Главная страница
qrcode

Симон Ушаков новаторство и традиционализм в русском иконописании


НазваниеСимон Ушаков новаторство и традиционализм в русском иконописании
Дата25.12.2019
Размер1.34 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСимон Ушаков.docx
ТипЛитература
#158366
Каталог

Симон Ушаков:

новаторство и традиционализм в русском иконописании.

Чудинович Е.В.

Оглавление


1. Введение 1

2. Симон Ушаков – новатор или традиционалист? 1

3. Заключение 3

4. Литература 3

5. Иллюстративный материал 4

1. Введение.

Симон Ушаков (1626-1686гг.)был одной из центральных фигур в искусстве XVII века. Он стоял во главе царской иконописной палаты и образовал целую школу иконописцев. Ушаков был человеком новой эпохи, новым типом мыслителя и творца. Будучи новатором в искусстве, он в то же время понимал ценность старинных традиций русской культуры и тщательно оберегал их.

Однако, до сих пор мастерство Симона Ушакова не находит однозначной оценки, и существуют два лагеря, которые с разных позиций оценивают творчество художника-иконописца. Одни считают, что он спас древнерусскую живопись, согрел её и дал второе дыхание. А другие утверждают, что Ушаков фактически уничтожил русскую иконописную школу и превратил икону в картину.
2. Симон Ушаков – новатор или традиционалист?

Одним из самых ранних произведений Симона Ушакова является икона «Богоматерь Владимирская» (рис. 1), написанная по заказу игумена Московского Сретенского монастыря Дионисия. Она относится к числу тех икон Ушакова, где тяготение к «живоподобному» стилю еще не проявило себя в полной мере. Сумрачный колорит иконы и темные оливковые поля отсылают к образцам русской иконописи XVI века. Но со временем в иконе Ушакова появляются новые черты, а именно:

- отказ от иконной обратной перспективы;

- стремление к анатомичной правильности образов;

- вводится светотень;

- появляются элементы пейзажа;

- вводится «живоподобие». (3)

Очень выразительно о Симоне Ушакове как реформатореговорит один из самых излюбленных сюжетов его творчества – образ Спаса Нерукотворного (рис. 2), который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии. Но почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, необходимо обратится к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова.

Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя. И от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах. (1)

Примеромживоподобногоушаковского стиля является и икона Троицы (рис. 3), созданная по заказу греческого купца и дипломата Николая Николетты. Об этом свидетельствует надпись на греческом языке, поставленная в нижней части иконы.Симон Ушаков повторяет общую композиционную схему прославленной иконы Андрея Рублева «Троица», заимствуя позы, жесты, рисунок складок на одеждах ангелов. Однако, дворец на заднем плане написан уже в прямой перспективе. Три ангела за трапезой восседают в мире совершенном, благоукрашенном, в мире, устроенном по премудрости Божией, где все прекрасно и гармонично.

Симон Ушаков очень любил писать иконы Богородицы, в которых стремился передать красоту земного мира и красоту тепла человеческой души. Одна из самых прославленных и знаменитых его икон – это Киккская(Кипрская) икона Божией матери (рис. 4), восходящая к чудотворному образу монастыря Хиландар на Афоне и чтимая на всем греческом Востоке в XVI-XVII веках. Эта икона не просто красива, она изыскано красива. Здесь и тончайший травяной узор, который так полюбился мастерам XVII в., здесь и нежнейшие переливы цвета. Ушаков не пользуется локальными красками, у него воздушный, звенящий перелив из прозрачно-салатового в тепло-золотисто-розово-красный. На примере данного образа четко видно, что художник ставит на одну ступень икону и искусство. (2)

Для Симона Ушакова труд иконописца – это уже не безымянный молитвенный подвиг, а творение красоты во славу Бога и отечества. В русском искусстве зазвучали новые интонации – о высоком говорили по земному, о прекрасном –с сердечной теплотой. Творчество наполнилось человеческой радостью о Боге.
3. Заключение.

Симон Ушаков был человеком своего времени и в его произведениях отразились важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. Именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы существовавших тогда художественных центров.

Если рассматривать Симона Ушакова в одном ряду с его великими предшественниками-иконописцами, то получается, что:

- в XIV в. византиец Феофан Грек читал проповедь;

- в XV в. Андрей Рублев молился;

- на рубеже XV и XVI вв. Дионисий пел вместе со всеми присутствующими в храме и на небесах райскую праздничную песнь;

- а XVII в. Симон Ушаков тихо говорил слова проникновенные, простые и теплые о Царствии Небесном, о вере, надежде и любви. (2)

Таким образом, можно сказать, что в XVII в. появляется новое понимание красоты, новое понимание благочестия, и на этом заканчивается древнерусское искусство.

4. Литература.

1. Левон Нерсесян. Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (видеоэкскурсия) //
2. Вера Донец. Иконописец Симон Ушаков //




5. Иллюстративный материал.



Рис. 1. Владимирская икона Божией Матери.


Рис. 2. Спас Нерукотворный.


Рис. 3. Троица.


Рис. 4. БогоматерьЕлеуса-Киккская.
перейти в каталог файлов


связь с админом