Главная страница

Руководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро


Скачать 1,47 Mb.
НазваниеРуководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро
Анкорstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
Дата23.06.2018
Размер1,47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
ТипРуководство
#45282
страница6 из 16
Каталогid44408367

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: strukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc, Effektivnaya_terapia_posttravmaticheskogo_stressovogo.pdf, A_Lengle_Yavlyaetsya_li_lyubov_schastyem.pdf, Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
3. Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи?


4. Когда члены вашей расширенной семьи посещали вас, какие комнаты дома были доступны для них?


5. Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?

6. Было ли у вас какое-то особенное место в доме? 7. Попытайтесь как можно яснее представить себе как в вашем

родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.

8. Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале /примечание переводчика(А.Ш.) - для отечественных семейных терапевтов вероятно полезнее говорить о квартирах, на каком она была расположена этаже, куда выходили окна, и т.д. - специфика очевидна/. Выделялся он чем-нибудь или нет?

9. Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.

10. Позвольте себе услышать типичные слова, которые говорились членами вашей семьи.
Существуют несколько путей посредством которых данная техника используется в семейной терапии. Психотерапевт может попросить маму и папу нарисовать план их родительских домов, а дети должны в это время наблюдать за ними. В качестве другой версии - можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а мама и папа при этом будут присутствовать в качестве наблюдателей. Третий вариант - все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.

Задаваемые психотерапевтом вопросы направлены на выявление воспоминаний, связанных с присутствующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Кроме того воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения. Собранная информация может оказаться полезной также для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.
Пример
Ронни жалуется на то, что его жена постоянно отвергает его и он не может более это выносить. Сюзанн же кипит от злости из-за того, что Ронни постоянно атакует ее, а также из-за того, что дети и муж совсем не уважают ее независимость, имущество и время.

Психотерапевт попросил супружескую пару нарисовать планы их родительских домов для того, чтобы прояснить вопрос о том, как проблемы близости и дистанции, уединенности и ее недостатка решались в их семьях до женитьбы.

Ответ жены. "В моей семье уединенность ценилась больше всего. У Мамы и Папы было по своей комнате. У нас с сестрой была общая комната, но мы очень четко соблюдали границы. Она играла на своей стороне, а я - на своей. В моей семье уважались закрытые двери. Необходимость последнего всегда особенно подчеркивалась. Я думаю, что все наши теперешние проблемы сводятся к тому, что каждый из нас хочет иметь свое собственное пространство в доме, а не только определенное место за обеденным столом на кухне".

Ответ мужа. "Я помню, что мне всегда приходилось делить свою спальню с одним из моих братьев, бывали времена, что приходилось жить в одной комнате сразу с тремя братьями. Уединенность была для нас непозволительной роскошью так как в трех спальнях должны были разместиться 11 человек".

Супруги поняли, что область происходящего между ними конфликта связана с ожиданиями, которые они принесли с собой из своих родительских семей. После того, как Сюзанн приняла участие в упражении, ей стало ясно, что муж имел совершенно отличный от ее собственного опыт в своей родительской семье. Ранее это было ей не понятно. Техника оказалась полезной для обоих супругов, помогла им начать ценить различия друг друга без страха впасть в конфронтацию.

Планы домов выступили в качестве метафор для объяснения потребности Сюзанн в ригидной, ясно очерченной структуре ее жизненного пространства и для объяснения потребности Ронни использовать с максимальной эффективностью имеющиеся в наличии пространственно-временные ресурсы. С его точки зрения Сюзанн слишком жесткая, эгоистичная и не принимающая других, Ронни же с точки зрения Сюзанн слишком небрежный и назойливый. Техника позволила паре прояснить и обсудить различия, имеющие в качестве источника их различный опыт в родительских семьях. Дети, наблюдая этот процесс, смогли более ясно отдать себе отчет в том, насколько сами они вовлечены в конфликт между родителями, порой принимая в споре ту или иную сторону. Дети также поняли, что они сами выражают сходные требования по отношению друг к другу и к родителям и порой оказываются в сходном замешательстве.
Использование
Техника позволяет диагносцировать внутрисемейные взаимоотношения, а также проводить интервенцию путем обсуждения возможных путей совместного и индивидуального использования семейного пространства, создавая для семьи весьма ценный опыт совместной деятельности.

Техника основывается на паралингвистическом и невербальном уровне коммуникаций, что представляется особенно важным для семейной терапии. Она может быть использована для выявления материала, связанного с ролевым поведением и мифами в родительских семьях супругов, скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-терапевтического процесса.

В том ее варианте, когда родители выполняют упражнение, а дети наблюдают за ними, техника позволяет прочерчить границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Это вовлекает родителей в такой род активности, который подтверждает их уникальное место в семейной системе, тогда как детям имплицитно отводится роль обучающихся. История семьи, выходящая на поверхность в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурной наследственности данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того волнующие пару в настоящий момент проблемы и конфликты могут быть лучше освещены через обращение к материалу семейной истории.

Когда техника используется в ее втором варианте (вся семья рисует план дома), психотерапевт получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант техники при работе с семьями, в которых размыты границы между субсистемами, а также границы между семьей и внешним миром. Безопасное выражение членами семьи различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет снизить запутанность субсистем и прояснить границы.

В третьем варианте применения техники (дети рисуют план дома, а родители наблюдают за ними) психотерапевт выделяет и поддерживает детскую субсистему, уникальность точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.

"Семейное пространство" может быть также использовано в семейно-групповой психотерапии, в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных внутрисемейных конфликтах или же на истории семьи. Техника дает семейному терапевту информацию, которая не может быть получена в ходе обычной терапевтической беседы.

Методика может быть применена в ходе терапии с индивидами, которые достаточно зрелы для того, чтобы понимать и запоминать инструкции, адекватно общаться. Таким образом ее нельзя использовать в работе с маленькими детьми.

Техника дает возможность включить семью в такой опыт взаимодействия друг с другом, который одновременно поддерживает как дифференциацию, так и включенность в жизнь друг друга, что очень важно для нормального функционирования семьи.
3-25. СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА
Обоснование
Социограмма представляет собой метод картирования внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Для применения в семейной терапии эта техника адаптирована Робертом Шерманом. Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они бы предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Методика, например, являлась популярным средством выявления привязанностей и дружеских взаимоотношений в школьном классе. Она в состоянии выявить альянсы, лидеров, отверженных, и те роли, которые играют различные члены группы. Сходным целям может служить данная техника и в рамках семейной терапии. Ответы на каждый из вопросов заносятся на схему и таким образом все члены семьи могут непосредственно представить как организована их семья. Причем изучаются как реальные взаимоотношения между членами семьи,так и их идеальные образы.

Социограмма является техникой, связанной с самопредъявлением(self-report technic??). Каждый из участников устно или письменно отвечает на предложенные всей группе вопросы. Как и все подобные, методы она основывается на готовности к сотрудничеству и честности респондентов.

Предполагается, что, делая выборы относительно тех или иных членов группы, люди приоткрывают свои убеждения, чувства, действия. Кроме того выявляется структурная организация семейной системы. Члены семьи вовлекаются в активное взаимодействие друг с другом, в самых разнообразных ситуациях, используя самые различные роли. Симтоматическое поведение - лишь один из аспектов, который может быть высвечен с помощью этой техники. Другие стороны жизни семьи также проявляются здесь достаточно выпукло.
Процедура
Психотерапевт говорит, что ей бы хотелось более ясно понять как именно функционирует данная семья и просит всех ее членов дать ответы на определенные вопросы. Список вопросов готовится заранее, в соответствии с конкретной ситуацией в семье.


Обычно задаются два рода вопросов: С каким членом семьи вы обычно...? С каким членов семьи вам бы хотелось...?
Вот некоторые примеры окончания вопросов:
ходить в кино говорить о личном ходить в гости составлять планы заниматься работой по дому сердиться обниматься вести интеллектуальную беседу работать вместе не иметь ничего общего шутить или рассказывать анекдоты ругаться играть обманывать не разговаривать смотреть телевизор заниматься спортом читать стихи ходить за покупками убегать из дома поехать на пляж (за город, в центр города, в горы) иметь перед собой в качестве примера для подражания убираться в доме чувствовать себя защищенным, когда он рядом чувствовать себя хорошо в его присутствии чувствовать себя плохо в его присутствии чувствовать себя возбужденно в его присутствии чувствовать грусть в его присутствии чувствовать себя усталым в его присутствии
Ответы на все вопросы незамедлительно заносятся на схему. Психотерапевт тщательно формулирует серию вопросов, так, чтобы

процесс был экономным с точки зрения времени, затраченного на него. Полученная схема обсуждается с семьей для определения

характера актуального внутрисемейного взаимодействия и идеального представления о нем членов семьи. Например, семью Ф. попросили ответить на следующий вопрос: "С какими членами вашей семьи вам больше всего нравится ходить за покупками?"

Ниже приводится схема, отражающая ответы членов семьи.

Папа Мама
Сюзи(16) Эрик(14) Джоан(10)
= мужчины <-------- = Выбор в одном направлении = женщины <--------> = Реципрокные выборы
Другим вариантом данной методики является игра "Угадай кто" - "Кто в семье...?" Примеры: больше всего склонен к составлению планов, самый начальственный, самый одинокий, самый злой, самый умный, самый смешной, самый теплый, с кем легче всего разговаривать, самый сильный, самый ловкий, лучший повар, самый щедрый, самый добрый, наиболее склонный к меланхолии, у кого самые умелые руки, самый большой оптимист, крутой пессимист, самый энергичный.

Третий вариант методики, направленный на более четкое определение альянсов и отвержений, связан с просьбой к членам семьи в ответах на вопросы сделать первый и второй выборы. Второй выбор при этом может быть обозначен на схеме другим цветом.

Четвертым вариантом является разрешение включения в возможные ответы членов расширенной семьи.

Гипотезой здесь является следующее: чем более дифференцированной является семья, тем более широким выступает разброс взаимных выборов в ответах на заданные вопросы. То, кого я выбираю для того, чтобы ходить за покупками, необязательно с моей точки зрения самый инициативный человек или же самый умелый человек в семье и т.д.
Пример
Ральф и Мэри обратились к психотерапевту с жалобами на постоянные стычки и драки между их четырьмя детьми. У старшего кроме того были сложности с его сверстниками, которые его дразнили. У второго ребенка, девочки, были проблемы с враньем, кражами и неуспехами в школе. Она являлась идентифицированным пациентом. Данный брак являлся вторым у обоих партнеров. Со стороны матери было трое детей - 15-летний сын, 13-летняя приемная дочь (идентифицированный пациент) и еще одна дочь 12-ти лет. У мужа была 11-летняя дочь, которая находилась под опекой ее матери, незамужней, но живущей с другом. Бывший муж жены не имел с семьей никаких контактов.


На второй сессии психотерапевт задала семье следующие вопросы. 1. А. С кем в вашей семье вы общаетесь с удовольствием?

Пожалуйста, выберите двоих. Б. С кем из членов вашей семьи вы больше всего хотели бы


общаться?

Отец Мать Джек(15) Мерил(12) Тони(15, идентифицированный клиент) Биологический отец Тони Биологическая мать Тони Одри(11, посещает отца, постоянно живет с матерью)
Непрерывные линии показывают актуальное состояние. Оба выбора на вопрос #1 показаны как равные по значимости.

Прерывистые линии представляют собой идеально представляемое членами семьи состояние.
Очевидно, что Тони, идентифицированный пациент, очень изолирована. Никто ее не выбрал. Только одна мать выбрала приемного отца, который кроме того изолирован от своих приемных детей. Он и его биологическая дочь Одри выбрали друг друга, таким образом образуя отдельный альянс. Несмотря на развод, Одри все еще очень нуждается в ее биологической семье. В идеале Джек и Тони хотели бы быть ближе к своей матери, а Мерил хотела бы быть ближе к Тони. Ни Джек ни Мерил не выбрали своего биологического отца. Тони в ходе сессии на словах выражала интерес по-поводу своей биологической матери, но не выбрала ее, выполняя данное задание (мать Одри не присутствует на встрече). Муж и жена выбирают друг друга, формируя адекватную родительскую субсистему, однако отец предпочитает своего родного ребенка приемным детям.

2. А. Кто в вашей семье принимает наиболее важные решения? Мать Джек(15) Мерил(12) Тони(13) Отец Одри(11) Мать Одри
На схеме, представленной выше, мы видим, что мама, как реально, так и идеально руководит всеми делами в семье. Все члены семьи центрированы на ней. Она воспринимает своего мужа как принимающего наиболее важные решения и в идеале ожидает от него того же, но остальные же члены семьи с этим не согласны, включая и ее биологическую дочь. Сила женщин в принятии важных решений является правилом в данной семье и не оспаривается. В ходе обсуждения отец пожаловался на то, что его жена приводит его в ярость, принимая решения по-поводу того, что и как ему делать. Когда же его спросили о том, нуждается ли он в консультациях по-поводу принятия решений, он отступил.

Хотя Ральф и Мэри находятся в браке уже три года, отец все еще не сумел интегрироваться в существующую ранее семью, а супруги не смогли организовать достаточно адекватную новую семейную систему. Приемный отец, его дочь, сын, и приемная дочь все еще вне центра внутрисемейного взаимодействия. Тони же является самой одинокой. Дополнительные данные были получены посредством использования еще двух вопросов, однако приведенные выше схемы сами по себе достаточно хорошо иллюстрируют применение метода социограммы в семейной терапии. Весь процесс занимает всего полчаса и приводит к последующим плодотворным обсуждениям, открытиям и подвижкам семейной системы в позитивном направлении.
Использование
Социограмма применяется для того, чтобы преодолеть негативную направленность беседы на сессии, построенную на жалобах членов семьи, а также для выстраивания целолостной структурированной картины семейной системы. Она идентифицирует взаимодействие каждого члена семьи с предъявляемым симптомом, а также другие позитивные возможности и пути, которые существуют во внутрисемейных взаимоотношениях и выявляет те из них, которые нуждаются в укреплении. Для членов семьи иногда является открытием то, как они воспринимаются другими родственниками. Метод хорошо определяет "запутанные клубки", существующие в семье и поощряет процесс индивидуации и дифференциации в данной системе. Альянсы и разрывы отношений между членами семьи выявляются здесь в самых различных областях внутрисемейного функционирования.

Техника, кроме того, представляет собой метод оценки внутрисемейных ролей, а также ролевых ожиданий. Выявляемые различия между этими двумя показателями указывает на существующий в семье потенциальный конфликт или неудовлетворенность.

Техника наиболее эффективна в работе с большими семьями, в том числе и с семьями с детьми, достаточно взрослых для того, чтобы понять смысл задаваемых им вопросов. Она полезна также в диагностике приемных семей, особенно тех, которые образованы на обломках разрушенных браков.
Глава 4: СТРУКТУРНЫЕ ХОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Структурные ходы представляют собой техники, созданные для того, чтобы производить изменения в организационной структуре семейной системы. Относительное положение, сила, роли, лояльность и границы между семейными субсистемами являются субьектами этих изменений. Это же касается ????"созвездий"-сonstellation нуклеарной семьи, места межпоколенных ????"созвездий"-сonstellation ?? и положения нескольких поколений данной семьи в социуме.

В исторической перспективе такие структурные шаги как рекомендация изменить обстановку, работу, школу или же совет поместить ребенка в детский дом являлись традиционными техниками семейной терапии как самостоятельной отрасли знания.

В первой половине 20-х годов Адлер, основываясь на точке зрения холизма, отрицал противоречие между структурализмом и функционализмом. Он обращал особое внимание на ???..семейные ????"созвездия"-сonstellation. Он и его последователи изучали порядок рождения детей в семье, ценности и межпоколенные ?????...guidens lines..?? ...Guidens lines..?? представляют собой такие инвариантные паттерны как мужественность и женственность, профессиональные интересы (бизнес, сфера обслуживания, художественное творчество и т.д.), процесс принятия решений, методы воспитания детей и другие традиционные пути сохранения внутрисемейной межпоколенной преемственности. Экологическая психология (психология, привязанная к месту) обращает особое внимание на то, как клиенты субьективно воспринимают свое положение в семейной системе, их место в мире, а также как они ведут себя по отношению друг к другу под углом зрения этого восприятия (Sherman, Dinkmeyer, in press). Важная часть психотерапевтического процесса состояла тогда в изучении роли этой экологической перспективы и ее значения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом