Главная страница
qrcode

Shoes and Pattens. Авторы Френсис Грю и Маргаретта де Неергаард. Иллюстрации Сюзан Митфорд. Перевод Dylan, Дижонская рота


НазваниеShoes and Pattens. Авторы Френсис Грю и Маргаретта де Неергаард. Иллюстрации Сюзан Митфорд. Перевод Dylan, Дижонская рота
АнкорShoes and Pattens-Russian.pdf
Дата02.02.2017
Формат файлаpdf
Имя файлаShoes_and_Pattens-Russian.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#27787
страница1 из 7
Каталогid1794022

С этим файлом связано 57 файл(ов). Среди них: Polozhenie_proekta_Znay_Svoikh_Geroev.pdf, 2_Agro_tom1.pdf, Опыт реконструкции меча каролингского типа. Ращектаев И. 2017г.., Заявка и форма к участию..docx, skazki_pribautki.pdf и ещё 47 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7

1
Knight.by edition
Shoes and Pattens.
Авторы: Френсис Грю и Маргаретта де Неергаард.
Иллюстрации - Сюзан Митфорд.
Перевод - Dylan, «Дижонская рота». Верстка - Christian, «Дижонская рота». http://dijonclub.narod.ru/index.html
Никто не имеет права на распространение этой работы с целью получения выгоды в
том или ином виде. Все права остаются у авторов книги. Вы можете использовать
этот документ только с ознакомительной целью. Все права на данный перевод книги
принадлежат клубу «Дижонская рота». Мы просим вас указывать авторство клуба
при цитировании данного перевода.
Дилан, Кристиан, «Дижонская рота», Москва, 2006 год.
Содержание
Предисловие ко второму изданию
2
Предисловие
4
Часть 1. Обувь из раскопок в Лондоне 1100 – 1450 гг.
9
Глава 1. Начало/середина 12 в.
10
Глава 2. Конец 12 в.
17
Глава 3. Начало/середина 13 в.
21
Глава 4. Конец 13 в.
29
Глава 5. Середина 14 в.
35
Глава 6. Конец 14 в.
41
Глава 7. Начало 15 в.
55
Часть 2. Обувное ремесло в Средневековье.
66
Глава 1. Кожа.
66
Глава 2. Изготовление обуви – стежки и швы, подошва и рант, раскройка союзки.
68
Глава 3. Пряжки и прочая фурнитура.
100
Глава 4. Методы украшения.
103
Глава 5. Ремонт и перешивка.
120
Часть 3. Сандалии
123
Глава 1. Деревянные 12 – 15 вв.
125
Глава 2. Кожаные 14 – 15 вв.
138
Часть 4. Размеры и ношение обуви
Часть 5. Обувь в изображениях и литературе

2
Knight.by edition
Предисловие ко второму изданию
Прошло уже 15 лет с выхода первого издания этой книги. За это время изучение средневековых работ по коже чрезвычайно прогрессировало, особенно в континентальной
Европе. Реконструкторы по обе стороны Атлантики, базируясь на изображениях и прорисовках находок, воссоздали множество образцов обуви. Соответственно обогатилось наше понимание того, как изготавливали и носили средневековую обувь. С другой стороны, ни в Лондоне, ни где-либо в Британии нет специализирующихся по обуви археологических групп, могущих сортировать все многообразие находок по видам, периодам и качеству сохранности. В частности, более 400 разнообразнейших единиц обуви 14в. из раскопок в Baynards Castle до сих пор остаются без окончательной, точной систематизации.
Недавно был опубликован отчет по еще одной небольшой группе ископаемой обуви. Эта коллекция была собрана в раскопках на территории монастыря St. Mary Spital. Предметы замечательной по содержанию коллекции датированы концом 13в. и определенно являются аналогом обуви из лондонского собрания. Они принадлежат к типу «drawstring» и идентичны образцу из Лондона, изображенному на илл.15. Причиной особого разочарования стала неудача в поисках предметов конца 15в., описание которых могло бы продолжить эту книгу и пролить свет на серьезную проблему источника современной конструкции обуви с рантом. Если эта конструкция является кульминацией непрерывной эволюции, то где же переходный тип от «выворотной» обуви? Или все более драматично: смена приемов изготовления была радикальной свежей идеей, новым изобретением? Для этого периода одной из наиболее важных британских коллекций по-прежнему остаются находки из Moorfields в Лондоне, описанные в каталоге Ламберта в 1921г.
На другом конце временной шкалы, однако, исследователи обнаружили множество новых данных, из которых на данный момент опубликовано еще далеко не все. Одной из опубликованных работ является составленный Френсис Причард в 1991г. фундаментальный обзор обуви 10-12вв. из раскопок Лондона. Несмотря на то, что многие из описанных в этой книге групп невелики, они точно датированы и отличаются поразительным разнообразием, что, впрочем, естественно для эпохи социальных, политических и национальных сдвигов. Это исследование обеспечивает связь нашей книги с более ранней обувью и демонстрирует, например, как почти полностью исчезнувшая подошва с V-образным задником получила новое развитие с 1150г. Знания об этом периоде постоянно улучшаются и продвигаются благодаря новым находкам.
Только в четырех основных раскопах – Upper Thames Street (10в), Poultry (10-11в), Vintry
(11-12в), Guildhall (11-12в.) обнаружено более 500 единиц обуви и ее фрагментов.
Еще рано решать, ограничивать ли нашу книгу анализом точно датированных находок, состоящих из крупных фрагментов и целых образцов обуви. Или же, поскольку в
Британии очень мало ранее опубликованных работ по датировке археологических находок, будет трудно обойтись без упоминания прочих видов работ по коже. В этом издании собраны двадцать три группы находок (табл. 21) – большинство из них можно датировать с помощью дендрохронологии или по сопутствующим монетам и керамике. И это может быть использовано, что бы показать распространение типов обуви в определенные периоды времени (традиционно разбитые на отрезки по трети столетия).
Каждая датировка обычно проверяется и поддерживается новыми находками в других местах, хотя случается, что эти вещи попали в землю существенно раньше, чем это можно сказать по их лондонским аналогам. В качестве примера можно привести экземпляр типа
«front-laced» - в Лондоне он был обнаружен в слое первой половины/середины 14в., а в
Нидерландах его аналог был датирован концом 13в..

3
Knight.by edition
Еще одним аспектом обувного дела, которому уделяется недостаточное внимание и который тесно связан с вопросом датировки, является изучение изменения методов производства путем сравнения более поздних экземпляров с более ранними. Этот процесс наиболее хорошо просматривается, если на обуви есть четкие следы последующей перешивки (например, дублированные ряды швов, сделанные разными методами). Но такие случаи очень редки, т.к. мастера обычно срезали старые швы. Чаще дает результат изучение формы дополнительных позднейших вставок, использованных, например, для увеличения размера обуви, как на илл.90 и 95 настоящего издания. Возможно, что все многочастные виды средневековой обуви, в т.ч. и с составной подошвой – это результат перешивки или ремонта, хотя такой вывод на данный момент является достаточно спорным.
Еще одним направлением, которому, оглядываясь в прошлое, стоило бы уделить больше внимания, является терминология. В самом деле, термин «pattens» (деревянные сандалии, сабо) сейчас используется очень разнообразно, как для обозначения именно верхней обуви, что является более правильным, так и для обозначения сандалий на деревянной подошве, которые носились без нижней обуви. Слово «вutton» (пуговица) скорее чем использующийся сейчас термин «toggle» (клевант), может быть использовано для обозначения застежки обуви, изображенной на илл.32-34, а термин «latchets»
(шнурованные) является анахронизмом для обуви на илл.103-104, и должен быть заменен на «instep tie straps» (с завязанным шнурком подъемом).
В заключительной главе нашей книги мы пытались оценить лондонские находки в широком контексте знаний о стиле средневековой обуви, но т.к. книга была написана раньше, она, разумеется, не учитывает огромного прогресса, достигнутого европейскими учеными в 80-х – 90-х годах. Стали доступны новые возможности сравнительного поиска
– обширные публикации о находках по побережью Северного моря, в таких городах, как
Свендборг, Шлезвиг, Хедебю, Берген, в Нидерландах, в южной Германии (очень важный отчет о раскопках в Констанце).
Континентальные ученые обнаружили несколько типов обуви, которые в лондонских раскопах встречались исключительно редко. Особенно примечательны отсутствующие в
Лондоне высокие сапоги с голенищем длиной почти до колена. Их отсутствие традиционно объяснялось перешивкой при износе голенищ. Но после кропотливого классифицирования известных находок Кристиан Шнак предложил другое, очень оригинальное объяснение – эта обувь изначально является восточноевропейским типом, который очень медленно распространялся в западном направлении. Основывается это мнение на том, что такой тип обуви очень распространен на востоке вплоть до Новгорода, но крайне редко встречается западнее Шлезвига. Во многих случаях, которые можно было проследить, социальные факторы или местные традиции являются причиной различий в распространении того или иного типа обуви. Возьмем тип «slip-on». В Лондоне это не слишком обычная и сравнительно скромная обувь, по большей части обнаруженная в слоях 13в.(табл. 1-2), и только один единственный экземпляр датирован 15в.. В то же время в Германии «slip-on» отличается богатой и экстравагантной отделкой и постоянно встречается в слоях конца 14-го и всего 15-го в.в. Вообще, единственно борьба методов, в которой множество подобных стилей пересекало Европу в разное время, сейчас позволяет нам анализировать их распространение и региональные особенности настолько, насколько, могут быть обнаружены специфические характеристики в выборе материалов, вида стежков или способа вырезания сабо, которые являются местными особенностями общего стиля.

4
Knight.by edition
Мы напоминаем, что наша книга не претендует на большее, чем быть началом дальнейшего исследования. Сотни фрагментов, многие из которых просто собраны здесь, являются потенциалом для дальнейших открытий в обувном деле средневековья.
Предисловие
Предметом второго выпуска в серии книг Лондонского Музея о недавних средневековых находках в Сити является тема, в которую британская археология внесла очень небольшой вклад. Средневековая обувь, изготовленная из кожи или дерева, редко сохраняется в земле, сведения о ней обычно появляются из других источников, таких как иллюстрации манускриптов, скульптуры, письменные источники. За последние годы найдено более тысячи целых образцов и крупных фрагментов обуви, многие из них – в состоянии почти идеальной сохранности. Это достижение огромного значения, т.к. они могут обеспечить детальную информацию о конструкции, украшениях и особенностях стилей средневековой обуви. Более того, они могут обеспечить изучение развития различных стилей и их сравнительной популярности, главным образом потому, что извлечены из непрерывной серии раскопов, датированных с точностью до полустолетия или даже точнее.
Кожа может хорошо сохраняться только в анаэробных условиях и большая коллекция средневековой обуви в Лондоне объясняется уникальными условиями бассейна Темзы.
Благодаря этим условиям захоронения, обнаруженные в прибрежной полосе и русле реки при строительных и земляных работах, отличаются необычайно высоким содержанием органических предметов. До 1940 обувная коллекция была датирована по столетиям и разделена между Лондонским Музеем и музеем Гилдхолла. Но т.к. сведения о ней не публиковались ни в одном довоенном каталоге, коллекция оставалась практически неизвестной для ученых, за исключением тех, кто обследовал предметы сразу при извлечении. К сегодняшнему дню эта коллекция еще не утратила своей ценности, т.к. содержит несколько типов обуви, которые больше нигде не обнаружены. Ее значение несколько уменьшилось после находок последних двадцати лет, имеющих серьезное преимущество, т.к. они обнаружены в четко датированных слоях.
Благодаря большой удаче, первый период крупномасштабных археологических работ в
Лондоне (в 70-х – 80-х г.г.) совпал с серьезной перестройкой нескольких крупных районов города на северном берегу Темзы. Еще большей удачей явился тот метод, с помощью которого средневековые жители осушали заболоченные участки поймы – участок болота отгораживался деревянной стеной и засыпался первым попавшимся материалом, в т.ч. бытовым хламом, собранным с улиц и домов всего Лондона, затем огораживался следующий, примыкавший к первому участок и т.д. Поскольку участки засыпались последовательно, содержимое засыпки каждого из них легко и точно датируется с помощью дендрохронологического исследования остатков деревянных стен. К тому же метод датировки по сопутствующим предметам в данном случае очень затруднен – шанс найти монеты невелик, а керамика обычно фрагментарна и сильно загрязнена наслоениями. Хронологические рамки нашего издания (1100 – 1450г.г.) точно соответствуют основному периоду работ по осушению поймы, который был завершен с возведением каменных набережных вдоль большей части реки в черте города. Обувь
Саксонско-Норманнского периода, обнаруженная при раскопках в Сити и в глинистых отмелях Темзы, описана Френсис Причард в фундаментальном обзоре всех лондонских находок этого периода.
Публикации примерно полутора тысяч образцов средневековой обуви в форме как всеобъемлющей, так и легкой для восприятия, является грандиозной задачей. Каталог всех

5
Knight.by edition образцов, как полных, так и фрагментарных, тем точнее определяет ценность коллекции, чем яснее становится, где среди изобилия второстепенных вариаций и деталей находятся немногие основные стили. Введение широкой, окончательно датированной типологии является инструментом, который был изначально недоступен для изучающих британскую обувь, и это одна из главных целей настоящего издания. Разделение этой типологии на подгруппы, представленные отдельными мастерскими или фазами, остается основной задачей будущих поколений исследователей. В первой части настоящего издания весь рассматриваемый период (1100 – 1450) произвольно разделен на семь подпериодов, каждый примерно по пятьдесят лет (или по два поколения), и описываются стили, входящие в каждый из них. Для лучшего понимания образцы, представляющие каждый стиль, проиллюстрированы. Фрагменты, которые дают основания для датировок или определения сравнительной популярности стилей, обычно сведены в таблицы.
Оценка составляющих каждого стиля (типа) неизбежно является до некоторой степени субъективной, в данном случае мы проводим определение по трем основным факторам:
1. высота верхней части (союзки):
1.1 «shoes» - туфли, высота союзки ниже лодыжки;
1.2 «ankle-shoes» - полуботинки, высота союзки вровень или чуть выше лодыжки;
1.3 «boots» - ботинки, высота существенно выше лодыжки.
1.4 «high boots» - высокие ботинки, высота до половины голени.
2. форма застежки (см. илл. 1):
2.1 «slip-on» - не имеющие застежки;
2.2 «drawstring» - один или несколько шнурков, пропущенные через отверстия в союзке и один или несколько раз обмотанные вокруг лодыжки;
2.3 «toggle» - имеющие клапан, застегивающийся на пуговицу или клевант;
2.4 «side-lased» - разрез сбоку, затягивающийся шнурком по отверстиям;
2.5 «front-lased» - разрез спереди, затягивающийся шнурком по отверстиям;
2.6 «latchet» - с одним шнурком, завязанным на подъеме;
2.7 «buckled» - застегивающиеся на одну или несколько пряжек.
3. особенности выкройки – форма носка например или степень сужения подошвы.
После анализа всех факторов, итоги которого сведены в таблицы на илл.1-2, немедленно проявились особенности распространения стилей – например, доминирование застежек типа «drawstring» в середине 13в. или постепенно прогрессирующее увеличение находок с застежками типа «buckled» (начиная с середины 14в.). Некоторые тенденции, такие как рост моды на низко вырезанные «shoes» в 14в. (что резко контрастирует с популярностью
«ankle-shoes» и «boots» до и после указанного периода), скорее всего, были незаметны современникам, но другие всплески моды, более короткие, были отмечены, так что

6
Knight.by edition зачастую мода менялась с той же скоростью, что и сейчас. Модные стили обычно распространялись повсюду, и являются доминирующими в собраниях своего периода.
Типичным примером является тип «toggle shoes», который вошел в моду на короткое время в конце 13/начале 14в.в., или длинные, острые носы обуви, которые были очень популярны в начале 12в. и снова, более чем через 10 поколений, вошли в моду в конце
14в. С исчезновением «side-lased boots», на которые, возможно, смотрели скорее как на рабочую обувь, очень немногие стили существовали более столетия.
Стилистические изменения обычно сопровождаются, а в некоторых случаях и просто обусловлены развитием техники производства обуви, которое описывается во второй части настоящего издания. Например, как вы сможете увидеть, длинноносые, экстремально заниженные «shoes», очень часто встречающиеся в конце 14в. просто невозможно было изготовить двумя веками ранее, потому, что техника шитья толстым усиленным шнуром вдоль внутренних краев не позволит изготовить обувь такой формы.
Для жителей средневекового Лондона самыми важными усовершенствованиями, возможно, были те, которые делали обувь более непромокаемой – во-первых, в середине
12в. внедрение клиновидного куска кожи, который вшивался для лучшей изоляции шва между подошвой и союзкой и, во-вторых, в первой половине 15в. изобретение внешней подошвы, для предотвращения непосредственного контакта этого стыка с землей. К сожалению, современные историки проявляют больше интереса к исследованию того, как после переходного периода в конце13/начале 14в.в. обувь становилась все более стандартной по конструкции.
Ранние образцы обуви тяжелее различать по стилям, потому, что трудно полностью расправить верх из одного куска кожи и очень часто из-за дефектов кожи, из которой он сделан, приходится иметь дело с серией кусков неправильной формы. Но многие образцы конца 14/начала 15в.в. идентичны, и их детали, в сущности, взаимно заменимы. Частично это происходит потому, что верх сшивался из двух/трех кусков, они меньше, их легче сохранить в целом виде и, соответственно, стандартизировать, а частично потому, что обувщики позднего времени использовали более качественную и прочную кожу. Исходя из этого, очень заманчиво сделать еще один шаг и прийти к выводу об известном росте организации среди профессиональных обувщиков со всеми вытекающими из этого выводами относительно стандартов, обучения, распространения технологий и разделении труда между специалистами по дублению кож, раскройке, украшению обуви и т.д..
Гильдия Сапожников действительно была создана около 1270-х, если не ранее, но утрата большей части гильдейских архивов в Большом Пожаре Лондона мешает детальному исследованию ее развития в это время.
«Верхняя обувь» на деревянной подошве, описанная в третьей части нашей книги, приобрела особенную популярность только в 14в., когда уже было известно большинство утонченных форм украшения обуви – таких, как ажурная прорезка или гравированный узор, и которым требовалась защита от грязи и снега. В более ранние периоды «pattens» обычно редки в сравнении с обувью. Только с конца 14в. они появляются чаще, причем уцелевшие экземпляры, украшенные росписью, вышивкой или рельефной резьбой, принадлежали, скорее всего, зажиточным слоям населения. Но, в начале 15в. появление многослойной кожаной подошвы, которую надевали сразу поверх шоссе, без всякой обуви, сделало «верхнюю обувь» необходимой деталью для всех.
История обуви и техники ее производства подразумевает большое разнообразие и большую популярность «рынка» обуви в позднем средневековье. Такие выводы могут быть сделаны из содержания четвертой части нашей книги, где продемонстрировано, что в конце 14в. дети снабжались обувью, как только они начинали ходить. В начале 15в.

7
Knight.by edition большинство детской обуви, кажется, изготавливается так же, как и раньше. В это время она представлена типами «front-lased ankle-shoes» и «buckled ankle-shoes». И это не кажется совпадением, т.к. подобная обувь гораздо лучше подходит для детских ног, чем миниатюрные версии современных взрослых стилей, как это обычно было в прошлом. Но, насколько возможно отличить детскую обувь и оценить сравнительный размер обуви в коллекции или в сравнении с образцами из другого захоронения? Оценить первоначальный размер – это довольно трудная задача, т.к. очень часто кожа сильно и неравномерно усыхает, и пропорции находки при этом сильно искажаются. Даже когда внешний вид образца приведен в порядок и компенсирован, оказывается, что размер средневековой ноги обычно заметно меньше, чем у наших современников.
Индивидуальная специфика ношения образцов обуви – это вопрос, на который археология в силу своей материальной специфики не может ответить. Поэтому в последней части нашей книги мы попытаемся оценить, как носились образцы представленной коллекции средневековых стилей. Исходя из этого, возникает несколько основных упущений археологических источников, наиболее важным из которых являются «high boots».
Иллюстрации того времени подсказывают, что после 1300г. «high boots» носились только путешественниками или охотниками и поэтому можно не надеяться найти их в городских раскопках. Но раньше этой даты они были очень распространенным видом обуви, и то, что в лондонских раскопах 12/13в.в. не найдено ни одного образца с союзкой выше трети голени на самом деле очень странно.
Наоборот, есть сильное подозрение, что на некоторых изобразительных источниках обувь нарисована либо условно, либо допущены анахронизмы (преднамеренные или нет).
Например, вышитая или проплетенная лентами союзка – один из наиболее легко узнаваемых методов украшения обуви, такие изображения обычны для 12-13в.в. и продолжают встречаться на протяжении всего 14в. (одно из последних датировано не ранее чем 1397г.). Из двенадцати подобных образцов обуви, находящихся в лондонской коллекции, одиннадцать датированы 12в., а двенадцатый – началом 13-го. Более того, сравнение археологических находок, обычных для этого времени, наводит на мысль, что подобное украшение не зависело от социального статуса носителя обуви, что полностью противоположно впечатлению от многих изображений. Эти видимые противоречия разрешить нелегко. Возможное объяснение таково – изначально вышивка на обуви изготавливалась с применением исключительно дорогих материалов (шелковых, золотых или серебряных нитей) и была предметом роскоши, предназначенным только для зажиточных слоев населения, и лишь впоследствии эта техника была скопирована на более простом уровне для массового производства. Но в иконографии подобная обувь продолжала являться каноном, который ассоциировался с лицами высокого статуса, даже тогда, когда этот метод украшения уже полностью вышел из моды.
Подобные различия между археологическими и изобразительными источниками встречаются часто, при этом между коллекциями из Лондона и других мест существует поразительное сходство. Деревянные «pattens» конца 14в. очень похожие формой и отделкой найдены в Биллингсгейте и Ковентри. На период конца 13/середины 14в.в.
«toggle shoes» доминируют не только в лондонской коллекции, но и в других собраниях, в частности – в Шведском музее. «Latchet shoes» со слегка заостренными носами, являющиеся одним из наиболее распространенных стилей 14в. в лондонской коллекции, полностью аналогичны образцам из Амстердама. Это подтверждает однородность развития такого утилитарного предмета, как обувь, который предположительно производился в тех же городах и местностях, где и использовался. Это еще одно подтверждение интернационального характера северо-западной Европы в средние века, когда сезонные ярмарки и налаженные морские пути способствовали свободному обмену

8
Knight.by edition модами и идеями, облегчавшими труд. Таким образом, изучение представленной коллекции это вклад не только в историю Лондона, но и всей Европы.
Пока огромная коллекция обуви извлекалась из раскопов Baynards Castle и Trig Lane, стало ясно, что со временем, с имеющимся финансированием и рабочей силой, будет невозможно регистрировать и консервировать отдельно каждый фрагмент. Поэтому основной политикой Лондонского музея стало отделение комплектных или почти комплектных образцов и крупных фрагментов с деталями застежек и украшений от отдельных подошв, и одиночных небольших фрагментов, не представлявших научной ценности. Сначала регистрационная форма, в которой содержались характеристики каждого подлежащего консервации образца, включала в себя индивидуальный регистрационный номер, описание и информацию о месте находки. Позднее до консервации использовались только лейблы с номером археологического слоя и места раскопок, в котором были найдены образцы.
К сожалению, к моменту подготовки этого издания основная масса находок из Baynards
Castle была зарегистрирована только кратко. Количество подошв и фрагментов союзки из каждой связанной группы подсчитано, чтобы дать указание на количество предметов в собрании, зафиксированы характерные черты – такие как рант, выворотный рант, усиление на пятках или на верху голенища. Соответственно, их появление могло быть датировано довольно точно. Но некоторые фрагменты были очень малы, имели серьезные повреждения или неправильную форму, и не консервировались. Практически большинство образцов, представленных в этом издании, взято из зарегистрированных фондов. Каждый из них был каталогизирован и получил при систематизации свою аббревиатуру, поэтому данные могут быть легко занесены в электронную базу, как это уже сделано с «front-lased boots» 14в. или с «ankle-shoes» 12в. с расшитой союзкой, и будут легко доступны. Это даст возможность суммировать составляющие всех известных собраний и выделить иллюстрациями лучшие образцы в качестве представителей своего типа. Такой подход вызван размерами коллекции и необходимостью опубликовать ее наиболее экономичными методами, но копии полного каталога с регистрационными фондами, рассортированными по месту находки и археологическим слоям, могут быть получены с письменного разрешения управляющего архивом Лондонского Музея.
Оригиналы находок и их описания постоянно находятся в Музее, где они так же могут быть обследованы.
Определения почти всех использованных в этой книге терминов можно найти в прилагающемся словаре. Все размеры даны в миллиметрах, и длина или ширина образца означают максимальную длину или ширину. Иллюстрации даны без масштаба. В таблицах размеров обуви применена современная английская система размеров. Для компенсации «усушки» размеры образцов были увеличены. Для законсервированных методом «solvent-dry» увеличение составляет 10%, а, для законсервированных методом
«freeze-dry» - 5%. Общие таблицы типов обуви скомпилированы на базе каталогов регистрации, но, ради простоты сравнения, небольшие отдельные фрагменты (пряжечные ремни или усиления союзки), в них не включались.

9
Knight.by edition
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом