Главная страница

Сабин Баринг-Гоулд - Мифы и легенды Средневеков... Сабин Баринг-ГоулдМифы и легенды Средневековья


Скачать 0,59 Mb.
НазваниеСабин Баринг-ГоулдМифы и легенды Средневековья
АнкорСабин Баринг-Гоулд - Мифы и легенды Средневеков.
Дата25.06.2018
Размер0,59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=611025&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42521
страница4 из 6
Каталогdeviantme

С этим файлом связано 30 файл(ов). Среди них: loki_02.gif, loki_07.gif, Thor_the_Dark_Wolrd_Prelude_1.pdf, ?art=611025&format=a4.pdf&lfrom=241867179, Draw_Your_Own_Celtic_Designs.pdf, loki_whynot.gif и ещё 20 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6
Глава 4
Семеро спящих отроков эфесских
В этой главе будет описан один из наиболее ярких мифов древности. Вот как его рас- сказывает Яков Ворагинский в своей «Золотой легенде».
«Семеро спящих были уроженцами Эфеса. Император Деций, подвергавший христиан гонениям, прибыв в Эфес, повелел воздвигнуть в городе храмы, чтобы все могли прийти и совершить жертвоприношение в его присутствии. Он также приказал разыскать христиан и предоставить им выбор: поклониться идолам или же умереть. Ужас в городе был столь велик, что друг доносил на друга, отец на сына, а сын на отца.
В Эфесе жили семеро христиан: Максимиан, Малх, Мартиниан, Дионисий, Иоанн,
Серапион и Константин. Они отказались совершать подношения идолам и остались в своих домах, молясь и постясь. Когда их обвинили в присутствии Деция, они признали, что явля- ются христианами. Однако император дал им время подумать, как поступить. Они исполь- зовали эту отсрочку, чтобы раздать все свое имущество бедным, а затем ушли к горе Селион,
где решили укрыться.
Один из них, Малх, переодевшись врачом, пришел в город, чтобы запастись едой.
Деций, который некоторое время отсутствовал в Эфесе, вернулся и приказал разыскать всех семерых. Исполненный страха, Малх покинул город, вернулся к своим товарищам и пове- дал им о ярости императора. Они очень испугались. Малх раздал купленный хлеб, убеждая их подкрепить силы в дни испытаний. Они поели и начали беседу, ободряя друг друга. Во время этого разговора по воле Божьей они погрузились в сон.
Язычники искали их везде и не могли обнаружить. Деций был страшно разгневан их побегом. Он повелел привести их родителей и угрожал им смертью, если те не откроют, где прячутся их сыновья. Однако те могли рассказать только, что семеро юношей раздали все свое имущество бедным и что им ничего не известно об их местонахождении.
Деций, считая, что беглецы могли спрятаться в пещере, приказал завалить вход кам- нями, чтобы пленники погибли от голода.
Прошло триста шестьдесят лет. На тринадцатом году правления Феодосия распростра- нилось еретическое учение, отвергавшее воскресение мертвых…
Так случилось, что некий житель Эфеса строил хлев у горы Селион и наткнулся на груду подходящих камней. Он забрал их для своей постройки и открыл таким образом вход в пещеру. Тогда семеро спящих пробудились. Для них прошла всего лишь одна ночь. Они стали расспрашивать Малха, какое решение Деций принял касательно их.
«Он собирается выследить нас и заставить приносить жертвы идолам», – был его ответ.
«Господь знает, что мы никогда этого не сделаем», – сказал Максимиан. Затем товарищи стали уговаривать Малха пойти в город и купить еще хлеба, а заодно узнать новости. Малх взял пять монет и вышел из пещеры. Увидев камни, он преисполнился удивления, но про- должил свой путь. Каково же было его замешательство, когда он достиг городских ворот и увидел над ними крест! Он пошел к другому входу и узрел над ним этот же святой знак.
То же он увидел на всех воротах города. Он решил, что ему все это снится. Затем он вошел в Эфес и, протирая глаза, добрался до лавки пекаря. Он слышал, как люди повторяют имя
Господа, и был поражен еще больше. «Еще вчера никто не осмеливался произносить имя
Иисуса, сегодня же оно у всех на устах. Удивительно! Я с трудом верю, что я в Эфесе». Он спросил у прохожего, как называется этот город, и был удивлен, когда тот ответил, что он находится в Эфесе. Затем он зашел к пекарю и выложил перед ним свои деньги. Пекарь же,
рассмотрев монету, стал допытываться, не нашел ли юноша сокровище, и шептаться с дру-

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
34
гими. Малх же, решив, что его узнали и сейчас отведут к императору, стал умолять отпу- стить его, предлагая оставить и деньги, и хлеб, если только ему позволят уйти. Но пекарь схватил его, сказав: «Кто бы ты ни был, ты нашел сокровище. Покажи, где оно, и поделись с нами, тогда мы спрячем тебя». Малх же был слишком испуган, чтобы ответить. Тогда они накинули ему на шею веревку и повели его на рыночную площадь. Вскоре распространи- лась новость, что юноша нашел несметные богатства, и через некоторое время вокруг него собралась огромная толпа. Он твердо отстаивал свою невиновность. Никто не узнавал его.
А его глаза, скользя по лицам окружающих, не видели ни одного человека, хоть сколько- нибудь знакомого ему.
Святой Мартин, епископ, и Антипатр, градоправитель, услышав о волнениях, прика- зали доставить юношу вместе с пекарями к ним.
Они начали расспрашивать, где он нашел сокровище. Он отвечал, что не находил ничего подобного, а те несколько монет взял из собственного кошеля. Затем ему задали вопрос, откуда он пришел. Он ответил, что уроженец Эфеса, «если только это Эфес».
«Пошли за своими родственниками, за родителями, если они живут здесь», – приказал правитель.
«Они конечно же живут здесь», – ответил юноша и назвал их имена. Ни одно из них не было известно в городе. Тогда правитель воскликнул: «Как ты смеешь говорить, что эти деньги принадлежат твоим родителям, когда им уже триста семьдесят семь лет
14
, и они отно- сятся к началу правления Деция? Они совсем не похожи на наши деньги. Ты думаешь, что сможешь обмануть стариков и мудрецов Эфеса? Поверь мне, я подвергну тебя всей строго- сти закона, если ты не скажешь, где нашел сокровища».
«Я прошу тебя во имя Господа, – взмолился Малх, – ответь на несколько моих вопро- сов, и я отвечу на твои. Куда делся император Деций?»
Епископ сказал: «Сын мой, императора с таким именем нет. Тот, кого так звали, умер много лет назад».
Малх произнес: «Все, что я слышу, все больше и больше приводит меня в недоумение.
Следуйте за мной, и я провожу вас к моим товарищам, с которыми мы только вчера спрята- лись в пещере горы Селион, чтобы укрыться от жестокости Деция. Я отведу вас к ним».
Епископ повернулся к градоправителю и сказал: «Свершилось чудо Божие». Они направились к горе, и огромная толпа последовала за ними. Малх первым вошел в пещеру,
за ним епископ… Там они увидели отроков, живых и здоровых, лица их были свежи, словно розы. Все опустились на колени и возблагодарили Господа. Епископ и правитель послали сообщение Феодосию, и тот поспешил в Эфес. Все жители собрались, чтобы встретить его и проводить в пещеру. Как только святые отроки увидели императора, их лица просияли,
подобно солнцу. Император вознес хвалу Господу и обнял их со словами: «Воистину я вижу вас, как если бы я увидел Спасителя, воскресающего Лазаря». Максимиан ответил: «Уверуй!
Господь оживил нас в преддверии великого дня воскресения, дабы мы могли свидетельство- вать о грядущем воскрешении мертвых. Как дитя в материнской утробе живет без страда- ний, так и мы жили, не зная горестей и крепко уснув». Сказав это, они опустили голову,
и души их вернулись к Создателю. Император, поднявшись, склонился над ними и, плача,
стал обнимать их. Он повелел, чтобы для них были изготовлены золотые раки. Однако той же ночью юноши явились ему во сне и сказали, что они до сих пор спали в земле и в земле желают спать и впредь, пока Господь не поднимет их вновь».
Такова эта прекрасная история. Похоже, она пришла к нам с Востока. Иаков, месопо- тамский епископ в V или VI веке, был первым, кто записал ее. Григорий Турский в своем труде «О славе мучеников», возможно, открыл эту историю Европе. Дионисий Антиохий-
14
Этот подсчет, к сожалению, неверен.

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
35
ский (IX век) изложил ее на сирийском языке. Фотий Константинопольский воспроизвел ее,
отметив, что Мухаммед включил эту историю в Коран. Метафраст также упомянул о ней, а в X веке Евтихий включил ее в свои анналы об Аравии. Она встречается в коптских и маро- нитских книгах. Некоторые ранние историки, например Павел Диакон, Никифор и другие,
включили ее в свои труды.
Уильям Малмсберийский рассказывает странную историю, связанную с Семью спя- щими. Он пишет, что король Эдуард Исповедник во время праздника Пасхи сидел в монар- шьем облачении в своем дворце в Вестминстере, окруженный епископами и знатью. Во время трапезы он вместо того, чтобы наслаждаться мясом и напитками, погрузился в глу- бокое раздумье о деяниях Божьих. Внезапно, к удивлению всех присутствующих, он раз- разился смехом. После обеда, когда он отправился в свою опочивальню, трое его прибли- женных – эрл Гарольд, который стал впоследствии королем, аббат и епископ – последовали за ним и стали расспрашивать о причине столь необычного веселья. «Я видел, – ответил им набожный монарх, – удивительнейшие вещи и поэтому смеялся не без причины». Они попросили его объяснить, и он, поколебавшись немного, ответил, что видел, как Семеро отроков эфесских, которые спали двести лет в пещере в горе Селион, лежа всегда на правом боку, внезапно перевернулись на левый. Он увидел это по благословению небес, и это заста- вило его рассмеяться. Гарольд и аббат с епископом были крайне удивлены, и король расска- зал им историю о Семерых спящих, описав их внешность, – удивительная вещь, которую никто еще не делал ранее, более того, он говорил о них так, как будто знал их всю жизнь.
Эрл Гарольд, услышав об этом, подготовил рыцаря, секретаря и монаха, которые тотчас были отправлены в Константинополь к императору с письмом и дарами от короля Эдуарда.
Император направил посланцев в Эфес к епископу, приказав тому впустить трех англичан в пещеру спящих отроков. И вот! Все произошло так, как в видении короля. Жители Эфеса знали от своих предков, что отроки всегда лежали на правом боку, но, когда англичане вошли в пещеру, они обнаружили, что все святые лежат на левом боку. Это было предупреждением о невзгодах, которые обрушатся на христианский мир с вторжением сарацинов, турок и мон- голов. И всякий раз, когда должны были произойти бедствия, спящие переворачивались на другой бок. Поэма о Семерых спящих отроках была создана трувером Шардри и упомина- ется господином Ф. Мишелем в его «Отчетах министру народного просвещения». Немецкая поэма XIII века, включающая 935 стихов, с таким же сюжетом была опубликована Карая- ном. Испанский поэт Августин Морето создал на эту тему драму под названием «Семеро спящих», которая была включена в 19-й том редкой работы «Новые избранные драматиче- ские произведения лучших умов». И наконец, эта легенда стала сюжетом поэмы покойного доктора Нила.
Мухаммед кое-что исправил в этой истории. Он сделал Семерых спящих предсказав- шими его пришествие и дал им собаку по кличке Кратим, или же Кратимер, которая спит вместе с ними и которая также наделена даром предсказывать.
В знак исключительности ее положения эта собака в числе десяти животных будет допущена в Рай (прочие – это кит Ионы, муравей Соломона, агнец Исмаила, теленок Авра- ама, осел царицы Савской, верблюд пророка Салеха, бык Моисея, удод Билкис и осел Мухам- меда).
Возможно, Семеро спящих хотели слишком многого, прося, чтобы их тела были остав- лены в земле. В то время, когда святые мощи ценились выше золота и драгоценных камней,
их просьба конечно же была оставлена без внимания. Их останки были переправлены в Мар- сель в огромном каменном саркофаге, который и поныне хранится в церкви Святого Виктора.
В Музее Викториум в Риме есть их древнее удивительное изображение. Их имена выре- заны рядом вместе с соответствующими атрибутами. Возле Константина и Иоанна находятся две палицы, рядом с Максимианом – сучковатая дубина, возле Малха и Мартиниана – два

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
36
топора, возле Серапиона – горящий факел, а рядом с Данесием, или Дионисием, – большой гвоздь, подобный тем, которые, как говорят Гораций и святой Павлин, использовались для пыток. Семеро юношей здесь представлены без бороды. В самом деле, древние мартирологи часто называют их отроками.
На основании этого любопытного изображения делается вывод, что все семеро были убиты императором Децием в 250 году и погребены в упомянутой пещере, в то время как находка и перемещение их останков при Феодосии в 479 году могли дать рождение легенде.
Я считаю, что этого, возможно, достаточно. Истории о надолго уснувших и число «семь»,
связанное с ними, являются довольно древними мотивами и происходят из языческой мифо- логии.
Как и многие другие древние мифы, эта история была переработана христианами.
Плиний рассказывает историю эпического поэта Эпименида, на которого в один жар- кий день навалилась дремота. Он зашел в пещеру, где и заснул. Через пятьдесят семь лет он проснулся и обнаружил, что все изменилось. Его брат, которого он помнил подростком,
теперь был седым стариком.
Эпименида считали одним из семи мудрецов те, кто исключал из этого списка Пери- андра. Он преуспевал во времена Солона. После его смерти в возрасте двухсот восьмидесяти девяти лет его стали почитать как бога, особенно в Афинах.
Эта история является версией более древней легенды о вечном сне пастуха Эндимиона,
которого Юпитер таким образом сохранил навсегда молодым и прекрасным.
Согласно арабской легенде, святой Георгий три раза поднимался из своей могилы, и его трижды убивали.
В скандинавской мифологии мы встречаем Сигфрида, или Сигурда, который упоко- ился подобным образом и ждет зова, чтобы выйти и сражаться. Карл Великий спит в Оден- берге в Хессе или же в Унтерсберге под Зальцбургом, сидя на троне с короной на голове и с мечом, лежащим рядом, и ждет, когда настанут времена Антихриста. Тогда он встанет и выйдет, чтобы отомстить за кровь святых. Ожье Датчанин стряхнет с себя дрему и выйдет из Авалона, чтобы отомстить за правду – он показал себя в войне в Шлезвиге-Гольштейне.
Я помню, как, будучи ребенком, с благоговейным трепетом разглядывал огромную гору
Кифхойзер в Тюрингии, где, как мне сказали, спит Фридрих Барбаросса и шесть его рыцарей.
Пастух, некогда проникший в сердце горы, войдя в пещеру, нашел зал, где сидел император,
чья рыжая борода покрывала каменный стол. От звука шагов пастуха Фридрих пробудился и спросил:
– Кружат ли еще вороны над горами?
– Да, ваше величество!
– Тогда мы должны спать еще сто лет.
Но когда его борода трижды обовьется вокруг стола, император и его рыцари проснутся и выйдут, чтобы освободить Германию и сделать ее первой среди королевств
Европы.
В Швейцарии трое Теллей спят в Рютли недалеко от Фирвальдштетского озера, ожидая часа, когда страна будет нуждаться в них. Пастух некогда вошел в пещеру, где они покоились.
Третий Телль встал и спросил, который час. «Полдень», – ответил пастух. «Время еще не пришло», – сказал Телль и улегся назад.
В Шотландии под Эйлдонскими холмами спит Томас из Эрсилдуна; французы, убитые во время Сицилийской вечерни в Палермо, тоже ждут времени, когда смогут проснуться и отомстить за себя. Когда Константинополь попал в руки турок, некий священник совершал таинства на серебряном алтаре Святой Софии. Он просил Господа защитить Святые Дары от осквернения. Тогда стена разверзлась, и он вошел, держа их в руках. Стена за ним снова

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
37
сомкнулась, и он остался спать, склонив голову перед Телом Христовым, пока турки не будут изгнаны из Константинополя, а церковь Святой Софии не будет очищена от скверны.
В Богемии в сердце Куттенберга спят трое шахтеров. В Северной Америке Рип Ван
Винкль спал двадцать лет в Катскильских горах. В Испании последний арабский прави- тель Гранады Боабдил эль-Чико лежит, заколдованный, в горах неподалеку от Альгамбры. В
Аравии пророк Илия ждет, когда его призовут в дни Антихриста. В Ирландии Бриан Боро- име спит, ожидая, пока восстание фениев, обещающее действия, а не разговоры, вызовет его на помощь его стране. В Уэльсе еще жива легенда о короле Артуре, который погружен в глубокий сон на Авалоне. В Сербии князь Лазарь, погибший в битве против турок при
Косове в 1389 году, должен однажды появиться вновь. Похожая надежда на возвращение
Якова IV существовала более ста лет после битвы при Флоддене. В Португалии верят, что
Себастьян, юный правитель-рыцарь, который сделал все возможное для разрушения своей страны, необдуманно вторгшись в Марокко, где-то спит, но в час нужды встанет, чтобы стать освободителем своей родины. Олав Трюггвасон ждет похожего случая в Норвегии. Даже
Наполеон Бонапарт, как верит кое-кто из французских крестьян, спит таким же образом.
Святой Ипполит рассказывает, что святой Иоанн Богослов спит в Эфесе. Сэр Джон
Мандевилль описывает подробности. «С Патмоса люди пришли в Эфес, прекрасный город на берегу моря. В нем умер святой Иоанн и был похоронен в могиле. Там стоит красивая церковь. Христиане всегда должны владеть этим местом. В гробнице святого Иоанна нет ничего, только манна, которую называли ангельской пищей. Тело его было перенесено в
Рай. Теперь же этим местом, городом и церковью владеют турки. И вся Малая Азия теперь называется Турцией. Надо понять, что святой Иоанн сделал свою могилу там при жизни и лег туда сам. Поэтому некоторые говорят, что он не умер, но спит до дня Страшного суда.
И поистине, там происходит великое чудо. Люди могут видеть, как земля над могилой под- нимается и опускается…» Возможно, на превращение семи эфесских мучеников в спящих каким-то образом повлияла легенда о святом Иоанне, связанная с Эфесом.
Исландские летописи рассказывают, что в 1403 году человек по имени Фетмингр, жив- ший в Халогаланде на севере Норвегии, вошел в пещеру, заснул и проспал три года. Рядом с ним лежали лук и стрелы, и его не тронули ни зверь, ни птица.
Существуют достоверные рассказы о людях, которые спали чрезвычайно долго, но я не буду упоминать о них, поскольку уверен, что легенда, которую мы рассматриваем, не является преувеличением фактов, а лишь христианизацией языческого мифа. Тот факт, что используется число «семь», постоянно встречающееся в сказках, кажется, приводит к этому заключению. Барбаросса меняет свою позу каждые семь лет. Карл Великий встает со своего трона через такие же промежутки времени. Ожье Датчанин бьет своей железной булавой в пол раз в семь лет. Олав Рыжебородый в Швеции открывает один глаз по прошествии такого же количества времени.
Я уверен, что мифологическую основу этой прекрасной легенды составляет сон земли во время семи месяцев зимы. На Севере Фридрих Барбаросса и Карл Великий, несомненно,
заменяют Одина.
Немцы и скандинавы все еще хранят языческие предания, в которых рассказывается,
что герои выйдут на защиту своей родины в час крайней нужды. Преобразованная христиа- нами легенда рассказывает, что семеро юношей вышли, когда церковь поразило еретическое учение. Они разрушили его и свидетельствовали об истинности воскресения.
Если в языческом мифе есть нечто величественное, то в христианской легенде при- сутствует определенная красота и изящество, а также некий урок. Но та форма, которую она приняла теперь, является даже более утонченной – изменившись, легенда тем не менее несет в себе тот же урок. Гофман сделал из нее роман. Триниус изложил в стихах историю о молодом рабочем, которого завалило в шахте, ставшей его могилой. Однако его тело чудес-

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
38
ным образом сохранилось нетленным. Через шестьдесят лет горняки обнаружили его и под- няли на поверхность. Его невеста, ставшая к тому времени старухой, узнала его и, оплакав,
умерла, соединившись наконец со своим возлюбленным.

С. Баринг-Гоулд. «Мифы и легенды Средневековья»
39
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом