Главная страница

Сабин Баринг-Гоулд - Мифы и легенды Средневеков... Сабин Баринг-ГоулдМифы и легенды Средневековья


Скачать 0,59 Mb.
НазваниеСабин Баринг-ГоулдМифы и легенды Средневековья
АнкорСабин Баринг-Гоулд - Мифы и легенды Средневеков.
Дата25.06.2018
Размер0,59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=611025&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42521
страница2 из 6
Каталогdeviantme

С этим файлом связано 30 файл(ов). Среди них: loki_02.gif, loki_07.gif, Thor_the_Dark_Wolrd_Prelude_1.pdf, ?art=611025&format=a4.pdf&lfrom=241867179, Draw_Your_Own_Celtic_Designs.pdf, loki_whynot.gif и ещё 20 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6
Глава 2
Пресвитер Иоанн
Герб Святейшего престола Чичестера.
В середине XII века по всей Европе ходили слухи о могущественном христианском императоре Пресвитере Иоанне, который правил где-то в Азии. В кровопролитной борьбе он сокрушил владычество мусульман и был готов прийти на помощь крестоносцам. Велико было ликование в Европе, в то время как с Востока приходили печальные и гнетущие вести:
власть неверных возрастала, несметные полчища врагов были брошены против рыцарей христианского мира, чувствовалось, что крест должен склониться перед ненавистным полу- месяцем.
Новости об успехе царя-священника открыли двери новой надежде упавшего духом христианского мира. Папа Александр III принял решение заключить союз с этим загадочным правителем и 27 сентября 1177 года написал ему письмо, которое поручил доставить своему врачу Филипу.
Филип отправился в путь, но так и не вернулся. Завоевания Чингисхана вновь при- влекли внимание христианской Европы к Востоку. Свирепые орды монголов вторглись на
Запад, разрушая все. Россия, Польша, Венгрия и восточные земли Германии были захвачены или опустошены, а другие страны захлестнула волна ужаса, что и они могут подвергнуться монгольскому нашествию. Это были Гог и Магог, которые пришли все уничтожить. Насту- пало время Антихриста. Но битва при Легнице остановила их, и Европа была спасена.
Папа Иннокентий IV принял решение обратить эти орды варваров в христианство и подчинить их власти Иисуса. Он послал к ним нескольких миссионеров, доминиканцев и францисканцев. Мирные посольства совершали путешествия между папой, французским королем и монгольским ханом.
В результате этих переговоров с Востоком путешественники узнали, насколько лож- ными были общепринятые представления о мощной христианской империи в Центральной
Азии. Однако доказательства не поколебали всеобщую уверенность в ее существовании, и

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
14
это царство было просто «перенесено» в Африку. Абиссиния стала тем местом, где пра- вил знаменитый царь-священник. Тем не менее некоторые все же усомнились. Джованни де
Плано Карпини и Марко Поло, хотя и признавали существование христианского монарха в
Абиссинии, все же были твердо уверены, что Пресвитер Иоанн правил во всем блеске где- то на Востоке.
Но прежде, чем продолжить повествование об этой странной легенде, было бы неплохо упомянуть о различных описаниях царя-священника и его страны у ранних авторов. После этого мы сможем лучше судить о влиянии данного мифа на Европу.
Впервые о монархии Пресвитера Иоанна упоминает Оттон Фрейзингенский, кото- рый писал свою «Хронику» до 1156 года. Он рассказывает, как католический епископ из
Кабалы посетил Европу, чтобы подать папе римскому некую жалобу. Он упомянул о паде- нии Эдессы, а также «заявил, что несколько лет назад некий царь и священник по имени
Иоанн, который живет далеко на Востоке, за Персией и Арменией, и является, как и весь его народ, христианином, хотя и принадлежащим к несторианской церкви, победил бра- тьев-царей Мидянских и Персидских, по имени Самирды, и захватил их столицу Эктабану.
Эти цари встретили его со своими мидянскими, персидскими и ассирийскими войсками и сражались на протяжении трех дней. Каждое из войск предпочитало скорее умереть, чем обратиться в бегство. Пресвитер Иоанн, как его называют, сумел обратить персов в бегство и вышел из кровопролитного сражения победителем. После этой победы упомянутый Иоанн поспешил в Иерусалим на помощь Церкви, но его войско задержалось на переправе через
Тигр из-за нехватки лодок. Тогда он отправился на север, так как слышал, что река там покрыта льдом. В том месте он провел много лет, ожидая сильных морозов, но зимы были неблагоприятны, а суровый климат свел в могилу множество его воинов. Он был вынужден вернуться в свою страну. Этот царь принадлежит к роду волхвов, упоминаемых в Евангелии,
и правит он людьми, которыми ранее правили волхвы. Его слава и богатство столь велики,
что он не пользуется никаким другим скипетром, кроме смарагдового.
Воодушевленный примером своих предков, которые пришли поклониться Христу в колыбели, он собирался пойти в Иерусалим, но ему воспрепятствовали упомянутые выше причины».
В это же время о Пресвитере Иоанне начинают рассказывать и в других местах, так что мы не можем считать Оттона автором этого мифа. Знаменитый Маймонид упоминает о нем в отрывке, цитируемом евреем Иошуа Лорки, врачом папы Бенедикта XIII. Маймонид родился в 1135 году, а умер в 1204-м. Отрывок же следующий: «Очевидно, как из писем Рам- бама (Маймонида), чья память благословенна, так и из рассказов купцов, которые доходили до края света, что в настоящее время основы нашей веры нужно искать в землях Вавилона и
Фемана, куда в древности был изгнан народ Израиля; не считая тех, кто жил в землях Параса
7
и Мадаи
8
, изгнанников из Шомрома, которых столько же, сколько песчинок: из них некото- рые все еще под властью Параса, которого арабы называют Великим Султаном, другие же живут под игом странных людей… которыми правит христианский владыка, называемый пресвитером Куаном. Они заключили договор с ним, а он с ними; и это факт, относительно которого не может быть никакого сомнения».
Еврей Вениамин Тудельский путешествовал по Востоку между 1159 и 1173 годами
(последний является годом его смерти). Он писал отчеты о своих странствиях и дал в них некоторую информацию о мифическом царе, который правил в стране, населенной только евреями и расположенной где-то далеко-далеко в центре пустыни. Примерно в то же время появился документ, который вызвал большое волнение в Европе, – письмо, о да! письмо
7
Персия.
8
Мидия.

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
15
от этого загадочного человека, адресованное Мануилу Комнину, императору Константино- поля (1143—1180). Точную дату написания этого необычного послания невозможно опре- делить, но оно появилось ранее 1241 года, даты завершения хроники Альберика из мона- стыря Трех Источников. Этот Альберик рассказывает, что в 1165 году «Пресвитер Иоанн,
правитель Индии, послал прекрасное письмо разным христианским владыкам, в первую оче- редь Мануилу Константинопольскому и римскому императору Фридриху». Похожие письма были отправлены Александру III, королю Франции Людовику VII, а также королю Порту- галии, о чем упоминается в хрониках и романах, а также в поэзии и песнях менестрелей и труверов по всей Европе. Письмо имело следующее содержание.
«Иоанн, Пресвитер властью всемогущего Господа нашего Иисуса Христа, царь цар- ствующих и повелитель повелевающих, своему другу Эммануилу, правителю Константино- поля, с приветствиями, пожеланиями ему здоровья, процветания и милости Божьей.
Нам сообщили, что ты почитаешь Наше величие и что сообщение о Нашем могуществе достигло тебя. Более того, услышали Мы от Нашего казначея, что ты был столь любезен,
что послал Нам некие красивые и интересные вещицы, которые могут обрадовать Наше
Величество.
Будучи человеком, Мы приняли их благосклонно и повелели Нашему казначею послать тебе в ответ некоторые из Наших сокровищ.
Ныне Мы желаем удостовериться, что ты придерживаешься истинной веры и во всем хранишь верность Господу нашему Иисусу Христу, ибо слышали Мы, что подданные твои считают тебя Богом, тогда как Мы знаем, что ты смертен и подвержен человеческим слабо- стям…
Ежели ты желаешь узнать о величии и превосходстве Нашего Величества и о земле,
подвластной Нашему скипетру, тогда услышь и уверуй: Я, Пресвитер Иоанн, повелитель повелевающих, превосхожу всех под небесами в добродетели, богатствах и власти. Семь- десят два царя платят Нам дань… Наше Величество правит в трех Индиях. Земля Наша простирается и за пределами Индии, где покоится тело святого Апостола Фомы, на восход солнца через пустыни и до покинутого Вавилона вблизи Вавилонской башни. Семьдесят две области, лишь немногие из них христианские, служат Нам. Каждая имеет своего собствен- ного царя, но все они являются Нашими подданными.
Наша земля является домом слонов, одногорбых и двугорбых верблюдов, крокодилов,
метагалинарий, жирафов, финзертов, диких ослов, белых и червонных львов, белых медве- дей, белых дроздов, цикад, грифонов, тигров, ламий, гиен, диких лошадей, диких быков и диких людей, рогатых людей, одноглазых людей, людей, у которых глаза есть и спереди,
и сзади, кентавров, фавнов, сатиров, пигмеев, гигантов высотой сорок локтей, циклопов и подобных женщин; это также дом феникса и почти всех существующих зверей. Некоторые из подвластных нам людей едят человечину и выкидыши животных и не боятся смерти.
Когда кто-либо из них умирает, его родственники и друзья с жадностью пожирают его тело,
потому что считают своей главной обязанностью съесть человеческую плоть. Вот их имена:
Гог и Магог, Ани, Агит, Азенах, Фоммепери, Бефари, Коней-Самант, Агримандры, Винте- фолеи, Казбеи, Аланеи. Эти и подобные им народы Александр Великий заключил за высо- чайшими горами на севере. Мы используем их против Наших врагов, и еще ни один человек и ни один зверь не остались непожранными, ежели Наше Величество дает на то необхо- димое соизволение. Когда все Наши враги съедены, Мы возвращаемся с Нашим войском домой. Эти пятнадцать проклятых народов появятся из четырех сторон света в конце мира,
во времена Антихриста, и захватят жилища святых, а также великий город Рим, который,
кстати говоря, мы приготовились отдать Нашему сыну, который должен родиться, вместе с
Италией, Германией, обеими Галлиями, Британией и Шотландией. Мы также отдадим ему
Испанию и все земли до Ледовитого моря. Народы же, о которых мы упомянули, согласно

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
16
словам пророка, не предстанут перед судом Божьим из-за своих отвратительных обычаев, а будут обращены в пепел огнем, который падет на них с небес.
В стране Нашей сочится мед и изобилует молоко. В одной из областей нет ядовитых растений, там не квакают крикливые лягушки, не водятся скорпионы, не скользят в траве змеи. Там нет ядовитых и опасных животных.
Через одну из провинций, где живут язычники, течет река Инд, окружающая Рай и охватывающая своими многочисленными изгибами всю эту область. Здесь находят изу- мруды, сапфиры, карбункулы, топазы, хризолиты, ониксы, бериллы, сардисы и другие дра- гоценные камни. Здесь произрастает растение ассидий. Если кто-либо носит его с собой, то оно защищает от злого духа, заставляя того открыть свою сущность и имя. Поэтому злые духи избегают этого места. В указанной стране, подвластной Нам, собирают все виды перца,
которые обменивают на зерно и хлеб, кожу и ткани… У подножия горы Олимп бьет ключ,
запах которого меняется час за часом, днем и ночью. Он находится не далее чем в трех днях пути от Рая, из которого был изгнан Адам. Каждый, кто трижды испробует воду из этого источника, никогда не почувствует усталости и всю жизнь будет выглядеть тридцатилетним.
Здесь же находят небольшие камни, именуемые нудиозами. Если носить их на теле, то они не дают зрению ослабеть и восстанавливают его, если оно потеряно. Чем больше смотришь на такой камень, тем острее становится зрение. В Наших владениях находится море, в кото- ром нет воды, а постоянно движущиеся волны из песка никогда не останавливаются. Никто не может пересечь это море, там совсем нет воды, но рыбы разных видов, очень вкусные,
водятся рядом с берегом. Нигде не увидишь ничего подобного. В трех днях пути от этого моря находятся горы, откуда течет безводная каменная река, которая впадает в песчаное море. Как только поток достигает моря, его камни исчезают в нем и никогда больше не появ- ляются. Когда река в движении, пересечь ее нельзя, переправиться можно только четыре дня в неделю. На равнине между песчаным морем и упомянутыми горами есть источник, обла- дающий необычной силой, которая очищает христиан и людей, которые желают таковыми стать, от всех грехов. В пустом камне, имеющем форму раковины мидии, вода достигает глу- бины четырех пальцев. Охраняют его двое старцев, известных своей святостью. Они спра- шивают приходящих, являются ли те христианами или желают ли таковыми стать, и жаждут ли они излечения всем сердцем. Если странники отвечают правильно, то их просят снять одежду и встать в раковину. Ежели их ответы были правдивыми, то вода начинает подни- маться и покрывает их с головой. Трижды вода поднимается подобным образом, и каждый,
кто вступил в эту раковину, выходит из нее излечившимся от всех болезней.
Рядом с пустыней среди необитаемых гор течет подземный поток, достичь которого можно только в случае удачи. Время от времени земля разверзается, и тот, кто хотел бы спуститься, должен сделать это очень быстро, пока она вновь не сомкнулась. Под землей же можно найти самоцветы и драгоценные камни. Поток впадает в другую реку, и обитатели тех мест в избытке добывают драгоценные камни. Они никогда не осмеливаются продавать их, прежде чем предложат Нам для Нашего личного использования. Если же Мы откажемся,
то они вольны продать их другим. Мальчиков там учат оставаться по три-четыре дня под водой для сбора камней.
За каменной рекой живут десять колен Израилевых, которые, хотя и имеют собствен- ного царя, являются Нашими рабами и данниками Нашего Величества. В одной из Наших земель, именуемой Зон, живут черви, которые на нашем языке называются саламандрами.
Эти черви могут жить только в огне, они строят коконы, подобно гусеницам, производящим шелк. Эти куколки тщательно разматывают женщины в Нашем дворце и изготавливают из них ткани и одежды для Нашего Величества. Чтобы выстирать эти наряды и сделать их чистыми, их нужно бросить в огонь… Когда Мы отправляемся на войну, то вместо знамен перед Нами несут четырнадцать золотых крестов, украшенных драгоценными каменьями.

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
17
За каждым из них следуют десять тысяч всадников и сто тысяч пеших воинов в полном вооружении, не считая тех, кто отвечает за снаряжение и пропитание.
Когда же Мы просто выезжаем верхом, то перед Нами несут простой деревянный, не украшенный золотом и драгоценными камнями крест, дабы мы смогли размышлять о Стра- стях Господа нашего Иисуса Христа. А еще несут золотую чашу, наполненную землей, чтобы помнили Мы, откуда пришли и куда должны вернуться, и серебряную чашу, полную золота,
в знак того, что Мы суть господин господствующих.
Всеми богатствами, какие только есть в мире, Наше Величество владеет в избытке.
Среди нас никто не лжет, ибо, если он скажет неправду, то будет считаться с того момента умершим, мы не будем более думать о нем или оказывать ему последние почести. Мы не терпим никаких пороков. Каждый год в сопровождении большого войска Мы совершаем паломничество к телу святого пророка Даниила, которое покоится неподалеку от пустын- ного ныне Вавилона. В Нашей стране ловят рыб, кровью которых окрашивают пурпур. Ама- зонки и брахманы являются Нашими подданными. Дворец, в котором живет Наше Вели- чество, построен по примеру замка, возведенного Апостолом Фомой для индийского царя
Гундофора. Потолки, балки и перекрытия сделаны из дерева кетим. Крыша этого дворца из эбенового дерева, которое не может загореться никаким образом. На фронтоне дворца по краям находятся два золотых яблока, а в каждом из них по карбункулу, поэтому золото может сиять днем, а карбункулы ночью. Главные ворота дворца сделаны из сардиса, в кото- ром заключен рог змеи, поэтому никто не может пронести через них яд.
Другие ворота сделаны из эбенового дерева. Окна из хрусталя; столы частью из золота,
частью из аметиста, а колонны, которые их поддерживают, из слоновой кости и аметиста.
Двор, где Мы наблюдаем за турнирами, вымощен ониксом, дабы усилить смелость сопер- ников. Ночью во дворце для освещения зажигают фитили, пропитанные бальзамом… Перед
Нашим дворцом стоит зеркало, к которому нужно подниматься по двадцати пяти ступеням из порфира и серпентина». После описания камней, украшающих зеркало, которое днем и ночью охраняют три тысячи вооруженных воинов, он объясняет его предназначение: «Мы смотрим в него и видим все, что происходит в любой области и стране, которая находится под Нашим скипетром.
Каждый месяц семь царей поочередно прислуживают Нам вместе с шестьюдесятью двумя герцогами, двумястами пятьюдесятью шестью графами и маркизами. Двенадцать архиепископов сидят за Нашим столом по правую руку и двадцать епископов по левую, не считая патриарха Святого Фомы, сарматского протопапы и архипротопапы Суз… Наш пода- ющий на стол – примас и царь, наш виночерпий – архиепископ и царь, наш казначей – епи- скоп и царь, наш маршал – царь и аббат».
Я могу обойтись без дальнейших выдержек из этого необычного письма, которое про- должается описанием построенной из бесчисленных драгоценных камней, обладающих осо- быми свойствами, церкви, в которой Пресвитер Иоанн проводит богослужения.
Нелегко решить, имело ли хождение это письмо до послания, написанного папой Алек- сандром. Александр о нем не упоминает, но при этом говорит, что до него дошли вести о благочестии и роскоши царя-священника. В то же время в его послании звучит горечь, как будто папа был уязвлен намерениями этого загадочного правителя и, возможно, напуган пер- спективой, что люди, едящие человечину, могут наводнить Италию, как намекал Пресвитер
Иоанн. Послание папы имеет цель подтвердить всеобщую власть Святейшего престола Рима и убедить восточного правителя-понтифика, что его христианские занятия бесполезны, пока он не подчинится преемнику Петра. «Не каждый, кто говорит мне «Господи! Господи!» и так далее», – цитирует папа. Затем он объясняет, что желание Господа состоит в том, чтобы каждый монарх и каждый прелат покорился папе римскому.

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
18
Сэр Джон Мандевилль объясняет происхождение церковного сана восточного деспота в своей удивительной книге о путешествиях.
«Так случилось, что этот император пришел с рыцарем-христианином, сопровождав- шим его, в некую церковь в Египте. Было это в субботу, и служил епископ. Он созерцал службу и слушал с большим вниманием, а затем спросил рыцаря, кем они должны быть,
чтобы прелат имел их перед собой. И рыцарь ответил, что они должны быть священнослу- жителями. Тогда император сказал, что он не будет более именоваться царем и императо- ром, а будет священником и что он будет носить имя первого священника, который вышел из церкви, и имя его было Иоанн. И с той поры он был наречен Пресвитером Иоанном».
Возможно, в основу легенды о Пресвитере Иоанне легло достигшее Европы сообще- ние о необыкновенном успехе несторианства на Востоке. Вероятно, существуют причины считать, что процитированное выше письмо было несторианской фальсификацией. Оно определенно не выглядит европейским: пышная образность в нем совершенно восточная, а пренебрежительный тон, которым разговаривают с Римом, вряд ли мог быть выражением западных чувств. В письме религия и искусства Востока возвеличиваются по сравнению с
Западом. При этом послание показывает, что его автор не слишком хорошо знаком с евро- пейской географией, когда речь идет о земле, простирающейся от Испании до Ледовитого моря. Более того, места патриархий и высокий сан, пожалованный святому Фоме, являются показателями несторианского уклона.
Здесь полезно коротко изложить историю этой еретической церкви, чтобы показать,
что действительно существовала основа для ходивших по Европе легенд о христианской империи на Востоке. Император назначил Нестория, священника из Антиохии и преемника святого Иоанна Златоуста, константинопольским патриархом. В 428 году он начал распро- странять свое еретическое учение, отвергавшее ипостасное единство. Церковный собор в
Эфесе осудил его и, несмотря на мнение императора и двора, предал анафеме и отправил в изгнание. Его учение распространилось по Востоку, а секта превратилась в процветаю- щую церковь. Несториане достигли Китая, где император едва не обратился в их веру, их миссионеры добрались до замерзшей тундры Сибири, проповедуя свое, измененное, Еван- гелие диким ордам, которые охотились в этих унылых местах. Несторианство столкнулось с буддизмом и вступило с ним в борьбу за религиозное превосходство на Тибете. Его при- верженцы основали церкви в Персии и в Бухаре, проникли в Индию, устроили колонии на
Цейлоне, в Сиаме и на Суматре. Католикос, или Патриарх, Багдада беспокоился о своем влиянии больше чем когда-либо ранее приходилось наместнику святого Петра. Число хри- стиан, исповедующих это учение, возможно, превзошло количество последователей истин- ной католической церкви на Востоке и на Западе. Однако несторианская церковь была осно- вана не на «камне», а держалась на Нестории. Когда же полил дождь, задули ветры, пришли воды потопа и обрушились на этот храм, то он рухнул, оставив после себя лишь обломки.
Рубрук, монах-францисканец, посланный в 1253 году к татарам, был первым, кто про- лил некоторый свет на легенду. Он пишет: «Китаи обитали за теми горами, которые я пере- сек, а в долине среди этих гор жил некогда главный пастырь, который правил несторианами,
именуемыми найманами. Когда Коир-хан умер, люди выбрали этого человека правителем и нарекли его царем Иоанном, преувеличивая в десять раз любую правду. У несториан,
живущих там, так заведено; из ничего они делают значительную весть. Так они распростра- няли везде слухи, что Сартах, Менгу-хан и Кен-хан были христианами только потому, что те хорошо относились к христианам и оказывали им больше уважения, чем другим людям.
На самом же деле они вовсе не были христианами. И так же возникла молва о великом царе
Иоанне. Однако я пересек его земли, и никто, кроме нескольких несториан, не знал о нем ничего. На пастбищах его живет Кен-хан, при чьем дворе бывал брат Андрей, с которым я

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
19
встретился на обратном пути. У этого Иоанна был брат, знаменитый пастырь, по имени Унк,
который жил в трех неделях пути за горами каракитаев».
Этот Унк-хан был реальной личностью, он умер в 1203 году. Кучлук, правитель най- манов и преемник Кор-хана, пал в 1218 году.
Венецианский путешественник Марко Поло (1254—1324) считал, что Унк-хан и Пре- свитер Иоанн – одно лицо. Он пишет: «Я расскажу вам о делах татар и о том, как они доби- лись господства и заполонили всю землю. Татары жили между Грузией и Баргу, где прости- раются обширные равнины, нет там городов и крепостей, а только огромные пастбища, и воды там вдоволь. У них не было своего правителя, и они платили дань Пресвитеру Иоанну.
О могуществе этого Пресвитера Иоанна, которого на самом деле звали Унк-ханом, говорил весь мир. Татары отдавали ему каждое десятое животное из своих стад. Когда же Пресви- тер Иоанн заметил, как они сильно размножились, он стал бояться их и думать, что можно с ними сделать. Он решил расселить их и послал своих воевод исполнить это. Но татары догадались о его цели… и ушли в далекие степи на севере, чтобы быть вне пределов его досягаемости». Затем он продолжает, рассказывая о том, как Чингисхан стал правителем татар, как он воевал с Пресвитером Иоанном и как после отчаянной борьбы победил и убил последнего.
Сирийская хроника яковитского мафриана Григория Бар-Эбрея (1226—1286) тоже отождествляет Унк-хана с Пресвитером Иоанном. «В 1514 году по греческому календарю и в 599 году по арабскому календарю (в 1202 году от Рождества Христова), когда Унк-хан,
который является христианским Царем Иоанном, правил народом варваров-гуннов, называ- емых кергами, Чингисхан служил ему с большим усердием. Когда Иоанн заметил его пре- восходство и силу, то стал завидовать и задумал схватить и убить его. Но двое сыновей Унк- хана, услышав об этом, рассказали все Чингизу, и тот вместе со своими приспешниками ночью сбежал. На следующее утро Унк-хан захватил шатры татар, но обнаружил, что они опустели. После этого войско Чингиза напало на него. Армии встретились у реки, называе- мой Бальшуна, и победу одержал Чингиз. А сторонники Унк-хана были вынуждены сдаться.
Они сталкивались еще несколько раз, пока Унк-хан не потерпел сокрушительное пораже- ние и не был убит, а его жены, сыновья и дочери не были угнаны в плен. Таким образом,
мы должны принять во внимание, что Иоанн, царь кергов, не был свергнут без причины,
ибо он потерял страх перед Господом Иисусом Христом, который возвысил его, и взял себе жену-язычницу по имени Карахата. Поскольку он отказался от религии своих предков и стал почитать странных богов, Господь забрал у него власть и передал ее тому, кто был лучше и чье сердце было праведным перед Ним».
Некоторые из ранних путешественников, например Джованни де Плано Карпини и
Марко Поло, выбросив из головы распространенное представление о Пресвитере Иоанне как о могущественном азиатском правителе-христианине, ненамеренно повернули веру в существование этого человека в новое русло. Они писали о чернокожих людях Абасии в
Эфиопии, которую, кстати говоря, они называли Средней Индией, как о великом народе,
находящемся под властью христианского монарха.
Марко Поло говорит, что истинным владыкой Абиссинии является Христос, но при этом ею управляют шесть царей, трое из которых являются христианами, а трое сарацинами,
и что они состоят в союзе с султаном Адена.
Епископ Иордан в своем описании мира соответственно считает Абиссинию царством
Пресвитера Иоанна, и это становится расхожим мнением, которое подтверждается перио- дическим появлением при дворах европейских монархов послов от правителя Абиссинии.
Открытие мыса Доброй Надежды стало в числе прочего результатом желания Португалии установить связи с этим царем, и король Жуан II послал двух человек, знающих восточ- ные языки, через Египет ко двору абиссинского монарха. Могущество и власть этого госу-

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
20
даря, который как Пресвитер Иоанн заменил правителя татар, в народных представлениях,
конечно, были чрезмерно преувеличены и простирались от Аравии до Китайской стены. Рас- пространение географических знаний уменьшало подвластную ему страну, а знакомство с историей опровергало миф, наделяющий Унк-хана, предводителя кочевников, чертами полу- бога, соединявшего величайшие амбиции папы и притязания гордого монарха.

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
21
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом