Главная страница

Шшрриихх


Скачать 0,72 Mb.
НазваниеШшрриихх
АнкорShri-Harinama-Chintamani.pdf
Дата02.04.2018
Размер0,72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShri-Harinama-Chintamani.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#3510
страница4 из 10
Каталогid152688038

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: Society.doc, Kharidev_das_-_Odukhotvorenie_uma_s_pomoschyu_osmys.djvu, Shri-Harinama-Chintamani.pdf, 002_seria.doc, Kir_Gennadiy_-_Uchimsya_chitat_ochen_bystro_s_primeneniem_NLP_me, Shrimad_Bkhagavatam.zip, Bkhakti_Vikasha_Svami_-_Dzhaya_Shrila_Prabkhupada_33.pdf, Bkhakti_Vikasha_Svami_-_Vospominania_o_Shrile_Prab.pdf, Text_i_perevod_108_imyon_Shri_Radkhiki.docx, Radkhanatkha_Svami_Puteshestvie_Domoy.doc и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ГЛАВА 4
ДЕСЯТЬ ОСКОРБЛЕНИЙ СВЯТОГО ИМЕНИ.
ПЕРВОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ - ВЫИСКИВАТЬ НЕДОСТАТКИ В ВАЙШНАВАХ
сатам нинда намнах парам апарадхам витануте
йатах кхйатим йатам катхам у сахате тад виграхам
Критиковать человека, обладающего качествами садху, либо намереваться причинить ему вред — серьезное оскорбление Святого Имени. Ибо как может Господь стерпеть подобное отношение к тому, кто распространяет славу
Святого Имени?
* * *
Слава, слава Господу Чайтанье, без которого не мыслит своей жизни Гададхара Пандит!
Слава, слава Господу Нитьянанде, без которого не мыслит своей жизни Джахнави Деви!
Слава Адвайте Ачарье, супругу Ситы!
Слава Шривасу и всем преданным Господа!
* * *
Господь Чайтанья сказал: «О Харидас, теперь подробно опиши, в чем состоят оскорбления Святого
Имени».
Харидас Тхакур ответил: «О Господь, слова, которые я произношу, вкладываются в мои уста Тобой, я — лишь

------
This file was downloaded from http://hari-katha.org
страница
13 из
35 инструмент».
Писания говорят о десяти видах оскорблений Святого Имени, и преданному следует опасаться их совершения.
Эти оскорбления таковы:
1. Поносить вайшнава или даже просто критиковать его.
2. Считать, что полубоги способны действовать независимо от Кришны.
3. Непочтительно относиться к духовному учителю.
4. Непочтительно относиться к священным писаниям.
5. Давать собственные толкования Святому Имени, а также считать величие Святого Имени плодом воображения.
6. Совершать греховные поступки в расчете на искупительную силу Святого Имени.
7. Давать Святое Имя людям, не имеющим веры и потому не готовым принять его.
8. Приравнивать повторение Святого Имени к материальному благочестию.
9. Быть невнимательным, произнося Святое Имя.
10. Оставаться равнодушным к Святому Имени, несмотря на понимание его величия. Другими словами, продолжать отождествлять себя с материей и мыслить в категориях «я» и «мое».
Сейчас я объясню их одно за другим. О Господь, дай мне сил избежать этих оскорблений!
Садху-нинда
Первое оскорбление, называемое садху-ниндой, состоит в том, что человек критикует или осуждает садху. Это крайне разрушительно для духовного развития.
Признаки садху
В одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам», Уддхава перечисляет Кришне качества садху:
1.Дойалу — милосердный;
2. Сахишну — обладающий терпимостью;
3. Сама — уравновешенный;
4. Дроха шунья врата — совершающий аскезы, не приносящие вреда телу;
5. Сатьясара — правдивый;
6. Вишуддхатма —чистый;
7. Парахита рата — помогающий всему человечеству;
8. Каме акшубхита буддхи — тот, чей разум свободен от вожделения;
9. Данта — владеющий чувствами;
10. Акинчана — не имеющий собственнических представлений;
11. Мриду — мягкий;
12. Паримита бходжи — соблюдающий меру в еде и проч.;
13. Сантаман — умиротворенный;
14. Аниха — тот, кого не интересуют материальные дела;
15-Дхритиман — терпеливый;
16. Стхира — стойкий;
17. Кришна эка шарана — преданный исключительно Кришне;
18. Апраматта — не пренебрегающий своими обязанностями;
19. Сугамбхира—очень серьезный;
20. Виджита шад гуна — победивший шесть инстинктов;
21. Амани — не требующий почтения к себе;
22. Манада — почтительно относящийся к другим;
23. Дакша — умелый;
24. Аванчака — не склонный к обману и лицемерию;
25. Гьяни — сведущий в писаниях;
26. Шучи — чистый.
Является кто-либо садху или нет, можно судить по наличию этих качеств. При этом, однако, следует иметь в виду, что вышеупомянутые признаки подразделяются на две категории: главные (сварупа-лакшана) и второстепенные
(татастха-лакшана). К категории сварупа-лакшана относится исключительная преданность Кришне, а все остальные признаки являются производными от этого главного качества. У того, кому выпала удача встретиться с вайшнавом, может появиться интерес к Святому Имени, и он начнет повторять имя Господа. Приняв прибежище лотосных стоп
Кришны, такой человек обретает главное качество садху, а все остальные качества появятся по мере того, как он будет продолжать повторять Святое Имя. Таким образом, качества татастха-лакшана являются сопутствующими, или второстепенными, по отношению к сварупа-лакшана. И тем не менее, у истинного вайшнава несомненно проявятся все эти качества как следствие надлежащего повторения Святого Имени.
Положение человека в системе варн и ашрамов, а также соответствующие этому положению качества и склонности, относятся к внешним различиям и никоим образом не определяют, является данный преданный садху или нет. Главным отличительным признаком садху является его полная преданность Кришне, а она не зависит ни от варны, ни от ашрама.
Поведение садху-грихастхи
О Господь, на примере Рагхунатхи даса Ты показал, как должен вести себя вайшнав-грихастха. Ему не следует быть слишком привязанным к своей семье, его не должны очаровывать чувственные наслаждения и ум его должен быть всегда сосредоточен на служении Кришне, — так домохозяин сможет постепенно пересечь океан материального существования. Лучше иметь все необходимое для жизни и одновременно развивать отречение, чем быть псевдо-
санньяси, носящим шафрановые одежды, и в то же время наслаждаться материальной жизнью. Внутренне всегда следует быть сосредоточенным на Кришне, а внешне действовать в соответствии со своим положением в системе
варнашрамы. Таких вайшнавов-грихастх Кришна быстро вызволяет из океана самсары.
Поведение садху-санньяси
Когда Рагхунатха дас оставил семейную жизнь, Ты дал ему наставления о том, как должен вести себя человек, принявший отречение.
Вайшнав-санньяси не должен слушать разговоры материалистичных людей; также он сам не должен говорить на

------
This file was downloaded from http://hari-katha.org
страница
14 из
35
материальные темы. Ему не следует есть изысканную пищу и носить роскошную одежду. Постоянно повторяя Святое
Имя, он должен всем выражать почтение и не требовать почтения к своему телу. Его медитацией должно быть вечное служение Радхе и Кришне во Врадже.
Главное — предаться имени Кришны. Это общее отличительное качество всех садху, будь то грихастха или
санньяси, шудра или брахман. Однако второстепенные признаки могут несколько различаться в зависимости от варны и ашрама.
Недостатки садху
Если в человеке присутствует преданность Господу, то даже наличие у него каких-либо недостатков не лишает его статуса садху, такого человека все равно следует почитать. В «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам» Кришна дает нам это наставление, и я полностью принимаю его.
О Господь, Ты открыл мне одно глубокое заключение. Говорится, что для того, кто развил вкус к повторению чистого имени, достаточно один раз произнести имя Господа, чтобы уничтожить последствия всех своих грехов.
Другими словами, грех не может присутствовать в том, кто обрел вкус, ручи. Хотя в таком человеке и можно заметить остатки грехов, в конечном счете все они исчезнут под воздействием Святого Имени. И поскольку все остатки грехов вскоре исчезнут, нужно относиться к такому преданному как к праведнику.
Конечно, если материалист заметит в преданном какие-то остатки греха или же вспомнит о его прошлых грехах, он может посчитать, что такой преданный находится на том же уровне, что и грешник-материалист. Вследствие этого, он может подвергнуть садху несправедливой критике, а это и является садху-ниндой. Писания называют такого критикана пашанди — негодяем и атеистом. Тому, кто совершает эту нама-апарадху', придется испытать на себе последствия гнева Кришны.
Как распознать истинного садху
Только тот, кто предан исключительно Кришне и всегда воспевает Его имя, может считаться садху. Поэтому объявляющий себя садху, но не имеющий подлинной преданности Кришне — шарлатан. Истинный садху смиренно служит Кришне и смиренно повторяет Его имя, себя же он считает самым жалким негодяем. Сознавая свою незначительность, будучи смиреннее травинки .и терпеливее дерева, он не ожидает почтения к себе, но всегда оказывает почтение другим. Пребывая в таком умонастроении, садху воспевает Святое Имя и так обретает любовь к
Кришне.
Когда я слышу, как такой преданный произносит Святое Имя, я почтительно кланяюсь ему, ибо он — истинный
садху. Такой вайшнав — океан милосердия, друг всех живых существ и духовный наставник всей вселенной; именно по его милости другие обретают бхакти. Поэтому всякий, кто посмеет критиковать чистого преданного, отправится в ад на бесчисленное количество жизней.
Духовное могущество садху
Бхакти, духовная энергия Кришны, состоящая из хладини и самвит шакти, пребывает в чистом преданном, поэтому, соприкасаясь с ним, можно получить кришна-бхакти. Именно по этой причине могущественными средствами взращивания преданности являются остатки пищи чистого преданного, вода, которой ему омывали стопы, и пыль с его стоп. Даже просто находясь рядом с чистым преданным в течение некоторого времени, можно ощутить энергию бхакти, исходящую от его тела. Если человек обладает сильной верой, он сможет удержать эту энергию в своем сердце. Тогда он также обретет бхакти, и тело его затрепещет от экстаза.
Таким образом, достаточно просто постоянно находиться рядом с вайшнавом, чтобы в сердце быстро развилась
бхакти. Вдохновляемый бхакти, такой человек начнет повторять Святое Имя, и Святое Имя наделит его всеми благими качествами, отличающими истинного вайшнава*.
Будучи духовным проявлением дживы, бхакти поддерживает дживу и совершенствует ее. Когда живое существо избавляется от анартх, бхакти начинает изливаться из его сердца.
* Путь обретения бхакти таков: совершенный преданный дает бхакти начинающему преданному.
Четыре вида садху-нинды
Вайшнава могут критиковать по следующим причинам:
- за низкое происхождение;
- за прошлые грехи или совершенные в прошлом ошибки;
- за непреднамеренные греховные поступки;
- за остатки прошлых греховных привычек.
Хотя эти недостатки могут присутствовать в вайшнаве, это не является достаточным основанием для того, чтобы критиковать его. Тот же, кто, несмотря на это, все-таки осуждает вайшнава, будет наказан Ямараджем. Вайшнав
повсюду распространяет славу имени Господа, и поэтому Господь не потерпит подобной критики. Однако в чистом преданном такие недостатки полностью отсутствуют.
Как выражать почтение садху
Вайшнав — лучший из людей, ибо ради имени Кришны он оставил религиозные обряды, практику йоги и умозрительную философию. Никого не критикуя, чистый преданный просто предается Святому Имени. Кем бы он ни был — санньяси или грихастхой — следует страстно желать пыли с его лотосных стоп. Об уровне вайшнава судят по тому, насколько он привязан к Святому Имени, а происхождение, социальный статус, ашрам, богатство, эрудиция, молодость, красота, сила и количество последователей не имеют к этому никакого отношения.
Истинный вайшнав избегает садху-нинды
Итак, отличительным признаком человека, который обрел прибежище Святого Имени, является отсутствие склонности критиковать вайшнавов. Напротив, он всегда почтителен к ним.
Святое имя пребывает там, где присутствует бхакти, а бхакти пребывает в сердце истинного преданного. И поскольку бхакти не уживается с садху-ниндой, у того, кто критикует садху, не может быть бхакти; следовательно, такой человек не может считаться преданным. Склонность критиковать вайшнавов перерастает в апа-радху, а это уже серьезное препятствие на пути развития бхакти. Поэтому искренний преданный не позволяет себе критиковать садху; напротив, он всегда ищет общения с ними, стремится служить им и слушать их наставления.
Причины садху-нинды
Неуважение к преданным возникает от общения с непреданными, и потому вайшнаву следует всячески избегать

------
This file was downloaded from http://hari-katha.org
страница
15 из
35 такого общения.
Асат-санга, общение с материалистами, бывает двух типов: общение с женщинами и общение с теми, кто лишен преданности Господу. «Общаться с женщинами» означает непосредственно общаться с ними, не принимая во внимание ведическую традицию, либо с теми, кто общается с женщинами недолжным образом. Первую из этих категорий можно разделить еще на две:
- общение с женщинами, не разрешенное писаниями;
- когда в законном браке муж находится «под каблуком» у жены.
Общение считается правильным только в том случае, если отношения скреплены браком, а муж действует в соответствии с правилами семейной, жизни. Согласно этим правилам, жена должна быть покорна мужу, а муж должен действовать как истинный вайшнав. Любое другое общение с женщинами называется материальным, асат.
Общение с непреданными бывает трех типов: общение с майавади, общение с притворщиками и общение с атеистами. Майавади думают, что как Господь, так и дживы временны, а мурти Господа — материально.
Притворщики изображают из себя преданных ради того, чтобы заработать на жизнь, но на самом деле лишены истинной преданности и отречения. Атеисты же вообще не верят в Бога.
Такие люди могут объявлять себя преданными, либо слыть преданными среди других, однако, если человек отвергнет их общество, он не совершит садху-нинды. Если же кто-то будет критиковать преданного за это, такого человека также следует отвергнуть и впредь избегать. Оставив дурное общение, являющееся причиной садху-нинды, серьезный преданный несомненно обретет сокровище кришна-премы по милости Святого Имени.
Три категории преданных
Таким образом, для успешного продвижения к высшей цели, прете, нужно научиться отличать преданного от непреданного, чтобы ненароком не оскорбить вайшнава, а также уметь распознать общество непреданных и избегать его. Помимо этого, следует научиться различать вайшнавов в соответствии с уровнем их духовного развития и строить отношения с ними на этой основе.
Вайшнавы подразделяются на три категории. Вайшнава-прайа, или полу-вайшнав, это человек, обладающий некоторой верой в Кришну, но не имеющий желания служить преданным. Такой человек не может считаться истинным вайшнавом, он — вайшнава-абхаса, слабое подобие вайшнава. Тем не менее, его также причисляют к
вайшнавам, чтобы он мог быть допущен в общество истинных преданных, строго следующих наставлению избегать общения с непреданными.
Такой преданный-неофит именуется каништха-вайшнавом, материалистичным преданным, однако по милости чистых преданных он также может очиститься и подняться до более высокого уровня.
Мадхъяма-вайшнав признает возвышенное положение преданных Господа и всегда общается с ними. Он твердо убежден в том, что Кришна — Сам Господь, а дживы — Его вечные слуги; что высший путь духовного развития —
бхакти, а цель его — према. Он сострадателен к каништха-вайшнавам, чья вера невелика, и сторонится непреданных.
Такой преда.нный-мадхьяма понимает, что разные виды общения приводят к различным результатам. Он считается чистым преданным, шуддха-вайшнавом, ибо способен произносить чистое Святое Имя, а не нама-абхасу.
Мадхъяма-вайшнав способен отличить истинного преданного от непреданного и делает это на практике, поскольку понимает, что его духовный рост напрямую зависит от правильного общения. Однако ему нужно быть очень осторожным, ибо, если он допустит ошибку в своей оценке, ему грозит вайшнава-апарадха.
Уттама-вайшнав, вайшнав высшего уровня, видит Кришну во всем сущем и потому не проводит различий между преданными и непреданными. И поскольку он не делит людей на друзей и врагов, на преданных и непреданных, наставление служить преданным к нему неприменимо. Он просто наслаждается нектаром Святого
Имени.
Преданный-каништха находится на стадии нама-абхасы, и потому ему неведомо, как правильно относиться к
Кришне, преданным и Святому Имени.
Преданный-мадхьяма повторяет чистое имя и способен распознать нама-апарадху в повторении Святого Имени.
Преданный-уттама — выше любых оскорблений, ибо он осознал присутствие Кришны повсюду и почитает Его во всем сущем.
Из трех категорий вайшнавов требование проводить различие между разными уровнями преданных относится к
преданному-мадхьяме. Благодаря этому он сможет получить максимальное благо от общения с садху и от служения им.
Поэтому крайне важно подняться до уровня мадхьяма-бхакты, ибо мадхьяма-бхакта может правильно оценить себя и свое место в преданном служении, а затем предпринять необходимые шаги для того, чтобы неуклонно двигаться вперед. Правильное понимание своего духовного уровня позволит преданному общаться с равными преданными, служить более опытным старшим вайшнавам, избегать общества непреданных (асат-санги) и давать духовные наставления новичкам. Так, избегая садху-нинды и повторяя Святое Имя, преданныи-мадхьяма будет неуклонно совершать духовный прогресс.
Лекарство от садху-нинды
Если человек случайно оскорбил преданного, он должен искренне раскаяться, пасть к его стопам и молить о прощении: «О прабху, пожалуйста, простите меня! Смилостивитесь над этим мерзким богохульником!» И поскольку преданный по природе очень милосерден, смягчившись, он обнимет оскорбителя и простит его.
Харидас Тхакур завершил свое объяснение словами:
«Выполняя Твое указание, о Господь, я рассмотрел первое оскорбление. Прими, пожалуйста, это как подношение
Твоим лотосным стопам».
Святое Имя — источник всех благословений, и тому, кого подобно пчеле, ищущей мед, всегда влечет к лотосным
стопам Харидаса Тхакура, оно станет дороже жизни.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом