виде игры-состязания.

После того, как члены семьи завершат дискуссию о выполненном упражнении, психотерапевт может попросить проделать его снова, на этот раз достигая более высокой степени взаимодействия.
3-24. СЕМЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Обоснование
"Семейное пространство" представляет собой технику, которая обеспечивает семейного терапевта важной информацией по-поводу организации семейной системы, с которой она работает, а также эффективным средством терапевтической интервенции. Суть техники состоит в том, что клиентов просят нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. С точки зрения Копперсмита (Coppersmith,1980) данная техника полезна прежде всего для обучающихся семейной терапии, когда участники тренинга делятся друг с другом информацией, отражающей психологическую ситуацию в собственных семьях, что повышает уровень их профессиональной компетентности. Первоначально данная техника использовалась именно в этом контексте и лишь потом была применена семейными терапевтами в работе с клиентами.

Территориальность является важной частью личностной и семейной идентичности. Она эмоционально и операционально ассоциируется с принадлежностью к семье и с исключением из нее, с комфортом и напряженностью, удовольствием и болью, закрытостью и дистанцией, границами и их запутанностью, силой и слабостью. Изучение использования семейного пространства выявляет очень важные аспекты внутрисемейной динамики. При этом полезно задавать себе следующие вопросы. Используется ли семейное пространство в продуктивных целях, для игры, для прозябания (ведения растительного образа жизни) или же для ссор между членами семьи?
Процедура
Нижеследующая процедура и пример почти без изменений взяты из работы Копперсмита (Coppersmith,1980). Родителям дается большой лист бумаги, фламастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до женитьбы в своих семьях. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители жили более чем в одном доме, их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время, когда родители заняты рисованием, психотерапевт постепенно вводит в терапевтическую ситуацию следующие указания и вопросы:
1. Рисуя, отмечайте с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.

2. Позвольте себе ощутить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом