Главная страница

Сабина Шпильрейн. Психоаналитические труды (2008). Сабина Шпильрейн психоаналитические труды перевод с английского, немецкого, и французского Сабина Шпильрейн (1885-1942) Научное наследие психоаналитические труды


Скачать 1,94 Mb.
НазваниеСабина Шпильрейн психоаналитические труды перевод с английского, немецкого, и французского Сабина Шпильрейн (1885-1942) Научное наследие психоаналитические труды
АнкорСабина Шпильрейн. Психоаналитические труды (2008).pdf
Дата01.10.2017
Размер1,94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSabina_Shpilreyn_Psikhoanaliticheskie_trudy_2008.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39856
страница14 из 29
Каталогpaulinevt

С этим файлом связано 28 файл(ов). Среди них: Bychkov_V_V_-_Trialog_Zhivaya_estetika_i_sovremennaya_filosofia_, Bychkov_V_V__-_Estetika_pdf.pdf, Tochka_zrenia_2000__4_Krasnodar.pdf, Panika_v_sele__3_2003_Lomovichi_Gomelskoy_obl.pdf, репертуар с 10.07 по 16.07.2017 (1).docx, Tochka_zrenia_2000__1_Krasnodar.pdf, Panika_v_sele__1_2001_Lomovichi_Gomelskoy_obl.pdf, Tochka_zrenia_1999__2_Krasnodar.pdf, Sabina_Shpilreyn_Psikhoanaliticheskie_trudy_2008.pdf и ещё 18 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   29
1913: Die Schwiegemutter // Imago.— 1913.— Bd. 2. —
S. 589—592. Издания на русском
1995: Свекровь (теща) // Архетип. — 1995. — № 1. — С. 21—23.
СШ указывает на особый статус фигуры тещи в культуре. Она отмечает способность женщин прочувствовать жизнь других людей и за счет этих проективных переживаний реализовывать свои желания. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. Проблема тещи является одной из самых печальных и одновременно интереснейших проблем психологии. В статье Боязнь инцеста у дикарей и невротиков Фрейд указывает на то, что и у дикарей есть сопротивления по отношению к теще, которые явились причиной создания ряда правил предосторожности по отношению к ней. Часть сопротивлений Фрейд сводит к тому, что теща, как старшая по возрасту, напоминает своему зятю о скором старении его молодой жены. Между тем, теща не все время была старой, страшной женщиной, какой ее с пристрастием рисует народ.
1
[Freud, S. Uber einige Obereinstimmungen im Seelenleben der Wilden und der Neuro- tiker:I. Die Inzestchen // Imago. - 1912. — Bd. 1. — Teil I. — S. 17—33.]. Текст
Фрейда представляет собой первую часть книги Тотем и табу (а
193
Теща В особенности в современном мире это часто цветущие, элегантные женщины, которые желанны многими мужчинами. Кажется, что это не матери, а старшие сестры своих дочерей. Некоторые из них настолько бодры и властолюбивы, что хотят управлять молодой парой, как когда-то управляли собственными детьми, они вмешиваются вовсе, требуют послушания и особенно являются грузом для зятя, но эти случаи остаются в меньшинстве. Прежде всего почему так много говорят о злых тещах итак мало по отношению к злым тестям? В первую очередь, отвечая на этот вопрос, следует учитывать знание женской психологии у женщины намного меньше возможностей пережить в действительности ее личные желания. В качестве возмещения за это она обладает лучшей возможностью проникнуться к другим людям и, таким образом, переживать вместе сними их жизнь. Только подумайте, например, с каким удовольствием старые девы, которым не суждено испытать счастье любви, содействуют чужим браками т. п. В большом распространении этого дара проникновения я вижу причину того, почему женщины, которые нив коем случае не уступают по способностями силе фантазии мужчинам, все же долгое время не создавали никаких равнозначных продуктов искусства. Чтобы создать произведение искусства, нужно настолько объективировать собственное переживание или переживание других людей, чтобы оно, как безличное, могло ассимилироваться под все остальные события внешнего мира. Лишь после этого можно говорить о форме изображения, которая относится к сущности произведения искусства. Эта объективизация приносит художнику облегчение. Эта способность выражена у женщин в незначительной степени, как правило, здесь в значительной мере преобладает противоположный механизм женщина чувствует переживания других людей, которые соответствуют ее желаниям, соответственно, опасениями превращает их в собственные, она устраняет аффекты, в то время, когда она сама заново переживает эти события психически и преобразует их в соответствии со своими желаниями. В возможности проникновения ле-
1
В бессознательной жизни женщины любят гораздо больше объективировать, поэтому иногда совершенно неталантливые женщины оказываются в сновидениях или в состояниях сновидения поэтессами.
194 Теша жит своеобразная большая социальная значимость женщины, и я не знаю, насколько возможно и насколько это разумно — приписать женщине мужские способы восприятия, как более совершенные. В любом случае я не думаю, что это удалось бы полностью у человеческого вида роль женщины — это роль материи воспитательницы, такая роль настолько обращается к дару проникновения, что женщина, в соответствии своему собственному виду, может сбросить с себя относительно лишь малую часть своих чувств через объективизацию. В будущем появятся способные художники- женщины, которые всегда были, но мне кажется, что они всегда будут оставаться позади великих художников-мужчин. Конечно, при оценке таких важных вопросов следует соблюдать осторожность и все время принимать во внимание возможность заблуждений. В первую очередь, мать проживает жизнь собственных детей, иона, наученная опытом, хотела бы управлять ею, как она управляла бы своей собственной жизнью. Дочь как женщина ближе всего находится к матери, поэтому в отношениях между матерью и дочерью присутствует проникновенность, а также постоянная конкуренция. Ласковая мать всегда любит мужчину, которого любит ребенок, еще больше она любит мужчину, который любит ее ребенка. При этом она снова переживает свою молодость, и по возможности сама хотела бы быть для своего зятя грациозной и приятной поэтому тещи покупают новые платья, допускают небольшие погрешности в красоте, которые, однако, всегда остаются незамеченными, их оперативно устраняют и т. п. Чтобы оправдать это кокетство, мать убеждается, что она делает это во благо своей дочери мужчина любит свою жену еще больше, если он не боится ужасного примера ее матери, да и мы аналитики можем добавить, что частичка любви осознанно помогает дочери, в бессознательном часто имеет значение для красивой тещи. И все же эти благородные причины не единственные если она достаточно честна сама с собой — то теща должна признать, что стесняется показаться зятю ненавистной, как если бы она сама воспринималась им как объект любви. Также Подобные знания, кажется, лежат в основе высказывания рабби Иошеа бен
Леви: «Унаситебя от твоей жены относительно ее первого зятя (цит. по Sex.-
РгоЫ. — 1913. — Nov.— P. 783.).
195
Теша любящая мать не позволяет проникнуть в сознание зависти к молодой свежести дочери, она чувствует себя молодой и свежей, когда она видит такой свою дочь. Часто теща очень восприимчива и легко ранима она не была бы такой, если бы думала только о благе своего ребенка. Сама она тоскует потому, чтобы стать любимой и дорогой для своего нового ребенка, как его собственная мать. Так как она постоянно идентифицирует себя с дочкой, то она также проецирует на нее чувство собственного неудовлетворения ей кажется, что ее ребенок недостаточно любим, нужно подготовить его ко всему и защитить словом и делом. Из таких чувственных установок можно придумать всевозможные комбинации действий, которые превращают больше всех желаемых мужчинами жени нежных матерей в самых опасных тещ. Современный мир практически занимается лишь тещами, хотя молодые женщины, особенно из менее предпочтительных слоев населения, также вынуждены немало терпеть от своих свекровей. В среднем, мать женщины больше радуется ее свадьбе, чем мать мужчины. Причина не только в социальной несамостоятельности женщины, а в том, что одна мать теряет своего сына, в то время как другая, живущая жизнью своей дочери, получает его. Как известно, отношение материк сыну очень сильно отличается от отношения к дочери оно более эротическое, менее интимное. Особенно в семьях без отцов мать привыкает видеть в сыне мужчину, советчика и защитника. В бессознательной жизни фантазий он является ее возлюбленным. Поэтому она не может так легко проникнуться к любви сына по отношению к другой женщине. Невестка остается соперницей до тех пор, пока материнская любовь не научится уважать счастье любви другой женщины. Это непросто и едва ли происходит в полной мере. Идеальным браком для мужчины и женщины является полное освобождение от родительской семьи, так чтобы два существа полностью принадлежали друг другу. Этого мог бы потребовать лишь дилетант в психоанализе если бы любовь мужчины и женщины существенно отличалась от любви к родителям, то тогда бы любовь по отношению к родственникам не мешала бы согласию в браке, в то время как в действительности это происходит на каждом шагу. Имеется большое число невротичных мужчин и женщин, которые
196 Теша не умеют никого любить, потому что слишком сильно привязаны к собственной семье. Есть индивиды, которые любят свой объект только до тех пор, пока тот не вступит в отношения с родителями и тогда объект сразу же теряет свою привлекательность. Естественный импульс любящего человека — любить родственников возлюбленного, потому что они имееют к нему отношение, к этому импульсу присоединяется лишь темный, проникающий в область сознания противоположный импульс эта черта ранее любимой собственной семьи, с которой в целом люди остаются связанными душой. Поэтому возникает чувство, что есть свой отец, — ау сына, — в особенности, мать, которую обманывают в любви и заботе, в то время каких дарят чужой матери, которая для ребенка все-таки никогда не сравнится сродной матерью. Сознательное отчасти, нов основном бессознательное сравнение все время принижает тещу свекровь. В глубине души собственная мать всегда остается молодой и красивой поэтому любая другая женщина, которая не идентифицируется с образом матери, оказывается старой и страшной. Такое отношение к теще свекрови обостряется еще сильнее, если она по какой-то причине в жизни более счастлива, чем собственная мать. Ребенок воспринимает это так, как если бы теща свекровь присвоила себе принадлежащее его матери счастье. Восприимчивость может вырасти до патологии, так что сын — он как мужчина сильнее привязан к матери — становится мстительным противником тещи, в то время как в каждом ее слове он видит намек или принижение своей семьи, соответственно, его матери. Это происходит настолько легко, как будто он сам делает ее своим врагом, чтобы оправдать себя, приписать собственный образ действий теще. Все проявления любви со стороны родителей партнера приносят здесь мало пользы, потому что любовь также требует вот вет любви, которую нельзя допустить. Единственное ясное аналитическое познание собственных душевных процессов может лишь помочь советом оно учит нас, что для каждого маленького ребенка единственными богоподобными авторитетами являются сначала собственные родители затем следует фаза освобождения от родительской власти, которая наступает с сильным противоречием и критикой всех родительских действий. Позже эти экстремальные
197
Теша направления уравновешиваются. Люди учатся любить и ценить других людей, не обвиняя себя при этом в измене собственной семье, потому что они и для своих родителей сохраняют зарождающуюся в них любовь и благодарность. Если где-то такое развитие вследствие сильной привязанности осуществляется не без затруднений, то, значит, имеются предпосылки невроза в таких случаях анализ может оказать помощь и превратить асоциального человека, который признает лишь себя и то, что относится к нему, в социального, который также любит и ценит других людей. Некоторые, однако, несмотря на все разумные доводы, не могут избавиться от внутреннего чувства, как будто они и их родители — это самые дорогие люди в мире. Чувство можно оставить в покое это зависит только оттого, как овладеть этим внутренним чувством настолько, чтобы не демонстрировать его, сохранение равновесия дается с трудом, и, скорее, оставляет превосходство противоположным влечениям, те. отношение к другим людям немного щадящее, как к своим родственникам.
198 ДВА СНОВИДЕНИЯ О МЕНСТРУАЦИИ а) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на немецком

1914: Zwei Mensestraume // I. Z. P. — 1914.— Bd. 2. —
S. 32—34. Это одна из самых ранних психоаналитических работ по анализу феномена менструации. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые.
Фрейд в своем Толковании сновидений обращает внимание на сходство между сновидением и фольклором как сновидец, таки народный поэт получают влеченческие силы из бессознательного, которое занимается инфантильными желаниями. Также мы понимаем и противоположное почему однажды мыс удовольствием используем услышанные народные сказания и мифы в сновидениях. Существует известная детская народная фантазия сын или дочь родителей-аристократов, с которыми они знакомятся намного позже и совершенно случайно, до этого момента считали родителей, воспитавших их, за настоящих. Вовремя менструации летняя Эрна видит сновидение, что она танцует в разорванном красном платьице.
1
[Freud, S. Die Traumdentung (1900a) // G. W. — Bd. 2—3.]
199
Два сновидения о менструации Без сомнения, представление менструальной крови вызвало в сновидении представление красного платьица. Однако это не объясняет всего. Откуда сновидица взяла пример танцующей девочки Если мы узнаем это — то тогда мы также узнаем, какие фантазии занимали ее вовремя создания сновидения Вы уже видели кого-
нибудь, кто так танцевал — спросила я. Детские сновидения можно легко расшифровать. Тут же Эрна вспоминает, что в театре она видела Миньон. Миньон это украденный цыганами ребенок аристократического происхождения. В один прекрасный день она решается ослушаться приказа бедняка и танцует свой обычный танец. Ей могло бы стать плохо, лишь случай спасает ее она находит защитников, один из которых оказывается давно разыскивающим ее отцом, а другой — молодым мужчиной-аристократом, который потом женится на спасенной девушке.
Эрна живет в совершенно скромных условиях с ее матерью и младшим братом. Она часто слушает тоскливые рассказы о ее давно отсутствующем отце. Отец должен любить детей больше всего. У Эрны большая потребность в любви, тем более к тому же мать гораздо больше балует младшего брата. Теперь мы понимаем, почему девочка идентифицирует себя в сновидении с Миньон. Она также не хотела бы быть ребенком малообеспеченной матери, гораздо охотнее она хотела бы принадлежать богатым родителям. Она хотела бы найти своего отца, который принадлежал бы лишь ей одной, а также встретить героя, которому она могла бы посвятить свою любовь. СНОВИДЕНИЕ II Одна пациентка (фрейлейн X . ) видит во сне святые образа. Среди других там изображена матерь божья с младенцем. У нее расколота голова, и оттуда идет дым. Пациентка просыпается в онанистическом положении с позывом к мочеиспусканию и видит, что у нее началась менструация. Знатоку сон сразу понятен. Святые образа уже говорят о многом мы всегда подчеркиваем ' Миньон — героиня оперы Амбруаза Тома Миньон (1866).]
200 Два сновидения о менструации святое, когда нужно бороться с «неблагочестивыми» желаниями нашего внутреннего. Тогда я анализировала фантазии больной
Dementia ргаесох, которая утверждала, что у нее раскалывается голова, и оттуда выходит дух животного, которое она мучила. Выяснилось, что здесь пациентка символически изображает процесс рождения. Она также думала о процессе рождения, когда говорила о расколе земли и, как выяснилось, оводах. Также пациентка дает аналогичные ассоциативные ряды. Однажды она рассказывает под действием некоторого сопротивления, что вовремя родов у одной женщины произошел разрыв. Кто- то сказал, что при этом матка выглядела как печные трубы. На это я спрашиваю пациентку, не видела ли она уже когда-нибудь во сне печные трубы или дым. Я хотела воскресить в ее памяти сновидение о матери божьей, сама пациентка помнит лишь общее Ода, у меня часто были сновидения про дым. Это значит, что радость была нечистой. Огонь — это чистая радость. Однажды я видела во сне горящее здание, из которого шел дым. Я должна отметить, что упомянутая больная Dementia ргаесох также говорила об огне, она видела сон, в котором загорело, запылало здание (домик ее родителей. Далее пациентка X. рассказывает, что согласно сну она упала с кровати однажды ей приснилось, что кто-то поднял ее. Это напоминает ей землетрясение, вовремя которого качалась лампа (снова ассоциация согнем. Посредством представления разрыва вовремя рождения пациентка констеллиру- ет, производит ряд картин, который символически изображает разрыв, при этом подземные толчки, широкая щель, печные трубы, выглядят как широко зияющая рана матки, здание, из которого идет дым, подземные толчки при подъеме, подземные толчки вовремя землетрясения. В своей работе Конфликты детской души 1
Выделение духовного в противоположность животному. О психологическом содержании одного случая шизофрении // J. — 1911. — Bd. 3. [— S. 329—
400.] Наст. изд. С. 3—85.]
2
Тамгке. Юнгмного пишетозначении раскола земли в мифологии в работе Преобразования и символы либидо. Ежегодник том IV. [Jung, C.G. Wandlungen undSymboleder Libido. / / J . — 1911. — Bd. III. — S. 120—227.].
201

Лва сновидения о менструации Юнг описывал случай страха землетрясения. Землетрясение — это также символика рождения. Пациентка X. дает нам дальнейшие доказательства. Она рассказывает, как в детстве испытывала страх перед дьяволом, трубочистом и маленьким человечком (все они появляются из печи. Яне прекращаю ее ассоциации, а потом спрашиваю, может ли она вспомнить о похожем сновидении, в котором встречались печные трубы или дым. Теперь она сразу вспоминает о картине божьей матери, из головы которой шел дым. Тут ей приходит на ум сказание, которое мы уже давно ожидали услышать. Она говорит Гера приходит к Зевсу из головы До этого момента я не объяснила пациентке значение ее сновидения. Странно еще и то, что недавно пациентка уже обнаружила истинное содержание сновидения посредством таких объективных знаков, как онанистическое положение, позыв к мочеиспусканию, кровотечение. Представление о рождении, которое очень легко появляется при менструальном кровотечении, было для пациентки слишком ужасно, чтобы быть осознанно перенесенным. Она могла выразить это лишь символически, когда представляла кровь в качестве дыма, перемещала процесс вверх (в голову) и приписывала все святой Марии. Ребенок, которого Мария держит в сновидении, также обозначает, что пациентка и во сне тоже думала о становлении матерью продукт родов. Тоже самое нам дают ассоциации с дьяволом, трубочистом, маленьким человечком, которые (как и ребенок) выходят из «печи»
1
Ср., например, мою работу Вклад в познание детской души // Zb. —
1912—1913. — Bd. 3. — S. 57[-72] См. наст и э д. С. 155—178.] Валли ввоз- расте четырех с половиной лет видит во сне, а также и вовремя бодрствования и фантазирования, новорожденного в качестве «Гансвурста», который выходит то из могилы, то из самовара, то изо рта.
202 СИМВОЛИКА ЖИВОТНЫХ И ФОБИЯ У ОДНОГО МАЛЬЧИКА
(1914b) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на немецком

1914: Tiersymbolik unci Phobie bei einem Knaben // I. Z. P. —
1914. — Bd. 2. — S. 375—377. Издания на русском
1995: Символика животных и фобия у одного мальчика // Архетип. — 1995. — № 1. — СВ статье описывается разворачивание эдиповой любви мальчика к материи последующее возникновение на этой основе страха перед родительским персонажем. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. Маленький Миша был физически здоровым, веселым, совсем разбалованным матерью ребенком. Обычно мать называла его
Муней или даже еще ласковей «Муничка». В русском языке это краткая форма от «Мамуня»\ ласкательная форма слова мама. Имя первого объекта любви мама или матушка между тем является употребительной ласкательной формой, и не только по отношению к женщинам, но к мужчинам. Образованные женщины используют эту ласкательную форму только по отношению к детям, но здесь есть еще одно психологическое обоснование. Так,
1
Имеется ввиду мамуня •— муня, мамуничка муничка.]
2
Известный батюшка в русских сказках в противоположность используется лишь по отношению к мужчинам.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   29

перейти в каталог файлов
связь с админом