Главная страница

культура 18 в.. Русская культура в первой половине XVIII в. Особенности русской культуры


Скачать 38,5 Kb.
НазваниеРусская культура в первой половине XVIII в. Особенности русской культуры
Анкоркультура 18 в..doc
Дата19.10.2017
Размер38,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлакультура 18 в..doc
ТипДокументы
#43543
Каталогid135611684

С этим файлом связано 35 файл(ов). Среди них: монополии.docx, Сперанский2.doc, культура вся.xls, Никон3.doc, культура 18 в..doc, Меншиков2.doc, культура 17 в.doc, Энциклопедия аргументов.doc, menshikov_2.doc, Столыпин1.doc и ещё 25 файл(а).
Показать все связанные файлы

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

Особенности русской культуры

  • Появление капиталистических изменений в жизни общества

  • Петровские преобразования во всех сферах жизни общества.

  • Расширение связей со странами Запада.

  • Более быстрые темпы развития культуры

  • Появление новых направлений культуры (скульптура) под влиянием западноевропейской культуры.

  • Более прочные позиции занимает светская культура.

  • Расхождение между культурой дворянства и культурой народной стало результатом государственной политики.


Образование и наука.

Светский характер обучения, а также соединение обучения с практикой стали отличительной чертой новой системы образования. Необходимо в короткий период провести подготовку специалистов. Для дворянских детей образование стало обязательным.

В 1701 г. в Сухаревой башне в Москве создана «Математическая и навигационная школа», в 1715 г. она переведена в С.-Пб. и преобразована в Морскую академию. В первой четверти созданы также артиллерийская, инженерная, медицинская, горная школы. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика» Л.Магницкого.

42 цифирные школы были созданы по указу Петра 1714 г. не только в С.-Пб., но и в губерниях. Учебные заведения созданные при Петре носили всесословный характер, туда не допускались только дети помещичьих крестьян.

В 1731 г., по предложению П.Ягужинского, был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус – сословное военное учреждение закрытого типа. Корпус готовил не только военных, но и гражданских чиновников.

В 1724 г. Петр подписал указ о создании Академии наук. Открытие ее состоялось после смерти Петра.

С 1708 г. осуществлен переход на гражданский шрифт – это облегчило чтение. С 1702 г. стала выходить печатная газета «Ведомости» (при Алексее Михайловиче выходила придворная газета «Куранты», она была рукописная).

С 1700 г. Петр приказал перевести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Начало года теперь 1 января, а не 1 сентября.

При Петре ценных исследований по отечественной истории был открыт первый русский музей - Кунсткамера, а при ней имелась богатая библиотека.

АТЛАСОВ Владимир Васильевич (около 1661/1664 — 1711, Камчатка), русский землепроходец, первооткрыватель Камчатки. В начале 1701 года ездил в Москву, где за присоединение Камчатки к России получил чин казачьего головы. Представил первое разностороннее описание природы и населения Камчатки, некоторые сведения об островах и землях вблизи Камчатки и Чукотского полуострова, а также о Японии. За три недели до своей кончины Петр подписал указ об отправке экспедиции под командованием В.Беринга. БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), мореплаватель, капитан-командор российского флота (1730). По происхождению датчанин. В 1725-30 и 1732-41 руководитель 1-й и 2-й Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским п-овом и Аляской (Берингов пролив ), достиг Сев. Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Ученые - участники этой экспедиции обобщили свои знания, молодой этнограф Крашенинников в двухтомном «Описании земли Камчатской».

Начатая на рубеже XVII – XVIII вв. работа С.Ремезова по картографии («Чертежная книга Сибири») была продолжена в первой четверти XVIII в. Кирилловым, начавшим составлять сводный «Атлас Всероссийской империи», первый том, которого вышел в 1732 г.

В развитие горного дела большой вклад внесли В.Татищев, Я.Брюс, Г.В. де Генин. Деятельность русского изобретения также не стояла на месте: Нартов – изобрел токарные и винторезные станки, он также создатель оптического прицела.

В первой четверти XVIII был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Превращение истории в науку завершился в середине века. Этому способствовали труды В.Татищева «история Российская в четырех частях.

Литература и общественная мысль

Появляются новые жанры публицистики: ораторская проза, проекты, политические трактаты.

  1. 1717 г. «Рассуждение…» о причинах войны со Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.Шафировым

  2. И.Посошков «О скудости и богатстве», рассуждал о необходимости развития в России промышленности и торговли.

  3. Феофан Прокопович «Духовный регламент» (1721), «Правда воли монаршей» (1722) обосновавший абсолютистскую концепцию организации государственной власти

  4. «Юности честное зерцало» - правила поведения в обществе

Архитектура

Строительство С.-Пб. в 1703 г. дало новый импульс в развитии архитектуры.

Архитектурный стиль этого времени получил название «петровское барокко», основными чертами его были практичность, рациональность, отсутствие излишнего декора, пышность и торжественность. Петербург застраивался по образцу Амстердама.

  1. Петропавловская крепость, Летний дворец Петра, здание Двенадцати коллегий (архитектор Трезини)

  2. Гостиный двор в Москве, Адмиралтейство (Коробов)

На смену «петровскому барокко» пришло «зрелое барокко», самым видным представителем которого был Варфоломей Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, дворец в Царском селе В Москве в этом же стиле работал Ухтомский, построивший колокольню Троице-Сергиевой лавры, несохранившиеся Красные ворота

Скульптура

Это новый жанр искусства. Прекрасным памятником стали барельефы на стенах Летнего дворца созданные немецким мастером Шлютером. Наиболее существенный вклад внес Бартоломео Карло Растрелли (отец В.В.Растрелли) – выдающийся скульптор. Им были созданы петергофский Большой каскад, модели триумфальной колонны по поводу победы в Северной войне, бюсты Петра I и Меншикова. Здесь также господствует стиль барокко.

Живопись

В Россию приезжают большое количество художников из Западной Европы. Саксонец Таннауэр писал портреты Петра, его сына Алексея, графа П.А.Толстого, француз Каравакка – портреты Петра и его дочерей.

Крупнейшими живописцами эпохи можно назвать И.Н.Никитин (портреты канцлера Головкина, графа Строганова, посмертный портрет Петра); А.М.Матвеев (автопортрет с женой).

Особый вид изобразительного искусства – гравюра. Батальные сцены, официальные события, строительство Петербурга и т.д.

Театр

Петр I в начале XVIII в. попытался использовать силу воздействия театральных зрелищ в пропаганде внутренней и внешней политики, утверждению абсолютизма.

В 1702 г. создается общедоступный публичный театр (в «комедиальной храмине»). В Москву приехали труппа немецких актеров под руководством Иоганна Кунста. Однако попытка была неудачной, так как предлагаемые сюжеты были далеки от русской жизни, плохой перевод.

Позже был создан театр Славяно-греко-латинской академии, в котором работала русская труппа и ставились пьесы на современные темы.

Театральное искусство продолжает развиваться и в 1738 г. в Петербурге была открыта первая Балетная школа.

В конце 40-ых в Ярославле появилась первая самобытная труппа российских актеров, которую возглавил сын костромского купца, одаренный актер Федор Волков. В 1752 г. ярославские артисты были приглашены в Петербурге и в 1756 г. включены в состав труппы новообразованного российского театра, его директором был назначен Сумароков.
перейти в каталог файлов
связь с админом