Главная страница
qrcode

Словарь по административному праву Апатрид


Скачать 129.55 Kb.
НазваниеСловарь по административному праву Апатрид
Анкорslovar po administrativnomu pravu.pdf
Дата21.10.2017
Размер129.55 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаslovar_po_administrativnomu_pravu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43926
Каталогid145698048

С этим файлом связано 68 файл(ов). Среди них: Trenirovochny_variant_3_ot_03_10_2016g_EGE_po_obschestvoznaniyu_ и ещё 58 файл(а).
Показать все связанные файлы

Словарь по административному праву
Апатрид (от греч. apatris — лишённый отечества, лишённый родины), лица без гражданства, т. е. не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве. Состояние лица в безгражданстве возникает, как правило, в силу расхождения законодательств различных стран о гражданстве. В некоторых государствах в таком состоянии оказываются, например, женщины в результате заключения, брака с иностранцем в том случае, когда государство, в гражданстве которого состояла женщина до брака, признаёт принцип «жена следует гражданству мужа», а государство, в гражданстве которого состоит её муж, не предоставляет ей автоматически гражданство на основании заключения брака. Наиболее распространённый случай безгражданства — выход или исключение лица из гражданства, если оно не приобретает гражданства другого государства (например, лишение гражданства политического эмигранта).
Апатриды подчиняются законам страны пребывания, однако их правоспособность ограничена; они обычно не пользуются избирательными и иными правами, которые предоставляются только гражданам. С другой стороны, Апатриды не пользуются теми правами, которые данное государство предоставляет иностранцам в силу международных договоров, они не могут пользоваться дипломатической защитой.
Волюнтаризм (от лат. volutas — воля) — философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин волюнтаризм введен Ф. Теннисом в 1883.
Хотя его восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс
Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии
(Фихте,
Шеллинга,
Гегеля)
Волюнтаризм. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. Наиболее развитой формы волюнтаризма достиг у Ницше, который сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин волюнтаризм используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.
Гипотеза - это часть административно-правовой нормы, содержащая указание о фактических условиях реализации нормы. Гипотеза, как условие применения нормы, далеко не всегда выражена в ней самой и может находится, например, в водной части, в общих положениях или других актах.
Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне").
Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ и
Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности".

Гражданское общество - совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.
Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера.
Дееспособность - способность физического лица своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В РФ ( по общему правилу) возникает с 18 лет.
Деликвент (лат. Delinquens) - лицо, совершившее правонарушение, нарушение законных прав; противоправные действия, в результате которых был причинен вред или ущерб; правонарушение, повлекшее за собой причинение вреда или ущерба. В праве термин, используемый для обозначения лиц с социально отклоняющимся поведением
(преступников и др.).
Деликт (лат. delictum - нарушение, вина) — то же, что проступок (гражданское, административное, дисциплинарное правонарушение); сам термин деликт не применяется в законодательстве РФ, но широко используется в научно-правовой литературе
Диспозиция - это часть административно-правовой нормы, которая определяет правила поведения (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания).
Должностное лицо - это служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия, а также руководить подчиненными им работниками и давать им обязательные к исполнению распоряжения.
Выделяют должностных лиц государственных органов и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций. И те, и другие могут быть субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства. При этом необходимо учитывать, что должностные лица государственных органов могут реализовывать особые полномочия.
Они имеют право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении.
Это полномочия административной власти. Ответственность за нарушения, допущенные должностными лицами при реализации полномочий административной власти, налоговым законодательством не устанавливается. Так, например, злоупотребление властью руководителя налоговой инспекции при разрешении спора с налогоплательщиком будет рассматриваться не как нарушение налогового законодательства, а как должностное правонарушение.
Естественное право - в теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Естественное право выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. Естественное право его содержание варьировалось в зависимости от исторических условий, а также социально-политических позиций его выразителей.

Закон - юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения, регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающий наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.
Закон "О государственной тайне" содержит подробный перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, как-то: различные сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; внешней политики и экономики; разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Закон определяет критерии, принципы, в соответствии с которыми органы защиты государственной тайны должны осуществлять засекречивание сведений: законность, обоснованность, своевременность. Не должны засекречиваться сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах; о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина: о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о нарушении законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Инвестиционная политика - политика капиталовложений, ориентированная на достижение определенных целей (безопасность, высокие прибыли, возможность постоянного обладания наличностью и т.д.).
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Истец - лицо, которое обратилось в суд, арбитражный суд или третейский суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Это лицо, в защиту субъективных прав и охраняемых законом интересов которого возбуждено гражданское дело в порядке искового производства в суде общей юрисдикции, арбитражном или третейском суде. По законодательству РФ истцом вправе выступать как граждане, так и юридические лица, полагающие, что их права нарушены или оспорены.
Для того чтобы выступать в качестве истца лицо должно обладать право - и дееспособностью
Кибернетика - в классической версии термин «кибернетика» обозначает науку об управлении государством. Используя вероятностно-статистический подход и методику моделирования, она изучает гомеостатные, то есть саморегулирующиеся системы, наиболее сложной из которых выступает социум.
Компетенция - (лат. competentio от соmpeto- добиваюсь, соответствую, подхожу) - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов
(органов местного самоуправления).
Материальное право - совокупность норм права, непосредственно регулирующих конкретные общественные отношения (семейные, гражданские, колхозные, юридическая ответственность за правонарушения и т. д.). Материальное право - система правовых норм. обеспечивающих воздействие государства на общественные отношения путем их прямого, непосредственного правового регулирования. От Материального права принято отличать процессуальное право, которым закрепляют формы и порядок реализации материального права., условия его защиты. М. п. подразделяется с учетом иерархии норм и предмета регулирования на отрасли (конституционное, гражданское, трудовое,
административное, уголовное и др.) и институты права (избирательное, пенсионное, право собственности и др.). Материальное право. отражает экономические отношения в государстве и политический строй, обслуживает их, изменяясь вместе с ними. Переход от централизованной экономики советского государства к экономике свободных рыночных отношений потребовал существенных реформ многих отраслей права.
Монополия - исключительное право производства, торговли и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще -исключительное право на что-либо. Монополия называют также крупную фирму, имеющую решающую роль в какой-либо сфере деятельности или нескольких таких сферах. Монополистическая структура рынка возникает, когда отдельный предприниматель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного продукта и услуг. Тип экономических отношений, при котором предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительный потребности, называют монополизмом.
Основы конституционного строя -– это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство .Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства .Ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства, в которых находят выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской
Федерации характер конституционного государства.
Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской
Федерации характер конституционного государства.
Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами
Правовая форма управления — это внешне выраженное и юридически оформленное действие органа управления публичной власти (или должностного лица), осуществляемое в пределах его компетенции и вызывающее определенные правовые последствия.
Правовое государство - в политико-юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство неотъемлемый элемент демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была сформулирована
И. Кантом.
Правовой статус личности - определяется всей совокупностью прав и свобод человека и гражданина , отраженных в нормах всех отраслей действующего права Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы . Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом :” Конституционные (основные) права и свободы,
принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством , составляющие ядро правового статуса личности .”
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина .
Правопорядок - состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.
Предусматривает решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, восстановление нарушенных субъективных прав. Правопорядок - воплощение законности в конкретных волевых отношениях, урегулированных правом, в системе прав и обязанностей их участников, результат неукоснительного исполнения юридических предписаний. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. Правопорядок тесно связан с демократией. Не может быть демократическим общество, где существует хаос, анархия и произвол государственного аппарата. Правопорядок - социальная ценность, основа нормальной жизни общества, благополучия человека и его уверенности в завтрашнем дне.
Правоспособность - способность физического лица быть носителем прав и обязанностей данной страны. Основным принципом, из которого исходит право развитых стран, является принцип равной гражданской правоспособности, независимо от пола, имущественного положения и расы. Правоспособность возникает с рождения и исчезает со смертью.
Принцип разделения властей - требование к построению структуры государственного управления, выражающееся в разделении целостной, совокупной государственной власти на несколько "ветвей". Принцип разделения властей есть распределение власти между отдельными государственными органами, взаимодействующими друг с другом на основе относительно взаимонезависимого положения.
Несамодостаточность отдельных государственных органов власти ставит их в зависимость друг от друга в процессе ее осуществления. В то же время независимость их положения, с точки зрения осуществления управленческих полномочий, не позволяет каждой "ветви" в отдельности монополизировать власть. Принцип разделения властей является основой для системы "сдержек и противовесов", условием функционирования демократической системы управления. Независимость положения отдельных органов власти обеспечивает их раздельным формированием посредством института выборов
Процессуальные документы - документы, составляемые в ходе расследования, рассмотрения и разрешения уголовного дела и в его рамках, которым по прямому указанию закона должна быть придана процессуальная форма.
Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного
движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.
Система - означает организованные определенным образом взаимозависимые структурные соединения (элементы), имеющие специальные управленческие функции.
Система управления включает в качестве самых крупных структурных соединений
(элементов) субъект и объект управления. Однако превращение многочисленных разнообразных и разрозненных элементов в систему достигается только тогда, когда между ними устанавливаются взаимозависимые связи и непрерывные отношения, а также достигается такой уровень саморегуляции и организованности, который позволяет решать поставленные задачи и цели, качественно осуществлять управленческие функции. В
"системе", являющейся цельным и законченным образованием, каждый ее структурный элемент, имеющий относительную самостоятельность и независимость, решает отдельную задачу и осуществляет конкретную функцию; этот процесс в конечном итоге направлен на обеспечение функционирования системы в целом.
Собственность - это принадлежность объектов, средств и продуктов производства юридическим и физическим лицам. Право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом. Как юридическая категория - принадлежность имущества определенным лицам - индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (право собственности в субъективном смысле). 2. Как экономическая категория - общественно- производственное отношение по поводу присвоения лицами - индивидуумами и коллективами - предметов природы, естественных и созданных трудом. Гражданско- правовой институт, представляющий совокупность юридических норм, регулирующих экономические отношения собственности методами гражданского права (право собственности в объективном смысле). 4. Само имущество, принадлежащее какому-либо субъекту на праве собственности.
Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Управленческие решения различаются: - по времени управления на стратегические, тактические, оперативные; - по степени участия специалистов на индивидуальные, коллективные, коллегиальные;
- по содержанию управленческого процесса на социальные, экономические, организационные, технические.
Факультативные признаки - это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. Они присутствуют не во всех составах административных правонарушений, но в случае включения их в конструкцию конкретного состава являющихся для квалификации в соответствии с его признаками обязательными.
Финансовый бюджет - занимает центральное место в финансовой системе любого государства - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК
РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий,
реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Юридическое лицо - организация, имеющая обособленное (на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления) имущество, отвечающая им по своим долгам и способная от своего имени участвовать в гражданском обороте к в судебных спорах (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Гражданское законодательство РФ закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К их числу относятся: а) организационное единство; б) имущественная обособленность: в) самостоятельная имущественная ответственность по своим долгам; г) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.
Организационное единство характеризует юридическое лицо как одно целое, которое способно решать определенные гражданско-правовые, имущественные задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления.
Юрисдикцонная деятельность - термин "юрисдикция" образован от сочетания латинских слов jus и dicere и переводится как разрешение конфликта или применение подлежащей властью установленных правил. В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение в необходимых случаях при негативной оценке их поведения предусмотренных действующим законодательством мер государственного
(юридического) принуждения. Под административной юрисдикцией следует понимать: во-первых, рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере государственного управления (исполнительной власти), а во- вторых, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях.

перейти в каталог файлов


связь с админом