Главная страница

Руководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро


Скачать 1,47 Mb.
НазваниеРуководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А. З. Шапиро
Анкорstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
Дата23.06.2018
Размер1,47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаstrukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc
ТипРуководство
#45282
страница9 из 16
Каталогid44408367

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: strukturirovannie_tehniki_terapii_sherman.doc, Effektivnaya_terapia_posttravmaticheskogo_stressovogo.pdf, A_Lengle_Yavlyaetsya_li_lyubov_schastyem.pdf, Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга (Пс и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16
Глава5: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Введение
В определенном смысле все терапевтические техники являются поведенческими. В контексте настоящей главы поведенческие техники определяются как имеющие в когнитивном плане дело со следующим: а) определение проблемы, прояснение цели, прояснение ценностей, прояснение границ; б) решение проблем, планирование, идентификация различий и переговоры по их поводу; в) терапевтические контракты, составление и выполнение соглашений и т.д.

Терапевт и клиент имеют дело непосредственно с беспокоящей клиента проблемой, а не стремятся произвести изменения через тот или иной вид метакоммуникации, как это они делают, работая с техниками на основе воображения и парадоксальными техниками. Поведенческие техники исходно ориентированы на действие - клиент обязательно должен в процессе психотерапевтической работы что-то делать.

Данные техники имеют в своей основе несколько различных теоретических ориентаций:

1. Бихевиоризм и классическое обуславливание, оперантное обуславливание и теории социального научения;

2. Теории когнитивной психологии с их фокусировкой на мыслительных процессах;

3. Теории социального обмена, которые рассматривают человеческое поведение под углом зрения того, что индивиды совершают взаимные вклады в деятельность друг друга;

4. Теории общения, которые подчеркивают вербальное поведение, слушание, различного рода обсуждения и переговоры, а также невербальные формы взаимоотношений;

5. Теории решения проблем, например, в таких областях как образование и управление в бизнесе, которые обращают внимание на поступенчатый анализ задачи, "мозговые атаки", планирование и оценки.
За всеми поведенческими техниками лежат следующие фундаментальные теоретические предположения:

1. Любому образцу поведения, в том числе и новому для данного субъекта можно обучиться;

2. Клиенты, опираясь на интеллект и эмоции, в состоянии определить свои потребности и ожидания, размышлять о своих проблемах, открывать новые решения, осуществлять эти решения в своей деятельности, а также рационально оценивать результаты последней;

3. Наблюдая свои собственные мысли и действия, клиенты в состоянии идентифицировать нелогичные, иррациональные мыслительные и поведенческие образцы;

4. Нежелательные поведенческие образцы клиента могут быть преодолены: их интенсивность уменьшена, сформированы или усилены новые, позитивные образцы поведения;

5. Клиенты - нормальные люди с проблемами, которые принципиально могут быть разрешены;

6. Терапевт представляет собой активного лидера, консультанта, фасилитатора или человека, владеющего ресурсами.

Применение поведенческих техник делает возможным для участников психотерапевтического процесса осуществлять мозговые штурмы и обмениваться идеями, в безопасных условиях практиковать новые позитивные поведенческие образцы.

Каждый теоретик может адаптировать данную технику к своей собственнной теоретической конструкции, если для этого имеются подходящие условия, и теория, которой он придерживается, ему это позволяет.

Существует очень много доводов за применение поведенческих техник в семейной и супружеской терапии.
1. Они хорошо организованы и последовательно структурированы, таким образом уменьшая риск провала в решении терапевтичеких задач. Быстрый успех в свою очередь обеспечивает позитивный настрой клиентов уже на начальных стадиях терапии, их уверенность в себе. Структурированность уменьшает хаос и обеспечивает условия для создания реально работающей модели.

2. Они подчеркивают позитивные стороны человеческого бытия - здоровье, компетентность, силу делать что-то, поддерживают клиентов в их движении к состоянию "ОК".

3. Они прозрачны для разума, в них нет ничего мистического, иррационального. Вводятся эти техники на основе общеупотребимой лексики и поэтому без труда воспринимаются обучающимися, их также легко преподавать другим.

4. Они прерывают негативный замкнутый круг - человек расстраивается - жалуется на жизнь - расстраивается от этого еще больше. Вместо этого устанавливается позитивный цикл взаимодействия - клиенты начинают осуществлять серию предписанных конструктивных действий.

5. В процессе применения техник клиенты легко замечают прогресс в их состоянии и быстрое продвижение в решении заявляемой проблемы. Успех их ободряет.

6. Они обучают клиентов методологии решения проблем, в рамках которой трудности преодолеваются через коммуникацию с другими индивидами. Такой подход дает клиентам модель для решения подобных проблем и конфликтов в будущем, когда семья будет далее двигаться через нормальные стадии жизненного цикла.

Поведенческие техники, которые обсуждаются в данной главе включают в себя "Супружескую конфреренцию и семейный совет" - формальные встречи семьи для улучшения коммуникаций и близости в их взаимоотношениях; "Структурированный тренинг общения" - специальный курс обучения адекватному слушанию и говорению; "Символизм и подарки" - обучение невербальным средствам общения и выражения позитивных чувств; "Дни заботы" - тренинг доставления приятного друг другу "небольшими порциями"; "Позитивный обмен" - идентифицирование и позитивное переопределение желаний каждого члена семьи; "Структурированные задания во время сессии" - вовлечение семьи в процесс конструктивного взаимодействия друг с другом (психотерапевт в это время занимается диагностикой внутрисемейных взаимоотношений, либо общаясь с семьей в ходе выполнения задания производит терапевтическую интервенцию в семейную систему);"Супружеский контракт" - настольная игра для обучения супружеской пары осуществления переговорного процесса; "Чтение вслух в супружеской терапии" - библиотерапия для улучшения коммуникаций между членами семьи; и "Обучение осознанию выбора".

Большинство поведенческих техник представляют собой специальные методы уменьшения конфликтов и стимулирования взаимоподкрепляемых внутрисемейных взаимодействий через предписанные психотерапевтом задания, которые выполняются непосредственно на сессии или дома.

Поведенческие техники вовлекают клиентов в структурированную позитивную деятельность для осуществления немедленных изменения в дисфункциональном способе поведения. Новые поведенческие образцы при этом моделируются психотерапевтом. Психотерапевт вправе создать любое средство, которое помогло бы семье или супружеской паре функционировать более конструктивно. Задания, выполняемые непосредственно на сессии дают возможность психотерапевту наблюдать образцы взаимодействия между членами семьи и тренировать ее членов не пугаться неожиданных перемен в процессе работы. Они также представляют собой своебразную репетицию функционирования новых позитивных поведенческих образцов. В то же время домашние задания направлены на установление новых паттернов поведения, коммуникации и позитивного психологического климата в доме. Другое возможное использование этих техник - обучение демократическим методам решения проблем и помощь семье в достижении большего уровня равенства и справедливости в их локальной социальной системе и таким образом способствование глобальной демократизации общества. При этом следует иметь ввиду, что равенство - не тождественно одинаковости, в частности, оно не уничтожает межпоколенных границ. Принцип равенства лишь утверждает, что каждый индивид в равной степени самоценен, хотя занимает свое собственное место в системе, и производит свой собственный уникальный вклад в ее функционирование как целого.

Поведенческие техники помогают также членам семьи сблизится, если они слишком дистантны, или отъединится друг от друга, если они представляют собой "запутанный клубок". Кроме того поведенческие техники могут способствовать в установлении адекватных межпоколенных границ.

Эти методы могут использоваться в работе с любыми семьями, способным следовать предписаниям. Особенно они эффективны в семьях, где вербальное поведение не на высоте и которым больше подходят техники, ориентированные на действия.
5-34. СУПРУЖЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ
Обоснование
"Супружеская конференция и семейный совет" представляют собой встречи, проводимые на регулярной основе супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Они - суть методы, сконструированные с целью улучшить внутрисемейные взаимоотношения и повысить их интенсивность. Предложены семейными терапевтами адлерианского направления и основаны на принципах, содержащихся в теоретических представлениях последнего. Идея "семейного совета" была популяризирована Дрейкусом и его коллегами ( Dreikurs, 1948; Dreikurs, R., Corsini, R. J., Lowe, R., and Sonstegard, 1959; Dreikurs and Soltz 1964; Dreikurs, Gould and Corsini, 1974; Corsini, and Rigney, 1970; Dinkmeyer,Pew and Dinkmeyer, 1979; Manaster and Corsini, 1982).

Большинство супружеских пар и семей, захвачены борьбой за власть, которая разыгрывается вокруг определенного конфликта, предъявляемого ими в качестве симптома, при этом не видится никаких возможностей включиться во взаимодействие принципиально другого рода. Опыт каждого не слышится, не понимается и не признается другими членами семьи. Типичное обсуждение здесь - один говорит, остальные перебивают его, уходят от обсуждаемой проблемы, вразнобой предлагают свои вопросы для обсуждения. Каждый же по сути дела, движется в русле лишь своих интересов. Вместо всего этого на конференциях, каждый член семьи получает инструкцию уделять пристальное внимание другим ( другому ). Само внимательное слушание оказывает очень существенное влияние на тех индивидов, которые включены в общение.

По Манастеру и Корзини, существует по крайней мере четыре причины, из-за которых следует проводить Семейный совет:

1. Для того, чтобы дать возможность членам семьи свободно общаться между собой.

2. Для того, чтобы избежать насилия в семье. 3. Для обучения членов семьи, как детей, так и взрослых,

демократическим приемам разрешения конфликтов. 4. Для поддержания гармонии и мира в семье (Manaster and

Corsini, 1982,р.231) Семейный совет основывается на таких философских принципах,

которые предполагают, что демократические методы, введенные в семейную систему, повысят уважение между всеми членами семьи, кооперацию между ними, так как все будут иметь голос в процессе принятия решения, увеличится интерес членов семьи друг к другу и понимание друг друга - все будут реально включены в процесс внутрисемейного взаимодействия. Кроме того эти философские принципы могут способствовать созданию чувства внутригрупповой идентичности и, в то же время, стимулировать открытое признание индивидуальности каждого члена семьи, их самодостаточных вкладов и самоценности.

Терапевт назначает клиентам конференцию и/или совет в качестве домашнего задания, потом они могут стать ритуалами данной семьи. Она тщательно инструктирует членов семьи относительно всех деталей этих мероприятий и их правил проведения в домашней обстановке. Консультанты супружеских пар и семей адлеровского направления назначают эту технику в качестве развивающего и обогащающего семью процесса, а также как эффективного терапевтического средства.
Процедура "Супружеской конференции".
Когда терапевт приходит к убеждению, что есть необходимость в улучшении общения между супругами, она предлагает супружеской паре обдумать возможность регулярных встреч (время, место и частота оговариваются особо). Время отведенное для конфренции супруги должны полностью посвятить друг другу, исключить какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, супруги обсуждают удобное для обоих время, которое они могут посвятить общению друг с другом и при этом быть в хорошем физическом и психическом состоянии, неуставшие и неистощенные. И еще они соглашаются следовать правилам, список которых вручается терапевтом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться терапевтом для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи. Обычно список правил представляет собой примерно следующее:

1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном месте в период между настоящим моментом и следующей терапевтической сессией. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне (необходимо проводить как минимум одну подобную встречу в неделю).

2.Один супруг начинает и может в течении какого-то фиксированного времени (обычно полчаса), по его усмотрению, говорить или сохранять молчание, его же партнер уделяет ему в течении всего этого периода 100% своего внимания. При этом можно рассказывать о чем угодно - о снах, планах, болячках, желаниях, потребностях. Партнер же ни в коем случае не должен перебивать, не имеет права курить, двигаться взад-вперед по комнате и делать что-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Он обязан лишь внимательно слушать. Точно в определенное время первый партнер останавливается.

3. Второй партнер сразу же должен кратко (в течении трех минут) зафиксировать то, что он услышал в монологе первого и что, как он полагает, первый имел всем этим ввиду. Позиция говорившего признается как имеющая право на существование и на данном этапе встречи никак не атакуется и не критикуется.

4. После этого второй партнер сразу же приступает к использованию положенного ему получаса, а первый - обязан всецело принадлежать ему, точно также как было в предыдущие полчаса. Второй также может сообщить что хочет и как хочет.

5. После того, как второй партнер закончит свой монолог, первый в течении трех минут должен резюмировать услышанное и подтвердить, что позиция другого, равно как и его собственная, имеет право на существование, а также, что он воспринял ее адекватно.

6. Обсуждение должно закончиться в строго определенное время. 7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься

вплоть до следующей конференции. 8. В начале следующей терапевтической сессии супружеская пара

отчитывается о том, что произошло в промежуток между сессиями. Терапевт, используя материалы сессии, изменяет в соответствии с актуальной ситуацией правила проведения последующих конференций и еще раз повторяет свое задание.

Следует подчеркнуть, что супружеская конференция отнюдь не представляет собой технику, направленную на принятие решения. Ее цель - сделать общение между партнерами более открытым, конструктивно увеличить близость между ними и, по крайней мере, снизить уровень силовых игр между ними.
Процедура "Семейного совета".
Когда терапевт приходит к заключению, что методика "Семейный совет" может оказаться полезной для улучшения взаимоотношений в данной семье и ее способности принимать решения, она знакомит с идеей родителей или же всю семью. Причем терапевт, предвидя трудности в осуществлении данного мероприятия, так как оно не соответствует обычно принятому в семьях способу обсуждения трудных вопросов и решения проблем, вместе с тем убеждает семью в его необходимости - подчеркивается, что Семейный совет приоткрывает ряд новых возможностей улучшения стиля семейной жизни. Она может выбрать следующий способ поощрения их к его проведению - сказать, что до сих пор семья демонстрировала удивительные способности к взаимодействию, соглашаясь сражаться друг с другом, хотя эти же самые способности могут быть использованы для того, чтобы научиться приходить к взаимному согласию.

Вслед за этим терапевт описывает правила проведения Семейного совета.

1. Определите определенное время и место встречи для того, чтобы не было никаких факторов, которые могли бы ей помешать.

2. Совет формально включает в себя всех членов семьи, однако никого нельзя заставить присутствовать на нем, насильно понуждать к этому. Вместе с тем, тот, кто отсутствует должен согласиться следовать тем решениям, которые будут приняты. Делается все возможное для того, чтобы все могли присутствовать на встрече.

3. Решения, принятые на Совете не могут быть в одностороннем порядке нарушены или же проигнорированы. Если такое происходит, это должно обсуждаться на следующем собрании.

4. Каждый может предложить вопросы для обсуждения. В некоторых семьях существует обычай класть лист бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения в самом удобном для всех членов семьи месте, например, на холодильнике - для того, чтобы как только кому-то в голову придет соответствующая идея - ее сразу можно было бы зафиксировать.

4. Список вопросов может представлять собой все, что связано с благополучием детей, семейных прогулок и пикников, то есть тех решений, которые имеют отношение к семье как целому. При этом родителям конечно же не стоит приглашать шестилетнего сына для обсуждения того, следует ли внести деньги в недвижимость или на счет в банке, нужно ли ему ходить в школу - и т.д. Родители обсуждают с детьми и добиваются их согласия по таким вопросам как работа по уборке дома, правила, связанные со временем возвращения домой, поведения во время посещения дома друзьями. Дети могут включить в список такие вопросы как возможность уединения, большей независимости, большей гибкости по отношению к домашней работе и времени, которое им можно уделить телевизору. Дети могут также попросить о помощи в улаживании различного рода конфликтов друг с другом. Некоторые пункты касаются не принятия каких-либо решений - члены семьи делятся своими мыслями, чувствами, надеждами, достижениями, опытом, решения проблем, с которыми им пришлось столкнуться. Место председателя Совета должно переходить от одного члена семьи к другому из числа тех, кто эти обязанности в состоянии выполнять. Лицо, выполняющее обязанности председателя должно делать все возможное для того, чтобы вполне соответствовать роли демократического лидера семейной группы. При этом родители не имеют права вставать в позицию Верховной Власти. Проведение Семейного совета должно осуществляться на основе общеизвестных правил проведения любого демократического собрания. Однако нужно иметь ввиду, что достижение всеобщего консенсуса является более приемлемым, чем решение на основе большинства голосов.

6. Все должны принимать участие в выполнении тех решений, которые приняты - по букве и по духу, причем мелочная придирчивость здесь неприемлема.

7. Как родители, так и дети должны быть уверены в том, что они имеют в семье свой подлинный голос, что сказанное ими будет услышано, принято и со всей серьезностью рассмотрено. В качестве существенного подспорья при проведении Совета может оказаться полезным определенная степень развития способности к хорошему юмору, способность смеяться над недостатками людей, а не над самими людьми.

8. Семейный совет проводится для того, чтобы решать проблемы, а не для того, чтобы подвергать нападению конкретных людей.
Семья должна быть предупреждена о том, что встреча не может быть успешной до тех пор, пока каждый член семьи не научиться использовать Совет как эффективное средство решения своих собственных проблем.

На следующей сессии семья делится с терапевтом опытом проведения Совета и он затем обсуждается. Полученный в ходе этого обсуждении материал используется для дальнейшей терапевтической работы на сессии. Затем психотерапевт еще раз пересматривает правила проведения Семейного совета, помогает семье решить некоторые формальные проблемы, связанные с его проведением и стимулирует их к продолжению проведения подобных собраний.
Использование.
Данная техника обеспечивает терапевта средствами научить семью приемам демократического обсуждения вопросов, которые можно практиковать в домашней обстановке. С ее помощью соглашение бороться друг с другом преобразовывается в соглашение быть открытыми и обсуждать даже самые трудные и болезненные вопросы. Она дает богатый материал для последующих психотерапевтических сессий, ясно указывает на то, где именно застряли клиенты. В контексте использования данной техники психотерапевт имеет возможность показать членам семьи, что обсуждение точки зрения другого дает лишь новую информацию, а не является отвержением другого человека или выражением ненависти к нему. Двигаясь к равенству в семье, мы таким образом можем способствовать достижению равенства в обществе в целом.
5-35. ИГРА "СУПРУЖЕСКИЙ КОНТРАКТ"
Обоснование
Эта игра описана Блехманом и Рабином(Blechman,Rabin,1980) с целью помочь партнерам научиться обсуждать и решать их проблемы наиболее рациональным способом. Супружеская пара как правило играет в "супружеский контракт", вне присутствия психотерапевта. Игра провоцирует успешные открытые обсуждения реальных проблем супружеских взаимоотношений.

Пара может играть в эту игру для того, чтобы решить существующий у них в настоящее время конфликт или же для отработки стратегии, которая могла бы помочь им разрешать разнообразные конфликты интересов в будущем. Игра дает супругам четкий свод правил, на основе которых могут осуществляться обсуждения сложных проблем и примеры того, что конкретно приобретают партнеры, когда следуют таким правилам. Эмпирические данные подтверждают, что игра обеспечивает эффективное решение проблем и удовлетворяющее обоих супругов взаимодействие друг с другом. Игра в своих теоретических истоках связана с социально-психологическими теориями обмена и торговли. Предполагается, что в социальном взаимодействии существует определенная взаимосвязь между тем, что люди "дают" и что они "получают" взамен. "Для того, чтобы получить то, что мне хочется, мне важно знать, что хочется тебе".

Вариант этой техники, описанный в данном разделе, взят непосредственно из работы Блехмана и Рабина.
Процедура
Игра начинается с того, что супругам показывают набор прописанных правил. Это делает психотерапевт. Она также объясняет им суть игры, отвечает на вопросы, а когда они заканчивают играть, анализирует соглашения, достигнутые супружеской парой для того, чтобы стимулировать их успешное воплощение в реальность. Психотерапевт на основе полученных эмпирических данных о ходе игры решает сколько она должна длиться. Она может также провести пробную игру и после этого уходит из комнаты, определив определенное время для ее проведения - например, 20 минут.

Материалы игры включают в себя набор правил,....????? - не понятно...??? коробка для игры с 20-минутными....????... предназначенными для чтения вслух игроками в то время как они двигают свои фишки, минутные таймеры возле.... ???... ?? семь больших карт, названных Доверие, Реальные Проблемы, Цели-Образцы, Риск, Премия, Компромисы-образцы, Чистые карты Компромисса и контрактная форма.

Карточки с проблемами предоставляются каждому партнеру еще до начала игры. На карточках напечатаны типичные супружеские жалобы. Каждый партнер должен распределить карточки на пять категорий для того, чтобы примерно определить количество усилий, которое требуется для решения данной проблемы(1-требуется мало усилий, 5 - требуется много усилий). Проблемы, получившие рейтинг как нуждающиеся в больших усилиях в случайном порядке распределяются на карте реальных проблем (для разрешения в течении последующих игр).
Пример
Блехман (Bleсhman,1980) приводит такой случай: Мистер и миссис А. решили, что им нужно потренироваться в

решении супружеских проблем. Их мнения во многих случаях расходились и они часто ссорились. Во время первой встречи супруги описали проблемы, которые они хотели бы обсудить. Общим моментом для всех их стычек была взаимная критика.

Во время первой сессии супругам была предложена игра "Супружеский контракт". Мистер А. выбрал вопрос "выражение чувств словами" и сразу предложил, в качестве основания для соглашения, чтобы его жена делала ему комплименты не менее трех раз в день. У миссис А. были некоторые сложности с ответом на это предложение. Сначала она высказывалась неопределенно, вроде: "ты должен брать на себя больше работы по дому". Но правила игры все-таки вынудили ее выставить действительно личностное требование.

Во время своего "хода" миссис А. выбрала вопрос "деньги и домашнее хозяйство" и здесь опять возникли проблемы с ее неконкретностью. Из-за своих неопределенно выраженных требований она продолжала терять деньги и вытягивать карточки "риск". Наконец, она сказала: "Я хочу, чтобы муж критиковал меня по поводу денег не чаще, чем раз в неделю". Хотя по правилам игры предпочтительно, чтобы заявление было не отрицательным, миссис А. сделала большой шаг вперед, переменив свое неопределенное недовольство на конкретное предложение.

Миссис А. была рада, что ей не нужно обосновывать свое требование. В прошлом супруги подробно объясняли друг другу каждое заявление. А так как мистеру А. лучше удавалось отстаивать собственные убеждения, миссис А. как правило сдавалась и старалась избежать споров. Узнав, что для решения проблемы требуется ее определение и детализация, а не объяснение, супруги оказались примерно в равном положении.

На следующей неделе чету А. попросили провести несколько неформальных дискуссий, во время которых они должны были использовать тот коммуникационный подход, который применяли в игре. В результате у них произошло три продуктивных дискуссии. Следующую неделю они провели прекрасно. Им также дали инструкцию исполнять те соглашения, к которым они пришли во время первой сессии. Однако, они не следовали условиям своих контрактов, т.к. были настолько поглощены самой игрой, что, подписывая соглашения, не воспринимали их серьезно.

Во время второй сессии супруги дважды играли в "Супружеский контракт" без помощи психотерапевта, и при том обращали больше внимания на содержание переговоров. Миссис А. при этом предъявляла супругу ясные, четкие требования.

По правилам игры, если один партнер не согласен с решением, предложенным другим, он должен сделать контр-предложение. С помощью этого приема чета А. избегала длинных объяснений, что позволило миссис А. стать равноправным и творческим партнером в любом разговоре. Супруги сообщили, что они воспользовались контрактом, подписанным во время второй сессии,и он помог им решить свои проблемы. Теперь они полагали, что смогут общаться без конфликтов.
Использование.
Эта техника используется исключительно в работе с супружескими парами и на сессии должны присутствовать оба супруга. Они должны быть мотированы на обучение способам преоделения различий между собой и подчиняться как инструкциям психотерапевта, так и правилам игры. Последнее ставит пределы проявления несогласия между супругами и снижает большую часть тревожности и гнева в их взаимодействии. Техника представляет собой весьма приятный способ научить супружескую пару как общаться в состоянии конфликта и стараться его преодолеть.

Правила создают также равенство для обоих супругов. Один не должен рассматривать себя выше другого, так как оба имеют равные шансы в игре и кооперативное поведение щедро вознаграждается. Кроме того, техника позволяет супружеской паре идентифицировать конкретные, операциональные проблемы и их реально-обозримые в данный момент решения, к которым можно двигаться постеренно, шаг за шагом. Это помогает супругам преодолеть ощущение, что их конфликты непреодолимы и нерешаемы (См. также технику "Позитивные обмены" в этой главе).
5-36. ДНИ ЗАБОТЫ
Обоснование
Супружеские пары часто начинают терапию, измученные ссорами и конфликтами, более восприимчивыми к негативным сторонам общения чем к тому позитивному, что существует в отношениях между ними.

"Дни заботы" представляет собой технику, предложенную Стюарт (Stuart,1980) в рамках модели социального научения и поведенческой терапии, целью которой является достижение позитивных изменений уже на ранних этапах терапевтического процесса. Супружеской паре дают подробную интструкцию часто проявлять знаки внимания друг к другу, действуя в определенные дни "как будто" в их взаимоотношениях все замечательно. Это немедленное, успешное и поддающееся измерению изменение в опыте супружеской пары может служить хорошим мотивационным фактором для последующего процесса семейной терапии, его долгосрочных позитивных эффектов, а также способствует формированию чувства обязательства в браке. Обычно носитель симптома страдает от низкого уровня положительного подкрепления. Доверие же в семье строится на основе позитивных моментов в общении ее членов и для того, чтобы ладить друг с другом необходимо научиться адекватно принимать заботу и знаки внимания от другого человека(Lott,Lott,1968). Преимущество данной техники заключается в том, что она очень хорошо работает в самом начале терапии, начиная уже с первой сессии и основывается на позитивной модели поведения. В процессе применения техники супружеская пара обучается использовать язык, ориентированный на изменения и на собственном опыте убеждается в том, что чувства могут стать иными через внешние изменения поведения.
Процедура
Приведенная процедура взята из работы Стюарта (Stuart,1980, рр.197-202).

Супружескую пару просят вести себя так, как будто они "хорошо относятся" друг к другу, предупреждая их о том, что они вряд ли будут сразу же испытывать соответствующие чувства, сначала следует изменить поведение, а уж чувства изменяться вслед за этим. Психотерапевт просит супругов признать, что существуют конфликты, которые они могут разрешить самостоятельно. Изменение, говорит психотерапевт, необходимо организовывать методически и начинать необходимо с развития умения просить и быть благодарным. Изменения зависят от обоих супругов, а не от кого-нибудь одного - каждый может способствовать позитивным переменам независимо от другого и не ожидая от другого ответных действий. Супруги часто заняты непродуктивной игрой "я изменюсь только если ты изменишься". Термин "хорошо относится" более предпочтителен для использования в этом контексте, чем понятие "любить", так как последний вызывает мистические ожидания и ассоциации по-поводу результатов терапии.

Каждого партнера просят ответить на следующий вопрос:"Сформулируйте как можно точнее, что бы вы хотели, чтобы ваш партнер сделал для того, чтобы вам было очевидно, что он хорошо к вам относится?" Причем просьбы должны быть: 1)позитивными, 2)конкретными, 3)небольшими, так что их можно высказывать по крайней мере ежедневно, 4) не должны быть связаны с актуальным конфликтом между супругами. Такие позитивные просьбы способствуют усилению конструктивного поведения, но не нацелены на уменьшение нежелательных ответов. Поэтому фраза "Пожалуйста, спроси меня как я провела сегодняшний день" приемлема, а фраза "Будь так добр, не игнорируй меня уж так демонстративно" - неприемлема. Просьба "Будь дома ровно в 6 часов" адекватно-конкретна, а "Уделяй больше внимания семье" слишком расплывчата для того, чтобы быть включенной в список.

Психотерапевт помогает супружеской паре составить список возможных просьб, состоящий как минимум из 18 пунктов. Супругам следует также добавлять в этот список еженедельно несколько новых пунктов так, чтобы данным списком были покрыты все существенные потребности обоих партнеров. Партнер, высказывающий просьбу, должен точно указать что, когда и как должен делать другой. Относительно данных просьб между супругами должно быть достигнуто полное взаимопонимание. Каждый партнер должен ежедневно выбрать пять пунктов из списка "дней заботы", и каждый должен отметить в списке дату того, когда он получил определенные позитивные знаки внимания от другого. Психотерапевту рекомендуется позвонить супружеской паре через два-три дня после первой сессии для того, чтобы узнать какие новые пункты внесены в список и для того, чтобы напомнить супругам о пяти ежедневных просьбах.
Пример.
Джон и Мэри, в возрасте соответственно 35 и 37 лет, женаты 11 лет. Джон согласился придти к терапевту только когда Мэри пригрозила, что в противном случае уйдет от него. Их проблемой был недостаток общения. Мэри казалось, что Джон слишком вовлечен в свою работу, игнорирует ее и обращается с ней как с "пассажиром второго класса". Джону казалось, что Мэри совсем не помогает в его работе.

Психотерапевт решила, что ей необходимо сразу же активно включить супружескую пару в терапевтическую работу, дав им при этом адекватную мотивацию для нее, а также показать, что позитивные изменения в их браке могут быть достигнуты относительно быстро.
По Стюарту (Stuart,1980, р.200), следующии требования являются частью списка для "дней заботы" в случае Джона и Мэри.

Джон Взаимные условия Мэри Даты выполнения Даты исполнения

Спроси, как я себя чувствую,когда приду домой.
Клади грязную одежду в бак для одежды.
Слушай, когда я говорю тебе про свои дела.
Время от времени приноси мне маленький подарок-сюрприз.
Давай мне поручения.
Обнимай меня иногда в течении дня.
Соглашайся, если я звоню домой и говорю, что задержусь на час.
Говори мне, что ты ценишь, что я работаю не покладая рук и содержу семью.
Давай проведем конец недели без детей.
Разговаривай со мной во время ужина и по вечерам.
Дай мне хотя бы раз за выходные полностью посмотреть одну спортивную передачу.
Давай обедать вместе раз в неделю.
Мэри удалось добиться большего внимания и большего согласия с установленными ею "правилами дома". Джон добился большего внимания и признания значимости своих потребностей. Супруги научились формулировать ясные, прямые и позитивно-окрашенные требования, вместо того, чтобы жаловаться на недостатки другого. Получая все больше и больше того, что они сами хотели, супруги прониклись оптимизмом в отношении возможности изменений, убедились, в том, что у них есть силы для перемен и что каждый из них действительно хочет измениться.

Добавляя ежедневно в список новые просьбы, они вскоре смогли разрешить многие свои конфликты.
Использование
Техника "дни заботы" является безопасным способом мотивировки супружеской пары по отношению к позитивным изменениям в их взаимоотношениях. Обмен заботой является реальным шагом к построению функциональных отношений между партнерами. Список просьб служит здесь как наглядное напоминание положительных изменений, уже произошедших в семье, несмотря на возможно еще сохранившиеся к тому моменту внутрисемейные конфликты и пессимизм по-поводу конечных результатов супружеской терапии.

Данная техника эффективна прежде всего на начальных стадиях терапевтического процесса, так как с ее помощью позитивное поведение строится довольно быстро, что особенно важно для партнеров, находящихся в состоянии открытого конфликта. Для тех же супружеских пар, для которых позитивные обмены являются обычным делом, они по сути дела это делают ежедневно и тем не менее обращаются за помощью(например,для разрешения тех же конфликтов), применение техники "дни заботы" позволяет эффективно использовать открытое ими независимо от психотерапевта поведение для решения актуальных проблем. В процессе работы над техникой супружеская пара учится уважать потребности и точку зрения другого. Техника дает партнерам ощущение "Я значим в этих взаимоотношениях" и стимулирует чаще говорить "да", чем "нет" партнеру.

В этом контексте обратите внимание также на технику "позитивные обмены", представленную ниже в данной главе.
5-37. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ
Обоснование
Структурированные задания, выполняемые клиентами непосредственно на сессии могут служить в качестве образовательного и диагностического средства или орудия терапевтической интервенции. Совместная работа семьи над конкретным заданием на сессии дает семейному терапевту следующие преимущества: а)задействует сопротивляющихся членов семьи; б) способствует привлечению к выполнению заданий тех, кто, возможно, не является вербально-ориентированным; в)помогает конкретной работате с теми вопросами, с которыми семья обратилась за помощью.

Большинство психотерапевтических школ так или иначе используют задания, которые клиентам необходимо делать во время сессии. Последователи Фрейда применяют свободные ассоциации и рассказ о сновидениях. Бихевиористы предпочитают задания, включающие в себя идентификацию целей, планирование и тренировку поведенческих навыков для достижения определенной цели. Гештальт-терапевты приглашают клиентов на сессии к активному экспериментированию.

Задания, описанные в этом разделе, тщательно структурируются семейным терапевтом, которая применяет их для наблюдения и оценки деятельности семьи, а также для присоединения к семье с целью изменить поведение ее членов на основе модификации последовательности действий каждого из участников. Обычно семью просят решить какую-то проблему, задачу, сделать выбор или что-то проделать вместе. На такие задания особое внимание обращали структурные терапевты (Minuchin et al., 1967). С помощью данных процедур могут быть количественно и качественно оценены, как клинически, так и с использованием групповой динамики, образцы внутрисемейного общения, функционирование "исполнительной власти", предписывание ролей, эмоциональные взаимоотноотношения между членами семьи. Это требует наличие профессиональных навыков у наблюдателя. В то время как семья выполняет структурированные задания, семейный терапевт должен отступить на один шаг от терапевтической ситуации и стать наблюдателем происходящего процесса.

Стратегические терапевты более склонны структурировать задания, выполняемые клиентами во время сессии посредством связывания гипотез сформулированных по-поводу внутрисемейного функционирования с желанием произвести специфическое поведенческое изменение, имеющее отношение к той проблеме, с которой приходит семья.

Данные упражнения отличаются от тех, которые предлагаются психотерапевтом клиентам на дом следующими моментами: последние даются для продолжения интервенций на сессиях, прямых или парадоксальных, первые же выполняются под скрытым наблюдением психотерапевта.

В описанном контексте может быть предложено множество заданий. В качестве иллюстраций мы приведем ниже десять из них.
Процедура
Данная процедура описана Вацлавиком (Watzlawick, 1966). Психотерапевт просит семью выполнить отдельное упражение или

серию упражнений. Затем она покидает кабинет и занимает место наблюдателя за односторонним зеркалом.

Обычно предлагают следующие задания: 1) Закажите еду (например, обед), используя какой-то

ограниченный набор блюд, например, одно блюдо из мяса, два овощных салата, какой-то один напиток и один десерт. Семья обсуждает меню и договаривается о выборе, который устроил бы всех.

2) Обсудите и решите, кто в вашей семье выглядит наиболее начальственно, кто самый большой нарушитель спокойствия, самая большая плакса, самый большой бездельник.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом