Главная страница

Сабина Шпильрейн. Психоаналитические труды (2008). Сабина Шпильрейн психоаналитические труды перевод с английского, немецкого, и французского Сабина Шпильрейн (1885-1942) Научное наследие психоаналитические труды


Скачать 1,94 Mb.
НазваниеСабина Шпильрейн психоаналитические труды перевод с английского, немецкого, и французского Сабина Шпильрейн (1885-1942) Научное наследие психоаналитические труды
АнкорСабина Шпильрейн. Психоаналитические труды (2008).pdf
Дата01.10.2017
Размер1,94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSabina_Shpilreyn_Psikhoanaliticheskie_trudy_2008.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39856
страница9 из 29
Каталогpaulinevt

С этим файлом связано 28 файл(ов). Среди них: Bychkov_V_V_-_Trialog_Zhivaya_estetika_i_sovremennaya_filosofia_, Bychkov_V_V__-_Estetika_pdf.pdf, Tochka_zrenia_2000__4_Krasnodar.pdf, Panika_v_sele__3_2003_Lomovichi_Gomelskoy_obl.pdf, репертуар с 10.07 по 16.07.2017 (1).docx, Tochka_zrenia_2000__1_Krasnodar.pdf, Panika_v_sele__1_2001_Lomovichi_Gomelskoy_obl.pdf, Tochka_zrenia_1999__2_Krasnodar.pdf, Sabina_Shpilreyn_Psikhoanaliticheskie_trudy_2008.pdf и ещё 18 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29
95
ВКЛАД В ДИСКУССИЮ ПО ДОКЛАДУ П. ФЕДЕРНА О ЧУВСТВЕ ПОЛЕТАВ СНОВИДЕНИИ, 31 ЯНВАРЯ 1912 г.
(1975b [1912]) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: 160 Scientific meeting on January 31, 1912 // Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. — New York: International
Universities Press, Inc., 1975.— Vol. IV (1912—1918). —
P. 32. Издания на немецком
1981: 160 Protokolle. Vortragsabend: am 31 Januar 1912 // Proto- kolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. — Bd. IV (1912-1918). —
S.29. В Венском психоаналитическом обществе 31 января 1912 года состоялась дискуссия по докладу Пауля Федерна о сновидениях с чувством полета. Фрейд замечает, что значительная часть этих сновидений — это сновидения об эрекции . Указанные СШ примеры имеют, вероятно, коитальные признаки. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые.
ШПИЛЬРЕЙН указывает на особый вид сновидений о полетах, примером которых послужили детские игры (возможность летать — вращаться, бросаться вперед головой и т. п.
1
См Фрейд, 3. Толкование сновидений Перс нем. — М СТД, 2005. С. 400—401]
96 ВКЛАД В ДЕБАТЫ ОБ ОНАНИЗМЕ,
7 ФЕВРАЛЯ 1912 гс) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: 161 Scientific meeting on February 7, 1912 // Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. — New York: International
Universities Press, Inc., 1975. — Vol. IV (1912—1918) —
P. 40. Издания на немецком
1981: 161 Protokolle. Vortragsabend: am 7 Februar 1912 // Proto­
kolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. — Bd. IV (1912—1918) —
S.36. На встрече в Венском психоаналитическом обществе 7 февраля
1912 года были заслушаны доклады Рудольфа Рейтлера и Вильгельма Штекеля. СШ, выступая в дискуссии, связывает возможную вину из-за онанизма и потребность в возмездии с деструктивными компонентами влечений индивида. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые.
ШПИЛЬРЕЙН считает, что все дети переживают период невротиков. В некоторых случаях он проходит латентно, иногда вспыхивает почти все дети испытывают страх. Также у ребенка есть период средневековья, который часто совпадает с периодом религиозности. Если вред онанизма является общепринятым фактом, то
< ледует ожидать, что он должен быть каким-то образом обоснован. У некоторых пациентов проявляется четкая потребность в вине и позмездии, что связано с деструктивным компонентом.
97
ВКЛАД В ДИСКУССИЮ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ СНОВИДЕНИЯХ, 14 ФЕВРАЛЯ 1912 г.
(1975d [1912]) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: 162 Scientific meeting on February 14, 1912 // Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. — New York: International
Universities Press, Inc., 1975. — Vol. IV (1912—1918). — P. 47. Издания на немецком
1981: 162 Protokolle. Vortragsabend: am 14 Februar 1912 // Prot- okolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. — Bd. IV (1912—1918). —
S. 44. Карл Шрёттер представил свой доклад об экспериментальных сновидениях в Венском психоаналитическом обществе 14 февраля
1912 года. В выступлении СШ интересно предложение о диагностической процедуре, выявляющей в сравнительном анализе сновидений особенности желаний индивида. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые.
ШпИЛЬРЕЙН считает, что было бы интересно предлагать разным людям одну и туже информацию, чтобы посмотреть, как они относятся к одному и тому же материалу. Тогда можно было бы проанализировать одно из этих сновидений и представить лежащее в его основе желание другого человека, чтобы посмотреть, как разные люди представляют одно и тоже желание. Так, например, некоторые люди положительно относятся к гомосексуальному внушению, другие — отрицательно.
98 ВКЛАД В ДИСКУССИЮ О РОДИТЕЛЬСКОМ КОМПЛЕКСЕ,
21 ФЕВРАЛЯ 1912 г. е [1912]) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: 163 Scientific meeting on February 21, 1912 // Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. — New York: International
Universities Press, Inc., 1975. — Vol. IV (1912—1918). — P. 52,
55. Издания на немецком
1981: 163 Protokolle. Vortragsabend: am 21 Februar 1912 //
Protokolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. — Bd. IV (1912—1918). — S.
49,51. Дискуссия 21 февраля 1912 года, состоявшаяся в Венском психоаналитическом обществе, была посвящена обсуждению доклада Теодора Райка Родительский комплекс как фермент культуры. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые.
ШПИЛЬРЕЙН рассказывает историю семьи одной девушки, которая ушла из дома, чтобы получить возможность учиться. Тогда наряду с упреками самой себе установились страхи ненависть по отношению к отцу она проецировала свои собственные желания на отца. Она была убеждена, что ее родители никогда не смогли бы изменить друт другу.
99
Вклад в дискуссию о родительском комплексе
***'
ШпиЛЬРЕЙН считает истинным, что мужчина также сначала любил нарциссически. У женщин следует различать два типа муже-женщины желают для себя лишь сексуальные объекты.
' Затем последовало обсуждение О. Ранком психологии донжуанства. 3. Фрейд высказался о типах любви и типах женщин. Он говорило происхождении идеала в образах женщин, возводя его к идеалу девственницы. Один — это материнский типа второй — любовный. В. Штекель прояснил идею о донжуанстве, говоря, что Дон Жуан гомосексуален, он влюблен сам в себя, и каждая новая победа подтверждает его неотразимость. Он высказал идею, что женский тип Грет­
хен, о котором докладывал Райк, противостоит фрейдовским типам. У женщин, которые представляли себе идеалом невинного мужчину, анализ выявил, чго первоначально их идеалом был Дон Жуан.]
100 ВКЛАД В ДИСКУССИЮ ОБО НА НИЗ М Е ,
28 ФЕВРАЛЯ г.
(1975f [1912]) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: 164 Scientific meeting on February 28, 1912 // Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. — New York: International
Universities Press, Inc., 1975.— Vol. IV (1912—1918).—
P. 59—60. Издания на немецком
1981: 164 Protokolle. Vortragsabend: am 28 Februar 1912 // Prot- okolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. — Bd. IV (1912—1918). —
S.55. На встрече 28 февраля 1912 года в Венском психоаналитическом обществе были заслушаны выступления Штайнера и Федерна.
Федерн говорило неточности понятия онанизма, которое приводит к приравниванию онанизма к сексуальной деятельности без второй персоны. При обычном развитии онанизм как следствие развития сексуальности является нормальным проявлением и не является вредным. В своем выступлении СШ указывает на возможный невротический цикл, связанный с онанизмом. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые.
ШПИЛЬРЕЙН упоминает один случай, который показывает взаимосвязь между запорами и онанизмом, что также известно врачам, не занимающимся психоанализом. Выводы Федерна очень достоверны онанизм может быть перенесен без вреда, но также может вызвать неврастению, которая ведет к чувству вины, которое, в свою очередь, в состоянии вызвать чувство удовольствия и тем самым повысить желание заниматься онанизмом.
101
ВКЛАД В ДИСКУССИЮ О ПСИХОАНАЛИЗЕ ПУТЕШЕСТВИЙ,
6 МАРТА 1912
г.
(1975g [1912]) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: 165 Scientific meeting on March 6, 1912// Minutes of the
Vienna Psychoanalytic Society. — New York: International Univer­
sities Press, Inc., 1975. — Vol. IV (1912—1918). — P. 66. Издания на немецком
1981:165 ProtokolTe. Vortragsabend: am 6 Marz 1912 // Protokolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. — Frankfurt am Main:
S. Fischer Verlag, 1981. — Bd. IV (1912—1918). — S. 60. На встрече 6 марта 1912 г. в Венском психоаналитическом обществе состоялось обсуждение доклада А. Винтерштейна О психоанализе путешествий. В дискуссии участвовал ряд присутствующих. Ранк отметил, что желание бегства является психологической причиной путешествия. Путешествие представляется как попытка неудавшегося внутреннего освобождения. Этот механизм имеет свое начало в пубертате при стремлении освободиться от родителей и семьи. Хичманн считает, что необходимо обсудить проблемы страха путешествия, чувства движения, а также тему путешествия в сновидениях.
Тауск сообщило двух типах путешествия из анализов водном случае — бегство от споров с отцом, во втором — преодоление трудных отношений с родителями. Переводе немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые.
ШПИЛЬРЕЙН известны две причины путешествия 1) страсть к освобождению, 2) страсть к поиску чего-либо нового, под чем всегда прячется инцест. На одном примере объясняется способность преобразования этой страсти.
102 ВКЛАД В ДЕБАТЫ ОБ ОНАНИЗМЕ,
13 МАРТА 1912
г. Н [1912]) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: 166 Scientific meeting on March 13, 1912// Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. — New York: International
Universities Press, Inc., 1975.— Vol. IV (1912—1918).—
P. 74. Издания на немецком
1981:166 Protokolle. Vortragsabend: am 13 Marz 1912 // Protokolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. — Frankfurt am Main:
S. Fischer Verlag, 1981. — Bd. IV (1912—1918). — S. 68. В очередной дискуссии об онанизме в Венском психоаналитическом обществе 13 марта 1912 года затрагивалась проблема амбивалентности. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые.
ШПИЛЬРЕЙН
1
указывает на то, что Блейлер в толковании амбивалентности сводит недостаток способности к действию к двум противодействующим друг другу силам. Обычно мы воспринимаем этот комплекс лишь в разности двух антагонистических сил.
' До высказываний СШ рядом участников была затронута проблема амбивалентности. Тауск отмечал, что при неврозе важно не торможение стремлений, а их использование. Невроз строится не на амбивалентности. Симптом образуется сочетанием не только противоположных, но и различных стремлений. Между двумя противоположными стремлениями влеченческого корня нет синтеза, а лишь альтернатива или прерывность. Фрейд указал, что неспособность к синтезу является врожденной, и это наблюдается у ребенка
103
ДЕБАТЫ ОБ ОНАНИЗМЕ. РЕФЕРАТ
(19751 [1912]) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: Debate on Onanie // Minutes of the Vienna Psychoana­
lytic Society. — New York: International Universities Press, Inc.,
1975. _ Vol. IV (1912—1918). — P. 78—79, 81. Издания на немецком
1981: 167 Protokolle. Vortragsabend: am 20 Marz 1912. — VIII.
Onanie-Debatte // Protokolle der Wiener Psychoanalytischen
Vereinigung. — Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. —
Bd. IV (1912—1918). — S. 73—74. Данный текст — один из развернутых докладов СШ в Венском психоаналитическом обществе. 20 марта 1912 года на ой дискуссии об онанизме с сообщениями выступили Даттнер и I
CLU. В докладе СШ представляется интересным выделение особых форм онанизма у женщина также обращение внимания на мастурбационные аспекты музыки и творчества в целом. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые. Др ШПИЛЬРЕЙН констатирует, что разграничение понятия онанизма на основе различного опыта неопределенно. У девочек онанизм, в общем, наблюдается реже, так как он часто оказывается сдерживанием естественных потребностей, из которого ребенок создает удовольствие. Сознание вины регулярно обнаруживает связь с религиозными представлениями. Аналог мужской фантазии кастрации референт находит в том, что женщина применяет фантазию кастрации по отношению к мужчине. Одна пациентка постоянно испытывает страх, что у нее отпадет рука, у другой же возникали фантазии странгуляции. Также указывалось на суеверие, согласно которому кому-то зашили разум. Затем упоминается, Странгуляция — удушение
104 Дебаты об онанизме что локальный онанизм преобразуется в другие формы (потирающие руки, теребящие волосы, и что психический онанизм (герои романа) играет большую роль (картины Леда
1
, Ио. В качестве перехода к фетишизму упоминается, что у женщины, в целом более мротичной, все служит в качестве средств возбуждения. В особенности указывалось на одну форму онанизма вовремя прослушивания музыки. В заключении также упоминаются вызовы удовольствия от онанизма посредством клептомании и форма онанизма, характерная для женщин, осуществляемая через прижимание ре-
Оенка; такая форма отображается в играх девочек (с куклами.
1
|Леда — в греческой мифологии супруга спартанского царя Тиндарея. Зевс, плененный красотой Леды, овладел ею, обратившись в лебедя
[ Ио — в греческой мифологии жрица богини Геры, пленившая своей красотой
^евса и превращенная Герой из ревности в корову
' | Затем выступил ряд участников. Хичманн считает, что онанизм связан с состояниями страха. Музыка может оказывать двоякое действие — очищающее и возбуждающее. Играна фортепиано в сновидениях часто является символом пианизма.
Фридъюнг указывает, что также находит музыку двоякой. Аутоэротиче-
( кое музыкальное побуждение выражено в фантазировании при игре на фортепиано. Другой аспект в том, что музыка обращена к слушателям.
Штекель отмечает, что мужские кастрационные фантазии соответствуют женским фантазиям о повреждении гениталий и наступлении из-за этого бесплодия. У женщин часто встречаются бисексуальные фантазии. Он не считает музыку двоякой, но она может вызывать различные фантазии и по-разному поэдействовать.
Гауск считает, что музыка репрезентирует стадию человеческого духа, когда действуют непредставления, а аффекты. Аналогом мужской кастрацион- пой фантазии является женская фантазия об откусывании.
Ранк указывает на то, что в мифах и сказках наказание женщины за онанизм проявляется в зашивании рта, в заключении под замок, в отрубании рук.
Федерн предполагает у пациентки Шпильрейн, страдавшей фантазиями об удушении, наличие вагинизма. (ШПИЛЬРЕЙН заметила, что у пациентки име- мкъ судороги в пищеводе) Федерн отмечает, что обычно за фантазиями об удушении скрывается фантазия о рождении.
Фрейд считает нецелесообразным искать аналог женской кастрационной фантазии в том же смысле, что и у мужчин. Женщине ненужны такие фан- i.i 4IHI, потому что она уже кастрирована, появившись на этот свет женщиной.
()i i отмечает, что судороги пищевода — это перенесение склонности к ваги­
низму вверх
105
Дебаты об онанизме
ШПИЛЬРЕЙН хотела бы применить выделенный аутоэротичес- кий и гетеросексуальный момент в музыке ко всей деятельности искусства. Творческий акт раскладывается на обратное разделение всего аутоэротического, которое потом посредством гетеросексуального компонента снова согласуется с внешним миром.
106 ВКЛАД В ДИСКУССИЮ ПО ВЫСТУПЛЕНИЮ В. ТАУСКА СЕКСУАЛЬНОСТЬ И Я
(1975j [1912]) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на английском
1975: 168 Scientific meeting on March 27, 1912 // Minutes of the Vienna Psychoanalytic Society. — New York: International
Universities Press, Inc., 1975.— Vol. IV (1912—1918). —
P. 84—85, 88. Издания на немецком
1981:168 Protokolle. Vortragsabend: am 27 Marz 1912 // Protokolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. — Frankfurt am Main:
S. Fischer Verlag, 1981. — Bd. IV (1912—1918). — S. 79, 82. Тема вклада СШ в дискуссию 27 марта 1912
года в Венском психоаналитическом обществе — распад Я, исчезновение Я в сексуальном контакте и при сильных аффектах. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. На русском языке публикуется впервые
ШПИЛЬРЕЙН также против этой нехарактерной для женщины точки зрения. Проблема, почему индивидуум защищается от сексуальности, предлагает подход к факту, что сексуальное влечение биполярно и содержит компонент, который требует распада Я. Если Тауск говорит, что Я аннулируется вовремя сексуального акта, то это одно и тоже. Утверждение Клагеса о том, что любой сильный аффект обладает тенденцией к распаду Я, также находит поддержку референта в работе, которая на данный момент в печати. Любая психологическая реакция обладает тенденцией к распаду
1
Речь идет о взглядах В. Тауска.]
' Деструкция как причина становления (а. См. наст. изд. С. 109—154.]
107
Вклад в дискуссию по выступлению В. Тауска Я вплоть до филогенетических рядов второй фактор — это проекция и приспособление к действительности.
***' Относительно теории вытеснения ШПИЛЬРЕЙН упоминает указание Юнга на историческую память. Удовольствие, которое, согласно Штекелю, повышается в результате воздержания веде, проявляется у эротиков еды также, как садизм используется при завоевании пропитания, удовольствие от преодоления.
1
Затеи выступили Штекель и Фрейд. Штекель находит противопоставление между влечениями Я и сексуальными влечениями искусственным. Сексуальное влечение является самым сильным извлечений Я Что касается влечении, то он относятся к бессознательному. Возникает ошибка, когда влечения, принятые сознанием, отделяются как влечения Я
108 ДЕСТРУКЦИЯ КАК ПРИЧИНА СТАНОВЛЕНИЯ а) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ Издания на немецком

1912: Die Destruktion als Ursache des Werdens // J. — 1912. —
Bd. 4. — S. 465—503. Издания на русском

1994: Деструкция как причина становления / Перс нем. МИ. Шпильрейн // Логос. Философско-литературный журнал. — 1994. — № 5. — С. 207—238.
2001: Деструкция как причина возрождения / Перс нем.
В.И. Николаева, Л.Ф. Бугаевой Электронный ресурс / Автор сайта В.И. Николаев. — Электрон, дан. — Режим доступа http://psychoanalyse.narod.ru. Данная работа считается наиболее значительным вкладом
СШ в развитие психоаналитической теории. Здесь дается метафизическая и метапсихологическая модели диалектики смерти и рождения. Перевод с немецкого С.Г. Жигулевой. В моей работе над анализом сексуальных проблем меня особенно интересовал один вопрос почему это самое могущественное влечение, влечение продолжения рода, наряду с положительными чувствами, которые a priori можно ожидать, содержит отрицательные, такие как — страх, отвращение, которые, собственно, должны быть впоследствии преодолены, чтобы удалось достичь положительной деятельности. Отрицательное отношение индивида к сексуальной деятельности особенно бросается в глаза у невротиков. Насколько мне известно, отдельные исследователи искали объяснения этого сопротивления в наших обычаях, воспитании, которое стремится удерживать инстинкт в рамках, так что каждый ребенок приучается рассматривать реализацию сексуального желания как нечто плохое, запрещенное. Некоторым исследователям бросилась в глаза частота
109
Деструкция как причина становления случаев представлений о смерти, связанных с сексуальными желаниями, однако смерть воспринималась как символ морального падения (Штекель
1
). Гросс
2
выводит чувство отвращения к сексуальным продуктам из их пространственного сосуществования с мертвыми выделениями. Фрейд сводит сопротивления и страхи к вытеснению обычно эмоционально положительноокрашенных желаний. Блей- лер видит в защите необходимое отрицательное качество, которое должно иметь место ив эмоционально положительно-окрашенном представлении. У Юнга же я нашла следующее место Страстная тоска, то есть либидо, имеет две стороны это сила, которая все украшает ив зависимости от обстоятельств, все разрушает. Часто делают вид, будто не могут правильно понять, в чем же может состоять разрушающее качество творящей силы. Женщина, которая, особенно в современных обстоятельствах культуры, поддается страсти, узнает это разрушающее свойство слишком быстро. Надо мысленно несколько подняться над обывательски принятыми обычаями, чтобы понять, какое чувство безграничной неуверенности охватывает человека, отдающегося судьбе безоговорочно. Даже быть плодовитым — означает разрушать самого себя, так как с возникновением следующего поколения предшествующее перешагнуло свою вершину так наши потомки становятся нашими опаснейшими врагами, которых мы одолеем, поскольку они переживут нас и возьмут власть из наших обессиленных рук. Страх перед эротической судьбой вполне понятен, так как в этом есть что-то необозримое, вообще судьба таит неизвестные опасности, и то, что из-за постоянных колебаний невротик не решается жить, объясняется желанием иметь право стоять в стороне, чтобы не быть вынужденным участвовать в опасной битве за жизнь. Кто отказывается от риска переживать, должен для этого подавить в себе это желание, то есть совершить своего рода самоубийство. Этим объясняются фантазии о смерти, охотно сопровождающие отказ от эротического желания 1
Ко времени написания мною этой работы сочинение Язык сновидений д-ра
Штекеля'*' еще не вышло. В своей работе автор указывает на многочисленные сновидения, что наряду с желанием жить мы обладаем и желанием умереть. Последнее он воспринимает как противоположность желанию жить, лежащему в сущности сексуального инстинкта.
2
Вероятно Cross, Oito. Zur Differentialdiagnostik. negativistischer Phaenomene //
Psychiat. Neurol. Wschr. — 1904. — Bd. 37. — S. 345—363.]
!
Преобразования и символы либидо. Данный ежегодник, ТСС [Stekd, W. Die Sprache des Trauines. — Wiesbaden, 1911.]
110 Деструкция как причина становления Я намеренно так подробно привожу слова Юнга, поскольку его замечание о неизвестной опасности, содержащейся в эро-
Гической деятельности, больше всего соответствует полученным мною результатам кроме того, для меня очень важно, что также и индивидуум мужского пола сознает не только социальную опас-
Иость. Юнг, правда, приводит представления о смерти не в соот-
Мтствие, а в противоположность сексуальным представлениям.
Mi моего опыта с девушками я могу сказать, что в норме — это чувство страха, выступающее на первый план чувств вытеснения, Когда впервые принимается в расчет возможность реализации же- иния, а именно учитывается определенная форма страха девушки чумствуют врага в себе самих, это собственное пламя любви, с же-
ШВНой необходимостью принуждающее к тому, чего не хотят они ч умствуют конец преходящего, отчего напрасно хотелось бы бе-
Мвть в незнакомые дали. Возникает вопрос — и это все Это вершина, и больше ничего не будет сверх этого Что же происходит в коде сексуальной деятельности с индивидом, который оправдывал
Пкое настроение
I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ При зачатии происходит соединение женской и мужской кле- рок. Каждая клетка при этом уничтожается как единство, и из продукта уничтожения возникает новая жизнь. Некоторые низ- пмю живые существа, например, мухи-поденки, с произведени-
IM нового поколения лишаются жизни и умирают. Для них создание — это одновременно и гибель, что, взятое само по себе, есть мое страшное для живущего. Если собственная гибель посвяще- и новому созданию, то она становится для индивида страстно желаемой. Для высокоорганизованного индивидуума, состоящего уже не из одной единственной клетки, само собой разумеется, что он не
Ксь уничтожается в сексуальном акте. Но половые клетки, исчезающие как единицы, есть важные для организма элементы они находятся в тесной взаимосвязи со всей жизнью индивида и содержат в концентрированной форме всего производителя, постоянно влияющего на их развитие, и на которого они также постоянно
111
Деструкция как причина становления влияют. Эти важнейшие экстракты индивида уничтожаются при оплодотворении. Соответственно объединению половых клеток в акте совокупления происходит теснейшее объединение двух индивидов один проникает внутрь другого. Различие лишь количественное всасывается не весь индивида только часть его, репере- зентирующая, однако, в этот момент значение всего организма. Мужская часть растворяется в женской, женская же становится беспокойной, получает новую форму, благодаря чужому захватчику. Преобразование касается всего организма деструкция и возрождение, всегда происходящие ив обычных обстоятельствах, протекают особенно резко. Организм освобождается от сексуальных продуктов как от всякого выделения. Было бы невероятным, чтобы индивидуум не подозревал об этих процессах деструкции и реконструкции в своем организме, хотя бы в соответствующих чувствах. Как чувства, соответствующие становлению, даны вовлечении продолжения рода, таки чувства защиты, такие как страхи отвращение, не выступают следствием ошибочной связи с пространственно сосуществующими выделениями, не являются негативом, означающим лишь отказ от сексуальной деятельности, а являются чувствами, соответствующими деструктивному компоненту сексуального инстинкта.
II, ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Довольно парадоксально звучит утверждение, что психически мы вообще ничего не переживаем в настоящем, и все же это верно. Событие для нас имеет эмоциональную окраску лишь в той мере, в какой оно может возбудить ранее пережитые, эмоциональноокра- шенные содержания (переживания, скрытые в бессознательном. Это лучше всего видно на примере девушка с большим удовольствием читает истории о ведьмах. Выясняется, что ребенком она охотно подражала колдунье, и анализ показывает, что в фантазии девочки колдунья заменяет мать, с которой девочка себя идентифицирует. Поэтому волшебные истории для девочки лишь в той мере окрашены радостью, в какой жизнь матери, которую девочка хотела бы повторить, для нее окрашена радостью. Истории о ведьмах —
112 Деструкция как причина становления это только подобия, представляющие желаемое, уже реализованную матерью историю жизни. На эти подобия просто переносится эмоциональный тон к матери. Без переживания матери волшебные истории о ведьмах небыли бы окрашены для девушки радостью. В этом смысле все преходящее — только подобие какого-то нам неизвестного первособытия, ищущего аналога в настоящем в этом смысле мы ничего не переживаем в настоящем, хотя и проецируем эмоциональный тонна настоящее представление. Если в моем примере сознательным было настоящее представление о ведьмах, тов бессознательном происходила ассимиляция с прошлым (переживание ведьмы = переживанию матери, из которого дифференцируется настоящее. Каждое сознательное содержание мыслей или представлений сопровождается таким же бессознательным содержанием, которое переводит выводы сознательного мышления на своеобразный язык бессознательного, и этот параллельный ход мыслей лучше всего удается показать в описанном Зильберером состоянии утомления. Два примера Зильберера
1
могут это разъяснить. Пример №1: Я думаю о том, что намерен выправить ухабистое место. Символ Я вижу, как строгаю кусок дерева до гладкости. Пример №2: Я думаю о продвижении человеческого духа вперед, в трудную область материнской проблемы («Фауст», часть Символ Я стою на одинокой каменной эстраде, далеко уходящей в море. Воды моря почти сливаются на горизонте со столь же глубоко окрашенным таинственно-черным воздухом. Толкование выдвинутость в темное море соответствует продвижению вперед втемную проблему. Слияние воздуха и воды, сглаживание верха и низа могло бы символизировать, что у матерей (как описывает Мефистофель) все времена и места сглажены друг с другом, что там нет никаких границ между верхом и низом , и что поэтому Мефистофель может сказать готовому
1
[Silberer, И Bericht iiber eine Methode gewisse symbolish Halluzinations-Erschei- nungen hervorzurufen und zu beobachten // J. — 1909. — Bd. 1.]
2
[Гете, ИВ Фауст fj Гете, ИВ. Собрание сочинений. В 10-ти томах. — Т. 2. — М Худ. лит, 1976. — С. 232, 237.] Там же. С. 233.]
113
Деструкция как причина становления к путешествию Фаусту: Погружайся — я мог бы сказать также — поднимайся»
1
Примеры очень поучительны видно, как соразмеренный сна стоящим ход мыслей ассимилируется в бессознанательном с переживаниями, случавшимися во многих поколениях. Выражение ухабистое место в работе (пример 1) взято как подобие другому содержанию представления — представлению о строгании дерева. В сознании это выражение по смыслу соразмеряют с настоящим, оно, в соответствии с этим, дифференцируется по своему происхождению. Бессознательное, напротив, придает словам первоначальное значение неровного места при строгании таким образом, превращает настоящее действие по исправлению работы в уже часто происходившее действие строгания дерева. Второй пример еще интереснее тем, что многие древние народы представляли море, как мать (материнская творящая вода, из которой возникла вся жизнь. Море (мать, в которое проникают, — это темная проблема, состояние, в котором нет ни времени, ни места, ни противоположностей (верха и низа, потому что это еще недифференцированное нечто, не творящее нового и поэтому вечно сущее. Картина моря (матери) — это одновременно и картина глубины бессознательного, которое живет одновременно в настоящем, прошлом и будущем времени , те. вне времени, для которого все места сливаются друг с другом (вместе происхождения, для которого противоположности означают одно и тоже. В этой праматери (бессознательном) хочет раствориться каждое дифференцированное из нее представление, то есть она хочет преобразоваться в недифференцированное состояние. Если, например, анализируемая мною больная говорит Земля была просверлена, вместо того,
1
[Гете, ИВ Фауст // Гете, ИВ. Собрание сочинений. В 10-ти томах. — Т. 2. — М Худ. лит, 1976. — С. 236.] По Фрейду, бессознательное лишено времени в той мере, в какой оно состоит только из желаний, которые оно представляет реализованными для настоящего. Фрейд: Толкование сновидений [Freud, S. Die Traumdeutung (1900a) //
G.W. — Bel. 2—3.].
5
Фрейд: О первоначальном смысле древних слов [Freud, S.
UberdenGegensinn der Urworte (1910e) // G. W. — Bd. 8. — S. 214—221.].
4
О психологическом содержании одного случая шизофрении. Данный еичегод- ник, Т. III, С. 329». Наст. изд. С. 3—85.]
114 Деструкция как причина становления чтобы сказать — я была оплодотворена, то земля — это праматерь в бессознательном или сознательном представлении каждого народа. В праматерь опять превращается дифференцированная из псе ранее мать-пациентка. Не зря греческие философы, например,
Лпаксагор, искали происхождение мировой скорби в дифференцировании сущего из праэлементов. Эта боль как раз заключается в том, что каждая частица нашего существа стремится к обратному превращению в свои истоки, из чего потом опять проистекает но- пое становление.
Фрейд
1
сводит наши более поздние прямые или сублимированные побуждения любви к инфантильному возрасту, когда мы, благодаря ухаживающим лицам, испытываем первые ощущения удовольствия. Эти ощущения удовольствия мы всегда стремимся переживать по-новому, и если сознание давно выработало себе нормальную сексуальную цель, то бессознательное занимается представлениями, которые для нас в самом раннем детстве были окрашены удовольствием. Противники Фрейда большей частью отчаянно защищаются от сексуализирования невинных детских ощущений удовольствия. Кто хотя бы однажды сам проводил анализ, гот не сомневается в том, что эрогенные зоны невинного ребенка у пирослого — сознательно или бессознательно — становятся источником получения сексуального удовольствия. В конституции каждого индивида может быть обосновано, почему при этом отдается предпочтение одной или другой зоне, однако в любом случае мы нидим, причем особенно ярко у невротиков, что зона, окрашенная удовольствием в детстве, становится источником сексуального возбуждения по отношению к ухаживающим людям с соответствующей бессознательной символикой. Это дает нам право утверждать, имеете с Фрейдом
2
, что в инфантильных источниках удовольствия мы находим зародыши сексуального удовольствия у взрослого. По поводу спора о роли сексуальности мне однажды было замечено, что можно было бы столь же хорошо все вывести извлечения кеде, если только иметь к этому достаточное желание. Яне хотела бы
\Fnud. S. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905d) // G. W. — Bd. 5. —
S. 27—145.]
•' | Ibid.]
115
Деструкция как причина становления здесь оставить неупомянутыми воззрения одного французского автора, который выводит все душевные порывы извлечения к самосохранению. А именно, он считает, что мать любит ребенка, так как он при сосании облегчает ей грудную железу по той же причине любят мужчину или женщину, поскольку при коитусе удаляются или делаются безвредными отягощающие организм выделения. Ощущение удовольствия тогда переносится на объект, приносящий облегчение. Но эти возражения ничего не говорят против учения Фрейда: Фрейд вовсе не исследует, что такое чувство удовольствия, и как оно возникает. Он начинает со стадии, на которой чувство удовольствия уже есть, и тогда мы действительно видим, что инфантильные ощущения удовольствия — это предварительный этап к более поздним сексуальным ощущениям удовольствия. Это тоже, что любить благотворящую руку медсестры, удовлетворяющую нашу потребность в питании. Связь влечения к питанию, соответственно, влечения к самосохранению, влечения к сохранению вида (то есть также и сексуального инстинкта, несомненно, очень тесная. Факты свидетельствуют, что при сексуальном возбуждении еда иногда может заменить коитус. При этом действенны два фактора с одной стороны, удовольствие от процесса еды и, с другой стороны, — частое повышение аппетита из-за общего возбуждения. Наблюдается и обратное. Правда, потребность в питании не может быть полностью замещена коитусом, номы часто видим сверхмощное половое влечение как разу физически ослабленных индивидов. Поскольку мы исследуем causa movens
1
нашего сознательного и бессознательного Я, я считаю, что Фрейд прав, принимая стремление к достижению удовольствия и подавлению неудовольствия за основу всех видов психической продукции. Удовольствие возвращается к инфантильным источникам. Теперь, однако, возникает вопрос — вся ли наша психическая жизнь состоит из жизни Я нет ли в нас влеченческих сил, приводящих в движение наше психическое содержание, не беспокоясь о благе и горе для Я Значат ли известные основные влечения, влечения самосохранения и сохранения вида и для всей психической жизни тоже самое, что
1
[Causa movens (лат) — причина движения
116 Деструкция как причина становления и для жизни Я, то есть являются ли они источником удовольствия или неудовольствия Я должна решительно высказать мнение, что Я-душой, а также и бессознательным руководят побуждения, лежащие еще глубже и совсем не заботящиеся о нашей чувственной реакции на поставленные ими требования. Удовольствие — это всего лишь утвердительная реакция Яна эти проистекающие из глубины требования. Мы же можем иметь непосредственно удовольствие от неудовольствия, удовольствие от боли, которая сама по себе тяжело окрашена неудовольствием, ведь боль соответствует повреждению индивида, чему противится в нас инстинкт самосохранения. Следовательно, в нашей глубине есть что- то, как бы парадоксально это ни звучало, a priori желающее этого самоповреждения, поскольку Я реагирует на это с удовольствием. Желание самоповреждения, радость от боли, однако, совершенно непонятны, если мы учитываем только жизнь Я, желающего иметь только удовольствие. Мах представляет идею, что Я есть нечто совершенно несущественное, постоянно меняющееся, есть лишь определенная одновременная группировка вечно имеющихся элементарных ощущений. Как философ, Мах удовлетворяется этой схемой. С именем Маха для меня тесно связано имя Юнга, потому что он также мыслит Душу как состоящую из многих отдельных сущностей. Именно Юнг говорит о комплексной автономии, так что, согласно ему, мы имеем в себе не неразделенное Я, а различные комплексы, спорящие друг с другом о приоритете. Прекраснейшее подтверждение его взглядов дают нам больные demen­
tia praecox, так сильно чувствующие над собою власть отдельных, отделенных от Я комплексов. Часто они рассматривают свои собственные бессознательные желания (моя пациентка называла эти желания предположениями как жизнеспособные враждебные сущности Предположение могло бы стать действительностью, чтобы доказать свои права на существование — говорила анализируемая мною больная 1
Вероятно, имеется ввиду работа Mach, E.
Die Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zurn Psychischen. — 2. verm. Aufl. der Beitrage zur
Analyse der Empfindungen. — Jena: Fischer, 1900. — VII, 244 s.]
' Си. наст. изд. С. 18.]
117
Деструкция как причина становления Я должна была придти к пониманию, что основная характеристика индивидуума состоит в том, что он есть дивидуум
1
. Чем больше мы приближаемся к сознательному мышлению, тем более дифференцированными становятся наши представления, но чем глубже мы проникаем в бессознательное, тем более общими, типичными они становятся. Глубина нашей Души не знает никакого Я, но лишь его суммирование, Мы или настоящее Я, рассмотренное как объект, подчиняемое другим подобным объектам. Больному делали трепанацию под наркозом. У него постепенно исчезло сознание Я, а тем самыми боль, при этом он, однако, воспринимал впечатления внешнего мира в такой степени, что при долблении черепа воскликнул Войдите. Это показывает, что он воспринимал черепно в форме объекта, отделенного от Я, очевидно, в виде комнаты. Так объективируются отдельные части личности. В следующем примере мы видим объективиро­
вание всей личности. Моя пациентка сообщает об одном из своих состояний вовремя наркоза, когда она больше не чувствовала боли, причиненной ей операцией при этом она видела вместо самой себя раненых солдат, которым она сочувствовала. На этом основано и болеутоляющее действие детской поговорки, что можно сделать больно собаке, кошке и пр, только не ребенку. Вместо пораненного пальчика у себя, ребенок видит его у другого, вместо мой пальчик мы подставляем более общее представление ка­
кого-то пальца. Как часто утешаются в случае личного несчастья мыслью, что это бывает со многими или даже со всеми, как если бы боль облегчалась мыслью о закономерности ее появления, об устранении личносгно-случайного. Если что-то вообще случилось или случается, то это больше не несчастье, а объективный факт. Боль основана на дифференцировании отдельного Я- представления. Под этим я понимаю представление, связанное с
Я-сознанием. Как известно, сочувствие возникает в случае пере [Дивидуум— от лат. dividuus делимый
2
Ср.: Шшльрейн: Шизофрения, Ежегодник, III, Ч. I. Заключение. Си. насг. изд. С. 80—85.]
3
Этот же пример см. Вклад в познание детской души Насг. изд. С 164.]
4
Там же.
118 Деструкция как причина становления носа себя в состояние страдания. У больных dementia praecox, npe- иращающих Я-представления в объективные или родовые представления, бросается в глаза неадекватный аффект, равнодушие. Оно исчезает, как только нам удается восстановить Я-отношение. Когда, например, пациентка вместо Земля была загрязнена мочой говорит Я была загрязнена вовремя сексуального акта В этом, по моему мнению, состоит смысл символического способа выражения. Символ означает тоже самое, что и мучительное представление, но он менее дифференцирован, чем Я- иредставление. Под женщиной можно подразумевать более многочисленные содержания, поскольку они должны быть сходными друг с другом только в существенном, в отличие от много более остро детерминированного Я-представления некоей Марты Н. На это можно было бы возразить когда сновидящий берет пместо себя другое лицо, то это лицо не менее дифференцировано, чем личность самого сновидца. Но это лишь объективно правильно для каждого человека другие люди существуют вообще лишь настолько, насколько они доступны его Душе, от другого человека для нас существует только соответствующее нам. Когда сновидец намещает себя другим лицом, то он нив коей мере не заботится о том, чтобы как можно более ясно представить соответствующую личность. Происходит как раз сгущение различных лиц водно для сновидца важно лишь представить в замещающей личности свойство, отвечающее реализации его желания если сновидец, например, хочет, чтобы ему завидовали из-за красивых глаз, то он сгущает различные личности с красивыми глазами в смешанную личность, так что и здесь получается тип вместо индивида, тип, соответствующий, как показывают исследования сновидений и фантазий больных dementia praecox, архаичному способу мышления. При истерии, имеющей гипертрофию Я, наблюдается соот- негствующая повышенная чувствительность. Но было бы совершенно неверно утверждать, что психическая жизнь при истерии богаче ' Она может иметь сильный отрицательный аффект и при представлении загряз-
11енной земли, если при этом обладает чувством, то есть связью земля — Я. См. паст. изд. С. 11.]
119
Деструкция как причина становления по содержанию, чем при dementia praecox. Самые значительные мыслимы находим именно у больных dementia praecox. Недостаток Я-активности приводит только к тому, что мы здесь имеем дело с типичными архаичными, аналогичными способами мышления. Фрейд
1
считает, что при dementia praecox речь идет об отдалении либидо, возвращении его и о борьбе между отдалением либидо и его нагрузкой. По моему мнению, это борьба между двумя антагонистическими течениями родовой души и Я-души. Родовая душа хочет сделать Я-представление безлично типичным, Я-душа защищается против такого растворения тем, что больные со страхом переводят чувственный тон исчезающего комплекса на ка­
кую-либо боковую ассоциацию и на ней фиксируют Я (неадекватный аффект. Больные, однако, сами видят, что чувственный тонне соответствует представлению, на которое она переводится, что они совершают ранее имеющийся аффект. Так объясняется, что они часто одновременно смеются над своим собственным пафосом и рассматривают все, как комедию. Вначале болезни мы часто видим тяжелый страхи депрессивные состояния, так как больной ощущает тенденцию к нивелированию эмоционально окрашенных частей Я как антагонистическое течение к потребности в Я-отношении, к адаптации к настоящему. Это как если бы прежде возбужденный чувственный тон еще не отзвучал в то время, как объекты больше уже не находятся в Я-отношении. Господствующее ощущение при этом следующее мир изменен, тревожно чужд, это какая-то театральная игра одновременно навязывается осознание Я чужой самому себе. Мысли деперсонифицируют- ся, они совершаются больным, потому что они приходят как раз из глубин вне Я, из глубин, которые уже сделали из Ямы, или, скорее они. Еще имеющееся чувство выражается патетически, потому что оно не находит больше объекты, подобно тому, как оратор чрезмерно патетичен, когда вместо соответствующих представлений выражает само чувство. Какое-то время наличествует страх, пока имеющееся чувство, то есть потребность в Я [Freud,.S. Psychoanalytische Bernerkungenliber einerautobiographischbeschriebenen
Fall von Paranoia (Dementia paranoides) (1911c [1910]) // G. W. — Bd. 8 . —
S. 239—316.]
120 Деструкция как причина становления отношении, позволяет больному воспринимать распад Я (чужую класть. С дальнейшим развитием болезни устанавливается равнодушие больные ничего не воспринимают лично если они говорят — Я, то они все же при этом имеют ввиду объекты, которые не означают собственно Я и непослушны Я-волению. Так, женщина, желающая иметь много детей, может, смеясь, рассказывать о своих 22000 малышей, как если бы это вовсе не было ее действительным стремлением. Но больные могут временами обладать и истинными, адекватными чувствами, и это я видела в случаях установления несимволического, прямого Я-отношения. Расстройство улиц, попадающих в клинику, развилось в такой мере, что больной тотчас же опять впадает в свою неадекватную установку в состоянии ли анализ здесь что-то улучшить, остается вопросом будущего. Со снижением чувства удовольствия и неудовольствия психическая жизнь угасает неравномерно. Прежде всего, угасает потребность дифференцировать и реализовывать личные желания, и наоборот, имеет место ассимиляция (то есть растворение) Я-диф- ференцированных представлений представлениями, которые были образованы целыми народами, то есть преобразование первых в типичные древние родовые представления. Эти лишенные аффекта представления, образованные целыми народами, учат нас особому содержанию, сопровождающему наши влечения. Я-душа может желать только чувства удовольствия, но родовая Душа учит пас тому, что мы при этом должны желать, что для нас должно быть окрашено в эмоциональном плане положительно или отрицательно. И тут мы обнаруживаем, что живущие в нас родовые желания совсем не соответствуют Я-желаниям, что родовая Душа хочет ассимилироваться в сохранившейся до нашего времени Я-душе и то время как Яда и каждая его частица, обладает стремлением к самосохранению в настоящей форме (способность упорства. Душа рода, отрицающая настоящее Я, вместе стем сотворяет его этим отрицанием заново, так как затонувшая частица Я опять выныривает в новые представления, одетая богаче, чем раньше. Это мы лучше псего видим в произведениях искусства. Правда, внутри Я имеется регрессия, состоящая в том, что мы хотели бы опять пережить эмоционально окрашенные удовольствием детские переживания.
121
Деструкция как причина становления Но почему инфантильные переживания так эмоционально окрашены для нас Почему мы получаем радость нового познания знакомого Почему сохраняется строгая цензура, пытающаяся еще долгое время модифицировать переживания уже после того, как мы перестаем чувствовать родительскую власть над собою Почему мы не переживаем всегда тоже самое и не воспроизводим одно и тоже Значит, что наряду с желанием упорства, в нас имеется желание трансформации, означающее, что индивидуальное содержание представления растворяется в похожем на него материале, берущем начало в прошедших временах, и таким образом, за счет индивидуального должно стать типичным, то есть родовым желанием, которое проецируется индивидом наружу как художественное произведение. Ищут похожее на самого себя родители, предки, в котором может раствориться собственная Я- частица, потому что это растворение в сходном происходит не резко разрушающе, а незаметно. И все же, что означает это растворение для Я-частицы, если не смерть Правда, она вновь появляется в новой, возможно, более красивой форме, но это ведь, не та же самая Я-частица, а нечто другое, возникшее за счет этой частицы, также, как вырастающее из семени дерево, правда, такое же в смысле рода, ноне тоже самое в отношении индивида, и это, собственно, скорее дело вкуса, захотим ли мы в новом продукте, возникшем за счет старого, увидеть подчеркнутое существование или исчезновение старой жизни. Этому же соответствует удовольствие или неудовольствие при мысли о растворении всего «Я-комплекса». Ведь есть же примеры невротиков, прямо говорящих, что они боятся полового сношения, потому что с отдачей семени теряется и часть индивидуума. Все, что движет нами, хочет быть сообщено и понято, соответственно, прочувствовано каждое представление, которое мы передаем окружающим нас людям прямо или в форме произведения
1
Фрейд: Остроумие и его отношение к бессознательному [Freud, S. Der Witz und seine Beziehung zurn UnbewuBten (1905c)// G. W. — Bd. VI.]
2
Почему художник, например, не рисует всегда картину своей любимой материи создает го возможности ренессансный образ Цензура не запрещает ведь нам любить мать в сублимированной форме.
122
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29

перейти в каталог файлов
связь с админом