Главная страница
qrcode

Сакьонг МипамУправляй своим миром. Древниестратегии для современной жизни


НазваниеСакьонг МипамУправляй своим миром. Древниестратегии для современной жизни
АнкорСакьонг Мипам - Управляй своим миром. Древние с.
Дата02.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаSakiong_Mipam_-_Upravlyay_svoim_mirom_Drevnie_s.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#31958
страница4 из 10
Каталогid96382430

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: Vazhnost_tvoroga_i_syra_11_04_2012_Piter_Torsu.mp3, Saga_ob_Egile_syne_Skallagrima_russky_perevod.rtf, Prezhde_chem_nachat_svoy_biznes_2006.fb2, Populyarnaya_ritorika_-_Smekhov.pdf, 5_essential_grammar_in_use_grammar_reference.pdf, lang_voenka_chvk.jpg, Oleg_Andreev_Uchimsya_chitat_bystro.doc и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
6
Польза сожаления
Сожаление показывает нам, что мы не используем тигра в
нашей жизни.
Когда отсутствует ясная жизненная стратегия, принятие решений имеет горько- вато-сладкий привкус и ведёт к стрессу. Мы боимся, что если мы упустим свой шанс, то позже об этом пожалеем. Такое беспокойство приходит из опыта. Иногда мы просыпаемся среди ночи и говорим сами с собой, полные сожалений. Если сожаления очень сильные, мы сердимся. Мы злимся на самих себя зато, что мы такие глупые, такие бестолковые. Кто-то нами воспользовался. Мы надеялись, что совершили выгодную сделку, купив компьютер,
но чуть позже выяснилось, что уже вышла следующая модель. Почему мы не подождали несколько недель?
Сожаление – знак, что мы не применяли распознавание. Оно приводит к ментальной икоте – спазмам, принуждающим нас морщиться и съёживаться: Зачем я это сделал?»,
«Напрасно я это сказал, Не надо было это покупать, Нужно было выключить телевизор, Не стоило так много есть, Не надо было мне бросать школу, Я должен был сказать, что люблю е, Мне нужно было извиниться. Полезным противоядием для подобной дискурсивной икоты будет понимание, что наше время слишком драгоценно, чтобы попусту его тратить на сожаление. Мы не хотим, чтобы сожаление стало основным лейтмотивом нашей жизни.
Мне часто приходилось находиться рядом с умирающими людьми. Это всегда очень мощный момент. Их слова могут выражать замешательство, страх, гнев, отрицание или принятие. Самое сильное утверждение, которое можно сделать в этом состоянии, – это Я ни о чём не жалею. Но как разв конце нашей жизни мы способны испытывать самые глубокие сожаления. Это пугающее навязчивое пространство, которое знает, что у нас было 365 дней в каждом прожитом году, чтобы изменить своё отношение к жизни. Мы понимаем, что на протяжении многих тысяч дней мы упускали возможность жить с распознаванием и благо- дарностью.
Мой предшественник Мипам Великий был одним из наиболее почитаемых лам Тибета.
Он написал тридцать три основополагающих труда, изменивших существовавшие ранее методы обучения и практики буддизма. Его труды и сегодня приносят радость многим людям, вдохновляя их находить истинный смысл жизни – помогать другим. Большую часть своей жизни Мипам провёл в затворничестве, в медитационных ретритах и стал известен благодаря своим трудам обширной тематики – от метафизики до тантры. Он был настоящим человеком Ренессанса, даже оставил после себя чертежи, описывающие то, как следует строить самолёты и автомобили. Он написал основополагающие труды по медицине и астрологии и также обширные тексты о Гесаре из Линга – легендарном тибетском царе. Мипам был учителем царей, принцев и всех высоких лам своего времени. Умирая, он сказал, что теперь его работа завершена и что он отправляется в Шамбалу, где проявится как сострадательный правитель, помогающий преодолеть тёмные времена заходящего солнца. Так как вся его жизнь была посвящена другим, он был свободен от сожалений.
Говорится, что если мы стремимся помогать другим, то, даже не сумев довести начатое до конца, мы никогда ни о чём не пожалеем. Сожаления – результат того, что мы пытаемся сделать себя счастливыми. Это говорит о том, что мы не используем тигра в нашей жизни.
Паю взял отпуск. Распознавание ушло наперерыв. Наш ум нас покинул. Замешательство снова на сцене. Мы не обращали внимания на послания нашего мира. Мы приняли ошибоч-
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
34
ное решение, основанное на гневе, ревности, желании или гордости – признаках того, что мы заботимся о собственном я. Если гнев – причина, и мы хотим счастья как результата,
то это не сработает, потому что каждый результат должен иметь отношение к причине.
Размышляя о драгоценности человеческой жизни, законах кармы, страданиях сансары,
о непостоянстве и мудрости (которая и есть настоящая свобода, мы учимся точно мыслить.
Обычно мы не обращаем внимания на эти истины до тех пор, пока наши ожидания от жизни не прервутся болью в теле или морщинами на лице, чрезвычайным происшествием, болезнью или же смертью кого-то из близких. Тогда наступает момент паники, который временно прорезает дриб, нашу паутину привычных умозаключений. Мы не хотим пребывать в этом открытом пространстве, и поэтому наше следующее движение – возвращение к фальшивой безопасности я. Мы не думаем Жизнь драгоценна. Настало время помогать другим».
Мы просто возвращаемся к погоне за наслаждениями или избегаем брошенного нам вызова.
Думая, что у нас достаточно времени, мы тратим его впустую. Наши решения основаны на неточной информации, коренящейся в надежде. Мы ленивы и невнимательны, что в свою очередь подрывает наше поведение ив конечном счёте приводит к сожалению.
Наше отношение к жизни никогда не поздно изменить, нона смертном одре слишком поздно менять свою жизнь. Оглядываясь назад, мы жалеем, что раньше этого не понимали и не совершили что-то более значимое. Когда я встречаюсь с умирающими людьми, то получаю самое важное послание из всех, которые мне только приходится слышать. Одни боятся умереть, другие нет, но большинство жалеют, что они не осознали раньше, как драгоценна была их жизнь большинство желали бы использовать её лучше, чем они это сделали. Большинство желали бы быть добрее к другим, больше любить других людей. Никто не говорит:
«Вот если бы я был более ревнивыми злым».
Созерцательное размышление – наиболее действенный инструмент для изменения нашего поведения. Сознательно решив направлять свои мысли к ясному восприятию вещей как они есть, мы тем самым убеждаем себя жить по-другому. Размышление об истине это практика, в которой мы представляем себя каждое утро лежащими на смертном одре,
серьёзно обдумывая, как прожить свою жизнь в гармонии с реальностью.
В конце каждого дня мы можем снова представить себя умирающим человеком. Можем ли мы оглянуться, пересмотреть всего лишь один день и сказать, что мы ни о чём не жалеем?
Достаточно просто подумать о том, как мы себя вели в этот день и что происходит сейчас в нашей жизни. И тогда мы можем заметить крошечные мысли сожаления, плавающие на поверхности нашего ума, словно обломки затонувшего корабля Не надо было или надо было сделать то или другое. Сожаление – это привязанность к прошлому, мысль о том, что что-либо или кто-либо были более стоящими или желанными. Сожаление о наших отношениях с кем-то означает отсутствие любви и уважения.
Часто, когда мы полны сожалений, трудно раздумывать o том, как мы к этому пришли,
так как это чересчур болезненно. Мы продолжаем себя вести, как будто ничего не случилось,
но через несколько недель мы замечаем, что сожалеем всё о том же. Ничего не изменилось.
Если мы хотим изменить своё поведение и продолжать расти, мы должны прислушаться к сожалению. Мы должны признать его и чётко выразить своё намерение исправиться. Размышления о сожалении не требуют от нас быть моралистичными или впадать в суровое самобичевание. Без обвинений – мы просто смотрим на сожаление как можно чётче. Мы используем разумность сожаления в качестве барометра, показывающего нам, как мы проживаем свою жизнь.
Когда мы чувствуем, что не совсем правы, то можно об этом поразмышлять. В чём заключалось наше отношение к происходящему в момент совершения действия Это отношение приносит нам сейчас боль в форме раскаяния, и, возможно, мы также причинили боль кому-то ещё. Принесёт ли пользу выяснение отношений, извинение Знаем ли мы, как
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
35
можно было поступить иначе Суть в том, чтобы чувство сожаления научило нас всему, чему только возможно.
Таким образом, мы принимаем сознательное решение вернуться на путь тигра и продолжать жить с уважением и распознаванием. Мы даём себе обещание. В Тибете люди закрепляют своё стремление физическим актом. Они делают масляную лампаду и ставят её на алтарь перед изображением Будды или фотографией учителя. Они могут выполнить подношение благовоний. В Тибете масло и благовония – ценные предметы потребления.
Люди не тратят их впустую. Такие подношения показывают серьёзное намерение изменить направление жизни. Лампада символизирует выход на свет из темноты плана я. Её свет представляет стремление выйти из туннеля самосохранения и озарить жизнь мудростью.
Благовония символизируют сладкий запах жизни, проживаемой для блага других.
Нам также стоит остановиться, признать, что мы сожалеем, и предпринять следующий шаг в управлении своим миром. Мы можем отметить этот момент простым ритуалом (или более сложным, пожеланию, решив улучшить своё поведение, и стать более зрелым человеком. Тогда мы сможем встать утром с намерением прожить день без сожалений, применяя усилие в распознавании, уступая другим дорогу или думая о других больше, чем о себе.
Люди говорят Я хочу помогать другим, но сначала мне нужно наладить свою жизнь».
Я же говорю, что вам нужно хорошо питаться, хорошо спать и иметь крышу над головой,
но не идите дальше этого, прежде чем не начнёте заботиться о других. Это не сработает.
Если мы хотим быть хоть немного счастливыми, мы должны заботиться о других больше,
чем о себе. Мы можем думать, что у насесть выбор, но никакого выбора у нас нет. Каждое решение должно быть продиктовано в первую очередь заботой о других, только тогда мы начнём преодолевать беспокойство и поднимать коня ветров – способность привлекать успехи счастье. Иначе на протяжении всего дня мы будем сеять семена сожалений, которые позже расцветут болью, дискомфортом и беспокойством.
Когда мы обретаем уверенность в том, что единственный путь исполнить наши желания это помогать другим, у нас не остаётся сожалений. Мы не смотрим на свои вещи,
жалея, что мы их купили. Мы не смотрим на свою супругу, жалея, что женились на ней. Мы не смотрим на нашу работу, жалея, что её начали. Что есть жизнь, свободная от сожалений?
Это уверенность тигра – удовлетворённость. Она приходит, когда мы проживаем жизнь с уважением к нашей хорошей судьбе и излучаем это чувство мира и благополучия вовне, на тех, кто вокруг
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
36
7
Добродетель усилия
Усилие, направленное на практику добродетели, привносит в
нашу жизнь стабильность – счастье, на которое можно положиться.
Меня часто спрашивают, почему я выгляжу таким счастливым, думают, что у меня должен быть какой-то секрет. И это правда, мой секрет – усилие. Яне считаю себя совершенным образцом этой добродетели, просто для меня ясно, что радость, которая у меня есть, не приходит от пустой праздности или безответственности. Радость приходит, когда я решаю,
что я хочу делать, и полностью этому себя посвящаю.
Когда я стал бегать, мои ученики часто думали, что у меня есть йогический секрет,
который я применяю вовремя тренировки. На самом же деле я использую в беге тот же принцип, что ив медитации. Несмотря на то, что бег является физической активностью, он связан с умственным усилием. Одна из моих главных стратегий заключается в полном вовлечении ума. Например, когда я собираюсь совершить пробежку, я поднимаюсь рано утром,
чтобы успеть сделать это перед моими обычными делами. Это не так ужи трудно, потому что я принял решение применить усилие. Когда я бегу, я направляю свой умна движение ног,
положение тела или дыхание, замечая мысли, когда они возникают, и возвращая ум обратно к тому, чем я занимаюсь.
Усилие необходимо для любых свершений – духовных или мирских. Те, кто навещают меня в Индии в монастыре Намдролинг, ожидают увидеть некую утопию, где все постоянно медитируют. Люди всегда удивляются, когда обнаруживают, как много в монастыре дел.
Начиная с раннего утра и заканчивая поздней ночью, монахи молятся, медитируют, учатся,
готовят еду и моют посуду.
Часто монахи в монастырской школе устраивают дебаты о том, что важнее заслуга праджни – высшего знания – или заслуга усилия. Несмотря на то, что лучше всего обладать и теми другим, обычно всегда приходят к выводу, что усилие более важно, так как без усилия ничего не происходит. Без усилия владеть паю – распознаванием – и праджней всё
равно что иметь лодку без вёсел. Понимания, что нужно делать, недостаточно – мы должны действовать. В Тибете мы говорим Вершина горы не так высока, а океан не столь глубок,
если есть усилие. Без распознавания, однако, мы можем бесконечно попусту тратить своё
время и даже ухудшить ситуацию, прилагая усилия в неверном направлении. Мы вполне способны направить свои усилия на негативность. Мы можем прилагать усилия и стремительно совершенствоваться, создавая оружие, чтобы кого-то им ранить. Мы можем направить свои усилия на размышления о том, как отомстить обидчику. Усилия царя и царицы полностью посвящены продвижению по пути добродетели, ведущей к радости.
Стараться быть добродетельным означает прикладывать усилия для того, чтобы оставить план я и думать о благополучии других. Вначале мы направляем наше усилие на успокоение ума. Это происходит вовремя медитации на дыхании. Вовремя созерцательного размышления мы развиваем осознанность, позволяющую нам видеть яснее, как происходят те или иные события на относительном уровне. Мы начинаем видеть наши действия и их результаты. Мы яснее видим, к чему приводят негативные кармические действия. Мы решаем не вытирать пол – кто-то поскальзывается и падает. Мы забываем принести в дом подушки со двора, и они промокают под дождём.
Мы можем направить своё усилие на то, чтобы распространять мири прозрение в нашей повседневной жизни – довольствоваться тем, что уже имеем, не идти на поводу у гнева и гордости, оставить на время свою торопливость и создать свободное пространство
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
37
для других. Это значит прилагать усилия в терпении, когда мы начинаем гневаться, и усилия в щедрости, когда мы чувствуем привязанность. Это может быть также просто, как наблюдать за нашими гневными мыслями – как они возникают и исчезают, не озвучивая их. Мы можем позволить своему недовольству исчерпать себя, вместо того чтобы бесконечно продлевать негативность, действуя поде влиянием.
Большинство из нас не заинтересованы прилагать усилия ради благих поступков, так как это нас не вдохновляет. Вдохновение необязательно накатывает на вас волной. Мы можем брать примеры с других. Нас может вдохновить мать нашего друга, которая одна воспитывает детей и терпеливо к ним относится, несмотря на усталость после длинного рабочего дня. Или наш дедушка, который приспосабливается к переменам в жизни с неизменной жизнерадостностью. Или бывший генеральный директор предприятия, которого показывали во всех новостях, потому что он решил сделать свою жизнь проще и посвятил себя обучению детей из малоимущих семей. Яне встречал ни одного учителя великой мудрости и сострадания, который не излучал бы такое усилие. Они преодолели эгоизм, сокрушив его при помощи усилия.
На пути тигра усилие – это момент, который следует за паю – распознаванием. Приняв решение следовать добродетели, мы продвигаемся вперёд с радостью. Радость приходит от удовлетворённости, что мы знаем, для чего прилагаем усилия. Всё кажется обременительным, когда мы не уверены, что хотим это делать. Приняв решение, мы следуем ему с неослабевающим вниманием. Это может звучать как парадокс, но для того чтобы всецело вовлечься в действие, нам нужно сбросить скорость. Применяя искусные средства тигра, мы даём себе время сфокусироваться и позволяем нашим чувствам воспринимать происходящее. В этот момент мы непросто видим цветок – мы любуемся им.
С усилием мы можем взобраться на любой холм, потому что нам хочется на него взбежать. И, наоборот, без усилия даже прогулка по ровной дороге трудна. Конечно, существуют спуски и подъёмы, но настоящая разница не в дороге, а в уме. Подсознательно мы знаем, что выбрали ложный путь. Отсутствие усилия и отсутствие радости – это лень. Лень уменьшает возможность достижения счастья. Усилие освобождает нас от лени и ведёт к радости.
Мы все хотим радости, но зачастую ищем её в противоположном направлении. Мы дурачим себя, думая, что удовольствие приходит, если мы себя не утруждаем. Хотя у нас нет реальной возможности взять перерыв и отдохнуть от жизни, мы пытаемся. Наконец-то мы в отпуске, о котором мечтали, и теперь хотим просто валяться, ничего не делая. Ноне имея плана, структуры, невозможно наслаждаться жизнью. Если мы не приложим усилий, чтобы зарезервировать столик в ресторане или взять несколько уроков дайвинга, то радости будет намного меньше. Конечно, нам нужен отдых, но усилие – естественная часть жизни. Уму необходимо быть вовлечённым. Это естественно – хотеть, чтобы жизнь имела смысл.
Размышляя об усилии, мы можем прийти к заключению, что у нас его недостаточно.
Но если мы взглянем на пейзаж нашей жизни глазами тигра испросим К чему я прилагаю свои усилия, то увидим, что практиковали усилие всю свою жизнь, но чаще всего в ошибочном направлении. Мы тратили усилия, пытаясь заставить мир работать на «себя».
Мы прилагали усилия, чтобы дать волю своему гневу. Мы напрягались в поисках маленьких удовольствий, чтобы временно ослабить боль. Мы применяли усилие, чтобы хорошо провести время. Но ирония состоит в том, что с усилием нет нужды искать удовольствия вовне.
Удовольствия находятся внутри.
Иногда в Индии мы просили у старых мастеров позволения покинуть монастырь на пару часов. Наши учителя обычно улыбались и соглашались на нашу просьбу. Нам было очень интересно, почему они улыбаются и что имеют ввиду. Мы думали, что, может, они просто состарились и забыли, как нужно веселиться. Мы покидали монастырь и старались хорошенько развлечься, но результат был всегда неоднозначный
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
38
После многих лет практики и обучения, я стал понимать, что наши реализованные учителя не нуждаются в развлечениях не потому, что они необщительны или боятся мира.
Они уже обладают всем тем, чего желают и ищут другие, – удовлетворённостью и радостью,
к тому же всегда разнообразной. Возможно, они и не смотрели самый последний фильм и не обедали в новом модном ресторане, но они знают, что кино и рестораны приходят и уходят.
Они понимают, что в итоге не пища приносит расслабление, в результате которого возникает радость и удовлетворённость, а усилие жить осмысленной жизнью, развивать уверенность в изначальном добре, выражать его с мудростью и состраданием.
Когда мы слышим о наших возможностях в управлении миром, то главная причина,
почему нам это кажется невозможным, – отсутствие усилия. Когда люди спрашивают меня,
как сохранять веру в изначальное добро, быть сострадательными проявлять мудрость, я вижу сомнение на их лицах. Усилие не оставит и следа от этого сомнения. Когда пробуждается усилие, сомнение, проявляющееся как дриб, исчезает.
Существуют ли горы в нашей жизни, на которые не смогло бы взобраться усилие?
Самый крутой склон не выше, чем одна ступень. Занимаясь бегом, я понял, что при усилии один такой шаг может сделать плоской любую гору. Усилием мы можем победить агрессию.
Как много раз мы на самом деле пытались преодолеть гнев Медитация помогает намочи- стить пространство нашего ума, чтобы увидеть этот факт, и это – шаг в правильном направлении. Размышления о карме вдохновляют нас на работу с ней, но процесс преодоления кармы связан с усилием. Как правители мы знаем, что наше самое ценное сокровище – способность применять усилие, чтобы совершать добрые поступки. Усилие, направленное на практику добродетели, привносит в нашу жизнь стабильность – счастье, на которое можно положиться
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
39
8
Проводить время в кругу достойных
Тигр понимает, что жизнь драгоценна. С кем мы её проведём?
Мы можем проснуться суверенностью в изначальном добре, но пока мы не стали Буддой, наше воззрение на протяжении дня будет изменяться. Пока наши друзья Фред и Мери
Джейн не стали Буддой, их воззрение также будет изменяться. Кого мы предпочитаем слушать, Фреда, Мери Джейн или Будду Будда просыпается и ложится спать с одними тем же воззрением. Даже если мы разбудим его среди ночи, его воззрение не изменится. Не оттого,
что Будда упрям или излишне самоуверен, а оттого, что его воззрение основано на реальности изначального добра, а не на уверенности в концепции «я».
Заводя друзей, мы влияем на воззрения друг друга. Если мы хотим управлять нашим миром, мы должны обращать внимание на то, с кем мы проводим время, и осознавать, как это на нас влияет. Фред и Мери Джейн сидят на диване и поглощают картофельные чипсы,
без конца переключая программы на телевизоре, и мы думаем И я так хочу. Дайка попробую. На работе наш приятель в перерыве на обед сплетничает о своих коллегах, и мыс удовольствием слушаем. Наш лучший друг накричал на своих детей, и мы начинаем кричать на своих тоже.
На ранней стадии обучения, даже если мы вдохновились применять распознавание в своём поведении, нам порой трудно сохранять воззрение тигра в компании с другими людьми. Мы забываем о карме. Наш ум распускается. Наш ветер-конь слабеет. Наша способность распознавать медленно идёт на убыль, и мы забываем смысл жизни. Наше сострадание уменьшается. Если мы постоянно проводим время в плохой компании, в какой-то момент мы, не раздумывая, следуем примеру наших друзей – даже можем украсть или причинить вред нашей семье, тогда наши благородные качества утрачиваются полностью. Трудно установить связь с конём ветров в окружении, где поощряется отсутствие добродетели.
Однако если наши друзья ведут себя достойно, они влияют на нас положительно.
Мы думаем Вот это да Фред очень рассердился, но сумел отпустить гнев. Может, и я так смогу. Или «Мери Джейн, когда стала медитировать, перестала бегать как угорелая.
Может, и мне попробовать Учения говорят, что лучше иметь одного добродетельного друга, чем тысячу плохих.
Царь и царица относятся ко всем как к друзьям, так каких уверенность в изначальном добре нерушима. Они всегда стремятся излучать сострадание. Их исполняющая желания драгоценность мудрости и сострадания распространяется даже на голубя, который оставил помёт на лобовом стекле их машины. Но большинство из нас, однако, всё ещё пойманы неустойчивым умом я. И пусть даже у нас случаются проблески покоя и стабильности вовремя ежедневной практики, наш подающий надежды ветер-конь всё ещё как ребёнок,
делающий свои первые неуверенные шаги.
Чтобы помочь ему расцвести, мы должны разборчиво относиться к своему умственному и физическому окружению. В учении Шамбалы говорится, что нам нужно уложить себя в колыбель любящей доброты. На пути тигра мы начинаем с доброты по отношению к самим себе, что означает поддерживать мысли и друзей, усиливающих нашего коня ветров.
Так как мы ценим свою жизнь и осознаём влияние других людей, мы смотрим на взаимоотношения глазами тигра. Время, проведённое в плохой компании, будь то компания мыслей в голове или же круг людей, которых мы зовём друзьями, только усиливает дискурсивность и негативность нашего ума. Недобродетельные спутники подобны термитам, поедающим наши благородные качества. Тигр знает, что жизнь драгоценна. С кем мы её проведём?
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
40
Если нами управляют негативные эмоции, мы, скорее всего, выберем друзей, с которыми будет уютно в маленьком мирке общих жалоб, антипатий и претензий. Когда мы выбираем, с кем провести время, каковы наши подлинные намерения Укрепляем ли мы цитадель
«я»? Или же мы ищем более глубокую основу для дружбы?
В сидячей практике медитации мы используем естественную ясность ума, чтобы начать день с правильным другом. Мы создаём менее суматошную атмосферу, свободную от отвлекающих мародёров, провоцирующих импульсивные реакции, зависть и конкуренцию. Мы проводим время с Буддой. Это всё равно что слушать настоящего друга, который говорит нам правду. И даже если иногда мы ёрзаем на подушке, хотим встать и уйти, тем не менее мы решаем остаться, потому что понимаем несмотря на наш дискомфорт, нашим другом руководят наилучшие побуждения. Мы можем воспользоваться этой естественной силой, чтобы напоминать себе каждый день о том, что наша суть – добро.
Есть синий Будда, известный как Самантабхадра, или Всеблагой. Синий цвет представляет изначальную природу всех существ, словно безоблачное небо. Это голубое небо, которое мы видим, когда смотрим вверх, – то, чем мы являемся. Когда мы пребываем в естественной энергии нашего ума, сомнения и колебания испаряются, и мы переживаем это добро.
Как небо, оно пустое и потому может вместить в себя всё. Сомнения в том, кем мы в реальности являемся, или время, проведённое с плохими друзьями, – неважно, люди это или негативности ума, – как облака. Мы видим облака и считаем их реальными, но за облаками сияет солнце, освещая мир. Солнце Великого Востока – это наша собственная мудрость.
Чем больше мы доверяем этой мудрости и взращиваем е, тем меньше мы находимся под влиянием облаков.
Чем стабильнее наша уверенность в изначальном добре, тем больше мы способны осмысленно и искренне предложить себя другим. Одно из тибетских значений для друга помощник. В Тибете, когда мы кого-то встречаем, то сразу же выражаем это намерение,
предлагая белый шарф, символизирующий дружбу. Мы здороваемся с каждым человеком,
начиная с надежды и пожелания ему помочь. Мысль о помощи другим – это сострадание,
знание, как её осуществить, – мудрость и само действие – отвага. Исполняющая желания драгоценность мудрости и сострадания – основа подлинной дружбы.
Иногда мы, словно дети, сидим на игровой площадке и мечтаем иметь больше друзей. Но если мы застряли в такой незрелости – желании заполучить при нежелании дать завести друзей становится трудно. У нас не хватает основной валюты для дружбы. Попытка управлять миром через эгоизм себя не оправдывает, ведьмы только берём, ничего не отдавая взамен. Когда мы берём, другие берут у нас. В таких условиях никто неспособен накопить заслуги. Помогая друзьям, мы исполняем их желания и заодно и наши, ау наших друзей возрастает способность и готовность помочь нам.
Дружба идёт под откос, когда мы перестаём помогать тем, кто помог нам. Потому что мы относимся к дружбе, как к улице с односторонним движением, упирающейся в я. Когда меня спрашивают о проблемах личных отношений, я могу прочесть будущее потому, как задан вопрос. Если один говорит, что другой не делает для него чего-то, я знаю, что отношения, скорее всего, обречены. Если я слышу Я нуждаюсь в большей поддержке, мне нужно больше любви, мне нужно больше внимания. Мои требования должны быть услышаны, я расцениваю это как знак, что дружбе пришёл конец. Налицо симптомы безнадёжности. Даже если всё, что говорится, – правда, упускается тот факт, что дружба касается двух людей, которые не смогли приспособиться к взлётам и падениям межличностных отношений. Дружба основана на карме. Помогая другому человеку, вы развиваете дружбу. Если вы полностью зациклены на себе, ваш союз долго не продержится.
Для того чтобы отношения были длительными, необходимо постоянное распознавание и усилие. Это значит, что перед тем, как подумать о том, что мы в результате получим
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
41
мы сначала думаем о том, что готовы дать. Неважно, как тяжело и несправедливо порой это кажется, если вы хотите быть настоящим другом, вы должны постоянно думать Что мне сделать для моего друга, Как мне её поддержать, Как больше он м заботиться?»
Поэтому, перед тем как завязать дружбу, мы должны поразмыслить о том, что от нас потребуется, и быть уверены, что сможем выполнить свои обязательства.
При таком отношении дружба становится духовной практикой, которая учит нас, что мы можем быть сильными, полезными и щедрыми. Наша доброта образует поле силы – ванг-
танг – качество подлинного присутствия, произрастающее из нашей близкой связи с добродетелью. Чем более мы спокойны, жизнерадостны и щедры, тем более удачливы в привлечении друзей и всего того, в чём нуждаемся.
Просветлённые царь и царица дружат со всеми, так как они страстно преданы благополучию других. Такие духовные друзья неэгоистичны, проникнуты состраданием. Помогая другим, они помогают самим себе. Они не только ведут людей в правильном направлении,
но и всегда думают об интересах ближних. Они даже врага видят как будущего друга. Мы тоже можем стать такими духовными друзьями, если живём значимой жизнью и вдохновляем на это других. Для того чтобы стать таким другом, необходима скромность тигра – мы знаем, что, работая с другими, мы работаем с собой.
Как мы управляем своим миром Заводя с ним дружбу. Поэтому на пути тигра полезно сосредоточенно размышлять, как стать настоящим другом себе и другим. Что культивировать и что отвергать Размышляя над подобными вопросами, мы приглашаем наше сердце открыться. Это о том, как становиться таким другом с момента пробуждения
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
42
9
Уверенность удовлетворённости
Двигаясь по жизни с неусыпной бдительностью тигра, мы
больше не должны никому ничего доказывать, так как мы знаем правду
о нашей собственной умиротворённости.
Будда учил, что страдание есть результат блуждания – постоянного импульса искать источник счастья где-то вовне. На тибетском слово люди звучит как «дрóва», что означает
«скитальцы», те, кто в движении. Мы странствуем не от восторга, а из-за неудовлетворён- ности. Место, которое мы ищем, где находится счастье, – это удовлетворённость. Например,
сидя в ресторане, мы видим, как кто-то аппетитно поедает салат, хороший и сочный бифштекс, кусок пиццы со стекающим сыром или двойной шоколадный торт со взбитыми сливками и ягодами. Мы обращаемся к официанту и говорим Я хочу это. А когда еда подана,
то она оказывается не такой вкусной, как мы себе представляли. Мы хотели вовсе не еды мы просто заметили удовлетворённость на лице другого человека.
Наиболее частая причина стресса в современном мире – это отсутствие удовлетво- рённости. Вовремя моих постоянных путешествий – от высокогорных лугов Тибета до тропических дождевых лесов Бразилии и оживлённых улиц Гонконга – я научился быть удовлетворённым вне зависимости оттого, где я нахожусь. Иначе путешествие становится утомительным, потому что мы всё время думаем, что следующее место будет лучше предыдущего. Иногда люди, которые путешествуют вместе со мной, несмотря на свою молодость и энергию, чувствуют себя опустошёнными из-за отсутствия удовлетворённости. Они тратят всю свою энергию, надеясь, что постель и еда будут лучше в следующем месте.
Даже если мы не путешествуем из одной страны в другую, наш ум находится в постоянном движении. Мы надеемся, что найдём удовлетворение в ещё одном вкусном куске, в ещё одном слове, в ещё одной игре в гольф, в ещё одном бокале вина, в ещё одной обновке, в ещё одном поцелуе. Сколько времени в течение дня мы проводим в таких обыденных поисках Мы встречаемся со своим желанием в шесть утра, потом снова в десять, затем свидание с желанием в обед, конечно же, за рюмкой, затем за ужином с десертом – с самым сильным желанием – и даже вовремя перекусав полночь. Но порой в гуще всего этого нам нужно расслабиться, перестать пастись и просто быть довольными. Иначе мы истощим себя постоянным стремлением от одного желания тотчас переходить к следующему.
Если мы не знаем, как быть удовлетворённым в своём уме, мы не сможем радоваться еде. Даже если мы будем есть в лучшем ресторане мира – не будет никакой разницы. Кто-то в индийской деревне ест карри из глиняной миски и более удовлетворён, чем мы. Если мы нашли пару туфель, о которых мечтали, короткое время мы довольны. Но этот момент проходит, и мы опять в движении – еда невкусная, одежда не сидит, простыня чересчур жёсткая,
ванна недостаточно горячая. Нам нужны более развлекательные фильмы, более интересные книги, новые отношения. Нам нужно жить на другой планете.
Желание – это тварь с ненасытным аппетитом. Как искра в сухой траве, оно поглощает всё. По своей природе желание никогда не может быть удовлетворено, так как его корень в агрессивном поиске облегчения вовне. Такие ожидания всегда обречены на разочарование и боль, которая сама себя создаёт. Это ум, который сам нагнетает ситуацию. Понимание, что мысами себя мучаем, является проявлением нашей разумности. Применение паю – знания,
когда нужно остановиться, – приводит к удовлетворённости. Такая удовлетворённость при- даёт нам достоинство. Двигаясь внимательно, с распознаванием, обладая огромным потенциалом усилия, мы остаёмся скромными и мягкими, потому что знаем у нас уже есть всё,
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
43
что нужно. Мы нашли покой в своём уме, и у насесть план, как прожить свою жизнь. Такая удовлетворённость – уверенность тигра. Мы называем это уверенностью, потому что удо- влетворённость стабилизирует ум и усмиряет агрессивное желание, чтобы вещи были чем угодно, ноне тем, чем они являются на самом деле.
Учения Шамбалы говорят, что уверенность удовлетворённости возникает в результате доброжелательности к самим себе и сострадания к другим. Доброжелательность к себе результат медитации. Научившись правильно медитировать, мы больше не боремся со своим умом. Наш ум удовлетворён, потому что его уже не может украсть обычная деятельность бессмысленные фантазии а как же я Саморефлексия и паю создали дистанцию между нами и нашими проекциями. Мы больше не нищие в поисках крупиц подтверждения, потому что мы обнаружили покой под покровом беспокойства. Мы не возвращаемся снова и снова к тому, что случилось в прошлом, мы не думаем о том, что сможем совершить в будущем, мы действуем прямо сейчас.
Если мы способны видеть, чего придерживаться и отчего отказываться, даже когда работаем со своими мыслительными шаблонами, мы приглашаем драла удовлетворённо- сти. Мы практикуем азы просветлённого мира способность видеть свою агрессию, распознавать, к чему ведёт такое возбуждение, и выбирать иное. Мы думаем дважды, перед тем как начать действовать под влиянием раздражения или амбиций. Иногда нам нужно просто глубоко вздохнуть, не начиная сигналить, сидя в машине, посчитать до десяти перед тем, как высказаться, или сохранить черновик грубого е-мейла, вместо того чтобы кликнуть
«Отправить». В такие моменты, вместо того чтобы создавать царство страха, царство надменности или царство враждебности, мы решаем излучать совсем другую энергию. Так как мы уверены в своём собственном миролюбии, то можем себе позволить пребывать в царстве удовлетворённости. Чем больше мы доверяем такому покою, тем отчётливее видим его силу. С таким чувством удовлетворённости легче развеивать негативность. Удовлетворён- ность обладает силой переносить нас за пределы страха, что ведёт к полному дружелюбию,
гармонии и отсутствию беспокойства. Мы больше не создаём напряжения.
Милосердие – это когда мы настолько дружелюбны в своём уме, что можем видеть затруднения других. На этом этапе милосердие по отношению к другим – вполне сознательное решение. Мы уже знаем, что случится, если мы не будем милосердными, – мы ведём себя агрессивно. Мы употребляем язвительные выражения или сознательно вовлекаемся в поведение, которое очернит кого-то другого. Теперь мы ясно видим, что, если мы лжём,
бранимся или реагируем с ревностью, мы чувствуем себя загрязнёнными, отягощёнными,
защищаемся, как будто пытаемся утвердиться. Такие действия ослабляют нашего коня ветров. И мы понимаем, что наш ум соскользнул в привычную колею, – верный признак того,
что мы больше не удовлетворены.
Паю напоминает нам, что нет нужды быть обманутыми своими собственными проекциями. Мы можем выбирать действия с внимательностью. Когда мы принимаем решение согласно закону кармы, мы действуем в согласии с законами этого мира. Мы скромны и поэтому лишены гордости. Мы не реагируем импульсивно. Мы не жаждем внимания или развлечений. Мы знаем, что фиксация ведёт к страданию. Мы знаем, что обладание большим необязательно приносит удовольствие. Так мы освобождаем себя от оков агрессии.
Каждый раз, когда мы преодолеваем агрессию, мы обретаем зиджи – внутреннюю уверенность понимание, которое находится за пределами эмоциональной разумности. Двигаясь по жизни с неусыпной бдительностью тигра, мы больше не должны никому ничего доказывать, так как мы знаем правду о нашей собственной умиротворённости. Красивые новые наряды, повышение в должности или восхождение на Эверест могут принести удовольствие, но они не принесут больше покоя
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
44
Удовлетворённость, которую приносит паю, можно сравнить с пониманием того, как выйти из леса, когда мы заблудились. Мы больше не пользуемся обманом как орудием,
потому что мы не вовлечены в бесконечную битву за самосохранение. Мы не живём, пытаясь наполнить себя до краёв удовольствиями или прятаться от собственной боли. Например,
мы часто убеждаем себя в том, что прекрасно проводим время, следуя плану я. Идея преодоления обмана заключается в полной честности с собой в этом вопросе. Но вовсе необязательно приходить в себя на смертном одре с осознанием того, что мы на самом-то деле никогда не проводили хорошо время и всегда боялись попробовать что-нибудь другое.
С удовлетворённостью тигра мы не отказываемся от жизни – мы далеки от этого. Медитация раскрывает шаблон кратковременных победи потерь, и паю направляет нас в сторону долгосрочных наград. Это не значит, что мы не получаем удовольствия от игры в футбол или не стараемся добиться наилучших результатов в любых начинаниях. Мы принимаем любой вызов, встающий на нашем пути. На пути правителя мы вовлекаемся в мирскую жизнь не общепринятым образом. Мы не ищем наград в форме выгоды, мы не добиваемся показной победы. Мы знаем, что все выигрыши превратятся в проигрыш, все наслаждения превратятся в боль. Взращивая свою уверенность в изначальном добре, мы учимся доверять себе и прекращаем попытки добиваться успеха при помощи амбиций или агрессии. В конце концов мы даже отказываемся от привязанности к боли и удовольствию, надежде и страху.
Уверенная сила, которая растёт от сознания того, что мы уже обладаем всем, что нужно,
делает нас мягкими. Мы мягки, потому что мы больше не отчаиваемся. Мягкость может ассоциироваться у нас с робостью или боязливостью. Наоборот, отсутствие агрессивности плод пути тигра. Это приходит из понимания того, что напористость всё усложняет. Обучаясь в Непале у Тулку Ургьена, одного из великих учителей, пришедших из Тибета, я был необычайно растроган тем, что он мне сказал Будучи агрессивным, ты можешь кое-что осуществить, нос мягкостью ты сможешь осуществить всё что угодно».
Когда мы подходим к ситуации смиренно и скромно, благословенная энергия драла будет здесь, готовая помочь нам. Святость начинает излучаться в мир как богатство Ригдена
– нашей собственной осознанности. Наши чувства – зрение, вкус, осязание, обоняние, слух обретают иное, возвышенное качество. Появляется глубокое чувство уважения и признательности. Оно рождается из ума, который на самом деле способен ценить, ибо он удовле- творён.
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни
С. Мипам. Управляй своим миром. Древние стратегии для современной жизни»
46
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов


связь с админом