Главная страница
qrcode

Руководство по исправлению личности


НазваниеРуководство по исправлению личности
АнкорRukovodstvo po ispravleniyu lichnosti.doc
Дата06.11.2017
Размер1.23 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRukovodstvo_po_ispravleniyu_lichnosti.doc
ТипРуководство
#46411
страница1 из 4
Каталогid258094388

С этим файлом связано 16 файл(ов). Среди них: Getye_-_Osnovy_boxa.pdf, SKOLKOVO_vidy_rabot_2016.pdf, Мужcкие комплексы (читать ВСЕМ).doc и ещё 6 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

Ричард Бендлер

Руководство по исправлению личности




Я знаю, что ваша жизнь вот‑вот изменится к лучшему. Почему? Потому что вы этого хотите, и вы уже держите в руках эту книгу. С помощью ноу‑хау Ричарда Бендлера и своего желания вы можете изменить вашу жизнь прямо сейчас. С этой самой минуты».

Роберт Холден, автор книг «Shift Happens!» и «Happiness now»
«В течение многих лет каждый, кто хотел изучать и использовать в своей жизни методики Бендлера, мог пойти двумя путями: платить сотни и даже тысячи долларов за возможность посещать его тренинги или довольствоваться материалами книг, вышедших 10–30 лет назад, в ожидании чего‑то лучшего. С этой книгой лучшее пришло – и оно превзошло все ожидания!»

МайклН. Нейллавторкниги «You Can Have What You Want»
«Ричард Бендлер принял неоценимое участие в жизнях миллионов людей по всей планете. Его высокоэффективные методики по изменению личности дали людям шанс почувствовать себя лучше, изменить свою жизнь и то, что их окружает. Он получает такие результаты, каких не добивался еще никто. Каждый раз, когда я беру в руки книгу, написанную Ричардом Бендлером, моя жизнь меняется, и я абсолютно уверен, что с вами произойдет то же самое!»

ПолМаккена, авторкниги «I Can Make You Thin»
«По словам самого Ричарда Бендлера, нейролингвистическое программирование не является ни философией, ни идеологией, ни религией. Это всего‑навсего набор инструментов, которые помогут вам изменить жизнь к лучшему. На первый взгляд приемы, рассказанные в книге, кажутся простыми, как и все гениальное. Но они позволяют видеть вещи гораздо более простыми, чем они кажутся, а это дает нам возможность контролировать наши мысли, добиваясь таким образом удовлетворенности и счастья».

Д‑р Роберт Лефевер, директор The PROMIS Recovery Centre, Лондон, Англия, тренер по НЛП

Предисловие Пола Маккены



Еще не так давно мобильные телефоны стоили бешеных денег, были внушительных размеров и сложны в использовании. Современные «мобильники» помещаются в ладони и не только звонят, но и выходят в Интернет, отправляют электронную почту, показывают видео…

Подобным образом благодаря Ричарду Бендлеру эволюционировали наши представления о возможностях человеческого разума. Я считаю, что из ныне живущих Бендлер – величайший гений во всем, что касается изменений личности. Чтобы понять это, не нужно далеко ходить, достаточно обратиться к науке, в которой он работает более сорока лет, – нейролингвистическому программированию, которое признано традиционной психологической методикой, изучается и практикуется во всем мире. Рассмотрим такой пример. Хороший профессиональный психолог с приличным стажем способен помочь человеку с серьезной фобией примерно за полгода. Ричард Бендлер, используя разработанную им методику, сделает это менее чем за час. Более того, за считаные минуты и даже секунды он научит бороться с повседневными страхами. Его психологическая методика дает возможность избавиться от широчайшего круга проблем, быстро и легко помогая абсолютно любому человеку достигнуть счастья и благополучия.

Книга, которую вы держите в руках, содержит лучшее от Ричарда Бендлера. С ее помощью вы сможете полностью раскрыть свой потенциал и разрешить проблемы, даже кажущиеся непреодолимыми.

В течение многих лет мне посчастливилось наблюдать, как Ричард Бендлер помогает тысячам людей изменить их жизнь к лучшему. Сегодня благодаря этой книге такая возможность есть и у вас.

Теперь вне зависимости от того, кто вы и чем занимаетесь, вы сможете преодолеть, пережить, получить все, что хотите!

Пол Маккена

Предисловие Оуэна Фицпатрика



Я счастлив, что мне выпала честь писать предисловие к книге Ричарда Бендлера «Руководство по изменению личности». На протяжении последних тридцати пяти лет доктор Ричард Бендлер обучает людей во всем мире и помогает им раскрыть тайны волшебного процесса изменения личности. В своей новой книге он продолжает делиться с миром поразительно простыми, но эффективными идеями.

Будучи психологом, я знаю, что чем больше проходит времени, тем лучше мы понимаем, что последние открытия и находки в области психологии изменений являются отражением идей Ричарда. Мы еще только начинаем понимать, что перемены происходят гораздо быстрее и проще, чем нам казалось раньше.

В начале 1970‑х Ричард Бендлер совместно с Джоном Гриндером создал новую науку – нейролингвистическое программирование (НЛП). С того времени Ричард развил и поднял свои идеи на невероятную высоту. Сегодня его работы используются в образовательном процессе, в университетах, больницах и бизнес‑сфере во всем мире. Его идеи совершили настоящую революцию в области понимания человеческой психологии и понимания того, чего человек может достичь одним лишь путем управления собственным разумом.

В собственном уникальном стиле Ричард рассказывает об основных аспектах изменения личности и предлагает массу приемов, которые вы можете использовать для обеспечения длительных и устойчивых изменений. Это одна из самых практических книг, когда‑либо написанных Ричардом. В ней предлагается один из лучших способов применения его идей для трансформации мира. Даже люди, владеющие техниками НЛП, смогут многому из нее научиться. Основное преимущество этой книги кроется в ее простоте и в том, что вы сможете использовать описанные в ней идеи практически немедленно, а достигнутые результаты сохранятся надолго.

Хотя о проблемах изменения личности говорят и пишут очень многие, Ричард стоит на голову выше всех. Его способность помогать людям не знает себе равных, равно как и его уникальное чувство юмора и творческое начало.

На этих страницах вы найдете описание приемов, разработанных Ричардом на протяжении последних тридцати пяти лет. Эти приемы помогли немалому числу людей преодолеть свои проблемы и начать жить так, как им всегда хотелось. От преодоления и умения справляться вы перейдете к обретению силы и навыков. Ричард написал руководство, пользоваться которым сможет любой человек. В моей жизни мне приходилось работать с тысячами людей со всех концов света. И проблемы у них были очень разные. Но я обнаружил, что самое серьезное препятствие на пути перемен – это человеческий разум и собственные убеждения. Мы привыкли считать, что перемены – дело сложное, требующее массы усилий и времени. Я же абсолютно убежден в том, что это не так.

Порой люди не преодолевают проблем, потому что хотят чувствовать себя уникальными и значимыми. Проблемы определяют их личность. Им нравится чувствовать себя жертвами этого мира. Они стремятся доказать, что им ничто не может помочь, что их ситуация безнадежна. Если я чему‑то и научился у Ричарда и на собственном опыте, то это тому, что безнадежных ситуаций не бывает. Всегда есть надежда, и всегда есть способ решить свои проблемы. Вы можете контролировать собственные убеждения и можете перестать воспринимать их как определенную раз и навсегда данность. Вы можете поверить в свою способность преодолевать трудности, в свое умение справляться с ситуацией и обретать желаемый результат. Вы можете почувствовать, что на самом деле процесс перемен гораздо проще, чем вы думали.

Мешает людям еще и то, что они считают проблемы неотъемлемой частью своего существования. Их беспокоит то, что любая перемена «сойдет на нет». Разумеется, это совершенно не так. Мы действуем неэффективно не только из‑за сложившихся стереотипов поведения, но и из‑за собственных ограничивающих мыслей. И пока вы будете по‑иному мыслить, вы и действовать тоже будете иначе. И ничто не «сойдет на нет». В этой книге вы не найдете длинного списка пространных теорий, объясняющих, почему все в жизни идет не так. Не найдете вы и списка причин того, почему перемены так сложны. В этой книге содержится описание приемов, которые можно применить немедленно, приемов, которые помогут вам преодолеть свои проблемы и начать жить именно так, как вам всегда хотелось. Доктор Ричард Бендлер, соавтор одной из наиболее важных и успешных моделей личного развития всех времен, написал книгу, из которой вы узнаете, что делать.

Об НЛП, коучинге и различных техниках НЛП пишут очень многие. И многое из того, о чем они пишут, основывается на идеях Ричарда. Из этой книги вы узнаете о реальных методиках и приемах, созданных истинным и оригинальным творческим гением. Истории и примеры из жизни клиентов Ричарда помогут вам понять, как он решает серьезные проблемы. Вы почувствуете его настойчивость, упорство и неподражаемое чувство юмора. Эти качества настолько заразительны, что не смогут не оказать на вас влияния.

Чтобы эта книга была для вас максимально полезна, внимательно изучите опросник и используйте приемы, описанные Ричардом. Испытайте их все. Вы обнаружите, что вполне в состоянии преодолеть все проблемы, описанные в этой книге. Более того, эта книга поможет вам сделать свою жизнь настолько прекрасной, насколько это возможно.

По личному опыту могу сказать, что самая серьезная проблема, с которой сталкиваются люди, это необходимость сойти с привычного пути. Поняв, насколько простыми могут быть перемены, вы начнете контролировать собственную жизнь и сможете осуществить все изменения, какие только захотите. Но для этого необходимо начать действовать. Очень важно проделать предложенные упражнения и приемы. Если вы сделаете это, то добьетесь результата. Если нет, то и результата не будет. Это очень просто. Все это напоминает мне притчу о короле и валуне. Давным‑давно жил король. Он приказал положить посреди дороги огромный валун, а потом спрятался и стал смотреть, попытается ли кто‑нибудь отвалить громадный камень. Богатые купцы и придворные просто обходили камень. Многие громко ругали короля за то, что он не прикажет очистить дорогу. Но никто не попытался убрать камень с дороги.

А потом на дороге появился крестьянин, который нес на рынок овощи. Подойдя к валуну, он отложил в сторону свою ношу и попытался откатить валун на обочину дороги. Ему пришлось нелегко, но своей цели он добился.

Крестьянин поднял свою ношу и вдруг заметил, что на дороге, там, где был валун, лежит кошелек. В кошельке – множество золотых монет и записка от короля, в которой говорилось, что это золото предназначается тому, кто уберет валун с дороги…

Каждый из нас сам решает, что делать с валунами на собственном пути. Эта книга даст вам возможность научиться устранять проблемы и обрести сокровище, которое кроется в вашем счастливом и свободном будущем.

Оуэн Фицпатрик, Январь 2008 года

От автора



Я занимаюсь поведенческими технологиями вот уже сорок лет. Когда я начинал – на заре 1970‑х годов, – психологи, теоретики и практики отчаянно спорили о том, чей подход более правильный. Подобные споры казались мне тщетными. Более пятидесяти школ, исповедующих разные теории, не могли выработать единственно правильного результата. Я родился в век информационных технологий. По образованию я математик и ученый. Поэтому я пошел иным путем, не тем, что шли психологи.

Я не искал ответов на вопросы «что было неверно» и «почему». Я не искал методов лечения. Я выбирал то, что работало вне зависимости от того, как это происходило. Если хорошим психоаналитикам удавалось помочь человеку, я изучал их действия. Когда люди справлялись с проблемами сами, я анализировал то, что с ними происходило. Результатом моей работы стало нейролингвистическое программирование – то есть ряд уроков, направленных на усвоение приемов, доказавших свою эффективность на чужом опыте. Начать свою книгу я хочу с благодарности в адрес психиатров, которые очень помогли мне на начальном этапе моей работы. Они позволили мне общаться с клиентами, чтобы я смог проверить свои результаты. Они снабдили меня информацией о тех редких клиницистах – например, о Вирджинии Сатир и Милтоне Г. Эриксоне, – которым удалось добиться выдающихся результатов.

Я хочу также поблагодарить тех отважных клиентов, которые позволили мне научить их тому, что я открыл. Например, я изучал, как более ста людей преодолевали свои страхи, а затем выявлял общие черты в их действиях. После этого я обучал своих клиентов выявленным приемам. На протяжении нескольких десятилетий я оттачивал и совершенствовал эти процедуры и сегодня уверен в том, что они могут помочь абсолютно любому человеку изменить свою жизнь.

Если вас преследует прошлое, мучает страх, если вы просто неспособны завести свой ментальный мотор, эта книга поможет вам привести свою жизнь в порядок. Если вы слишком много времени и денег потратили на терапию, но не добились результата, эта книга написана для вас.

Если вы хотите управлять собственной жизнью, моя книга поможет вам сделать это эффективно. Просто будьте настойчивы. Выполняйте все упражнения и внимательно изучайте полученную информацию. И тогда все станет по‑другому.

Я разбил свою книгу на три части.

Первая часть называется «Преодоление».

Вторая часть называется «Умение справляться».

Третья часть называется «Умение добиваться результатов».

Доктор Ричард Бендлер

Введение



Эта книга создана как руководство по поведению. Она поможет вам изменить свою жизнь, не прибегая к услугам психотерапевтов. Вам не придется медленно и мучительно идти к изменению себя. Я научу вас меняться быстро.

Мой опыт показывает, что проблемы появляются у людей очень легко. Достаточно один раз попасть в сложную ситуацию на самолете, чтобы у кого‑то из пассажиров появилась фобия. После дорожно‑транспортного происшествия появляется страх вождения. Если вас хоть раз укусит пчела, у вас может развиться страх перед пчелами. Если страх может возникнуть так быстро, то почему же усвоение противоположного навыка должно занимать много времени? Я считаю, что всегда нужно искать такой подход, который позволяет сразу добиться желаемого результата. В чем же заключается отличие моего подхода? Когда психологи изучают какую‑то проблему, например фобию, они собирают людей, у которых эти проблемы есть, и пытаются понять, почему они стали такими, каковы есть. То есть они изучают то, что является источником проблемы. Психологи проводят эксперименты – заставляют людей лицом к лицу встречаться со своими проблемами, а потом помогают постепенно избавляться от них. Психоаналитики предпочитают погрузиться в прошлое, оживить былые травмы и понять глубинное, тайное, внутреннее их значение. Такой подход основывается на концепции о том, что понимание порождает перемены.

Подобная идея кажется идеальной! Если вы сможете тем или иным образом понять свои проблемы, они просто исчезнут. Основоположником данной концепции был Зигмунд Фрейд. Для своего времени это была новаторская идея. Более ста лет ее применяли в различных модификациях. Суть концепции заключалась в том, что понимание психики ведет к переменам. Мысль о том, что помочь человеку измениться можно вербально, а не физически, сулила многое. Однако оказалось, что идея понимания собственных проблем попросту не работает.

На протяжении многих лет люди использовали и психологические, и физические подходы. Они пытались применять оперантное обусловливание – то есть пытались изменить поведение человека, вознаграждая его за правильные поступки и негативно подкрепляя поведение нежелательное. Психологи собирали курильщиков, раздавали им сигареты и пытались при помощи шока избавить их от дурной привычки. Проблема заключается в том, что большинство курильщиков отлично понимают, что курение вредно для здоровья. Порой они даже понимают, почему начали курить – чтобы круто выглядеть в глазах друзей, избавиться от тревоги или даже есть поменьше. Итог: хотя люди знают, почему курят, это не заставляет их бросить курение.

Многие знают, почему испытывают страхи. У меня была клиентка, которая отлично понимала природу своего страха. В юности на нее напала целая группа мужчин. Ее жестоко избили и изнасиловали. Неудивительно, что у нее возник страх перед людьми. Она боялась даже выходить из дома. По сути, она боялась почти всего. Эта женщина обращалась к психиатру, который лечил ее и психологическими методами, и лекарствами. Должен признать, что «валиум» помогал ей расслабиться. Но ведь и наркотики помогают наркоманам расслабиться, а проблему не решают.

Проблема заключается в том, что страх становится привычкой, хотя так быть не должно. Люди усваивают определенное поведение, которое по сути своей является деструктивным. Такое поведение разрушает качество жизни. Оно лишает свободы. Оно лишает возможности жить в свободном обществе.

Моя клиентка не жила в ужасном мире, где каждый день с неба сыплются бомбы и солдаты насилуют женщин. На нее никто не нападал более двадцати пяти лет. И все же она каждый день просыпалась в страхе. Каждую ночь она засыпала в страхе. Она боялась встречаться с людьми, назначать свидания, любить, работать. Она боялась всего.

Ко мне она обратилась совершенно случайно, после долгих лет психиатрического лечения. Она пришла на курс, в котором принимали участие более пятисот человек. Во время выступления я предложил слушателям присылать мне вопросы в виде записок. Эта женщина подробно описала, что с ней случилось. Она писала, что понимает природу своей проблемы, но, как ей кажется, неспособна избавиться от нее.

После личной беседы я пригласил ее на сцену и объяснил ей, что мне не нужно понимать, почему она стала такой, какова она есть. Мне нужно понять, как она задержалась в таком состоянии. Причина появления проблемы была совершенно ясна – с ней случилось что‑то плохое, она не может об этом забыть, и все в окружающем мире пробуждает в ней страшное воспоминание.

Причина проблемы заключалась не в произошедшем. Причина крылась в том, что эта женщина сделала с произошедшим. Причина заключалась в том, что, просыпаясь, она спрашивала себя: «Что плохого может произойти?» И каждый раз она отвечала на этот вопрос одинаково. Она сформировала сильнейшее воспоминание, в котором плохое происходило с ней снова и снова.

Мне понадобилось всего двадцать минут, чтобы заставить эту женщину перестать вести себя подобным образом. Мне не нужно было выяснять, почему она так поступала. Я должен был просто заставить ее прекратить подобные действия. Мне нужно было заставить ее сделать нечто гораздо более важное: выработать в себе привычку испытывать счастье.

Если вы большую часть жизни боялись, то, вероятно, вы просто не представляете, что значит быть «счастливым». В таком случае вы можете выработать это ощущение. Именно это я и делаю. Нужно дать людям действительно сильное ощущение расслабления, по‑настоящему сильное ощущение счастья, которое может послужить руководством для дальнейшего поведения. Это нужно сделать так, чтобы в будущем, просыпаясь, люди спрашивали себя: «Сколько веселья будет в моей жизни сегодня? Какую новую свободу я обрету? Насколько больше смогу сделать сегодня, чем делал в прошлом?»

Когда люди начинают задавать правильные вопросы, в их мозгу формируются правильные образы. Когда у вас появляются правильные образы, вы начинаете испытывать правильные чувства. И ваша жизнь начинает вызывать у вас больше энтузиазма. Та женщина – отличный пример того, как можно перейти от жалкого существования к богатой, полной жизни, которая становится лучше день ото дня.

Чтобы повернугь жизнь вспять, вы должны знать, как работают подобные идеи. И тогда вы сможете понять, почему они настолько эффективны. Впервые приступая к подобной работе, я просил психиатров назвать мне одну из самых сложных проблем, с какими они сталкивались. И они всегда говорили о фобиях. Поэтому я начал с раздумий о том, как помочь людям справиться с фобиями. А потом оказалось, что мой метод отлично подходит для решения и других проблем тоже.

Изучая фобии, я не изучал людей, страдающих ими. Я изучал тех, кому удалось фобии преодолеть. Я нашел массу людей, которым удалось преодолеть фобии безо всякой психиатрической помощи. Эти люди победили свои страхи. Я начал беседовать с ними методично, с использованием средств, описанных в моей более ранней книге «Структура магии: Том первый». В этой книге мы раскрыли секреты самых успешных психотерапевтов своего времени и на основе их приемов мета‑модель.

Мета‑модель – это умение задавать вопросы с тем, чтобы выяснить, как люди обрабатывают информацию в данный конкретный момент. Нас не интересует, как они делали это в прошлом или как будут делать в будущем. Важно, как они делают это прямо сейчас. Как они проявляют свой страх? Как этот страх проявляется в деятельности? Как он проявляется снова и снова? И, что самое важное, как эти люди преодолели свой страх? Какие шаги они предприняли для того, чтобы избавиться от фобии, которая годами парализовывала их?

Некоторые из тех, с кем я беседовал, боялись пользоваться лифтами. Другие испытывали страх перед пчелами. Я общался с человеком, который боялся собак, и с людьми, испытывавшими страх перед вождением автомобиля. Кто‑то страдал страхом высоты или открытого пространства. Я разговаривал даже с теми, кто страдал агорафобией, то есть боялся выходить из дома. А потом неожиданно весь страх прошел, и эти люди смогли жить нормально.

Когда люди рассказывали мне свои истории, я увидел, что у них есть нечто общее. Они дошли до точки кипения, и перестали зацикливаться на том, что их пугало. Они стали смотреть на собственный страх и думать: «Это по‑настоящему глупо!» Нечто подобное происходило с каждым из них. И это позволило мне создать первое «лекарство от фобий». По сути, это было не «лекарство», а «урок».

В тот момент психиатр, с которым я работал, стал посылать мне клиентов с различными фобиями, и я смог проверить свою теорию на практике. Я взял ментальный процесс людей, успешно преодолевших фобии, и провел установку. Установка – это обучение людей новому образу мышления. Мышление – это не пассивный процесс, если только вы сами не воспринимаете его пассивно. Мышление всегда должно быть активным. Вы должны мыслить таким образом, чтобы получить желаемые результаты.

Оказалось, что такой подход применим практически ко всем человеческим проблемам. Если вы сможете научить человека мыслить активно и по‑другому, человек сможет изменить собственную жизнь. Если вы пытаетесь мотивировать себя и думаете о том, как это тяжело, это действительно будет тяжело. Я всегда говорю людям: «Если вы ищете трудностей, то обязательно их найдете. Если вы спрашиваете себя: «Что может пойти неправильно?», что‑нибудь обязательно пойдет не так. Однако если вы спросите: «Что может сработать?» – то обязательно найдете ответ. Со мной так и произошло.

С 1974 года и по сей день я не встречал еще человека, который не сумел бы избавиться от настоящей фобии. Многие спрашивают меня, насколько сильно сопротивление, с которым я сталкиваюсь в работе. Но мне никогда не приходилось сталкиваться с по‑настоящему сильным сопротивлением, и по одной простой причине: то, что я предлагаю, работает!

Когда вы узнаете, как люди мыслят, то сможете научить их тому, как изменить образ мыслей. Я понял, что в головах этих людей происходил процесс, который могу повторить не только я, но и все другие. Я мог научить ему своих клиентов всего за двадцать пять минут. И я делал это снова и снова.

В начале 1980‑х годов я снял на пленку процесс лечения троих пациентов. Один страдал паническими приступами, второй безумно боялся покинуть город Хантингтон, Западная Вирджиния, а третий боялся людей, обладающих властью. Их фобии прошли бесследно. Каждого из них я лечил по‑разному, но все они получили и усвоили урок того, как думать о своем страхе по‑новому.

Когда вы начинаете мыслить иначе, то совершаете иные поступки и испытываете новые чувства. Эта книга научит вас мыслить иначе. Рассматривайте ее как план обучения новой жизни. Я привел всего один пример того, что происходит, когда люди действительно хотят изменить свою жизнь. Вы можете взять процесс, который происходил со всеми, кому удалось успешно сделать что‑либо, и выделить из него нечто такое, чему можно научить других людей.

Мы проделали то же самое с такой вещью, как орфография. Выяснилось, что те, кто пишет грамотно, облекают слова в образы. Они запоминают картинку и сверяются с ней, чтобы убедиться в своей правоте. Мы разработали образовательную программу, в рамках которой учили детей смотреть на слова. Каждую букву мы писали разным цветом.

Дети смотрели на слова, а потом мы просили их закрыть глаза и мысленно представить увиденное слово. После этого начинали задавать вопросы: «Какого цвета третья буква? Какого цвета последняя буква?» Ответить на такие вопросы можно было только в том случае, если удалось запомнить визуальный образ слова. Наши дети сверялись со своими чувствами. Мы показывали им слово, написанное неправильно, и у них возникало негативное чувство. Потом мы показывали правильно написанное слово, и появлялись позитивные эмоции. Дети мысленно формировали процесс, который оказался эффективным.

Когда вы видите слово, то можете закодировать его образ. Чтобы запомнить что‑то, вы должны сначала закодировать воспоминание. Если мы научим детей правильно кодировать орфографию слов, они смогут правильно их раскодировать. То же самое относится ко всем задачам, связанным с запоминанием.

Таким образом, моя работа повлияла на образовательную систему. Мой метод стали применять повсюду. Если вы заглянете на сайт Кейт Бенсон www.meta4education.co.uk, то найдете информацию, полезную для учителей.

Существует множество книг по применению нейролингвистического программирования в образовании. Есть книги по применению НЛП в подготовке спортсменов. Начинающим гольфистам рассказывают о том, что настоящие мастера гольфа умеют переходить в измененное состояние сознания и переводить тело в правильное положение. Опытные борцы и футболисты тоже используют НЛП для улучшения своей физической формы. Любой человек может научиться делать что‑то лучше.

В каждом занятии существует ментальный компонент. Многое из того, что мы называем талантом, заключается в умении правильно и легко применять эти стратегии. Конечно, хороший набор генов не помешает. Если ваш рост составляет 2 метра, вам будет проще стать хорошим баскетболистом. Если вам нравится баскетбол, вам будет легче тренироваться. Если вам нравится играть на гитаре, вам будет проще практиковаться. Но если у вас нет задатков великого музыканта, то можете начать развивать их в себе, то есть учиться таланту. Не думайте, что талант – только от Бога. Талант от Бога частично. Всему остальному человек учится и может научить других.

Урок заключается не только в том, что нужно усвоить. Урок должен заключаться в том, как это усвоить. Недостаточно только показать ребенку слова и попросить запомнить их. Вы должны научить его запоминать слова. Недостаточно просто сказать человеку, страдающему фобией, чтобы он не боялся. Вы должны научить его тому, что заставит его страх рассеяться.

Я занимался этим почти четыре десятилетия. Все это время я изучал людей, страдающих от самых разных проблем. Я работал с шизофрениками и учился у тех, которые шизофрениками не были и могли делать то, чего шизофреники делать не могли.

Одну мою довольно известную пациентку несколько лет назад прислал ко мне психиатр. Эта женщина не отличала фантазий от реальных воспоминаний. Каждый раз приходя к психиатру, она начинала рыдать и твердить, что она убила своих родителей. Он приводил ее к родителям, они беседовали, а когда родители уходили, женщина снова начинала утверждать, что убила их.

Почему она считала, что убила родителей, совершенно не важно. Эта женщина не могла определить, реальны ли ее воспоминания, И вот что я сделал. Я повернулся к психиатру и спросил его, как он понимает, какие воспоминания истинны, а какие являются фантазиями. Я заставил обоих сформировать воспоминание. И доктор, и пациентка в деталях представили, как пришли в мой кабинет. Потом я попросил их описать свое воспоминание.

Психиатр рассказал все очень спокойно. Пациентка начала кричать и плакать. Сначала она рассказывала что‑то одно, потом другое, потом снова переключалась на первое, потом возвращалась ко второму. Она не могла разделить фантазии и воспоминания. Когда я попросил психиатра объяснить, как он отличает реальность от вымысла, он ответил, что его фантазии окружены черной границей, а воспоминания такой границы не имеют. Это был очень точный способ понимания того, какие образы созданы воображением, а какие были запомнены в реальной жизни. Уверен, что у этого врача не возникало проблем различения фантазий и реальности. С помощью гипноза я перевел нашу пациентку в измененное состояние сознания, заставил ее поднять руку, вспомнить какую‑нибудь из своих фантазий и окружить ее черной границей. Она проделала это с несколькими фантазиями, в том числе и с мыслью об убийстве родителей и с воспоминанием, сформированным по моей просьбе в начале сеанса. Затем я сказал ей, что, когда ее мозг раскодирует всю эту информацию, она сможет опустить руку. Когда она открыла глаза, я спросил ее, убила ли она своих родителей. Женщина спокойно ответила, что ничего подобного не было.

Мой подход позволяет обучать людей, а не «лечить» их. Идея заключается в том, что после долгих лет безуспешного применения определенной терапии нужно понять: концепция терапии была замечательной, но она не помогла. Коммунизм – прекрасная идея, но на практике она не работает.

Когда идеи не работают, их нужно отставить и забыть: если что‑то не работает, оно просто не работает. На протяжении многих лет я искал то, что работает в отношении людей. Я искал простые вещи, которым можно научиться. Некоторые приемы лучше усваиваются в состоянии бодрствования, другие – в состоянии гипнотического транса. Это для меня не важно. Важно только то, чтобы люди достигли желанной цели. Важно, чтобы люди научились жить свободно, счастливо и не тратили время на бесполезные привычки. Я убежден в том, что большинство серьезных проблем – это всего лишь постоянное повторение одной и той же дурной привычки.

Люди, страдающие навязчивым расстройством восприятия, имеют дурную привычку создания ритуалов, которые помогают им избавиться от тревожности. Каждый ритуал дает им определенный комфорт, но все вместе они лишь усиливают их страх. Чем в большем комфорте вы нуждаетесь, тем более сильный страх испытываете. Это порочный круг, и двигаться в этом направлении – большая глупость. Не думайте, что я использую слово «глупость» в негативном смысле. Если вы заметили какую‑то глупость, посмеялись над ней и заменили это действие чем‑то более эффективным, ваша жизнь становится лучше. Я абсолютно убежден в том, что вы можете научиться преодолевать свои проблемы.

На протяжении сорока лет ко мне приходят страдающие люди. А из дверей моего кабинета выходят люди свободные и счастливые. И жизнь их остается счастливой надолго. Люди всегда говорят: «Ну да, это средство от фобии оказалось эффективным. Но что делать, если фобия вернется через полгода?» Все очень просто: выделите на борьбу с фобией еще двадцать минут, и она снова пропадет.

Смысл идеи заключается в том, что фобия возвращается, когда вы начинаете делать то, что и раньше, и мыслить точно так же, как раньше. В противном случае достигнутый результат остается навсегда. Больше того, произойдет нечто чудесное. У вас появится больше времени на то, чтобы наслаждаться жизнью.

Раньше вы часто чувствовали себя плохо. Теперь же вы будете столь же часто чувствовать себя хорошо. Это не означает, что в вашей жизни не может произойти ничего плохого. Люди умирают. Случаются ужасные вещи. Иногда люди попадают в автомобильные катастрофы, порой по уши увязают в долгах. Негативные чувства в отношении определенных событий совершенно естественны. Но есть нечто такое, с чем вы можете бороться и работать. И тогда ваша жизнь станет лучше, да и сами вы станете лучше. Вспомните вчерашний день и подумайте, стали ли вы сегодня лучше. Даже если улучшение незначительно, вы движетесь в верном направлении. Моя книга поможет вам в этом. Суть книги очень проста. Сначала я предлагаю вам опросник, в котором объясняются основы. Первая часть книги поможет вам разобраться со средствами, имеющимися в вашем распоряжении.

Затем мы обсудим важные проблемы, с которыми люди часто сталкиваются в жизни. Вы узнаете, как бороться с такими проблемами, как страхи, дурные воспоминания и нездоровые отношения. Вы научитесь преодолевать дурные привычки, нормально восстанавливаться и спокойно переживать те моменты, когда хочется просто опустить руки и сдаться. Вы узнаете, как получить то, что делает жизнь лучше – как обрести веселье, любовь, секс, как правильно принимать важные жизненные решения.

На протяжении всей книги я буду делиться с вами историями из своей практики. Я сталкивался с целым рядом сложных проблем и сумел найти решение. Я расскажу вам о множестве приемов, описанных шаг за шагом. Читая мою книгу, вы будете постепенно меняться. И еще раз напомню: очень важно, чтобы вы выполняли все рекомендации и делали это ответственно.

Однажды я получил открытку из Большого Каньона. Когда я писал книгу «Структура магии», то редко получал открытки. Когда же я написал книгу «Из лягушек в принцы», в которой рассказал о том, как люди могут избавиться от страха и тревожности, то получил открытку из Большого Каньона.

Человек, который прислал мне ее, написал: «Сейчас я вишу на скале в Большом Каньоне. Я много лет страдал страхом высоты. Я потратил кучу денег на психотерапевтов. А теперь я заплатил всего 8,95 доллара, и моя проблема исчезла. Спасибо!» Когда я решил написать это руководство, для того чтобы люди смогли забыть о своих проблемах, я хотел, чтобы вы все прислали мне открытки.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ



Настало время провести некоторую внутреннюю инвентаризацию. Я хочу помочь вам измениться, а для этого вы должны вспомнить и оценить те ментальные средства, которыми уже располагаете. Читая эту книгу, вы будете все лучше и лучше понимать, как использовать эти средства для освобождения от своих проблем. Как только вы поймете, как работает ваш мозг и как идет процесс мышления, то сразу осознаете, каким образом осуществить глобальные и постоянные перемены в своей жизни. А для начала давайте проанализируем роль и силу бессознательного.

Сила бессознательного: путь к переменам



Представьте, что ваш разум состоит из двух частей – сознательной и бессознательной. Сознательный разум – это та часть, которая постоянно анализирует, критикует и мыслит логически. Бессознательное – это та часть, которая управляет телесными функциями, от сердцебиения до дыхания. В бессознательном хранятся все ваши воспоминания. Здесь обитает мудрость, творческое начало. Здесь живет способность к решению проблем.

Когда вы спите, ваше сознание отдыхает и практически ничего не делает. Бессознательное же показывает вам сны и помогает обработать все то, что произошло в течение дня.

Каждый, кто читает эту книгу, наверняка слышал выражение: «С этой проблемой нужно переспать». И действительно, проснувшись, мы обнаруживаем, что справиться с проблемой стало проще. Это происходит потому, что бессознательное помогает человеку увидеть проблему с другой стороны. Бессознательное управляет большинством ментальных привычек. Усвоив какой‑либо навык сознательно, мы начинаем использовать его автоматически, то есть бессознательно.

К числу таких навыков можно отнести привычку подавлять себя, медлить, ругать себя, испытывать страх и ощущение безнадежности. Но существуют и другие навыки – привычка хорошо себя чувствовать, мотивировать к полезным действиям, расслабляться, испытывать уверенность и надежду.

Более тридцати пяти лет я большую часть своего времени посвящаю поискам способов, которые помогут людям изменить свои бессознательные привычки с тем, чтобы они начали вести такую жизнь, о какой всегда мечтали. Часто я достигаю этой цели с помощью гипноза. Вводя человека в транс, я могу помочь ему заглянуть внутрь себя и эффективно осуществить необходимые перемены.

Транс позволяет человеку общаться непосредственно с бессознательным. Благодаря этому удается бессознательно формировать новые привычки. Таким способом добивались превосходных результатов Милтон Г. Эриксон и другие великие гипнотизеры, опыт которых я изучал на протяжении многих лет. Но самое большое мое открытие заключалось в том, что можно добиться той же цели, не гипнотизируя человека.

Все мы постоянно пребываем в состоянии того или иного транса. Транс – это состояние, испытываемое в тот момент, когда человек поглощен собственными мыслями. Люди спрашивают меня, трудно ли мне вводить пациентов в транс, и я отвечаю, что никогда не испытывал никаких трудностей. Иногда бывает сложно вывести человека из транса, в котором он находится, то есть из измененного состояния сознания, диктующего глупые решения и глупые мысли. Но в любом случае транс – это повседневное явление.

С помощью разработанных мной приемов, таких как Конструирование человеческой личности (Design Human Engineering – DHE) и Нейрогипнотическое перепрограммирование (Neuro‑Hypnotic Repatterning – NHR), я выявил массу способов, которыми люди могут продвигаться вперед и осуществлять бессознательные изменения самостоятельно, не входя в транс. Проделайте простые мысленные эксперименты, описанные в этой книге, и вы откроете для себя базовые, но тем не менее весьма мощные средства, которые помогут вам изменить свои бессознательные привычки с тем, чтобы изменить свою жизнь. Одно из таких средств – это модель субмодальностей.

Свойства мыслей: субмодальности



В 1970‑е годы мы с Джоном Гриндером выдвинули идею о том, что люди формируют мысленные представления (репрезентации). Наша идея была не нова. Грегори Бейтсон и Маршалл Маклюэн давно говорили об этом, но мы формализовали эту идею.

Мы определили мышление как мышление образами, мышление словами и мышление чувствами, вкусами и запахами. С тех времен я сделал шаг вперед. Я разбил каждую такую систему на отдельные компоненты. Свойства образов, звуков и чувств называются субмодальностями.

Человек обладает пятью органами чувств, с помощью которых получает информацию о внешнем мире. Затем он представляет себе мир, используя пять внутренних чувств. Один из способов человеческого мышления – это мышление образами, статичными или динамичными. Когда вам объясняют дорогу или когда вы сами объясняете дорогу кому‑нибудь, все зависит от вашей способности сосредоточиться и мысленно представить, как добраться в нужное место. Создавая что‑либо, люди должны сначала создать этот предмет мысленно, точно представив себе, как он должен выглядеть.

Эти образы обладают определенными свойствами. Например, подумайте о том, что вы делали вчера. Представляя себе вчерашний день, вы мысленно увидите, как вы делали или видели что‑то. Вы можете увидеть статичную картинку собственных действий или вспомнить их как динамичный кинофильм. Как бы то ни было, это один из способов получить и проанализировать информацию об окружающем мире.

Мы можем также слышать внутренние звуки. Вспоминая что‑то сказанное вам другим человеком, услышанную песню или что‑то другое, мы слышим голос собеседника, певца или даже свой собственный… Все это примеры внутренних звуков. Эти звуки обладают разными свойствами. Стоит обратить на них внимание, и мы поймем, что они обладают разной громкостью, тембром и резонансом.

Ничем не отличаются от звуков и образов внутренние чувства. Испытывая чувство, мы можем ощущать его в конкретном месте собственного тела. Чувство где‑то начинается, а когда мы обращаем на него внимание, оно может переместиться в другую точку. Люди часто пользуются подобными описаниями, говоря о страхах.

Они говорят что‑то вроде: «У меня свело живот, потом пересохло во рту и закружилась голова». Люди постоянно говорят о том, что происходит в их внутренней реальности. Думая о чем‑либо, мы представляем этот образ в конкретном месте. Образ имеет конкретный размер. Он расположен на определенном расстоянии. Рассматривая внутренние – ментальные – образы, мы понимаем, что они не идентичны образам внешнего мира. Однако мы считаем, что они представляют нечто такое, что находится перед нами и имеет определенный размер. Мы можем увидеть себя в образе, и это означает, что мы смотрим на него со стороны, то есть диссоциированы от образа. А можно не видеть себя в образе, то есть воспринимать его собственными глазами. Это означает, что мы ассоциированы.

Когда вы слышите внутренний голос, он может быть вашим собственным или чужим. Он может доноситься справа или слева. Он может быть направлен внутрь или наружу. Иногда внутренний голос звучит очень громко, а порой – очень тихо. Иногда наступает полная тишина. Совершенно не важно, откуда он исходит и какими качествами обладает. Важно замечать различия во внутренних голосах, которые звучат в разных состояниях.

В рамках психологии люди изучают чувства довольно давно. В начале своей карьеры я встречался с различными консультантами, психотерапевтами и психиатрами, которые работали с пациентами. Меня всегда удивляло, как часто людей спрашивали: «Что вы чувствуете в связи с этим?» И пациенты часто отвечали: «Я чувствую себя подавленным».

Они отвечали, не задумываясь над тем, что это слово означает. Пациенты не могли остановиться и увидеть, что слово, которое описывает состояние, превращается в слово, описывающее действия.

Когда люди говорят, что «чувствуют себя подавленными», они используют глагол. Говоря же, например: «У меня есть сомнения», они превращают глагол в существительное, то есть в событие или вещь. Когда человек говорит: «У меня фрустрация», это не означает, что у него есть целая корзина, заполненная чем‑либо. Он находится в процессе фрустрации. Когда вы превратите состояние в процесс, то узнаете о нем гораздо больше.

Когда психотерапевты и психиатры говорят своим пациентам: «Что вы чувствуете, испытывая фрустрацию?» или «Что вы чувствуете, испытывая разочарование?» – они упускают самую важную информацию. Мы знаем, что есть другой способ обработки информации о мире. Понимание особенностей работы мозга подсказывает нам, что связь между всеми органами является настолько же сложной, насколько сложны связи внутри мозга. Только это позволяет нам мыслить чувствами.

Я хочу сказать, что наше тело не оторвано от мозга. Органы тела являются «продолжением» мозга. Когда люди говорят, что испытывают фрустрацию, очень важно задать им наводящие вопросы: «Где вы испытываете это чувство? Где оно начинается? В какой точке тела оно появляется? Куда переходит?» Чувства не могут быть статичными. Они всегда перемещаются в каком‑то направлении.

Я знаю, что порой, испытывая страх, люди чувствуют, что все их внутренности скрутились в тугой узел. Но на самом деле процесс скручивания идет либо по часовой, либо против часовой стрелки. Каждый раз, когда мне говорят что‑то подобное, я спрашиваю, где происходит такой процесс. Мне отвечают, что чувство появляется в животе или в груди. Впрочем, совершенно не важно, где это происходит. Важно то, что человек с этим чувством делает.

Иногда я спрашиваю: «В каком направлении движется ощущение?» И мне отвечают: «Оно неподвижно». Только взяв пациента за руку и заставив его вращать ею по часовой или против часовой стрелки, направо или налево, мы можем определить, в каком направлении движутся ощущения его тела. Это единственные по‑настоящему доступные измерения.

Когда человек начинает думать о своем чувстве, то понимает, что верным является лишь одно из этих направлений. Из этого люди обычно делают вывод, что ощущение движется, пусть даже и минимально. Тот факт, что чувство движется, означает, что вы можете заставить его двигаться быстрее, медленнее, вперед или назад. Наши чувства не находятся вне нашего контроля. Большинству людей необходимо установить контроль над чувствами, потому что, установив контроль, чувства можно изменить.

Свойства ваших мыслей, то есть субмодальности, определяют то, как эти мысли на вас влияют. Совершая масштабные движения с чувствами, с которыми вы ассоциированы, вы ощущаете, что чувства становятся более интенсивными. Делая движения более мелкими и отстраняясь от чувства, вы понимаете, что они становятся слабее. Мы можем научиться пользоваться контролем над субмодальностями, чтобы вызывать необходимые чувства в нужные моменты. Я называю этот процесс управлением собственным мозгом.

Управление собственным мозгом: изменение нейрохимии



Одной из основных целей моей работы было определение приемов, которые могли бы помочь людям достичь состояния, которое я называю личной свободой. Личная свобода – это свобода контролировать собственные мысли и испытывать желаемые чувства и ощущения.

Мы часто становимся заложниками собственных мыслей. Мы позволяем себе мысленно погружаться в проблемы. Однако, поскольку большинство проблем возникает в нашем воображении и является воображаемым, нам необходимы воображаемые решения. Существуют эффективные способы контролировать процесс мышления ради осуществления перемен.

Вспомните момент, когда вы по‑настоящему хорошо себя чувствовали, а потом начните играть со свойствами образов, звуков и чувств. Меняя эти субмодальности, вы сможете усилить чувства.

Например, вспомните, когда вы действительно по‑настоящему хорошо себя чувствовали. А теперь войдите в этот момент, постарайтесь увидеть его собственными глазами, услышать собственными ушами, ощутить то приятное чувство, которое охватывало ваше тело. Сделайте образы крупнее, ярче, колоритнее, и вы наверняка заметите, что почувствовали себя намного лучше. Сделайте звуки громче и резче. Если звуков нет, постарайтесь их услышать. Начните усиливать приятное ощущение. Затем определите, в какой точке вашего тела возникает это чувство и куда оно направляется. Определите направление его вращения внутри вашего тела. Ускорьте это вращение. Ощутите, как усиливаются ваши чувства. Вы можете контролировать свой мозг и вызывать в себе сильные чувства.

После этого постарайтесь привязать эти чувства к другим мыслям. Если вы можете вращать чувство внутри собственного тела и в то же время думать о будущем, то скоро начнете ассоциировать приятное чувство со своим будущим. Благодаря этому вы начнете с большим энтузиазмом ожидать будущего. Ваш настрой станет позитивным.
КАК ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПРЕВОСХОДНО

1. Вспомните момент, когда вы чувствовали себя превосходно.

2. Закройте глаза и представьте себе этот момент в мельчайших деталях. Постарайтесь четко увидеть образы, разборчиво услышать звуки. Вспомните свои ощущения в тот момент.

3. Представьте, что вы вновь переживаете тот же момент. Вспомните его так живо, словно все это происходит прямо сейчас. Вы должны увидеть то, что видели тогда, услышать то, что слышали тогда, почувствовать себя так, как чувствовали тогда. Сделайте образы ярче и колоритнее. Обратите внимание на то, как вы дышали тогда и как дышите сейчас.

4. Сосредоточьтесь на прекрасном ощущении внутри своего тела. Определите, где оно начинается, куда перемещается и в каком направлении. Представьте, что контролируете свое чувство. Заставьте его вращаться быстрее и быстрее, сделайте его более сильным. Почувствуйте, как нарастает интенсивность чувства.

5. Подумайте о будущем, где можно было бы использовать это позитивное чувство. Думая о будущем и о том, что вам предстоит делать в ближайшие недели, закручивайте ощущение внутри своего тела. Не удивляйтесь, если почувствуете себя по‑настоящему хорошо безо всякой видимой причины.
Точно так же, если вы почувствуете негативные или бесполезные чувства, их можно изменить, изменяя свойства данных чувств.

Например, подумайте о человеке, который вас беспокоит, пугает или раздражает. Представьте его образ. Вы должны увидеть его таким, каким он бывает, когда вызывает в вас негативные чувства. Вам нужно услышать его голос и испытать негативное чувство внутри собственного тела.

А теперь возьмите этот образ и сделайте его черно‑белым. Отдалите его от себя. Сделайте его маленьким, в одну восьмую реального размера. Приделайте к нему клоунский нос. Представьте, что он заговорил голосом Микки‑Мауса, Дональда‑Дака или кота Сильвестра. Ваше чувство к этому человеку сразу изменится. Вы сможете общаться с ним более уверенно и эффективно.
ИЗМЕНЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ

1. Подумайте о человеке, который вас беспокоит, пугает или раздражает. Представьте его образ. Вы должны увидеть его таким, каким он бывает, когда вызывает в вас негативные чувства. Вам нужно услышать его голос и испытать негативное чувство внутри собственного тела.

2. Возьмите этот образ и сделайте его черно‑белым. Отдалите его от себя. Сделайте его маленьким, в одну восьмую реального размера. Приделайте к нему клоунский нос.

3. Представьте, что он заговорил голосом Микки‑Мауса, Дональда‑Дака или кота Сильвестра.

4. Оцените, насколько изменились ваши чувства. А теперь отвлекитесь на некоторое время и снова вспомните об этом человеке. Ваши чувства к нему обязательно изменятся.
Когда вы привыкнете пользоваться своим мозгом подобным образом, то заметите, что гораздо чаще будете чувствовать себя хорошо. У вас сформируются новые ментальные привычки и навыки. И вы сможете использовать свой мозг так, как вам захочется.

А теперь давайте поговорим о том, как следует обращаться с убеждениями.

Формирование новых убеждений: структура определенности



Один из наиболее важных аспектов жизнедеятельности человека – это формирование убеждений. Именно убеждения держат большинство людей в плену проблем. До тех пор, пока вы не поверите в то, что способны все преодолеть, все сделать и все получить, вы вряд ли сможете сделать это. Убеждения придают ощущение определенности вашим мыслям.

Большинство людей в раннем возрасте слушает родителей, учителей и тех, кто обладает авторитетом, и усваивает те ограничения, которые есть у их наставников. Если вам твердят, что вы недостаточно умны или неспособны добиться успехов в спорте, то, скорее всего, вы этому поверите. А как только мы во что‑то поверим, то сразу же начинаем искать способы доказать истинность своих убеждений. Мы должны научиться подвергать сомнению собственные ограничения и быть более уверенными в собственных силах и возможностях.

Чтобы изменить себя, необходимо изменить свои убеждения и сформировать новые, которые позволят в будущем действовать по‑другому. Чтобы изменить убеждения, сначала нужно научиться определять их свойства.

И снова мы имеем дело с субмодальностями. Подобно любой мысли, убеждение обладает определенной структурой и свойствами. Если я спрошу вас: «Верите ли вы в то, что завтра взойдет солнце?» – как вы мне ответите? Большинство людей мгновенно отвечают на этот вопрос утвердительно, но это некий промежуточный процесс. Чтобы ответить на вопрос: «Верите ли вы в то, что завтра взойдет солнце?» – человек должен представить свое убеждение.

Важно отметить, что, если бы я задал вам этот вопрос устно, вы знали бы ответ, даже не произнося его. Когда я спрашиваю: «Взойдет ли завтра солнце?» – большинство людей сразу же представляет себе картину рассвета. Мысленно они отвечают утвердительно. При этом их внутренний голос звучит уверенно и определенно. Внутри своего тела человек ощущает уверенность и определенность, и это чувство подсказывает ему, что его ответ правилен.

Это и есть руководство к действию. Оно позволяет нам строить планы. Оно позволяет нам покупать книги и знать, что в будущем мы их обязательно прочитаем. Наличие убеждений и использование их в качестве руководства к действию – это очень важная часть человеческого существования. Это также важная часть понимания того, как можно изменить любого человека и себя самого в том числе.

Если я устно спрашиваю вас: «Взойдет ли завтра солнце?» – какую картину видите вы мысленным взором? Находится ли она справа или слева? Как далеко? Каков ее размер – нормальный или маленький? Статична ли картина? Или она движется? Слышите ли вы какие‑то звуки? Слышите ли вы голос, который дает утвердительный ответ? Происходит ли что‑то такое, что вы можете слышать? Если да, то происходит ли это справа? Или слева?

«Поймайте» чувство определенности. Посмотрите на картину мысленным взором и увеличьте ее в два раза. Как правило, в такой момент чувства становятся сильнее. Когда это произойдет, сосредоточьтесь на ощущениях собственного тела. Заметьте, каким образом они движутся. Вы начинаете осознавать субмодальности сильного убеждения.

А теперь на какой‑то момент остановитесь и отвлекитесь. Очистите свой разум, а потом снова вернитесь к этой странице и прочтите ее вместе со мной.

После этого подумайте о чем‑то, в чем вы неуверены. Не о том, в чем вы сильно сомневаетесь, а о чем‑то таком, что «может быть», а «может и не быть». Подумайте о том, в чем вы неуверены. Что вы собираетесь съесть на обед? Сэндвич с тунцом или с сыром? Вам нужно нечто такое, что может быть так, а может и не так. Подумайте, что кто‑то собирается купить вам подарок на день рождения. Может быть, он выберет это, а может быть, то.

Постарайтесь увидеть эту картину мысленным взором. Сделайте небольшую паузу, отвлекитесь от книги и подумайте об этом. Потом вернитесь к книге и вернитесь к идее, в которой вы абсолютно убеждены. Сначала представьте образ солнца, которое поднимается над горизонтом. А потом представьте второй образ, который может случиться, а может и не случиться. Сравните свои ощущения, почувствуйте разницу.

В одном ли и том же месте возникают ваши ощущения? Скорее всего, нет. Если образы возникают в разных местах, то находятся ли они на разных расстояниях? Имеют ли они разный размер? Из разных ли мест исходит ваш внутренний голос? Звучит ли он справа или слева? Направлен ли он внутрь или наружу? Единственное, что отличает эти ощущения, это разница между двумя образами.

Начните рассматривать эту разницу более пристально. Изучите свойства определенности и неопределенности более глубоко. Ниже перечислен длинный список субмодальностей: визуальных, слуховых, кинестетических (чувства), обонятельных и вкусовых. Я хочу, чтобы вы заглянули в себя и испытали ощущение убежденности, что солнце непременно взойдет, и того, в чем вы не до конца уверены, и заполнили приведенную ниже таблицу. Фиксируйте те субмодальности, которые различаются для этих двух убеждений. Уделите этому процессу некоторое время.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ

1. Подумайте о том, в чем вы абсолютно убеждены. (Завтра солнце обязательно взойдет.)

2. Осознайте, какие образы, звуки и чувства возникают в вашем разуме, когда вы думаете об этом убеждении и о своей уверенности в нем.

3. Проанализируйте приведенный ниже список субмодальностей и отметьте все свойства убеждения.

4. Подумайте о том, в чем вы сомневаетесь или не уверены. (Может быть, так, а может, и нет.)

5. Осознайте, какие образы, звуки и чувства возникают в вашем разуме, когда вы думаете об этом убеждении и о своей неуверенности в нем.

6. Проанализируйте приведенный ниже список субмодальностей и отметьте все свойства нетвердого убеждения.

7. Обратите внимание на различие субмодальностей, свойственных твердому и нетвердому убеждению.



А теперь, когда вы составили свой список, давайте его проанализируем. Теперь вы знаете разницу между тем, из чего состоит сильное убеждение, и тем, из чего состоит нетвердое убеждение, оставляющее место для сомнений. Осознав разницу между двумя состояниями, вы сможете контролировать свои убеждения. Если вы читаете эту книгу, то в вас самом, вероятно, есть нечто такое, что вы хотите изменить. И первый шаг на пути к достижению этой цели – способность поверить в собственные силы и возможности.

Для начала подумайте о проблеме, которая, как вы считаете, у вас есть. Не важно, какого рода эта проблема. Если вы убеждены в том, что вам недостает уверенности или решительности, то эту проблему и выбирайте. Самое удивительное в убеждении в отсутствии решительности то, что люди всегда очень решительно утверждают, что у них отсутствует эта черта.

Сейчас вы должны сделать следующее. Судя по всему, точно так же, как вы убеждены в том, что завтра солнце встанет, вы уверены и в том, что завтра ваша проблема сохранится. Поместите свою проблему в то же место, где находилось ваше убеждение. А теперь посмотрите на нее и скажите: «Я устал от всего этого!» За много лет я убедился в том, что по‑настоящему люди меняются в тот момент, когда решают, что с них достаточно. Большинство людей еще не насытились своими проблемами. Возможно, кажется, что их чаша терпения переполнилась. У меня были пациенты с навязчивыми расстройствами, которые каждую минуту, каждое утро, день и вечер заполняли ритуалами, направленными на обретение комфорта. Они по пятнадцать раз запирали и отпирали дверь, тысячу раз в день мыли руки, но оставались подавленными выше всяких ожиданий. И наконец, они говорили: «С меня хватит! Я не собираюсь больше этого делать!» И в этот момент люди по‑настоящему менялись. Но к этому мы с вами вернемся позже.

Для начала мы должны точно понять, от чего вы хотите избавиться, а что обрести. Вы хотите избавиться от сомнений в себе и поверить в собственные силы. Вы хотите избавиться от страхов и обрести уверенность. В любом случае, думая о своей проблеме, вы наверняка убеждены в том, что обречены страдать от нее до конца жизни.

Ощутив убеждение в том, что проблема сохранится до конца вашей жизни, вы должны сделать кое‑что для меня. Попробуйте в буквальном смысле слова отодвинуть образ подальше, переместить его в область неопределенности. И тогда вы посмотрите на этот образ и подумаете: «Неужели я собираюсь жить так вечно?» Но, поскольку это область неуверенности, то вы скажете себе: «Может быть, да, а может, и нет!»

Чтобы закрепить образ в любом другом положении, очень важно делать все очень, очень быстро. Поместите старое, ограничивающее ваши возможности убеждение в область неопределенности. Для этого закрепите образ и проделайте с ним следующие действия. Вы должны отталкивать его от себя так, чтобы он отодвинулся метров на пять, поворачивать его и тянуть на другую сторону, в субмодальности неопределенности. И тогда твердое убеждение станет неопределенным и слабым.

А теперь вам нужно сделать обратное. Возьмите образ того, во что хотите поверить, – например, в то, что вы освободитесь от своей проблемы, станете счастливым и благополучным. Притяните этот образ на пять метров, поверните его и переместите в положение субмодальностей твердого убеждения.

Это позволит вам изменить свои убеждения и поверить в себя и в свое светлое будущее. Проделывая это упражнение, вы составите для себя план, который поможет изменить ожидания от будущего.
ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ (ПАТТЕРН СМЕНЫ УБЕЖДЕНИЙ)

1. Подумайте об ограничивающем убеждении, которое, по вашему мнению, вам больше не нужно. Например, о том, что вы обречены страдать от своей проблемы до конца жизни или хотя бы длительный промежуток времени.

2. Подумайте о полезном убеждении, которое вам хотелось бы сформировать. Например, что вы освободитесь от своей проблемы и остаток жизни проживете очень счастливо.

3. Изучите субмодальности определенности и неопределенности, которые вы только что выявили.

4. Представьте, как ограничивающее убеждение, от которого вам хочется избавиться, уходит в сторону и оказывается в области субмодальностей неопределенности.

5. Одновременно представьте, как полезное убеждение притягивается и попадает в область субмодальностей твердого убеждения.

6. Повторите упражнение несколько раз очень быстро.
Научившись контролировать свои убеждения, вы начнете сами генерировать новые, полезные убеждения, которые помогут вам жить более счастливо и хорошо, чем когда‑либо раньше.

Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни, как я уже говорил, формируются в нашем разуме. Более того, проблемы обычно существуют в нашем представлении прошлого и будущего. Ведь прошлое и будущее не существуют иначе, кроме как в нашем разуме.

Когда люди страдают, они испытывают негативные чувства в отношении прошлого, им не нравится настоящее, их пугает или беспокоит будущее. Мы говорим о «преодолении» чего‑либо и об оставлении проблем «позади». Мы говорим о том, что нам нужно пройти через что‑то, что нам предстоит. Мы говорим о «стремлении» к чему‑либо и об «ожидании» будущего. Для многих подобные выражения действительно символизируют время. Чтобы изменить то, как мы думаем о прошлом и будущем и как обрабатываем поступающую информацию, нужно проанализировать концепцию временной шкалы.

Временная шкала: способ ментального кодирования времени



Временная шкала связана с нашей способностью кодировать время. Мы думаем о времени определенным образом. Образы прошлого должны находиться в месте, отличном от того, где находятся образы будущего. Если вы подумаете о прошлом, а потом представите события будущего и поймете, где эти образы располагаются в ментальном пространстве, то сможете провести воображаемую линию из прошлого в будущее. Эта линия и будет вашей временной шкалой.

Попробуйте для примера подумать о том, как десять лет назад вы чистили зубы. Осознайте, где находится этот образ. Теперь подумайте о том, как чистили зубы пять лет назад.

И снова осознайте, где находится образ. Подумайте о том, что было пять лет назад, а потом – десять лет назад. Поняв, где располагается каждый образ, вы можете провести воображаемую линию между ними. Это и есть ваша временная шкала. Она показывает, каким пространственным образом вы воспринимаете время.

Как правило, можно говорить о двух основных типах временных шкал. На шкале первого типа будущее располагается перед человеком, прошлое – за ним, а настоящее – внутри его. При этом можно говорить, что человек находится «во времени». На шкале второго типа прошлое расположено впереди и слева, настоящее – прямо впереди, будущее – впереди и справа. В таком случае мы говорим о существовании «сквозь время».

Различие между временными шкалами связано с тем, что люди относятся ко времени по‑разному. Например, тем, кто живет «во времени», обычно несвойственно часто и подробно вспоминать прошлое. Они оставляют прошлое «позади». Те же, кто живет «сквозь время», с легкостью вспоминают все произошедшее. Эти люди обычно бывают весьма пунктуальны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЙ ШКАЛЫ

1. Вспомните, как вы чистили зубы пять лет назад. Определите, где находится этот образ.

2. Вспомните, как вы чистили зубы один год назад. Определите, где находится этот образ.

3. Вспомните, как вы чистите зубы прямо сейчас. Определите, где находится этот образ.

4. Представьте, как будете чистить зубы через один год. Определите, где находится этот образ.

5. Представьте, как будете чистить зубы через пять лет. Определите, где находится этот образ.

6. Соедините эти образы воображаемой линией – от первого к последнему. Это и есть ваша временная шкала.

7. Продлите временную шкалу в будущее и прошлое.
Важно научиться менять свое восприятие прошлого, настоящего и будущего. Осознание того, как вы представляете время, облегчает изменение его восприятия.

На этом мы с вами завершим нашу «инвентаризацию».

В этой книге я научу вас тому, как осуществлять бессознательные перемены путем использования собственного разума, и тому, как мыслить иначе. Вы сможете сделать это, научившись пользоваться субмодальностями для осуществления перемен. Вы сможете создавать новые чувства и привязывать их к новым мыслям. Вы научитесь верить в себя и в лучшее будущее. Вы сможете изменить восприятие собственной жизни и всех ее событий. Наша «инвентаризация» познакомила вас со средствами и навыками, которыми вы будете пользоваться. А теперь настало время разобраться с вашими проблемами.


  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом