Главная страница

Планы семинаров для леч. фака по истории Отечества на 2015-2016 уч.г.. Семинаров к курсу История Отечества


Скачать 64,87 Kb.
НазваниеСеминаров к курсу История Отечества
АнкорПланы семинаров для леч. фака по истории Отечества на 2015-2016 уч.г..docx
Дата20.11.2016
Размер64,87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPlany_seminarov_dlya_lech_faka_po_istorii_Otechestva_na_2015-201
ТипСеминар
#6862
страница1 из 3
  1   2   3


Планы семинаров

к курсу «История Отечества»

для студентов лечебного факультета на 2015-2016 уч. г.

Модуль 1
Учебная литература к первому модулю.

Основная литература:

  1. История России: учеб. для вузов / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - 520 с.

  2. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. / А.Н. Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2009. - 768 с.

  3. Фёдоров В.А. История России,1861-1917: учеб.для вузов / В.А.Федоров. - М. : Высшая школа, 2001. - 384 с.

  4. История России: XIX век:учеб.для студ.высш.учеб.заведений:в 2 ч. / Под ред.В.Г.Тюкавкина. - М. : ВЛАДОС, 2001. - Ч.1.-256 с.; Ч.2.-352 с.

  5. История России: (Россия в мировой цивилизации): учеб. пособие / Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1997. - 343 с.

  6. История России:Россия в мировой цивилизации: курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2001. - 352 с.

  7. История России: учеб.для студентов вузов / Под ред.М.Н.Зуева,А.А.Чернобаева. - М. : Высшая школа, 2002. - 479 с.

  8. История России: учеб.для студентов вузов / Под ред.М.Н.Зуева,А.А.Чернобаева. - М. : Высшая школа, 2001. - 479 с.

  9. История России: учеб.для вузов / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; Моск.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Проспект, 2004. - 520 с.

  10. История России: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Лубский и др.; под ред.Г.Н.Сердюкова. - М.; Ростов н/Д : МарТ, 2004. - 544 с.

  11. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. / А.Н. Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2009. - 768 с.

  12. Ратьковский И.С. История советской России: учеб. пособие для студентов высш.учеб.заведений / И.С. Ратьковский, М.В.Ходяков. - СПб.: Лань, 2001. - 416 с.


Дополнительная литература:

  1. Ключевский В.О. Русская история / Полный курс лекций в трёх томах. Кн. 1. – М..: Мысль, 1995. – 572 с.

  2. Соловьёв С. М. Об истории Древней России. – М.: Просвещение, 1992.

  3. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2002. – 1024 с.

  4. Костомаров Н.И. Русская история / Русская история в жизнеописании её главнейших деятеле. В 3-х т. Т.1. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. -640 с.

  5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Петрозаводск: АО «Фолиум», 1996.

  6. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ в. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 367 с.

  7. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. – Ставрополь: «Кавказский край», 1993 – 416 с.


Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины:

http://www.gumer.info/

Ресурсы WWW по истории России http://www.history.ru/histr.htm

Ресурсы истории России XX века http://www.history.ru/histr20.htm

Ресурсы по истории стран СНГ http://www.history.ru/histsng.htm

Ресурсы по истории российских регионов http://www.history.ru/histrr.htm

Обучающие и познавательные программы по истории http://www.history.ru/proghis.htm

Обучающие программы по истории http://www.history.ru/proghis.htm

Library http://www.philosophy.ru/library/library.html

Университетская информационная система РОССИЯ http://www.cir.ru/

Kleio http://www.ab.ru/

kleio/index.shtml

Kleio http://kleio.dcn-asu.ru/

'InterHistory': Ресурсы России и СНГ http://aik.barnaul.ru/internet/sng.shtml

'InterHistory': Ресурсы России и СНГ http://kleio.dcn-asu.ru/internet/sng.shtml

WWW.SHPL.RU http://shpl.d2.ru/

Добро пожаловать в <МИР ИСТОРИИ>! http://www.tellur.ru/historia/

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ http://www.history.machaon.ru/

Ресурсы Интернет по исторической демографии http://kleio.dcn-asu.ru/internet/demog/

Ссылки на интернет-ресурсы по истории http://auditorium.ru/library/hyper/hist.html

ХРОНОС - всемирная история в Интернете http://hronos.km.ru/

Электронные ресурсы по истории http://www.hist.msu.ru/ER/

Семинарское занятие № 1
Тема: Историческая наука, её особенности, развитие и значение.
Цели занятия:

  • получить представление об истории как о самостоятельной науке, её развитии и особенностях;

  • получить представление о значении исторических знаний;

  • понять место и роль истории в системе гуманитарных наук;

  • получить представление об исторических источниках;

  • получить представление о процессе развития исторической науки в России;

  • узнать содержание основных исторических концепций.


Основные вопросы семинара:

  1. Возникновение, развитие и особенности исторической науки. Взаимосвязь истории с другими науками.

  2. Значение истории как науки. Проблема исторических закономерностей.

  3. Понятие и виды исторических источников.

  4. Развитие исторической науки в России:

  • основные этапы и их особенности,

  • виднейшие исследователи и их вклад в развитие Отечественной исторической науки.

  1. Основные исторические концепции: их содержание и особенности


Основные понятия: научные знания, научное мировоззрение, гуманитарные науки, история, исторические источники, историческая закономерность, историческая школа, функция науки, мировой исторический процесс, научная концепция, цивилизация и др.
Подготовка сообщений и докладов по темам

  1. Развитие исторических знаний в Античности.

  2. Развитие исторических знаний в Средние века и в эпоху Возрождения.

  3. Развитие исторических знаний в Новое время.

  4. Историческая наука в дореволюционной России.

  5. Особенности развития исторической науки в СССР.

  6. Виднейшие историки Оренбуржья и их вклад в развитие Отечественной исторической науки.

  7. Взаимосвязь исторической науки и политики.

  8. Вспомогательные исторические дисциплины.

  9. Актуальные проблемы древнейшей истории России.

  10. Актуальные проблемы современной истории России.


Вопросы для самоконтроля

  1. В чём заключаются особенности «исторической науки»?

  2. Как происходило развитие исторических знаний? Когда они обретают форму науки?

  3. Что такое историческая закономерность?

  4. Какое значение имеют исторические знания?

  5. С какими науками история имеет тесную взаимосвязь?

  6. Как развивалась историческая наука в России?


Анализ информации и её выборка для заполнения на семинаре таблицы «Развитие исторической науки в России».

Семинарское занятие №2
Тема: Восточные славяне в древности. Теории возникновения древнерусского государства.
Цели занятия:

  • получит представление о процессе расселения восточных славян на Восточно-Европейской равнине;

  • узнать о процессах социальной дифференциации у восточных славян;

  • узнать о хозяйственной деятельности и религии восточных славян;

  • проанализировать предпосылки образования древнерусского государства;

  • получить представление о содержании норманнской и антинорманнской теорий, и их критическому осмыслению;

  • получить представление о причинах возникновения государства.


Основные вопросы занятия:

  1. Заселение славянами Восточно-Европейской равнины. Отношения восточных славян с соседними народностями и государствами.

  2. Социальная организация у восточных славян в древности.

  3. Хозяйство, быт, язычество у восточных славян в древности.

  4. Предпосылки образования государства у восточных славян. Норманнская и антинорманнская теории. Современный научный подход к проблеме возникновения государства.


Основные понятия: языковая группа, этнос, народ, социальная организация, военная демократия, родовая община, экономический уклад, натуральное хозяйство, натуральный обмен, языческий культ, государство, норманнская теория, политический институт.
Подготовка сообщений и докладов по темам

  1. Мифология восточных славян в древности.

  2. Происхождение названия «Русь».

  3. Особенности развития торговых связей восточных славян с соседними странами и народами.

  4. Промыслы в хозяйстве восточных славян.

  5. Военное дело у восточных славян.

  6. Военная демократия как форма политического устройства.

  7. Социальная структура у восточных славян.

  8. Языческие праздники восточных славян: из прошлого в современность.

  9. Восточные славяне в трудах греческих и византийских современников.

  10. Вклад М.М. Ломоносова и В.Н. Татищева в развитие антинорманнской теории.


Вопросы для самоконтроля

  1. Как и почему происходило заселение расселение восточных славян Восточно-Европейской равнины?

  2. Как взаимосвязаны процессы социально-экономического и образованием государства?

  3. Какие особенности социального расслоения у восточных славян можно выделить?

  4. Каковы предпосылки образования древнерусского государства?



Семинарское занятие № 3
Тема: Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси: особенности и противоречия.
Цели занятия:

  • Получить представление о внутриполитической деятельности князей Киевской Руси;

  • Получить представление о внешней политике князей Киевской Руси;

  • Получить представление о раннефеодальном социальном устройстве, об основных социальных категориях Киевской Руси, и особенностях отношений между ними, характере социальных противоречий в Киевской Руси;

  • Получить представление об экономическом развитии Киевской Руси;

  • Получить представление о особенностях культурных и экономических связей Киевской Руси с другими государствами.


Основные вопросы занятия:

  1. Внутриполитическое развитие Киевской Руси.

  2. Внешняя политика киевских князей: основные направления, задачи, достижения.

  3. Экономическое развитие Киевской Руси.

  4. Социальная структура Киевской Руси. Особенности раннефеодальных отношений. Социальные противоречия в Киевской Руси.


Основные понятия: форма правления, внутренняя политика, внешняя политика, мировая религия, феод, феодализм, вассалитет, вече, уроки, погосты, зависимое население, княжеская челядь, княжеский двор, бояре, вотчинники, смерды, закупы, рядовичи, холопы, феодальный сепаратизм, перелог, двуполье, скань, эмаль, зернь, гривна, рубль, гостевой двор.
Подготовка сообщений и докладов по темам

  1. Политические и экономические взаимоотношения Киевской Руси и Хазарского Каганата.

  2. Волжская Булгария: особенности политического и социально-экономического развития.

  3. Норманны в Киевской Руси.

  4. Тмутаракань – древнейший русский город.

  5. Ремёсла Киевской Руси.

  6. Археологические исследования Киевской Руси.

  7. Борьба язычества против православия в Киевской Руси.

  8. В. Мономах – государственный деятель и личность.

  9. Историко-политические взгляды Иллариона.

  10. Политическое и культурное влияние Византии на Киевскую Русь.


Вопросы для самоконтроля

  1. Можно ли образование древнерусского государства считать закономерным и объективным процессом? Почему?

  2. Какие главные задачи можно выделить во внутренней политике первых киевских князей?

  3. Какие направления внешней политики Киевской Руси можно определить как главные?

  4. В чём заключались особенности социального развития Киевской Руси?

  5. Какие формы экономической деятельности были развиты в Киевской Руси? как их можно распределить по критерию значимости?


Анализ информации и её выборка для заполнения на семинаре таблицы «Внешняя и внутренняя политика киевских князей».
Анализ информации и её выборка для разработки на семинаре схемы «Экономическое развитие Киевской Руси».

Семинарское занятие № 4
Тема: Русские земли в XII–XV вв. Восстановление русской государственности, его основные этапы.
Цели занятия:

  • Узнать о закономерности причин и о характере феодальной раздробленности;

  • Получить представление о политическом, экономическом и социальном развитии русских земель в период феодальной раздробленности, особенностях этого процесса в разных княжествах;

  • Получить представление о процессе монголо-татарского нашествия на русские земли и его последствиях и о борьбе русских княжеств против монголо-татарского ига и шведско-немецкой агрессии;

  • Узнать причины политической консолидации русских земель;

  • Получить представление об этапах и особенностях процесса восстановления русской государственности


Основные вопросы занятия:

1. Предпосылки и причины феодальной раздробленности Киевской Руси. Политическое и социально-экономическое развитие Северо-Западных, Юго-Западных и Северо-Восточных русских земель в XII–XIII вв.

2. Нашествие на русские земли монголо-татар и его последствия. Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией в XIII вв.

3. Борьба Московского княжества за первенство среди русских княжеств. Причины политического лидерства Московского княжества.

4. Предпосылки и основные этапы восстановления русского государственности.
Основные понятия: политическое обособление, «великое княжение», политическое подданство, боярство, дворянское сословие, колонизация, феодальная республика, Ганза, политическая зависимость, Золотая Орда, татаро-монгольское иго, военная экспансия, рыцарский орден, ярлык на княжение, баскак, национальное самосознание, национально-освободительная борьба.
Подготовка сообщений и докладов по темам

  1. Борьба бояр против князей в период феодальной раздробленности.

  2. Развитие русского зодчества в период феодальной раздробленности.

  3. Великий Новгород – важнейший центр европейской средневековый Европы.

  4. Юрий Долгорукий – виднейший русский политический деятель.

  5. Иван Калита в оценке его политических и нравственных качеств.

  6. Политический портрет Дмитрия Донского.

  7. Политический портрет Александра Невского.

  8. Куликовская битва и её историческое значение.

  9. Борьба за московский престол середины XV в.

  10. Политический портрет Ивана III.


Вопросы для самоконтроля

  1. В чём заключается закономерность распада Киевской Руси на отдельные княжества?

  2. Чем отличалось политическое развитие русских земель в период феодальной раздробленности?

  3. Чем отличалось социально-политическое развитие русских земель в период феодальной раздробленности?

  4. Какие были последствия монголо-татарского нашествия на русские земли?

  5. Какие причины вызвали объединение русских земель в XIV – XV вв.?

  6. Почему Московское княжество выделяется среди других княжеств в борьбе за политическое лидерство?


Анализ информации и её выборка для заполнения на семинаре таблицы «Русские земли в период феодальной раздробленности».
Анализ информации и её выборка для заполнения на семинаре таблицы «Основные этапы восстановления русской государственности в XIV – XV вв.».

Семинарское занятие № 5
Тема: Русское государство в XVI – начале XVII вв.
Цели занятия:

  • Узнать о характере и содержании внутренней политики Ивана IV;

  • Узнать о содержании и результатах внешней политики Ивана IV;

  • Получить представление о причинах и событиях Смутного времени;

  • Получить представление о генезисе Смутного времени;

  • Получить представление о подъёме гражданских и патриотических настроений в российском обществе в эпоху Смутного Времени;

  • Определить значение Земского собора 1613 г.


Основные вопросы занятия:

1. Политическое и социально-экономическое состояние Московского государства в первой трети XVI в. Внутренняя политика Ивана IV: этапы и противоречия.

2. Внешняя политика Ивана IV: успехи и неудачи.

3. Причины, характер и события Смутного времени.

4. Земской собор 1613 г. его историческое значение.
Основные понятия: государственные реформы, царский титул, Избранная Рада, приказ, губной староста, земской староста, стрелецкое войско, опричнина, тирания, политические репрессии, политический кризис, экономический кризис, самозванство, «семибоярщина», иностранная военная интервенция, гражданское самосознание, народное ополчение.
Подготовка сообщений и докладов по темам

  1. Публицистические произведения и философско-религиозные учения России ХV-ХVI вв.

  2. Развитие русской православной церкви в ХV – ХVI вв. Внутренние разногласия духовенства: причины и следствия.

  3. Образ Ивана Грозного в литературе и кино.

  4. Казачество в XVI в.

  5. Военная реформа Ивана Грозного и развитие военного дела в России в XVI в.

  6. Ермак – покоритель Сибири.

  7. Развитие культуры в России ХV-ХVI вв.

  8. Смерть царевича Дмитрия как предмет исторического исследования.

  9. Политический портрет Б. Годунова.

  10. Политический портрет К. Минина и Д. Пожарского.


Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы особенности политического и социально-экономического развития Московского государства в первой трети XVI в.?

  2. В чём заключаются противоречия внутренней политики Ивана IV?

  3. В чём заключаются успехи и неудачи внешней политики Ивана IV?

  4. Каковы причины Смутного Времени?

  5. Чем отличаются этапы Смутного Времени?

  6. Какие политические силы принимали участие в событиях Смутного Времени?

  7. Какие социальные категории российского общества были заинтересованы в воссоздании самодержавной монархии?


Анализ информации и её выборка для заполнения на семинаре таблицы «Достижения и неудачи в политической деятельности Ивана IV».

Семинарское занятие № 6
  1   2   3
связь с админом