Главная страница
qrcode

культура 16 в. Русская культура XVI в. Особенности


НазваниеРусская культура XVI в. Особенности
Анкоркультура 16 в.doc
Дата19.10.2017
Размер37.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлакультура 16 в.doc
ТипЛитература
#43537
Каталогid135611684

С этим файлом связано 35 файл(ов). Среди них: монополии.docx, Сперанский2.doc, культура вся.xls, Никон3.doc, культура 18 в..doc, Меншиков2.doc, культура 17 в.doc, Энциклопедия аргументов.doc, menshikov_2.doc, Столыпин1.doc и ещё 25 файл(а).
Показать все связанные файлы

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI В.

Особенности:

  • В XVI в. прекращают свое существование некогда могущественные школы и культурные центры

  • Нивелируются самобытные черты, отличающие одну школу от другой. Это было результатом формирования единого русского государства.

  • Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI в., хотя можно говорить о зарождении светской культуры. Большую роль сыграл Стоглавый собор 1551 г., он регламентировал иконопись, деятельность архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

  • XVI в. – это время формирования общенациональной культуры, складывающейся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в феодальных центрах.

Литература и общественная мысль:

Литература и общественная мысль в XVI в. активизируется, так как идет обсуждение насущных проблем.

Летописание того периода продолжает развиваться, но исчезновение летописных центров приводит к концентрации их в Москве.

«Степенная книга», составленная по инициативе митрополита Макария, ставила своей задачей изложить русскую историю с периода Владимира Святого до времен Ивана Грозного, причем русские князья рассматривались как преемники римского императора Августа, следовательно к ним отношение имеет и ветвь московских князей.

Никоновская летопись, один из самых больших летописных сводов, главная цель ее показать главную роль московских князей в образовании русского государства. Свое название получила потому. Что в XVII в. принадлежала патриарху Никону.

Лицевой летописный свод, появился во второй половине XVI в., состоял из 10 томов (последний том назывался Царственная книга), в которых содержалось 16 тыс. иллюстраций с изображениями князей, митрополитов, пейзажей и т.д. Цель создания лицевого свода – идея о необходимости централизации государства.

В начале XVI в. старец Филофей выдвинул идею «Москва – третий Рим» и четвертому Риму не бывать. Теория возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия.

В 40-ые гг. XVI в. митрополит Макарий создал «Великие Четьи-Минеи» - грандиозное 12-томное (по числу месяцев) собрание «всех книг» - житий, сочинения отцов церкви, библейских сказаний, исторических повестей и переводных изданий и многое другое. Работа над ним велась 20 лет и закончилась в 1554 г.

Важным источником общественной мысли стал Домострой, представлявший свод общих правил поведения человека как в семье, так и в отношениях к церкви и государству.

Напряженные поиски «правды», решение проблем жизни государства нашли отражение в публицистической литературе:

  1. Федор Карпов первая половина XVI в., дипломат и государственный деятель, рационалист, считал, что общество и государство должны строиться на основе жесткого закона, способного пресечь произвол власти.

  2. Иван Пересветов – 40-7-ые гг. XVI в. выходец из русской шляхты Великого княжества Литовского, в своих челобитных создает стройную теорию дворянского государства, облекая мысль в форму литературного повествования об идеальном монархе. Противник боярства, за укрепление сильного централизованного государства и проведение реформ

  3. Ермолай-Еразм пишет трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие», посвященный теории отношений внутри государства, точнее крестьянскому вопросу.

  4. В полемике участвует и сам царь, он ведет переписку с князем Андреем Курбским. После своего побега в Речь Посполитую он пишет письма, где обличает царя в неправедных действиях. Курбский приверженец сословно-представительной монархии, он обосновывал свое понимание царской власти, как божественной и неограниченной никакими законами и установлениями. В 1573 г. им написана «История о великом князе Московском»

Письменность и книгопечатание.

Рукописные книги продолжали оставаться большой ценностью, хотя количество их возросло. На пергаменте писали уже редко, использовали бумагу. Ее привозили из Европы

В середине 50-ых гг. по повелению Ивана IV учреждена первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данный и ее называют анонимной.

В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Здесь были изданы богослужебные книги «Апостол» и «Часословец». Из-за обвинений Иван Федоров ( в еретичестве, скорее всего связанные с исправлением богослужебных книг)вынужден был перебраться в Литву во Львов, где издал первый русский букварь с грамматикой.
Архитектура.

Развивалась достаточно успешно, появились свои московские архитекторы. Культовая архитектура характеризуется появлением шатровых храмов, истоки которых до сих пор вызывают споры у ученых. Уникальность конструкции, отсутствие опорных столбов, шатровое перекрытие.

Выдающимся памятником является церковь в Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу Василия III, в память о рождении сына Ивана. Строились шатровые храмы и в других городах.

Особое место в архитектуре этого периода занимает Покровский собор на Рву, получивший название в конце столетия храм Василия Блаженного. Храм относится к числу мемориальных: строительство его в 1555-1556 гг. русскими архитекторами Бармой и Постником связано с военной победой Ивана Грозного над Казанским ханством.

Наряду с шатровыми храмами в XVI в. широкое распространение получают большие по размерам пятиглавые крестово-купольные храмы, возведенные по образцу кремлевского Успенского собора Аристотеля Фьораванти.

Фортификационные сооружения.

  1. К 1516 г. было завершено строительство кирпичных стен Кремля с 20 башнями. Строительство велось под руководством итальянских мастеров.

  2. Строительство Китай-города вокруг Великого посада велось с 1534 г. (кита – прутья, которые укрепляли первоначально земляные стены, или итальянские «cita» - город, укрепление, цитадель) Возведением каменных стен руководил итальянский мастер Петрок Малый.

  3. В конце XVI в. архитектор и инженер Федор Конь возводит стены Белого города – крепостные сооружения весьма простые по архитектуре, но мощные по конструкции, протяженностью 9 км, выложенные из белого камня. Просуществовали до конца XVIII в.


Изобразительное искусство.

Непререкаемым образцом провозглашается творчество Андрея Рублева. По решению церковного собора 1554 г. допускалось изображение на иконах царей. Князей, святителей, аллегорические сюжеты и т.д.

  1. Фресковая роспись – фрески Благовещенского собора Московского кремля, выполненные артелью художников под руководством Феодосия.

  2. Светская роспись – Золотая Царицына палата расписана сюжетами из «Сказания о князьях Владимирских»

  3. Книжная миниатюра

  4. Гравюра на дереве (ксилография) ее появление связано с началом книгопечатания

перейти в каталог файлов


связь с админом